Научная статья на тему 'Наследственный налог - инструмент фискальной политики в Швейцарии и России: сравнительный анализ'

Наследственный налог - инструмент фискальной политики в Швейцарии и России: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / налоговое право / наследственное право / сравнительное правоведение / наследственный налог / швейцарское право / кантон / law / tax law / inheritance law / comparative law / inheritance tax / Swiss law / canton

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маскова Дисана Артуровна, Курданова Саида Солтановна

Обращение к законодательному опыту зарубежных государств довольно часто является одним из определяющих факторов на пути к повышению качества отечественного законодательства. В связи с этим актуальность приобретает тема настоящего исследования. В данной статье рассматриваются и сравниваются основные теоретические и практические вопросы взимания наследственного налога в Швейцарии и России (до его упразднения в 2006 г.); анализируются причины и обоснованность упразднения наследственного налога в России; рассматриваются роль и функции наследственного налога, отводимые ему законодателем Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INHERITANCE TAX – A TOOL OF FISCAL POLICY IN SWITZERLAND AND RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS

Turning to the legislative experience of foreign countries quite often is one of the determining factors on the way to improving the quality of domestic legislation. In this regard, the topic of this study is becoming relevant. This article discusses and compares the main theoretical and practical issues of the collection of inheritance tax in Switzerland and Russia (before its abolition in 2006); analyzes the causes and validity of the abolition of inheritance tax in Russia; the role and functions of the inheritance tax assigned to it by the Swiss legislator are considered.

Текст научной работы на тему «Наследственный налог - инструмент фискальной политики в Швейцарии и России: сравнительный анализ»

МАСКОВА Дисана Артуровна

студентка 4 курса Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета

им. Х.М. Бербекова 360004, Россия, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

e-mail: maskovadisana@mail.ru

КУРДАНОВА Саида Солтановна

студентка 4 курса Института права, экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета

им. Х.М. Бербекова 360004, Россия, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

e-mail: saikrd@mail.ru

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ НАЛОГ - ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ШВЕЙЦАРИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: Обращение к законодательному опыту зарубежных государств довольно часто является одним из определяющих факторов на пути к повышению качества отечественного законодательства. В связи с этим актуальность приобретает тема настоящего исследования. В данной статье рассматриваются и сравниваются основные теоретические и практические вопросы взимания наследственного налога в Швейцарии и России (до его упразднения в 2006 г.); анализируются причины и обоснованность упразднения наследственного налога в России; рассматриваются роль и функции наследственного налога, отводимые ему законодателем Швейцарии.

Ключевые слова: право, налоговое право, наследственное право, сравнительное правоведение, наследственный налог, швейцарское право, кантон.

MASKOVA Disana Arturovna,

4th year student of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University (KBSU)

KURDANOVA SaidaSoltanovna

4th year student of Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University (KBSU)

INHERITANCE TAX - A TOOL OF FISCAL POLICY IN SWITZERLAND AND RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS

УДК 341.96 ББК 67.93

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10158

Annotation: Turning to the legislative experience of foreign countries quite often is one of the determining factors on the way to improving the quality of domestic legislation. In this regard, the topic of this study is becoming relevant. This article discusses and compares the main theoretical and practical issues of the collection of inheritance tax in Switzerland and Russia (before its abolition in 2006); analyzes the causes and validity of the abolition of inheritance tax in Russia; the role and functions of the inheritance tax assigned to it by the Swiss legislator are considered.

Key words: law, tax law, inheritance law, comparative law, inheritance tax, Swiss law, canton.

Формирование эффективной правовой базы в любом государстве трудноосуществимо без учета реального правового опыта в области законодательной деятельности других стран. В этой связи прослеживается актуальность выбранной темы исследования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Несмотря на принадлежность к одной правовой семье, влияние римского права, которое является истоком правовых систем большинства государств, законодательство Швейцарии и России разнится в различных сферах гражданско-правового регулирования. Ярким примером могут

послужить наследственное и налоговое право этих двух государств и такой инструмент фискальной политики как наследственный налог.

В данной работе будет рассматриваться наследственный налог, который наряду с налогом на дарение является одним из основных источников дохода в административно-территориальных единицах Швейцарии - кантонах.

