Обзорная статья УДК 316.356
DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-212-218
Национализм как идеология и политический тренд
Марианна Давлетовна Напсо
Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия [email protected]
Информация о статье
Поступила в редакцию 10.01.2023
Одобрена после рецензирования 04.06.2023
Принята к публикации 08.06.2023
Ключевые слова:
национализм, политический
тренд, патриотизм,
идея превосходства,
национальная
исключительность,
этноцентризм,
национальная гордость,
национальное
чувство, национальная
идентичность,
национальное возрождение
Статья посвящена исследованию феномена национализма как идеологии и политической практики. Цель исследования состоит в раскрытии амбивалентной природы национализма, выявлении присущих ему свойств, анализе условий и факторов, способствующих формированию националистического мировоззрения. Объект исследования - противоречивое содержание идеологии национализма, предмет исследования - феномен национализма в качестве идеологического и политического конструкта. Задача исследования заключается в раскрытии смыслового содержания национализма, востребованности националистических тенденций и установок социальными и политическими реалиями современного мира. В статье используются диалектические принципы объективности, системности, конкретности, а также общенаучные (анализ, синтез, сравнение) и теоретические (идеализация, абстрагирование) методы, которые позволяет реализовать поставленные задачи. Обращается внимание на питающие национализм идеи национальной исключительности и превосходства, которые формируют широкий спектр национальных чувств негативного свойства. Проводится сравнительный анализ понятий национализма и патриотизма, исследуются социально-политические предпосылки, способствующие апелляции к националистической идеологии. Прослеживается характер политических последствий национализма, раскрывается механизм его воздействия на коллективное и индивидуальное сознание, на этническое самосознание и национальную идентичность. Национализм рассматривается как инструмент политического влияния, как средство реализации национальных интересов. Раскрываются риски национализма для бытия социума, прослеживается связь национализма с проявлениями дискриминации, ксенофобии, экстремизма, раскрывается их дестабилизирующее воздействие на всю область социальных отношений. Исследуется сущность возникающих на почве национализма различных идеологем и мифологем, разрушающих ткань социально-политической и национальной жизни и отрицательно сказывающихся на функционировании социальных институтов.
Review article
Nationalism as Ideology and Political Trend
Marianna D. Napsо
North-Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia [email protected]
Information about the article
Received January 10, 2023
Approved after reviewing June 4, 2023
Accepted for publication June 8, 2023
The article is devoted to the study of the nationalism phenomenon as an ideology and political practice. The purpose of the study is to reveal the ambivalent nature of nationalism, to identify its inherent properties, to analyze the conditions and factors contributing to the formation of a nationalist worldview. The object of the study is the contradictory content of the nationalism ideology, the subject of the study is the consideration of the nationalism phenomenon as an ideological and political construct. The objective of the research is to reveal the semantic content of nationalism, the relevance of nationalist tendencies and attitudes to the social and political realities of the modern world. The author has used dialectical principles of objectivity, consistency, concreteness, as well as general scientific (analysis, synthesis, comparison) and theoretical (idealization, abstraction) methods that allow to implement the tasks. Attention is drawn to the ideas of national exclusivity and superiority that feed nationalism, which form a wide range of national feelings of a negative nature. A com-
Keywords:
nationalism, political trend, patriotism, idea of the superiority, national exclusiveness, ethnocentrism, national pride, national feeling, national identity, national revival
parative analysis of the concepts of nationalism and patriotism is carried out; the socio-political prerequisites contributing to the appeal to the nationalist ideology are investigated. The nature of the political consequences of nationalism is traced, the mechanism of its impact on collective and individual consciousness, on ethnic identity and national identity is revealed. Nationalism is considered as an instrument of political influence, as a means of realizing national interests. The risks of nationalism for the existence of society are revealed, the connection of nationalism with manifestations of discrimination, xenophobia, extremism is traced, and their destabilizing effect on the entire field of social relations is revealed. The essence of various ideologies and mythologies arising on the basis of nationalism, destroying the fabric of socio-political and national life and negatively affecting the functioning of social institutions, is investigated.
