Научная статья на тему 'НАТО В АРКТИКЕ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2010–2020 гг.)'

НАТО В АРКТИКЕ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2010–2020 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Арктика / НАТО / СМП / США / Великобритания / Канада / Норвегия / Дания / Исландия / Германия / Франция / Шпицберген / Гренландия / Северный флот / Министерство обороны России / климат / военные угрозы / военные учения / военная безопасность / национальная безопасность / военная активность / ледоколы / милитаризация / Russia / Arctic / NATO / NSR / USA / UK / Canada / Norway / Denmark / Iceland / Germany / France / Spitsbergen / Greenland / Northern fleet / Russian Ministry of defense / climate / military threats / military training / military security / national security / military activity / icebreakers / militarization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАТО В АРКТИКЕ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (2010–2020 гг.)»

Журавель В.П.

к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН

zhvalery@mail.ru

НАТО В АРКТИКЕ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

(2010-2020 гг.)

Ключевые слова: Россия, Арктика, НАТО, СМП, США, Великобритания, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Германия, Франция, Шпицберген, Гренландия, Северный флот, Министерство обороны России, климат, военные угрозы, военные учения, военная безопасность, национальная безопасность, военная активность, ледоколы, милитаризация.

Keywords: Russia, Arctic, NATO, NSR, USA, UK, Canada, Norway, Denmark, Iceland, Germany, France, Spitsbergen, Greenland, Northern fleet, Russian Ministry of defense, climate, military threats, military training, military security, national security, military activity, icebreakers, militarization.

Введение

В период холодной войны Арктика была территорией противостояния Запада и Востока, местом сосредоточения значительных военных сил и рассматривалась как наиболее вероятное место столкновения главных держав того времени - США и СССР. Распад СССР устранил базовые предпосылки для постоянного институционального присутствия НАТО в Арктике и проведения согласованной военной политики членов альянса.

Но в конце 90-х годов в НАТО стали учитываться факторы, происходящие в Арктике и оказывающие влияние на вопросы безопасности в этом регионе. Среди них изменение климата, таяние арктических льдов, растущая доступность важных энергетических и морских ресурсов, а также огромные неразведанные мировые запасы нефти, газа и пресной воды.

В силу этих обстоятельств этот регион становится ареной соперничества и столкновения экономических интересов России с целым рядом крупных и влиятельных держав мира, в первую очередь арктических стран НАТО - Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании. Спор вокруг освоения Арктики для Североатлантического блока является реальной перспективой, которая подтверждается их намерениями и конкретной деятельностью, главной целью которой является стремление ослабить и не допустить возрастания влияние России в Арктике.

Военные угрозы национальной безопасности России в арктическом регионе

Военными угрозами национальной безопасности России в Арктическом регионе являются: усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО; рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных Вооруженных Сил (Военно-морских сил) США и НАТО; развитие систем противоракетной обороны морского базирования и раннего предупреждения; рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории Российской Федерации; проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону; увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику; стремление ряда иностранных государств (США, Норвегии, Японии, ФРГ, Китая и Канады) придать Северному морскому пути (СМП) статус международной транспортной магистрали, стремление руководства Норвегии изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить Российскую Федерацию с архипелага, а также оказывать противодействие рыбопромысловой деятельности России в Норвежской экономической зоне путем ужесточения требований к рыболовным судам в районах промысла и неправомерных действий по отношению к ним со стороны властей Норвегии1.

1 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164. - http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM. pdf; Кравчук А.А. Милитаризация Арктики: наращивание военного потенциала ключевыми игроками региона // Стратегическая стабильность. 2015. - № 4. - С. 43-53; Петренко И.Я. О состоянии военной безопасности Российской Федерации в Арктике // Аналитический вестник / Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. - М., 2016. - № 5. - С. 36-37; Горнова А.М. О состоянии рыболовства в арктических акваториях // Арктика и Север. 2016. - № 25. - С. 200; Глотов В.И., Аржанов И.А. НАТО и безопасность в Арктике: проблемы, возможности, перспективы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2019. - Т. 9, № 5. - С. 92-96; Криволапов О.О. Военная политика администрации Д. Трампа в Арктике: первые шаги // США. Канада: экономика, политика, культура. - М., 2019. - № 4. - С. 31-45; Хомкин А.А. Возможные военные угрозы в Арктике в среднесрочной перспективе // Военная мысль. 2020. - № 5. - С. 112-120.

