Научная статья на тему 'Настоятельство преподобного Иосифа Волоцкого в Пафнутьевом Боровском монастыре (1477–1479)'

Настоятельство преподобного Иосифа Волоцкого в Пафнутьевом Боровском монастыре (1477–1479) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пафнутьев Боровский монастырь / преподобный Пафнутий Боровский / преподобный иосиф волоцкий. / the Saint paphnutius of Borovsk Monastery / St. paphnutius of Borovsk / Venerable Joseph of Volotsk.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иосиф Королёв

статья посвящена истории свято-Пафнутьева боровского монастыря, а именно периоду, когда его игуменом был преподобный Иосиф (санин), будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря. Данный этап жизни преподобного Иосифа нельзя назвать достаточно изученным, биографические сведения о подвижнике носят противоречивый характер. В частности, требует прояснения вопрос, как преподобный Иосиф стал игуменом боровской обители после кончины ее основателя в 1477 г. согласно одним источникам, преподобный Пафнутий сам назначил себе преемником святого Иосифа. Другие свидетельства говорят о назначении Иосифа (санина) игуменом по воле великого князя Иоанна III. Другой факт истории, неоднозначно освещающийся исследователями, — вопрос о причинах, по которым святой Иосиф оставил боровскую обитель и переселился в пределы Волоколамска. существует мнение, что поводом к оставлению игуменом Иосифом Пафнутьева монастыря был конфликт с братией, которая не захотела принять нововведений относительно монастырского устава. Другие источники указывают на ссору с великим князем, как на причину ухода святого Иосифа из боровска. Данное исследование ставит целью ответить на указанные вопросы и прояснить обстоятельства настоятельства игумена Иосифа (санина) в Пафнутьевом боровском монастыре. Для достижения поставленной цели необходимо привлечь источники, описывающие данный период жизни преподобного Иосифа. Кроме известных «Житий» святого Иосифа, представляется важным исследовать сочинение, рассказывающее о кончине святого Пафнутия, — «Записку Иннокентия о последних днях учителя его преподобного Пафнутия боровского». Данный рассказ, написанный ближайшим учеником преподобного Пафнутия иноком Иннокентием сразу после кончины его учителя, сообщает важные сведения, касающиеся управления обителью после кончины его основателя. Другой источник — «Послание монахам Пафнутьева монастыря» святого Иосифа Волоцкого, впервые опубликованный в 1959 г. я. с. Лурье, открывает важные факты, касающиеся ухода игумена Иосифа из боровской обители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иосиф Королёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VENERABLE JOSEPH OF VOLOTSK AS THE ABBOT OF ST. PAPHNUTIUS MONASTERY (1477–1479)

This article is devoted to the history of St. Paphnutius of borovsk monastery, namely the period when its hegumen was Venerable Joseph (Sanin), the future founder of the IosifovVolokolamsk monastery. This period of St. Joseph’s life cannot be called sufficiently studied, the biographical information about the ascetic is contradictory. In particular, the question of how St. Joseph became the abbot of the borovsk monastery after the death of its founder in 1477 requires clarification. according to one source, reverend Paphnutius appointed St. Joseph as his successor himself. other testimonies speak of the appointment of Joseph (Sanin) as hegumen by the will of grand Duke Ivan III. another historic fact, ambiguously illuminated by researchers, is the question of reasons why St. Joseph left the borovsk monastery and moved to Volokolamsk. It is believed that St. Paphnutius left the monastery due to his conflict with the brethren, who did not want to accept innovations regarding the monastic charter. other sources say St. Joseph’s departure from borovsk was caused by his quarrel with the grand Duke. This study aims to answer these questions and to clarify the circumstances of the reign of hegumen Joseph (Sanin) in Paphnutius monastery in borovsk. to achieve this goal, it is necessary to study the sources describing this period of life of St. Joseph. In addition to the well-known “lives” of St. Joseph, it is important to investigate the essay telling about the death of St. Paphnutius — “Innokenty’s Note on the last Days of his teacher, the Venerable Paphnutius of borovsk”. This story, written by St. Paphnutius’s closest disciple, monk Innokenty, immediately after the death of his teacher, reports important information concerning management of the monastery after the death of its founder. another source revealing some important facts of hegumen Joseph’s departure from the borovsk monastery is “The message to the monks of St. Paphnutius monastery” written by St. Joseph of Volotsk and published for the first time by ya. S. lurie in 1959.

