УДК 378.046.4; 378.126; 378.147; 378.17; 378.241
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РОЛЬ И МЕСТО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Кузьмин А.А., Панченков В.В., Симонов В.В.
Рассмотрены основы системы национальной безопасности государства, стратегические национальные приоритеты и их составные части, угрозы и опасности, влияющие на ее состояние. Выявлено, посредством чего в системе национальной безопасности осуществляется защита населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Обоснованы статус и роль системы гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности. Определено, какие факторы на нее влияют, какие мероприятия повышают уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, какие тенденции влияют на развитие системы гражданской обороны. Объяснено разделение в Российской Федерации защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на системы мирного и военного времени. С помощью метода управления качеством, «метода приоритетов», обоснованы предложения по очередности реализации задач государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года для достижения необходимого уровня защищенности населения и территории от вышеуказанных опасностей и угроз. Предложены критерии оценки эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны и состояния национальной безопасности государства в целом.
Ключевые слова: угрозы и опасности, геополитическая и военно-политическая обстановка, система, стратегические национальные приоритеты, защита населения, гражданская оборона, чрезвычайная ситуация, статус и роль, метод управления качеством, метод приоритетов, государственная политика, критерии оценки, эффективность реализации.
(Поступила в редакцию 15 марта 2018 г.)
Введение. В 21 веке все большее влияние на развитие общества оказывают глобальные проблемы, заключающиеся в возникновении противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. Грань между данными противоречиями порой трудно различима. Развитие цивилизации и осознание человеком взаимосвязанности и взаимозависимости противоречий сегодняшнего мира не оставили войну как средство разрешения межгосударственных, религиозных, этнических, классовых и других вопросов. Наличие и усугубление этих противоречий создает серьезные угрозы для благополучия и жизни человека. В связи с этим в жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением этих кризисных явлений, для которых сегодня свойственна высокая степень риска.
Каждое государство в той или иной степени заботится о своей национальной безопасности, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие [1].
Целью данной статьи является определение роли и места гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности государства.
Обсуждение. В широком понимании, безопасность - это состояние, при котором кому-либо или чему-либо не угрожает опасность. Однако если соотносить это понятие с постулатами теории безопасности, необходимо отметить, что это невозможно: та или иная опасность существует всегда. Таким образом, исходя из этого вывода необходимо отметить, что безопасность - это состояние защищенности от опасностей. То есть между объектом защиты и опасностью или угрозой есть некий защитный барьер, заключающийся в выполнении определенных для объекта защиты от опасностей и угроз мероприятий организационного, технического и другого характера. Безопасность - это многогранное понятие. Она включает в себя такие виды безопасности, как военная, государственная, общественная, эко-
номическая, духовная, политическая, социальная и т. д. Можно предположить, что безопасность предметна и не существует без объекта угроз [2].
В настоящее время в мире складывается сложная геополитическая и военно-политическая обстановка, состоящая из внешних и внутренних угроз национальной безопасности (рис. 1) [3]. Данные угрозы всегда связаны с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы - конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы. Также их необходимо рассматривать в контексте различных опасностей, способных причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.
Результат. Анализ данных угроз указывает на необходимость: разработки новых подходов, оптимальных моделей к решению вопросов обеспечения национальной безопасности; сосредоточения усилий на укреплении внутреннего единства общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации; проводить открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (том числе новую гонку вооружений); выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия культур, традиций и интересов; развития взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества; использования в области международной безопасности политические и правовые инструменты, механизмы дипломатии и миротворчества; применения военной силы для защиты национальных интересов только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.
Геополитическая обстановка — это устоявшийся баланс политических, военных, экономических и географических вопросов на определенный период времени. Она изменяется, как только меняются эти вопросы и способы их решения.
ВоеННО-ПОЛИТИЧеСКаЯ обстановка - доминирующее состояние военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций на данный период времени. Важнейшим параметром военно-политической обстановки мирного времени является степень опасности развязывания войны (военного конфликта).
Внутренние угрозы:
1. Экономический кризис.
2. Крупномасштабные ЧС различного характера.
3. Коррупция, организованная преступность.
4. Терроризм. Демографическая напряженность.
6. Информационное противоборство.
7. Компьютеризация общества (хакерские атаки).
8. Незаконное распространение наркотиков.
9. Низкое духовно-нравственное воспитание.
Угроза НаЦИОНаЛЬНОИ безопасности - совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов, а также создающих опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Рисунок 1. - Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности государства
Угрозы и опасности учитываются при разработке различных планов и программ действий.
