И С Т О Р И Я, А Р Х Е О Л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я
УДК 902(470.5)
С. А. Перевозчикова, С. Е. Перевощиков
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОЛЬЯНСКОГО КЛАДБИЩА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ПРИКАМЬЕ
Статья посвящена описанию элементов погребальной обрядности и предметов религиозного и бытового назначения, выявленных в ходе раскопок Гольянского кладбища, одного из памятников нового времени на территории Удмуртии.
Ключевые слова: Гольянское кладбище, предметы культовой пластики, бытовые и хозяйственные предметы, погребальный обряд.
Впервые сведения о Гольянском кладбище как археологическом объекте упоминаются в отчете С. В. Ошибкиной. В 1954 г. под ее руководством разведочная группа Камской археологической экспедиции осмотрела состояние памятника [5]. Первые раскопки некрополя проведены в 2007 г. разведочным отрядом Камско-Вятской археологической экспедиции под руководством А. М. Вязникова. Им был заложен небольшой раскоп I, площадью 4 кв. м, выявивший три разрушенных захоронения [2]. Стационарные исследования памятника продолжены в июне 2012 г. отрядом этой же экспедиции под руководством С. А. Перевозчиковой [6]. Раскоп II был заложен в северо-восточном углу площадки и захватывал обрушающийся край мыса. Общая площадь раскопов составила 140 кв. м.
Гольянское кладбище расположено в северо-восточной части с. Гольяны Завьяловского р-на УР. Площадка памятника занимает край небольшого мыса на правом берегу Камы. Восточный край кладбища подвергается сильной эрозии, в результате чего местное население и туристы периодически находят на берегу фрагменты костного и вещевого материала. Памятник занимает положение, весьма уникальное для сельского кладбища. Учитывая привязанность села к большой водной магистрали - Каме, кладбище располагалось непосредственно на берегу, фактически примыкая к постройкам, в итоге чего после его закрытия площадка кладбища постепенно была застроена хозяйственными сооружениями, чему особенно способствовали существовавшие неподалеку грузовые пристани. В пер. пол. XX в., по словам местных жителей, непосредственно на площадке
уже бывшего кладбища открыли «Чайную». В 1928 г. на площадке установили памятник «баржевикам смерти», в 1950-е - место около памятника облагородили, рассадили кусты, разбили газоны, поставили скамейки. Сегодня площадка запущена, но, тем не менее, это одно из излюбленных мест отдыха местных жителей и туристов, что пагубно сказывается на состоянии некрополя: постоянные кучи мусора, очаги от пикников, а также битое стекло, пробки от бутылок и остатки пластиковой тары в верхних слоях памятника.
Первое упоминание о Гольянах встречается в описях 1621 г. «Деревня Гольян на реке Каме...». После строительства в 1759-60 гг. Ижевского и Воткинского заводов гольянская пристань стала их главным речным портом: через Гольяны на заводы поступал чугун с Гороблагодатских заводов, а с заводов отправлялась готовая продукция. К нач. XX в. на берегу Камы насчитывалось около 10 пристаней. Жители - русские крестьяне, сельские обыватели (бывшие непременные работники), православные. До Октябрьской революции село было центром Гольянской волости Сарапульского уезда Вятской губ. По данным ревизии, в 1859 г. в 125 дворах казенного села Гольяны при речке Гольянке проживал 841 человек, были сельское училище, пристань, 3 мельницы и 2 кузницы.
В 1918 г. село оказалось в центре Ижевско-Воткинского восстания. В октябре того года рядом с Гольянской пристанью была освобождена «баржа смерти» с плененными красногвардейцами. В июне 1919 г. у села проходили жестокие бои между Красной Армией и колчаковцами за ж/д «Гольяны-Ижевск». В память об этих событиях в 10-ю годовщину освобождения пленных здесь установлен памятник узникам «баржи смерти». В настоящее время местное население считает, что на кладбище похоронены именно красногвардейцы, погибшие во время гражданской войны.
Время сооружения первой деревянной церкви в селе неизвестно. В 1754 г. в Гольянах взамен обветшавшей церкви начато строительство новой деревянной Крестовоздвиженской. В 1795 г. эта церковь сгорела от удара молнии, и было начато строительство нового каменного храма с тем же названием, строительство его длилось до 1804 г. До открытия каменной церкви было разрешено построить небольшую церковь во имя Богоявления Господня. В построенной в том же 1795 г. церкви до 1801 г. совершались богослужения. В 1927 г. часовню в селе закрыли, а ее здание передали под склад колхоза. В 1934 г. закрыли и Крестоводвиженскую церковь, а ее здание сначала стало зерноскладом, а позднее полностью разрушено. Сегодня на месте церквей - жилые и хозяйственные постройки. Кладбище примыкало к сельским церквям с южной стороны, располагаясь, таким образом, между церковью и Камой.