Текст научной работы на тему «Настоятельство преподобного Иосифа Волоцкого в Пафнутьевом Боровском монастыре (1477–1479)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1(25). 87-101

•история ЦЕРКВИ и АРХЕОГРАФИЯ

УДК 281

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10105

Иеромонах Иосиф (Королёв)

НАСТОЯТЕЛЬСТВО ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО В ПАФНУТЬЕВОМ БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ (1477-1479)

Аннотация. Статья посвящена истории Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, а именно периоду, когда его игуменом был преподобный Иосиф (Санин), будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря. Данный этап жизни преподобного Иосифа нельзя назвать достаточно изученным, биографические сведения о подвижнике носят противоречивый характер. В частности, требует прояснения вопрос, как преподобный Иосиф стал игуменом Боровской обители после кончины ее основателя в 1477 г. Согласно одним источникам, преподобный Пафну-тий сам назначил себе преемником святого Иосифа. Другие свидетельства говорят о назначении Иосифа (Санина) игуменом по воле великого князя Иоанна III. Другой факт истории, неоднозначно освещающийся исследователями, — вопрос о причинах, по которым святой Иосиф оставил Боровскую обитель и переселился в пределы Волоколамска. Существует мнение, что поводом к оставлению игуменом Иосифом Пафнутьева монастыря был конфликт с братией, которая не захотела принять нововведений относительно монастырского устава. Другие источники указывают на ссору с великим князем, как на причину ухода

© иеромонах Иосиф (Королёв), 2019

87

святого Иосифа из Боровска. Данное исследование ставит целью ответить на указанные вопросы и прояснить обстоятельства настоятельства игумена Иосифа (Санина) в Пафнутьевом Боровском монастыре. Для достижения поставленной цели необходимо привлечь источники, описывающие данный период жизни преподобного Иосифа. Кроме известных «Житий» святого Иосифа, представляется важным исследовать сочинение, рассказывающее о кончине святого Пафнутия, — «Записку Иннокентия о последних днях учителя его преподобного Пафнутия Боровского». Данный рассказ, написанный ближайшим учеником преподобного Пафнутия иноком Иннокентием сразу после кончины его учителя, сообщает важные сведения, касающиеся управления обителью после кончины его основателя. Другой источник — «Послание монахам Пафнутьева монастыря» святого Иосифа Волоцкого, впервые опубликованный в 1959 г. Я. С. Лурье, открывает важные факты, касающиеся ухода игумена Иосифа из Боровской обители.

Ключевые слова: Пафнутьев Боровский монастырь, преподобный Паф-нутий Боровский, преподобный иосиф волоцкий.

Цитирование. иосиф (королёв), иером. Настоятельство преподобного Иосифа Волоцкого в Пафнутьевом Боровском монастыре (14771479) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1 (25). С. 87-101. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10105

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы был основан в 1444 г. вблизи города Боровска преподобным Пафнутием. Уже при жизни основателя слава об обители распространилась по всей Руси. Монастырь посещают великие и удельные князья, многочисленные богомольцы. Если во второй половине XIV века центром подвижничества и просветительства на Руси был Троице-Сергиев монастырь, то в конце XV — начале XVI вв. таким центром становится обитель преподобного Пафнутия1. Об этом свидетельствует факт пребывания в данный период в Боровском монастыре многих подвижников и деятелей Церкви, подвизавшихся вместе с преподобным Пафнутием и вскоре после его кончины. Самым известным его учеником стал преподобный Иосиф (Санин), пришедший в обитель святого Пафнутия в 1460 г. в возрасте

1 Макарий (веретенников), игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков // ЖМП. 1986. № 11. С. 69.

20 лет. Проходя различные монастырские послушания, он являлся одним из помощников игумена в управлении обителью.

1 мая 1477 г. основатель монастыря преподобный Пафнутий скончался. Братия монастыря (95 человек), подвизавшаяся со святым старцем, с большой скорбью простилась со своим наставником — «вси слезами об-ливаху себе, яко от многих слез их и на землю падати или и проливатися»2.

Первым игуменом после кончины основателя обители становится преподобный Иосиф (Санин). Однако обстоятельства его назначения настоятелем вызывают немало вопросов. Необходимо рассмотреть период игуменства преподобного Иосифа, а также причины оставления им впоследствии Боровского монастыря, о которых в источниках имеются противоречивые сведения.

Для ответов на эти вопросы следует обратиться прежде всего к источникам биографии нового игумена. Таковыми являются: Житие, написанное Саввой (Черным), епископом Крутицким в 1546 г., а также «Житие, составленное неизвестным» в середине XVI в. Другими источниками, содержащими сведения о рассматриваемых событиях являются: Послания преподобного Иосифа, «Записка Иннокентия о последних днях учителя его преподобного Пафнутия Боровского», а также «Надгробное слово преподобному Иосифу Волоцкому» инока Досифея (Топоркова).

