Научная статья на тему 'Наследование власти у восточных славян в былинном сюжете «Илья и Сокольник»'

Наследование власти у восточных славян в былинном сюжете «Илья и Сокольник» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
330
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / БОЙ ОТЦА С СЫНОМ / МУЖСКОЙ СОЮЗ / ЭКЗОГАМИЯ / БРАЧНЫЙ ОБМЕН / БОГИ ВЕЛЕС И ПЕРУН / ИЛЬЯ / EARLY STATE OF EAST SLAVS / FIGHT OF FATHER WITH A SON / MASCULINE UNION / EKZOGAMIYA / MARRIAGE EXCHANGE / GODS VELES AND PERUN / ILYA OF MUROM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лисюченко Игорь Ва Сильевич

Статья посвящена рассмотрению передачи власти в складывающемся восточнославянском государстве. Используя материал различных источников, в первую очередь фольклорных, автор дает свое видение сюжета «Бой отца с сыном», доказывая, что перед нами отражение обрядового поединка старого и молодого лидеров за власть. При этом используются историко-генетический, историко-сравнительный и структурно-функциональный методы исследования. Илья Муромец, которого следует характеризовать как фактического правителя раннего государства, и его сын (дочь) принадлежат к двум экзогамным общностям, находящимся в отношениях вражды брачного обмена. Данные потетарно-политические реалии отражают и наличие у восточных славян рассматриваемой эпохи некоторых черт времен материнского рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inheritance of the Power of East Slavs in an Epic Plot «Ilja and Sokolnik»

The article is devoted to descent of power in the east Slavs state forming at that time. Using material of different sources, first of all, folklore, the author gives a seeing of the plot «Father fights a son», proving that we see a reflection of ceremonial duel of old and young leaders for the power. For all that, historico-genetic, historico-comparative and structural-functional methods of research are used. Ilya Murometz, which must be characterized as an actual ruler of the early state, and his son (daughter), belong to two exogamy's commons, being in relations of enmity and marriage exchange. These potestical-political realities determined that east Slavs of the examined epoch had some features of maternal family period.

Текст научной работы на тему «Наследование власти у восточных славян в былинном сюжете «Илья и Сокольник»»

история

ББК 63.3(2)2-91

И.В. Лисюченко

Наследование власти у восточных славян в былинном сюжете «Илья и Сокольник»

Ключевые слова: раннее восточнославянское государство, бой отца с сыном, мужской союз, экзогамия, брачный обмен, боги Велес и Перун, Илья Муромец.

Key words: early state of east slavs, fight of father with a son, masculine union, ekzogamiya, marriage exchange, gods Veles and Perun, Ilya of Murom.

Ранее мы рассмотрели двойственную систему власти у русов, описанную у арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, при которой существовали два правителя - священный и реальный. Они были сопоставлены нами с былинными персонажами - Владимиром Красное Солнышко и главой русских эпических богатырей Ильей Муромцем. Под последними следует, видимо, понимать особый мужской союз, связанный в ритуале и мифе с Нижним Миром как миром вулканического огня. Как правило, былины сообщают нам о том, что то должностное лицо, известное у восточных авторов как «заместитель» священного владыки, получало волшебное могущество, дававшее право на власть, пройдя соответствующий обряд посвящения, в том числе и у Святогора, в истоках образа - одушевленной и обожествленной горы [1]. Но тот же русский эпос, видимо, сохранил воспоминания и об путях наследования власти, отразившихся в русских вариантах сюжета «бой отца с сыном (или с дочерью)», связанный здесь как раз с именем Ильи.