Введение. Проблематика национализма является одной из наиболее востребованных в социально-гуманитарном знании. Национализм можно отнести к числу доминирующих трендов, определяющих политику современных стран, наций и этнических групп. Будучи идеологией, он формирует широкий спектр идей, настроений, предубеждений, которые своим воздействием охватывают сознание и поведение индивидов, социальных групп различной общности. Трактовки национализма как идеологии, как доктрины и как практики многообразны, поскольку вкладываемые в данное понятие смыслы менялись от эпохи к эпохе. Это объясняется различием целей национализма, которые в различные исторические периоды имели неодинаковое содержание, поскольку национализм воспринимался в качестве идеологии, нацеленной на защиту национальных интересов: национально-освободительные движения ХVNI-ХIХ вв. проходили под лозунгами национализма и национал-патриотизма, обеспечивавших национальный суверенитет. Но в современном мире национализм имеет и иное звучание, выступая как фактор размежевания и противостояния, и это порождает восприятие других как враждебных, несущих угрозы и создающих риски для национального и национально-государственного существования. Последние события на Украине свидетельствуют о национализме как о средстве, с помощью которого реализуются вполне конкретные политические и социально-экономические цели, направленные на углубление и расширение разделительных линий. В таком качестве он является «плохим», раскалывающим национальное - индивидуальное и коллективное - сознание и самосознание. Национализм, таким образом, относится к феноменам, которые имеют сложное и амбивалентное содержание.
Актуальность исследования. В современных противоречивых реалиях нацио-
нализм становится всё более актуальным социально-историческим явлением, более того, вырабатываемая на его почве идеология приобретает черты доминирующего тренда. Следовательно, существуют условия и предпосылки - политические, геополитические, экономические, социокультурные, которые служат основой возникновения и расширения пространства национализма в его отрицательной версии. Но национализм является не только идеологией, он есть определённая доктрина, а также психоэмоциональные состояния, которые формируют национальные чувства, играющие важную роль в судьбах этнической общности. В самом широком смысле национализм предстаёт как сложное явление, с точки зрения не только его природы, но и форм проявления, а также вызываемых им последствий, и эта его характеристика зависит от условий конкретно-исторической практики.
Понимание национализма как инструмента реализации национальных интересов и восприятия ценностей как важных и социально-значимых для этноса именуют «правильным» национализмом. Выступая на заседании международного клуба «Валдай», В. Путин назвал себя националистом, и таких в России подчеркнул Президент, «почти 146 миллионов», но «это не пещерный национализм, дурацкий и придурошный, который ведёт к развалу нашего государства». О таком национализме писал русский философ И. А. Ильин, прослеживая его сущность «в инстинкте национального самосохранения... Не следует стыдиться его, гасить или глушить.; надо осмысливать его., духовно обосновывать и облагораживать его проявления. Из него должно родиться национальное единение.» [Цит. по: 1, с. 3]. Такой национализм и питает национальную гордость, которая является одним из важнейших этнических идентификаторов, она создаёт соответствующее национальному духу сознание
и самосознание. Но в своём абсолютизированном виде этнические маркеры становятся своеобразным Левиафаном, угрожающим процессам национального объединения и консолидации, с одной стороны, а с другой - увеличивают и усиливают противостояния, которые используются для решения тех или иных целей негативного свойства. Так, когда национальная гордость сменяется самолюбованием и превращается в национальное тщеславие, когда игнорируются национальные чувства представителей других народов, в действие вступает «плохой» национализм, проявления которого ведут к возникновению различных форм дискриминации и конфликтов разной степени влияния. Гипертрофия национальных признаков, культуры, традиций, менталитета чревата тем, что разрушаются культурные и национальные коды, столь важные для бытия народа. Цель исследования состоит в раскрытии амбивалентной природы национализма, выявлении присущих ему свойств, анализе условий и факторов, способствующих формированию националистического мировоззрения. Объект исследования - противоречивое содержание идеологии национализма, предмет исследования - феномен национализма в качестве идеологического и политического конструкта. Задача исследования заключается в раскрытии смыслового содержания национализма, востребованности националистических тенденций и установок социальными и политическими реалиями современного мира.
