МРНТИ 14.35.05 УДК 378
DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.156
И.Л. Федотенко1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, Россия)
НАСЛЕДИЕ ЯНУША КОРЧАКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация
В статье рассматривается информированность студентов, школьных учителей, социальных работников Тульского региона по вопросам психолого-педагогического наследия Януша Корчака, исследуется их ценностное отношение к его важнейшим идеям. В современных условиях особенно востребована гуманистическая позиция доктора Корчака, помогающая педагогам не просто справиться со сложной социально-экономической и политической ситуацией, но и развить жизнестойкость в себе и своих воспитанниках. Анализируя приоритеты студентов и учителей, мы подчеркнули особую значимость книги Януша Корчака «Как любить детей», которая становится все более актуальной в этой тревожной ситуации. Знание учителями прав ребенка, предложенных Корчаком, помогает создать в школьном классе психологически более безопасную среду.
Ключевые слова: учителя, студенты, социальные работники, гуманистическая позиция, идеи, инклюзия, права детей, безопасная среда.
I.L. Fedotenko1 1Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
ANUSZ KORCZAK'S LEGACY IN MODERN EDUCATION: THEORY AND PRACTICE
Annotation
The article examines the awareness of students, school teachers, social workers of Tula region about the psychological and pedagogical heritage of Janusz Korczak, exploring their value attitude to his most important ideas. In modern conditions Dr. Korczak's humanistic position is especially in demand, helping teachers not just to cope with the difficult socio-economic and political situation, but also to develop resilience in themselves and
their students. Analyzing the priorities of students and teachers, the author emphasized the particular importance of Janusz Korczak's book «How to Love Children» which is becoming increasingly relevant in this troubling situation. Teachers' knowledge of the rights of the child suggested by Korczak helps to create a psychologically safer environment in the school classroom.
Key words: teachers, students, social workers, humanistic position, ideas, inclusion, children's rights, safe environment.
И.Л. Федотенко1 Л. Н. Толстой атындары Тула мемлекетт1к педагогикалыкуниверситет.
(Тула, Ресей)
КАЗ1РГ1 Б1Л1М БЕРУДЕГ1 ЯНУШ КОРЧАКТЫН М¥РАСЫ: ТЕОРИЯ ЖЭНЕ ПРАКТИКА
Аннотация
Макалада Тула аймарындары студенттерд1н, мектеп мурал1мдер1н1н, элеуметт1к кызметкерлерд1н Януш Корчактын психологиялык-педагогикалык мурасы туралы хабардарлыры карастырылады, олардын манызды идеяларына кундылык катынасы зерттелед1. К,аз1рп жардайда доктор Корчактын гуманисток устанымы ерекше сураныска ие, бул мурал1мдерге киын элеуметт1к-экономикалык жэне саяси жардайды женуге рана емес, сонымен б1рге эздер1не жэне тэрбиеленуш1лер1не тэз1мд1л1кт1 дамытура кэмектесед1. Студенттер мен мурал1мдерд1н басымдыктарын талдай отырып, 6i3 Януш Корчактын «Балаларды калай сYю керек» ктабынын ерекше маныздылырын атап этемiз, каз'1рг'1 элемдег жардайда эзект бола тYсуде. МуFалiмдердiн Корчак усынран бала кукыктарын бiлуi мектеп сыныбында психологиялык туррыдан кауiпсiз орта курура кэмектеседi.
ТYЙ¡нд¡ сездер: муFалiмдер, студенттер, элеуметт'1к кызметкерлер, гуманис^к устаным, идеялар, инклюзия, балалар кукыры, кауiпсiз орта.
Введение. Сегодняшний глобальный кризис -пандемия, изоляция, военные операции и санкции, финансовые трудности, ожидание экономического коллапса - серьезный вызов для психики любого человека, особенно для педагогов, ответственных не только за себя, но и за судьбы школьников и студентов. Неопределенность, нестабильность, невозможность прогноза будущего, мощное и
хаотичное информационное воздействие, высокие риски жизненных и профессиональных крушений, разрушение привычного уклада жизни школьных учителей и социальных работников затронули потребности разных уровней: от витальных до высших, усилив эмоциональное выгорание и стагнацию. К профессиональным деформациям добавляется экзистенциальный стресс, связанный с утратой целей, ценностей, смыслов. Перед педагогом встают острые вопросы: как не поддаться панике самому и вселить надежду в своих подопечных? как адекватно реагировать на происходящие изменения в новой реальности? как понять, в каком направлении изменить педагогический процесс, создавая психологически благоприятную
образовательную среду для учащихся и педагогов?
Методы исследования:
— теоретические: анализ и синтез психологической, педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ художественных и научно-популярных произведений Я.Корчака;
— эмпирические: анкетирование студентов, школьных учителей, социальных работников, беседы с педагогами, анализ продуктов деятельности студентов и педа гогов.