Данный сюжет у восточных славян свидетельствует о времени, переходном от материнского к отцовскому роду, когда мужчина уже не остается в роду жены, но вынужден оставить там детей, которых не знает и потому может убить по неведению [2, с. 610], узнавая их разве что по неким знакам, например, по перстню (родовому), как Илья. Подобный мотив известен в сборниках С.И. Гуляева [3, с. 80], А.В. Маркова [4, №4] и у М.С. Крюковой [5, №63]. Отношения Ильи с матерью Сокольника завязываются после их поединка и победы над ней русского богатыря. После они никогда не встречаются, и те былины, где это всё-таки происходит, являются, видимо, вторичными. Почему же, как правило, отношения Ильи к своему сыну (дочери) крайне враждебны? Почему певцы, как правило, не пели о счастливом конце, почему сын Ильи, уже узнав отца, как правило, вновь стремится его убить, порой предварительно за что-то убивая мать? Такое построение сюжета, в частности, мы видим в сборниках А.Д. Григорьева [6, №2, 5, 26] и в былинах Мезени и Печоры [7, №2, 11, 20, 87]. Существуют, конечно, старины и с благополучным исходом, но их

мало, они давно вызывали подозрение как поздние [8, с. 324]. Легче всего, разумеется, объяснить поведение Сокольника гневом на родителей за свое незаконное происхождение, что вызывало укоры людей. В одной из онежских старин Сокольник прямо объясняет отцу своё поведение тем, что он не мог терпеть славу зау-гольника [9, .№4]. Но перед нами - восприятие сюжета обществом с развитыми чертами эпохи отцовского рода, поэтому здесь явное переосмысление каких-то более древних мотивировок. Последнее не отрицает тезис о том, что носители традиции ХІХ-ХХ вв., по крайней мере часть из них, понимали данный сюжет уже только так.

Постараться приоткрыть более древнее значение можно только в том случае, если удастся понять, кем же был Сокольник и его мать (или дочь Ильи). Зачем же он едет на Русь? Дочь Ильи с неясной целью посылает мать, предварительно дав ей доброго богатырского коня [10, .№77]. Бой Ильи с сыном следует рассмотреть исходя из декларируемых Сокольником целей. Последний жаждет власти над Киевом. Субстратом для таких действий Сокольника послужили обычаи, связанные с «мотивом Мала», сватавшегося к вдове убитого им же князя Игоря Ольге. В таких обществах реально управлял уже мужчина, но на власть он имел право только как муж княгини [11, стб. 55].

Оставим пока восточных славян и обратимся к рассказу о Ростеме и Сохрабе. С.П. Толстов полагал, что перед нами - образец матрилинейного наследования власти во фратрии. Но как раз здесь достаточно четко показано, что молодой лидер стремится к власти в стране (первоначально, разумеется, роде) отца, что бы не говорили позднее Фирдоуси или его источники. Яснее, чем в русском эпосе, здесь показано, что речь, собственно говоря, должна идти о двух экзогамных враждебных странах (ранее родах), происходящих от общего предка, - Иране и Туране. К последнему тезису фактически склонялся тот же С.П. Толстов [12, с. 293-295]. Златыгорка, мать Сокольника, в былинах обрисована слишком бледно, чтобы распространять на восточных славян данное наблюдение, но и отбрасывать его с порога также нельзя. Это не обязательно некое неславянское племя Восточной или Центральной Европы. Вполне возможно, речь идёт о другой славянской этнической общности. Датировать же сюжет «бой отца с сыном» у восточных славян, таким образом, также следует датировать временем до второй половины X в. До того фактический правитель

Руси, известный русскому эпосу как Илья Муромец, мог получать власть не только путем прохождения соответствующих инициационных обрядов, но и победив своего отца-предшественника в ритуальном поединке. До того молодой претендент с матерью жил в её обществе, связанном с Киевом обрядовыми же отношениями вражды - брачного обмена.