Факторами, обусловливающие интересы НАТО в Арктике, стали стремление приарктических стран НАТО к переделу традиционных морских госграниц за счет России; экспансия национальных и транснациональных компаний ведущих стран мира с целью установления контроля над углеводородными шельфами, биоресурсными районами и связанной с ними морской инфраструктурой субъектов РФ; включение Арктической зоны России руководством США и НАТО в число важнейших регионов планеты1.

Это подтверждает анализ деятельности НАТО в последнее десятилетие. Альянс приостановил с начала 2000 годов свою разоруженческую политику в Арктике и начал наращивать и усиливать военную активность в этом регионе.

Войска НАТО способны в течение месяца развернуть в Арктике против России полномасштабную группировку вооруженных сил в составе свыше 100 боевых кораблей основных классов, треть из которых - носители крылатых ракет морского базирования; несколько авианосных соединений и свыше 500 самолетов различного назначения, до 10 бригад сухопутных войск и морской пехоты общей численностью свыше 50 тыс. человек. При этом главным потенциалом будут тактическая и палубная авиация, подводные лодки и надводные корабли - носители крылатых ракет «Томагавк» для стрельбы по наземным и морским целям. За период с 1995 г. по настоящее время на территории и прибрежных водах Норвегии проведено около 200 учений национальных и объединенных вооруженных сил стран-участниц Североатлантического альянса2.

В результате американского давления на своих союзников по НАТО военные расходы стран-членов из числа арктических государств стали постепенно расти. Доля военных расходов в ВВП страны составила в 2019 году в США -3,2%, в Канаде - 1,3%, в Норвегии - 1,6%, Дании - 1,2%. Доля государств, готовящихся к вступлению в альянс, тоже растет. Военные расходы в ВВП Финляндии в 2019 г. составили 1,4%, Швеции - 1%3.

Ярким подтверждением агрессивности блока НАТО являются масштабные военные арктической направленности учения, которые проводятся на территории Северной Европы в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации, что может привести к переконфигурации отношений в сфере безопасности. Арктика становится новой зоной влияния НАТО, обеспечение безопасности в которой связано с реализацией жизненно важных интересов государств, входящих в блок.

Альянс в своей политике в Арктическом регионе, чтобы особенно не «светиться», , делает упор на возможность использования сил и средств арктических государств в зонах их юрисдикции и межправительственного взаимодействия в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона и других организаций. При такой постановке вопроса НАТО является механизмом влияния.

Особенности военной деятельности стран НАТО на арктическом направлении

Канада в течение длительного времени проводит инициативную внешнюю политику и политику безопасности в регионе, будучи активным участником многих международных организаций и рабочих групп, уделяет значительное внимание развитию своих северных территорий и готова наращивать свое военное присутствие в северных регионах . Однако канадскому правительству зачастую не хватает средств для реализации всех заявленных проектов, в том числе по перевооружению. За оборону Канадской Арктики отвечает Объединенная оперативная группа «Север» (штаб -Йеллоунайф).

Власти Канады намерены модернизировать систему разведки в Арктике. В целях сохранения суверенитета над своими морскими путями и установлении контроля за надводной и подводной обстановкой в Северо-Западном проходе Канада принимает меры модернизации и усилению своего ледокольного флота. Северо-Западный проход представляет собой сеть из нескольких морских маршрутов через Канадский Арктический архипелаг, состоящий из 19 тыс. островов, множества скал и рифов. Тем не менее, проход достаточно глубок для прохождения тяжелых судов, которые не пропускает Панамский канал.

В принятой в 2017 г. оборонной доктрине Канады к проблемам, которые потребуют принятия дополнительных мер безопасности, отнесены необходимость укрепления сил и средств для поиска и спасания и для реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы5.

1 Крамаренко В.Г. Военная деятельность НАТО в Арктике // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 1. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. поляр. акад. - Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014. - С. 50-59; Щебель-ский В.Н., Кузнецов Д.Г. Военная деятельность НАТО в Арктике // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 2. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. поляр. акад. - Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014. - С. 351.

2 Скулаков Р.М., Фадеев Н.В. Об отдельных аспектах определения международно-правового статуса Арктики как основы обеспечения безопасности Российской Федерации в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2015. -Вып. 4. - С. 58-59.