Обсуждение. На характер международной и внутренней обстановки оказывает влияние усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории (рис. 2) [4].
В последнее время часто используется новый вид оружия - когнитивное оружие. Примеров его применения и последствий множество во всем современном мире. В свою очередь данный факт вызывает необходимость внедрения в систему обеспечения национальной безопасности сил информационного противодействия и средств контрпропаганды.
Внешние угрозы:
1. Стремление США к единоличному господству.
2. Совершенствование ОМП и средств по его доставки.
3. Военные конфликты вблизи границ РФ.
4. Международный терроризм.
5. Неурегулированность вопросов пребывания войск на территории государств ближнего зарубежья.
6. Нерешенность территориальных проблем.
7. Миграция беженцев.
угрозы
Следовательно, особую актуальность приобретают при производстве планирования действий мероприятия скрытого управления, комплексной маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями и т. д.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, несмотря на то, что жители Российской Федерации в основном считают обстановку в отношениях между странами спокойной (45 %), более чем треть опрошенных полагают, что в мире происходят тревожные процессы, и называют положение дел напряженным и враждебным. Оптимистов, думающих, что в мире все обстоит доброжелательно, всего 13 %. Третьей мировой войны большинство россиян не ждут: 65 % не видят признаков ее приближения. А алармисты ждут новой войны из-за конфликта на Ближнем Востоке (9 %), неспокойной обстановки в мире в целом (5 %), агрессивной политики США (4 %) и множества локальных войн (3 %) [5].
Результат. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс формирования новой модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями.
Когнитивное Оружие — это внедрение а интеллектуальную среду страны противника ложных научных теорий, парадигм, концепций, стратегий, влияющих на ее государственное управление е сторону ослабления оборонно-значимых национальных потенциалов.
Страна (государство)
Информационно-психологическое _оружие
ПаССИОНЭрНОСТЬ - это непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.
Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и
распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической алиты и
население.
Рисунок 2. - Противоборство в глобальном (мировом) информационном пространстве
Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных институтов. Все активнее используется потенциал специальных служб.
Обсуждение. Напомним, что обеспечение национальной безопасности государства -это, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов государства [1]. В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности - это, совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструментов [1].
Результат. Анализ данной системы позволяет сделать вывод, что обеспечение национальных интересов практически в любом государстве осуществляется посредством реали-
зации следующих стратегических национальных приоритетов: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. И реализуются они органами государственной власти с использованием законодательных, исполнительных, судебных инструментов (рис. 3).
Также выявлено, что защита населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени осуществляется в основном посредством двух стратегических национальных приоритетов (оборона и государственная, общественная безопасность), но в тесном взаимодействии с другими национальными приоритетами.
На базах данных основных национальных приоритетов функционируют две сложные системы: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона.
В некоторых странах создается одна система - гражданская защита, объединяющая функции двух ранее озвученных.
Обсуждение. Рассмотрим более подробно случай, когда создаются две системы. Система гражданской обороны фактически является резервной системой для единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министром МЧС России Владимиром Пучковым определено, что: «Неотложной задачей органов государственной власти является придание гражданской обороне статуса федеральной государственной резервной системы».
Цель - защита населения и территорий от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера в мирное время
Стратегические национальные приоритеты
Рисунок 3. - Система обеспечения национальной безопасности государства
Резонно возникает вопрос «Почему?». Потому что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постоянно работает в мирное время в режимах функционирования повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации [6, 7]. В период перехода с мирного на военное время она преобразуется, объединяясь с системой гражданской обороны. Система гражданской обороны тоже функционирует в мирное время, но она в основном занимается заблаговременной подготовкой к действиям военного времени, а также при возникновении крупномасштабных, катастрофических чрезвычайных ситуаций задействует свои силы и средства для оказания помощи единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [8].
Результат. Таким образом, целью единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера в мирное время. Целью гражданской обороны является удовлетворение потребностей государства и нужд населения в защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Обсуждение. Исходя из раскрываемой в статье цели, основное внимание уделим системе гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых государственными органами управления, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [8, 9].
На состояние системы гражданской обороны оказывают существенное влияние следующие факторы, выявленные при оценке геополитической и военно-политической обстановки в мире:
- нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;
- увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- угроза возникновения очагов массового поражения и их эскалация;
- сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;
- растущая угроза экстремизма.