Говоря об избрании преподобного Иосифа игуменом, Житие, составленное епископом Саввой (Черным), утверждает, что преподобный Пафнутий сам назначил себе преемником Иосифа и с большим трудом «понужал его в свое место <.> Иосиф же видя тако понужающа преподобного и бояся суда Божия в прекословии, и рече: буди воля Божия и твоя, отца моего! Преподобный же игумен Пафнутие возвести сия всей братии, и повеле им, после своего отхождения ко господу у державного Государя просити старца Иосифа на игуменство»3.

Также и в Житии преподобного Иосифа, составленном Неизвестным, говорится, что «Пафнутие <...> исполнь днии быв, назнаменав учеником своим по себе тем учителя и пастыря ближайшего ученика своего Иосифа, яко дарованию от Духа сподоблену, и имуща слово раз-

2 Полное собрание русских летописей. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. С. 309-310.

3 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким / подгот. К. И. Невоструев // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Приложение. С. 13 (отдельная старославянская пагинация).

ума, и добродетели прилежаща и паче их в трудех просиявша, и терпение не мало имевша и любве исполнена»4.

Мнение о назначении Пафнутием своим преемником Иосифа (Санина) высказывают и некоторые современные исследователи. утверждается, что «по кончине преподобного Пафнутия ^1477) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря»5. Так же считают и авторы «Православной энциклопедии» («согласно завещанию Пафнутия Боровского, <...> игуменом монастыря после преставления прп. Пафнутия стал Иосиф»6) и Г. П. Федотов — «умирая, Пафнутий избрал его своим преемником, и великий князь Иван Васильевич, которому Пафнутий вручил свой монастырь, утвердил этот выбор»7.

Но данные утверждения, как и другие согласные с ними мнения, нельзя признать верными. В качестве доказательства нужно рассмотреть прежде всего свидетельство инока Иннокентия. «Записка Иннокентия о последних днях учителя его преподобного Пафнутия Боровского», являющаяся своеобразным чудом XV в., написана с потрясающей для своего времени правдивостью8. Свидетельство Иннокентия, как непосредственного очевидца, который с преподобным Пафнутием «многым летом единокровен быти», описавшего со всеми подробностями все слова и действия умирающего игумена, заслуживают особого доверия. Кроме того, Иннокентий писал свою «Записку» сразу после кончины своего наставника, т. е. около 1477 г., а авторы Жития прп. Иосифа — примерно через 70 лет после описываемых событий: епископ Савва (Черный) — в 1546 г., неизвестный автор — в середине XVI в.

По словам Иннокентия, за несколько дней до смерти преподобного Пафнутия он неоднократно обращался к старцу с просьбой «на-писати <...> кому игумену быти повелиши?». Всякий раз умирающий Пафнутий оставлял вопрос без ответа и только за день до своего преставления на очередной вопрос Иннокентия: «Чему, господине, мольчи-

4 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. Кн. 3. М., 1903. С. 18.

5 Преподобный Иосиф Волоцкий / сост. Т. А. соколова. М., 2010. С. 14.

6 Алексеев а. и. Иосиф // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. XXV. С. 560.

7 федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. II. М., 2004. С. 280.

8 лихачев Д. с. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 129.

ши? Что еси здумал, кому приказываеши монастырь, братии ли или великому князю? О чем не глаголеши?» Пафнутий коротко и однозначно ответил: «Пречистой»9. Опыт всей его жизни говорил, что назначение игуменом монастыря отнюдь не дело рук человеческих, поэтому, видя смущение Иннокентия, в очередной раз, как ему показалось, не получившего ответ на вопрос о преемнике, преподобный Пафнутий сказал: «Мне, брате, кто приказывал? Пречистая сама Царица изволила, паче же возлюбила на сем месте прославити свое имя, и храм свой воздвигла и братью совокупила, и мене, нищаго, много время питала и покоила и с братьею, и мне паки в гроб зрящу смертному человеку, себе не могущу помощи, сама Царица как начала, так и устроити имать полезное своему дому»10. Таким образом, по словам Иннокентия, преподобный Пафнутий оставлял избрание преемника на волю Божией Матери.

В отличие от инока Иннокентия епископ Крутицкий Савва, утверждавший, что преподобный Пафнутий «понужал его (Иосифа) в свое место», не был очевидцем этого и, хотя был постриженником и учеником игумена Волоколамского монастыря Иосифа, в своем предисловии к Житию не говорит, что сведения для него он получал непосредственно от Иосифа Волоцкого.

В этой связи еще менее достоверным представляется «Житие прп. Иосифа, составленное Неизвестным», автором которого предположительно был сербский агиограф Лев Филолог (Филолог Черноризец)11, который, будучи иностранцем, «не был постриженником прп. Иосифа, лично не знал его и жил вдали от его монастыря: . допускает иногда некоторые неточности в сообщениях о событиях русской жизни и жизни прп. Иосифа, ... черпая исторические сведения из вторых рук, не всегда точные и достоверные.»12.

