Научная статья на тему 'Национальная идентичность и инновационная символическая политика Сочи–2014'

Национальная идентичность и инновационная символическая политика Сочи–2014 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2014 Г. В СОЧИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акопов Сергей Владимирович

Статья посвящена анализу символической политики, проводимой Организационным комитетом XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Исследуется то, как зрительные образы и вербальные тексты раскрывают символическую политику строительства новой российской политической идентичности и что представляют собой элементы этой новой политической идентичности. Рассмотренные в ходе анализа факты свидетельствуют в пользу вывода о том, что Россия движется в направлении построения менее националистической по своему характеру и более гибкой и открытой политической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Identity

The article provides a study of the symbolic policies of the Russian Sochi 2014 Olympic Committee. We explore how do Sochi 2014 visual images and verbal texts represent the symbolic policy of a new Russian political identity and what is this new political identity about? The facts considered during the analysis undertaken in this paper can be interpreted as evidence in favor of the conclusion that Russia is moving towards constructing a less nationalist-based and more flexible and open political identity.

Текст научной работы на тему «Национальная идентичность и инновационная символическая политика Сочи–2014»

С. В. Акопов S. V. Akopov

Национальная идентичность и инновационная символическая политика Сочи-2014

National Identity апй Innovative Symbolical Policy оf Sochi—2014

Акопов Сергей Владимирович Akopov Sergey Vladimirovich

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch of the

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Russian Presidential Academy of National Economy and

Кафедра политологии Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат политических наук, доцент Chair of Political Science

sergakopov@gmail.com Ph. D. on Political Science, Associate Professor

sergakopov@gmail.com

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, Российская Федерация, национальная идентичность, символическая политика

KEY WORDS

Sochi 2014 Winter Olympic Games, Russian Federation, national identity, symbolic policy РЕФЕРАТ

Статья посвящена анализу символической политики, проводимой Организационным комитетом XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Исследуется то, как зрительные образы и вербальные тексты раскрывают символическую политику строительства новой российской политической идентичности и что представляют собой элементы этой новой политической идентичности. Рассмотренные в ходе анализа факты свидетельствуют в пользу вывода о том, что Россия движется в направлении построения менее националистической по своему характеру и более гибкой и открытой политической идентичности.

ABSTRACT

The article provides a study of the symbolic policies of the Russian Sochi 2014 Olympic Committee. We explore how do Sochi 2014 visual images and verbal texts represent the symbolic policy of a new Russian political identity and what is this new political identity about? The facts considered during the analysis undertaken in this paper can be interpreted as evidence in favor of the conclusion that Russia is moving towards constructing a less nationalist-based and more flexible and open political identity.

А

>

С

о

Статья посвящена анализу символической политики, проводимой Организационным комитетом XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. Исследуются следующие вопросы: как зрительные образы и вербальные тексты раскрывают символическую политику строительства новой российской политической идентичности; отличается ли эта политика принципиально от той, что проводилась

в СССР в 1980 г. во время проведения Олимпиады в Москве; где именно проходят эти отличия; наконец, что представляют собой элементы этой новой символической политики.

Официальный бренд Сочи-2014 включает в себя следующие слова: «Современные Олимпийские игры придуманы идеалистами. Теми, кто задает новые стандарты и выбирает новые пути развития. Мы тоже верим, что спорт при-

о ближает эру гармонии, доверия и со-^ трудничества. Мы хотим, чтобы Игры ^ в Сочи стали символом мирного и со-^ держательного диалога культур... Мы ^ хотим, чтобы берег, разделяющий горы и море, служил не границей, а пространен ством для общения, диалога, обмена

СО 4

о идеями»1.