В целях повышения уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, необходимо проводить следующие мероприятия:
- приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны;
- обучение населения в области гражданской обороны в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- совершенствование системы управления гражданской обороны, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- планирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также мероприятий по инженерной, радиационной, химической, биологической и медицинской защите населения;
- разработка и внедрение современных средств и технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- создание сил гражданской обороны в соответствии с задачами в области гражданской обороны, оснащение и поддержка их уровня готовности к использованию по предназначению;
- создание эффективных группировок сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- повышение оперативности реагирования органов управления и сил гражданской обороны на опасности, возникающие в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов и на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
- совершенствование систем обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Результат. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что основными тенденциями развития системы гражданской обороны в настоящее время являются:
а) повышение оперативности реагирования сил гражданской обороны на опасности, возникающие в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
б) дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, который позволит оптимизировать финансовые и материальные ресурсы и обеспечить необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей;
в) повышение роли гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности;
г) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны на основе внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Пример. В Российской Федерации огромное внимание уделяется развитию системы гражданской обороны. В конце 2016 года Указом Президента Российской Федерации утверждена государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны до 2030 года [10], а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач гражданской обороны, определено МЧС России. Данный документ является документом стратегического планирования. Первым шагом для реализации данной государственной политики явилось то, что 2017 год был объявлен в МЧС России Годом гражданской обороны [11], а 2018 год объявлен Годом культуры безопасности [12], т. к. национальные приоритеты, рассмотренные выше, тесно взаимодействуют между собой. Основная его цель -проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение культуры безопасности в различных сферах деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения, а также придание нового импульса развитию защиты населения и территорий государства от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны показал, что ее целью является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения данной цели гражданской обороне как системе определены десять задач [10]:
1) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
2) реконструкция систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
3) повышение качества подготовки должностных лиц государственных органов власти, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
4) координация деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
5) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
6) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей страны;
7) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
8) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
9) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
10) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий стран, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Рекомендация. Для повышения качества выполнения задач их объединили в шесть укрупненных приоритетных направлений и распределили по важности реализации, чтобы выполнить в срок до 2030 года. Для этого применили метод «матрица приоритетов», или так называемый «метод матричного анализа данных». Данный метод входит в состав основных семи методов управления качеством [13].
Следовательно, предлагается следующая очередность реализации укрупненных приоритетных направлений:
1) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны;
2) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
3) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
4) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
5) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
6) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны;
7) подведение итогов, планирование на новый период развития в области гражданской обороны.
Эта очередность условна, и выполнение мероприятий [10] по реализации каждого укрупненного приоритетного направления может осуществляться параллельно и последовательно.
Мероприятия первого укрупненного приоритетного направления: принятие руководящих документов с учетом современных подходов, и их своевременная актуализация;
формирование руководящих документов с учетом социально-экономических и географических особенностей страны;
совершенствование основ функционирования системы обеспечения выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
внедрение принципа приоритетности профилактических мероприятий в надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
формирование единой системы требований (правил), предъявляемых к проведению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мероприятия второго укрупненного приоритетного направления: разработка и внедрение новых форм, программ и методов подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
использование средств массовой информации в целях подготовки населения; подготовка населения в вузах, школах, учебно-методических центрах ГОЧС субъектов Российской Федерации;
совершенствование учебно-материальной базы по гражданской обороне вузов, школ, учебно-методических центров ГОЧС субъектов Российской Федерации. Мероприятия третьего укрупненного приоритетного направления: развитие сил и средств гражданской обороны;
формирование в мирное время высокомобильной группировки сил гражданской обороны;
наращивание группировки сил гражданской обороны;
внедрение технологий спасания, автоматизированных информационных управленческих систем в деятельность органов управления и сил гражданской обороны;
совершенствование подготовки профессиональных кадров в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности командно-штабных учений, тактико-специальных учений, штабных тренировок по гражданской обороне.
Мероприятия четвертого укрупненного приоритетного направления: совершенствование норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
оптимизация фонда защитных сооружений гражданской обороны; развитие и внедрение новых многовариантных подходов к организации эвакуации, рассредоточения и отселения населения;
создание резервов финансовых, материальных и технических средств; разработка средств индивидуальной защиты нового поколения для населения; разработка средств разведки и контроля;
планирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование мер, направленных на первоочередное жизнеобеспечение населения; проведение научных исследований в области защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Мероприятия пятого укрупненного приоритетного направления: обеспечение эффективного взаимодействия систем управления; подготовка специалистов по управлению рисками;
интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач в области защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
развитие центров управления в кризисных ситуациях на всех уровнях функционирования с возложением на них задач по обеспечению координации деятельности органов управления силами и средствами гражданской обороны;
развитие пунктов управления, включая подвижные (мобильные); совершенствование информационной поддержки принятия решений; развитие систем оповещения и информирования населения. Мероприятия шестого укрупненного приоритетного направления: расширение международного сотрудничества по вопросам защиты населения, территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
изучение передовых технологий иностранных государств и Международной организации гражданской обороны;
участие органов управления и сил гражданской обороны в мероприятиях, проводимых Международной организацией гражданской обороны;
участие органов управления и сил гражданской обороны в международных акциях по защите и спасанию населения в зонах бедствий и оказанию гуманитарной помощи;
реализация на территории Российской Федерации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы.