3 Военные бюджеты стран мира - Топ 10 и полный список стран. 27.12.2019. - https://tyulyagin.ru/ratings/voennye-byudzhety-stran-mira.html

4 Филимонова Н.Н. Исторические основы становления и развития политики безопасности Канады в Арктике // Арктика: история и современность: Труды международной научной конференции. 20-21 апреля 2016 г. Санкт-Петербург / Отв. ред. доктор исторических наук, проф. С.В. Кулик. - М.: Издательский Дом «Наука», 2016. - С. 343-350.

5 120 Strong, secure, engaged. Canada's defence policy. - Ottawa: National Defence, 2017. - P. 51. - http://dgpaapp.forces.gc.ca/en/ canada-defence-policy/docs/canada-defence-policy-report.pdf

В сентябре 2019 г. была опубликована новая Арктическая стратегия страны1. В ней констатируются, с одной стороны, отсутствие исходящих из Арктики непосредственных угроз для безопасности Канады, а с другой - потенциальные вызовы, порождаемые климатическими изменениями и расширением экономической деятельности. Отмечается также, что осуществляемая в Арктике деятельность отдельных государств (как арктических, так и неарктических) может потребовать принятия мер по обеспечению безопасности, укреплению обороны и сдерживания. В ней также говорится о предстоящем пересмотре концепции проводимых на Севере страны учений вооруженных сил. Речь идет, прежде всего, о пересмотре концепции «Операции Нанук»2.

В августе 2011 г. правительство Дании по согласованию с органами самоуправления Гренландии и Фарерских островов одобрило «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.»3. Парламентом Дании принят план безопасности страны на период 2010-2014 гг. Значительная часть этого плана посвящена Арктическому региону, в котором, по их оценке, допускается наличие конфликтного потенциала и противоречий между государствами при распределении территорий далее 200 морских миль.

Вооруженные силы Дании немногочисленны. Арктическое направление занимает последнюю строчку в перечне их основных направлений деятельности. В 2012 г. в результате объединения командований Фарерских островов и Гренландии в Нууке (Гренландия) было создано компактное объединенное арктическое командование ВС Дании. Оно было создано с целью патрулирования морского и воздушного пространства, сухопутной территории, мониторинга обстановки, поиска и спасания, предотвращения и ликвидации последствий загрязнения морской среды, осуществления рыбоохранной деятельности, оказания при необходимости иного содействия гражданским властям4.

После 2014 г. тональность официальных документов Дании стала меняться. Если в ежегодном открытом докладе службы военной разведки в 2013 г. основное внимание при анализе обстановки в Арктике уделялось политике Китая5, то в последующие годы на передний план вышел анализ российской политики6. Особое внимание уделяется российской программе военного строительства, которая, по мнению авторов доклада, может привести к милитаризации Арктики7.

Приоритетными направлениями военного строительства становятся оснащение фрегатов средствами противолодочной обороны, модернизация средств противовоздушной обороны, а в перспективе - создание системы обороны территории Дании от баллистических ракет малой дальности. Подтверждены давние планы замены многоцелевых истребителей Б16 на современные Б-358.

Политика Норвегии в области безопасности и обороны в Арктике формировалась с учетом нескольких обстоятельств - расположение значительной части территории страны севернее Полярного круга, наличие в Заполярье общей 196 километровой сухопутной границы с Россией, вхождение страны в состав НАТО, а также тесное сотрудничество с государствами Северной Европы.

Основу документов региональной политики Норвегии, принятых в 2006 г. (Стратегия в отношении Севера)9, 2009 г. (доклад правительства «Новые строительные блоки для Севера»)10 и 2011 г. (Белая книга Министерства иностранных дел «Стратегия правительства Норвегии в северных регионах»)11 составляет комплексный подход к безопасности, сочетающий традиционное понимание «безопасности территории» с необходимостью обеспечения экологической, экономической, социальной и политической безопасности. Обновленная в 2017 г. арктическая стратегия Норвегии также исходит из комплексного понимания безопасности12.

1 Canada's Arctic and Northern Policy. A framework prepared by the Government of Canada and its partners to empower people and communities to work together for a vibrant, prosperous and sustainable region / Government of Canada. 2019. 10 September. -https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562782976772/1562783551358

2 Arctic and Northern Policy Framework: Safety, security, and defence chapter / Government of Canada. 2019. 10 September.-https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1562939617400/1562939658000

3 Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark. Strategy for the Arctic 2011-2020. - Copenhagen; Nuuk; Tinganes: Ministry of Foreign Affairs; Department of Foreign Affairs, Government of Greenland; Department of Foreign Affairs, Government of the Faroes, 2011 / Naalakkersuisut. - http://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Images/Udenrigsdirektoratet/100295_Arktis_ Rapport_UK_210x270_ Final_Web.pdf

4 Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - С. 3940.

