зо
Аграрный вестник Урала
№10 (52), 2008 г.
Таблица 2
Поголовье сельскохозяйственных животных в Московской области
в том числе Крестьян- в том числе
Сельскохозяй- ственные организации крупные и средние организации мал ые предприятия подсобные хозяйства несельскохо- зяйственных организаций ские (фермерские) хозяйства и индии-видуаль-ные предприниматели крестьян- ские (фермер- ские) хозяйства индиви- дуальные предприни- матели
Крупный рогатый скот 327015 318863 6962 1190 5165 4120 1045
Свиньи 167041 133092 31509 2440 5169 3835 1334
Овцы и козы - 4735 3731 816 188 7111 5584 1527
Птица 12181193 11471967 708905 321 19476 13741 5735
Лошади 747 538 152 57 485 446 39
Кролики 13899 13543 350 6 4302 1652 2650
Таблица 3
Коэффициент обновления основных видов техники и энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций РФ
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Коэффициент обновления ОСНОВНЫХ видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
- тракторы 5,2 6,6 8 9,2 10,3
- комбайны зерноуборочные 7,4 8,6 10,4 11,5 13
- комбайны кормоуборочные 11,8 12,8 12,4 12 11,6
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168
ропромышленном комплексе и связанных с ними отраслей на принципах частно-государственного партнерства;
- создание условий для производства и использования альтернативных источников энергии и обеспечение рациональной энергоавтономности сельского хозяйства;
- развитие производственно-тех-нологических, ремонтных, сервисных
и транспортных услуг в сельском хозяйстве .
Одним из перспективных направлений повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства для отечественного инвестора выступает значительное расширение программы субсидирования части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В упомянутой выше Го-
Экономика
сударственной программе предусматривается данное направление как для приобретения сельскохозяйственной техники российского, так и зарубежного производства в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу). Такой подход, на наш взгляд, не соответствует реалиям хозяйственной деятельности в условиях усиления конкуренции на рынке сельскохозяйственной техники, так как, это приведет к вымыванию техники отечественного производства, что, в конечном счете, будет означать узкую ориентацию на использование средства производства зарубежного происхождения. Такая мера не может способствовать повышению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства различных регионов России, в том числе Московской области. Мы считаем, что одним из действенных факторов, позволяющих расширять инвестиций в сельское хозяйство выступает ориентация на существенный приток техники и технологий отечественного производства. Другой вопрос, что эта техника должна быть конкурентоспособна с зарубежными аналогами по ресурсоемкое™, энергоемкости, соответствовать требованиям Международной организации труда к организации рабочего места и другим условиям безопасного и эффективного труда.
Литература
1 .Андреева Л.С. Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства России: действительность и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - №4. - С. 852.
Васильева Н.К., Ушвицкий М Л. И+ вестиционная привлекательность сельского хозяйства региона//Аграрная наука. - 2007. - №2. - С. 5-8.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕМ РОДИОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент, Орловский ГТУ, г. Орёл, Россия
Ключевые слова: система образования, уровень вузовской науки, сбалансированное развитие, овладение базовыми компетенциями.
Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике и одновременно реализовывать следующие три типа процессов:
- разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
- проведение исследований фундаментального и прикладного характера, проводимых научными школами;
МДь
The System of the formation, science of higher educational institutions, balanced development, ov-getting on base competency.
№ 10 (52), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
31
Экономика
- использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Необходимо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает следующее:
- разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
- развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;
- реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновацион-
ной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
- создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки на-учно-технической и инновационной деятельности.
Порядок утвержден Министерством образования и науки РФ. Критерии отбора вузов-победителей: во-первых, оценивается качество и результативность представленной инновационной образовательной программы, которая должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Ресурсы, привлекаемые к реализации такой программы, должны соответствовать масштабу заявленных ею задач. Предполагаемые результаты реализации программы должны быть обоснованными и устойчивыми. Кроме того, оценивались эффективность организационной и финансовой поддержки программы внешними партнерами вуза и
ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах. Во-вто-рых, оценка существующего инновационного потенциала самого вуза.
Следовательно, в рамках инновационных вузов, большое внимание уделяется инновационным кадрам, как будущей основе для реализации государственной политики в области социально-экономического развития страны.