Всего за два года исследования выявлено 68 захоронений, расположенных в два ряда, вытянутых по линии СЗ-ЮВ. Ориентация могил - ВСВ-ЗЮЗ. Из 68 погребений лишь в 16 фиксировались очертания могильных ям. Во всех остальных случаях захоронения выявлены лишь по остаткам деревянных погребальных конструкций или костякам. Зафиксированные погребальные ямы имели прямоугольную форму и средние размеры 170-190 х 60-80 см.
На памятнике обнаружены 32 детских костяка, 15 мужских и 16 женских, в 8 случаях пол не определен. Умершие были уложены вытянуто на спине, головами на ЗЮЗ, руки скрещены на груди или поясе, ноги вытянуты. Примечательно захоронение 61, в котором найдены две трубчатые кости, крестец и 8 черепов,
сложенные в две компактные кучки. Из всех этих черепов 4 принадлежат взрослым - женщинам и мужчине, а остальные - детям 9-12 лет.
Умершие были уложены в деревянные дощатые гробы. Остатки погребальных конструкций зафиксированы в 28 захоронениях. Удалось выделить два типа конструкций гробов: прямоугольной (19 экз.) и трапециевидной (2 экз.) форм с вертикальными или наклонными стенками. От крышек сохранились лишь фрагменты, по которым можно предположить, что они были плоскими, без поперечных планок. В двух детских захоронениях умершие были уложены, вероятно, в луб. Примечательно детское погребение, в котором годовалый ребенок был уложен на доску, а сверху закрыт берестой. Края берестяного покрытия загнуты за края доски.
Разделение инвентаря по полу и возрасту не дало каких-либо определенных различий. Из единичных находок присутствуют бронзовые пуговицы-гирьки (рис. 3-2), бронзовые серьга (рис. 3-4), мелкие колечки и крючок (рис. 3-14), стеклянные бусы (рис. 3-5), остатки кожаной обуви, оловянистые гранулы, обработанные кости животных, серебряная чешуйка, железные ножи.
Пуговицы располагались у правой ключицы в мужских захоронениях и вдоль спины (3 экз.) - в женском. Одна из пуговиц украшена выемчатой эмалью (рис. 3-3), характерной для XVI-XVII вв. [9]. Еще две пуговицы, найденные в области икры, позволяют предположить наличие штиблет.
Выделяется женское погребение, в котором на костях грудной клетки, а также между берцовыми костями найдено 11 оловянных гранул, которые используются при оцинковке или лужении (рис. 3-1). Весьма вероятно, что они были положены в гроб как подарок от близкого человека, например от мужа, занимающегося подобным производством,.
Большое место занимают и предметы мелкой культовой пластики - иконка св. Николая Чудотворца (рис. 3-15) и нательные кресты. Это - одна из самых многочисленных категорий находок при археологическом исследовании христианских некрополей нового и новейшего времени. Всего на кладбище было найдено более 40 нательных крестов. Было проведено их предварительное типологическое изучение. Кроме того, кресты были изучены на качественно новом уровне, с применением прибора рентгено-флюоресцентного анализа (РФА) поверхности S1 Turbo SD LE (анализ проводился при напряжении 40 кВ, сила тока - до 60 мА, время накопления спектра - 60 с.).
Найденные на памятнике нательные крестики можно разделить на две большие группы: «женские» (так называемые листики) и мужские - обычные четырехконечные. Есть также кресты индивидуальных форм. Приведем описание некоторых из них.
1. Кресты листовидные (рис. 3-6,7). Представляют собой четырехконечный крест с вписанным в него восьмиконечным Голгофским крестом, заключенный в обрамление барочных очертаний, украшенное растительным орнаментом. Гол-гофский крест с копием, тростью по сторонам, иногда Главой Адамовой в пещере. Над крестом - надпись: Царь Славы - в две строки, по сторонам креста - монограммы под титлами: Иисус Христос и Сын Божий. Встречается надпись NИКА -Победитель. Оглавие, чаще всего, выполнено в виде плоского ушка, встречается оглавие с прямоугольным выступом вверху. Некоторые подобные кресты можно
отнести к «крупным женским». На оборотной стороне крестов - текст молитвы. В наших случаях буквы не читаемы. На некоторых крестах сохранилась белая и темная, возможно, синяя эмаль. Встречаются в XVIII - нач. XX в [3. С. 91-92].