Обзор литературы по теме: В российском образовании наиболее глубоким и серьезным исследователем наследия великого польского педагога является доктор педагогических наук, профессор Демакова Ирина Дмитриевна, вице-президент Российского общества Януша Корчака, научный руководитель Московского молодежного Корчаковского центра. Создание этих организаций и их плодотворная деятельность - результат энергии, энтузиазма академика Демаковой, ее преданной любви к детям, учительству, студентам. В ее работах, посвященных идеям Януша Корчака, на мой взгляд, особенно важна мысль о том, что педагогика начинается не с дидактики, а с уважения к ребенку» [1]. Важнейшей задачей педагога Корчак считал заключение «общественного» договора с ребенком. И.Д. Демакова сделала подробный анализ системы
самоуправления, обоснованной в работах Старого Доктора, раскрыла ее теоретический и практический потенциал [1].
Альберт Лиханов, Лауреат Международной премии имени Януша Корчака, исследуя значимость трудов великого педагога, подчеркивал, что нам не хватает любви к детям, самоотверженности родительской и педагогической [2].
Интересные подходы к включению работ Я. Корчака в процесс подготовки студентов предложены в работах С.С. Невской» [2], Б.В. Куприянова, [3], А.В. Виневской, В.Б. Огировой [4] и других. Нам не удалось обнаружить исследований, посвященных информированности школьных учителей и социальных работников по вопросам наследия Я.Корчака и использования его идей в реальной практике.
Результаты исследования. В современной сложной социально-политической и экономической ситуации обращение к педагогическому наследию Януша Корчака представляется чрезвычайно актуальным и перспективным. Проблемы мигрантов, социальной инклюзии, обострения школьного насилия невозможно решить вне контекста гуманистической психологии.
Гуманизм педагогической позиции Корчака особенно востребован в инклюзивном образовательном процессе, когда в едином пространстве школьного класса, студенческой аудитории находятся представители разных культур, национальностей, конфессий, а также обучающиеся с физическими или психическими проблемами здоровья. В этих условиях конфликты на национальной, этнической, конфессиональной почве становятся более частыми, длительными, острыми. В социальной психологии выявлена прямая корреляция между уровнем гетерогенности среды и частотой возникающих в ней опасностей: к традиционным дидактическим и воспитательным конфликтам образовательных организаций добавляются межнациональные, конфессиональные, жертвой школьного насилия все чаще оказывается
ребенок с особыми образовательными потребностями и/или дети из семьи мигрантов.
Многочисленные психолого-педагогические и социально-педагогические исследования выявили тенденцию постоянного роста школьного насилия, агрессивности, конфликтности учащихся, увеличение частоты детских девиаций, наркотической, алкогольной, компьютерной, игровой зависимостей, суицидальных характеристик поведения. Учителя нередко сами провоцируют агрессивное поведение школьников, инициируют и обостряют зарождающиеся конфликты.
Обращение школьных учителей, социальных работников к правам ребенка, обоснованным великим польским педагогом, может помочь предупредить конфликты, «сгладить» сложную ситуацию, снизить уровень агрессии детей, не допустить буллинг и моббинг.
Важно так же преобразовать сложившийся у части российских педагогов и психологов образ Януша Корчака как наивного и доверчивого Айболита, доброго доктора, пацифиста, плохо понимающего реальную социально-политическую ситуацию. Подобная иллюзия мешает адекватно понимать и претворять в жизнь его идеи. В качестве военного врача Корчак участвовал в Первой мировой войне, видел кровь, смерть, боль, страдания детей -все это не могло не повлиять на его мировоззрение, на его человеческую и профессиональную позицию
Обращение к работам польского педагога поможет сегодняшним учителям, родителям почувствовать, как любить ребенка. С идеями Корчака студенты знакомились при изучении дисциплин «Педагогическая психология»,
«Педагогика», «История педагогики» и других. Будущие учителя и социальные работники подчеркнули, что на них особое влияние оказал кинофильм «Старый доктор», созданный польским режиссером Анжеем Вайдой. Они смогли ближе познакомиться с жизнью и подвигом Я.Корчака. Снятый в стилистике документального кино, этот фильм создавал особую эмоциональную атмосферу,
лаконично и страшно показывая жизнь и повседневный быт варшавского гетто. После просмотра этого фильма студенты обсуждали героизм педагога, пытающего в нечеловеческих условиях войны сохранить детство.
Корчак смотрит на мир без «розовых очков», не умиляясь и не восторгаясь ребенком. Он реалист, хорошо знал жизнь, отразил действительность в своих книгах «Дитя улицы» и «Дитя гостиной» и понимал, что ребенок может быть жестоким и лживым, агрессивным и лицемерным. Но у взрослых нет других инструментов кроме любви, уважения, заботы, и только этот инструментарий может помочь маленькому человеку стать лучше и добрее.
Книга Корчака «Как любить ребенка» остается чрезвычайно популярной среди педагогов, ее ведущие идеи не только не устарели, но и приобрели новое звучание. Все учителя, отвечавшие на вопросы анкеты, отметили влияние этой книги на свою личностную и профессиональную позицию, назвав ее «Библией для родителей». Приятно отметить, что педагоги используют материалы этой книги при работе с семьями своих учеников, в процессе групповых дискуссий рассматривают право ребенка «на ошибку», «на незнание» [5, 6].