Теория человеческого капитала позволяет высветить новые актуальные проблемы и обосновать эффективные меры по совершенствованию послевузовского образования в вузах России. Предложения по улучшению работы аспирантуры и докторантуры традиционно концентрировались вокруг процессуальных и организационных вопросов. Предлагалось увеличить объем часов за научное руководство и консультирование; изыскивать средства для командировок и на информацию, добиваться повышения числа лиц, защищающих диссертации в срок. Все это необходимые меры и их желательно осуществлять. Однако коренными проблемами повышения эффективности послевузовского образования являются внутренние мотивационные стимулы поведения соискателей и качество условий для творческой деятельности в вузе.
Теоретический анализ проблем воспроизводства человеческого капитала специалистов инновационной сферы, наш личный опыт работы в системе послевузовского образования позволяет выделить следующие главные проблемы и направления повышения качества подготовки кадров высшей квалификации (рис. 1).
Исходное значение имеет собственный творческий потенциал и мотивация соискателей и аспирантов. Научно-исследовательская работа, подготовка диссертации - это личный творческий труд, и его успех всецело зависят от целеустремленности и самоотдачи в работе. Другие обстоятельства и мотивы учебы в аспирантуре имеют менее значимое место в поведении и ориентации будущего ученого.
Конкурсный отбор в аспирантуру предполагает тестирование и аттестацию претендентов на вступительных экзаменах, учет предыдущих творческих работ, мотивацию, оценку вероятности успешного завершения научно-исследовательских работ в плановые сроки. Организация и эффективность научно-исследовательской работы аспиранта во многом зависит от инновационного потенциала вуза (НИИ). Оценка и наращивание инновационной активности вуза служит важнейшим условием повышения качества послевузовского образования.
Диссертационные работы выполняются аспирантами и соискателями непосредственно в рамках действующей научной школы. От ее традиций и
Рисунок 1. Системный анализ проблем эффективной организации послевузовского образования
Таблица 1
Показатели инновационного потенциала вуза
1. П од гр уп па по каз ател ей инновационного потенциала Показатели подгруппы ИП
1.1. Фундаментальные и поисковые исследования 1.1.1. Кадровый состав специалистов, занимающихся фундаментальными и поисковыми исследованиями. 1.1.2. Объемы финансирования ФПИ, отнесенные к количеству кандидатов и докторов наук, занимающихся ФПИ 1.1.3. Количество публикаций, патентов и т.д. 1.1.4. Количество аспирантов и докторантов
1.2. Прикладные НИР 1.2.1. Объемы финансирования прикладных НИР по видам источников, отнесенные к объемам финансирования ФПИ 1.2.2. Кадровый состав специалистов, занимающихся прикладными НИР 1.2.3. Количество лицензионных соглашений, отнесенное к количеству хозяйственных договоров 1.2.4. Количество охранных документов, полученных на результаты прикладных НИР
1.3. НИОКР 1.3.1. Объемы финансирования НИОКР по видам источников, отнесенные к объемам финансирования ФПИ плюс прикладные НИР 1.3.2. Кадровый состав специалистов, занимающихся НИОКР 1.3.3. Количество лицензионных соглашений, отнесенное к количеству хозяйственных договоров 1.3.4. Количество охранных документов, полученных на результаты НИОКР
1.4. Трансфер технологий из университета в промышленность России и за рубеж 1.4.1. Количество специалистов, профессионально занимающихся трансфером технологий 1.4.2. Объемы средств, получаемых по лицензионным соглашениям, продажам патентов и т.д., отнесенные к объемам финансирования ФП И плюс прикладные НИР плюс НИОКР 1.4.3. Является ли вуз участником международных партнерских сетей по трансферу технологий
32
Аграрный вестник Урала
№10 (52), 2008 г.
инновационного потенциала зависит организация творческого процесса в работе аспирантов. Замысел и концепция диссертационной работы, теоретические основы, информационная база и ее анализ, вычленение прикладных проблем и обоснование методик их решения, внедрение и апробация выработанных предложений и проектов решаются успешнее и на более высоком уровне в атмосфере действующей научной школы.
Эффективность послевузовского образования должна оцениваться персонально для выпускника аспирантуры и для организации в целом. Обсуждение показателей эффективности послевузовского образования, путей и средств их повышения также составляет важную научную и практическую проблему.
Общую творческую атмосферу научных поисков и решений определяет инновационный потенциал и инновационная активность вуза. Обобщающую оценку инновационного потенциала
вуза можно осуществить по системе показателей, предложенной А.Д. Викторовым. Оценка проводится по четырем подгруппам: фундаментальные и поисковые исследования, прикладные НИР, НИОКР, трансфер технологий из университета в промышленность России и за рубеж.