Но постараемся глубже проникнуть в образ Сокольника (дочери Ильи). Это нам поможет понять и некоторые черты в образе и самого Ильи. Дело в том, что его сын или дочь - владыки зверей, те им повинуются. В «свиту» сына или дочери Ильи, врага Руси, а также Тугарина, входят, как известно, не только псы и кречет, но и «черны куны»: Да и едет Тугарин да забавляицсе; /Впереди-то бежат да два серых волка, /Два серых-то волка да два как выжлока; /Позади-то летят да два черных ворона [13, №938]. В былине М.С. Крюковой о Сокольнике соколы, кречет и куницы спокойно сидят около белого шатра этого богатыря, ожидая своего хозяина [14, .№10]. Понятно, что «черных кун», впрочем, как и соболей, нельзя воспринимать как охотничьих животных. Это и не искажение повествования «Тидрек-саги». В последней, как известно, отец встречается с сыном, который едет охотиться с двумя выжлецами и двумя соколами [15, р. 344], но не с куницами или соболями. Сравнение же Сокольника со зверем весьма симптоматично, обличая в герое именно хозяина зверей изначально с перемежающимся (то человеческим, то звериным) обликом, как у древнего тотема. Порой он обвешан шкурами зверей, воплощающих изобилие в представлениях охотничьего общества, подобно идеальному жениху девьих виноградий Северной Руси [16, №55, 220].

Появление же здесь воробья может вызвать удивление. Но в связи с глухими свидетельствами о культе этой птицы у восточных славян, о чем писала еще Е.А. Рыдзевская [17, с. 202], упоминание её также вполне закономерно. То, что Сокольник действует магическим оружием Соловья-разбойника, также неудивительно, ибо последний также связан с Велесом. Соловей обычно кричит по-соловьиному, шипит по-змеиному и ревёт по-звериному. По предположению Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова, даже само имя Соловья является анаграммой имени Велеса. Последняя гипотеза только на первый взгляд кажется слишком смелой, ибо Соловей и Велес имеют немало общих черт [18, с. 460]. Решающим аргументом в пользу нашего мнения о связи власти лидера с атрибутами свистящего Змея является свидетельство «Моления» Даниила Заточника. «Яко же бо змии страшен сви-станием своимъ, - читаем, к примеру, в Чудовском списке данного памятника, - тако и ты, княже нашь, грозенъ множеством вои». Примерно то же мы видим и в списке В.М. Ундольского. В первой переделке «Моления» читаем близкий текст: «Змии страшен свистанием, а ты множеством силы своея» [19, с.

66, 90]. Итак, самое ужасное оружие змея, согласно данному источнику, - чудовищный свист, причем он сравнивается именно с князем, что на фоне иных свидетельств о связи княжеской власти с Велесом вполне закономерно. Интересно, что данное сравнение считалось почетным даже для князя ХП-ХШ вв. Здесь автор и редакторы источника ближе к автору «Слова о полку Игореве», чем к авторам и редакторам наиболее древних летописей, никогда не допускавших ничего подобного. Так же происходит и ритуальный поединок сначала Добрыни и племянника Ильи Куз-мы Семерцянинова, а потом - последнего и самого Ильи. Добрыня в этой старине сообщает следующее: И настиг я его у реки у Смородины, /И загаркал-то я по-звериному, /И засвистал-то я по-соловьиному. /Под ним конь не шарашится, /И сам ен на коне не оглянется. /Оглянулся удалый добрый молодец, / Загаркал-то ен по-звериному, /И засвистал-то ён по-соловьиному: /Подо мной конь на коленка пал, /Я на коне цють жив сижу [20, №14]. В другой старине, когда про Добрыню пошла слава, и Илья поехал на эту славу, Илья волшебным криком стремится нанести ущерб сосредоточию могущества своего молодого потенциального соперника - дому Добрыни. Сидит осударь на добром коне, - сообщает носитель традиции об Илье и палатах Добрыни, - Кричит-то осударь зычным голосом. /Сыра-то земля потрясалася, /С боку на бок палата сколыбалася. То же мы видим в былине об Илье и Идолище в Царьграде: Закричал Юльюшенька вполголоса, /Во Цари-гради новы домы пошатилися, /А старые-то домырассыпалися, /А бережия кобылы жеребилися, /Брюхаты бабы разродилися; /На Божьих церквах чудны кресты покривились, /Проклятое чудовище у палаты грановитые /Ужаснулся да чуть обмалтался [21, №14-15, 13].