5 The DDIS Intelligence Risk Assessment 2013. An intelligence assessment of developments abroad impacting on Danish security. -Copenhagen: DDIS, 2013. - Р. 13-16.

6 102 Intelligence Risk Assessment 2019. An assessment of developments abroad impacting on Danish security. - Copenhagen: DDIS, 2019. - Р. 13-17.

7 Frederiksen C.H. Danish Defence in the midst of change // Danish Foreign Policy Review. - Copenhagen: DIIS, 2019. - P. 37.

8 Ibid., p. 33.

9 The Norwegian Government's High North Strategy. - Oslo: Norwegian Ministry of Foreign Affairs, [2006]. - https://www.regjerin gen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategien.pdf

10 Nye byggesteiner i nord. Neste trinn i Regjeringens nordomradestrategi. - Oslo: Departmentene, [2009]. - https://www.regjerin gen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/nordomradene/byggesteiner_nord090323_2.pdf

11 The High North. Visions and strategies. Meld. St. 7 (2011-2012) Report to the Storting (White Paper). Full text. - Oslo: Norwegian Ministry of Foreign Affairs, 2011. - https://www.regjeringen.no/contentassets/a0140460a8d04e4ba9c4af449b5fa06d/engb/pdfs/ stm201120120007000en_pdfs.pdf

12 Norway's Arctic Strategy - between geopolitics and social development. - Oslo: Norwegian Ministries, 2017. - https://www. regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf

Большая часть (примерно 60 единиц) самолетов F-16 норвежских ВВС дислоцируется на трех авиабазах: Буде, Андейя (Лофотенские острова) и Бардуфосс. Во время зимы здесь проходят регулярные тренировочные полеты воздушных сил. Для повышения эффективности действия авиации было принято решение вместо устаревших F-16 закупить 56 самолетов F-35. В начале 2011 г. на вооружение Королевских норвежских ВМС поступили пять больших фрегатов типа «Нансен».

По информации адмирала Евменова в Северной Норвегии идет строительство радиолокационной станции «Глобус-3» на острове Варде, проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге, а также ведется обновление портового терминала Гротсунд для обеспечения приема атомных подводных лодок ВМС США. По его словам, в 2018 году впервые к ведению разведки в Баренцевом море дважды привлекались стратегические разведывательные беспилотные летательные аппараты Global Hawk ВВС США (с итальянской авиабазы Сиго-нелла) и самолеты стратегической разведывательной авиации Sentinel ВВС Великобритании. Сейчас такие полеты стали регулярными1.

На ее территории в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II, который ранее находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки.

Пентагон планирует разместить подводные лодки серии «Морской волк» на военно-морской базе Олавсверн в Норвегии, которая располагается всего в 360 км от России2.

Норвегия своей преданной позицией перед США заслужила право стать северным форпостом НАТО в Арктике. Вместе с тем мы должны понимать, что, при всей видимой военно-политической агрессивности, Норвегия стремится не допустить обострения обстановки в Арктике, которое нанесет вред ее экономической деятельности в этом регионе3.

Политика США в Арктике направлена на закрепление доминирующих позиций в этом регионе, получение прямого доступа к Северному морскому пути, а также на сдерживание роста российского влияния в регионе, в том числе путем воспрепятствования юридическому закреплению за Россией прилегающей территории арктического шельфа (хребты Ломоносова и Менделеева). Вместе с тем США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в связи с чем, в стране до сих пор ведутся споры о необходимости ее ратификации4.

Приоритетным направлением деятельности США в Арктике является обеспечение военно-стратегического превосходства и возможность свободного и оперативного маневрирования военно-морского флота.

10 мая 2013 г. Президент США утвердил Национальную стратегию США для Арктического региона, а в феврале 2014 г. был одобрен детальный план действий военно-морских сил США в Арктике. Основное место в арктической политике отводится обеспечению национальной безопасности. Вашингтон по-прежнему оставляет за собой право на односторонние действия в защиту тех своих интересов, которые он считает жизненно важными5. Важность свободы судоходства для США возрастает в связи с ускоренным таянием льдов Арктики и появлением вследствие этого новых транспортных возможностей.

