удк [329.15(470+571 )]:172.1.5
националистический дискурс в деятельности кпрф в современной россии
В. А. Калинин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье изучается использование элементов русского национализма в дискурсе коммунистической партии российской Федерации. Анализируются причины «поворота» кпрф в сторону национальной тематики, основные особенности её реализации в партийной деятельности, идеологическое содержание партийного дискурса, а также возможные последствия данного националистического «дрейфа».
Ключевые слова: национализм, социализм, дискурс, партия, идеология.
Nationalist Discourse in The Activities of the Communist Party in Modern Russia
V. A. Kalinin
^е article explores the use of elements of Russian nationalism in the discourse of the Communist party of the Russian Federation. Analyzes the reasons for «rotation» of the Communist party in the direction of the national subjects, the main features of its implementation in the activities of the party, the ideological content of the party's discourse, as well as the possible consequences of this nationalist «drift». Key words: nationalism, socialism, discourse, party, ideology.
В условиях роста разнообразных националистических настроений изучение элементов национализма в дискурсе ведущих политических партий, представленных в Государственной думе, необходимо для понимания вектора всего политического процесса в современной России. Важно выявить связь между использованием националистического дискурса и практической деятельностью парламентских партий, характер и функциональность данной тематики в партийном дискурсе.
Ещё одним фактором, обусловливающим необходимость пристального изучения националистических тенденций, является фундаментальный кризис социалистических идей, возникший после развала СССР. Данное обстоятельство, как и борьба с нелегальной иммиграцией, повысили востребованность национализма и возможность актуализации его радикальных вариаций.
Необходимо отметить, что полноценный социалистический запрос в современной России так и не оформился: широко распространённые идеи, связанные с социальной справедливостью, постоянно совмещаются с призывом к сильному государству, индивидуальная свобода и социальная справедливость оказались в значительной степени разведены.
В целом можно с уверенностью говорить о том, что на условно «левом» фланге российских парламентских фракций наблюдается государственно-патриотический рефрен. Прежде всего, это относится к Коммунистической партии Российской Федерации, которая всё интенсивнее эксплуатирует тему «помощи русскому народу».
Однако важно учесть, что в риторике данной партии предпочтение отдаётся термину «патриотизм», «национализм» имеет ярко выраженные негативные коннотации, а лидер партии Г. А. Зюганов не видит какого-либо противоречия между «патриотизмом» и «интернационализмом». Поэтому диагностика того, является ли национальная проблематика, разрабатываемая КПРФ, существенным креном в сторону национализма, вызывает затруднения и представляет исследовательский интерес.
В этом ключе стоит принять во внимание, что националистический дискурс в той или иной мере присутствует в программных установках и в деятельности практически всех российских политических партий и движений. Соответственно, возникает необходимость выявления разновидностей националистического дискурса, что может быть осуществлено через анализ программ и деятельности партий, выяснение их позиции по вопросам административно-территориального устройства страны, внешней политики, проблеме иммиграции и т. д.
Также необходимо оговориться, что мы оперируем понятием «национализм» исходя из того, что родственное ему понятие «патриотизм» носит скорее личное, эмоционально окрашенное отношение конкретного индивида к территории, на которой он проживает, без оформленных программных установок, что, в свою очередь, говорит о его ненаучном характере. «Национализм» отражает именно политическую специфику идей такого рода, предполагает конкретные требования и достаточно целостное видение настоящего и будущего национального сообщества.
Стоит отметить, что КПРФ изначально имела некоторую направленность в сторону национальной тематики в силу специфики своего зарождения: часть националистически ориентированного актива, вышедшая из Фронта национального спасения в 1993 г., вступила в КПРФ и впоследствии сформировала основной партийный аппарат1.
В области идеологии важным фактором стали не только программные документы и решения
© Калинин В. А2014
партийных органов, но и взгляды самого лидера партии Геннадия Зюганова, которые оформились по образу так называемого «русского социализма» и постепенно начали находить всё большее отражение в официальной позиции партии.
