Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гореликов Андрей Иванович

В статье рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на переходном этапе рыночной трансформации. Раскрываются концептуальные особенности российской правовой системы по формированию новых горизонтов развития малочисленных этнических обществ. Проведен анализ имеющейся законодательной базы, объектом которой является защита прав и свобод, национальных ценностей и интересов коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Определены приоритетные направления правового регулирования критериев обеспечения их национальной безопасности, сохранения традиционных компонентов и приоритетов устойчивого развития. Выделена необходимость внесения изменений в законодательство, касающихся признания родовой общины субъектом правоотношений, осуществляющим традиционную деятельность, а также целесообразность дальнейшего совершенствования сферы правового регулирования рыночных интеграционных процессов для обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов России на основе хозяйственной традиционной деятельности родовых общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гореликов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH, SIBERIA AND RUSSIA’S FAR EAST AS AN OBJECT OF LEGAL REGULATION

The article examines the legal basis for ensuring the national security of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East in the transitional stage of market transformation. The conceptual features of the Russian legal system on the formation of market horizons for the development of small ethnic societies are revealed. Analysis of the existing legal framework, the object of which is the protection of the rights and freedoms, national values and interests of the indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of Russia is carried out. Priority areas of legal regulation of the criteria to ensure their national security, the preservation of traditional components and priorities of sustainable development are defined. The necessity of introducing amendments to the legislation concerning the recognition of tribal community as a subject of legal relations, carrying out traditional activities, as well as the expediency of further improvement of the legal regulation of market integration processes to ensure sustainable development of small indigenous minorities of Russia on the basis of economic traditional activities of tribal communities have been highlighted.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 115-119. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 3. P. 115-119.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.17

Национальная безопасность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России как объект правового регулирования

Андрей Иванович Гореликов

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, Gorelikov-Andrei@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на переходном этапе рыночной трансформации. Раскрываются концептуальные особенности российской правовой системы по формированию новых горизонтов развития малочисленных этнических обществ. Проведен анализ имеющейся законодательной базы, объектом которой является защита прав и свобод, национальных ценностей и интересов коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Определены приоритетные направления правового регулирования критериев обеспечения их национальной безопасности, сохранения традиционных компонентов и приоритетов устойчивого развития. Выделена необходимость внесения изменений в законодательство, касающихся признания родовой общины субъектом правоотношений, осуществляющим традиционную деятельность, а также целесообразность дальнейшего совершенствования сферы правового регулирования рыночных интеграционных процессов для обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов России на основе хозяйственной традиционной деятельности родовых общин.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, национальная безопасность, правовая система

Для цитирования: Гореликов А.И. Национальная безопасность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России как объект правового регулирования // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 115-119. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.17.

Original article

National Security of Indigenous Minorities of the North, Siberia and Russia's Far East as an Object of Legal Regulation

Andrey I. Gorelikov

Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia, Gorelikov-Andrei@mail.ru

Abstract. The article examines the legal basis for ensuring the national security of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East in the transitional stage of market transformation. The conceptual features of the Russian legal system on the formation of market horizons for the development of small ethnic societies are revealed. Analysis of the existing legal framework, the object of which is the protection of the rights and freedoms, national values and interests of the indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of Russia is carried out. Priority areas of legal regulation of the criteria to ensure their national security, the preservation of traditional components and priorities of sustainable development are defined. The necessity of introducing amendments to the legislation concerning the recognition of tribal community as a subject of legal relations, carrying out traditional activities, as well as the expediency of further improvement of the legal regulation of market integration processes to ensure sustainable development of small indigenous minorities of Russia on the basis of economic traditional activities of tribal communities have been highlighted.

Keywords: Indigenous Minorities of the North, Siberia, and the Far East, national security, legal system For citation: Gorelikov, A.I. (2023) National Security of Indigenous Minorities of the North, Siberia and Russia's Far East as an Object of Legal Regulation. Theory and Practice of Social Development. (3), 115-119. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.3.17 (In Russian)

Правовое обеспечение национальной безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России представляет собой достаточно сложный процесс создания рыночных институциональных и технико-экономических форм пространственной и ресурсной базы, иной организации социальной жизненной среды. В обновленной национальной политике предстоит выработать оптимальную стратегию, ориентированную на бережное сохранение социо-

© Гореликов А.И., 2023

\-A\N

культурного своеобразия малочисленных этнических обществ. В связи с этим представляется актуальным переосмысление концепции национальной безопасности1 в свете сохранения и определения перспектив развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в рыночных условиях; организации таких форм традиционного жизнеобеспечения, которые способны были бы в полной мере выполнить социальные, экономические функции национальной политики, проводимой государством в отношении автохтонных народов. Отсюда возникает необходимость анализа российского законодательства по правовому обеспечению рыночных трансформационных процессов, изменивших социально-политическую, экономическую и мировоззренческую обстановку в общественной жизни коренных малочисленных народов. Этот переход характеризуется выработкой нормативно-правовой базы, позволяющей малочисленным этносам сохранить традиционное жизнеустройство, свою идентичность при переходе на рыночную модель развития. Данное обстоятельство и определяет научную актуальность рассматриваемой темы.

