Научная статья на тему 'ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (ЧАСТЬ II)'

ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (ЧАСТЬ II) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
229
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЦЕНТРИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ЭТНОФОБИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ / ИДЕЯ ПРЕВОСХОДСТВА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ШОВИНИЗМ / ФАШИЗМ / НАЦИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напсо Марианна Давлетовна

Рассматривается проблематика этноцентризма, анализируются условия, которые делают данный феномен социально и политически востребованным. Показывается характер изменений, которым подвергается сфера этнической жизни и которые актуализируют необходимость обращения к идее этноцентризма. Подчеркивается сложность, неоднозначность и амбивалентность этноцентризма как идеологии и как мировоззрения, подчеркивается его роль в формировании и эволюции политической и этнокультурной картины мира. Утверждается мысль о том, что идея превосходства (или национальной исключительности) является доминирующей в гипертрофированном этноцентристском мировоззрении. Рассматриваются условия, при которых радикальный этноцентризм приводит к возникновению негативных последствий, таких как этно-фобии, национализм, фашизм, нацизм, используемые как средства достижения конкретных политических целей. Раскрываются основные признаки этих явлений мировоззренческого характера, выступающих в качестве идеологии, политики и системы социальных действий. Показывается деструктивная и антигуманная направленность радикального национализма и его последствий для бытия социума и индивида, раскрывается их воздействие на специфику функционирования социальных и политических институтов. Показывается губительность абсолютизированного этноцентризма и радикального национализма для существования и развития полиэтничных государств. Объектом исследования является феномен этноцентризма. Предметом исследования - последствия гипертрофированного этноцентризма. Цель работы заключается в рассмотрении условий и факторов, которые приводят к возникновению радикальных форм этноцентризма, оказывающих негативное влияние на систему социально-политических и межнациональных отношений. Использование диалектических методов сравнительного анализа и синтеза делают возможным реализацию намеченных целей исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERTROPHIED ETHNOCENTRISM AND ITS CONSEQUENCES (PART II)

Тhe ethnocentrism issues are considered, the conditions which make the given phenomenon socially and politically claimed are analyzed. The nature of the changes to which the sphere of ethnic life is subjected and which actualize the need to address the idea of ethnocentrism is shown. The author emphasizes the complexity, ambiguity and ambivalence of ethnocentrism as an ideology and as a worldview, pointing out its role in the formation and evolution of the political and ethno-cultural picture of the world. The idea that superiority (or national exclusivity) is dominant in a hypertrophied ethnocentric worldview is argued. The conditions under which radical ethnocentrism leads to negative consequences, such as ethnophobia, nationalism, fascism, nazism, used as means to achieve specific political goals, are considered. The main features of these phenomena of worldview nature, acting as ideology, politics and system of social actions are revealed. The destructive and anti-human tendency of radical nationalism and its consequences for the existence of society and individuals are shown, and their impact on the specific functioning of social and political institutions is revealed. The destructiveness of absolutized ethnocentrism and radical nationalism for the existence and development of multi-ethnic states is shown. The phenomenon of ethnocentrism is the object of the research. The subject of the research is the consequences of hypertrophied ethnocentrism. The aim of the work is to consider the conditions and factors that lead to the emergence of radical forms of ethnocentrism, which have a negative impact on the system of socio-political and interethnic relations. The use of dialectical methods of comparative analysis and synthesis make it possible to implement the intended goals of the study

Текст научной работы на тему «ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (ЧАСТЬ II)»

Politology

Bulletin of ZabGU. 2022. Vol. 28. No. 6

УДК 141.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-6-63-68

ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (Часть II) HYPERTROPHIED ETHNOCENTRISM AND ITS CONSEQUENCES (Part II)