Свидетельством этого стало Постановление Пленума ЦК КПРФ 1998 г., в котором ощутимо выделялась «выдающаяся роль русского народа» в объединении остальных национальностей в
СССР.
Более отчётливый поворот КПРФ к «русскому вопросу» стал наблюдаться после 2000 г. В ходе предвыборной кампании в 2003 г. националистические и явно антисемитские лозунги стали более заметными в пропагандистской работе партии. В интервью газете «Русь Православная» лидер партии, излагая свою позицию, указал на «антирусскую» и «антиславянскую» направленность власти. Русский народ и народы, исторически составляющие основу государственности России, оказались «обездоленными и униженными», а «сионизация государственной власти» стала одной из причин «катастрофического состояния страны, массового обнищания и вымирания её населения»2.
Принятая в 2004 г. на X съезде КПРФ резолюция «Коммунисты и русский вопрос» обозначила спасение русского народа главной целью партии. А в предвыборной кампании КПРФ 2011 г. в агитационной работе уже имели место активные «заигрывания» с националистами: Компартия организовала и провела «Русский марш» в Краснодаре, в котором приняли участие члены националистических организаций. Среди выдвинутых кандидатов в краевую думу от КПРФ был и лидер Союза славянских организаций Ставропольского края В. Нестеров. Ранее Самарский городской комитет Коммунистической партии организовал с местными речниками «Русский марш» по реке Волге. На корабле были установлены плакаты «КПРФ! Мы за!», «С нами Богъ!».
В предвыборной программе КПРФ 2011 г. подчеркивалось, что для решения русского вопроса необходимо, в частности, активное противодействие попыткам духовной агрессии против национально-культурных традиций народов России, наказание по всей строгости закона за любые проявления русофобии как экстремистской формы разжигания межнациональной розни, достижение реального равенства всех народов России в области государственного управления, деловой активности и получения природной ренты3.
В качестве ответа «Народному фронту» летом 2011 г. было объявлено о создании «Народного ополчения», которое выступает за возвращение в паспорт графы «национальность», ужесточение наказания за незаконное проникновение на территорию РФ и отмену 282-й статьи УК РФ («экстремизм»). Данные идеи давно эксплуатировались националистами.
В декабре 2012 г. при содействии партии было создано движение «Русский Лад», целью которого стало объединение граждан для участия в работе, направленной на «сохранение самобытности и идентичности России, в современном мироустройстве как общества коллективистского типа, ядра русской цивилизации и евразийской державы». Среди прочих, направлением деятельности также было обозначено содействие государственным органам «в организации и проведении целенаправленной работы по укреплению связи времён и поколений, сохранению лучших традиций Ведической и Святой Руси, Имперской и Советской России, современной Российской Федерации»4.
Заметную медийную активность КПРФ проявляла и после трагических событий в Бирюлёво. А в рамках предвыборной кампании на пост мэра г. Москвы в 2013 г. партия организовала сбор подписей в поддержку законопроектов о введении визового режима со странами Средней Азии и за увеличение страховых взносов, уплачиваемых работодателями за мигрантов.
На сегодняшний момент внешнеполитическая проблема на Украине также не остаётся без внимания КПРФ. В агиткампании 2014 г. она постаралась максимально использовать эту тему на фоне иных партий.
Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы В. Ф. Рашкин выступал с такими предложениями, как пригласить представителей организации «Репортёры без границ» на Украину5, создать международный трибунал по Украине6, закрыть бизнес украинского олигарха И. Коломойского в России. Также депутаты Госдумы В. Рашкин и С. Обухов предложили прекратить сотрудничество России с НАТО в ответ на решение альянса увеличить количество военных баз в Восточной Европе7. Кроме того, коммунисты провели Чрезвычайный съезд депутатов и кандидатов в депутаты Москвы всех уровней. Среди целей форума было и создание единого патриотического фронта помощи Донбассу и Новороссии «Красная Москва». Перечисленные акции сопровождались националистической риторикой.
