НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТЫ ЦАРЕВОКОКШАЙСКИХ НЕКРОПОЛЕЙ (К ВОПРОСУ СИСТЕМАТИЗАЦИИ)1
© 2013 г. Е.Е. Воробьева, Ю.Н. Иванова
Центр археолого-этнологических исследований МарГУ, г. Йошкар-Ола ([email protected])
Ключевые слова: Республика Марий Эл, археология, некрополь, г. Царевокок-шайск, позднее средневековье, новое время, нательный крест, типология.
Статья посвящена малоисследованной проблеме погребальной культуры позднего средневековья и нового времени - нательным крестам. В работе впервые обобщен материал из археологических раскопок царевококшайских некрополей XVII - первой половины XIX вв. Комплексный анализ тельников позволил дать подробную типологическую и хронологическую характеристику отдельных типов нательных крестов, проследить их эволюцию. Анализируются данные о роли и месте тельников в заупокойном культе.
Одним из наиболее устойчивых элементов погребальной культуры позднего средневековья и нового времени является нательный крест.
На территории исторической зоны города Йошкар-Олы (Царевококшай-ска) в 2010 и 2012 гг. проводились охранные научно-исследовательские археологические раскопки, в результате которых был получен богатый вещественный материал, в том числе и кресты-тельники.
В 2010 г. охранные археологические исследования проводились на территории существовавшего в XVII -первой половине XIX вв. Богородице-Сергиевого женского монастыря (рис. 1), при котором был обнаружен и исследован могильник XVII - первой половины XIX вв. На месте кладбища из 630 погребений было отобрано 54 нательных креста.
В 2012 г. на территории общегородского кладбища (Тихвинский
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ: проект №12-11-1200.
некрополь), действовавшего с 1747 по 1926 гг., проводились охранные археологические работы (рис. 1), в ходе которых 781 погребение представило богатый вещественный материал. Особый интерес вызвала серия крестов-тельников (506 единиц).
Все кресты Богородице--Сергиевого и Тихвинского некрополей были изготовлены преимущественно из меди. Широкое применение меди для изготовления христианских крестов не было случайным. Материал, из которого выполнялись данные изделия, обладал символическим смыслом. Меди как металлу приписывали магические свойства. Согласно Библии, пророк Моисей сделал для исцеления укушенных ядовитыми змеями медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Библия, Числа 21: 9, с. 132).
На протяжении многих веков крест считается главным символом христианства. Этим объясняется разнообра-
Раскопы Центра археолого-этнологических исследований МарГУ на территории Тихвинского некрополя
Рис. 1. План раскопов на территории г. Йошкар-Ола.
зие форм и декора крестов, в особенности меднолитых. Не исключение и кресты-нательники Царевококшай-ских некрополей, которые типологически весьма разнообразны. При анализе серии крестов Царевокошай-ских некрополей основополагающей послужила классификационная схема А.К. Станюковича для нательных крестов позднесредневекового и нового времени (Станюкович, 2003).
Основным морфологическим признаком, взятым за основу выделения групп крестов-нательников взято оформление контура креста. В соответствии с данным признаком нательники исследованных участков Царево-кошайских некрополей разделены на две группы: простые, без каких-либо дополнительных деталей в средокре-стии (25 экз.); и фигурные, с дополнительными элементами в виде лучей, исходящих из углов средокрестия, шариков, завитков и т.д. (69 экз.) По художественному оформлению ветвей креста в группах различаются типы, внутри которых по внутреннему декору выделены классы. Следует отметить, что при классификации учтены
лишь те экземпляры, которые имели хорошую сохранность для определения их морфологических особенностей - 82 предмета (из них 22 экз. из Богородице-Сергиевого некрополя и 60 экз. Тихвинского некрополя).
Группа I, тип I (25 экз.) относится к распространенному типу простых крестов, которые имеют несложные и упрощенные формы (рис. 2). По ширине концов тельников в типе I выделено два класса.