2. Крест нательный, четырехконечный (рис. 3-9,10) с прямоугольными лопастями. В центральной части - рельефное изображение восьмиконечного Гол-гофского креста с копнем и тростью. Основание креста опирается на Голгофу. Она может иметь вид полукруга с Главой Адамовой в пещере или треугольника с косым крестом внутри. Над крестом - надпись Царь Славы в две строки под титлами, в изножие встречается монограмма Место Лобное Рай Бысть в две строки. На боковых оконечностях - монограммы 1С, ХС. На оборотных сторонах - нечитаемые буквы молитвы. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. Датируются второй половиной XVII-XIX в. [1. С. 333-334; 7. С. 12].
Эти два типа относятся к распространенному типу крестов, с несложными, упрощенными формами, что, возможно, свидетельствует о продукции массового производства.
Кресты индивидуальной формы.
3. Крест нательный, четырехконечный (рис. 3-8) с прямоугольными лопастями и округлыми концами, с лучистым венцом вокруг средокрестия (лучи в виде стерженьков). На лицевой стороне помещен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. На верхней оконечности в прямоугольном медальоне и на боковых оконечностях в прямоугольных медальонах - монограммы, которые из-за общей стертости креста не читаются. Оборотная сторона плоская. Оглавие имеет вид плоского ушка. По внешнему виду датируется вт. пол. XVИ-XX вв. [7. С. 11].
4. Крест четырехконечный, с прямоугольными лопастями. От верхнего, нижнего и боковых концов отходят лепестки трилистника (рис. 3-12,13). В центре - рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста. На верхней оконечности в прямоугольном медальоне - монограмма Царь Славы, на нижней оконечности - Ника. На боковых оконечностях в квадратных медальонах - монограммы 1С, ХС под титлами. На оборотной стороне - геометрический и растительный орнамент. Оглавие имеет вид многогранной бусины. Могут датироваться вт. пол. XVII-XIX вв. [1. Рис. 14].
5. Крест нательный, четырехконечный, с килевидным завершением нижней оконечности (рис. 3-11). Оглавие имеет вид плоского ушка. Сильно коррозирован, но по внешнему виду мог относиться к ранним, бытовавшим с XVI в., экземплярам [4].
По результатам РФА (табл.1), можно сделать следующие предварительные выводы.
Основной металл для изготовления крестов - трехкомпонентная, чаще всего высокоцинковистая латунь (Cu+Zn+Pb). Медь в данной группе чаще всего занимает лидирующее положение, иногда на уровне более 90 %, хотя чаще всего ее количество достигает 50-70 %, остальное - цинк и свинец примерно в равных пропорциях.
В 5 случаях встретился более сложный четырехкомпонентный сплав -Cu+Zn+Sn+Pb. Лидирующее положение и здесь занимает медь, остальные металлы - в различных соотношениях без какой-либо закономерности.
Столько же встречено предметов, изготовленных из свинцово-оловянистой бронзы (Cu+Sn+Pb). И в них нет определенного устоявшегося рецепта. Количественные показатели металла различны в разных предметах.
Встречены и более простые сплавы: медь с цинком Cu+Zn (латунь) и медь со свинцом Си+РЬ (свинцовая бронза).
Один крест изготовлен из серебра с большой (до 30 %) примесью меди.
В металле некоторых крестов отмечен мышьяк (As), присутствие которого облегчало получение плотных отливок в рельефных литейных формах. Ту же функцию выполнял свинец (РЬ), который отсутствовал только в крестиках, изготовленных из двухкомпонентной латуни и серебра.
В металле всех крестов присутствует серебро (Ag) в небольших количествах, судя по чему оно является естественной примесью, а его наличие говорит о том, что мастера использовали черновую, не очищенную медь. Сказанное означает, что либо все эти предметы изготовлены до 70-х гг. XIX в. (начало широкого использования гальванического рафинирования меди и запрета использовать нерафинированную [8]), либо в мастерские, изготовлявшие мелкую церковную пластику, сырье поступало не от крупных производителей.
Добавка цинка ^п) - иногда в большом (до 35 %) количестве - значительно изменяет цвет металла и другие его качества. Цель ее - удешевление и придание предмету некоторых свойств (в основном - цвета золота), имеющих скорее рыночное, чем техническое или художественное значение.
Изготавливались крестики скорее всего в различных мастерских.
Довольно интересные вещи найдены и в слое селища: фрагменты глиняной гончарной, стеклянной и фаянсовой посуды, железные кованые гвозди, ложкарь, гирька, наконечник стрелы, кости животных, монеты советского периода (от 1924 до 1960 года), гильза, костяная накладка (рис. 3-16).