Согласно со свидетельством Иннокентия говорит племянник и близкий ученик преподобного Иосифа инок Досифей (Топорков). В своем

9 Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского // ключевский в. о. Древнерусские жития святых как исторический источник. Приложения. М., 1871. С. 448.

10 Там же.

11 иванов с. в. Кто был автором анонимного жития прп. Иосифа Волоцкого? // Богословский вестник. 1915. Т. 3, № 9. С. 190.

12 Там же. С. 181.

«Надгробном слове» он утверждает, что Пафнутий Боровский не благословлял Иосифа на игуменство в своем монастыре, а напротив, «блаженный отец Пафнотие разумев духом, яко доволен есть душам начальство-вати, повеле ему глаголя, яко да не на чуждем основании зиждет, сиречь в готовых монастырях начальствует, но якоже он, сице и ему повеле подобно место изобрести и самому положити основание»13. Таким образом, свидетельство Иннокентия хорошо согласуется со словами Досифея (Топоркова), который в силу близких родственных отношений мог получать достоверные сведения о назначении игуменом Пафнутиева монастыря своего дяди, Иосифа Волоцкого, непосредственно от него самого.

О том, что преподобный Пафнутий благословил Иосифа (Санина) основать свой монастырь, говорит и его брат — святитель Вассиан (Санин): «Иже по ошествии блаженнаго [Пафнутия] свои з Богом составляет монастырь на Волоце на Ламском, по совету святаго и благословению»14.

Таким образом, можно считать недостоверными указанные в житиях преподобного Иосифа Волоцкого, составленных епископом Крутицким Саввой и Неизвестным, сведения о назначении преподобным Пафнутием Иосифа Волоцкого игуменом Пафнутиева монастыря. Достоверны свидетельства инока Иннокентия, Досифея (Топоркова) и святителя Вассиана (Санина), которые утверждали, что преподобный Паф-нутий устроение своей обители положил исключительно на Промысл Божий, никого не назначал на свое место, а Иосифа Волоцкого благословил на создание нового монастыря.

В этой связи совершенно естественным представляется, что после смерти Пафнутия Боровского между иноками монастыря Рождества Богородицы произошел конфликт («мятежь»), обусловленный необходимостью выбора нового игумена. Преподобный Пафнутий предвидел это. Вот как передает слова умирающего игумена Пафнутия Иннокентий: «Таже по мале часе начат глаголати старец, слезам изо очию текущим: <...> "Но вем, яко по отшествии моем Пречистые монастырю будеть мятежьник много. Мню, душю мою смути и в братии мятежь

13 Досифей (топорков), мон. Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея (Топоркова) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Кн. 2. С. 168 (отдельная старославянская пагинация).

14 Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / изд. и вступ. ст. А. П. кадлубовского // Сборник Историко-филологического общества при Институте кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 125.

сотъвори..." Но почюдихся старьцеву проречению, понеже сия вскоре в дело произыдоша: един день, пяток, безмолствова, в он же день старьца в гробе положихом»15. То есть уже на следующий день после погребения святого Пафнутия в монастыре начались раздоры, связанные с выбором нового настоятеля.

Есть мнение, что преемником основателя монастыря Рождества Богородицы братия видели инока Иннокентия, который был одним из «древних» учеников святого, исполнял в обители самые ответственные послушания, находясь на должности келаря обители. Возможно, по причине того, что тот не допускал к умирающему Пафнутию великокняжеских посланников, Иван III мог быть разгневан на Иннокентия и не допустил избрания его игуменом16.

Таким образом, понуждаемый великим князем Иоанном Васильевичем и «умолением братиа» преподобный Иосиф, «не могий преслу-шатися самодержца, прият начальство, и пребысть в нем едино лето»17. Святой Иосиф был рукоположен в священника митрополитом Геронти-ем, который его «благослови на игуменство», а Иоанн III «отпусти его с великою честию»18.

Но уже через год после назначения Иосифа настоятелем Пафну-тиева монастыря он оставляет игуменство и покидает монастырь с целью путешествия по русским обителям. Это единогласно утверждают все три вышеназванных автора (инок Досифей, Савва (Черный) и Неизвестный). Главной причиной этого называют произошедший конфликт между игуменом Иосифом и братией монастыря. Досифей сообщает об этом споре весьма кратко. Иосиф, «видев же, яко не согласуют ему нра-ви сущих ту, оставляет начальство»19.

О несогласовании нравов в обители с нравом святого Иосифа, как причине конфликта, пишет и Неизвестный: «Иосиф . повеле обычая некая Пафнутие в монастыри своем удобрити по себе .Но понеже явишася в братии несогласия, отнюдуже пререканиа и сопротивлениа

15 Записка Иннокентия. С. 447.