В целом при анализе партийных материалов были выявлены существенные теоретические противоречия в идеологии КПРФ, дающие повод говорить о попытках осуществить маскировку проводимого партией курса в сторону усиления националистических тенденций, а также скрыть степень её реального радикализма:
1) критика и отвержение цивилизационной парадигмы и одновременное использование соответствующей терминологии. Под «научные основания» идеологии часто подводятся мифологемы, не имеющие отношения к социализму в его марксистско-ленинской трактовке. Используются мифы об особой роли русских, о том, что им присущ коллективизм и чужд национализм. Кол-
лективизм социалистической идеи рассматривается как разновидность «соборности». Исходя из этого, партия видит свою задачу в соединении социального и национального движений. Подчёркивается мессианизм России, используются идеи космизма. Советский период связывается с русскими историческими традициями, рассматривается в качестве закономерного продолжения российской государственности и провозглашается цивилизацией. Высшим выражением русской культуры рассматривается советская культура. От решения русского вопроса, по мнению руководства партии, зависит судьба всех народов и страны, так как русские составляют в ней большинство;
2) частичный переход с материалистических на клерикальные позиции. В книгах и выступлениях Зюганова и его единомышленников проводится мысль о внутренней гармонии социалистических и христианских идей. Предполагается мирное сосуществование церкви и советской власти, гарантируется свобода совести среди коммунистов. Лидер партии также отмечает, что необходимо забыть старые обиды, а коренные взгляды РПЦ и КПРФ на суть и будущее человека, всей земной цивилизации в решающей степени совпадают. Более того, Зюганов подчёркивает, что именно КПРФ стала в современной России партией, наиболее последовательно выражающей и отражающей интересы верующих граждан8;
3) критика ликвидаторства и одновременные заявления о необходимости исключительно мирных форм протеста.
В силу архаичности и следования марксистско-ленинской терминологии дискурс КПРФ в наибольшей степени отличается от дискурса остальных парламентских партий. В целом партия предлагает использовать старые советские приёмы в новой реальности. Выводы о ситуации в стране опираются на труды В. И. Ленина и И. В. Сталина. Их догматизация позволяет уходить от конкретики в предложениях по решению национального вопроса. Социализм понимается как фундаментальный и универсальный принцип, способный ликвидировать все противоречия в обществе. Довольно часто используется понятие «обновлённый социализм», однако его суть не раскрывается.
Партийная пропаганда построена на некритичной идеализации советского прошлого. Обходится вниманием то обстоятельство, что многие проблемы современной России, в том числе и этнонациональные, были заложены в советский период: национальная политика советской власти фактически культивировала и спонсировала этнонации.
Присутствует тенденция к нагнетанию обстановки, обострению эмоционального накала. Стоит отметить, что как в партийной риторике, так и в документах образ внешнего «врага» - объ-
единённого Запада и капиталистов - используется достаточно активно и часто, «педалируется» образ «страны - осаждённой крепости». СССР, а затем и Россия противостоят космополитическому Западу, который нацелен на уничтожение отечественной, в первую очередь русской, культуры. Активно используются ностальгические пассажи об утрате сверхдержавы, её индустриальной и военной мощи.
Контент-анализ показывает, что в Программе КПСС слово «русский» упоминалось 2 раза, в Программе КПРФ - 7. У КПСС слово «интернационализм» и его производные присутствовали 24 раза, у КПРФ - 5 (программа 1993 г.), 2 (редакция программы от 2013 г.)9. Данное обстоятельство говорит о серьёзных трансформациях в партийном дискурсе.
Вместе с тем необходимо отметить, что в агитационных материалах партии преимущественно делается акцент на социально-экономических сюжетах, касающихся сырьевого характера российской экономики, приватизации 1990-х гг., вступления в ВТО и др. Используются антиглобалистские призывы. Широко применяются обобщения и мифы, характерные именно для социалистических движений: «мировая олигархия», «империализм», «буржуазия», «пролетариат» и т. д.