Рассматривается проблематика этноцентризма, анализируются условия, которые делают данный феномен социально и политически востребованным. Показывается характер изменений, которым подвергается сфера этнической жизни и которые актуализируют необходимость обращения к идее этноцентризма. Подчеркивается сложность, неоднозначность и амбивалентность этноцентризма как идеологии и как мировоззрения, подчеркивается его роль в формировании и эволюции политической и этнокультурной картины мира. Утверждается мысль о том, что идея превосходства (или национальной исключительности) является доминирующей в гипертрофированном этноцентристском мировоззрении. Рассматриваются условия, при которых радикальный этноцентризм приводит к возникновению негативных последствий, таких как этно-фобии, национализм, фашизм, нацизм, используемые как средства достижения конкретных политических целей. Раскрываются основные признаки этих явлений мировоззренческого характера, выступающих в качестве идеологии, политики и системы социальных действий. Показывается деструктивная и антигуманная направленность радикального национализма и его последствий для бытия социума и индивида, раскрывается их воздействие на специфику функционирования социальных и политических институтов. Показывается губительность абсолютизированного этноцентризма и радикального национализма для существования и развития полиэтничных государств. Объектом исследования является феномен этноцентризма. Предметом исследования - последствия гипертрофированного этноцентризма. Цель работы заключается в рассмотрении условий и факторов, которые приводят к возникновению радикальных форм этноцентризма, оказывающих негативное влияние на систему социально-политических и межнациональных отношений. Использование диалектических методов сравнительного анализа и синтеза делают возможным реализацию намеченных целей исследования

Ключевые слова: этноцентризм, радикальный этноцентризм, этнофобия, национальная исключительность, идея превосходства, дискриминация, национализм, шовинизм, фашизм, нацизм

The ethnocentrism issues are considered, the conditions which make the given phenomenon socially and politically claimed are analyzed. The nature of the changes to which the sphere of ethnic life is subjected and which actualize the need to address the idea of ethnocentrism is shown. The author emphasizes the complexity, ambiguity and ambivalence of ethnocentrism as an ideology and as a worldview, pointing out its role in the formation and evolution of the political and ethno-cultural picture of the world. The idea that superiority (or national exclusivity) is dominant in a hypertrophied ethnocentric worldview is argued. The conditions under which radical ethnocentrism leads to negative consequences, such as ethnophobia, nationalism, fascism, nazism, used as means to achieve specific political goals, are considered. The main features of these phenomena of worldview nature, acting as ideology, politics and system of social actions are revealed. The destructive and anti-human tendency of radical nationalism and its consequences for the existence of society and individuals are shown, and their impact on the specific functioning of social and political institutions is revealed. The destructiveness of absolutized ethnocentrism and radical nationalism for the existence and development of multi-ethnic states is shown. The phenomenon of ethnocentrism is the object of the research. The subject of the research is the consequences of hypertrophied ethnocentrism. The aim of the work is to consider the conditions and factors that lead to the emergence of radical forms of ethnocentrism, which have a negative impact on the system of socio-political and interethnic relations. The use of dialectical methods of comparative analysis and synthesis make it possible to implement the intended goals of the study

М. Д. Напсо, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

[email protected]

M. Napsо, North-Caucasus State Academy, Cherkessk

63

© М. Д. Напсо, 2022

Key words: еthnocentrism, radical ethnocentrism, ethnophobia, national exclusiveness, idea of superiority, discrimination, nationalism, chauvinism, fascism, nazism

Введение. Проблематика этноцентризма и вызываемых им последствий является одной из дискутируемых тем в современном социально-гуманитарном знании. Противоречивость этноцентризма как социально-политического, культурного и психологического явления подтверждается его междисиципли-нарностью - этноцентризм находится в центре внимания философов, политологов, психологов, социологов, специалистов в области национальных отношений, рассматривающих данный феномен под различными углами зрения. В мире глобализации возрастает интерес к национальным аспектам бытия, к таким важнейшим показателям, как культура, язык, религия, традиции и обычаи, которые и формируют пространство этноцентризма. В условиях, когда тенденция универсализма становится мейнстримом, определяющим логику развития современных государств, обращение к этноцентризму вполне объяснимо - велики риски утраты национальной и культурной специфики. Это становится следствием и того, что все больше стираются различия, процессы стандартизации и унификации проникают во все сферы бытия этноса, в результате чего область собственно этнического имеет тенденцию к сужению. В таких условиях происходит не только размежевание по принципу «мы-они», но и их противопоставление, чреватые на практике возникновением фобий разного рода. Абсолютизация этого принципа создает условия для формирования стремлений к сохранению самобытности и идентичности как условий, которые обеспечивают развитие того или иного народа в качестве самостоятельной этнической общности.

Объектом исследования является феномен этноцентризма.

Предметом исследования являются последствия гипертрофированного этноцентризма.

