ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ПЕДАГОГИКА
УДК 373
НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© О.Г.Ефремова
В статье подробно освещаются актуальные вопросы логопедической помощи в начальной школе. В настоящее время школьная логопедическая помощь стала необходимым компонентом образовательного процесса. С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений устной и письменной речи. В статье рассматриваются пути решения обозначенных проблем в условиях школьного логопедического пункта. Также предлагаются перспективы дальнейшего совершенствования логопедической помощи детям младшего школьного возраста.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, логопедическая помощь, начальная школа, младший школьный возраст, учитель начальных классов, учитель-логопед, логопедический пункт, школьная программа, нарушение устной и письменной речи, школьная неуспеваемость.
В России деятельность логопеда в школе имеет достаточно долгую историю и основательные традиции. Интерес к изучению актуальных вопросов логопедической помощи детям в начальной школе обусловлен рядом факторов. Логопедическая помощь в начальной школе - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. В настоящее время потребность в работе школьного логопеда резко возрастает, а количественный рост детей с нарушениями речи определяет обозначенную проблему как социально значимую. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательной школе в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно по родному языку) учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
Одной из актуальных проблем современной школы остаётся проблема эффективности образовательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Но в настоящее время нельзя опровергнуть тот факт, что в стране создалась совершенно новая педагогическая реальность, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в первый класс. К сожалению, количество детей с недостаточным уровнем развития речи, остро нуждающихся в логопедической помощи, год от года не уменьшается, а неуклонно возрастает.
Психологи определили, что на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успешность обучения гораздо сильнее, чем воздействие
остальных. Этот фактор или условие - речевая готовность. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, в свою очередь, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится много говорить: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие нарушения звукопроизношения, болезненно воспринимают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые раздражительными. Всё это влечёт существенное снижение качества и возможностей усвоения школьной программы, а также способствует формированию у школьников негативного отношения к учебной деятельности и устойчивого стрессового состояния, что препятствует процессам социальной адаптации детей и их гармоничному развитию в целом. Существует ряд речевых проблем, из-за которых ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Эти трудности можно решить только в рамках специальной речевой школы, но таковых незначительное количество. Между тем огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы [1].
Следовательно, главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы является своевременная диагностика нарушений развития
речи у учащихся, предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.
В нашей статье мы остановимся подробнее на проблемах, в которых мы раскрываем существующие трудности в организации логопедической службы в условиях школьного логопедического пункта, а также рассмотрим важнейшие способы улучшения состояния логопедической помощи детям младшего школьного возраста.
Существует ряд проблем в деятельности школьного логопеда, связанный с неточностью обновлений нормативно-правовой базы, не учитывающей, в частности, современные научно-практические достижения логопедии. На сегодняшний день имеется множество учебно-методических разработок рекомендательного характера, однако единой стандартизации организационного и содержательного аспектов логопедической работы не наблюдается, как и не наблюдается тенденций к многоуровневой экспертизе предлагаемых логопедам материалов.
Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии, которые всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие «инновация» относилось к сфере экономики. Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер прежде всего обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики. На современном этапе развития образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями речи. Наблюдается недостаточное использование в практической работе логопеда современных инновационных технологий. Эта проблема во многом связана с «разрывом» между имеющимися научными разработками и возможностью их реализации в практической деятельности логопеда.
До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что учитель-логопед, как правило, обслуживает три-четыре школы, расположенные в разных местах района, и часто вынужден работать на логопедическом пункте и параллельно в школе, наиболее удалённой от него.
Вместе с тем количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте,
имеют разный характер и степень тяжести речевых нарушений. При этом имеющиеся инструкции не раскрывают в полном объёме сущность организации логопедического процесса.
Коррекционная работа в школе, при которой находится логопедический пункт, осуществляется одновременно с обучением детей. Следовательно, учитель-логопед должен взаимодействовать в тесном контакте с учителями начальных классов, родителями и администрацией школы. В связи с тем, что практически отсутствует пропаганда логопедической помощи средствами массовой информации, работники общеобразовательных школ, районных (городских) отделов и управлений народного образования зачастую не имеют правильного представления о целях и задачах логопедической работы.
Существующая ныне методика обследования устной речи учащихся не удовлетворяет логопедов - практиков, поскольку она требует индивидуальных форм обследования. Разновозрастный состав обследуемых детей, многообразие имеющихся у них нарушений речи усугубляют эту проблему. Учитель-логопед не в состоянии глубоко и тщательно изучить основные компоненты устной речи каждого ребенка в отведенное для обследования время, поскольку такое обследование трудоемко, занимает много времени. Поэтому он или не укладывается в сроки, отведённые для обследования, или проводит обследование формально, что непременно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной и письменной речи учащихся является определяющим этапом для всей последующей учебно-коррекционной деятельности [2].
К сожалению, в школьной практике выявление детей с нарушениями письменной речи (чтения и письма) протекает с запозданием. Учителя направляют к логопеду учащихся с такими нарушениями во втором-третьем классах и позже. Между тем необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их на коррекционные занятия к логопеду. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов [3].
На наш взгляд, решение обозначенных проблем возможно в рамках целостного комплексного подхода, обеспеченного взаимодействием разных сторон: законодательной, научно - иссле-
довательской, практической, научно-производственной. Для осуществления эффективного взаимодействия необходимы следующие направления, связанные:
а) с разработкой инновационных педагогических технологий воздействия, которые используют специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией;
б) с использованием современных наглядных пособий, которые занимают важное место в работе логопеда;
в) с внедрением оригинальных авторских методик в систему коррекционно-педагогической работы;
г) с осуществлением взаимодействия между научно-исследовательскими, высшими учебными и научно-педагогическими учреждениями.
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала [4].
Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит уровень реализации личности. Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти, а также поведение в социуме. Преодоление нарушения речи вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Результативность коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушением речи зависит от чёткой организации учебно-воспитательного процесса. Важнейшая роль принадлежит логопеду, который регулирует взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса.
С целью эффективной деятельности логопедической помощи в первую очередь необходимо оснащение кабинетов учителей-логопедов со-
временным оборудованием, диагностическими материалами и другими пособиями [5]. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка.
Сеть логопедических пунктов должна охватывать все школьные учреждения. Для школ наличие логопедов в штатном расписании должно быть обязательным условием. Давно назрела необходимость обеспечения логопедической помощью учащихся средней и старшей школы. Существующие ныне логопедические пункты предусматривают помощь только на этапе обучения ребенка в начальной школе, тогда как практика свидетельствует о наличии речевых нарушений у учащихся более старшего возраста. Эффектом реализации этих мероприятий станут обеспечение доступности всех уровней образования для детей с нарушениями речи; сохранение данного контингента детей в системе общего образования (предотвращение их перевода в кор-рекционные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи); обеспечение каждому ребенку шаговой доступности к логопедической помощи.
С нашей точки зрения, для повышения качества логопедической помощи необходимо предусмотреть следующее:
а) в современных условиях создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в общеобразовательной школе, что, в свою очередь, требует пересмотра традиционных путей организации коррекции воспитательно-образовательного процесса;
б) профессиональное развитие специалистов;
в) оптимизацию процесса индивидуального обучения;
г) определение результатов обучения, поля прогноза;
д) приведение к единой системе методической документации по логопедической помощи в соответствие:
- со стандартом профессиональной деятельности логопеда;
- с процедурой аттестации педагогических работников: это разработка типовых пакетов диагностических методов с учетом современного уровня развития педагогической науки и тенденций образовательной практики на основе компе-тентностного подхода; разработка сквозных речевых карт от дошкольного до младшего школьного возраста;
е) обеспечение преемственности логопедической помощи в системе «дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная школа»;
ж) необходимо ежегодно обновлять программное обеспечение и проводить повышение квалификации логопедов. Логопедический мониторинг требует создания дифференцированной базы данных, что возможно лишь при наличии соответствующего компьютерного парка. Это создаст фундаментальную основу для сетевого взаимодействия учителей-логопедов, централизованного сбора данных о результатах логопедической работы, о контингенте детей, нуждающихся в логопедической, педагогической помощи.
Таким образом, мы можем говорить о том, что преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации её общественной направленности, приобретения знаний. Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональными знаниями в области педагогики, хорошо знать психологические особенности детей.
Всё это свидетельствует о том, что логопедическая служба необходима в целостном пространстве общеобразовательной школы, ориентированном на системное обучение, воспитание, социализацию учащихся и поддержание их здоровья [5].
В результате мы пришли к выводу: добиться хороших результатов в системе логопедической работы в условиях общеобразовательной школы можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Исключительное
значение имеют совместные усилия учителей начальных классов, психологов, родителей, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально-педагогических мероприятий по коррекции речи. Всё это приведёт к повышению качества логопедической службы в общеобразовательной школе, поможет обеспечить более успешное обучение в дальнейшем.
В заключение необходимо отметить, что коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Успех в применении приемов коррекционной работы во многом обусловлен умелым использованием общедидактических принципов, разработанных в общей педагогике.
Очевидно, большое значение для предупреждения нарушений письма и чтения имеет распространение знаний о причинах и признаках этих нарушений среди врачей, педагогов и населения в целом.
1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: «Владос», 2010. -239 с.
2. Поваляева М.А. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: «Феникс», 2012. - 445 с.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: «ТЦ Сфера», 2009. - 192 с.
4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. - М.: «ГНОМ», 2011. - 136 с.
5. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. - 208 с.
PRESSING ISSUES OF SPEECH THERAPY SERVICE IN PRIMARY SCHOOLS
O.G.Efremova
This article explores topical issues of speech therapy service in primary schools. Currently, school speech therapy care has become an essential component of the educational process. Every year the number of children with various types of speech and writing disorders increases. This article discusses ways to solve the identified problems in the conditions of a school speech therapy center. Also, prospects for further improvement of speech therapy are offered to help children of primary school age.
Key words: secondary school, speech therapy care, primary school, primary school age, primary school teacher, teacher-speech therapist, logopaedic center, curriculum, speech and writing disorders, school un-derachievement.
1. Efimenkova L.N., Misarenko G.G. Organizacija i me- 4. Mazanova E.V. Shkol'nyj logopunkt: dokumentacija,
tody korrekcionnoj raboty logopeda na shkol'nom logopunkte. - M.: «Vlados», 2010. - 239 s. (In Russian)
2. Povaljaeva M.A. Korrekcija ustnoj i pis'mennoj rechi uchashhihsja nachal'nyh klassov. - M.: «Feniks», 2012. - 445 s. (In Russian)
3. Eleckaja O.V., Gorbachevskaja N.Ju. Organizacija logopedicheskoj raboty v shkole. - M.: «TC Sfera», 2009. - 192 s. (In Russian)
planirovanie i organizacija korrekcionnoj raboty. -M.: «GNOM», 2011. - 136 s. (In Russian) 5. Fureeva E.P., Shipilova E.V., Filippova O.V. Na-rushenija rechi u shkol'nikov: korrekcionno-pedago-gicheskaja rabota pri obshhem nedorazvitii rechi v massovoj shkole. - Rostov n/D.: «Feniks», 2006. -208 s. (In Russian)
Ефремова Ольга Григорьевна - аспирант кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Efremova Olga Grigoryevna - graduate student, Department of Pedagogy and Primary Education Training Methods, Institute of Pedagogy and Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 20.05.2014