Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2020
И.В. КАРАВАЕВА
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ РАН
В статье рассматриваются основные направления развития теоретических исследований проблем экономической безопасности в Институте экономики РАН. Показано, как за относительно короткий период теоретических исследований в данной области - менее четверти века - в отечественной экономической науке происходило формирование авторских концептуальных подходов к обоснованию и характеристике категории «экономическая безопасность» в работах ученых ИЭ РАН - Л.И. Абалкина, В.К. Сенчагова и др. Представлен процесс реализации теоретических разработок стратегии национальной экономической безопасности в практике государственного управления и обеспечения защиты экономических интересов и социальной стабильности российского общества. Акцентируется внимание на актуализации исследований в области социально-экономической безопасности в современной экономической науке. Обозначены теоретические подходы к определению новых приоритетов в стратегии национальной экономической и социально-экономической безопасности, а также роль академической науки в их разработке. Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическая безопасность, стратегия экономического развития, риски экономического и социального развития. JEL: H110, H560, А130. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10013
Понимание экономической безопасности как объективного явления национального уровня впервые появилось в условиях глобального экономического кризиса конца 1920-1930-х годов в США в процессе поиска путей выхода из Великой депрессии. Начиная с 1933 г. администрация Ф.Д. Рузвельта проводила экономическую политику, получившую название Новый курс (New Deal), цель которой состояла в выводе страны из масштабного экономического кризиса. В рамках Нового курса Ф.Д. Рузвельт создал специальный государственный орган - Комитет по экономической без-
опасности (Committee on Economic Security, CES). Основными мерами по обеспечению национальной экономической безопасности стали: совершенствование государственного регулирования, направленное на ограничение недобросовестной конкуренции, формирование антимонопольного законодательства, а также реализация государственной социальной политики - финансовой поддержки безработного и нетрудоспособного населения США.
Впоследствии тематика национальной экономической безопасности получила свое дальнейшее развитие в академических исследованиях и в научной публицистике развитых странах мира в связи с глобальным нефтяным кризисом 1973-го г., а затем и с мировым экономическим кризисом семидесятых годов ХХ в. В России начало активного обращения к тематике национальной экономической безопасности следует отнести к периоду 1990-х годов, когда возникли потребности в разработке принципиально новых подходов к защите национальных экономических интересов в условиях жесточайшего системного кризиса.
Формирование и развитие направления «национальная экономическая безопасность» в исследованиях Института экономики РАН
В тематику Института экономики РАН теоретические исследования проблем экономической безопасности прочно вошли начиная с 1994-1995 гг. Приоритетное влияние на развитие этой области исследований в отечественной экономической науке оказали работы Л.И. Абалкина, в том числе те, которые были написаны им еще до официального закрепления в терминологии российской государственной политики категории «экономическая безопасность», так и те, которые были опубликованы в период создания Совета Безопасности Российской Федерации и принятия Федерального закона «О безопасности»1. В этих работах [1; 2; 3] Л.И. Абалкин, всегда очень чуткий к тому, что происходило за шторами его академического кабинета, исследовал актуальнейшие для переходной экономики России возможности определения и парирования угроз формирующейся постсоветской экономике и новому социальному устройству российского общества.
Одной из первых работ Л.И. Абалкина по данной тематике стала статья «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение» [1], вышедшая в журнале «Вопросы экономики» в декабре 1994 г., что практически совпадает с началом научной разработки этой темы
1 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности». www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/.
в Институте экономики РАН. В данной статье академик Абалкин определил экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [1, с. 12].
А уже в 1999 г. в выпущенной в издательстве «Экономика» под научной редакцией акад. Абалкина «Экономической энциклопедии» [2] и в монографии Л.И. Абалкина «Россия: поиск самоопределения. Очерки» (М.: Наука, 2002 г.) [3] были представлены концептуально сформировавшиеся серьезные теоретические обоснования подходов к развитию данной проблемы. В частности, в первом разделе своей монографии, в очерке «Экономическая и социальная безопасность. Угрозы и их отражение (концептуальные подходы, долг и функция государства, современные угрозы)», академик Абалкин писал, что «экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экономических бедствий» [3, с. 85]. Он подчеркивал: «Здесь все взаимосвязано: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами» [3, с. 85].