Цель исследования заключается в рассмотрении условий и факторов, которые приводят к возникновению радикальных форм этноцентризма, оказывающих негативное влияние на социум в целом, на характер социально-политических и межнациональных отношений. Реализация данной цели осуществляется на основе применения методов анализа, сравнения, сопоставления, которые позволяют

более полно раскрыть суть рассматриваемых вопросов.

Результаты исследования. Этноцентризм можно определить как мировоззрение (или концепцию), согласно которому мир оценивается «с помощью собственных культурных линз» [6. С. 69], т. е. с точки зрения ценностей определенной этнической группы. Это и форма национальной идентификации, с помощью которой люди используют «самих себя в качестве стандарта, и другие оцениваются в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют или не удовлетворяют этому стандарту» [Там же. С. 313]. Этноцентризм присущ этносу в качестве неотъемлемого атрибута, и в таком качестве он не представляет угроз и является нормальным явлением. Человеку и народу свойственно оценивать других, их культуру и ценности сквозь призму своей культуры, которая может и отличается от других. Так, существуют значительные отличия между культурой Запада и Востока: первая экстравертна, прагматична, в ней индивидуальное господствует над общественным; вторая - интровертна, коллективна, духовное начало в ней главенствует над прагматикой. Непохожесть культур может приводить к возникновению предвзятости и предубежденности по отношению к другим. Возникает абсолютизированный этноцентризм, который утверждает идею превосходства над другими и объявляет собственную культуру в качестве эталона для подражания в силу ее особости. Это приводит к тому, что в отношении других формируются негативные образы и стереотипы, а в отношении себя -исключительно позитивные. И те, и другие могут передаваться следующим поколениям, оставляя неизменной систему впечатлений о других и о себе. Следование подобным установкам на практике оборачивается возникновением нетерпимости, вражды, противостояний, облекаемых в различные формы. Так, этноцентризм приобретает агрессивную окраску, фетишизируется, превращается в фактор, усиливающий социальную и межэтническую напряженность. Элементы деструкции, присутствующие в таком этноцентризме, способствуют тому, что пропасть между «мы» и «они» увеличивается, компромисс уступает место конфликту интересов. В итоге кардинальным

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2022. Уо1. 28. N0. 6

образом трансформируются национальное сознание, самосознание, национальный характер, практики социальных взаимодействий.

Гипертрофированный этноцентризм основывается на таких противопоставлениях, которые затрагивают все аспекты жизни этноса -культуру, быт, ценности, менталитет, верования и т. д. Им придается смысл исключительности, ими манипулируют, создавая представления о патриотизме, который в действительности наполнен националистическими моментами. Но, овладевая умами многих, подобный (ложный) патриотизм становится мощным инструментом политического влияния, поскольку используется для реализации целей теми политическими структурами, которые исповедуют националистический этноцентризм. Его утверждению в качестве востребованной идеологии способствуют множественные разнонаправленные процессы - усиление процессов социальной поляризации как внутри общества, так и между этническими общностями; рост социального недовольства и расширение пространства люмпенизированного населения; неприятие и даже отторжение либеральной идеологии как невыражающей национальные и государственные интересы. Отсюда апеллирование к националистической идеологии, воспринимаемой как условие поступательного развития общества, как наиболее верный и эффективный способ защиты национальных интересов, решения возникающих проблем.

Но идея национальной исключительности и превосходства «не делает ... счастливыми. Исключительность не должна быть ради превосходства. Просто исключительность - это нормально. Да, мы не как все. И они не как мы. Мы все исключительны. Но это не должно нас на превосходство настраивать, на оскорбление» [4]. Идея превосходства всегда использовалась как инструмент достижения конкретных целей - политических, экономических, социокультурных. В современных условиях она оказалась более чем востребованной, особенно в англо-американском менталитете, а в свете происходящих процессов на Украине - и в мировоззрении определенной части украинских политиков, проповедующих идеологию национализма и неонацизма. Одни народы объявляются богоизбранными, исключительными, равно как их культура, социальное устройство, образ жизни, мир традиций. Еще Алексис де Токвиль отмечал, что «все свободные народы гордятся собой, но проявление националь-

ной гордости у всех различно. Американцы. не выносят...ни малейшего осуждения. Им приятно самое ничтожное одобрение... Они преследуют вас на каждом шагу, чтобы вызвать вашу похвалу, и если вы не противитесь их настойчивости, то они хвалят себя сами...Я замечаю американцу, что страна, в которой он живет, прекрасна; он отвечает: «Да, вы правы, нет другой такой страны в свете!».» [1].