В США вся арктическая группировка сосредоточена на Аляске на авиабазах Элмендорф и Эйлсон. На базах дислоцируются как боевые самолеты (включая истребители F-22А и F-I6СD), так и самолеты обеспечения и поддержки. Для решения задач патрулирования Берингового моря и Арктики привлекаются самолеты береговой охраны, дислоцирующиеся на острове Кодиак Айленд. ВВС США также используют военно-воздушную базу Туле (северо-запад Гренландии), на которой находятся радары по обнаружению пусков межконтинентальных баллистических ракет. В состав сухопутных войск на Аляске входят две бригады: 1-я бригада «Страйкер» (Форт-Уэйнрат, Фэрбэнкс) и 4-я воздушно-десантная бригада (Форт-Ричардсон, Анкоридж). В тренировочном центре в Блэк Рэпидс проводится подготовка личного состава для деятельности в холодных климатических условиях, имеются лаборатории и научно-исследовательские центры. Более 50 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США имеют возможность действовать под арктическим льдом и всплывать из-под него. Специально для деятельности в арктических климатических условиях был разработан новый большой фрегат типа «Легенда». К постройке планируется восемь кораблей данного типа, два из которых в 2010 и 2011 гг. уже приняты на вооружение.

Слабым местом США в Арктике является ограниченное количество в них ледоколов. В связи с этим 9 июня 2020 г. Президент Дональд Трамп подписал Меморандум «Обеспечение национальных интересов США в Арктических и Антарктических регионах»6.

1 Мухин В. Пентагон строит ледоколы для войны в Арктике. НАТО направляет в регион атомные субмарины, авиацию и морскую пехоту. 23.05.2019. - http://www.ng.ru/world/2019-05-23/1_7580_icebreaker.html

США разместят подлодки под боком у России под предлогом сдерживания «русской угрозы» в Арктике. 13.10.2020. -https://tsargrad.tv/news/ssha-razmestjat-podlodki-pod-bokom-u-rossii-pod-predlogom-sderzhivanija-russkoj-ugrozy-v-arktike_288442

3 Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия Норвегии в Арктике и безопасность России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2017. - Т. 13, № 2 (347). - С. 353-368.

4 Журавель В.П. Арктический совет: председательство США (первые итоги) // Современная Европа. - М., 2016. - № 2. -С. 17-21.

5 Кучинская М.Е. Арктика в фокусе внимания США и НАТО и интересы безопасности России // Проблемы национальной стратегии. 2020. - № 1. - С. 68-89.

6 Memorandum on Safeguarding U.S. National Interests in the Arctic and Antarctic Regions. 09.07.2020. - https://www.whitehouse. gov/presidential-actions/memorandum-safeguarding-u-s-national-interests-arcticantarctic-regions/

В настоящее время, к сожалению, отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки характеризуются высокой степенью напряженности и конфликтогенности.

Исландия не обладает постоянными вооруженными силами, хотя и является членом НАТО. До 2006 г. в г. Кефлавик располагалась военная база США, которая была выведена из страны, однако США продолжают обеспечивать внешнюю безопасность Исландии, а с 2008 г. авиационное звено (4 истребителя) стран НАТО осуществляет патрулирование воздушного пространства Исландии и Гренландии.

В апреле 2016 г. ВМФ Великобритании после 8-летнего перерыва решил возобновить подводное патрулирование Арктики. Британские подлодки имеют на вооружении, также как и американские, крылатые ракеты типа «Томагавк» и, находясь в Арктике, могут этими ракетами наносить удары по территории Российской Федерации. Подразделения вооруженных сил Британии постоянно проводят подготовку личного состава в условиях холодного климата и участвуют в учениях НАТО в Арктике на территории Норвегии. Великобритания позиционирует себя «ближайшим соседом» региона. Фареро-Исландский рубеж1, по мнению К. А. Годованюк, в будущем может обеспечить ей статус страны, которая контролирует «ворота» в Северный морской путь, и сделает Лондон стратегически важным пунктом мировой торговли .