Чрезвычайно важно то, что Леонид Иванович рассматривал обеспечение экономической безопасности как неотъемлемую обязанность и функцию российского государства. Еще на рубеже XX и XXI вв. им был поставлен вопрос о необходимости и возможности включения стратегии национальной безопасности в концепцию государственного управления и планирования. Л.И. Абалкин подчеркивал, что задачей государства является четкое определение современных для каждого этапа развития внешних и внутренних угроз национальной экономике. При этом базовая деятельность государства в этой области определяется им как «...разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической и социальной безопасности страны» [3, с. 94].
В целом значение работ Л. И. Абалкина в формировании теоретических взглядов на проблемы национальной экономической безопасности следует характеризовать как первый и крайне важный этап теоретических исследований в этой области отечественной науки. При этом необходимо отметить, что с самого начала своих исследований по данной тема-
тике Леонид Иванович уделял особое внимание и социальной составляющей экономической безопасности, также как и В.К. Сенчагов, но несколько позже.
Сегодня при исследовании различных внешних и внутренних негативных воздействий на национальную экономику, системных рисков для развития национальных и региональных социумов, коррупционных аспектов воздействия на отечественный бизнес и проявление недобросовестной конкуренции категория «экономическая безопасность» уже традиционно используется и признана научным сообществом. Она вошла в вузовские учебники, в правительственные документы и законодательные акты. Экономическая безопасность сегодня - это и область знаний, и неизменная составляющая экономики. Наиболее обобщенно ее характеризуют как процесс устойчивого развития экономики, формирующий неоспоримую способность страны сопротивляться внешним и внутренним негативным воздействиям.
Однако рассматривая категорию «экономическая безопасность», и Л.И. Абалкин, и В.К. Сенчагов писали о ее внутренней структуре, включающей в качестве важнейших составляющих:
- экономическую независимость, которая в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, но означает сохранение неизменной возможности контроля государства за национальными ресурсами [4,с. 90];
- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающую защиту собственности во всех ее формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности [4, с. 93];
- способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики [4, с. 86].
Особое внимание Л.И. Абалкин уделял такому обязательному условию обеспечения экономической безопасности государства, как создание в стране обстановки доверия народа к власти: «...это ключ, который позволит снять противоречия .экономического и социального роста, сделать его необратимым» [4,с. 108]. Здесь уже сделан шаг к включению в неотъемлемое единство экономической и социальной безопасности также внутренней политической стабильности, выражающейся в высоком доверии подавляющего большинства населения руководству страны, в отсутствии значительных оппозиционных сил, в удовлетворенности большинства населения своей жизнью. В качестве факторов, обеспечивающих доверие народа к власти, здесь позиционируется множество показателей, характеризующих экономическую и социальную составляющую этой категории: приемлемые темпы экономического роста
и уровня доходов населения, последовательное снижение уровня бедности, наличие доступных и качественных услуг медицины, образования, структур социальной поддержки, а также обеспеченность жильем, бытовая комфортность и т.д. Нельзя не согласиться с академиком Абалкиным в том, что потеря внутренней политической стабильности, потеря доверия народа к власти из-за низких экономических и социальных показателей намного более разрушительны для национальной безопасности, чем ставшие привычными западные санкции, внешнеполитические русофобские настроения и иные внешние негативные воздействия.
Исходя из этих позиций, логично прийти к следующему выводу: поскольку экономическая безопасность государства и его территорий представляется как единство безопасности общества, региональных социумов, человеческой личности, а также государственных и общественных институтов, постольку правомерно говорить о социальных аспектах экономической безопасности и о правомерности исследований явления «социально-экономическая безопасность». Данное понятие, в расширительной трактовке концепции экономической безопасности, более точно отражает не только взаимозависимость, но и равнозначность защиты и позиций национального предпринимательства, и национальной экономики в целом, так и национального социума [5, с. 8].