В современной ситуации изменилось отношение учителей к предложенному Корчаком «праву ребенка на смерть». Если еще несколько лет тому назад большая часть педагогов и социальных работников отвергала это право, то сегодня, в условиях нарастающего стресса и экзистенциального кризиса, часть учителей и социальных работников считает его не только допустимым, но и необходимым. Учитель должен помнить, что у ребенка есть право самому распоряжаться своей жизнью [7], и педагог должен сделать все возможное, чтобы пространство жизни ребенка было как можно более доброжелательным и безопасным, чтобы у него не возникала мысль о суициде.
Некоторые конкретные и частные средства воспитания, предложенные Корчаком (доска объявлений, почтовой ящик, полка (в основном для
оформления словаря, сборника пословиц, энциклопедии, учебников, шкаф для найденных вещей [7]), сегодня неактуальны и их не целесообразно использовать в современной школьной ситуации. Такие средства воспитания, как общее собрание, газета, товарищеский суд, работающий на основе составленного учениками и педагогами Кодекса, успешно практикуются в некоторых школах, колледжах и вузах современной России. Практически все педагоги (89%), отвечающие на вопросы анкеты, отметили необходимость повышения собственной профессиональной компетентности в области прав ребенка. Они убеждены, что подобным образом повышается их личная правовая культура, возрастает уверенность, эффективность педагогической деятельности.
Студенты в процессе диспутов обсудили важнейшие мысли Корчака о детях: «Не жди, что твой ребенок будет таким как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой» [6, с.34]; «Вы поясняете: надо опускаться до их понятия. Ошибаетесь. Надо подниматься до их чувств, подниматься, становиться на цыпочки, тянуться» [5, с.28].
Школьные учителя (84%) отметили также важность участия родителей в лекциях, семинарах, дискуссиях, связанных с обогащением их знаний о правах ребенка, что может привести к лучшему пониманию своих детей, более теплым взаимоотношениям с ними, более точному пониманию других людей.
Педагоги предложили широкий спектр методов и средств, которые, на их взгляд, целесообразно использовать при обучении правам ребенка в школе: интерактивные методы обучения, различные сказки, рассказы, видеофильмы, мультфильмы, связанные с правами ребенка, и т.д.
Значительная часть школьных учителей (79%), отвечающих на вопросы анкеты, подчеркнула, что сегодня нельзя признать достаточной и адекватной деятельность, которая направлена на сохранение
жизни и здоровья детей в различных образовательных организациях.
Заключение. У Корчака совсем не героическая внешность: он невысокого роста, близорукий, лысый, худощавый, но за этой неприметной внешностью скрывается великое мужество, фантастическая сила духа, которая смогла противостоять чудовищной фашистской машине. Многогранная личность великого педагога отличалась целостностью, человеческой и профессиональной честностью, бескомпромиссностью, ответственностью и чувством долга. Корчак верил, что для большинства людей характерны порядочность, совесть, ответственность, милосердие, и они не способны предать тех, кто мал, слаб и беззащитен.
Список использованных источников:
1. Демакова И.Д. Уроки Старого Доктора. // Первое сентября. - №73. - 2004 г.
2. Невская С.С. Я. Корчак - учитель учителей // Народное образование. - 2017. - №1-2. - С.82-184
3. Куприянов Б.В. Гуманизация воспитания как утопия (в социально-педагогической антиутопии Я. Корчака). - М, 2012.
4. Виневская А.В., Очирова В.Б. Уроки любви к детям Януша Корчака. - М., 2015.
5. Януш Корчак. Как любить ребенка. - М., 2004.
6. Януш Корчак. Несерьезная педагогика (Книга составлена из цикла бесед по польскому радио). - М., 2018.
7. Томек Богацки. Защитник детей. История жизни Януша Корчака. - Варшава, 2001.
References:
1. Demakova I.D. UrokiStarogo Doktora. // Pervoe sentjabrja. - №73. - 2004 g. (In Russ).
2. Nevskaja S.S. Ja. Korchak - uchitel' uchitelej // Narodnoe obrazovanie. -2017. - №1-2. - S.82-184. (In Russ).
3. Kuprijanov B.V. Gumanizacija vospitanija kak utopija (v social'no-pedagogicheskoj antiutopii Ja. Korchaka). - M, 2012. (In Russ).
4. Vinevskaja A.V., Ochirova V.B. Uroki ljubvi k detjam Janusha Korchaka. - М., 2015. (In Russ).
5. Janush Korchak. Kak ljubit' rebenka. - M., 2004. (In Russ).
6. Janush Korchak. Neser'eznaja pedagogika (Kniga sostavlena iz cikla besed po pol'skomu radio). - M., 2018. (In Russ).
7. Tomek Bogacki. Zashhitnik detej. Istorija zhizni Janusha Korchaka. - Varshava, 2001. (In Russ).