16 федотов с. в. Книжник Иннокентий Дивный и начало литературной школы монастыря Рождества Богородицы под Боровском // Диалог со временем. 2013. № 42. С. 154.

17 Досифей (топорков), мон. Надгробное слово. С. 168.

18 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 15.

19 Там же.

к игумену, темже уступив им, сниде от настоятельства, попусти братии любимаго им игумена поставити себе»20.

Как утверждает епископ Савва Крутицкий, главным камнем преткновения стало желание преподобного Иосифа ввести строгое общежитие, по образцу монастырей Афанасия Афонского и Феодосия Печер-ского: «И начаша [братия] игумена Иосифа имети, якоже преподобнаго игумена Пафнутия, и всем волю его сотворяа, и вси быша въ повинова-нии и в послушании без разсужениа. И по времени восхоте Иосиф, дабы единство и всем общее во всем, и своего не имети ничесоже: они же ему нимало совет даша»21. По-видимому, игумен Иосиф каким-то образом ограничил частную жизнь монахов в кельях, что и объясняет недовольство, возникшее в монастыре. Неповиновение братии сделало крайне затруднительным настоятельство Иосифа.

Однако отношения с братией не были главной причиной оставления Иосифом (Саниным) Боровской обители. Обнаруженное историком Я. С. Лурье «Послание монахам Пафнутьева монастыря» Иосифа Волоц-кого проливает свет на данные события. Этот документ «существенно изменяет наши представления о начальном этапе Иосифова монастыря и иосифлянства в целом»22. Основной причиной ухода игумена Иосифа из Пафнутиева монастыря Послание называет его конфликт с Иваном III23. В Послании, датируемым 1479 г., святой Иосиф прямо указывает, что он оставил игуменство в Пафнутиевом монастыре из-за гнева великого князя, вызванном спором о «сиротах» (крестьянах), которых великий князь при Пафнутии даровал монастырю, а при Иосифе стал отбирать. Игумен Иосиф пишет, что он был у великого князя «по Велице дни, и бил челом. чтобы монастырские сироты не погибли. И тогда князь вели-кый с великым прилежанием обещался, а после вскоре всего того забыл». При этом «. монастырские сироты иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлють»24. Когда после личного и настоятельного ходатайства

20 Житие Иосифа Волоцкого, составленное неизвестным. С. 18.

21 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 16.

22 Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 244.

23 Лурье Я. С. Борьба Церкви с великокняжеской властью в конце 70-х — первой половине 80-х годов XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 14. Л., 1958. С. 227.

24 Послание монахам Пафнутьева монастыря // Послания Иосифа Волоцкого. С. 144.

Иосифа выяснилось, что князь не хочет «жаловать» крестьян именно ввиду игуменства последнего, «яз [Иосиф] убояхся рекшаго: ''кровь их от руку твоею взыщу'', да того ради оставих игуменство». Далее святой говорит о гневе на него Иоанна III, по причине которого он вынужден был оставить обитель: «Понеже видех есмь его на мя велми яростна, и ныне нечто на мене восполится да почнет мя волочити»25.

Кроме того, игумен Иосиф оказывается вынужденным уйти из обители Рождества Богородицы, «не желая быть причиной жестокосердия одного и страданий других»26, опасаясь, что враждебные отношения с великим князем могут обернуться неприятностями всему монастырю. Таким образом, основная причина ухода преподобного Иосифа из обители связана с прямым столкновением между Иосифом и великим князем.

В Послании преподобного Иосифа Волоцкого к монахам Пафну-тиева монастыря также обращает на себя внимание фраза: «И вы ныне, Бога ради, простите ми, грешному вашему рабу, занеже есмь, многых вас оскорбил и делом и словом. А даст Бог, и вы пожалуете, и яз буду во своем пострижении опять»27. Она говорит о существовании конфликтных отношений игумена с братией Пафнутиева монастыря, но в то же время очевидно, что для преподобного Иосифа они отнюдь не были поводом и веской причиной для оставления игуменства. Да и негатив братии к Иосифу был не настолько силен, чтобы всерьез желать его отставки от настоятельства. Об этом говорит то, что «егда Иосиф хождаше по монастырем, братиам же зело о нем скорбящим, внезапнаго ради и безвестнаго отходения <...> и вси братиа в скорби поколебашася <...> И егда прииде Осиф в монастырь, братиа вси радостию великою возра-довашася, от радости вси прослезишася, падающе на землю поканяхуся, и не ведый о чем вопросити, токмо от радости слезы испущаху»28.

Да и великий князь к тому времени сменил гнев на милость. Когда он узнал, что игумен Иосиф исчез из монастыря, то «зело оскорбися и рече: или яз чем оскорбих его». А на просьбу братии дать им нового игумена ответил: «Нет вам игумена, опрочь Иосифа»29.

