Научная статья на тему 'ЯНУШ КОРЧАК: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕТЯМ'

ЯНУШ КОРЧАК: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕТЯМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Я. КОРЧАКА / PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF YA. KORCHAK / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANAGE / ЗАБОТА О ДЕТЯХ / CARE OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Лариса Валентиновна

В статье описывается жизнь и деятельность великого польского гуманиста Януша Корчака, посвятившего свою жизнь детям. Отражены годы его жизни в период немецкой оккупации. Забота о детях-сиротах в различные периоды его жизни - одна из центральных в его педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JANUSZ KORCHAK: THE LIFE GIVEN TO CHILDREN

In article life and activity of the great Polish humanist Janusz Korchak who devoted the life to children is described. Years of his life during the German occupation are reflected. Care of orphan children during various periods of his life - one of central in its pedagogics.

Текст научной работы на тему «ЯНУШ КОРЧАК: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕТЯМ»

ИЗ АРХИВА ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

УДК 371.4

Л. В. Смирнова ЯНУШ КОРЧАК: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕТЯМ

Самая страшная ошибка — считать, что педагогика — наука о ребёнке, а не о человеке. Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей.

я. Корчак

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения [1]. прожил непростую жизнь, детали которой малоизвестны. Самый известный факт биографии — это его смерть.

Родился Я. Корчак в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве, 22 июля 1878 года в интеллигентной еврейской семье. Дед Корчака — врач Хирш Гольдшмидт, отец — адвокат Юзеф Гольдшмидт (1846-1896). Дома Януша звали Генриком. В 1889 году у отца обнаружились признаки душевной болезни, продолжительное время он проводил в дорогостоящих клиниках, со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. Януш Корчак впоследствии сделал сознательный жизненный выбор: он никогда не женился, не создавал семьи, потому что не хотел подвергать опасности своих детей, чтобы они не жили постоянно в страхе, заболеть, в котором он всю жизнь жил сам.

Корчак получил прекрасное образование. Школьные годы Януша прошли в Варшаве, в рус-

ской гимназии, где царила жёсткая дисциплина. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Совет Императорского Варшавского университета своим решением от 23 марта 1905 г. за № 6435 выдал ему диплом лекаря. В 1909 году Корчака арестовали за связь с И. П. Каляевым и Б. В. Савинковым, он чудом избежал эшафота. В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-1918 гг.) до конца жизни. Дом существовал исключительно на частные пожертвования.

В качестве врача в 1914 году Корчак попал на фронт Первой мировой войны, работал в полевых госпиталях. В перерывах между боями на развалинах населенных пунктов находил детей, устраивал их в детские дома. Далее он попадает в Киев и работает там врачом в приютах для детей, в результате этого опыта появился первый педагогический труд «Как любить ребёнка» (1914-1918).

В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву, руководит детским приютом. В трудные послевоенные годы взваливает на себя заботу о 50-и детях, добывая самое элементарное для жизни: еду, мебель, по-

суду. Одновременно рождается уникальная система воспитания. Все годы Корчак собирает работы детей, наблюдения, записи, разные материалы, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете, преподает на Высших еврейских педагогических курсах.

После оккупации Варшавы немцами в 1939 году Корчак ходил по Варшаве в своем мундире офицера польской армии и говорил: «Что касается меня, то нет никакой немецкой оккупации. Я горд быть польским офицером, и буду ходить, как хочу» [2]. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме, но после был освобожден. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха (еврейская Пасха) в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

В августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию. Современники вспоми-

Памятник янушу Корчаку в Варшаве

детский дом Корчака в Варшаве. Продолжает действовать по сей день

нали: «Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» [3].

Из Варшавы их везли в запломбированном скотном вагоне, где нечем было дышать, многие дети умирали от тесноты и удушья. Затем в течение 10 минут их гнали по сельской дороге от железнодорожного вокзала до газовых камер. Стоял солнечный августовский день. Сосны вдоль дороги возносили свои вершины к самому небу, казалось, что дорога уходит к солнцу. Дети спокойно шли за своим

учителем, доверчиво устремив на него свои взгляды, шли «Улицей в небо». И только учитель в тот момент понимал, что дальше только смерть... [4].

В 1910 году вышла в свет повесть Корчака о детях, в которой он по удивительному стечению обстоятельств описал именно эту улицу Химмельфартштрассе в Треблинке, назвав ее «Улицей в небо». Он часто там бывал с детьми на летних каникулах, там, в деревне они часто встречали рассветы в поле. Тогда он не мог и предположить, что именно эта дорога станет дорогой смерти.

Существует легенда о том, что Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, потому что друзья подготовили ему специальный пропуск в качестве слесаря канализационной сети. Он не допустил себе даже подобной мысли. Друзьям он сказал: «Не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности.

А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?» [5].

На Нюрнбергском процессе о зверствах фашизма свидетельствовал Самуэль Райзман, чудом бежавший из лагеря в Треблинке. В конце своей речи он сказал: «Подвиг учителя Я. Корчака предупреждает нашу цивилизацию о том, что нельзя забывать уроки прошлого и что нас ждет, если мы их будем забывать» [6]. Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Кор-чаке и детях, убитых в гетто.

Я. Корчак как врач близко стоял к физическим человеческим страданиям, поэтому был восприимчив к душевным переживаниям людей [7]. Он мечтал о гармонии и справедливости в мире, искал пути нравственного оздоровления общества, считая воспитание «преображением души», которое должно быть свободным ото лжи, суеты, безнравственности и штамповки. Эти вопросы Корчак раскрывал в своих книгах: «Как любить детей», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни» и др. Мудрость Корчак черпал в Библии, при этом часто говорил, что в ней воздается хвала не тому, который «берет город», а тому, который «управляет своим духом». Он считал, что человеку все надо познать в жизни — и радости, и печали. Человек жалок, если не разберется в себе, не найдет силы, чтобы идти куда следует.

В заключение хочется привести слова Молитвы воспитателя, которую составил Я. Корчак. Сегодня она звучит как напутствие всем тем, кто хочет воспитывать детей.

Молитва воспитателя

Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи.

Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны.

Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу.

Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в милость.

Не прошу почестей.

Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса.

Слова мои не красочны и не благо -вонны — не цветисты.

Устал я, измучен.

Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.

Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.

Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.

Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.

Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.

Не легким путем их направил, но прекрасным.

А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.

Печаль и труд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.koob.ru/korczak_ 5. http://www.lechaim.ru/ janush/ ARHIV/97/greenberg.htm

2. http://pomnipro.ru/ 6. Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Кн. memorypage16378/biography для учителя. М.: Просвещение, 1991.

3. Там же. 7. Соловейчик С. Лекарь Корчак

4. http://www.ijc.ru/humour/teatr/ / Здоровье детей. 1992. № 1—2. t2.html

REFERENCES

1. http://www.koob.ru/korczak_ janush/ (In Russ.).

2. http://pomnipro.ru/memorypage 16378/biography (In Russ.).

3. Tam zhe. (In Russ.).

4. http://www.ijc.ru/humour/teatr/ t2.html (In Russ.).

5. http://www.lechaim.ru/ARHIV/ 97/greenberg.htm

6. Kochnov V. F. Janusz Korchak: Book for the teacher. M.: Education, 1991. (In Russ.).

7. Soloveychik S. Lekar Korchak / Health of children. 1992. No. 1-2. (In Russ.).

Поступила 23.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.