ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАСЛЕДОВАНИЕ «БИЗНЕСА НА ХОДУ»: КАК СОЗДАТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ФОНД? Бирюкова А.М. Email: [email protected]
Бирюкова Анастасия Михайловна — студент магистратуры, направление: юриспруденция, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие наследственного фонда и его создание. Изучена специфика существования фонда как наследника по завещанию. Представлена характеристика решения о создании наследственного фонда, приведено его сравнение с завещанием. Проанализирована сущность наследственного фонда как юридического лица. Рассмотрена проблема внесения изменений в устав наследственного фонда. Исходя из проведенного исследования, выявлены проблемы создания наследственного фонда и предложены варианты их решения.
Ключевые слова: наследственный фонд, юридическое лицо, наследник, наследодатель, нотариус, суд, завещание, устав фонда, распоряжение на случай смерти, решение о создании наследственного фонда.
INHERITANCE OF «BUSINESS ON THE GO»: HOW TO CREATE A HEREDITARY FUND? Biryukova A.M.
Biryukova Anastasia Mikhailovna — Graduate Student, DIRECTION: JURISPRUDENCE,
ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE (RLA OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF RUSSIA),
MOSCOW
Abstract: in this article considers the concept of a hereditary fund and its creation. The specifics of the existence of the fund as an heir to the will has been studied. The description of the decision to create the inheritance fund is presented, its comparison with the will is given. The essence of the hereditary fund as a legal entity was analyzed. The problem of making changes to the charter of the hereditary fund was considered. Based on the study, the problems of creating a hereditary fund were identified and options for solving them were proposed.
Keywords: hereditary fund, legal entity, heir, testator, notary, court, will, charter of fund, order in case of death, decision on creation of hereditary fund.
УДК 347
Нередко бывает, что после смерти человека, создавшего какой-то большой бизнес, все идет прахом, так как дети владельца не имеют той хватки. Или семья начинает драться за богатства, забыв о деле. Выход - учреждение наследственного фонда. Когда дело нельзя доверить наследникам, им займутся надежные люди. Значит, рабочие не потеряют свои места, и все будет идти по-прежнему. Родственники не будут бороться за власть на предприятии и не смогут его погубить.
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников - инициатор введения наследственного фонда в российское законодательство - считает, что это способ управления тем имуществом, бизнесом, капиталом, которые остаются после смерти наследодателя.
«Наследственный фонд будет создаваться и функционировать после смерти гражданина-наследодателя и в соответствии с теми условиями, которые он сам определит, - пояснил Павел Крашенинников. - Решение об учреждении фонда оформляется гражданином при составлении завещания. Наследодатель сможет детально прописать в завещании, кому и какие выплаты будут производиться из имущества или из доходов наследственного фонда. В числе получателей могут быть члены его семьи, различные организации или граждане. Так что создание фонда не означает, что бизнесмен оставил детей без копейки: он может назначить им регулярные выплаты» [14].
Как сообщил «Российской газете» президент Федеральной нотариальной палаты России Константин Корсик, уже зафиксировано 556 завещаний, предусматривающих создание
наследственного фонда (рубрика от 13.05.2019). Он отмечает, что «активное развитие нотариата в последние годы способствует надежной защите прав граждан, законных интересов собственника. Новые полномочия нотариуса в традиционных областях создали дополнительные уникальные и комфортные возможности для граждан и бизнеса» [15].
Стоит сказать, что до принятия нормы о наследственных фондах в России не было способа, который бы в полной мере мог отвечать потребностям бизнесмена и учитывал особенности его бизнеса. Он мог бы воспользоваться, например, иностранными инструментами (трастами и частными фондами). Но манипуляция с бизнесом, в которой используется иностранный элемент в виде трастов или частных фондов, отличается высокими затратами и не всегда удобна - особенно если бизнесмен не обладает определенными юридико-экономическими знаниями в зарубежных правопорядках.
Институт наследственных фондов начал работать с 1 сентября 2018 г., и, следовательно, нормы о них в настоящее время являются «сырыми» и порождают много споров в среде теоретиков и практиков, особенно в нотариальном корпусе [8].
Итак, что же такое наследственный фонд? В Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) включено следующее понятие наследственного фонда: создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом (ст. 123.20-1 ГК РФ) [1].