Советский период исторического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока оставил целый ряд серьезных проблем, усложняющих их интеграцию в рыночные процессы. Серьезность положения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов северной части Российской Федерации подтверждена Государственной Думой2.

Происходящие сегодня рыночные преобразования в политической, социально-экономической и иных сферах социума открывают перед коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока новые горизонты развития, однако они требуют иных подходов к обеспечению национальной безопасности. В этой связи особое значение приобретает формирование модели правового регулирования в области отношений, защиты прав и свобод коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как непосредственного условия сохранения их идентичности.

Мировой опыт реализации национальных интересов малочисленных народов показывает, что устойчивость жизнедеятельности традиционных обществ достигается правовым обеспечением возрождения аутентичных процессов экономики, социально ориентированного предпринимательства, эффективного использования биоресурсов освоенных территорий3. Самобытное социально-экономическое развитие, культура и язык аборигенных народов являются частью культурного наследия человечества и достойны международной защиты. Конвенцией № 169 МОТ закреплено право малочисленных этносов определять собственные приоритеты развития, сохранять обычаи и традиций, иметь право собственности на исторические земли, пользоваться природными ресурсами территорий исконного проживания4.

Международное право создает рамки для разработки базовых федеральных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение национальной безопасности автохтонных народов. К числу определяющих следует отнести федеральные законы, которыми созданы механизмы регулирования и обеспечения юридических гарантий сохранения и устойчивого развития малочисленных этносов, их прав и законных интересов. Одним из ключевых из них является Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»5. Общей тенденцией развития российского законодательства является стремление учитывать основные национальные ценности и интересы коренных малочисленных народов в области защиты среды обитания и традиционного образа жизни как основополагающих составляющих национальной безопасности, определение ее критериев.

Возникает необходимость рассмотреть особенно значимую проблему установления статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Следует признать, что до настоящего времени в международном праве нет четкого общепризнанного определения понятия «коренные малочисленные народы». Проведенный анализ основных нормативных актов сформировавшейся к настоящему времени федеральной и региональной законодательной базы

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Постановление Государственной Думы от 26.05.1995 // Российская газета. 1995. 8 июня.

3 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169] [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/iol169.shtml (дата обращения: 21.03.2023).

4 Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни : руководство по конвенции МОТ № 169 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Т. II. Женева, 1991. С. 2193-2207.

5 Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федеральный закон от 20.07.2000 № 104 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

показывает, что регламентация конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока базируется на принципе предоставления им особых прав на традиционное жизнеустройство. Объединяющим критерием является самосознание принадлежности к самобытной культуре, чувство духовной близости, привязанность к окружающей среде, взаимозависимость, традиционный способ производства. Обозначенные критерии достаточно четко отражены в специальном международном документе - Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов1.

Существующая в России законодательная база рассматривает малочисленные этносы Севера, Сибири и Дальнего Востока как носителей определенных прав и свобод со своими собственными устремлениями и желаниями. Принятые критерии обеспечения их национальной безопасности законодательно очерчивают рамки правового поля по обеспечению гарантированной защиты предоставленных аборигенным этносам прав (Akhmetova et al., 2017).

В настоящее время можно говорить, что прошедшие три десятилетия интеграции коренных малочисленных народов в рыночную экономику способствовали созданию нового типа социально-экономических отношений, росту потенциальных возможностей традиционного хозяйствования в среде обозначенных социальных групп.

В структуре правового обеспечения национальной безопасности народов Севера, Сибири и Дальнего Востока основополагающим принципом является сохранение самоценности традиционных компонентов, собственных приоритетов, защиты прав и национальных интересов. При этом гарантия устойчивого развития остается важнейшим условием обеспечения их национальной безопасности (Кикоть, 2021).

В историческом развитии малочисленных этнических обществ на различных переходных этапах от традиционности к современному обществу трансформационные процессы представляют собой объект обширной законодательной базы. Обеспечение национальной безопасности аборигенных этносов выступает как фактор стабильности и устойчивости их развития, что способствует не только возрождению, но и постоянному обновлению, самосовершенствованию обозначенных социальных групп, сохранению их исторической идентичности.