Налоговая система Швейцарии сходна с российской по своей структуре. Здесь так же приняты три уровня налогообложения: федеральный, кантональный (региональный) и коммунальный (муниципальный). Согласно швейцарской Конституции каждый из 26 кантонов обладает правом устанавливать и отменять налоги в соответствии с их собственным законодательством за исключением тех налогов, сбор которых входит в компетенцию Федерального правительства. [9]

В Российской Федерации аналогичное положение закрепляется в целом ряде законодательных актов. Так, в соответствии с п. «з» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы. [4]

Одновременно с этим указанный пункт предусматривает право субъектов Федерации и органов местного самоуправления вводить свои локальные и местные налоги в рамках общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, наличие которых закрепляет п. «и» ст. 72 Конституции Российской Федерации. Так, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусматривает самостоятельное установление органами местного самоуправления местных налогов и сборов.

Также в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 6 Федерального Закона от 28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения.^] Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут своими решениями вводить дополнительные местные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Возвращаясь к вопросу взимания налога на наследство в Швейцарии, следует отметить, что оно относится к компетенции кантонов (и в установленных кантональным законом случаях -также комунн), что однозначно, порождает ряд особенностей такого налогообложения на уровне каждого из кантонов. Федерация в силу отсутствия соответствующей компетенции данные налоги взимать не имеет право. Инициатива о наделении Федерации полномочием взимать налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения со ставкой 20 процентов

не была поддержана на референдуме в июле 2015 года.

В научной литературе высказывались различные точки зрения по поводу места и роли налога на наследство. Так, по мнению В.В. Гущина, как и в других странах континентальной Европы, устанавливающих налог на наследство, в Швейцарии он позволяет государству, стремящемуся к все более активному непосредственному участию в наследственных правоотношениях, фигурировать в разделе наследственного имущества, зачастую приобретая таким образом весьма значительную его часть.[1]

В свою очередь, швейцарская доктрина содержит в себе две диаметрально противоположные точки зрения на наследственный налог: а) либо он полностью отвергается, так как считается, что наследство должно оставаться абсолютно не тронутым в качестве семейного состояния, поскольку в противном случае это считается своего рода конфискацией со стороны государства, б) либо обосновывается необходимость стопроцентного обложения наследственной массы налогом, так как сама возможность приобретения наследства считается недопустимой.

Последняя точка зрения не получила законодательного закрепления не только в Швейцарии, но и в остальных государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития. Однако и противоположное мнение - о том, что передача семейного наследства всегда должна оставаться свободной от какого-либо налогообложения, - сегодня также утрачивает свою актуальность, так как почти все швейцарские кантоны взимают налог на наследство, ставки которого являются относительно существенными.^] Но при этом довольно близки к этому подходу те кантоны, которые устанавливая налог на наследство, освобождают от него выживших супругов и/или прямых потомков - или, по крайней мере, применяют очень скромные ставки для этих категорий наследников.

Непосредственно в Швейцарии все кантоны, за исключением кантонов Швиц и Обвальден (О^, устанавливают наследственный налог. В большинстве кантонов налоговая ставка на наследуемое имущество ставится в зависимость от степени родства, и, следовательно, от доли получаемого наследства (на наследственные доли). Однако существует и другой способ, используемый, например, в кантоне Золотурн ^О): налогообложение всей наследственной массы (на все имущество умершего до разделения).

Швейцарское законодательство предусматривает точные правила, определяющие раздел имущества, в случае, если наследодатель умирает, не оставив завещания. Наследники, опреде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ляемые по этим правилам, называются законными наследниками. И здесь стоит упомянуть о праве на обязательную долю в наследстве (принудительное наследование), которым швейцарский законодатель наделяет и защищает ближайших родственников наследодателя, при этом оставляя последнему уменьшенную долю его имущества, которым он может свободно распоряжаться. В пределах этой свободной доли (quotite disponible) наследодатель может по завещанию или договору наследования сделать завещательные распоряжения. Таким образом, в пределах свободной наследственной доли наследодатель может свободно им распоряжаться. За "принудительным наследованием" в Швейцарии необходимо выполнить следующие положения:

- не менее 50% недвижимости для супругов/ зарегистрированного партнера;

- не менее 75% оставшейся части, для детей (и внуков).