Главным условием и отправной точкой обеспечения реализации всех базовых направлений экономической безопасности остается ее финансовая составляющая. Также как и при реализации плана Рузвельта в начале 1930-х годов в США, где впервые возникло понятие «национальная экономическая безопасность», также как и в условиях холодной войны 1960-1970-х годов ХХ в., когда решался вопрос национальной безопасности СССР, так и сейчас в основе обеспечения экономической безопасности РФ лежит формирование необходимой финансовой базы, т. е. необходимых объемов финансирования, способных:
- обеспечить формирование инвестиционной структуры отечественной экономики в соответствии со стандартами современного этапа НТР;
- предоставить средства на трансформацию социальной структуры российского общества - на резкое сокращение уровня бедности, улучшение жилищных условий, повышение качества всех ступеней образовательной системы и системы здравоохранения, на стимулирование населения к капитализации доходов и развитие предпринимательской деятельности.
Весь опыт истекших лет, анализ фундаментальных проблем подсказывают, что экономическая безопасность, включающая в себя
и необходимые социальные аспекты, не растворяется в национальной безопасности и даже не локализуется достаточно формально в принятой Стратегии обеспечения экономической безопасности до 2030 г., но трансформируется в самостоятельное теоретическое направление научных исследований. Это потребует системного осмысления и перевода проблемы институтов и механизмов обеспечения комплексной экономической безопасности в сферу стратегического планирования, ее органического встраивания в систему проектно-стратегических институтов социального государства, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.
Многолетние исследования и опыт передовых стран показывают, что обеспечение экономической безопасности в стратегическом развитии страны - это многогранная комплексная проблема, которая предполагает:
- активные управленческие действия со стороны органов государственной власти с целью устойчивого социально-экономического развития России, общества, индивидуальности/личности;
- доминирование профилактических и предупредительных мероприятий в обеспечении экономической безопасности;
- постоянное совершенствование методов борьбы с противоправной экономической деятельностью.
Обеспечение социально-экономической безопасности, рассматриваемое в стратегическом контексте, возможно лишь при условии сочетания комплекса мер, который включает в себя широкий спектр направлений взаимосвязанного развития экономики и социума как во внутренней, так и в международной сферах.
Следует также подчеркнуть, что в настоящее время сложилось четкое категориальное определение экономической безопасности, которое в работах исследователей Института экономики РАН трактуется существенно шире и объемней, чем только как процесс стабильного и устойчивого развития экономики. Базовым ее условием является также включение социального фактора, поэтому мы вправе говорить о явлении национальной социально-экономической безопасности.
Социально-экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучается совокупность факторов и условий развития национальной экономики, способных обеспечить конкурентоспособный экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей национального социума, высокое качество управления, защиту экономических и социальных интересов на международном, государственном и личном уровнях. Социально-экономическая безопасность является составной частью безопасности национальной, формирует ее экономический фундамент и гарантирует социально-политическую стабильность в обществе.
Реализации теоретических разработок стратегии национальной экономической безопасности в управленческой практике
Важным стимулом развития теоретических исследований проблем экономической безопасности стало поручение Институту экономики РАН от Совета Безопасности РФ и от Министерства экономического развития РФ выполнить некоторые работы для этих ведомств, касающиеся проблем экономической безопасности. Это происходило во второй половине 1990-х годов прошлого века. Л.И. Абалкин, бывший тогда директором Института экономики РАН, поручил выполнение этой работы Центру финансово-банковских исследований, возглавляемому В.К. Сенчаговым.
Интересна предыстория появления этой темы в плане научных исследований Института экономики РАН. В 1995 г. Совет Безопасности РФ провел всероссийскую конференцию по проблемам экономической безопасности. К участию в этом форуме были приглашены губернаторы, мэры крупных городов и ученые, в том числе от Института экономики РАН были приглашены Л.И. Абалкин и В.К. Сенчагов. Профессор Сенчагов дал серьезное теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы, а его доклад был отмечен как верно характеризующий ситуацию с формированием экономических рисков в стране. В итоге Советом Безопасности Российской Федерации и Минэкономразвития РФ были сформированы заказы фундаментальной науке по разработке данной тематики, и Институт экономики РАН в числе первых получил эти заказы.