Мероприятия седьмого укрупненного приоритетного направления: подведение итогов проделанной работы; планирование на новый период развития.
Результат. Выполнение рассмотренных мероприятий позволит [10]:
а) сформировать отвечающую современным требованиям нормативно-правовую, нормативно-техническую и методическую базу в области гражданской обороны;
б) сформировать единую систему требований к мероприятиям по гражданской обороне и правил их проведения;
в) оптимизировать с учетом современных угроз систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) сформировать новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на основе передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечить дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий необходимый уровень защищенности.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что процесс реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны можно представить как механизм, коэффициент полезного действия которого обеспечивается выполнением мероприятий укрупненных приоритетных направлений посредством работы его составных элементов, вследствие чего достигается необходимый уровень защищенности населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях (рис. 4).
Анализ данного механизма показывает, что он циклического, непрерывного характера, и этот факт позволяет постоянно совершенствовать процесс реализации выполнения мероприятий укрупненных приоритетных направлений и достижения необходимого уровня защищенности.
Рисунок 4. - Механизм реализации государственной политики в области гражданской обороны
Рекомендация. Выработанную очередность реализации укрупненных приоритетных направлений предлагается распределить по временной шкале до срока выполнения (рис. 5). Это позволит спланировать и обосновать распределение финансирования мероприятий по годам, а также выполнение всех задач точно в срок и с установленным качеством.
Рекомендация. Для оценки эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны, а также состояния национальной безопасности государства в целом предлагается использовать следующие критерии [1, 10]:
- удовлетворенность граждан степенью защищенности своих прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
- укомплектованность и доля современных образцов вооружений, военной, специальной техники, имущества и экипировки в войсках, формированиях и органах управления;
- качество подготовки сил и средств, населения в области обороны, государственной, общественной безопасности;
- ожидаемая продолжительность жизни;
- валовой внутренний продукт на душу населения;
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения);
- уровень инфляции;
- уровень безработицы;
- доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;
- доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;
- доля территории государства, не соответствующая экологическим нормативам.
Перечень данных основных критериев уточняется по результатам мониторинга, в том
числе проводимого независимыми экспертами.
Рисунок 5. - Предлагаемое распределение укрупненных приоритетных направлений на временной шкале на примере реализации государственной политики Российской Федерации
в области гражданской обороны до 2030 года
Заключение. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что роль гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности государства очень велика и она является важной составляющей обороноспособности страны. В своей организации она взаимодействует со всеми составными элементами стратегических национальных приоритетов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности.
Основная роль системы гражданской обороны - это качественное удовлетворение потребностей государства и нужд населения в защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В мирное время силы гражданской обороны во взаимодействии с силами единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций защищают население и территории от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. О стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации, 31 дек. 2015 г., № 683 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 10.10.2017.
2. Гражданская защита: энциклопедический словарь. - Изд. 3-е перераб. и доп.; под общ. ред. В.А. Пучкова / МЧС России. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. - 664 с.
3. Костров, А.В. Геополитика: учебно-методическое пособие / А.В. Костров. - Иркутск: ИГУ, 2015. -119 с.
4. Панарин, И.Н. Гибридная война против России 1816-2016 гг. / И.Н. Панарин. - М.: НТИ «Горячая линия - Телеком», 2017. - 222 с.
5. ВЦИОМ: россияне не фиксируют признаков приближения новой мировой войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amic.ru/news/225462. - Дата доступа: 10.10.2017.
6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Федер. закон, 21 дек. 1994 г., № 68-ФЗ // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 12.11.2017.
7. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации, 30 дек. 2003 г., № 794 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 12.11.2017.
8. О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Федер. закон, 12 февр.1998 г., № 28-ФЗ // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 12.11.2017.
9. Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации, 26 нояб. 2007 г., № 804 // Система ГАРАНТ. -Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 12.11.2017.
10. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации, 20 дек. 2016 г., № 696 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. - Дата доступа: 14.12.17.
11. О проведении в системе МЧС России Года гражданской обороны [Электронный ресурс]: приказ МЧС России, 21 нояб. 2016 г., № 609 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. -Дата доступа: 14.12.17.