При этом если завещанное лицам, не обладающим правом на обязательную долю, имущество превышает размер свободной доли, завещание не становится ничтожным, но это дает защищенному наследнику основания оспаривать эти избыточные доли. [11] Право на обязательную долю в наследстве гарантируется и в России. Так, ст. 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет родителям, детям, супругам и нетрудоспособным лицам, которые входят в число наследников по закону (братья, сестры, бабушки, дедушки, племянники, дядя и тети, прабабушки и прадедушки, пасынки, мачехи и отчимы) право на обязательную наследственную долю. [2]

Швейцарское законодательство предоставляет иностранным гражданам право выбора, какие законы о наследовании подлежат применению в случае их смерти: швейцарские или законы их страны. Однако, если такое лицо умирает, не оставив соответствующего распоряжения в завещании или в иной предусмотренной форме, применяется швейцарское законодательство о наследовании. Все кантональные законы, касающиеся налога на наследство и дарение, предусматривают некоторые исключения, касающиеся как объекта налога, так и круга налогоплательщиков. Так, в порядке исключения, касающегося объекта налогообложения, наследуемое имущество с низкой стоимостью часто освобождается от налога.

Что касается исключений относительно субъектов наследования, то передача активов или имущества государственным органам, а также государственным или благотворительным учреждениям вовсе освобождается от налогообложения, поскольку наследником в данном случае выступает государство, его органы и учреждения, кантон или муниципалитет. Имеются налоговые

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

льготы в большинстве кантонов и в отношении наследования выжившими супругами и прямыми потомками, однако правила предоставления такой льготы разнятся от кантона к кантону. Например, некоторые кантоны предусматривают для этих групп личные вычеты, в то время как в других кантонах супруг (оставшийся в живых), прямые потомки иногда полностью освобождаются от налогов. Данное исключение имеет место независимо от того, является наследник гражданином данного кантона или нет.

Швейцарский политик и юрист, Е. Хубер, прежде всего известный как создатель Швейцарского Гражданского кодекса, дал налогу на наследство обоснование, которое сегодня приобретает большую актуальность, чем в начале XX века: «Институт семьи в значительной степени разрушен текущими тенденциями. Сегодня государство принимает на себя ряд задач и расходов, которыми ранее традиционно занималась только семья, такими как: образование, помощь и благотворительность, уход за больными и т. д. Поэтому справедливо компенсировать ему эти расходы». Таким «компенсатором» Е. Хубер видел наследственный налог.

Швейцария относится к числу одной из немногих стран, где передача имущества осуществляется по инициативе заинтересованных лиц (наследников, исполнителей, кредиторов и т. д.), а не власти. Вмешательство государства в лице его органов в процесс передачи имущества осуществляется только в случаях, когда у умершего остаются несовершеннолетние дети, или в исключительных случаях, например, в период с момента смерти наследодателя до момента, когда круг наследников готов взять на себя управление наследством.[11]

В случае смерти облагаемого налогом лица на налоговый орган законом возлагается обязанность в течение определенного периода времени и в случае, если обстоятельства позволяют предположить, что покойный владел имуществом, составить акт описи (кадастр, инвентаризацию) такого имущества. Цель такой инвентаризации состоит, в частности, в том, чтобы предоставить налоговым органам возможность установить, имеются ли признаки уклонения от уплаты налогов, а так же определении суммы налога, подлежащего уплате. Однако, с другой стороны, если обстоятельства позволяют предположить, что покойный не владел имуществом, администрация может отказаться от составления такой инвентаризации.

Таким образом, налогообложение обычно происходит на основе кадастра недвижимости. Этот перечень, как правило, составляется кантональными органами, иногда в сотрудничестве с

муниципалитетом, где проживает умерший, реже - только муниципалитетом.

Так, в кантонах Гларус (GL), Базель-Штадт (BS), Золотурн ^О), Аппенцель-Иннерроден (А1) и Тургау (TG) налогообложение осуществляется на основе кадастра, составленного кантональными органами. В кантоне Фрибур (FR) инвентаризация проводится только в том случае, если умерший имел чистое состояние до социальных вычетов, превышающее 15 тыс. франков. Налогообложение на основе инвентаризации, составленной кантональным органом в сотрудничестве с семьей покойного, применяется в кантонах Базель-Ланд и Санкт-Галлен (SG). Взимание наследственного налога на основе инвентаризации, составленной управлением коммуны по месту жительства умершего осуществляется в кантонах Люцерн ¿и), Юра (UR), Нидвальден

Аппенцель-Аусерроден (AR), Шаффхаузен (SH) и Аргау (AG). Однако некоторые кантоны не предусматривают никакой официальной описи имущества наследодателя. В этом случае налогообложение основывается на частной инвентаризации, составленной самими наследниками, как, например, в кантонах Цюрих ^Н) и Тичино (Т1). [10]