Таким образом, теоретические исследования проблем экономической безопасности вышли из чисто научных рамок на уровень подготовки государственных программных документов. В.К.Сенчагов стал членом Научного совета Совета Безопасности РФ. А тема «Экономическая безопасность» стараниями В.К. Сенчагова и при поддержке Л.И. Абалкина была возведена ВАК РФ в ранг тем для защиты кандидатских и докторских диссертаций и заняла прочное место в ряду отечественных теоретических исследований в экономической науке.
Важным направлением работы Института экономики РАН также стала ежегодная аналитическая оценка Прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета Российской Федерации. Теперь эта оценка стала даваться с учетом защиты от угроз экономической безопасности. В результате был сделан важный теоретический вывод о том, что именно характер федерального бюджета в определяющей мере влияет на изменения уровня экономической безопасности. Следует отметить, что эта, совершенно новая для переходной экономики теоретическая позиция обоснования
тесной взаимосвязи характера федерального бюджета и состояния национальной экономической безопасности стала важным направлением в теоретических исследованиях различных аспектов данной проблемы. И сегодня экспертная оценка проекта федерального бюджета ежегодно проводится Институтом экономики РАН во многом именно с этих позиций.
Существенным вкладом теоретических исследований Института экономики РАН в управленческую практику стала также разработка и принятие в 1996 г. Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)2- первого государственного документа, посвященного проблемам национальной экономической безопасности. Эта стратегия разрабатывалась в аппарате Совбеза, при активном участии В.К. Сенчагова и других сотрудников Института экономики РАН, особенно в части некоторых теоретических положений. Крайне важным было положение этой стратегии о том, что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном планах.
Необходимо также отметить, что в базовом разделе этой стратегии была дана характеристика следующих угроз экономической безопасности: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформирование структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества; применение методов недобросовестной конкуренции. Как видим, эти угрозы актуальны и сейчас.
В государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации были также впервые сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям эффективного развития экономики страны. Этими критериями в соответствии с позицией Л.И. Абалкина и В.К. Сенчагова являются: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения; устойчивость финансовой системы; рациональная структура внешней торговли; поддержание научного потенциала страны; сохранение единого экономического пространства, создание условий, исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов [3;4]. Таким образом, в стра-
2 Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».шшш.соп8икап1:.шМоситеп1:/соп5_^с_ЪАШ_92725 (дата обращения: 04.12.2019).
тегии были заложены базовые теоретические определения критериев, определяющих безопасное состояние национальной российской экономики, необходимое для ее развития, которые, к сожалению, так и не достигнуты до сегодняшнего дня.
Логичным дополнением данного обоснования стало формирование в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации системы индикаторов и механизмов экономической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности. Здесь особое значение приобрело требование мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, а также разработка нормативных и пороговых (предельных) значений экономической безопасности по ее основным критериям.
Также в этот период были осуществлены весьма полезные преобразования в системе государственного управления: например, поручение Минэкономики в ежегодном прогнозе социально-экономического развития разрабатывать раздел о динамике уровня экономической безопасности. И в течение ряда лет эти условия соблюдались. Было также принято решение о создании в ряде министерств и ведомств административных подразделений, специально занимающихся проблемами экономической безопасности. В Минэкономики и в некоторых других ведомствах это было сделано.
Следует отметить, что реализация Указа Президента России №608 от 29 апреля 1996 г. о Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации была рассчитана на 3-5 лет действия, как указывалось в самой стратегии. В итоге деятельность административных подразделений, специально занимающихся проблемами экономической безопасности в ряде министерств, была охарактеризована как экономически успешная и в ситуации снятия остроты проблемы экономической безопасности в 2008 г. завершена.
Следующий же вариант Стратегии экономической безопасности был разработан и принят только в 2017 г. [5] и оказался недостаточно эффективным. Сегодня уже и во властных структурах, и в экономической науке и публицистике на повестке дня остро стоит вопрос о корректировке действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в условиях сложнейших экономической, социальной и политической ситуациях в стране.
