УДК 316
DOI 10.23672/q5761-2780-3570-j
Темирбулатов Алим Магомедович
доктор политических наук, глава муниципального образования «Кайтагский район», Республика Дагестан [email protected]
Мирзаханов Джабраил Гасанович
доктор политических наук, профессор кафедры философии, Дагестанский
государственный университет, Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Alim M. Temirbulatov
Doctor of Political Sciences, Head Municipal Formation «Kaitagsky District», Republic of Dagestan [email protected]
Dzhabrail G. Mirzakhanov
Doctor of Political Sciences,
Professor of the Department of Philosophy,
Dagestan State University,
Dagestan State Technical University
mirzakhanovl [email protected]
Мирзаханова Зарема Анваровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, Дагестанский
государственный университет, Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Zarema A. Mirzakhanova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Dagestan State University, Dagestan State Technical University israpiloval [email protected]
Национальная безопасность
российского социума: социологическая оценка рисков и угроз
National security
of the russian society: a sociological assessment of risks and threats
Аннотация. В статье приводится попытка системной социологической оценки угроз и рисков национальной безопасности российского социума. Для этого определены содержание и структура национальной безопасности, виды угроз и рисков, возможные каналы их распространения. Анализ проведен на основе теоретических материалов и эмпирических данных всероссийских опросов. Рассмотрена специфика комплементарных связей компонентов национальной безопасности России, проявляющаяся в условиях внешнего давления и формирования рисков и угроз извне.
Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, социальные риски, российский социум, Стратегия.
Annotation. The article presents an attempt at a systematic sociological assessment of threats and risks to the national security of the Russian society. The content and structure of national security, types of threats and risks, and possible channels for their dissemination are determined for this purpose. The analysis was carried out based on theoretical materials and empirical data of All-Russian surveys. The specifics of complementary relations of the components of Russia's national security are considered considering external pressure and the formation of risks and threats from the outside.
Keywords: national security, threats to national security, social risks, Russian society, Strategy.
Национальная безопасность Российской Федерации - один из самых приоритетных вопросов, встающих перед российскими властями и самим российским социумом. Особую актуальность этой теме придают широкие трансформационные процессы, затрагивающие как общество внутри российского государства, так и в масштабе мирового сообщества. Проблематика национальной безопасности уже не остается в границах
сугубо юридических или политических наук: она становится «предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения» [1]. Кроме того, социальная безопасность, как один из элементов национальной безопасности, вышла на первый план, однако события последнего года потребовали уделить
первостепенное внимание безопасности военной и экономической. При этом запрос на повышение уровня социальной безопасности не перестал расти, что может создать дополнительные риски для российского общества. В связи с этим, для системной социологической оценки угроз и рисков национальной безопасности российского социума необходимо определить содержание и структуру национальной безопасности, виды угроз и рисков, возможные каналы их распространения.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «национальная безопасность Российской - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [2]. Также, необходимо определить следующие понятия:
- «национальные интересы Российской Федерации - объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии»;
- «угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации» [2].
Понятие «национальная безопасность» довольно обширное и включает в себя много компонентов; в рамках данной статьи будут выделены:
- оборона страны в качестве военной безопасности;
- экономическая безопасность как необходимое условие устойчивого развития и устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз;
- информационная безопасность как защита от угроз, возникающих и распространяющихся благодаря все ускоряющемуся развитию цифровых и информационно-коммуникационных технологий;
- некоторые аспекты государственной и общественной безопасности в качестве социальной безопасности;
- духовно-нравственные ценности и культура, которые могут подвергаться разрушительному воздействию.
Эти компоненты не могут быть выделены в отрыве друг от друга. Так, например, экономическая безопасность прямо влияет на уровень военной безопасности через обеспечение оборонно-промышленного комплекса, а также, на уровень социальной безопасности через предоставление возможностей для образовательной и трудовой реализации и обеспечения достойного уровня жизни членов социума. Социальная безопасность также может быть определена средством
измерения социального потенциала семьи, личности и общества [3], что, безусловно, взаимосвязано с формированием и трансляцией духовно-нравственных ценностей.
Если обратиться к исследованию ценностей молодежи в политике, то можно понять, что для современной молодежи ценностные составляющие социальной безопасности выходят на первый план: это выражается во все большей значимости для нее постматериалистических ценностей свободы, прав человека, самовыражения и самореализации, актуализированных социальными и духовными потребностями [4].
В условиях цифровизации российского социума, информационная безопасность обеспечивает безопасность и всех остальных сфер [5]. Так, обеспечение технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и экономическое инновационное развитие основаны на развитии информационно-коммуникационных технологий. Социализация и социальное взаимодействие также осуществляются с использованием инструментов и каналов, предоставляемых цифровыми технологиями.