Результаты исследования и их обсуждение. Национализм обладает множеством ипостасей, которые, взятые в совокупности, и определяют его «лицо», а также характер воздействия на социум и происходящие в нем процессы. Он относится к числу социальных и идеологических явлений, который находятся в поле научно-исследовательского интереса. Так, по мнению А. Дугина, национализм есть «антитрадиция» [2], а как политический конструкт и соответствующая практика является продуктом современного этапа капитализма, который использует данную идеологию как средство достижения вполне определённых целей, с одной стороны, а с другой - как инструмент политического давления и насаждения идеологии либерализма. Национализм может и выступает фактором «политической мобилизации»[3, с. 152], особенно в ситуации игнорирования или недооценки важности национальных аспектов жизни, а также в условиях, угрожа-
ющих бытию народа. Ряд исследователей указывают на то, что национализм создаёт «политический капитал» [4], с помощью которого происходит манипулирование сознанием большого массива людей. Национализм относится к числу идеологий «политизированной идентичности» [5], поскольку, будучи вплетенным в определённый социально-политический и культурный контекст, оказывает неоднозначное воздействие на сознание индивидов. Для некоторых исследователей национализм является «ускользающим объектом» [6], и причина этого видится в различных его трактовках, что во многом объясняется широкой применимостью данного понятия, а также теми противоречивыми смыслами, которые в нём заложены. В целом, можно сказать, что национализм следует рассматривать как идеологию, как «доктрину, политику и массовое чувство» [7]. Некоторые рассматривают национализм в связи с процессами глобализации, которые актуализируют данную идеологию, поскольку глобализация нивелирует разные формы идентичности, в том числе этническую.
Центральной в национализме является идея национальной исключительности, которую питают различные факторы, в том числе гипертрофированный этноцентризм, исходящий из признания собственного превосходства над другими, настаивающий на исключительности собственной культуры, языка, системы традиций, обычаев и верований, ценностных представлений. Как это ни парадоксально, но господство и утверждение поликультурных и полиэтнических практик, придающих иной облик современным государствам, социальным и политическим процессам, сопровождаются усилением тяги к национальным аспектам жизни, памяти, истории, в которых видят защиту от угроз и рисков, связанных с утверждением универсальных трендов, обезличивающих, по мнению многих, пространство бытия этноса. Эти угрозы нередко реализуются через механизмы национализма, который призван противостоять процессам гомогенизации и модернизации, обезличивающей национальную специфику. На самом деле, общества становятся всё более гомогенными, этническое своеобразие ослабевает, интервенция в пространство национальной культуры чуждых и непонятных порой для национального сознания элементов придают национализму особую привлекательность в глазах защитников «национальной» чистоты.
Национализм относится к числу социальных и идеологических явлений, которые находятся в поле научно-исследовательского интереса. Его возникновение связывают со становлением буржуазного способа производства и формированием наций. Капитализм требовал новой организации этнической жизни, которая должна была отвечать запросам времени, быть адекватной происходящим трансформациям. Но эти изменения не всегда соответствовали потребностям национального развития, поскольку мир привычной жизни становился совершенно другим - патриархальность сменялась индустриализмом, прежние связи и коммуникации оставались в прошлом, рушился установленный веками социальный порядок. В нём чужому не было места, поскольку этот чужой воспринимался как некто, несущий угрозу уникальности и неповторимости древней традиции, вокруг которой «строилось» здание жизни коллектива. Рушилось понятие идентичности, на смену сословной и этнической идентичности пришла классово-политическая, возникали новые формы самоидентификации, изменились и формы организации национальной жизни. Всё это отражалось и на специфике национально-государственного устройства, ослабевали унитаристские тенденции, свойственные эпохе феодализма. Истоки национализма находились как в самих этнических группах, так и за их пределами. Факторов, которые способствовали и продолжают способствовать появлению национализма, множество, но в целом это - «эндогенные (возникшие внутри самих сообществ) и экзогенные (проявившиеся в связи с взаимодействием сообществ)» [8], которые в совокупности влияют на весь спектр явлений, охватываемых понятием этничности. По справедливому мнению Р. Брубейкера, «этничность воплощается и выражается не только в политических проектах и националистической риторике, но и в повседневных столкновениях,. культурных идиомах, когни-тивных схемах,. социальных сетях и институциональных формах» [Цит. по: 9].