Говоря о положениях, которыми руководствуется законодатель в Швейцарии в обоснование налога на наследство, следует обратить внимание на нижеследующее:

- для наследников получение наследства представляет собой увеличение чистого состояния и, следовательно, увеличение их финансового потенциала, кредитно-денежных, платежных способностей. Поскольку эта передача не облагается общим подоходным налогом, представляется вполне оправданным подвергать его особому налогу на наследство (тем более что такое увеличение имущества происходит без предоставления каких-либо встречных услуг (например, работы);

- поскольку в процессе передачи наследственного имущества происходит фактический переход права собственности между частными лицами налог на наследство можно рассматривать в качестве налога на операции (сделки);

- налог на наследство также выполняет функцию перераспределения. Он рассматривается в качестве своеобразного рычага перераспределения финансовых ресурсов, которые по большей части принадлежат «зажиточным» слоям населения. Это так же помогает компенсировать неравенство в сфере налогообложении, возникающее в результате взимания косвенных налогов, которые в большей мере затрагивают наименее обеспеченные слои населения;

- значительные состояния, переходящие к молодым наследникам, снижают мотивацию к тру-

довой деятельности у них и всех последующих поколений семьи. Таким образом, данный налог позволяет предотвратить формирование в обществе "класса богатых бездельников". [12]

Что касается Российской Федерации, наследственный налог наряду с налогом на дарение здесь был введен 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». [3]

Данный закон предусматривал взыскание налога с имущества, переходящего в порядке наследования, в том случае, если стоимость наследственного имущества превышает 850-кратный установленный законом размер минимальной оплаты труда (далее - МРОТ). При этом под таким размером понимается тот, который действовал на день открытия наследства. Из данного положения можно проследить аналогию с вышеупомянутым швейцарским принципом освобождения от налога имущества с низкой стоимостью. Однако объектом налогообложения здесь выступает не всякое имущество, а лишь строго определенное ст. 2 названного закона. Сюда относились жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищностроительных, гаражно-строительных и дач-но-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Еще одной из характеристик наследственного налога в Российской Федерации, как и в Швейцарии, была его зависимость от стоимости налогооблагаемого имущества и степени родства наследодателя и наследника. Так, от 5 до 20 процентов от стоимости имущества (в зависимости от степени родства с наследодателем) были обязаны уплачивать лица при наследовании имущества стоимостью в пределах от 850 до 1700-кратного МРОТ. При наследовании имущества стоимостью от 17001 до 2550-кратного МРОТ и выше 2550-кратного, наблюдается уже установление двух величин при расчете налога: установление размера месячной оплаты труда и процентной ставки от стоимости имущества.

Наследственный налог в Российской Федерации был отменен 1 июля 2005 года со вступлением в силу Федерального закона № 78 «О при-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

знании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».[8]

Данное положение прямо прописано в ч. 18 ст. 217 Налогового кодекса РФ, где говорится, что «доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также вознаграждения, выплачиваемого наследникам патентообладателей изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налога.[5] При этом не имеет значения, каким образом происходит наследование - по завещанию или по закону. Однако если наследодатель умер до вступления в законную силу ФЗ № 78, но наследники по каким-либо причинам не вступили в наследство и в судебном порядке восстановили срок вступления в наследство, то налог на унаследованное имущество подлежит уплате.

Предпосылкой для упразднения этого налога в Российской Федерации явилось Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005, где он назвал «правильным отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования». [6] При этом указывалось на нецелесообразность этого платежа ввиду того, что крупные состояния, налог с которых был бы оправдан, «запрятаны в офшорах», и передача их по наследству не осуществляется на территории России. «А какой-нибудь садовый домик - за него надо заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману».[6] Стоит отметить, что РФ не одинока в исключении из своей фискальной политики налога на наследство. От применения указанного платежа в свое время отказались и многие другие государства: Австрия, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Швеция, Сингапур, Виргинские острова, Гибралтар, Канада. Однако все же большая часть индустриальных стран сегодня все еще знакома с таким налогом, за исключением вышеупомянутых Швеции и Канады.

Список литературы:

[1] Гущин В.В. Наследственное право России: учебник для академического бакалавриата / 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 467 с.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

26.11.2001 № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

[3] Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 (ред. от 30.12.2001) «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=3477 4&rnd=2EEC5F7FCFEB5227456ED0FA0028 F8E9#03044636509480827 (дата обращения: 10.02.2020).

