"Культурная жизнь Юга России "
144 —
М> 4 (29), 2008
кой Федерации. Ф. Кизлярские и Моздокские дела, 1762-1768 гг. Оп. 118. Д. 1. Л. 3.
13. Там же. Л. 4.
14. Кох К Путешествие по России и в Кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик, 1974. С. 620.
15. ГАКК. Ф. 260. Оп. 1. Д. 88. Л. 1-16.
16. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 20."Оп. 1. Д. 435. Л. 1-4, 111, 112.
17. Там же. Л. 196; Д. 27. Л. 177.
18. Там же. Д. 165. Л. 458.
19. Национальный архив республики Адыгеи. Ф. 21. Оп. 1.Д. 111. Л. 1-45.
0. A. TURKAV. NORTHERN CAUCASUS IN THE SPHERE OF TRADE POLICY OF RUSSIA IN THE XVIII - THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
The article is dedicated to the problem of Russian-Caucasian trade economic and political relations. The author reveals the place of Northern Caucasus in Russian economic policy.
Key words: Northern Caucasus, Russian - Northern Caucasus relations, Russian trade.
М. А. ХУШТ
НАТЕЛЬНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ КРЕСТЫ ИЗ АДЫГЕИ
В статье рассматриваются новые находки нательных крестов на территории южного берега Краснодарского водохранилища (Теучежский район, Республика Адыгея). Нательные кресты датируются Х1-Х1Х веками, самые ранние находки, принадлежавшие средневековым адыгам, относятся к XI-X.IV векам.
Ключевые слова: христианство, крест-энколпион, средневековые адыги.
Изучение духовной культуры адыгских народов невозможно без исследования христианских древностей, оставшихся после 1500-летнего периода. Значительную часть материальных источников составляют христианские кресты, в том числе нательные и наперсные. Цель настоящей публикации - ввести в научный оборот новые находки крестов, обнаруженных автором статьи и А. А. Товом на южном берегу Краснодарского водохранилища на территории Теучежского района Республики Адыгея.
Ниже мы приводим описание находок.
1. Фрагменткреста-энколпиона(рис. ^«Распятие Христово» XII века н. э. (1). Медный сплав, литье. Размеры: 5,9 х 6,83 х 0,44 см. Лучи креста слегка сужаются к перекрестью. Их концы имеют вид полукругов. По краям лучей, ближе к концам, имеются противолежащие выступы, придающие кресту вид геральдического прямого, перекрещенного креста, символизирующего двенадцать апостолов. По краям креста окантовка типа буре-лет (скрученный жгут - веревка). На лицевой стороне в центре - Распятие Христово. На концах горизонтальных лучей, в медальонах, оконтуренных бурелетом, - погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Под правой рукой распятия видна буква М, два неясных знака и О, над сгибом локтя правой руки - знак или часть буквы У, переданной двойными линиями. Над сгибом локтя правой руки видны буквы ///. Слева от распятия - следы вертикальной надписи: ОПГ Обломленный верхний луч креста на оборотной стороне и на изломе имеет следы пайки. Нижний луч креста имеет большую длину и оканчивается фрагментом крепления со второй, ныне утраченной створкой.
2. Крест нательный (рис. 2). Медный сплав, литье. Размеры: 5,6 х 3,5 х 0,29 см. Форма: плоско-
выпуклая, близка к латинскому типу креста, укороченному. Центральное изображение на лицевой стороне: восьмиконечный крест с копьем и тростью. Над верхним лучом восьмиконечного креста два неправильных четырехугольника - остатки надписи в две строки: ЦРЬ СВЫ (Царь Славы). Под основной перекладиной креста четыре неправильных четырехугольника - следы от надписи: N11КТКА (Ника-Победитель, копье, трость). Концы основных перекладин креста упираются в остатки надписи: 1С и ХС, а нижний луч восьмиконечного креста - в полукруг, символ Голгофы. В изножии - остатки двустрочной надписи: МЛ и РБ (Место лобное и Рай Бысть). Оглавление креста имеет вид плоского ушка, расположенного перпендикулярно плоскости креста. По общепринятой датировке относится ко второй половине ХУП-ХУШ векам. (2). По классификации Э. П. Винокуровой, относится к типу III нательных крестов ХУП-Х1Х веков (3). Крест массового производства. Оборотная сторона надписей и украшений не имеет.
3. Крест нательный (рис. 3). Медный сплав, литье. Размеры: 3,2 х 2,3 х 0,15 см. Форма: плоская. Тип: Георгиевский округленный. На лицевой стороне по краю лучей идет окантовка в виде углубленной линии шириной 0,4 мм. Оборотная сторона ровная, без надписей и украшений. Чаще всего встречается на Северном Кавказе. Датируется ХУП-Х1Х веками (4).