Развернулась широкая дискуссия о направлениях корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на основе определения современных национальных приоритетов экономического и социального развития. При этом параллельно широко обсуждается вопрос о необходимости включения уже скорректированной Стратегии национальной безопасности в концепцию государственного стратегического планирования, формируемую сегодня на наших глазах.
О необходимости определения новых приоритетов национальной экономической и социальной безопасности
Сегодня направления научных исследований Института экономики РАН в области экономической безопасности существенно расширились. Они охватывают наиболее острые проблемы обеспечения экономической и социальной безопасности России в современном мире: исследуются вновь возникшие внешние факторы, негативно влияющие на экономическую безопасность России; усиление санкци-онного давления, в том числе в высокотехнологичных секторах; сохраняющуюся зависимость экономики страны от методов формирования цен на энергоносители. Очевидно, что в современном мире обострились и дифференцировались кризисные явления, стала более жесткой борьба за интеллектуальные ресурсы.
В этих условиях Россия позиционируется как глобальный игрок, а ее экономическая и социальная безопасность рассматриваются через призму формирования новых межгосударственных коалиций. Вопросы экономической и социальной безопасности приобретают сегодня все большую актуальность. Это обусловлено сложившимися тенденциями в политическом, экономическом и социальном развитии, которые формируются под воздействием разнонаправленных трендов в развитии мирохозяйственных связей, новыми демографическими, технологическими, экологическими и другими вызовами.
Новыми гранями оборачивается процесс международной экономической глобализации, который формирует целый комплекс экономических, социальных, демографических, экологических рисков. Постоянно усложняется геополитическая и геоэкономическая обстановка. Широким фронтом разворачиваются санкционные войны. Растет давление на Россию со стороны США, Великобритании и поддерживающих их государств. Чтобы выжить в этом турбулентном мире и занять достойное место в мировой экономической системе, Россия должна, наконец, преодолеть экономический застой и перейти к динамичному росту с темпами, опережающими мировые. В то время как наше правительство постоянно борется за поддержание экономической и, прежде всего, финансовой стабильности, все больше людей осознает, что реформирование ключевых сфер жизни в стране важнее, чем минимизация уровня инфляции и неизменяемость налоговых ставок [5, с. 195-196].
Традиционные и вновь возникшие направления парирования угроз национальной безопасности, исследуемые в работах сотрудников института, позволяют оценить риски и конкретизировать проблемы обеспечения социально-экономической безопасности Россий-
ской Федерации, наметить подходы к устранению сформировавшихся внешних и внутренних рисков с использованием планового, бюджетного, ценового и административного регулирования.
Рамки научных исследований ученых Института экономики РАН за последние несколько лет существенно расширились и сегодня включают самый широкий спектр направлений [4; 7; 8; 9; 10; 11], в том числе:
- проблемы институциональных основ формирования и обеспечения национальной безопасности в контексте глобальных вызовов современному российскому обществу, включая политические, демографические, миграционные и пр. вопросы;
- пространственные проблемы развития российской экономики, необходимость учета социально-экономических особенностей развития регионов с целью определения факторов и условий их экономической и социальной безопасности;
- императивы повышения национальной продовольственной безопасности России в совокупности с обеспечением устойчивого развития в условиях ухудшения экологической ситуации;
- организационно-правовые условия реализации требований экономической безопасности в системе государственного стратеги-рования и планирования и еще целый комплекс проблем.
Очевидно, что базовые проблемы экономической безопасности нашей страны оказывают и в будущем, несомненно, будут оказывать решающее влияние на определение внутренней, включая региональную, и внешней политики России, на развитие методов государственного управления и совершенствование его социальных аспектов.