25 Послание монахам Пафнутьева монастыря // Послания Иосифа Волоцкого. С. 144.

26 кирилин в. М. Истинные воины Царя Небесного. М., 2016. С. 296.

27 Послание монахам Пафнутьева монастыря. С. 145.

28 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 20.

29 Там же. С. 19.

Все это побудило святого Иосифа вернуться в Пафнутиев монастырь. Как пишет инок Досифей, великий князь второй раз понуждает Иосифа принять начальство над монастырем, и он во второй раз пробует начальствовать. Но через недолгое время, поняв, что никакой пользы от этого ни ему самому, ни пребывающим с ним не будет, окончательно оставляет игуменство в Пафнутиевом монастыре30, чтобы впоследствии основать свой монастырь в родных ему волоколамских лесах.

Учитывая сложившуюся конфликтную ситуацию с великим князем, представляется естественным, что он уходит из владений Иоанна III и основывает монастырь на земле князя Бориса Волоцкого. Переход Иосифа совпал по времени с выступлением самого Бориса (и другого удельного князя — Андрея Углицкого) против Иоанна III и его обращением к покровительству польско-литовского короля Казимира31.

Кроме описанных внешних обстоятельств можно назвать и внутренние причины, побудившие святого к уходу из обители. По-видимому, главным было, что Иосиф не смог и не захотел противиться Промыслу Божию основать свою обитель. Ведь недаром, прозревая это, преподобный Пафнутий «повеле ему [Иосифу] глаголя, яко да не на чуждем основании зиждет, сиречь в готовых монастырях начальствует, но якоже он [Пафнутий], сице и ему повеле подобно место изобрести и самому поло-жити основание»32.

Согласившись, смирения ради, стать настоятелем Пафнутиева монастыря, преподобный Иосиф, тем не менее, каким-то образом попытался выполнить и волю Божию, утверждая свои порядки (свой монастырь) на «чуждем основании». Однако прежде чем решиться на это, он много молился о вразумлении: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, аще ми сей помысл от Твоея благодати, дай же ми, Господи, помощников»33. Однако помысел не только не уходил, но и неотступно пребывал с Иосифом. Тогда он рассказал о нем Герасиму Черному, «старцу с житием крепким, пребывающим в посте, молитвах и безмолвии». «И отвеща ему старец Герасим: от Бога ти, отче, помысл сей, дерзай, и аз с тобою же».

30 Досифей (Топорков), мон. Надгробное слово. С. 168.

31 Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1. Л., 1988. С. 434.

32 Досифей (Топорков), мон. Надгробное слово. С. 168.

33 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 16.

Собравшийся совет из семи старцев также посоветовал Иосифу «нача-ти таковое Божие дело, яко поити Иосифу во вся Русскиа монастыря избирати от них, яже на пользу»34. Хочется обратить внимание на то, что совет старцев благословил Иосифа на первый уход из монастыря не из-за разногласий с братией, а именно для ознакомления с жизнью других монастырей с целью приобретения необходимого опыта для основания новой обители, устроенной по образу общежительных монастырей Афанасия Афонского и Феодосия Печерского.

Вернувшись в Боровскую обитель, святой Иосиф, по-видимому, опять попытался все же устроить свою новую обитель на «чуждем» основании, но «помысл» не оставлял его. В конце концов Иосиф, пробыв в монастыре еще какое-то время «и не могий терпети от помысла: возгореся бо сердце его огнем Святаго Духа, и взя советников своих, и никтоже ведящу, отиде в лес града Волоколамска и вселися в пустыню»35, где и основал свою обитель.

Итак, преподобный Иосиф в какой-то мере повторил судьбу своего учителя Пафнутия Боровского — с тем лишь отличием, что не стал доводить себя до болезни, долго уклоняясь от призвания Божия и «терпети от [Его] помысла» основать свою обитель на новом месте.

И потому святой Иосиф «взя советников своих, и никтоже ведящу, отиде в лес града Волоколамска и вселися в пустыню, в лето 6987»36. Скорее всего, это было после праздника Пасхи 1479 г., после посещения им великого князя («были у него по Велице дни»37) и безуспешной попытки ходатайствовать за «монастырских сирот».

Сведения об авторе. Иеромонах Иосиф (Королёв) — научный сотрудник кафедры церковно-практических дисциплин Калужской духовной семинарии, насельник Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря (Россия, Калужская область, г. Боровск). E-mail: [email protected]

Список литературы

1. Алексеев а. и. Иосиф // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. XXV. С. 559-585.

34 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 16-17.

35 Там же. С. 20.

36 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою. С. 20.

37 Послание монахам Пафнутьева монастыря. С. 144.

2. Досифей (топорков), мон. Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Кн. 2. Приложение. С. 153-180 (отдельная старославянская пагинация).

3. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. Кн. 3. М., 1903. С. 1-48.

4. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким / подг. К. И. Невоструев // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. С. 1-76 (отдельная старославянская пагинация).

5. Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом (Саниным) / изд. и вступ. ст. А. П. Кадлубовского // Сборник Историко-филологического общества при Институте кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149.

6. Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского // Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Приложения. М., 1871. С. 439-453.

7. Иванов С. В. Кто был автором анонимного жития прп. Иосифа Волоцкого? // Богословский вестник. 1915. Т. 3. № 9. С. 173-190.

8. Кирилин В. М. Истинные воины Царя Небесного. М., 2016.

9. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

10. Лурье Я. С. Борьба Церкви с великокняжеской властью в конце 70-х — первой половине 80-х годов XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 14. Л., 1958. С. 219-228.

11. Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1. Л., 1988. С. 434-439.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Макарий (Веретенников), игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков // ЖМП. 1986. № 11. С. 68-72.

13. Полное собрание русских летописей. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949.

14. Послание монахам Пафнутьева монастыря // Послания Иосифа Волоцкого / подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 144-145.

15. Преподобный Иосиф Волоцкий / сост. Т. А. Соколова. М., 2010.

16. Федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. II. М., 2004.

17. Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало литературной школы монастыря Рождества Богородицы под Боровском // Диалог со временем. 2013. № 42. С. 144-157.

Hieromonk Joseph (Korolev)

VENERABLE JOSEPH OF VOLOTSK AS THE ABBOT OF ST. PAPHNUTIUS MONASTERY (1477-1479)

Abstract. This article is devoted to the history of St. Paphnutius of Borovsk Monastery, namely the period when its hegumen was Venerable Joseph (Sanin), the future founder of the Iosifov-Volokolamsk Monastery. This period of St. Joseph's life cannot be called sufficiently studied, the biographical information about the ascetic is contradictory. In particular, the question of how St. Joseph became the abbot of the Borovsk monastery after the death of its founder in 1477 requires clarification. According to one source, Reverend Paphnutius appointed St. Joseph as his successor himself. Other testimonies speak of the appointment of Joseph (Sanin) as hegumen by the will of Grand Duke Ivan III. Another historic fact, ambiguously illuminated by researchers, is the question of reasons why St. Joseph left the Borovsk monastery and moved to Volokolamsk. It is believed that St. Paphnutius left the monastery due to his conflict with the brethren, who did not want to accept innovations regarding the monastic charter. Other sources say St. Joseph's departure from Borovsk was caused by his quarrel with the Grand Duke. This study aims to answer these questions and to clarify the circumstances of the reign of hegumen Joseph (Sanin) in Paphnutius Monastery in Borovsk. To achieve this goal, it is necessary to study the sources describing this period of life of St. Joseph. In addition to the well-known "Lives" of St. Joseph, it is important to investigate the essay telling about the death of St. Paphnutius — "Innokenty's Note on the Last Days of His Teacher, the Venerable Paphnutius of Borovsk". This story, written by St. Paphnutius's closest disciple, monk Inno-kenty, immediately after the death of his teacher, reports important information concerning management of the monastery after the death of its founder. Another source revealing some important facts of hegumen Joseph's departure from the Borovsk monastery is "The Message to the Monks of St. Paphnutius Monastery" written by St. Joseph of Volotsk and published for the first time by Ya. S. Lurie in 1959.

Keywords: the Saint paphnutius of Borovsk Monastery, St. paphnutius of Borovsk, Venerable Joseph of Volotsk.

Citation. Joseph (Korolev), Hieromonk. Nastoiatel'stvo prepodobnogo Iosifa Volotskogo v Pafnut'evom Borovskom monastyre (1477-1479) [Venerable Joseph of Volotsk as the Abbot of St. Paphnutius Monastery (1477-1479)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 1 (25), pp. 87-101. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10105

About the author. Hieromonk Joseph (Korolev) — Researcher of the Department of Historical and Church Practical Disciplines of Kaluga Seminary, Graduate of the Moscow Theological Academy, resident of the St. Paphnutius Borovsky Monastery.

иеромонах Иосиф (Королёв) References

1. Alekseev A. I. Iosif [Joseph of Volotsk]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia]. Moscow, 2011, vol. XXV, pp. 559-585.

2. Dosiphei (Toporkov), mon. Nadgrobnoe slovo prepodobnomu Iosifu Volokolamskomu uchenika i srodnika ego inoka Dosifeia Toporkova [Funeral Oration Devoted to the Reverend Joseph of Volokolamsk by His Disciple and Kinsman Monk Dosiphey Toporkov ]. Chteniia v obshestve liubitelei dukhovnogo prosveshcheniia — Readings in the Circle of Enthusiasts of the Spiritual Education. Moscow, 1865, vol. 2, Application, pp. 153-180 [separate old Slavic pagination].