На основании анализа погребального инвентаря и вещей, найденных в слое селища, можно сделать следующие предварительные выводы. Время функционирования могильника, вероятно, ограничивается кон. XVI - сер. XIX вв. Культурный слой селища можно разделить на три условных горизонта. Первый, нижний и самый ранний, по керамическому инвентарю датирован кон. XVI-XVШ вв. Второй, более поздний, по отдельным находкам керамики определяется, очевидно, строительством каменного храма и возникновением кладбища (XIX в.). Третий, самый верхний, горизонт связан с находками Советского периода -монеты, гильза, фрагменты стеклянной посуды. Условное деление соотносится с выявленными объектами кладбища. Первый (нижний) ярус погребений приурочен к материковой поверхности и, очевидно, синхронен возникновению селища. Второй (верхний) ярус могил располагался выше захоронений в материковых ямах, иногда нарушая их. Отдельные объекты в виде ям, прокалов, канав и зольников располагались, главным образом, в верхних горизонтах культурного слоя и связаны с хозяйственным строительством в кон. XIX - нач. XX вв. Конфессиональная принадлежность умерших не определена. Некоторые признаки (обертывание лубом) могут указывать на присутствие старообрядческих традиций, хотя в целом могильник «никонианский».
Таблица I
Результаты рентгено-флюоресцентного анализа поверхности нательных крестов Гольянского кладбища
№ колл. сплав Fe № Си 2п As №> Мо Ад Sn Аи РЬ
2279/34 Си 2п Sn Pb 2.8 35.8 1.70 0.56 30.10 28.90
2279/9 Си 2п РЬ 0.81 0.06 63.8 26.0 0.18 0.07 0.27 8.61
2279/47 Си 2п РЬ 0.92 0.03 75.5 18.2 0.16 0.04 0.3 0.39 4.41
2279/5 Sn РЬ 0.21 0.99 0.66 39.50 56.0
2279/67 Си РЬ 0.3 97.3 0.29 1.96
2279/3 Си 2п РЬ 0.37 71.5 24.2 0.18 0.06 0.31 3.22
2279/2 Си 2п РЬ 0.59 0.04 68.1 22.8 0.15 0.05 0.27 7.93
2279/21 Си 2п РЬ 0.67 0.02 61.5 30.5 0.36 0.23 0.10 0.29 6.22
2279/65 Си 2п Sn РЬ 1.37 64.8 20.1 0.09 0.41 3.89 0.22 8.62
2279/23 Си 2п 0.36 92.7 6.0 0.05 0.24 0.59
2279/51 Си 2п 0.41 0.03 79.1 19.0 0.20 0.05 0.29 0.04 0.53
2279/32 Си 2п РЬ 0.71 60.0 35.7 0.18 0.1 0.44 0.15 2.64
2279/95 Си Sn РЬ 0.45 64.5 0.42 17.60 16.70
2279/28 Си Sn РЬ 0.49 81.4 0.41 12.20 5.07
2279/17 Си 2п РЬ 0.38 0.01 83.1 5.14 0.35 0.06 0.25 10.60
2279/8 Си Sn РЬ 0.35 66.5 0.32 0.54 4.84 27.20
2279/22 Си 2п РЬ 0.33 78.9 16.4 0.14 0.27 3.85
2279/16 Си Ag 0.22 29.9 0.77 67.7 0.48 0.65
2279/7 Си 2п РЬ 0.51 0.04 46.9 21.5 1.41 0.1 0.04 0.34 0.02 28.90
2279/30 Си 2п Sn РЬ 1.86 61.1 3.8 0.49 5.72 27.00
2279/4 Си 2п РЬ 0.48 68.1 28.5 0.14 0.33 2.35
2279/33 Си 2п РЬ 0.57 70.8 22.7 0.12 0.3 5.33
2279/1 Си 2п РЬ 0.34 66.2 26.7 0.14 0.05 0.3 6.17
2279/14 Си 2п РЬ 1.1 0.03 48.1 22.4 0.9 0.10 0.39 26.7
2279/63 Си 2п РЬ 0.26 77.3 19.3 0.15 0.28 2.54
2279/13 Си 2п РЬ 0.27 95.3 2.5 0.32 1.52
2279/50 Си 2п РЬ 0.65 53.7 26.3 0.11 0.38 18.70
2279/93 Си 2п РЬ 0.47 70.7 15.1 0.09 0.30 13.20
2279/64 Си 2п Sn РЬ 0.92 0.06 62.7 26.2 0.17 0.30 1.46 0.07 7.93
2279/27 Си 2п РЬ 0.95 0.03 64.0 23.0 0.13 0.03 0.31 11.40
2279/10 Си РЬ 0.45 92.8 0.6 0.32 5.74
2279/12 Си 2п РЬ 0.64 71.1 25.4 0.09 0.31 0.64 1.76
2279/69 Си 2п РЬ 0.68 0.02 37.0 28.9 0.08 0.51 32.6
2279/37 Си 2п РЬ 0.5 0.06 57.1 24.9 0.95 0.16 0.07 0.3 15.60
2279/68 Си 2п РЬ 0.3 86.8 8.69 0.1 0.29 0.21 3.49
2279/36 Си 2п РЬ 1.06 0.12 57.3 18.9 1.77 0.13 0.28 19.90
2279/48 Си Sn РЬ 0.55 0.12 39.2 0.72 0.81 38.1 19.00
2279/94 Си 2п РЬ 0.78 0.1 50.8 27.5 0.46 0.14 0.31 0.1 19.70