В настоящее время в России предусмотрены только посмертные наследственные фонды, тогда как во многих зарубежных юрисдикциях наследственные фонды подразделяются на два вида:
- фонды, созданные при жизни учредителя и продолжающие существовать по воле умершего по установленным им при жизни в завещании условиям (прижизненные фонды);
- фонды, созданные после смерти учредителя на основании волеизъявления, выраженного в завещании (посмертные фонды).
Возвращаясь к отечественному законодательству, следует сказать, что сейчас уже есть законопроект, предусматривающий создание прижизненных личных фондов (проект Федерального закона N 499538-7 «О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу 29 июня 2018 г.), однако он на сентябрь 2020 года все еще на стадии рассмотрения.
Теперь автор считает, что стоит дать теоретическое определение понятия «наследственный фонд». Наследственный фонд:
1) это юридическое лицо - унитарная некоммерческая организация, (разновидность фондов);
2) это наследник по завещанию, призываемый к наследованию после его создания, т.е. наследодатель составляет завещание, в котором предусматривает создание наследственного фонда после своей смерти и передает в него определенное в завещании имущество;
3) это способ управления наследственным имуществом и способ сохранения бизнеса. Предполагается, что наследственный фонд предназначен для того, чтобы имуществом наследодателя руководили профессионалы, выбранные самим наследодателем, если наследники в силу возраста или иных причин не способны управлять имуществом и вести бизнес. Бизнес не остается подвешенным в воздухе на время срока вступления в наследство (полгода) и споров в судах (могут длиться годами);
4) это способ обеспечить жизнь наследникам как за счет управления бизнесом, имуществом лицами, специально назначенными для этого, так и за счет того, что в уставе фонда будет прописано, сколько, в каком порядке и кому выплачивать на содержание [12].
Другими словами, наследственный фонд - это такое юридическое лицо, которое может быть создано по желанию гражданина после его смерти для того, чтобы распоряжаться имуществом, переданным гражданином в этот фонд, а полученные доходы распределяются среди выгодоприобретателей.
Дав определение такого института наследственного права как наследственный фонд, автор предлагает обратиться к порядку его создания.
Согласно ГК РФ решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.
Таким образом, на момент создания фонда правосубъектность единственного учредителя юридического лица прекращена. Если после его смерти ничего не воспрепятствует созданию
фонда, он будет существовать в отрыве от своего учредителя, что в целом допустимо для унитарных организаций, в которых не возникает прав участия [9].
Наследственный фонд регистрируется на основании решения учредителя, представленного нотариусом. Но специфика существования фонда как наследника по завещанию по существу делает невозможным отсутствие завещания при существовании решения о создании данного юридического лица. По смыслу норм ГК РФ решение о создании наследственного фонда обладает с юридической точки зрения самостоятельностью по отношению к завещанию. Содержание решения о создании наследственного фонда регулируется ст. 50.1 ГК РФ и отличается от условий завещания.
В связи с этим интерес представляет сопоставление решения о создании наследственного фонда с завещанием.
Совершение завещания как волевой акт отображает действия, направленные на достижение конкретного юридического результата, который может возникнуть в рамках появления из указанного действия конкретных прав и обязанностей, что рассматривается большинством ученых как признак сделочной природы завещания. Возникновение наследственного фонда невозможно только на основании завещания или только решения о создании фонда [7].
В силу абз. 2 п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления им. Учитывая требования к содержанию решения о создании наследственного фонда, речь будет идти о необходимости отчасти повторения содержания решения в завещании. Однако решение об учреждении фонда не должно поглощаться завещанием с учетом того, что в дальнейшем решение подлежит передаче в регистрирующий орган, в то время как завещание может содержать и иную информацию, отражающую волю наследодателя в отношении имущества, не входящего в состав имущества фонда [13]. Устав и условия управления наследственным фондом характеризуют правоспособность юридического лица и не входят в число актов, определяющих волю завещателя при распоряжении имуществом.
В то же время по смыслу норм ст. 50.1 ГК РФ в дополнение к условиям завещания в решении о создании наследственного фонда должна быть выражена воля наследодателя о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда. По существу речь идет о порядке передачи наследства вновь образованному наследнику по завещанию.