Сбалансированное развитие каждого направления научной и инновационной деятельности вуза становится предпосылкой качественного выполнения диссертационных исследований. Фундаментальные теоретические разработки обеспечивают выбор проблемы и набор методов исследований. Прикладные НИР позволяют определить отрасли и предприятия для апробации результатов исследования. По техническим и продуктовым инновациям наработана база для НИОКР и трансфера новаций в промышленность.
Инновационный потенциал вуза интегрально образуют научные школы. Каждая научная школа обычно концентрируется вокруг личности веду-
Экономика
щего ученого, известного специалиста в своей области исследований. Основными характеристиками научной школы являются кадровый состав, число защитивших диссертации, изданные монографии, научные статьи, полученные патенты и другие документы на признание прав интеллектуальной собственности. В 1998 г. нами был впервые проанализирован состав и потенциал научных школ Орловского государственного университета [7]. Такой анализ развития научных школ университета теперь осуществляется ежегодно.
В 2007 г. авторами осуществлена сравнительная оценка интеллектуального потенциала научных школ ОГУ и ОрелГТУ методами кластерного анализа. Всего проанализировано 31 научная школа ОГУ и 16 научных школ ОрелГТУ за 5 лет их деятельности. Оценка инновационного потенциала научной школы осуществлена в баллах при соотношении сложности выполнения работ: защита докторской диссертации -
Таблица 2
Рейтинг научных школ Орловского государственного университета за 2000-2007 годы
№п/п Ведущие ученые Научное направление Формирование человеческого капитала Творческая активность Оценка творческой
Защищено диссертаций Издано активности
Докторских Кандидатских Монографий Статей (баллов)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Попов Р.Н., д.филол.н, профессор Зайченкова М.С..д.филол.н., профессор Изучение структурносемантических особенностей русской фразеологии и словообразования 6 3000 12 2400 6 1200 9 90 6690
2 Чапкевич Е.И., д.и.н., профессор Белых Е.Л., к.и.н., профессор Веркеенко Г.П., к.и.н., профессор Политическая жизнь, политическая система и личность в системе общественных отношений российского общества 2 1000 24 4800 2 400 29 290 6490
3 Курляндская Г.Б., д.филол.н., профессор Тюхова Е.В., к.филол.н., профессор Осмоловский О.Н., д.филол.н., профессор Проблематика жизни и творчества И. Тургенева, Н. Лескова, И. Бунина, Л. Андреева, М. Пришвина и др. писателей-орловцев 2 1000 12 2400 16 3200 55 550 7350
Таблица 3
Рейтинг научных школ Орловского государственного технического университета за 2000-2007 годы
№п Ведущие ученые Научное направление Формирование Творческая Оценка
/п человеческого капитала активность творческой
Защищено диссертаций Издано активности
Докторских Кандидатских Монографий Статей (баллов)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Корндорф С.Ф. — д.т.н., проф., Заслуженный деятель высшей школы Подмастерьев К.В. — д.т.н., проф., академик академии качества Методы и средства повышения эффективности абразивной, лезвийной и водоструйной обработки. Методы и средства повышения эффективности многолезвийной обработки 3 1500 15 3000 6 1200 28 280 5980
2 Смирнов В.Т. —д.э.н., проф. Бондарев В.Ф. — д.э.н., проф Проблема улучшения качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого капитала и роста деловой активности предприятий в единстве инновационной, инвестиционной, производственной т коммерческой деятельности 22 4400 9 1000 96 450 7560
3 Садков В.Г. —д.э.н. проф. Измалкова С.А. — к.э.н., доц. Системные основы управления общественным развитием на общенациональном, региональном и муниципальным уровнях на базе совершенствования экономикофинансовых, нормативно-правовых, организационно-структурных, эконом ико-математических, социологических и информационных методов, механизмов и инструментов 4 2000 38 7600 10 2000 82 820 12620
№ 10 (52), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
зз
Экономика
500 баллов, защита кандидатской диссертации - 200 баллов, издание монографии - 200 баллов, издание статьи -10 баллов. Результаты оценки ведущих научных школ ОГУ и ОрелГТУ представлены в таблицах 2-3 "Рейтинг научных школ Орловского государственного университета за 2000-2007 годы" и "Рейтинг научных школ Орловского государственного технического университета за 2000-2007 годы".