Существует множество теорий, которые объясняют природу и социальную востребованность национализма. В первую очередь они исходят из того, что национализм является мировоззрением и политической идеологией - и нередко весьма продуктивной, и в таком качестве она имеет огромное влияние на сознание индивида и общества в целом. Идея национализма трудно поддаётся иско-
ренению, а в ситуации критического к ней отношения возникают упреки в адрес тех, кто, якобы, отвергает национальные традиции и в целом жизнь, организованную по «этническим» правилам. В условиях усложнения форм социальной организации привлекательными становятся ипостаси национализма, «связанные с его патриотическим содержанием, которые. могут выступать ресурсом мобилизации населения в период острых международных конфликтов. Наиболее активные проявления патриотизма сами могут быть интерпретированы в националистическом ключе, поскольку грань между данными понятиями» [10] весьма подвижна.
Национализм может и становится фактором этнической консолидации. Этому способствует и процесс его превращения в разряд важных и «влиятельных» идеологем. Притягательность идеи национализма заключается и в том, что она, во-первых, противостоит космополитизму, пробивающему себе дорогу и приобретающему черты мейнстрима, что для сторонников чистоты этничности является угрозой, способной разрушить пространство жизни народа. Во-вторых, национализм является своеобразной реакцией на процессы, связанные с утверждением и насаждением либеральной идеологии, исходящей из признания нации как гражданского, а не этнического субъекта. Национальные идеи составляют основу бытия этноса, они оказывают значительное воздействие на картину мира, которая формируется в этническом сознании и самосознании. Более того, национализм в его так называемой позитивной оценке «предоставляет обществу высокий уровень инклюзивности» [11]. Следует, однако, заметить, что национализм тогда «хорош», когда он признаёт не только собственные национальные интересы, но и права и свободы других, что весьма непросто в современном мире, который полон противостояний разного рода. Национализм характеризуется противоречивым характером, его сущность и содержание амбивалентны, последствия - неоднозначны и не всегда предсказуемы, а влияние на социальные процессы, общественное сознание и национальное самосознание значительно. Такая бинарная природа национализма приводит к его неоднозначной оценке в «диапазоне от радикальной дискредитации. национальной принадлежности и культурной дифференцированности до. апологии этнической самобытности как основы цивили-зационной исключительности» [Цит. по: 12].
Понятие национализма трактуется большей частью как феномен, дестабилизирующий и дегуманизирующий пространство современной жизни.
В ситуации гонения или притеснения по признаку этнической принадлежности националистическая идеология может восприниматься как выражение патриотизма, направленного на «спасение» от внешних угроз, как фактор консолидации, как идейная платформа, которая обеспечивает единство и целостность нации, народа. В нём видятся условия, благодаря которым сохраняются этническая самобытность, культура, язык, историческая память, обеспечиваются права и свободы, реализуются национальные интересы. При отсутствии условий, способствующих осуществлению целей национального развития, а также в ситуации игнорирования принципов социального равенства и интернационализма, ведутся поиски врагов, которыми нередко становятся представители других народов. Националистические чувства особенно обостряются, когда совершаются исторические несправедливости, память о которых передаётся из поколения к поколению. Опасность этого состоит в том, что события прошлого (да и настоящего) держат национальное самосознание в напряжении, постоянно будоражат его. Отсюда и лозунги о необходимости национального возрождения, противодействия влиянию иных, враждебных для бытия народа и его культуры форм жизни, которые не согласуются или идут параллельно с национальной спецификой. На этническое сознание оказывают воздействие и распространяемые этнические стереотипы и мифологемы - ложные, иллюзорные представления о других, которые предстают в различных обличьях, как национальных, так и социальных, и это не может не сказываться на мировоззрении и мировосприятии народа, которые в такой ситуации оказываются деформированным. Эти процессы представляют особую опасность для многонациональных государств, в которых национализм (этнонационализм) «может перейти за рамки "интегрирующего" и проявиться в форме "разъединяющего национализма", в рамках которого допускаются репрессивные действия к иным этническим общностям» [13].