[4] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018)» // СПС КонсультантПлюс. URL:http:// www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_2816 5/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/ (дата обращения: 21.01.2020).

[6] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_53088/ (дата обращения: 02.03.2020).

[7] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/ (дата обращения: 06.03.2020)

[8] Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 01.07.2005 N 78-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54209/ (дата обращения: 21.01.2020).

[9] Federal Constitution of the Swiss Confederation of 18 April 1999 (status as of 1 January 2020) // The portal of the Swiss government. URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19995395/index.html (дата обращения: 23.02.2020)

[10] Les impôts sur les successions et les donations // Documentation et Information fiscal. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwiBjKjhpc3fAh XiAxAIHVQHCRQQFjAAegQIAxAC&url=https%3A% 2F%2Fwww.estv.admin.ch%2Fdam%2Festv%2Ffr% 2Fdokumente%2Fallgemein%2FDokumentation%2F Publikationen%2Fdossier_steuerinformationen%2Fd %2FErbschaft-Schenkung_2016.pdf.download. pdf%2FErbschaft-Schenkung_fr_2016. pdf&usg=AOvVaw2-V3CayHwBXZAOpuJDjBaW (дата обращения 04.03.2020)

[11] Switzerland International Estate Planning Guide // DOCPLAYER. URL: https://docplayer. net/16104287-Switzerland-international-estate-planning-guide-individual-tax-and-private-client-committee-contact-gian-andri-toendury.html (дата обращения: 12.02.2020);

[12] The case for death duties // The Economist. URL: https://www.economist.com/finance-and-economics/2007/10/25/the-case-for-death-duties (дата обращения: 12.02.2020);

Spisok literatury:

[1] Gushchin V.V. Nasledstvennoe pravo Rossii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2018. - 467 s.

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' tret'ya: Federal'nyj zakon ot 26.11.2001 № 146-FZ // Sobr. zakonodatel'stva RF. 2001. № 49. St. 4552.

[3] Zakon RF ot 12.12.1991 g. № 2020-1 (red. ot 30.12.2001) "O naloge s imushchestva, perekhodyashchego v poryadke nasledovaniya ili dareniya" // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=34774&rnd=2EEC5F7FCFEB5227456ED0FA 0028F8E9#03044636509480827 (data obrashcheniya: 10.02.2020).

[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata Vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // Rossijskaya gazeta. - 1993. - 25 dekabrya.

[5] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya)" ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (red. ot 25.12.2018)" // SPS Konsul'tantPlyus. URL:http:// www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_2816 5/625f7f7ad302ab285fe87457521eb265c7dbee3c/ (data obrashcheniya: 21.01.2020).

[6] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 25.04.2005 // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_53088/ (data obrashcheniya: 02.03.2020).

[7] Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 27.12.2019) "Ob obshchih principah

organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii" // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrashcheniya: 06.03.2020)

[8] Federal'nyj zakon "O priznanii utrativshimi silu nekotoryh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakonodatel'nyh aktov) Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s otmenoj naloga s imushchestva, perekhodyashchego v poryadke nasledovaniya ili dareniya" ot 01.07.2005 g. № 78-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_54209/ (data obrashcheniya: 21.01.2020).

[9] Federal Constitution of the Swiss Confederation of 18 April 1999 (status as of 1 January 2020) // The portal of the Swiss government. URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19995395/index.html (data obrashcheniya: 23.02.2020)

[10] Les impôts sur les successions et les donations // Documentation et Information fiscal. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwiBjKjhpc3fAh XiAxAIHVQHCRQQFjAAegQIAxAC&url=https%3A% 2F%2Fwww.estv.admin.ch%2Fdam%2Festv%2Ffr% 2Fdokumente%2Fallgemein%2FDokumentation%2F Publikationen%2Fdossier_steuerinformationen%2Fd %2FErbschaft-Schenkung_2016.pdf.download. pdf%2FErbschaft-Schenkung_fr_2016. pdf&usg=AOvVaw2-V3CayHwBXZAOpuJDjBaW (data obrashcheniya 04.03.2020)

[11] Switzerland International Estate Planning Guide // DOCPLAYER. URL: https://docplayer. net/16104287-Switzerland-international-estate-planning-guide-individual-tax-and-private-client-committee-contact-gian-andri-toendury.html (data obrashcheniya: 12.02.2020);

[12] The case for death duties // The Economist. URL: https://www.economist.com/finance-and-economics/2007/10/25/the-case-for-death-duties (data obrashcheniya: 12.02.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.