12. О проведении в системе МЧС России Года культуры безопасности [Электронный ресурс]: приказ МЧС России, 07 июля 2017 г., № 287 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru. -Дата доступа: 14.12.17.
13. Пресняков, В.Ф. Основы управления проектами [Электронный ресурс] / В.Ф. Пресняков // Интернет-Университет Информационных Технологий. - Режим доступа: https://www.intuit.ru/ goods_store/ebooks/8401. - Дата доступа: 15.01.18.
NATIONAL SECURITY, THE STATUS AND ROLE OF CIVIL DEFENCE IN THE SYSTEM OF ITS PROVISION
Anton Kuzmin, PhD in Technical Sciences Viktor Panchenkov
Vitaly Simonov, PhD in Military Sciences, Associate Professor
Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Moscow region, Russia
Purpose. The purpose of the article is to define the role and place of civil defence in the system of ensuring national security of the state.
Methods. The article considers the fundamentals of the national security system of the state, strategic national priorities and their components, threats and dangers affecting its state. The quality management method - «Priority methods» has been used.
Findings. It has been determined what factors influence the civil defence system, what measures increase the level of protection of the population, material and cultural values from the dangers arising in military conflicts and emergency situations of natural and man-made nature, what tendencies affect the development of the civil defense system. The proposals on the sequence of the implementation of the tasks of the state policy in the field of civil defence until 2030 are substantiated in order to achieve the required level of protection of the population and the territory from the above-mentioned dangers and threats. Criteria of assessing the effectiveness are proposed for implementing state policy in the field of civil defence and the national security of the state as a whole.
Conclusions. The scientific and practical significance of the article is that civil defence is an important component of the country's defence capability, and its role is the qualitative satisfaction of the state's needs and the population's needs for protection.
Keywords: threats and dangers, geopolitical and military-political situation, the system, strategic national priorities, protection of population, civil defence, emergency situation, status and role, method of quality control, method priorities, public policy, evaluation criteria, implementation of effectiveness.
(The date of submitting: March 13, 2018) REFERENCES
1. On the Strategy of the National Security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683. The Garant system, available at: http://base.garant.ru (accessed October 10, 2017) (rus)
2. Civil Protection: Encyclopedic Dictionary (third edition, revised and supplemented); under the general ed. V.A. Puchkova. EMERCOM of Russia. Moscow: FGBU VNII GOChS (FC), 2015. 664 p.(rus)
3. Kostrov A.V. Geopolitics: educational-methodical manual. Irkutsk: IGU, 2015. 119 p. (rus)
4. Panarin I.N. Hybrid war against Russia 1816-2016. Moscow: NTI «Goryachaya liniya - Telekom», 2017. 222 p. (rus)
5. VTSIOM: Russians do not record signs of the approach of a new world war, available at: http://www.amic.ru/news/225462 (accessed October 10, 2017). (rus)
6. On protection of the Population and Territories _ from Natural and Man-made Emergencies: Federal Law of December 21, 1994, No. 68-FZ. Sistema GARANT, available at: http://base.garant.ru (accessed November 12, 2017). (rus)
7. On unified State System for the Prevention and Elimination of Emergencies: resolution of the Government of the Russian Federation, 30.12.2003, No. 794. Sistema GARANT, available at: http://base.gar-ant.ru (accessed November 12, 2017). (rus)
8. On civil defense: Federal Law, 12.02.1998, No. 28-FZ. Sistema GARANT, available at: http://base.gar-ant.ru (accessed November 12, 2017). (rus)
9. On the Approval of the Position on Civil Defense in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation, 26.11.2007, No. 804. Sistema GARANT, available at: http://base.gar-ant.ru (accessed November 12, 2017). (rus)
10. On approval of the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense for the period until 2030: Decree of the President of the Russian Federation, 20.12.2016, No. 696. Sistema GARANT, available at: http://base.garant.ru (accessed December 14, 2017). (rus)
11. On the Year of Civil Defense in the EMERCOM of Russia: order EMERCOM of Russia, 21.11.2016, No. 609. Sistema GARANT, available at: http://base.garant.ru (accessed December 14, 2017). (rus)
12. On holding the Year of the Safety Culture in the EMERCOM of Russia: order EMERCOM of Russia, 07.07.2017, No. 287. Sistema GARANT, available at: http://base.garant.ru (accessed December 14, 2017). (rus)
13. Presnyakov V.F. Fundamentals of project management. Internet-University of Information Technologies, available at: https://www.intuit.ru/goods_store/ebooks/8401 (accessed January 15, 2018). (rus)