Восприятием себя как исключительных, возвышающихся над другими, приводит к возникновению негативных «впечатлений», основу которых составляет невозможность или неготовность восприятия другого как обладающего такими же исключительными свойствами. Это отрицание наличия различий, инаковости как таковой. Так абсолютизированный этноцентризм порождает этнофобию, под которой понимается негативное восприятие представителей других этнических общностей, формируемое в процессе социальных и межэтнических взаимодействий. Будучи определенным мировоззрением и социальной установкой, этнофобия может и порождает вражду и агрессию по отношению к другим, в результате чего возникают условия для возникновения националистических настроений, которые при определенных условиях могут вести к проявлениям нацизма и фашизма. В ситуации, когда подобные настроения находят поддержку на государственном уровне - примером могут служить последние события на Украине, национализм приобретает национально-государственный характер, призванный якобы защитить интересы доминирующего этноса, по каким-то основаниям притесняемого.

Безусловно, что причины национализма многообразны, поскольку он относится к числу сложных (с точки зрения своего содержания) и противоречивых явлений, на развитие которого оказывают влияние социально-политические, экономические, этнокультурные факторы. Исследователи согласны в том, что национализм является и теорией, и мировоззрением, и установкой. Эти свойства национализма, с одной стороны, позволяют трактовать его соответствующим образом как социальный феномен, а с другой - выявлять выполняемые им функции. Причины национализма кроются в том числе и в абсолютизации этноцентризма, в доведении до абсурда представлений о собственной значимости и неповторимости.

Чаще всего национализм используется в своем отрицательном значении - как «полити-

ческая идеология и практика, основанные на представлении о нации и ее интересах как высших ценностях»1. В таком качестве он является одним из эффективных инструментов решения проблем, с которыми сталкивается народ в ходе своего развития. В ряде государств он возник в противовес либерально-демократической идеологии как форма национально-освободительного движения, национального самоопределения и обретения независимости, иными словами - как защитный механизм. В качестве примера можно сослаться на опыт ряда азиатских стран: размах националистических движений в них был связан со стремлением «реформировать коренное общество в духе современных...тенденций, но отвергая различные формы экономического контроля и культурного превосходства Запада и соединяя реформированное... с национальной идентичностью» [9. С. 230]. Кроме того, национализм вкупе с господствующей религией используется для объединения нации, для достижения политических и национальный целей развития. К примеру, в Японии первой половины XX в. синтоистский национализм был инструментом мобилизации народа, впоследствии он приобрел ультра-радикальные черты, выразившиеся в формировании идеологии милитаризма. Кроме того, он «вдохновлял итальянских фашистов, а немецкие нацисты восторгались «народностью» японской государственной религии» [7. С. 266]. Поскольку многие преобразования в различных странах проходили под лозунгом национализма, националистические установки стали привлекательными, но до тех пор, пока они не превратились в инструмент давления и притеснения других. Именно в таком качестве он представляет серьезную угрозу.

В условиях глобализации, которая утверждает универсализм и космополитические ценности и которая минимизирует риски, связанные с признанием различий, идеология национализма становится, по мнению многих, менее привлекательной, тем более - в сравнении с установками мультикультурализма. Между тем, в ходе мировых процессов происходит сужение этнической сферы, область национальной культуры и традиций претерпевает глубокие и не всегда позитивные изменения, утрачивается аутентичность, что актуализирует явление национализма. В этой связи акту-

альность приобретает точка зрения, согласно которой «современный мир скорее националистический, чем мультикультуралистский, а декларируемая тревога... относительно того, что повсеместное распространение межкультурной толерантности несет угрозу для сохранения национальных культур/идентичностей, лишено фактических оснований» [8. С. 147]. С данным утверждением можно согласиться, но стоит признать, что утверждение глобальных ценностей и их восприятие осуществляется в различных культурах - западных и восточных - по-разному. Для восточного менталитета чрезмерное проникновение инокультурных явлений и артефактов, не согласующихся с национальной традицией, в ткань национальной жизни воспринимается как утрата культурных кодов и основополагающих смыслов, что, безусловно, создает пространство рисков широкой направленности. Ситуация усугубляется, когда «западная цивилизация подает себя как единственную и универсальную, приравнивая свои ценности и установки к всечеловеческим. Это и есть ... западный расизм (этноцентризм), бывший основой классического колониализма и остающийся таковым.» [3]. В таких условиях национализм используется - как крупными этносами, так и небольшими по численности этническими группами - для защиты национальных интересов, поскольку он помогает вырабатывать политическую и социально-экономическую стратегию развития.