Учитывая, что решения собраний обладают самостоятельной правовой природой и признаются в судебной практике распорядительным актом, автор полагает, что решение о создании наследственного фонда в одно и то же время является как решением о создании юридического лица, так и завещательным распоряжением нового вида [4].
С одной стороны, решение о создании наследственного фонда взаимосвязано с условиями завещания, но его возникновение невозможно только на основе решения. В завещании должно содержаться указание на передачу имущества по наследству специальному фонду, а в решении -особенности его функционирования и управления имуществом. При этом распределение полученного уже фондом имущества, в том числе в качестве результата его деятельности, будет регулироваться правилами управления фондом, входящими в комплект документов, подлежащих составлению наследодателем при принятии решения об учреждении наследственного фонда.
Тем самым решение о создании наследственного фонда будет развивать по существу условие завещания о создании фонда. Поэтому его можно рассматривать как аналогичный завещанию акт. В этом проявляется его самостоятельность как вида завещательного распоряжения. Решение о создании наследственного фонда - это основание для возникновения наследника как часть процедуры наследования в целом. Решение о создании наследственного фонда предусматривает учреждение унитарной организации, имущество которой не подлежит делению, а образует единую имущественную базу для деятельности фонда. И если завещание - прежде всего односторонняя сделка по распоряжению своим имуществом на случай своей смерти, то решение о создании наследственного фонда - самостоятельный юридический волевой акт, в котором, как и в завещании, фиксируется воля наследодателя о распределении имущества, принадлежащего ему, и предопределяющий переход имущества по наследству к специально им создаваемому наследнику.
Таким образом, и завещание, и решение о создании наследственного фонда являются видами распоряжений на случай смерти. Незначительно различаются они по форме и содержанию. Закон устанавливает требования к форме распоряжения: оно требует квалифицированной письменной формы - составляется завещателем, подписывается им и удостоверяется нотариусом.
При этом решение о создании наследственного фонда можно обозначить как условное
распоряжение на случай смерти. В том смысле, что необходимо получить согласие кандидатов на занятие должности органов управления фондом, что ставит под угрозу само существование наследника как такового. Это явление напоминает то, что в литературе называется «непостоянство правового эффекта завещания» (оно может отпасть по различным основаниям, стать недействительным, просто не сработать в силу определенных причин) [10].
Учитывая вышеизложенное, автор полагает, что решение о создании наследственного фонда обладает самостоятельностью по отношению к завещанию и может быть признано самостоятельным видом распоряжения на случай смерти, наравне с указанием выгодоприобретателей в отдельных видах договоров, распоряжениями на случай смерти в виде положений устава или учредительного договора организации, определяющих правовые последствия смерти участника такой организации, завещательного распоряжения правами на денежные средства в банке, распоряжением, используемым в родительских правоотношениях о назначении опекуном или попечителем ребенку определенного лица, и т.д.
Автор считает, что в этом смысле решение о создании наследственного фонда может быть охарактеризовано как индивидуальный односторонний волевой акт (юридически значимое действие) лица, форма принятия которого строго определена, направленный на создание субъекта права и возможный переход к нему прав на имущество наследодателя, принадлежащее ему на момент смерти, а также на установление обязанностей в отношении данного имущества со стороны наследника.
В целом же представляется, что решение о создании наследственного фонда обладает двойственной природой, являясь и актом выражения воли учредителя на создание некоммерческой унитарной организации, и распоряжением завещателя на случай смерти. Решение наследодателя является самостоятельным юридическим фактом, порождающим возникновение правоотношений по поводу возникновения и функционирования юридического лица. Этот юридический факт подлежит легитимации в форме государственной регистрации.
Что же касается устава наследственного фонда, как считает автор, следует проанализировать позицию Наталии Козловой, профессора кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора юридических наук. Она задает вопрос: как быть, если с момента составления гражданином завещания и утверждения устава фонда до момента смерти завещателя законодательство изменится настолько, что это потребует внесения существенных изменений в условия учреждения фонда и его устав? В Законе не сказано, кто может вносить такие изменения, а возможность изменения устава еще не созданного фонда Законом не предусмотрена.
Создание наследственного фонда только после смерти учредителя порождает проблемы, связанные с управлением. В решении об учреждении фонда указываются лица, которые могут войти в состав органов фонда, или устанавливается порядок их определения (ст. 123.20-2 ГК РФ). Что произойдет, если эти лица откажутся войти в состав органов фонда? Закон гласит, что в этом случае нотариус не вправе направлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о создании фонда (п. 3 ст. 123.20-2 ГК РФ). Следовательно, фонд не будет создан.