В современных условиях формируется новое понимание необходимости гарантированной защиты правовой системой национальных ценностей и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Формы и методы защиты жизненно важных национальных ценностей и интересов в основном соответствуют нормам международного права, Конституции Российской Федерации2.

Важно отметить, что учет приоритетов малочисленных этносов был и остается необходимым элементом национальной политики российского государства в плане обеспечения их национальной безопасности. Ее ключевой функцией является поддержание стабильности в обществе. Таким образом, создание условий для сохранения национальной идентичности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока следует рассматривать как объект уже сформировавшейся к настоящему времени законодательной базы. В свою очередь правовая система имеет стратегические задачи разработки и принятия нормативно-правовых актов, направленных на защиту национальных ценностей и интересов автохтонных народов, освоивших арктическую, тундровую и таежную зоны - наиболее неблагополучные территории России (Баттахов, 2020). Следовательно, правовой характер обеспечения национальной безопасности проживающих на этих землях малочисленных этносов должен опираться на территориальные особенности, служить основой при принятии экономических, социальных и иных программ, ориентированных на поступательное развитие указанных социальных групп. Примером может служить программа освоения Арктики3, которая предполагает долговременный характер реализации Стратегии национальной безопасности4 на северных землях, определяет рамки экономического развития арктических территорий, обозначает цели, этапы и сроки их достижений. Кроме того, программа концентрирует внимание на первоочередных мерах для обеспечения гарантий по защите культурного многообразия малочисленных этнических обществ, проживающих в Арктической зоне, их традиционного жизнеустройства, занятости, что также закреплено в ст. 2 и 69 Конституции Российской Федерации5.

1 Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов : Резолюция Генеральной Ассамблеи ОоН от 13.09.2007 № 61/295 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов ... ; Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» : Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ...

5 Конституция Российской Федерации ...

LAW

Важно отметить, что в российском законодательстве основополагающим принципом определения статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является стремление государства сохранить за ними территории традиционного природопользования, этническую самобытность, традиции, культуру и язык. Подтверждением сказанному является Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов», создающий необходимые юридические условия для принятия на региональном уровне нормативных актов, закрепляющих порядок их использования в целях ведения коренными народами традиционного хозяйствования1.

В советский период, не следует этого забывать, правовой системой были созданы условия для решения ключевых проблем на переходном этапе от традиционности к индустриальной модели развития. Современное же российское законодательство обеспечило юридическое закрепление особого статуса коренных малочисленных народов Севера, что предоставляет им возможность полноценного социального, экономического, политического и культурного развития (А^те^а, ^аэИепко, 2018).

В структуре факторов создания нового типа социально-экономического устройства интеграционные процессы перехода от традиционного к рыночному развитию представляют собой единый социально-экономический комплекс проводимых в России преобразований (Силантьева, 2017). Говоря о перспективах развития социально-экономических структур малочисленных этносов России необходимо в первую очередь решить вопросы правового обеспечения их развития в сочетании с экономическими проблемами по сохранению традиционного уклада жизни. Следует также более полно учитывать правовые этнокультурные практики, модернизационные экономические преобразования советского периода, завершившегося глубокими социальными, экономическими, политическими и культурными преобразованиями, что позволит систематизировать и использовать правовые основы национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. В частности, в рамках государственной национальной политики действовал цивилизационный комплекс с особой ролью государства и его институтов, обеспечивший переход традиционных обществ к индустриальному типу развития.

Значимой функцией обновленной национальной политики в обеспечении этнической безопасности малых социальных групп выступает сохранение традиционного жизнеустройства, культурных особенностей аборигенных народов, а также создание на основе международного права и исторического опыта законодательной базы для обеспечения их развития в условиях рыночной экономики. Объектом существующего регламентирующего комплекса документов, как показывает проведенный анализ действующих нормативно-правовых актов, остаются вопросы сохранения традиционного хозяйственного развития, культурного своеобразия, создания условий для поддержания достойного уровня жизни в местах исконного проживания. Правовое поле по обеспечению национальной безопасности коренных малочисленных народов позволяет в достаточной мере сохранить традиционные компоненты их жизни, собственные ценностные приоритеты, гарантированно защитить специальные права и национальные интересы на осуществление рационального природопользования.