Стратегический интерес Британии к северным районам Европы, включая Арктику, постоянно возрастает. В Национальной стратегии безопасности на море 2014 г. говорилось, что новые судоходные пути представляют для Британии потенциальную опасность. В связи с этим надо учитывать значимость противолодочных операций в Арктике и постоянно вести наблюдение за ситуацией вместе с союзниками по НАТО3. В апреле 2018 г. Департаментом полярных регионов британского министерства иностранных дел был принят доклад «За льдами - политика Соединенного Королевства в Арктике» («Beyond the Ice: UK Policy Towards the Arctic»)4 , дополнивший другой официальный документ о политике государства в Арктике - «Adapting to Change UK policy towards the Arctic» 2013 г.5. Доклад 2018 г. свидетельствует о желании Британии занимать ведущие позиции в решении арктических вопросов.

ФРГ выступает за мирное освоение полярного региона, но при этом ориентируется на реализацию различных форматов НАТО по развитию партнерства, предусматривающих организацию активного диалога между приграничными странами. Немецкие власти считают, что он должен быть дополнен такой площадкой для дискуссий, как Arctic Security Forces Roundtable6. Следует также отметить, что «Руководящие принципы германской политики в Арктическом регионе» провозглашают необходимость интернационализации как транспортных магистралей, так и всех видов ресурсов Крайнего Севера.

Франция активно участвует в военном сотрудничестве с Данией, Канадой, Норвегией, США в проведении военных учений «Холодный ответ», организуемых каждый второй год странами-членами НАТО на территории Норвегии. В настоящее время контингент французских военнослужащих, которые способны проводить операции в Арктике, достиг 6 тысяч. Французские военные корабли и атомные подводные лодки регулярно заходят в северные моря. ВВС Франции участвовали в международных военных учениях на Аляске. Французские пилоты принимают участие в ежегодных учениях в области Северный Калот, которая располагается на севере Норвегии, Швеции и Финляндии7. Перед Вооруженными силами Франции поставлена задача использовать арктическую зону в качестве транзитной для военно-воздушных и военно-морских сил и, возможно, для десантных подразделений8.

Заключение

Следует отметить, что уровень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. По мнению заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН А.В. Загорского, «несмотря на обострение отношений между Россией и Западом, общая обстановка в Арктике остается стабильной и предсказуемой, а повестка дня регионального сотрудничества - конструктивной. До последнего времени Арктика оставалась одним из немногих регионов, где региональное сотрудничество не было принесено в жертву нынешнему ухудшению отношений России с США и другими западными странами. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе международные риски в регионе могут возрасти в случае дальнейшего сохранения политической напряженности в отношениях России с Западом»9.

В официальных документах НАТО подчеркивается необходимость «возврата в Арктику» для построения системы безопасности, центральным элементом которой будут силы НАТО. Потенциальным противником блок

1 Линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике (в Датском проливе) между Гренландией, Исландией и Великобританией.

2 Годованюк К. А. «Глобальная Британия» в преддверии брекзита = «Global Britain» in the run-up to Brexit: [монография]. -М. : Ин-т Европы РАН, 2020. - 160 с. - (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Ин-т Европы РАН; № 373).

3 Germond B. The geopolitical dimension of maritime security // Marine Policy. 2015. - Vol. 54, April. - P. 137-142.

4 Beyond the Ice UK policy towards the Arctic / HM Government. - https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/697251/beyondthe-ice-uk-policy-towards-the-arctic.pdf

5 Adapting To Change: UK policy towards the Arctic. - https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/251216/Adaptin g_To_Change_UK_policy_towards_the_Arctic.pdf

6 Белов В.Б. Стратегия Германии в Арктике // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 100-101.

7 Рубинский Ю.И. Арктические интересы и политика Франции // Арктика и Север. 2016. - № 24. - С. 168-170.

8 Лагутина М. Л. Новая роль Франции в Арктике. - http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8091#top-content

9 Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - С. 102.

НАТО в Арктике видит Россию. Отсюда основной стратегической целью альянса является противодействие росту российского влияния на Крайнем Севере. Все это в той или иной степени провоцирует рост взаимного недоверия между государствами и может привести к столкновению их интересов.

В этих условиях объяснимы и понятны усилия России по укреплению национальной безопасности в Арктике. Важно предпринимать все меры для того, чтобы отстаивать наш суверенитет в этом регионе, сконцентрироваться на поиске совпадающих интересов и на усилиях политико-дипломатического характера.

Вся наша деятельность в Арктике предельно открыта. Россия не нарушает никаких международных обязательств, проводит многовекторную внешнеполитическую деятельность, направленную на сохранение Арктики как территории мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.