Замена лица, осуществляющего функции члена органа фонда, производится в порядке, предусмотренном его уставом. Если в течение года со дня возникновения необходимости органы фонда не будут сформированы надлежащим образом, фонд подлежит ликвидации (п. 4 ст. 123.20 ГК РФ). В Законе не сказано, что делать, если руководитель фонда по какой-либо причине (добровольно отказался, умер, признан недееспособным, безвестно отсутствующим и др.) перестает исполнять свои обязанности. Получается, что фонд фактически лишен единоличного исполнительного органа, но продолжает существовать еще в течение года. Каким образом он будет исполнять свои обязательства перед выгодоприобретателями, платить заработную плату работникам, налоги, другие обязательные платежи и совершать иные юридически значимые действия?
Автор считает, что право вносить необходимые изменения в устав наследственного фонда - как до момента его государственной регистрации, так и после его создания, необходимо предоставить суду. В частности, суд должен иметь возможность при необходимости назначить лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, например из числа лиц, входящих в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Правом на обращение в суд с заявлением об изменении устава фонда, о назначении членов его органов можно наделить нотариуса, душеприказчика, выгодоприобретателя фонда, уполномоченный орган государственной власти.
Здесь возникает вопрос о пределах вмешательства суда в содержание устава фонда. Воплощенная в уставе воля завещателя не должна произвольно подменяться волей иных субъектов. В то же время инициированные завещателем положения устава должны способствовать
достижению цели создания и деятельности фонда. Думается, что суд может вмешаться в процесс управления фондом, если оно окажется затруднительным, но не вправе изменять цели использования имущества фонда, круг выгодоприобретателей.
Вернемся к процессу создания наследственного фонда. Заявление о создании юридического лица и все необходимые документы направляются в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда. Все документы (решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления фондом) являются неотъемлемой частью завещания, составляются в трех экземплярах и заверяются нотариально (п. 5 ст. 1124 ГК РФ), в связи с чем законодатель ввел запрет на возможность включения этого особого завещательного распоряжения наследодателя в закрытое завещание: если в нем содержится такое распоряжение, оно признается ничтожным (п. 5 ст. 1126 ГК РФ).
Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина-учредителя.
Так, даже если нотариус прекратит заниматься всеми другими делами, то успеть в течение этого срока предпринять предписываемые ему законом действия, предваряющие направление заявления о регистрации наследственного фонда, будет практически невозможно. Рассмотрим эти действия.
Во-первых, в соответствии со ст. 60.1 Основ законодательства о нотариате не позднее одного рабочего дня, следующего за днем открытия наследственного дела, нотариус, который его ведет, обязан проверить в единой информационной системе нотариата (далее - ЕИС) информацию о наличии завещания, предусматривающего создание наследственного фонда [2].
Во-вторых, в случае обнаружения в ЕИС такого завещания, в соответствии с ч. 1 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате, нотариус после ознакомления с ним (на основании его электронного образа, хранящегося в ЕИС) обязан направить лицу, которое назначается (или может быть определено) единоличным исполнительным органом наследственного фонда, предложение дать согласие на осуществление полномочий. То же относится и к лицам, которые входят в состав коллегиального органа наследственного фонда, в случае если решение об учреждении наследственного фонда содержит требование об образовании коллегиальных органов наследственного фонда.
Следует отметить, что вопрос о том, каким способом должно быть направлено такое предложение, как и срок ответа на него, в Основах законодательства о нотариате никак не регламентированы, в связи с чем остается только руководствоваться общими правилами о юридически значимых сообщениях, изложенных в ст. 165.1 ГК РФ. Ввиду этого к данной ситуации вполне применимы п. п. 64 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [3].
Конечно же, вышеупомянутое предложение может быть отправлено и по электронной почте, СМС-сообщением и иными способами - при условии, что в завещании указаны соответствующие адреса электронной почты и т.д. Однако с течением времени, прошедшего после совершения завещания, контактные реквизиты лица могут измениться. Действующий «добросовестно, разумно и осмотрительно» нотариус, скорее всего, направит такое предложение традиционным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения по последнему известному ему месту жительства (месту нахождения) указанного лица. Доставка такого почтового отправления займет не один день, то же в полной мере касается и ответа на поступившее предложение.