В структуре национализма важную роль играют идейные и нравственные уста-
новки, которые могут и овладевают сознанием большого массива людей, которые, находясь под их всепоглощающим воздействием, склонны совершать антигуманные и противоправные действия по отношению к другим. Эти действия большей частью оказываются направленными против представителей других народов и этнических групп. В такой ситуации возникают явления дискриминации по признаку этнической и расовой принадлежности, проявления ксенофобии, нацизма, экстремизма. Формируемое пространство негативных чувств и психических состояний рождает ненависть к другим. Эти другие - чужие и чуждые -воспринимаются в качестве тех, от которых исходит так называемое зло, которое должно быть ликвидировано как представляющее реальную угрозу. Национальные чувства обостряются, направляются определёнными структурами и лицами в конкретное политическое русло, становясь, таким образом, катализатором недовольства. Использование современных инструментов массмедиа, Интернета, социальных сетей приводит к тому, что эти явления получают всё большее распространение, под их воздействием оказываются молодые люди, более всего подверженные манипуляциям разного рода. Тем более, национализм является «успешным» инструментом влияния, способным превращать людей в толпу, которой легче руководить и достигать намеченных целей, механизмом, усиливающим социальное недовольство и множащим социальные и этнические конфликты. Поскольку феномен национализм более чем сложен, и он обращен в том числе «к потаенным глубинам психики, ментальности» [Цит. по: 14], при его анализе необходимо применять «синтетический подход» [15, с. 158], который позволяет наиболее полно раскрыть присущие ему свойства.
Выводы. Проблематика национализма относится к числу сложных тем, с точки зрения её объективного исследования. Это объясняется не только его противоречивостью, но и невозможностью его рассмотрения вне факторов, которые влияют на его сущность и формы протекания. Опасными являются и попытки «изъятия» национализма из конкретного социально-исторического, социально-политического контекста, которые и определяют вектор его развития.
Список литературы_
1. Аршин К. Национализм. Текст: электронный // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 154-174. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35406125_79035012.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
2. Брубейкер Р. Этничность без групп. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663945265&tld (дата обращения: 12.12.2022). Текст: электронный.
3. Волкогонова О. Д., Татаренко И. В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. Текст: электронный // Мир России. 2001. № 2. С. 149-166. URL: https://mirros.hse.ru/article/ view/5355/5745 (дата обращения: 10.12.2022).
4. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н. Философско-терминологический анализ понятия «национализм». Текст: электронный // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 136-145. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25780 (дата обращения: 15.12.2022).
5. Дугин А. Национализм - преступная фикция и идеологический тупик. URL: https://izborsk-club. ru/22489 (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.
6. Ильин И. А. О русском национализме. С. 1-3. URL: https://www.rulit.me/books/o-russkom-nacionalizme-read-86423-1.html (дата обращения: 10.12.2022). Текст: электронный.
7. Кривоносова Е. Э. Национализм в современном мире: идеология и политическая практика. Текст: электронный // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова». 2014. Т. 18. С. 101-106. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=23504585 (дата обращения: 11.12.2022).
8. Курбачева О. В. Феномен этнического ренессанса в условиях глобального транскультурного диалога. Текст: электронный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 49-56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36680649_86465890. pdf (дата обращения: 15.12.2022).
9. Малахов В. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. 320 с. URL: https://vk.com/ wall-52800536_58 (дата обращения: 11.12.2022). Текст: электронный.
10. Малахов В. С. Национализм: ускользающий объект. Текст: электронный // Социология власти. 2021. Т. 33, № 2. С. 8-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalizm-uskolzayuschiy-obekt/viewer (дата обращения: 11.12.2022).
11. Михайличенко Д. Г Технологии массовой манипуляции психикой как инструмент конструирования этнических противоречий. Текст: электронный // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20. С. 15-17. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16334040_57777840.pdf (дата обращения: 17.12.2022).
12. Омелаенко М. В. Теоретические подходы исследования национализма. Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=20674 (дата обращения: 11.12.2022).
13. Станкевичюс А. История и теория национализма. URL: https://stankevichyus.medium.com/исто-рия-и-теория-национализма-d9217707c9b8 (дата обращения: 13.12.2022). Текст: электронный.
14. Янченкова О. А. Идеология национализма в контексте формирования культуры гражданского общества. URL: https://gsen.sfedu.ru/pdf/2021/02/003-rus.pdf (дата обращения: 12.12.2022). Текст: электронный.
15. Янченкова О. А. Национализм в дискурсе современной философии: анализ теоретических концепций. Текст: электронный // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 4. С. 158-166. URL: https://www. jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/6662/6576 (дата обращения: 17.12.2022).