В мезенской былине о Сокольнике, уподобляясь змею, зверю и туру, поединок с ним начинает Алёша: Наежжал он удалого добра молоцца - /Засвистел-де Олёша по-соловьиному, /Заревел-де Олёшенька по-звериному, /Зарычал же Олёшенка по-туриному, / Зашипел он, Олёшенька, по-змеиному, - /Ишше едёт молодеч, он не огляницсэ. /Ишше тут же Олёшенька прироздумалсэ -/Поворацивал Олёшенька добра коня... Исходя из того, что его чудовищный крик и свист не возымел никакого действия, Алёша и докладывает богатырям: Ишше едёт молодець - да не моя чета, / Не моя-де чета да не моя верста! [22, № 78].

Похоже на то, что свист и ужасный крик - оружие и Соловья, и богатыря, черпающего свою нечеловеческую мощь из хтонического мира, и Перуна. Имея же в виду бога грозы, следует отметить, что с культом этого небесного, но хтонического по своим истокам персонажа [23, с. 198-216] связан и культ быка. Гром, судя по русской загадке, - свист тура. Соловей-разбойник шипит по-змеиному и ревёт по-бычиному [24, №255, 4], что в данной связи также

история

легко объяснимо. Данный мотив о голосе или крике (первоначально - в подражание священному животному) является весьма архаичным.

Что же касается волков, бегущих около Тугарина, то Б.А. Рыбаков, как известно, выводил данный образ, в конечном итоге, от тюркского культа волка, связанного именно с ханской властью [25, с. 103]. Так, хан Боняк воем «переговаривался» со священным зверем, и в результате такого «общения» предсказал грядущую победу над уграми. «И яко бысть полунощи, и вставъ Бонякъ, отъеха от вои, и поча выти волчьскы, и волкъ отвывся ему, и начаша волци выти мнози. Бонякъ же, приехавъ, поведа Давыдови, яко: «Победа ны есть на Оугры заутра». Утром же «сбиша Оугры акы в мячь, яко се соколъ сбиваеть галице, и побегоша Оугри» [26, стб. 245-246]. Однако, учитывая культ волка у индоевропейцев вообще, и у славян в частности [27], можно несколько сместить акценты. Перед нами -скорее «встреча» «своего» и «чужого», когда между «своим» и «неисконным» находится очень много точек соприкосновения: сходные обряды, сходные представления, сходная связь между культом опасного хищного зверя и нарождающейся государственной властью. Таким образом, соединение образа владыки зверей исключительно с врагами Руси неисконно. Это оказалось возможным тогда, когда сам этот образ стал восприниматься зловещим. Как Сокольник (или дочь Ильи) приобрёл столь удивительные способности, и имела ли их его мать - об этом можно только догадываться. Сохранившийся до нашего времени эпический материал молчит. Ясно лишь, что он так или иначе связан с «хозяйкой зверей» - Бабой-Ягой. Его мать, может быть, когда-то мыслилась причастной к статусу Сокольника как «хозяина зверей».

Мать же Сокольника, так или иначе, имеет имя, связанное с горами и золотом (Златыгорка). Она является или являлась в прошлом поляницей преудалой или лютой поляницей, как сказано в одной из старин. Она связана со студёным морем. Горы и золото - атрибуты иного мира. О горах в этом отношении мы писали в другом месте, а золотой цвет как признак нечеловеческих миров, а изначально мира Солнца, отметил ещё В.Я. Пропп [28, с. 363-364]. Учитывая, что и дочь Ильи борется с ним рогатиной звериной, всё это намекает нам на некое племя Севера, а не Юга Руси. В той же печорской старине этим оружием борется с Ильёй и сам Сокольник. В любом случае, это не аланы с их знаменитыми воительницами [29, с. 195, 202, 206, 232, 265, 280-281]. Можно, конечно, попытаться объяснить всё вышеуказанные черты забвением певцами Русского Севера южных реалий, но во всём остальном эти реалии носители традиции, надо отдать им должное, сохранили. Наконец, в былине Т.С. Дуркина из Усть-Цильмы, записанной Н.П. Колпаковой в 1955 г., мы видим своеобразный «ключ» к образу Сокольника и его матери. Здесь она прямо названа Золотой горкой. Илья же и его