3. Fedotov G. P. Russkaia religioznost' [Russian Religiousness]. Part II. Moscow, 2004.

4. Fedotov S. V. Knizhnik Innokentii Divnyi i nachalo literaturnoi shkoly monastyria Ro-zhdestva Bogoroditsy pod Borovskom [Innokenty the Scribe and the Beginning of Literary School in the Monastery of Nativity of the Most Holy Mother of God near Borovsk]. Dialog so vremenem — Dialogue with Time, 2013, no. 42, pp. 144-157.

5. Ivanov S. V. Kto byl avtorom anonimnogo zhitiia prp. Iosifa Volotskogo? [Who Was the Author of the Anonymous "Life of St. Joseph of Volotsk"?]. Bogoslovskii vestnik — Theological Herald, 1915, vol. 3, no. 9, pp. 173-190.

6. Kadlubovsky A. P. (ed.). Zhitie prepodobnogo Pafnutiia Borovskogo, napisannoe Vas-sianom Saninym [The Life of Reverend Paphnutius of Borovsk Written by Vassian Sanin]. Sbornik Istoriko-filologicheskogo obshchestva pri Institute kn. Bezborodko [Collection of Historical and philological society at the Institute of Prince Bezborodko]. Nezhin, 1899, vol. 2. Section 2, pp. 98-149.

7. Kirilin V. M. Istinnye voiny Tsaria Nebesnogo [The True Soldiers of Heavenly Father]. Moscow, 2016.

8. Klyuchevsky V. O. (ed.). Zapiska Innokentiia o poslednikh dniakh uchitelia ego Pafnutiia Borovskogo [Innokenty's Note on the Last Days of His Teacher, the Venerable Paphnutius of Borovsk]. Idem. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Old Russian Lives of the Saints as Historical Source]. Applications. Moscow, 1871, pp. 439-453.

9. Likhachev D. S. Chelovek v literature Drevnei Rusi [A Human Being in the Literature of Ancient Russia]. Moscow, 1970.

10. Lurie Ya. S. Bor'ba tserkvi s velikokniazheskoi vlast'iu v kontse 70-kh — pervoi polovine 80-kh godov XV v. [Church Struggle against the Grand-ducal Power in the Late 70's — First Half of the 80's of the 15th Century] . Trudy Otdela drevnerusskoi literatury — Transactions of the Department of Old Russian Literature. Leningrad, 1958, vol. 14, pp. 219-228.

11. Lurie Ya. S. Iosif Volotskii [Joseph of Volotsk]. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [Dictionary of Scribes and Booklore of the Ancient Russia]. Part 1. Leningrad, 1988, pp. 434-439.

12. Makarii (Veretennikov), igumen. Pamiatniki drevnerusskoi literatury, soderzhashchie opisanie poslednikh dnei zemnoi zhizni podvizhnikov XV-XVI vekov [The Monuments of Old Russian Literature Containing Description of the Last Days of Mortal Life of Devotees of

the 15th-16th Centuries], Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow patriarchate, 1986, no, 11, pp, 68-72,

13, polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 25: Moskovskii letopisnyi svod kontsa XV veka [Complete Collection of Russian Chronicles, Vol, 25: Moscow Chronicle of the Late 15th Century], Moscow; Leningrad, 1949,

14, Nevostruev K, I, (ed,), Zhitie prepodobnogo Iosifa Volokolamskogo, sostavlennoe Sav-voiu, episkopom Krutitskim [The Life of Reverend Joseph of Volokolamsk Compiled by Sabba, the Bishop Krutitsky], Chteniia v Obshhestve liubitelei dukhovnogo prosveshcheniia — Readings in the Circle of Enthusiasts of the Spiritual Education. Moscow, 1865, pp, 1-76 (separate old Slavic pagination),

15, Sokolova T, A, (ed,), Prepodobnyi Iosif Volotskii [Reverend Joseph of Volotsk], Moscow, 2010,

16, Zhitie prepodobnogo Iosifa Volokolamskogo, sostavlennoe neizvestnym [The Life of Joseph of Volokolamsk Made by the Unknown], Chteniia v Imperatorskom Obshhestve istorii i drevnostei rossiiskikh — Readings in the Imperial Society of History and Russian Antiquities], Moscow, 1903, vol, 3, pp, 1-48,

17, Zimin A, A,, Lurie Ya, S, (eds,), Poslanie monakham Pafnutieva monastyria [Message to the Monks of St, Paphnutius Monastery], Poslaniia Iosifa Volotskogo [Messages by Joseph of Volotsk], Moscow; Leningrad, 1959, pp, 144-145,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.