Подводя итог рассуждениям, следует отметить, что рыночные преобразования изменили социально-экономическое положение малочисленных этнических обществ Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Объектом законодательства остается защита их прав на традиционную экономику и уклад жизни. Утверждаемая модель партнерских отношений между государством и коренными малочисленными народами российского Севера выступает в качестве необходимого условия рыночной трансформации, направленной на укрепление института самоуправления, экономической самостоятельности анализируемых социальных групп.

Признание и законодательное закрепление в российской правовой системе особого статуса народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России позволяет рассматривать их как малочисленные этнические общества с самобытной спецификой жизнеустройства. Исторически сложившаяся традиционность отмечена неразрывной связью всех сфер их существования и функционирования с природными биоресурсами среды обитания. Отсюда очевидность сохранения традиционной самобытности как объекта правового регулирования. Три десятилетия постсоветского периода развитие малочисленных коренных народов в юридической науке представлялось в соответствии с их традиционными историческими устремлениями и желаниями, а сами они идентифицировались как целостные этнические общества с признаками уникального образа жизни и хозяйственной деятельности. Данная концептуальная направленность связана с обеспечением и защитой прав коренных

1 О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в сфере хозяйственной деятельности родовых общин. На наш взгляд, целесообразно рассматривать регламентацию правовых основ традиционной хозяйственной деятельности данных социальных групп, создающих условия для возрождения национальной экономической структуры родовой общины, как обязательную для сохранения исторически сложившихся форм саморазвития.

Для обеспечения национальной безопасности очевидна необходимость внесения изменений в федеральные и региональные нормативно правовые акты с признанием субъектом правоотношений общины коренных малочисленных народов, осуществляющей традиционную хозяйственную деятельность. В целях поддержания устойчивого социально-экономического развития как основы национальной безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России необходимо законодательно гарантировать защиту их особого статуса и использовать ее в качестве правового механизма укрепления социально-экономического потенциала обозначенных социальных групп, сохранения среды их обитания и культурных ценностей.

Список источников:

Баттахов П.П. Геополитические подходы к правовому обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания в условиях промышленного освоения Крайнего Севера // Аграрное и земельное право. 2020. № 9 (189). С. 48-51.

Кикоть А.В. Актуальные проблемы обеспечения конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Вестник науки и образования. 2021. № 16-2 (119). С. 62-67.

Силантьева Н.А. Обеспечение и защита прав коренных народов Севера как функция органов публичной власти // Правоприменение. 2017. Т. 1, № 3. С. 100-107. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2017.1 (3).100-107.

Akhmetova A.V., Dementeva V.V., Ivashenko Ya.S. Transformation of Legal Status and Its Influence on the Culture of Native Minorities of the Far East in XIX - Early XX Centuries // Bylye Gody. 2017. Vol. 46, iss. 4. Р. 1297-1304. https://doi.org/10.13187/bg.2017A1297.

Akhmetova A.V., Ivashenko Ya.S. The Problems of Legal Regulation of the Development of Far Eastern Native Minorities during the Soviet State National Policy Formation Period (1920s-1930s) // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Р. 305-314. https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_39.

References:

Akhmetova, A. V. & Ivashenko, Ya. S. (2018) The Problems of Legal Regulation of the Development of Far Eastern Native Minorities during the Soviet State National Policy Formation Period (1920s-1930s). Advances in Intelligent Systems and Computing. 622, 305-314. Available from: doi:10.1007/978-3-319-75383-6_39.

Akhmetova, A. V., Dementeva, V. V. & Ivashenko, Ya. S. (2017) Transformation of Legal Status and Its Influence on the Culture of Native Minorities of the Far East in XIX - Early XX Centuries. Bylye Gody. 46 (4), 1297-1304. Available from: doi:10.13187/bg.2017.4.1297.

Battakhov, P. P. (2020) Geopolitical Approaches to the Legal Support of the Development of the Indigenous Small Peoples of the North in Their Places of Compact Residence in the Conditions of Industrial Development of the Far North. Agrarnoe i zemel'noe pravo. (9 (189)), 48-51. (In Russian).

Kikot, A. V. (2021) Topical Problems of Ensuring the Constitutional Rights of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East. Vestnik nauki i obrazovaniya. (16-2 (119)), 62-67. (In Russian).

Silantieva, N. A. (2017) Provision and Protection of the Rights of Indigenous Peoples of the North as a Function of Public Authorities. Law Enforcement Review. 1 (3), 100-107. Available from: doi: 10.24147/2542-1514.2017.1(3).100-107. (In Russian).

Информация об авторе А.И. Гореликов - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Публичное и частное право» Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Комсомольск-на-Амуре, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301307

Information about the author A.I. Gorelikov - PhD in History, Associate Professor, Department of Public and Private Law, Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301307

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.