сын, подобно Добрыне и Змее из разобранного выше текста из той же Усть-Цильмы, не могут ранить друг друга, ибо оружие сгорает в их руках. «Ослабленный» вариант того же мотива мы видим и в другой печорской былине [30, №79, 73].

Итак, Сокольник - сын Горы иного мира, состоящей из металла иного мира - золота. Таким образом, этот герой стоит в ряду иных персонажей культуры индоевропейских народов, подобный осетинскому Сослану [31, №30-33]. Это Великая Мать, которая воспринималась и как богиня жизни, и как богиня смерти. В русских сказках она живёт в лесной избушке или в скалах, является матерью девятиглавого змея и ударом бича или прутика превращает людей, зверей и птиц в камень или деревья. Вторичным ударом их всех, наоборот, можно вызвать к жизни. Если ударить бичом саму «богиню смерти», к которой восходит данный сказочный образ, она рассыпается [32, №17-18]. Таким образом, Великая Мать путём определённого обряда осуществляет «круговорот» живых существ, т.е. изменяет их облик. Камни, которые также мыслятся живыми, деревья, звери, птицы, люди, - это лишь временные воплощения «зародышей». Великая Мать здесь сама каменная, это та же самая Мать-Скала', хеттск.peruna [33, с. 10] и сканд. Fjorgyn, мать бога грозы северных германцев Тора, поэтому при ударе она и рассыпается. Если исходить из подобных представлений, то легко понять и образ людей-камней русского эпоса, и образы перволюдей древних скандинавов - Ясеня и Ольхи. Интересно, что в Древней Скандинавии бог грозы Тор называется по имени матери - 'сын Горы' (Fjorgynjar) [34, bl. 3-4, 10]. Др.-исл. Fjorgyn связано с готск. fairguni гора', а последнее - с пракельтским *percunia. Отсюда же и название Герцингского леса: Hercynia silva от *ercunia<*percunia [35, с. 167].

Таким образом, повелитель зверей, которым считался сын Ильи, оказывается родственным и иному лику Нижнего Мира как мира вулканического огня. Иными словами, общности Ильи и Сокольника поклонялись близким божествам и имели сходные представления о мире. Мать Сокольника, судя по её имени, в истоках образа, видимо, жрица. «Скала в ритуале» связана с миром золота и со Святыми Горами, будучи изначально тождественна Великой Матери праиндоевропейского прошлого с перемежающимся обликом - то человеческим, то каменным. Судя по совокупности косвенных данных, мир Ильи и мир Зла-тыгорки - два общества, находящихся в отношениях ритуальной вражды - брачного обмена, причём сын после обрядового поединка наследует власть в мире отца. В свою очередь, можно сказать, что подобный обычай пришёл на смену более древним вариантам наследования власти, когда отца мог заменить не только сын, но и дочь-воительница.

Библиографический список

1. Лисюченко, И.В. Владимир Красно Солнышко и Илья Муромец / И.В. Лисюченко // ЭКО: Экология. Кругозор. Образование. - №1. - Ставрополь, 2006.

2. Астахова, А.М. Примечания / А.М. Астахова // Былины Севера. - Т. I. Мезень и Печора / записи, вступ. статья и комм. А.М. Астаховой. - М. ; Л., 1938.

3. Былины и песни Южной Сибири / собрание С.И. Гуляева ; под ред. В.И. Чичерова. - Новосибирск, 1952.

4. Марков, А.В. Беломорские былины / А.В. Марков.

- М., 1901.

5. Былины М.С. Крюковой / записали и комментировали Э. Бородина и Р. Липец, вступ. ст. Р. Липец, ред. акад. Ю. Соколова. - М., 1941. - Т. II.

6. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг - М., 1904. - Т. I.

7. Былины Севера. - Т. I: Мезень и Печора / записи, вступ. ст. и комм. А.М. Астаховой. - М. ; Л., 1938.

8. Веселовский, А.Н. Южнорусские былины / А.Н. Веселовский. - СПб., 1885. - Т. III-XI.

9. Онежские былины / подбор былин и науч. ред. текстов акад. Ю.М. Соколов, подг. текстов к печати, примечания и словарь В.И. Чичерова. - М., 1948.

10. Гильфердинг, А.Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 года / А.Ф. Гильфердинг. - М. ; Л., 1938. - Т. II.

11. Полное собрание русских летописей. - М., 1962.

- Т. I.

12. Толстов, С.П. Древний Хорезм. Опыт историкоархеологического исследования / С.П. Толстов. - М., 1948.

13. Добрыня Никитич и Алеша Попович : сб. былин / подг. Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий. - М., 1974.

14. Былины М.С. Крюковой / Записали и комментировали Э. Бородина и Р. Липец, ввод. ст. Р. Липец, ред. и пред. акад. Ю. Соколова. - М., 1939. - Т. I.

15. Saga Ditriks af Bem. FortæUing om kong Thidrik af Bem og Hans Kæmper, I Norsk Bearbeidelse fra det trettende aarnundrede efter tydske kilder/ Udgiret af C.R. Unger. - Christiania, 1853.

16. Поэзия крестьянских праздников / вступ. ст., составление, подг. текста и примечания И.И. Земцовского; общ. ред. В.Г. Базанова. - Л., 1970.

17. Рыдзевская, Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. (материалы и исследования) / Е.А. Рыдзевская.

- М., 1978.

18. Иванов В.В. Соловей-разбойник / В.В. Иванов, В.Н. Топоров // Мифы народов мира / гл. ред. С.А. Токарев.

- М., 1992. - Т. 2.

19. Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII в. и их переделкам / подгот. Н.Н. Зарубин. - Л., 1932.

20. Былины новой и недавней записи / под ред. В.Ф. Миллера. - М., 1908.

21. Русские былины старой и новой записи / под ред. акад. Н.С. Тихонравова и проф. В.С. Миллера. - М., 1894.

22. Былины : в 25 т. - Т. 3: Былины Мезени / отв. ред. тома А.А. Горелов. - СПб. ; М., 2001.

23. Лисюченко, И.В. Миф, ритуал и власть у восточных славян / Н.В. Лисюченко. - М., 2009.

24. Фольклор Саратовской области. - Кн. 1 / сост. Т.М. Акимовой ; под ред. А.П. Скафтымова. - Саратов, 1946.

25. Рыбаков, Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи / Б.А. Рыбаков. - М., 1963.

26. Полное собрание русских летописей. - М., 1962.

- Т. II.

27. Иванов, Вяч.Вс. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка / Вяч.Вс. Иванов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1975.

- №5.

28. Пропп, В.Я. Морфология (волшебной сказки). Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М., 1998.

29. Плетнёва, С.А. На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс) / С.А. Плетнева. - М., 1989.

30. Былины : в 25 т. - Т. 1: Былины Печоры / гл. ред. А.А. Горелов. - СПб. ; М., 2001.

31. Нарты. Осетинский героический эпос : в 3 кн. / отв. ред. УБ. Далгат. - М., 1990. - Кн. 1

32. Русские народные сказки Сибири о богатырях / сост., вступ. ст. и комм. Р.П. Матвеевой, отв. ред. Л.Е. Элиасов. -Новосибирск, 1979.

33. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. - М., 1974.

34. Olsen, M. S®mundar Edda / M. Olsen. - Oslo, 1965.

35. Сараджева, Л.А. К этимологии арм. erkin 'небо' / Л.А. Сараджева // Этимология 1991-1993 / отв. ред. О.Н. Трубачёв. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.