Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ УЗБЕКСКОГО НАРОДА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОЙ ДУХОВНОСТИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ УЗБЕКСКОГО НАРОДА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОЙ ДУХОВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / сознание человека / конфликт / духовный кризис / независимость / ideology / human consciousness / conflict / spiritual crisis / independence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманова С.А.

В данной статье мы рассматриваем как органичный, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SPIRITUALITY OF THE UZBEK PEOPLE AS A PART OF COMMON SPIRITUAL SPIRITUALITY

In this article we consider as an organic, natural process of growth of national self-consciousness, a return to the spiritual sources of the people, their roots.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ УЗБЕКСКОГО НАРОДА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОЙ ДУХОВНОСТИ»

Соблюдение выше перечисленных мер пожарной безопасности позволит снизить количество пожаров в жилом секторе.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

2. Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.Н. Русак; Под ред. Л.А. Михайлов. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 224 с.

УДК 37:017

Сулейманова С.А.

учитель

Чирчикский промышленный и сервисный колледж НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ УЗБЕКСКОГО НАРОДА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОЙ ДУХОВНОСТИ

Аннотация: В данной статье мы рассматриваем как органичный, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням.

Ключевые слова: идеология, сознание человека, конфликт, духовный кризис, независимость

Suleymanova S.A.

Teacher Chirchik industrial and service college

NATIONAL SPIRITUALITY OF THE UZBEK PEOPLE AS A PART OF COMMON SPIRITUAL SPIRITUALITY

Annotation: In this article we consider as an organic, natural process of growth of national self-consciousness, a return to the spiritual sources of the people, their roots

Keywords: ideology, human consciousness, conflict, spiritual crisis, independence

С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течении многих веков создавалась нашими предками.

Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органичный, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням.

С обретением политической независимости и свободы наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры.

Однако необходимо подчеркнуть, что возвращение и восстановление духовных и святых для нас религиозных ценностей и традиций, познание

самих себя проходило в непростых условиях развала имперской системы и становления новых общественных отношений.

Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, и национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства.

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание. Становится источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термизи, Накшбанди, Хаджи Ахмад Яссави, Аль Хорезми. Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, М. Улугбек, З. Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающейся вклад в развитии мировой цивилизации известны сегодня всему миру.

Исторический опыт, преемственность традиций - все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места паломничества не только ученых и ценителей искусства, но всех людей земли, которых интересуют история и исторические ценности.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не только не страшится интеграции, а напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества. Важнейшим итогом пяти лет независимости стала закладка основ «Общего дома» для всех народов, возникновение новой полиэтнической общности. Стержнем этой общности явилось общечеловеческая сущность узбекской культуры, возрождение нравственных ценностей и национального самосознания.

Возрождение Духа узбекского народа, формирование нравственных идеалов нации представляет собой явление, в котором глубоко национальное неразрывно связано с общечеловеческим. Не теряя своей самобытности, народы, проживающие в Узбекистане, обретают единую ментальность, общую философию поведения. Отсюда - единый нравственный стержень, который все годы независимости был источником межнационального согласия.

Возрождение духовно - религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления

нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства.

Реконструируются старые мечети и строятся новые: расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Мусульманская культура Мавераннахра вобрала в себя дух этнической терпимости и открытости; не случайно ее идеалом, запечатленным в трудах Фараби и Ибн Сино, был Идеальный город - сообщество людей, объединенных не только на религиозной, а и на культурной и нравственной основах. Свобода вероисповедания, зафиксированная в нашей Конституции, не только развеяла нелепые страхи о возможной тотальной «исламизации» Узбекистана, но и способствовала возрождению и нормальному развитию других религиозных течений. Кроме того, осознание духовной самобытности центрально-азиатского ислама требует глубокого изучения доисламской культуры как части нашего культурного богатства.

Духовное возрождение должно коснуться и отношение человека к земле и ее богатством. В регионе, где сельское хозяйство на протяжении тысячелетий было целиком основано на поливном земледелии. Бережливое отношение к земле и воде являются не менее важным нравственным императором, чем бережное отношение к предметам цивилизации. Земля и воздух, вода и огонь (Солнце) издревле почитались в Центральной Азии, им воздавали должное все религии наших предков, от зороастризма - до ислама.

Общественное развитие опирается на различные чувства, знания, а также на культурный и идеологический опыт, социальные ценности и ориентации, совокупность которых показывает уровень духовной зрелости народа.

Умение правильно использовать культурное наследие и имеющиеся ценности, извлечь уроки из прошлого, критически, но творчески относится к истории и современности, религиозным и нравственным нормам, к уровню собственной политической и правовой культуры, практики, к образу жизни составляют важную духовную основу укрепления независимости.

Использованные источники:

1. Каримов И. А. "Идеология национальной независимости - убеждение народа и вера в великое будущее", Т-8. -Т.: "Узбекистан", 2000.

2. Абдунабиев А.Т. Вклад в мировую цивилизацию - Ташкент, Узбекистан 1998 г.

3. Касымов Б., Мамарахимов Х. "духовность и современность". Т., ТГЭУ, 2000.

4. Хайруллаев М. Культурное наследие и история философской мысли. Т., "Узбекистан", 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.