Научная статья на тему 'Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича'

Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
776
68
Поделиться
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / CHILD'S CEREBRAL PALSY

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Михайловский Александр Павлович

В статье представлены результаты исследований влияния занятий настольным теннисом и общей физической подготовкой на показатели физического состояния и успеваемости студентов с последствиями детского церебрального паралича.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Михайловский Александр Павлович,

Table tennis as effective means for physical training of students with consequences of child's cerebral palsy

The article gives the researches' results of influence of table tennis training and general physical exersises on the physical state and progress characteristics of the students with consequences of child's cerebral palsy.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича»

казателю успешности были (41,59%), а после эксперимента в Суперлиге достигли 51,51%. А результат показателя неуспешности уменьшился с 58,40% до 48,49%.

Результаты эффективности технико-тактических действий в защите в Кубке Ирака команды «Джаеш» до эксперимента показатель успешности достиг (43,51%), а после эксперимента в Суперлиге результат показателей вырос до 48,49%. Результат показателя по неуспешности у этой команды уменьшился с 56,49% до 54,09%.

Результаты нашего исследования позволили заключить, что комплекс физических упражнений, направленный на развитие силы и силовой выносливости, скоростносиловых качеств и скоростно-силовой выносливости позволили повысить и эффективность технико-тактических действий в защите гандболистов в Чемпионате Суперлиги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева, В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учебное пособие для студентов I В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М. : Физическая культура, 2005. — 267 с.

2. Медведев, В.В. Психологические основы тактической подготовки спортсмена I В.В. Медведев ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987. - 25 с.

3. Чертова, М.В. Характеристика факторов, обеспечивающих эффективную игровую деятельность гандболистов высокой квалификации I М. В. Чертова, В. В. Фогт II Подготовка спортсменов высокой квалификации в спортивных играх. - Киев, 1982. - С. 41-48.

Контактная информация: haider_hr2007@yahoo.com УДК 796,01+376

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Александр Павлович Михайловский, ассистент,

Благовещенский государственный педагогический университет,

Благовещенск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований влияния занятий настольным теннисом и общей физической подготовкой на показатели физического состояния и успеваемости студентов с последствиями детского церебрального паралича.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическое состояние, настольный теннис, детский церебральный паралич, общая физическая подготовка.

TABLE TENNIS AS EFFECTIVE MEANS FOR PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH CONSEQUENCES OF CHILD’S CEREBRAL PALSY

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Alexander Pavlovich Mihajlovsky, the assistant,

The Blagoveshchensk State Pedagogical University

Annotation

The article gives the researches’ results of influence of table tennis training and general physical exersises on the physical state and progress characteristics of the students with consequences of child's cerebral palsy.

Keywords: physical training, physical state, table tennis, child's cerebral palsy, general physical training.

Современный настольный теннис - один из немногих доступных широкому кругу спортивных видов физических упражнений не только для здоровых, но и для людей с ограниченными возможностями. Он представляет собой мощную, атлетическую и дина-

мичную игру в условиях противоборства, где можно получить самую всестороннюю физическую подготовку. В теннисе занимающийся выполняет разнообразные физические упражнения, которые гармонично развивают мускулатуру тела и мелкую моторику, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляя тем самым весь организм в целом.

Для проверки этого заключения были проведены педагогические исследования на 1 и 2 курсах, где были организованы две группы студентов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), одна (1 группа) из которых специализировалась в настольном теннисе, другая (2 группа) занималась только общей физической подготовкой. Основные показатели физического развития не имели достоверных различий между группами до начала наблюдений.

В исследовании использовался комплекс врачебно-педагогических наблюдений (при оценке реакции организма студентов на физические нагрузки мы брали за основу критерии адаптации сердечно-сосудистой системы к специальным и неспециальным мышечным нагрузкам), анализ успеваемости по различным учебным предметам, антропометрические измерения и выполнение контрольных нормативов. Определение быстроты реакции заключалось в фиксации вертикально падающей палки пальцами кисти после того, как по команде исследователя она начинала падать. На палку наносились сантиметровые деления. Чем меньше она пролетала, тем выше уровень реакции.

Показатели физического развития студентов обеих групп на первом курсе достоверно не отличались друг от друга (рис.1), за исключением силы правой кисти. Это, видимо, связано с большей интенсивностью и объемом специальной нагрузки, выполняемых в теннисе, где задействованы мышцы правой руки, в том числе и кисти, обеспечивающие надежный «хват» ракетки при изменении направлений и способов ударных действий.

По показателям физической подготовленности в группе теннисистов на первом году обучения результаты в быстроте реакции, челночном беге, прыжке в длину с места, оказались достоверно выше, чем в группе ОФП. По остальным видам контрольных нормативов результаты не имели достоверных различий между группами.

