Научная статья на тему 'Конституционно-правовой аспект перехода коренных малочисленных народов Дальнего Востока к рыночной модели развития'

Конституционно-правовой аспект перехода коренных малочисленных народов Дальнего Востока к рыночной модели развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / INDIGENOUS MINORITIES / FAR EAST / LEGAL ASPECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гореликов Андрей Иванович

Рассматривается в рамках исследования проблемы адаптации коренных малочисленных народов России к рыночной экономике конституционноправовой аспект перехода малочисленных народов Дальнего Востока к рыночной модели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT OF THE FAR EASTERN INDIGENOUS MINORITIES’ TRANSITION TO THE MARKET-ORIENTED MODEL OF DEVELOPMENT

The article studies constitutional and legal aspects of the Far Eastern indigenous minorities’ transition to the market-oriented model of development as a part of the research concerning adaptation problems of the indigenous small ethnic communities of Russia.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой аспект перехода коренных малочисленных народов Дальнего Востока к рыночной модели развития»

УДК 94 (57.6)

Гореликов Андрей Иванович

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и архивоведения Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета dom-hors@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПЕРЕХОДА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА К РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ [1]

Gorelikov Andrey Ivanovich

PhD in History, Assistant Professor of the History and Archival Science Department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University

dom-hors@mail.ru

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT OF THE FAR EASTERN INDIGENOUS MINORITIES’ TRANSITION TO THE MARKET-ORIENTED MODEL OF DEVELOPMENT [1]

Аннотация:

Рассматривается в рамках исследования проблемы адаптации коренных малочисленных народов России к рыночной экономике конституционноправовой аспект перехода малочисленных народов Дальнего Востока к рыночной модели развития.

Ключевые слова:

коренные малочисленные народы, Дальний Восток, правовой аспект.

Summary:

The article studies constitutional and legal aspects of the Far Eastern indigenous minorities’ transition to the market-oriented model of development as a part of the research concerning adaptation problems of the indigenous small ethnic communities of Russia.

Keywords:

indigenous minorities, Far East, legal aspect.

В условиях глубокого реформирования России конца ХХ - начала XXI в. особое звучание приобретает проблема гармонизации отношений между государством и коренными малочисленными народами. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена тем обстоятельством, что конституционно-правовой аспект формирования законодательной базы по обеспечению перехода малочисленных народов к рыночной модели развития изучен еще не в полной мере. Смена концепции развития коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как части общих социально-экономических и политических изменений в Российской Федерации обнажила множество острых проблем в их жизни.

Конституция РФ 1993 г., провозгласив новые приоритеты - признание прав и свобод человека высшей ценностью в государстве, демократизацию всех сфер жизни общества, многообразие форм собственности, внедрение новой модели федеральных отношений, определила основные направления совершенствования политической и правовой системы.

В этой сфере отчетливо выделяются три основных направления: признание родовых общин в качестве субъекта права; восстановление национально-территориальных образований на уровне местного самоуправления; формирование партнерских отношений между государством и коренными народами.

Так, в законе СССР «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР» от 26 апреля 1990 г. ст. 7. 8. 11. коренным народам предоставлено право образовывать в местах компактного проживания национальных групп такие национальные административно-территориальные единицы, как национальные районы, национальные поселки и национальные сельские Советы. Предполагаемые проекты законодательных актов по этим образованиям предварительно обсуждались соответствующими Советами, при окончательном решении учитывалось их мнение.

Ряд норм, касающихся специальных прав коренных народов, нашли отражение в законах РСФСР: Земельный кодекс (ст. 4. 14. 28. 51. 90. 94.); «О языках народов РСФСР»; «О недрах» (ст. 4. 42.); «Основы законодательства о культуре» (раздел III); «Основы лесного законодательства» (ст. 4. 51). Учет этнических интересов в данных правовых актах гарантирует право коренным народам на пользование территориями традиционного природопользования.

Анализ законов РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 63.); Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» (ст. 48. 49.); Федеральном законе от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых территориях» (ст. 9. 15. 24); Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе в РФ» (ст. 11); Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне РФ» (ст. 9) позволяет выделить

особые права коренного населения заниматься традиционными видами деятельности, на пользование землями, лесными фондами, особо охраняемыми территориями, животным миром.

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» вобрал в себя юридические нормы вышеназванных правовых актов. Отдельные стороны жизнедеятельности коренных народов получили отражение в специальном федеральном законе «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 20 июля 2000 г., которым предоставляется возможность организации общинного самоуправления.