Решение «русского вопроса», как и спасение всей человеческой цивилизации в целом, лидер КПРФ видит прежде всего в восстановлении социалистической собственности и советской власти. Призывы к сепаратизму Зюганов предложил наказывать лишением свободы.
Несомненно, большее пространство для использования национальной тематики в агитации и пропаганде партия имеет в публичных акциях её членов, в деятельности подконтрольных движений.
Однако проведённый анализ партийной литературы и выступлений лидеров позволяет заключить, что ядро программных заявлений партии - социал-популистское, доминирующий дискурс КПРФ - социалистический/коммунистический, использующий соответствующий пафос и символику. Присутствующий националистический дискурс является дополняющим, в нём русский этнический национализм сочетается с евразийством, имперским национализмом.
С точки же зрения избирателя идентификатором КПРФ, безусловно, является советский социалистический бренд. Партия не прибегала в полной мере к националистической пропаганде в качестве средства идентификации10, формально отвергая уклон в сторону какого-либо национализма. На этом основании она не может рассматриваться как полноценно националистическая. Соответственно, КПРФ не является активным поставщиком националистического контента, равно как и силой, формирующей национальную повестку дня.
Говоря о месте и роли данной партии в современной России, необходимо также признать, что на сегодняшний момент действующая власть интегрировала в себя и монополизировала подавляющее большинство идей. Одним из недавних и наиболее красноречивых примеров является поддержка депутатами Государственной думы РФ от «Единой России» предложения депутатов КПРФ о переименовании Волгограда в Сталинград.
В силу непосредственной связи первых лиц государства с украинскими событиями и их абсолютным доминированием в СМИ главный «бонус» от украинской темы также получает сама власть, а не оппозиция.
Вынашиваемая КПРФ идея о воссоздании СССР и реинтеграции постсоветского пространства также перекрывается созданием Таможенного союза, в результате чего партии приходится поддерживать все инициативы власти и на данном направлении.
Член президиума ЦК Компартии С. П. Обухов заявил, что на фоне роста патриотических настроений периферия электората КПРФ перешла к правящей партии, хотя его ядро осталось11. Партия также признавала, что имеет низкую способность к абсорбции «чужих» электоратов12.
К 2011 г. КПРФ привыкла получать бонус от искусственно ограниченной партийной конкуренции. Однако годом позднее, после изменения партийного законодательства, появились новые партии, и вынужденно голосовавший ранее за КПРФ «умеренный» избиратель стал от неё уходить, а «консервативного» начали отнимать спойлеры и сама федеральная власть.
Видимо, поэтому КПРФ взяла курс на радикализацию риторики. Любая актуальная тема используется КПРФ в качестве повода для присутствия в медийном пространстве. Партия постепенно переходит к информационной всеядности и эпатажу в борьбе за голоса избирателей. К примеру, на выборах в Московскую городскую думу 2014 г. лидеры партии водили по избирательным участкам ряженых Ленина и Сталина, чтобы проконтролировать ход голосования. Кроме этого, КПРФ устроила театрализованную акцию с куклой Барака Обамы.
Руководство КПРФ располагает весьма ограниченным пространством для присвоения националистического дискурса. Привлечение большего числа этнонационалистических элементов в дискурс партии потребовало бы проведения значительного ребрендинга, в чём Центральный Комитет, на наш взгляд, не заинтересован, так как подобные мероприятия могли бы оттолкнуть базовый электорат. Потому кардинальных сдвигов в электоральной поддержке партии такой уклон вряд ли бы обеспечил. Помимо этого, трансформации в позиции партии по «национальному» и «религиозному» вопросам сопровождались многочисленными внутрипартийными конфликтами, и, соответственно, дальнейший «дрейф» в
эту сторону усилил бы нестабильность внутри самой партии.