Анализ работы научных школ университета показывает, что наиболее существенен вклад школы в формирование человеческого капитала через подготовку и защиту докторских и кан-
дидатских диссертации, через издание монографий. В этом отношении высший рейтинг у научной школы профессора Садкова В.Г. и профессора Измалковой С.А., в рамках которой защищено за пять лет 4 докторских и 38 кандидатских диссертаций, издано 10 монографий и 82 статьи. Во всех 31 научных школах (ОГУ) и 16 (ОрелГТУ) достигнуты весомые показатели в подготовке кадров высшей квалификации, в издании научной продукции, что свидетельствует о высоком творческом настрое и нацеленности научно-исследовательских работ в ОГУ и ОрелГТУ на воспроизводство интеллектуального капитала.
Анализ деятельности научных школ ОГУ и ОрёлГТУ подтверждает вывод о необходимости мониторинга их деятельности в вузах, в регионах, по отраслям наук с публикацией рейтингов в отраслевых журналах и в средствах массовой информации. Общественное признание и высокая оценка деятельности научных школ послужит важным моральным стимулом активизации их деятельности. Конечно, следует уточнить показатели и весовые коэффициенты оценки рейтинга научных школ. Но эту работу можно завершить до приемлемого вида на семинарах и совещаниях.
Литература
1. Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в ХХ-м веке. "Зеленый крест". - М., 1395. - С. 4.
2. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики. "Международное сотрудничество". - М., 1996. - С. 2.
3. Колин К.К. Информационное общество и проблема образования. "Информационное общество". - М., 1997. - С. 2-3.
4. Приложение к Приказу Минобразования России от 27.03.98 г. № 814 "Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации". - М., 1999. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере послевузовского профессионального образования. С.179-199.
5. vvww.nasledie.ru.
6. Российская газета, www.rg.ru. 18.10.2005.
7. Веркеенко Г-Ж, Вигурская С.П. Подготовка кадров высшей квалификации. (Орловский госуниверситет). - Орел: 1998.
- 74 с. __________________________________________________
ИННОВАЦИИ В МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
М.И. ЛУКИНЫХ (фото),
доктор сельскохозяйственных наук, профессор Г.А. ЯРИН (фото), кандидат экономических наук, доцент ИВ. ФИЛИЧКИН,
Н.В. СКОРЕЕ,
менеджеры-экономисты, Уральский ГЭУ, г. Екатеринбург
Ключевые слова: инновации, интеллектуальный труд, мясоперерабатывающее производство, технология изготовления колбасы, оптимизация оборотных средств предприятия.
Существуют организационные резервы мясоперерабатывающей отрасли, при использовании которых можно повысить эффективность её функционирования. Знания, вложенные в инновации, являются продуктом интеллектуального труда. В производстве интеллектуальный труд, выраженный в инновациях и менеджменте предприятия, являются источником экономической прибыли.
Цель и методика исследований В качестве объекта исследований был выбран ООО "Первоуральский мясоперерабатывающий завод" (ПМПЗ), который входит в состав холдинга ООО "Екатеринбургский мясокомбинат". Миссия организации - удовлетворение потребителей Свердловской об-
äffe
ласти в мясной продукции высшего качества, удержание доли на рынке и получение соответствующей прибыли. На предприятии предусмотрена многоступенчатая проверка качества, обязательная и добровольная сертификация выпускаемой продукции. Собственная лаборатория позволяет контролировать сырье, технологию производства и конечный продукт.
ПМПЗ демонстрирует противоречивые результаты хозяйственной деятельности. Так, снижение прибыли от реализации в 2006 г. по отношению 2005 г. составило 236,8 тыс. руб. (2%), соответственно рентабельности продаж на 1,42 % (абсолютных) с одной стороны, с другой стороны увеличение выручки в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 78423612
тыс. руб. (23%), соответственно рост производительности труда на 480757,8 тыс. руб. на одного работающего (20%).
Структура оборотных средств по многим видам значительно изменилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом, что является признаком нестабильной работы предприятия. Так, произошло уменьшение запасов на 3641506 руб. (24,15%). При этом их удельный вес в общей сумме оборотных активов так же уменьшился (19,28%). Однако удельный вес запасов все еще остается значительным, и составлял 33,39% на конец 2006 года. Сокращение и оптимизация запасов свидетельствует о более устойчивой работе завода, что приведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств.
В общей сумме оборотных активов
Leading, intellectual labour, meat processing production, technology of the fabrication of the sausage, optimization of the circulating assets of the enterprise.