Как видим, при относительно небольшом для отечественной экономической науки периоде развития теоретических исследований в области оценки и регулирования процессов национальной экономической безопасности были достигнуты значительные успехи. Опыт практической реализации теоретических разработок за последние годы также был существенно расширен3. Буквально за несколько последних лет в стране
3 Аналитические и экспертные материалы, подготовленные по запросу федеральных органов законодательной и исполнительной власти в 2017-2019 гг.: Информационно-аналитические материалы ИЭ РАН «О научно обоснованных подходах к формированию национальной системы управления рисками экономической безопасности» по распоряжению ООН РАН для подготовки ежегодного доклада Президенту РФ по проблемам национальной экономической безопасности от 18.10.2017 №14000 - 2113 325; Научно-аналитическая записка по проблемам состояния экономической безопасности в рамках реализации национального стратегического приоритета «Экономический рост» по запросу ФАНО России от 9.02.2018 г. №007 36 07/13 о подготовке предложений к ежегодному докладу Правительства РФ Президенту РФ о состоянии экономической безопасности; Замечания и предложения ФГБУН Институт экономики Российской академии наук по проекту Федеральной концепции системы управления
были приняты новые важные для развития методов реализации национальной экономической безопасности документы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»5.
Сегодня перед Институтом экономики РАН очередной раз стоит задача сохранить, нарастить, систематизировать, а главное - предложить обоснованные подходы к реализации результатов теоретических исследований в области национальной социально-экономической безопасности в ее новой, расширительной трактовке.
В таких условиях на первый план со всей очевидностью выходит необходимость выстраивания парадигмы стратегического управления, основанной на системе среднесрочных планов и на выборе приоритетов социально-экономической безопасности, а также инструментов и механизмов их реализации.
В первую очередь это Стратегия социально-экономического развития РФ, которая в значительной мере является определяющей для других документов стратегического планирования. В соответствии с 172-ФЗ Стратегия социально-экономического развития РФ и Стратегия национальной безопасности РФ должны быть согласованы и взаимоувязаны, так как концептуальные положения в сфере обеспечения
рисками (ФСУР) в области экономической безопасности, разработанные по заданию ФАНО России от 01.03.2018 № 007-33-07/17 для Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ; Предложения Института экономики РАН, подготовленные в соответствии с планом работы Секции по проблемам стратегического планирования научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (Пр-247 от 20.02.2019 г.), по теме «О методических рекомендациях по реализации стратегических национальных приоритетов в сфере обеспечения национальной (экономической) безопасности в документах стратегического планирования»; Аналитическая записка «О научных подходах к определению стратегических национальных приоритетов при корректировке Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», подготовленная по заданию ООН РАН №14000-2113/251 от 28.08.2019; Предложения Института экономики РАН по теме «Прогноз рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности РФ на 2021-2026 гг. с учетом факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в области науки, технологий и образования». Подготовлены в соответствии с запросом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за №МН - 81/23. ДСП от 30.10.2019 г. и пр.
4 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669.
5 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.
национальной безопасности «основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»6 (ч. 5 ст. 18 172-ФЗ) [3].
В этой ситуации задачей российской академической науки становится разработка новых научных подходов к определению стратегических национальных приоритетов, необходимых в условиях концептуальной корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. А поскольку уровень экономической безопасности крайне подвижен во времени, характер и перечень вызовов и угроз меняются часто, объективно необходимо ставить вопрос о разработке и законодательном закреплении механизма последовательной корректировки стратегических национальных приоритетов РФ. Это станет логичным продолжением предложений проф. В.К. Сенчагова [10] относительно обязательного присутствия в каждой государственной программе специального раздела о воздействии данной программы на реализацию требований национальной экономической безопасности с указанием:
- какие риски ожидаемы в период реализации программы и как они могут быть компенсированы;
- какие именно требования стратегий безопасности реализуются в данной программе;
- какие показатели предельных величин установлены по этим требованиям, и в какой мере реализация соответствующей программы обеспечивает достижение зафиксированных значений или приближение к ним.
* * *
Необходимо помнить, что характер и перечень вызовов и угроз национальной экономической безопасности объективно меняется в соответствии с изменением экономической и социальной ситуации как извне, так и внутри страны.