Следует также отметить, что действующий добросовестно, разумно и осмотрительно субъект, принимающий решение о выражении своего согласия на назначение в качестве единоличного исполнительного органа наследственного фонда или о включении в состав коллегиального органа наследственного фонда, должен при принятии такого решения ознакомиться с учредительными документами и условиями управления наследственным фондом. Такое ознакомление также может потребовать дополнительное время.
Указаний на то, в каком порядке субъекты, указанные (или определяемые) в качестве единоличного исполнительного органа или включаемые в состав коллегиального органа наследственного фонда, должны быть ознакомлены с вышеупомянутыми документами, действующее законодательство не содержит.
Абзац 2 п. 5 ст. 1124 ГК РФ, как и ч. 6 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате, упоминает лишь о передаче по одному экземпляру решения об учреждении, устава и условий управления наследственным фондом «лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа», -
исходя из буквального толкования данного текста речь идет о лице, которое уже дало согласие на предложение о назначении, включено в заявление о регистрации наследственного фонда, да и сам наследственный фонд уже зарегистрирован в качестве юридического лица.
Не вполне ясно и указание, содержащееся в ч. 7 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате: «Нотариус, ведущий наследственное дело, после ознакомления с содержанием завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, обязан довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда».
С одной стороны, может сложиться впечатление, что обязанность по доведению вышеупомянутой информации возникает у нотариуса сразу после ознакомления с завещанием, т.е. до регистрации наследственного фонда в качестве юридического лица. С другой стороны, использование слова «вошли» в прошедшем времени позволяет предположить, что такое «вхождение» в состав коллегиальных органов уже произошло, следовательно, свое согласие эти лица уже выразили, коллегиальные органы наследственного фонда сформированы, а фонд уже зарегистрирован.
Кроме того, даже если исходить из того, что ознакомление с условиями управления наследственным фондом должно произойти до принятия потенциальными членами коллегиального органа наследственного фонда решения об осуществлении таких полномочий и регистрации наследственного фонда, то непонятно, почему в ч. 7 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате вообще не упоминается «лицо, принимающее на себя обязанности единоличного исполнительного органа». Неужели его, до выражения им согласия, с условиями управления наследственным фондом знакомить не надо?
Еще одним вопросом является упоминание в ч. 7 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате только условий управления фондом как документа, с которым члены коллегиального органа наследственного фонда обязательно должны ознакомиться. Автор полагает, что то же можно сказать и об уставе наследственного фонда, а также и о решении об учреждении наследственного фонда.
Таким образом, к истечению трех рабочих дней со дня, следующего за днем открытия наследственного дела, нотариус, его ведущий, с высокой степенью вероятности не успеет получить ясно выраженного (желательно - письменного) ответа от лиц, предположительно назначаемых в качестве единоличного исполнительного органа или включаемых в состав коллегиального органа наследственного фонда. Между тем их согласие необходимо нотариусу для того, чтобы в соответствии с ч. 2 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате включить информацию об этих лицах в заявление о государственной регистрации наследственного фонда.
Кроме того, обращение с заявлением о создании наследственного фонда предполагает включение в него сведений о физическом или юридическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, предусмотренных Формой Р11001 [5]. Нотариус, ведущий наследственное дело, скорее всего, не будет располагать всеми этими сведениями, следовательно, он должен будет их запросить у лица, выражающего согласие на принятие полномочий единоличного исполнительного органа наследственного фонда, на что также может потребоваться дополнительное время. Следует отметить, что отсутствие данной информации в заявлении, скорее всего, повлечет отказ уполномоченного органа в государственной регистрации наследственного фонда по формальным основаниям.