Более того, представляется, что и существующие попытки трансформировать партийный дискурс приводят к размытию идеологической идентификации, что в перспективе может оказаться причиной снижения электоральной поддержки.
Ключевой и наиболее эффективной идеоло-гемой, разыгрываемой на протяжении ряда избирательных кампаний, остаётся идея о том, что КПРФ - единственная реально оппозиционная сила в стране, представляющая и улавливающая интересы и требования народных масс, что многократно подчёркивалось во всех партийных материалах и риторике.
Однако в условиях сомнительного успеха на внешнеполитическом и национальном поле трансформация партийного дискурса выглядит не как борьба за новые голоса избирателей, а как переориентация базового электората и партийной массы на тренды, господствующие в политическом поле России. Дискурс и деятельность партии скорее направлены на определённый сегмент общества и способствуют созданию общего информационного поля, в котором происходит радикализация настроений граждан, их канализация в определённое русло.
Таким образом, КПРФ преимущественно находится в рамках существующих «правил игры», объективно выступает на стороне сохранения существующего порядка, формально не поддерживая нынешнюю власть. Исходя из этого, можно говорить о том, что КПРФ в значительной степени является проводником государственной политики, направленной на определённый сегмент общества.
Реальные последствия использования националистического дискурса «системными» политическими силами, и в частности КПРФ, можно усмотреть в дроблении националистического электората. В силу этого потенциал русского национализма не актуализировался полностью, а организованные и сплочённые политические движения, проповедующие радикальный национализм и обладающие большой численностью, отсутствуют в настоящее время.
Примечания
1 См.: Вайнманн У., Тупикин В. Левые и национализм в России. URL: http://www.apn-nn.ru/diskurs_s/273.html (дата обращения: 14.09.2014).
2 Интервью Г. А. Зюганова газете «Русь Православная». URL: http://russoc.info/Doctrina/Zuganov2.htm (дата обращения: 14.09.2014).
3 См.: Предвыборная программа КПРФ. Политика большинства призвана побеждать. Вернуть украденную у нас Родину! URL: http://kprf.ru/crisis/offer/97653.html (дата обращения: 12.09.2014).
4 Устав Общероссийского общественного движения по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад». Псков: ООО «Псковское возрождение», 2014. С. 5-7.
5 См.: Валерий Рашкин позвал «Репортёров без границ» на Украину. URL: http://www.vzsar.ru/news/2014/07/01/ valerii-rashkin-pozval-reporterov-bez-granic-na-ykrainy. html (дата обращения: 01.07.2014).
6 См.: Валерий Рашкин требует создать международный трибунал по Украине. URL: http://www.vzsar. ru/news/2014/09/12/valerii-rashkin-trebyet-sozdat-mejdynarodnyi-tribynal-po-ykraine.html (дата обращения: 12.09.2014).
7 См.: Коммунисты предлагают прекратить сотрудничество России с НАТО. URL: http://ria.ru/defense_ safety/20140904/1022662875.html (дата обращения: 05.09.2014).
8 См.: Зюганов Г. А. Смотреть вперёд. X Съезд КПРФ и
«трудные вопросы» российского коммунистического движения. М. : ИТРК, 2004. С. 107.
9 См.: Николенко К. КПРФ и «русский вопрос». URL: http://comstol.info/2013/05/politika/6632 (дата обращения: 15.09.2014).
10 См.: Михайловская Е. Фракция «Родина» в контексте националистического дискурса в Государственной Думе. URL: http://www.orodine.ru/Doklad/diskurs.html (дата обращения: 14.09.2014).
11 См.: Перцев А., Хамраев В. Думские партии теряют места. Поддержка коммунистов, справороссов и ЛДПР в регионах падает. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2567886 (дата обращения: 14.09.2014).
12 См.: Об итогах участия КПРФ в выборах в Государственную Думу ФС РФ и законодательные представительные органы власти 27 субъектов РФ // Вестн. организационно-партийной и кадровой работы. ЦК КПРФ. 2011. Вып. 21 (171). С. 20-21.