Тип I, класс А (11 экз.) Кресты-нательники данного класса представлены простым четырехконечным крестом с прямоугольными лопастями. В его центральной части присутствует рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста с копьем и тростью по бокам. Внизу креста
- схематическое изображение головы Адама в пещере. На кресте также присутствуют монограммы: в верхней оконечности «ЦРЬ СВЫ» (Царь Славы) в две строки под титлами, внизу
- «МЛРБ» (аббревиатура от «Место Лобное Распят Бысть» с вариантом расшифровки «Место лобное, распят был» или «место лобное, раю быть»)
(Записка, 1851, с. 45) в две строки, по сторонам, на боковых оконечностях, - 1С ХС (Иисус Христос) и под основной перекладиной Голгофского креста монограмма МКА («Победитель» или победа, что, вероятно, символизирует победу над смертью) под титлами. Оглавие креста выполнено в виде одноступечатого округлого ушка (рис. 2а). Существует мнение, что нательные кресты типа I класса А в силу своей простоты имели характер массового производства на территории России с конца XVII в. и на протяжении XVIII в. При этом ряд исследователей датируют возникновение данного типа второй половиной XVII в. (Куницкий, 1985, с. 126; Станюкович, 2003, с. 10).
Тип I, класс Б (14 экз.) - четырехконечные прямые кресты с расширяющимися лопастями. Кресты этого класса типа I имеют некоторые особенности, связанные и с надписями. В отличие от класса А, на тельниках класса Б под основной перекладиной Голгофского креста отсутствует надпись МКА.
Оглавие выполнено в форме плоского ушка (рис. 2б).
Своеобразную группу нательных крестов представляют фигурные тельники. Во второй группе выделено 5 типов.
Группа II, тип I (14 экз.) объединяет четырехконечные кресты с выступающими дугами в средокрестии и фигурными концами. Среди крестов данного типа можно выделить следующие классы:
Класс А (рис. 3а) - четырехконечные кресты с расширяющимися лопастями, которые на концах имеют вид трилистников. На некрополе Богородице-Сергиевого женского мо-
настыря было обнаружено 6 крестов данного класса, а на Тихвинском некрополе - 4 креста.
Класс Б представлен четырехконечным крестом с концами в виде трилистников и лучистым венцом вокруг средокрестия. Лучи венца выполнены в форме стерженьков. Оглавие сделано в виде плоского ушка (рис. 3б).
Класс В - четырехконечный крест с концами в форме сердца и лучистым венцом вокруг средокрестия, лучи ко -торого выполнены в форме стерженьков (рис. 3в).
Очень часто данный тип, благодаря оконечностям, которые выполнены в виде трилистника, относят к группе женских крестов. Прямые аналогии данного типа не выявлены. Однако по своим морфологическим свойствам близок к типу VI нательных крестов XVII-XIX вв. по классификации Э.П. Винокуровой (Винокурова, 1999, с. 326-360, рис. 18). Он отличается от нашего типа тем, что на крестах присутствует лучистый венец вокруг сре-докрестия.
Залегание в земле, повышенное присутствие органики (погребальные находки) - все это оказало негативное воздействие на сохранность крестов. В результате из всех крестов, найденных на данном некрополе, типологически относящихся к группе II типу I классам Б и В крестов удалось обнаружить лишь по 2 экземпляра (по одному на каждом некрополе).
Для всех крестов-тельников группы II типа I характерно расположение на лицевой стороне рельефного восьмиконечного Голгофского креста с копьем, тростью и Адамовой головой в пещере. На верхней оконечности сделана монограмма ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами. На боковых оконечностях присутствует
надпись 293
Рис. 3. Группа II, тип I, а - класс А, б - класс Б, в - класс В.
1С ХС и МКА под титлами. Под Гол -гофой мы можем наблюдать монограмму МЛРБ в две строки. Оглавие тельника выполнено в виде одноступенчатого плоского ушка (рис. 3).
Кресты данного типа в г. Царево-кокшайске входили в инвентарь захоронений погребального комплекса с конца XVII - XIX вв.
Тип II (8 экз.) - четырехконечные кресты-тельники с сердцевидными концами и лучистым венцом вокруг средокрестия в виде стерженьков или шариков. Кресты-тельники Царевококшайских некрополей группы II типа II подразделяются на два класса.