2279/15 Си 2п РЬ 1.38 0.01 61.2 11.9 0.05 0.36 0.3 24.70
2279/35 Си 2п РЬ 0.74 62.9 27.0 0.16 0.06 0.32 8.77
2238/4 Си 2п РЬ 0.28 84.8 10.2 0.10 0.26 4.23
2188/11 Си Sn РЬ 0.49 70.2 0.59 22.30 5.47
2188/13 Си 2п РЬ 0.28 75.8 21.8 0.16 0.05 0.28 1.52
2279/11 Си 2п Sn РЬ 0.47 89.4 4.02 0.05 0.41 2.86 2.73
*
Рис. 1. Открытие обелиска, посвященного памяти баржевиков, на территории бывшего кладбища. Село Гольяны, 1928 г. (фотография из фондов НМ УР им. К. Герда)
Рис. 2. Село Гольяны, 1950-е гг. (фотография из фондов НМ УР им. К. Герда)
Рис. 3. Предметы с Гольянского кладбища: 1 - гранула, 2, 3 - пуговицы, 4 - серьга, 5 - бусина, 6-13 - нательные кресты, 14 - крючок, 15 - иконка, 16 - накладка. Материал: 1 - олово, 2-4, 6-15 - бронза, 5 - стекло, 16 - кость
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII век. М., 1999. С. 326-361.
2. Вязников А. М. Отчет о разведочных работах, проведенных летом 2007 года в Завьяловском районе Удмуртской Республики. Ижевск, 2008 / Архив Института истории и культуры народов Приуралья. Ф. 2. Д. 527.
3. Куколевская О. С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX - начале XX в. // Краеведческие записки. Кострома, 1993. Вып. V. С. 84-97.
4. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики ХШ-ХУП веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960. 338 с.
5. Ошибкина С. В. Отчет об археологических разведках по правому берегу р. Камы от г. Сарапула до д. Докша (Сарапульский и Завьяловский районы Удмуртской АССР), произведенных разведовательным отрядом Удмуртской археологической экспедиции летом 1954 года // Генинг В. Ф. Отчет об археологических исследованиях Удмуртской археологической экспедиции в 1954 г. / Архив Национального музея УР им. К. Герда.
6. Перевозчикова С. А. Отчет об археологических исследованиях в Завьяловском районе Удмуртской Республики летом 2012 года. Ижевск / Архив Института истории и культуры народов Приуралья. Ф. 2. Д. 570.
7. Станюкович А. К. Произведения русской средневековой металлопластики из округи Звенигорода (новые открытия) // Вестник клуба «Раритет». 2000. № 1.
8. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890-1907. Т. 8. 1892. Электронный ресурс: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
9. http://archeologia1.narod.ru/kollekts/pug.htm
Поступила в редакцию 15.01.2014
S. A. Perevozchikova, S. E. Perevoschikov
Preliminary studies of Goljansky cemetery of the new time in Prikamye
The article is devoted to the description of the elements of the funeral rite and items of religious and domestic purposes identified in the course of excavations of Goljansky cemetery, one of the monuments of the new time on the territory of Udmurtia.
Keywords: Goljansky cemetery, objects of cult plastics, household items, the funeral ceremony.
Перевозчикова Светлана Александровна,
кандидат исторических наук, научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E-mail: [email protected] Перевощиков Станислав Евгеньевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E-mail: [email protected]
Perevozchikova Svetlana Alexandrovna,
Candidate of Sciences (History), Research Assistant,
Udmurt State University 426034, Россия, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected] Perevoschikov Stanislav Evgenjevich, Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,
Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]