Объект национальной безопасности - это реальные, материальные и духовные объекты, защита которых является целью деятельности различных государственных органов во взаимодействии с институтами гражданского общества. Очевидно, в рамках каждого компонента национальной безопасности можно выделить свои объекты. К примеру, среди объектов социальной безопасности стоить отметить неотчуждаемые конституционные права и свободы, составляющие основу правового статуса гражданина России и личности.
Субъект национальной безопасности - органы власти различного уровня, в полномочиях которых конституционно закреплены функции по реализации стратегии национальной безопасности.
Также, в структуру национальной безопасности входят правовые механизмы по обеспечению необходимого уровня защиты государства, общества и личности в различных сферах: стратегическое планирование, прогнозирование, разработка и применение различных специальных мер, а также, финансирование расходов по их реализации [6].
Устойчивая национальная безопасность предполагает комплексное, уравновешенное и сбалансированное развитие каждого компонента, однако, в условиях жесткого внешнего давления и проведения специальной операции эффективная государственная политика может основываться на сильном преобладании национальных и государственных интересов над личными. Однако такая политика обладает двойственным и противоречивым характером, поскольку военная, экономическая и социальная безопасность в этих условиях оказываются довольно сильно переплетенными.
С одной стороны, через экономику ресурсы, обеспечивающие повышение социальной безопасности, будут перекачиваться для обеспечения
безопасности военной. И тогда, в результате экономической деградации, члены российского социума не смогут использовать все необходимые возможности для осуществления гражданской, социальной и трудовой активности, что несет угрозу нарушения жизненно важных прав и свобод граждан.
С другой стороны, обеспечение военной безопасности в текущей ситуации означает нейтрализацию физической, социальной и психологической угроз. Социальная и психологические угрозы здесь рассматриваются как реальные или предполагаемые внешние действия в отношении России, которые могут породить социальные волнения, повысить уровень социальной тревожности и зародить неуверенность в собственном государстве как в гаранте безопасности.
Так, сентябрьский 2022 г. опрос ВЦИОМ [7] показывает, что среди россиян выросла доля тех, кто ощущает угрозу военного нападения, до 41 % опрошенных. Индекс военной угрозы составил -9 по шкале от -100 до +100 и означает средний уровень уверенности граждан в реальности военной угрозы. Также, в сентябре резко вырос уровень тревожности россиян - с 35 % до 69 %. [8], а военная спецоперация России на Украине занимает первую строчку в рейтинге событий, волнующих россиян больше всего, почти каждую неделю с конца февраля [9]. В спецпроекте 10 цифр месяца [10] лишь 25 % опрошенных ответили, что, слыша слово «Россия», испытывают чувство безопасности. Сам по себе, этот показатель неплох - так, четверть респондентов считают свое государство, в первую очередь, безопасным для себя. Но процент респондентов, испытывающих тревогу при слове «Россия», немногим меньше -17 %, что позволяет сделать предположение о наличии другой угрозы - формирования негативного мнения россиян о своей Родине. И, по совокупности показателей этих опросов, можно сделать вывод о том, что в российском социуме существует рискогенная группа граждан, испытывающая потребность в более высоком уровне национальной безопасности.
Рискогенность этой группы в отдельности, и всего социума, в целом, повышается с учетом угрозы подвергнуться кибератакам и информационным преступлениям. Причем, направлены они могут быть как против отдельных граждан или социальных групп, так и против государства. Может вестись информационная война, которая создает антиправительственные и националистические настроения среди населения, пропаганду запрещенных организаций, а также, призывает к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых беспорядках [11].
Литература:
1. Федотова Ю.Г. Соотношение понятий национальной, конституционной и государственной безопасности Российской Федерации / Ю.Г. Федотова // Современное право. 2014. № 3. С. 29-37.
Отдельным видом угрозы в Стратегии национальной безопасности выделяются информационно-психологические диверсии и воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации [2]. Предполагается, что для распространения этих угроз, в основном, могут использоваться цифровые каналы. Однако опрос ВЦИОМ, проведенный в сентябре 2022 года [12], показывает, что в условиях внешних социально-экономических угроз медиапотребление россиян не претерпело сильных изменений: 53 % используют смешанную модель медиапотребления, обращаясь и к телевидению, и к интернет-источникам новостей, хотя для молодежи более характерно обращение только к интернету (доля интернет-пользователей в возрастной группе 18-24 лет -66 %, 25-34 лет - 52 %, но активных телезрителей среди них практически нет: 0 и 1 % соответственно).