Тип II, класс А (5 экз.) - четырехконечный нательный крест с прямоугольными лопастями и венцом вокруг средокрестия. Лучи венца выполнены в форме стерженьков. На лицевой стороне в центральной части выпуклым рельефом переданы восьмиконечный Голгофский крест с копьем и тростью. По четырем концам креста монограммы, выполненные выпуклым рельефом: монограмма ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами, на нижней оконечности под Голгофой - МЛРБ в две строки, на боковых оконечностях надписи - 1С ХС и под титлами - ШКА. Оглавие креста имеет вид одноступе-чатого округлого ушка (рис. 4а).
Тип II, класс Б (3 экз.) - серия четырехконечных нательных крестов с прямоугольными концами и лучистым двойным венцом вокруг средокрестия (рис. 4б). Лучи венца выполнены в виде шариков. На лицевой стороне выпуклым рельефом переданы восьмиконечный Голгофский крест с копьем, тростью и схематическое изображение Адамовой головы в пещере (гора Голгофы). Оборотная сторона плохой сохранности. На оконечностях
мы можем наблюдать прямоугольные клейма с монограммами, которые, к сожалению, не прочитываются. Прочитываются лишь монограммы по сторонам - 1С ХС и под титлами -ШКА. Оглавие тельника выполнено в виде плоского подквадратной формы одноступечатого ушка.
А. К. Станюкович данный тип датирует XVII в. и отмечает его широкое распространение на территории России до конца XIX в. (Станюкович, 2003, с. 11).
Тип III (1 экз.) представляет один из самых сложных по декорированию крестов-тельников. К этому типу относятся четырехконечные кресты с расширениями на верхнем и нижнем концах креста и треугольным завершением нижней оконечности (рис. 5). Оконечности горизонтальных лучей и основание имеют ромбическую форму, заполнены геометрическими фигурами, образующими распустившиеся бутоны, вероятно, лилий. Существует предположение, что лилии символизируют, с одной стороны, чистоту и невинность, а с другой - связаны со смертью и загробным миром (Каталог, 1908, с. 11). В центре средокрестия помещены рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста и цаты. На оконечностях креста присутствуют квадратные медальоны, в которых изображены характерные монограммы: вверху в медальон помещена надпись ЦРЬ СВЫ в две строки под титлами; внизу в две строки - МКА, под титлами - МЛРБ; по сторонам под титлами - Ю и ХС.
На оборотной стороне креста размещается растительный орнамент. Оглавие креста имеет вид одноступенчатого плоского ушка. Присутствие достаточно резких и крупных
Рис. 5. Группа II, тип III.
Рис. 6. Группа II, тип IV
Рис. 7. Группа II, тип V
элементов декора, а также фиксация крестов данного типа в мужских погребениях, позволяет отнести тельники к мужским крестам.
Тип IV представлен 17 экземплярами тельников только из женских погребений Тихвинского некрополя (рис. 6). Композиция этих прекрасных нательных крестов заключается в обрамлении четырехконечного креста венком, покрытым растительным орнаментом, что придает ему форму резного листа. На лицевой стороне креста в центральной части выпуклым рельефом переданы: восьмиконечный Голгофский крест, по бокам копье и трость. У подножия креста - схематичное изображение горы Голгофы с головой Адама. В верхней части под ушком, на оконечностях горизонтальных лучей, а также над и под перекладиной восьмиконечного креста надписи, выполненные выпуклым рельефом: вверху - ЦРЬ СЛВЫ; над перекладиной, по сторонам - 1С ХС; под перекладиной - СN БЖ1И (Сын Божий); между древками копья и трости - МКА. На оборотной стороне воспроизводится текст псалма 67 «Да воскреснет Бог и разыдутся врази».
Ушко фигурное, двуступен-чатое, с округлым навершием. Лицевая поверхность креста между рельефными элементами покрыта синей эмалью.
Как отмечают исследователи (Станюкович, 2003, с. 11; Винокурова, 1999, с. 335-336), нательные кресты подобного типа
имели большой спрос у населения Российской империи в начале XIX в., в связи с чем представлял массовую продукцию церковного инвентаря.