Рис.1. Изменение показателей физического состояния студентов различных групп после первого года обучения (1- становая сила, 2 - сила левой кисти, 3 - сила правой кисти, 4 -быстрота реакции, 5 - челночный бег 3 X 10м, 6 - прыжок в длину с места, 7 - поднимание туловища, 8 - наклон вперед).

На втором году обучения показатели физического развития в обеих группах студентов имели тенденцию к улучшению. В группе ОФП произошло достоверное увеличение окружности левого и правого бедра, становой силы (рис.2). В группе теннисистов более значительно увеличилась становая сила, быстрота реакции, сила левой и правой кисти. По результатам проведенного исследования можно сделать заключение о более

положительном влиянии тенниса на быстроту реакции и силу мышц рук.

После второго года обучения в группе теннисистов наблюдается достоверное улучшение результатов по большинству контрольных нормативов. Наиболее значительные изменения произошли в челночном беге, становой силе, силе кисти, быстроте реакции. В группе ОФП улучшение результатов было не достоверным.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

15

10

%

5 0

1 2 3 4 5 6 7 8

□ группа теннисистов □ группа ОФП

Рис 2. Изменение показателей физического состояния студентов различных групп после первого года обучения (обозначение категорий, как и в рис. 1)

Таким образом, анализ выполнения контрольных нормативов показал, что занятия теннисом значительней повысили физическую подготовленность студентов занимающихся настольным теннисом по сравнению со студентами, занимающимися ОФП, особенно в показателях силы, быстроты и ловкости.

Анализ реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов показывает, что повышение тренированности, приспособление организма к физическим нагрузкам определенной направленности происходит по всем исследуемым параметрам в обеих группах.

Педагогические наблюдения и опрос показали, что теннисистов отличает лучшая самоорганизация в учебно-тренировочном процессе и, как следствие, лучшее усвоение учебного материала (рис.3), которое было более качественным, чем в группе ОФП.

□ 3 балла

□ 4 балла

□ 5 баллов

Рис.3. Результаты четырех экзаменационных сессий у студентов 1 и 2 курсов (в %), занимающихся различными физическими упражнениями (внешний круг - группа ОФП, внутренний круг - группа теннисистов).

Полученные результаты научных исследований выявили, что одним из наиболее рациональных и эффективных средством физического воспитания в вузе для студентов с

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

последствиями ДЦП являются целенаправленные занятия настольным теннисом. Такое направление способствует более эффективному развитию у занимающихся определенных двигательных и личностных качеств, что благотворительно влияет на будущую профессиональную и бытовую деятельность.

Контактная информация: Zmej4433@yandex.ru

УДК 159.9.07

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ПЕРЕХОДА «ШКОЛА - ВУЗ - ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Евгения Васильевна Мороденко, старший преподаватель,

Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ),

Кемерово

Аннотация

В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет - кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года - этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет - разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптация, социализация личности.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF MODERN YOUTH’S SOCIAL ADAPTATION IN TIMES OF CRISIS TRANSITION «SCHOOL - HIGHER

SCHOOL - EMPLOYMENT»

Eugenya Vasiljevna Morodenko, the senior teacher,

The Kuzbass State Technical University,

Kemerovo

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Annotation

This article emphasizes the study of social adaptation in three groups of test subjects conventionally divided into three age block groups: 16-18 years - the crisis phase of transition from state school children; 17-22 years - the period of transition from dependence on other states into the state of itself dependence, 22-28 years - the resolution of the dependence crisis and adjustment to new lifestyles.

Keywords: social adaptation, re-adaptation, socialization, group norms.

Актуальность данной работы обусловлена исследованием большой референтной группы, охватывающей молодых людей в возрасте 16-28 лет, в результате которого, мы должны были ответить на вопрос, каковы социально-психологические особенности адаптации современной молодежи [3].

Для проведения исследования группа испытуемых была условно разделена на три возрастных блока: 16-18 лет - кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года - этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет - разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни [2].

Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса - Р. Даймонда, для диагностики уровня личностной тревожности - методика

Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, для диагностики качества межличностных отношений методика ОМО В. Шутца - А. Руковишникова. Как дополнительные были использованы: «Шкала терминальных и инструментальных ценностей» (М. Рокич); тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томас).

При сравнении полученных результатов с результатами статистических норм были выявлены показатели: превышающие норму: адаптивность - 137,6 и 118,9; принятие себя - 46,9 и 36,9; внутренний контроль - 52,0 и 44,8; имеющие значения ниже нормы: деза-