В качестве выхода из сложившегося противоречия можно было бы расценивать указание, содержащееся в ч. 4 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате, о том, что нотариус «не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда при невозможности сформировать органы наследственного фонда», но при этом «в скобках» указана ссылка на абз. 2 п. 3 ст. 123.20-2 ГК РФ. В свою очередь, абз. 2 п. 3 ст. 123.20-2 ГК РФ упоминает об отказе «лица, указанного в решении об учреждении фонда войти в состав органов фонда и невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении...» как основании для ненаправления в уполномоченный орган заявления о создании фонда. Использование в данном случае союза «и» позволяет истолковывать указанный текст двояко:
- как невозможность сформировать органы наследственного фонда в связи с отказом лиц, указанных в решении об учреждении, войти в состав органов фонда;
- как невозможность сформировать органы наследственного фонда не только в связи с отказом лиц, указанных в решении об учреждении, войти в состав органов фонда, но и по иным основаниям, в том числе в связи с отсутствием ответа на направленное нотариусом предложение [11].
Полагаем, что действующее законодательство в данном случае нуждается в корректировке. Автор предлагает свое видение данных изменений:
1. Абзац 4 п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ изложить в следующей редакции:
«Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня получения согласия на осуществление полномочий от лиц, на которых возлагаются полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда или членов коллегиального органа наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства».
2. Абзац 2 п. 3 ст. 123.20-2 ГК РФ изложить в следующей редакции:
«В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и (или) невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда по иным причинам нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда».
3. Дополнить ч. 1 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате текстом следующего содержания: «Предложение нотариуса, ведущего наследственное дело, должно содержать указание на
порядок ознакомления лиц, которым оно направлено, с решением об учреждении наследственного фонда, уставом наследственного фонда, условиями управления наследственным фондом».
4. Дополнить ч. 2 ст. 63.2 Основ законодательства о нотариате текстом следующего содержания: «Согласие физического или юридического лица на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального органа наследственного фонда должно быть оформлено в письменном виде и содержать информацию, необходимую для включения в заявление о государственной регистрации наследственного фонда» [6].
В целом можно сделать вывод, что правовое регулирование порядка создания и деятельности наследственных фондов нуждается в совершенствовании и доработке.
Список литературы / References
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения: 26.09.2020).
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. u ta t.ru/d ume t/ _d _LAW_1581/ (дата обращения: 26.09.2020).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. u ta t.ru/d ume t/ _d _LAW_181602/ (дата обращения: 26.09.2020).
4. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 г. N 06АП-4476/2012 по делу N А04-4080/2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS006&n=16951#089158418358 01399/ (дата обращения: 26.09.2020).
5. Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (ред. от 25.05.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con u ta t.ru/d ume t/ _d _LAW_129856/ (дата обращения: 26.09.2020).
6. Карпеев О.В. Срок учреждения наследственного фонда в гражданском праве Российской Федерации // Нотариус, 2019. № 5. С. 24-27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=125488#0838500233410778 1/ (дата обращения: 26.09.2020).
7. Кирилловых А.А. Завещательное распоряжение в современном гражданском праве. М.: Деловой двор, 2011. 144 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/zaveschatelnyie-rasporyajeniya-pravami-51482.html/ (дата обращения: 26.09.2020).
8. Короп И.И. Проблемные вопросы института наследственного фонда // Наследственное право. 2019. N 2. С. 7 - 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=123658#0890574856554307 7/ (дата обращения: 26.09.2020).
9. Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-nekommercheskih-organizatsiy-v-grazhdanskom-zakonodatelstve-rf-novye-pravila-i-novye-pr b emy/ (дата обращения: 26.09.2020).
10. Сараев А.Г. О правовой природе завещания // Наследственное право, 2013. № 2. С. 24-28. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=70794#07665207882151825 / (дата обращения: 26.09.2020).
11. Тарасова Н.С. Правовое регулирование наследственных фонов. Формирование единообразной нотариальной практики // Нотариус, 2019. № 4. С. 31-34. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=123617#0685451022587145 1/ (дата обращения: 26.09.2020).
12. Турбина Е.В. Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России / Е.В. Турбина. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2018. № 46 (232). С. 202-204. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m u h.ru/ar h ve/232/53745/ (дата обращения: 26.09.2020).
13. Харитонова Ю.С. Создание наследственного фонда: комментарий законодательства // Нотариальный вестник, 2018. № 4. С. 13-24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/publishing-center/newspaper_notari_vestnik/ (дата обращения: 26.09.2020).
14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://rg.ru/2018/09/02/zak -razreshil-sozdavat-nasledstvennye-fondy.html/ (дата обращения: 26.09.2020).
15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/05/13/zachem-nuzhny-nasledstvennye-fondy.html/ (дата обращения: 26.09.2020).