< Мы находим подтверждение этому с: среди людей, назначенных официаль-х ными послами Олимпийских игр 2014 г. 2 Среди них есть много тех, кто широко н- признан за пределами России: выиграв-^ ший в 2008 г. конкурс «Евровидение» с: певец Дима Билан или топ-модель и благотворительница Наталья Водянова. Другие больше похожи на международного уровня интеллектуалов: Юрий Вяземский (писатель, полиглот, профессор МГИМО) и Валерий Гергиев (художественный руководитель Мариинского театра). Другой официальный посол — всемирно известный джазовый музыкант Игорь Бутман, олицетворение того, что старый советский лозунг: «Сегодня он любит джаз, а завтра Родину продаст»2, — уже вышел из политического оборота. Еще одним отличием от советских времен является то, что Организационный комитет Сочи-2014 не боялся выбирать в качестве послов игр российских знаменитостей, которые временно или постоянно проживали на тот момент за пределами РФ: теперь бывший профессиональный хоккеист НХЛ Александр Овечкин постоянно жил и работал в тот момент в США, в то время как Наталья Водянова — в Великобритании. Более того, Олимпийский комитет России признал целесообразным поручить Овечкину и Водяновой ведущие роли во время презентации Сочи-2014 на церемонии закрытия Олимпиады-2010 в Ванкувере. Подобное было бы невозможно в рамках идеологии 1980-х гг. летних Олимпийских игр в Москве.

1 См.: Официальный сайт XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. иЯ1_: Ь|Пр://шшш^осЫ2014. com/games/strategy/brand/ (дата обращения: 05.02.2013).

2 Сегодня он любит джаз, а завтра Родину продаст // Правда. 1956. 22 апреля.

Инновационный характер Олимпиады в Сочи отразили и сами имена стадионов и арен будущих Зимних игр. Несмотря на то что есть и традиционные названия, такие как Центр санного спорта «Санки», ледовая арена «Шайба», большой ледовый дворец «Большой» (как будто напоминание о Большом театре). Тем не менее наряду с традиционными названиями есть и вполне инновационные (например, Комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура»). Помимо этого, изначально главный Олимпийский стадион в Сочи должен был называться «Фаберже». Однако оргкомитет изменил свое решение, назвав стадион, где будет проходить церемония открытия Олимпиады, «Фиштом» — в честь вершины, расположенной в западной части Кавказа в Республике Адыгея. Этот олимпийский стадион будет расположен в Олимпийском парке таким образом, что зрители будут иметь великолепный вид: на север — Кавказские горы, на юг — побережье Черного моря; уникальная особенность ландшафта Сочи. Полупрозрачная поликарбонатная кровля придаст главному стадиону образ снежной вершины, которая гармонично вольется в открывающуюся из Имеретинской низменности панораму ледников Кавказских гор.

«Фишт» также будет одним из принимающих стадионов во время Чемпионата мира по футболу 2018 г. Представляется, что в случае «Фишта» (вместо «Фаберже») именно инновационный экологически взвешенный подход одержал победу над традиционным национальным стереотипом.

Несмотря на то что организаторам было трудно избежать соблазна и не назвать комплекс для прыжков с трамплина «Русские горки» («RusSki Gorki»), тенденция в сторону более инновационных и транснациональных названий спортивных сооружений очевидна, особенно в сравнении с символической политикой Олимпиады 1980 г. в Москве. Тогда в СССР многие названия олимпийских спортивных арен носили имена большевистских лидеров или идеологических организаций (Центральный

стадион Красной Армии (ЦСКА), Центральный стадиона имени В. И. Ленина, Стадион юных пионеров).

Так как до 7 февраля 2014 г. мы не сможем проанализировать саму церемонию открытия Олимпиады, то можно рассмотреть ее символическую политику на примере презентации Сочи-2014 на церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере 28 февраля 2010 г. Каждый шаг той восьмиминутной церемонии содержал важный набор смыслов, адресованных в символической форме всему международному сообществу. Сначала процедура передачи олимпийского флага сопровождалась воспроизводством традиционных национальных символов: Тройка, Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, музыка Чайковского, скульптура «Рабочий и колхозница», монумент «Покорителям космоса». Чтобы отразить мозаику современной русской идентичности, танцоры трех крупнейших театров русского балета представили специальные костюмы, отражающие различные аспекты истории и культуры России: Россия фольклорная, Россия имперская, костюмы в память о Великой Отечественной войне.

Тем не менее презентация Сочи-2014 в Ванкувере также подчеркнула, что представление о современной России останется не до конца раскрытым, если опираться исключительно на ее традиционный имидж. Среди неожиданных образов, иллюстрирующих цели строительства обновленной российской идентичности: балерина на сноуборде, артисты балета в костюмах, символизирующих нанотехнологии, оперная певица Мария Гулегина, исполняющая арию из оперы Бородина «Князь Игорь» в костюме жар-птицы, одновременно стоя на вращающейся сфере, символизирующей инновационное будущее российской науки. Все эти представления сопровождались сюитой Свиридова «Время, вперед!», символичной во всех отношениях.