Все три креста в разное время были найдены на левом берегу Краснодарского водохранилища, в районе местечка, носящего у местных жителей название Пхэгугапэ. В настоящее время хранятся в частном собрании.
4. Крест нательный (рис. 4). Оловянисто-свинцо-вый сплав. Литье. Размеры: 1,75 х 1,47 х 0,17 см. Форма: плоская. Тип: предположительно прямой,
М 4 (29), 2008 "Культурная жизнь Юга России " ^
Рис. 1-3. Нательный крест из местечка Пхэгугапэ. Рис. 4. Нательный крест, найденный на территории бывшего аула Ленинохабль. Рис. 5. Нательный крест из урочища Чишхо.
возможно латинскии, точно установить тип креста не удалось из-за повреждения нижнего луча. На оборотной стороне украшений и надписей нет. Крест найден в 2004 году на месте бывшего а. Ленинохабль. Аналоги не обнаружены. Предположительно датируется Х1-Х1У веками (5).
5. Крест нательный (рис. 5). Оловянисто-свин-цовый сплав. Литье. Размеры: 2 х 1,3 х 0,2 см. Форма: плоская. Тип креста: выступной. На лицевой и оборотной сторонах средокрестие представляет собой рельефный квадрат с вдавленной серединой. Имеет сходство с древнерусскими нательными крестами (6). Оглавление составное: шар диаметром 2,2 мм и бусина диаметром 6,3 мм. Диаметр отверстия бусины - 2 мм. Найден в июле 2004 года в урочище Чишхо. Датируется в пределах XI XIII веков н. э. (7).
Вышеописанные кресты относятся к разному времени: от XI до XIX века. Вероятно, ранние находки (Х1-Х1У века) принадлежали средневековым адыгам, так как это была территория их проживания. Именно Х-ХП века явились временем расцвета христианства среди адыгов, которое имело мощную подпитку со стороны Византии, Алании и Тмутараканского княжества. Ярким подтверждением христианизации адыгов центрального и восточного Закубанья служат развалины церкви XII века на р. Белой близ г. Белореченска (8). Эта церковь, построенная армянским мастером, просуществовала дольше XII века, о чем го-
ворит позднии характер капителеи колонн внутри церкви (9), что дало основание некоторым исследователям датировать ее Х1У-ХУ веками (10).
Хотелось бы также отметить, что на затопляемой территории чаши Краснодарского водохранилища нередкими являются находки христианского культа. При исследовании могильника VI-VII веков н. э. в окрестностях аула Таухабль (Теучежский район, Республика Адыгея) найдены христианские кресты из разных металлов: железа, серебра и бронзы. Наиболее интересный из них - серебряный крест со стеклянной вставкой посередине на длинной бронзовой цепочке (11).
Ю. А. Кудаев приводит в своей диссертации христианские кресты, обнаруженные на южном берегу Краснодарского водохранилища, у а. Тауйхабль, а. Нечерезий, местечка Пхэгугапэ, каменные кресты на горе Сундучной и на Монашеской поляне, развалины часовни в Губской крепости (12).
Свидетельством успехов Тмутараканской Руси в христианизации населения Северо-Западного Кавказа являются находки предметов христианского культа, имеющих русское происхождение (крест-энколпион, найденный в местечке Пхэгугапэ) (рис. 1).
Другой интересный крест-энколпион обнаружен на южном берегу Краснодарского водохранилища, недалеко от а. Ленинохабль (13). Несмотря на плохую сохранность последнего, очевидно его большое сходство с крестом-энколпио-ном, обнаруженным в вышеупомянутом местечке Пхэгугапэ. Известный историк христианства В. А. Кузнецов описывает ряд крестов-энколпио-нов, которые он суммарно датирует Х1-ХШ веками и считает древнерусскими по происхождению. Такие кресты найдены у ст-цы Махошевской, в верхнем течении р. Фарс; на Нижне-Архызском городище у г. Карачаевска; на городище Андиюх, на р. Зеленчук, во время раскопок в церкви; у с. Каменномостское, в среднем течении р. Малки, в Кабардино-Балкарии; у с. Кудинетово в районе г. Нальчика; на городище Маджары близ г. Прикумска (14).
Существуют различные точки зрения на появление подобных вещей: они могли быть результатом контактов с Киевской Русью (15) или же их появление связано с пребыванием русских пленных в северокавказских владениях Джучидов (16).