Одновременно утверждается мысль об исключительности того или иного народа, о безусловной ценности его культуры и ее составляющих, таких как историческая память, во многом мифологизированная, пересмотренная и адаптированная к преследуемым целям; патриотизм, требующий необходимости защиты отечества от посягательств «врагов» -как внешних, так и внутренних. Так создаются условия для утверждения национальной идентичности и идеологических конструктов, помогающих реализовывать националистические проекты, в том числе и геополитического характера. Важная роль в этих процессах отводится СМИ, социальным сетям, националистическим сайтам, которые могут и используют такой информационный материал, который нацелен на разжигание ненависти, вражды по принципу этнической, религиозной и культур-

1 Национализм // Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782 (дата обращения: 08.05.2022). Текст: электронный.

ной принадлежности. Об этом свидетельствуют, к примеру, события на Украине, где чувства ненависти питались из идеи превосходства украинцев над русскими, проживающими на территории юго-восточных регионов страны. Идея «украинскости» поддерживается политическими и финансово-экономическими структурами, нацеленными на противостояние с РФ, которая, по их мнению, и создает угрозы суверенному развитию украинского государства.

Налицо воинствующий национализм, восприятие которого в общественном мнении и индивидуальном сознании отрицательное, поскольку он приводит к возникновению разрушительных идеологий, а в целом - к дегуманизации общества. На почве национализма возникает шовинизм - крайняя форма национализма, суть которого составляет идея национальной исключительности, на почве которой формируется враждебное отношение к представителям других народов и - как следствие - их дискриминация и эксплуатация. Можно сказать, что шовинизм является утрированным национализмом, так сказать, его высшей стадией. Фашизм исходит не из идеи национальной исключительности, а из признания государства в качестве центра притяжения, вокруг которого объединяются все структуры и институты общества, в том

Список литературы

числе народы и этнические общности разного уровня. В современной трактовке фашизм ассоциируется с антигуманными действиями, воспринимается как разновидность ультранационалистической идеологи и политики. Фашизм порождает нацизм, утверждающий идею превосходства одного народа над другими, его избранность, что на практике оборачивается стремлениями к тотальному порабощению других народов. Нацизм можно определить как крайнюю форму этнонационализма.

Для современного мира, который все больше становится полиэничным, чему способствуют процессы миграции, а также растущая взаимозависимость и взаимосвязанность национальных экономик и культур, националистическая идеология представляет реальную угрозу, поскольку она углубляет социальное неравенство и усиливает центробежные тенденции как внутри стран, так и между этническими общностями. Опасность национализма особенно ощутима в государстве, которое «изначально складывалось как многонациональная, многоконфессиональная страна» [5], и это ставит перед обществом задачу поиска путей, способствующих преодолению рисков, вызываемых расширением пространства гипертрофированного этноцентризма и радикального национализма.

1. Алексис де Токвиль. О демократии в Америке. URL: https://librebook.me/democracy_in_america (дата обращения: 06.05.2022). Текст: электронный.

2. Арутюнян Н. Л. Проявления этноцентризма в англо-американском лингвокультурном пространстве // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 1. С. 67-75. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_28906307_18722817.pdf (дата обращения: 24.04.2022). Текст: электронный.

3. Дугин А. Национализм: преступная фикция и идеологический тупик. URL: https://zavtra.ru/blogs/ natcionalizm_prestupnaya_fiktciyajjdeologicheskij_tupik (дата обращения: 11.05.2022). Текст: электронный.

4. Идеология «исключительности». URL: https://el-tolstyh.livejournal.com/8922669.html (дата обращения: 04.05.2022). Текст: электронный.