Наряду с так называемыми «женскими» на Тихвинском некрополе присутствуют и «мужские» нательники, объединенные в Тип V (рис. 7). Для нательных крестов данного типа характерны прямоугольные широкие лопасти, рельефный валик-кант, окаймляющий лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне в центральной части помещено рельефное изображение восьмиконечного креста с копьем и тростью по его сторонам. У подножия креста - пещера с головой Адама. На крестах присутствуют надписи: над Голгофским крестом - ЦРЬ СЛВЫ, над перекладиной - Ю ХС, под перекладиной - СN БЖШ, между копьем и тростью - МКА. На оборотной стороне воспроизводится текст псалма 67 «Да воскреснет Бог...».
Основание креста прямое. Ушко фигурное, с округлым утолщенным навершием.
Аналогично крестам типа IV, тельники типа VI имели популярность у населения г. Царевокошайска на протяжении XIX в., о чем свидетельствует их массовость в погребениях Тихвинского некрополя (17 экз.).
При проведении анализа данного вида металлопластики необходимо отметить, что все элементы декора имеют свой символический смысл и их набор не случаен. Четырехконечная форма креста - это символ креста, который нес на своих плечах Иисус Христос. Голгофский крест символи-
зирует крест, на котором был распят Иисус Христос. Верхняя перекладина
- это знак таблички, на которой была написана вина Иисуса, нижняя - подножия, на котором покоились Его ноги. На крестах также помещены орудия страстей - копье и трость. Монограммы - это титулы Иисуса Христа. Важно отметить, что на крестах-тельниках царевококшайских некрополей присутствуют элементы старообрядчества (восьмиконечный крест, копье и трость - орудия страстей Христовых, монограмма «ЦРЬ СЛВЫ» и пр.) Однако мы не можем утверждать, что в ходе археологических исследований некрополей на территории города Царевококшайска были обнаружены традиции старообрядческой культуры. Существует мнение, что после церковного раскола в XVII в. изготовление меднолитых крестов продолжалось по старым образцам-заготовкам (Самигулов, 2004, с. 191).
Таким образом, несмотря на жесткие канонические нормы кресты-тельники на протяжении XVII - начала XX вв. претерпевают значительные изменения, ярким свидетельством чего являются некрополи г. Царево-кокшайска.
Проведенная классификация позволяет датировать кресты тельники исследованных Царевокошайских некрополей второй половиной XVII
- концом XIX вв. и выделить в указанный период наиболее популярные типы нательных крестов у населения г. Царевококшайска - группа I тип I (рис. 2а, б), группа II тип I (рис. 3а, б), тип IV (рис. 6), тип V (рис. 7).
ЛИТЕРАТУРА
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Российское библейское общество. - М., 2011.
Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-нательники XVII в. // Культура Средневековой Москвы. XVII век. - М., 1999.
Записка для обозрения русских древностей / сост. и изд. И.Сахаров. - СПб., 1851.
Каталог Собрания древностей графа А.С. Уварова. - М., 1908. Отд. 8-11.
Куницкий В. А. Предметы художественной пластики из Белгорода-Днестровского // Земли Южной Руси в ГХ-ХГУ вв. Сб. науч. тр. - Киев, 1985.
Самигулов Г.Х. Православные кресты из культурного слоя XVIII в. («старообрядческие» кресты) // Этнические взаимодействия на Южном Урале: Материалы II регион. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2004.
Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики X-XX веков из частных собраний. - М., 2003.
BODY'S CROSSES OF TSAREVOKOKSHAISK NECROPOLISES (TO THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION)
E.E. Vorob'eva, Yu.N. Ivanova
Keywords: the Republic of Man El, archaeology, necropolis, Tsarevokokshaisk city,
the later middle ages, modern age, body's cross, a cross, a typology.
The article is devoted to the little-studied problem of funerary culture of the late Middle Ages and modern ages - body's crosses. For the first time material from archaeological excavations of Tsarevokokshaisk necropolises of the XVIIth - first half of the XIXth centuries was summarizes. Their comprehensive analysis allowed us to give detailed chronological and typological characteristics of certain types of the crosses, retrace their evolution. The article analyses data about the role and place of body's crosses in the mortuary cult.