Более того, в условиях пандемии 2020 года мы наблюдаем абсолютно новое явление: очевидный приоритет социальных интересов общества в ликвидации угроз жизни и здоровья населения по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. В условиях эпидемиологического кризиса на наших глазах происходит активный процесс перераспределения максимально возможного объема производственных ресурсов с экономических на социальные цели. Впервые практически всеми странами соци-
6 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.
альный фактор воспринимается не как некое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности, а ее неотъемлемая приоритетная составляющая. Более того, мировыми политическими лидерами, представителями общественности, предпринимательским сообществом со всей очевидностью осознается и повсеместно обсуждается противоречие социальных и экономических интересов в рамках явления «национальная экономическая безопасность» и ведутся активные поиски возможностей для снятия этих противоречий.
Для экономической науки это означает необходимость скорейшего развития теоретических позиций национальной экономической безопасности в соответствии с изменившейся экономической действительностью. Уже сейчас очевидно, что необходима:
- разработка адекватной новому состоянию национальной экономической безопасности системы оценочных показателей, индикаторов и регуляторов;
- которые смогут быть положены в основу модернизированной концепции национальной экономической безопасности с учетом новых внешнеэкономических и внутренних социально-политических условий, вызовов и угроз функционированию национального хозяйства;
- необходимо также и проведение новой серии эффективных управленческих реформ на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. При этом уже очевидно, что эти реформы должны быть направлены на выстраивание взаимосвязанной системы стратегического и среднесрочного планирования, включая институты быстрого реагирования мобилизационного типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16.
2. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999.
3. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. Очерки. М.: Наука, 2002.
4. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития
и экономической безопасности России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: АНКИЛ, 2013.
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 4. С. 194-204.
6. Караваева И.В., Иванов Е.А. Стимулирование совокупного спроса как инструмент преодоления угроз социально-экономической безопасности России // Страховое дело. 2017. № 5. С. 3-12.
7. Абалкин Л.И. Уроки истории и будущее России. М.: ИЭ РАН, 2010.
8. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6.
9. Сенчагов В.К. Обеспечение финансовой безопасности в условиях глобализации // Вестник РАЕН. 2011. №3.
10. Городецкий А. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 1. С. 8-23.
11. Бухвальд Е.М., С.П. Сазонов, Г.В. Федотова и др. Императивы повышения национальной безопасности России в контексте современных глобальных вызовов. Волгоград, 2018.
12. Караваева И.В., Иванов Е.А. Стабильность или развитие: что сегодня может обеспечить экономическую безопасность России? // Федерализм. № 1. 2019. С. 118-134. elibrary.ru/item.asp?id=37265406.
13. Караваева И.В., Коломиец А.Г.,Лев М.Ю., Колпакова И.А. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России // ЭТАП. Экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 2. С. 45-65. etap.instet.ru/images/etap/Summary rus_ETAP_2_2019.pdf.
14. Экономическая безопасность. Финансы. Банки. М.: Финстатинформ, 1996.
15. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. М.: Финстатинформ, 1998.
16. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ,2002.
17. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
18. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
19. Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 2009.
20. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ИЭ РАН, 2010.
ABOUT THE AUTHOR
KARAVAEVA Irina Vladimirovna - Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Scientific Associate, Head of the Economic Security Sector of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia [email protected]
NATIONAL ECONOMIC SECURITY IN THEORETICAL STUDIES OF THE INSTITUTE OF ECONOMICS OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES (THE RAS The article discusses the main directions of development of theoretical studies of economic security problems at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS). It is shown how, in a relatively short period of theoretical research in this area - less than a quarter of a century - in the domestic economic science, the authors developed con-
ceptual approaches to substantiating and characterizing the category of "economic security" in the works of scientists of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (IE of the RAS) - L.I. Abalkin, V.K. Senchagov et al. The process of implementing theoretical developments of the national economic security strategy in the practice of public administration and ensuring the protection of economic interests and social stability of Russian society is presented. Attention is focused on updating research in the field of socio-economic security in modern economic science. Theoretical approaches to determining new priorities in the strategy of national economic and socio-economic security, as well as the role of academic science in their development are outlined.
Key words: economic security, socio-economic security, economic development strategy, risks of economic and social development. JEL: H110, H560, A130.