Вместе с тем сложившаяся ситуация первого постсоветского десятилетия в правовом обеспечении рыночных реформ не внесла ясности, какая ниша отводится в российской рыночной экономике коренным малочисленным народам. Принятые в этот период постановления и программы, направленные на нормализацию социально-экономического положения коренных народов, не выдерживают никакой критики, особенно по части их финансового обеспечения и исполнительской дисциплины при их выполнении [2].

В независимом экспертном докладе «Социальное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» изложено общепринятое видение концепции развития коренных народов в наступившем столетии. Отмечается, что одним из основных условий их устойчивого развития может быть стратегия культурно-ориентируемой модернизации, означающая сохранение специфических хозяйственных занятий и творческой деятельности части представителей коренных малочисленных народов в сочетании с другими формами занятий и деятельности [3, с. 117].

В правоприменительной практике конкретные права и гарантии коренных народов широко отражены в международных документах. Основным законом РФ (Конституция ч. 4. Ст. 15.) и Федеральным Законом от 15 октября 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» выделяются международные документы, содержащие общие положения, защищающие коренные народы от дискриминации и иных видов притеснений. К ним относятся Устав ООН (ч. 2. ст. 1.), Международная Конвенция 1965 г., Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. (ст. 14), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 27). К числу международных документов, закрепляющих права малочисленных народов в области образования, культуры, языка, религии относится Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.) Юридические положения, заключенные в названных международных документах, признаются Российской Федерацией как составная часть ее правовой системы в отношении к коренным малочисленным народам.

Особенностью принятых законов на федеральном и региональном уровнях в начале XXI в. являются попытки повышения социально-экономического и политического статуса национально-территориальных образований, выработки новых правовых подходов, обеспечивающих адаптацию коренных малочисленных народов к рыночной модели развития.

Анализ названных нормативных документов выявил тенденцию интенсивного вовлечения коренных народов в рыночную экономику. Подтверждением тому может служить принятая в 2009 г. на федеральном уровне Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также проводимая правительством Хабаровского края последовательная национальная политика по укреплению материально-технической базы национальных общин, развитии культуры, языка [4].

Таким образом, в настоящее время есть понимание проблем коренных малочисленных народов не только на государственном, но и региональном уровнях. При этом особое значение имеет формирование такой нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы организацию эффективного природопользования, улучшения социально-экономического положения коренного населения, менее безболезненный переход к рыночной модели развития.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0482 «Национальная политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Дальнего Востока (1917-1991 гг.)».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 1664 «О формировании системы государственной поддержки районов Севера» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. ст. 256 ; Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» // Гарант. Информационно-правовой портал. garant.ru ; ст. 5 Закона РФ от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации» // Гарант. Информационно-правовой портал. garant.ru ; ст. 217, 235, 238, 241 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 2. 2000 г.) // Гарант. Информационно-правовой портал. garant.ru.

3. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. Новосибирск, 2004.

4. Закон Хабаровского края «Об общине коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» 1996 г. //

Приамурские ведомости. 1996. № 163-164 ; Закон Хабаровского края «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае» 1999 г. // Приамурские ведомости. 2000. 21 января.

References (transliterated) and notes:

1. The research was performed with support from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, agreement 14.B37.21.0482 “National policy of the Soviet Union regarding indigenous minorities of the Far East in 1917-1991”.

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 1997 g. № 1664 «O formirovanii sistemy gosudarstven-noy podderzhki rayonov Severa» // Sobranie zakonodatel'stva Rf. 1998. № 2. st. 256 ; Zakon RF ot 11 oktyabrya 1991 g. «O plate za zemlyu» // Garant. Informatsionno-pravovoy portal. garant.ru ; st. 5 Zakona RF ot 20 aprelya 1996 g. «O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii» // Garant. Informatsionno-pravovoy portal. garant.ru ; st. 217, 235, 238, 241 Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii (ch. 2. 2000 g.) // Garant. Informatsionno-pravovoy portal. garant.ru.

3. Sovremennoe polozhenie i perspektivy razvitiya malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka: Nezavisimiy ekspertniy doklad. Novosibirsk, 2004.

4. Zakon Khabarovskogo kraya «Ob obshchine korennykh malochislennykh narodov Severa Khabarovskogo kraya» 1996 g. // Priamurskie vedomosti. 1996. № 163-164 ; Zakon Khabarovskogo kraya «O territoriyakh traditsionnogo prirodopol'zovaniya korennykh malochislennykh narodov Severa v Khabarovskom krae» 1999 g. // Priamurskie vedomosti. 2000. January 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.