Другая интересная особенность бренда Сочи-2014 — попытка создать новый визуальный образ, сочетающий в себе функциональность и инновационность,

который «представляет миру Россию о сегодняшнюю, раскрывает ее для по- н коления Интернета»1. Это можно рас- ^ сматривать как попытку выстроить диалог с поколением российской молодежи, g родившимся уже после «перестройки». L-Официальный логотип — «Sochi 2014. о RU» — напоминает о недавно запущен- о ном проекте Российской Кремниевой < долины в Сколково. Строительство и ^ продвижение нового привлекательного х имиджа Россия как центра «высоких тех- 2 нологий» призвано захватить внимание н-молодых людей внутри и за пределами ^ страны, может быть использовано как щ фактор дополнительной политической мобилизации. Иными словами, идеология зимних Олимпийских игр в Сочи может рассматриваться как инструмент для дальнейшей интеграции и институ-ционализации российской молодежи в общественно-политическую жизнь.

Одним из важных механизмов социальной мобилизации также является волонтерская программа «Сочи-2014». По данным официального сайта (vol. sochi2014.com), в первые же несколько дней с момента начала набора волонтеров для Сочи-2014 оргкомитет получил около 10 000 заявок. В марте 2012 г. число людей, желающих стать волонтерами игр в Сочи, достигло 55 000 (наибольший уровень участия показывают молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет). Наибольшее количество заявок на тот момент времени поступило из Краснодарского края (почти 8000). Москва и Московская область удерживали второе место в отношении числа заявок (более 5100 заявок). Санкт-Петербург и Ленинградская область находились на третьем месте с почти 3100 желающих стать волонтерами в Сочи2. На 1 февраля 2013 г.

1 См.: Официальный сайт XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. URL: http://www.sochi2014. com/games/strategy/brand/ (дата обращения: 05.02.2013).

2 Волонтеры «Сочи 2014» помогут звездам мирового спорта. URL: http://vol. sochi2014.com/about/facts/ (дата обращения: 05.02.2013).

о уже поступило более 150 000 заявок.

^ Регистрация волонтеров заканчивается

^ 1 марта 2013 г.

^ Практика работы волонтерами, до по-

^ следнего времени особенно распространенная в западных странах, может стать

о уникальным опытом, который подтолкнет

со

о многих молодых россиян к изучению ино-< странных языков и к активному участию в с общественной жизни. В то же время обух чение и практика иностранных языков на 2 Играх в Сочи, а также общение в интерна-н- циональной среде могут способствовать ^ кристаллизации у молодых людей более с открытых для международного сообщества идентичностей.

В целом факты, рассмотренные в ходе нашего анализа, могут быть интерпретированы как свидетельства в пользу вывода, что Россия движется в направлении построения более инновационной и менее выраженной в национальном отношении символической политики идентичности. Выбор официальных послов Игр, названия спортивных сооружений будущей Олимпиады, презентация Сочи-2014 во время церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере подтверждают наш вывод. Тем не менее трудно делать окончательные выводы до официального открытия Олимпиады. Хотя один из способов спрогнозировать будущее уже сегодня — это попробовать посмотреть на Сочи-2014 в более широком контексте, увидев его как одно из звеньев в цепи глобальных спортивных мероприятий, организуемых в последнее время в России.

Речь идет о летней Универсиаде 2013 г. в Казани и о Чемпионате мира по футболу в 2018 г. Символы чемпионата мира по футболу пока нам не известны, но в 2010 г. Россия выиграла право провести это мероприятие у Испании/ Португалии (которые заняли второе место) и Бельгии/Нидерландов. Это лишнее свидетельство позитивного международного имиджа и влияния России, по крайней мере среди Исполнительного комитета ФИФА, 13 членов из которых (против — 9) проголосовали в пользу России. «Никогда еще Кубок мира не

проводился в России или в Восточной Европе, да и Ближний Восток и арабский мир тоже ждали этого долго. Так что я считаю себя счастливым президентом, когда мы говорим о развитии футбола. Я рад, что комитет ФИФА решил идти на новые земли», — отметил по этому поводу президент Международной федерации футбольных ассоциаций Йозеф Блаттер1.