Несмотря на потенциальные и реальные угрозы, цифровые каналы и инструменты не являются однозначно рискогенными, они могут и должны быть использованы для обеспечения национальной безопасности России. Так, при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с 18 по 20 октября 2022 года состоялся Второй форум цифровой трансформации безопасности государства «ЦИФРОТЕХ». Представителями органов власти федерального и регионального уровней была определена потребность в цифровой трансформации государственного управления, предусматривающей не просто использование самых современных информационных технологий, а в первую очередь коренную модернизацию всей управленческой деятельности на основе специально разрабатываемого для этого нормативного правового обеспечения.
Таким образом, национальная безопасность российского социума демонстрирует комплементар-ность всех своих компонентов и неоднозначность их взаимодействий, когда развитие одного компонента приводит к амбивалентности разных аспектов другого компонента. С одной стороны, это приводит к возникновению и развитию рисков для общества. С другой стороны, это позволяет противодействовать угрозам точечно - там, где это требуется больше всего в конкретный момент времени, а затем переключать максимальное количество ресурсов для устранения других рисков и угроз. С учетом того, что социальные настроения и ожидания россиян, в среднем, стабилизируются, такая стратегия, в краткосрочной перспективе и с учетом текущих внешних условий, показывает себя работоспособной.
Literature:
1. Fedotova Yu.G. Correlation between the concepts of national, constitutional and state security of the Russian Federation / Yu.G. Fedotova // Modern Law. 2014. № 3. P. 29-37.
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/cb0c5bc1eaf4b d94d8e78f233af494e8e9dcde2b
3. Черникова С.А. Современные проблемы социальной безопасности / С.А. Черникова, В.П. Чер-данцев, Г.А. Вшивкова // Фундаментальные исследования. 2015. № 11 (ч. 4). С. 836-838.
4. Селезнева А.В. Политическая мораль современной российской молодежи: ценности, представления, установки / А.В. Селезнева // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 47-60.
5. Верещагина А.В. Роль социального здоровья российской молодежи в обеспечении социальной безопасности / А.В. Верещагина // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 196-206.
6. Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в российской федерации: теоретико-правовое исследование / Д.Е. Свистунов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 1(9). С. 78-82.
7. ВЦИОМ. Военная угроза извне: мониторинг. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analitiches kii-obzor/voennaja-ugroza-izvne-monitoring
8. ФОМ. Факторы формирования общественного мнения // Настроение окружающих. URL : https:// media.fom.ru/fom-bd/d44no22.pdf
9. ФОМ. События недели. URL : https://media. fom.ru/fom-bd/d44sn22.pdf
9. ФОМ. Спецпроект 10 цифр месяца. URL : https://fom.ru/special/10-cifr-mesjaca.html
10. Акимов Г .А. Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз / Г.А. Акимов // Молодой ученый. 2022. № 13(408). С. 169-171.
11. ВЦИОМ. Тренды медиапотребления. URL
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-
zor/trendy-mediapotreblenija-2022
2. Decree of the № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL : https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3892 71/cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b
3. Chernikova S.A. Modern problems of social security / S.A. Chernikova, V.P. Cherdantsev, G.A. Vshiv-kova // Fundamental research. 2015. № 11 (part 4). Р. 836-838.
4. Selezneva A.V. Political morality of modern Russian youth: values, ideas, attitudes / A.V. Selezneva // Scientific result. Sociology and Management. 2022. Vol. 8. № 3. Р. 47-60.
4. Vereshchagina A.V. The role of the social health of Russian youth in ensuring social security / A.V. Vereshchagina // National Health. 2015. № 3-4. P. 196-206.
5. Svistunov D.E. National security in the Russian Federation: theoretical and legal research / D.E. Svistunov // Vestnik of the Mari State University. Chapter «History. Law». 2017. Vol. 3. № 1 (9). P. 7882.
6. VTsIOM. Military threat from outside: monitoring. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analitich-eskii-obzor/voennaja-ugroza-izvne-monitoring
7. FOM. Factors of formation of public opinion // The mood of others. URL : https://media.fom.ru/fom-bd/ d44no22.pdf
8. FOM. Events of the week. URL : https://me-dia.fom.ru/fom-bd/d44sn22.pdf
9. FOM. A special project of 10 digits of the month. URL : https://fom.ru/special/10-cifr-mesjaca.html
10. Akimov G.A. The strategy of national security of the Russian Federation in the light of modern threats / G.A. Akimov // Young scientist. 2022. № 13(408). P. 169-171.
11. VTsIOM. Trends in media consumption. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/trendy-mediapotreblenija-2022