5. Путин В. В. Россия боролась и будет бороться с радикальным национализмом. URL: https://ria. ru/20150416/1058940709.html (дата обращения: 12.05.2022). Текст: электронный.

6. Триандис Г К. Культура и социальное поведение. URL: https://vk.com/doc51726873_437079434 (дата обращения: 04.05.2022). Текст: электронный.

7. Уолтер С. Великая европейская война и подъем радикального синтоистского ультранационализма в Японии // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 4. С. 266-274. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29981039_89765908.pdf (дата обращения: 10.05.2022). Текст: электронный.

8. Фабрикант М. С. Национализм в современном мире: Сравнительное межстрановое исследование // Общественные науки и современность. 2013. № 1. С. 141-153. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_18864850_74953591.pdf (дата обращения: 10.05.2022). Текст: электронный.

9. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester University Press, 1993. 474 с. URL: https://gendocs.ru/ v19681/?cc=1&view=pdf (дата обращения: 08.05.2022). Текст: электронный.

10. Fascism. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/fascism (дата обращения: 11.05.2022). Текст: электронный.

References _

1. Aleksis de Tokvil. O demokratii v Amerike (On Democracy in America). Available at: https://librebook.me/ democracy_in_america (date of access 05/06/2022). Text: electronic.

2. Arutyunyan N. L. Aktualnye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki (Actual problems of philology and pedagogical linguistics), 2017, no. 1. p. 67-75. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_28906307_18722817.pdf (date of access: 04/24/2022). Text: electronic.

3. Dugin A. Natsionalizm: prestupnaya fiktsiya i ideologicheskiy tupik (Nationalism: criminal fiction and ideological impasse). Available at: https://zavtra.ru/blogs/natcionalizm_prestupnaya_fiktciya_i_ideologicheskij_tupik (date of access: 05/11/2022). Text: electronic.

4. Ideologiya "isklyuchitelnosti" (The ideology of "exclusivity"). Available at: https://el-tolstyh.livejournal. com/8922669.html (date of access: 05/04/2022). Text: electronic.

5. Putin V. V. Rossiya borolas'i budet borotsya s radikalnym natsionalizmom (Russia has fought and will fight against radical nationalism). Available at:https://ria.ru/20150416/1058940709.html (date of access: 05/12/2022). Text: electronic.

6. Triandis G. K. Kultura i sotsialnoye povedeniye (Culture and social behavior). Available at: https://vk.com/ doc51726873_437079434 (date of access: 05/04/2022). Text: electronic.

7. Uolter S. Bereginya. 777. Sova: Obshchestvo. Politika. Ekonomika (Bereginya. 777. Owl: Society Politics. Economy), 2016, no. 4. pp. 266-274. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29981039_89765908. pdf (date of access: 05/10/2022). Text: electronic.

8. Fabrikant M. S. Obshchestvennye nauki i sovremennost (Social sciences and modernity), 2013, no. 1, pp. 141-153. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18864850_74953591.pdf (date of access: 05/10/2022). Text: electronic.

9. Breuilly J. Nationalism and the State (Nationalism and the State). Manchester University Press, 1993. 474 p. Available at: https://gendocs.ru/v19681/?cc=1&view=pdf (date of access: 05/08/2022). Text: electronic.

10. Fascism. Cambridge Dictionary (Fascism. Cambridge Dictionary). Available at: https://dictionary.cam-bridge.org/dictionary/english/fascism (accessed: 05/11/2022). Text: electronic.

Информация об авторе _ Information about the author

Напсо Марианна Давлетовна, д-р социол. наук, профессор ВАК, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия, Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, Россия. Область научных интересов: социология образования; социология политики; социология экономики; социальные отношения, социальные институты и процессы [email protected]

Marianna Napso, doctor of sociological sciences, professor, professor of the Humanities Sciences department, North-Caucasus State Academy, KCHR, Cherkessk, Russian Federation. Scientific interests: education sociology; policy sociology; economy sociology; social relations, social institutes and processes

Для цитирования_

Напсо М. Д. Гипертрофированный этноцентризм и его последствия (часть II) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 6. С. 63-68. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-6-63-68.

Napsо M. Hypertrophied ethnocentrism and its consequences (part II) // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 6, pp. 63-68. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-6-63-68.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2022 г Статья принята к публикации: 07.06.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.