Лозунг Олимпиады 2012 г. в Лондоне — «Вдохновляя поколение»; 2010 г. в Ванкувере — «С пылающими сердцами»; 2008-го в Пекине — «Один мир, одна мечта»; 2006-го в Турине — «Страсть живет здесь»; 2004-го в Афинах — «Добро пожаловать домой!». 24 сентября

2012 г., за 500 дней до церемонии открытия XXII Олимпийских игр, Оргкомитет Сочи-2014 также объявил свой лозунг: «Жаркие. Зимние. Твои» («Hot.Cool. Yours»). Последнее слово — «твои» — символизирует личную сопричастность Олимпиаде, показывает, что, хотя Сочи-2014 — крупномасштабный национальный проект, каждый может радоваться победам, испытывать гордость и сопереживать. Президент Оргкомитета Дмитрий Чернышенко отметил, что «слоган зимних Игр в Сочи удачно выражает многообразие национального характера России, при этом он получился очень личным, близким каждому. Слоган „Сочи-2014" говорит, что нельзя не участвовать, нельзя не смотреть, нельзя не переживать, и стоит гордиться потому, что это наши Игры»2. Девиз летней Универсиады

2013 г. в Казани «U Are The World2» имеет два значения: «Ты — это мир» и «Универсиады — это целый мир»3.

1 Longman J. Russia and Qatar Win World Cup Bids // New York Times. December 2. 2010. URL: http://www.nytimes.com/2010/12/03/sports/ soccer/03worldcup.html?_r=2&hp&. Retrieved October 15, 2012.

2 У Игр 2014 года в Сочи появился свой слоган: [Электронный ресурс] URL: http:// www.sochi2014.com/mobileru/news/59551/ (дата обращения: 05.02.2013).

3 Девиз Всемирных универсиад. URL: http:// kazan2013.ru/ru/about_universiade (дата обращения: 05.02.2013).

Таким образом, в целом атмосфера Сочи-2014 сильно отличается от Олимпийских игр 1980 г. в Москве, которые (в ответ на ввод войск СССР в Афганистан) бойкотировали 65 стран. Сегодня очень символично, что организационные комитеты — и Универсиады в Казани, и Олимпиады в Сочи — выбрали лозунги, подчеркивающие более личностный оттенок Игр, хотят быть с россиянами на ты» («Жаркие. Зимние. Твои»). Это — большая перемена для российской идеологии, в основном ориентированной в советское время на коллективизм. Эту перемену можно рассматривать как визуальный признак зарождения новой российской полити-

ческой идентичности. Однако еще бо- о

лее важным является желание россий- ^

ских властей и оргкомитета Сочи-2014 ^

строить инновационный политический ^

ландшафт по принципу именно снизу ^ вверх. Эта тенденция символической

политики Сочи-2014, направленная на о

конструирование более индивидуализи- о

рованных, более ситуативных и гибких <

идентичностей, может быть в значитель- ^

ной степени тождественна концепци- х

ям «космополитического национализ- 2

ма» [3, р. 187], «транснационализма» [2, н-

р. 259-260] и «трансверсальности» [1, ^

с. 15], выступающим против политиче- ° ской философии «столкновения цивилизаций» (см.: [4]).

Литература

1. Колесников А. С. Становление мировой философии в условиях постглобализации // Диалог философских культур: Россия—Восток—Запад. СПб., 2011.

2. Bourne R. The Radical Will: Selected Writing, 1911-1918. N. Y., 1991.

3. Guibernau M. The Identity of Nations. Polity, Cambridge, 2010.

4. Huntington S. Who Are We? The Challenges to America's National Identity. N. Y., 2004.

References

1. Kolesnikov A. S. Formation of world philosophy in the conditions of post-globalization // Dialogue of philosophical cultures: Russia — the East — the West. SPb., 2011.

2. Bourne R. The Radical Will: Selected Writing, 1911-1918. N. Y., 1991.

3. Guibernau M. The Identity of Nations. Polity, Cambridge, 2010.

4. Huntington S. Who Are We? The Challenges to America's National Identity. N. Y., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.