Очевидно, что предметы христианского культа - нательные кресты - у адыгов были неслучайны, так как уже с VI столетия Византия начала активно распространять христианство среди предков этого народа. Христианское влияние в литературе связывают с византийским императором Юстинианом I, имя которого вошло в адыгский фольклор и помнилось до XIX века (17). А в последующий период (Х-ХШ века) благодаря миссионерской деятельности Зихской, Аланской и прочих епархий население Северо-Западного Кавказа, в том числе и адыгское, в значительной степени уже было христианизировано.
В то же время принадлежность более поздних крестов XVII-XIX веков, обнаруженных на юж-
"Культурная жизнь Юга России "
М 4 (29), 2008
ном берегу Краснодарского водохранилища (рис. 2, 3), не так очевидна, поэтому требует привлечения дополнительных материалов и продолжения исследования. Эти находки с в идете л ьству ют о широком распространении христианства среди адыгов в Средние века.
Литература
1. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI—XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. М. 2000. С. 23.
2.ДаркееичВ. П., Пуцко В. Г. Произведения средневековой металлопластики из находок в Старой Рязани (1970-1978 гг.) // Советская Археология. 1981. № 3. С. 230; Куницкий В. А. Предметы художественной пластики из Белгорода-Днестровскош // Земли Южной Руси Х1-Х1У вв. Киев, 1985. С. 126.
3. Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII в. М., 1999. С. ЪЩ Станюкович А. К, Осипов И. И., Соловьев Н. М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики Х-ХХ веков из частных собраний. М., 2003. С. 116.
4. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002.
5. Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху Средневековья. IV XIII вв. //Археология. М., 2003. С. 412.
6. Седова М. В. Ярополк Залесский. М., 1978. Табл. 12, 7.
7. Станюкович А. К., Осипов И. Н., Соловьев Н. М. Тысячелетие креста... С. 218.
8. Помяловский И. Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. СПб., 1881. С. \-5\КаменевН. Развалины церкви св. Георгия, открытой на р. Белой И Памятная книжка Кубанской области на 1877 год. Отд. IV. Екатеринодар. 1877. С. 10-14; С'гшонянМ. С. Армянская диаспора Северо-Западного Кавказа: формирование, конфессиональный облик, взаимоотношения с властью, общественными и религиозными объединениями (конец XVIII - конец XX века): дис.
... канд. ист. наук. Краснодар, 2003. С. 19.
9. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа Х-ХУ11 вв. Ч. 1 М . 1966. С. 230.
10. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007. С. 27.
11. Шапсугия. 1995. 7 июля. С. 4.
12. Кудаев Ю. А. Религиозные культы и обряды средневековых адыгов: история и современность' дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2003. Табл. 12, 13, 16, 18.
13. Иванов Д. А., Носкова Л. М. Древнерусский энколпион из Среднего Закубанья // Материальная культура Востока. Вып. 4. М., 2005. С. 182-185.
14. Кушецов В. А. Энколпионы Северного Кавказа // Славяне и Русь. М., 1968. С. 82 -83.
15. Там же. С. 85-86.
16. ПолубояриноваМ. Д. Русские люди в Золотой Орде. VI.. 1978. С. 130-131.
17. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века... С. 23.
М. A. CKHUSHT. NEXT ТО THE SKIN CHRISTIAN CROSSES FROM ADYGEYA
This article is dedicated to the new findings of next to the skin crosses on the territory of the Southern shore of the Krasnodar reservoir (Teucheghsky region, Republic ofAdygeya). The next to skin crosses go back to XI-XIX centuries; the earliest findings which belonged to the medieval Adygs refer to XI-XIV centuries.
Key words: Christianity, cross-enkolpion, medieval Adygs.
M. В. БАМАТГИРЕЕВА
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ» В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И В ФОНДЕ УСТОЙЧИВЫХ ЕДИНИЦ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Культура личности хранится в ее самосознании, фиксируется в языке, реализуется 8 дискурсе, обусловливая его национально-культурную специфику.
Ключевые слова: концептуализация, система, терминология, общность, народ, нация, этнос.
В современной когнитивной лингвистике используются различные аспекты познания человека: его характера, психических особенностей, социологических отношений. Эта область научного знания позволяет объединить сведения, накопленные различными науками, которые рассматриваются сквозь призму человеческих оценок, взглядов, мнений (1). Концептуализация - «некоторый "сквозной" для разных форм познания процесс структурации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц» (2); процесс
познания, формирующий представление об объекте исследования под влиянием значений привлеченных слов, которые предопределяют способ для дальнейшего проникновения в суть объекта, давая возможность найти точки соприкосновения сопоставляемых понятий.
Комплексное изучение лексических единиц, семантически обозначенных понятием «общность людей», предполагает характеристику основных признаков их объединения; выявляет основные репрезентанты {люди, народ, нация, общество, этнос), которые представляют собой