References_
1. Arshin K. Nationalism. Philosophical anthropology, vol. 4, no. 1, pp. 154-174, 2018. Web. 12.12.2022. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35406125_79035012.pdf. (In Rus.).
2. Brubaker R. Ethnicity without groups. Web. 12.12.2022. https://docs.yandex.ru/docs/ view?tm=1663945265&tld. (In Rus.).
3. Volkogonova O. D., Tatarenko I. V. Ethnic identification of Russians, or the temptation of nationalism. The world of Russia, no. 2, pp. 149-166, 2001. Web. 10.12.2022. https://mirros.hse.ru/article/view/5355/5745. (In Rus.).
4. Gelfond M. L., Mishchuk O. N. Philosophical and terminological analysis of the concept of "nationalism". Proceedings of the Tula State University. Humanities, no. 2, pp. 136-145, 2022. Web. 15.12.2022. https:// elibrary.ru/contents.asp?titleid=25780. (In Rus.).
5. Dugin A. Nationalism - criminal fiction and ideological deadlock. Web. 12.12.2022. https://izborsk-club. ru/22489. (In Rus.).
6. Ilyin I. A. On Russian nationalism. Pp. 1-3. Web. 10.12.2022. https://www.rulit.me/books/o-russkom-nacionalizme-read-86423-1.html. (In Rus.).
7. Krivonosova E. E. Nationalism in the modern world: ideology and political practice. Scientific notes of the P. M. Masherov UO VSU, vol. 18, pp. 101-106, 2014. Web. 11.12.2022. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23504585. (In Rus.).
8. Kurbacheva O. V. The phenomenon of ethnic renaissance in the context of global transcultural dialogue. Bulletin of the Kemerovo State University, no. 4, pp. 49-56, 2018. Web. 15.12.2022. https://elibrary.ru/download/ elibrary_36680649_86465890.pdf. (In Rus.).
9. Malakhov V. Nationalism as a political ideology. Moscow: KDU, 2005. Web. 11.12.2022. https://vk.com/ wall-52800536_58. (In Rus.).
10. Malakhov V. S. Nationalism: an elusive object. Sociology of power, vol. 33, no. 2, pp. 8-30, 2021. Web. 11.12.2022. https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalizm-uskolzayuschiy-obekt/viewer. (In Rus.).
11. Mikhailichenko D. G. Technologies of mass manipulation of the psyche as a tool for constructing ethnic contradictions. Bulletin of the Chelyabinsk State University, no. 20, pp. 15-17, 2010. Web. 17.12.2022. https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_16334040_57777840.pdf. (In Rus.).
12. Omelaenko M. V. Theoretical approaches to the study of nationalism. Modern problems of science and education, 2015, no. 2. Web. 11.12.2022. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20674. (In Rus.).
13. Stankevichus A. History and theory of nationalism. Web. 13.12.2022. https://stankevichyus.medium. com/история-и-теория-национализма-d92f7707c9b8. (In Rus.).
14. Yanchenkova O. A. The ideology of nationalism in the context of the formation of a culture of civil society. Web. 12.12.2022. https://gsen.sfedu.ru/pdf/2021/02/003-rus.pdf. (In Rus.).
15. Yanchenkova O. A. Nationalism in the discourse of modern philosophy: analysis of theoretical concepts. Humanities of the South of Russia, vol. 8, no. 4, pp. 158-166, 2019. Web. 17.12.2022. https://www.jour .fnisc. ru/index.php/hsr/article/view/6662/6576. (In Rus.).
Информация об авторе_
Напсо Марианна Давлетовна, д-р социол. наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия, Карачаево-Черкесская республика, г Черкесск, Россия; [email protected]. Область научных интересов: социология образования, социология политики, социология экономики, социальные отношения, социальные институты и процессы.
Information about the author
Napso Marianna D., doctor of sociological sciences, professor, professor of Humanities Sciences department, North-Caucasus State Academy, KChR, Cherkessk, Russia; [email protected]. Research interests: education sociology, policy sociology, economy sociology, social relations, social institutes and processes.
Для цитирования_
Напсо М. Д. Национализм как идеология и политический тренд // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 212-218. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-212-218.
For citation
Napso M. D. Nationalism as ideology and political trend // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 2. P. 212-218. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-2-212-218.