ИЗ АРХИВА ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
УДК 371.4
Л. В. Смирнова ЯНУШ КОРЧАК: ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ДЕТЯМ
Самая страшная ошибка — считать, что педагогика — наука о ребёнке, а не о человеке. Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей.
я. Корчак
Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения [1]. прожил непростую жизнь, детали которой малоизвестны. Самый известный факт биографии — это его смерть.
Родился Я. Корчак в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве, 22 июля 1878 года в интеллигентной еврейской семье. Дед Корчака — врач Хирш Гольдшмидт, отец — адвокат Юзеф Гольдшмидт (1846-1896). Дома Януша звали Генриком. В 1889 году у отца обнаружились признаки душевной болезни, продолжительное время он проводил в дорогостоящих клиниках, со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. Януш Корчак впоследствии сделал сознательный жизненный выбор: он никогда не женился, не создавал семьи, потому что не хотел подвергать опасности своих детей, чтобы они не жили постоянно в страхе, заболеть, в котором он всю жизнь жил сам.
Корчак получил прекрасное образование. Школьные годы Януша прошли в Варшаве, в рус-
ской гимназии, где царила жёсткая дисциплина. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий. В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета.
Совет Императорского Варшавского университета своим решением от 23 марта 1905 г. за № 6435 выдал ему диплом лекаря. В 1909 году Корчака арестовали за связь с И. П. Каляевым и Б. В. Савинковым, он чудом избежал эшафота. В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-1918 гг.) до конца жизни. Дом существовал исключительно на частные пожертвования.
В качестве врача в 1914 году Корчак попал на фронт Первой мировой войны, работал в полевых госпиталях. В перерывах между боями на развалинах населенных пунктов находил детей, устраивал их в детские дома. Далее он попадает в Киев и работает там врачом в приютах для детей, в результате этого опыта появился первый педагогический труд «Как любить ребёнка» (1914-1918).
В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву, руководит детским приютом. В трудные послевоенные годы взваливает на себя заботу о 50-и детях, добывая самое элементарное для жизни: еду, мебель, по-
суду. Одновременно рождается уникальная система воспитания. Все годы Корчак собирает работы детей, наблюдения, записи, разные материалы, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете, преподает на Высших еврейских педагогических курсах.
После оккупации Варшавы немцами в 1939 году Корчак ходил по Варшаве в своем мундире офицера польской армии и говорил: «Что касается меня, то нет никакой немецкой оккупации. Я горд быть польским офицером, и буду ходить, как хочу» [2]. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме, но после был освобожден. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха (еврейская Пасха) в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
В августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской, другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию. Современники вспоми-
Памятник янушу Корчаку в Варшаве
детский дом Корчака в Варшаве. Продолжает действовать по сей день
нали: «Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» [3].
Из Варшавы их везли в запломбированном скотном вагоне, где нечем было дышать, многие дети умирали от тесноты и удушья. Затем в течение 10 минут их гнали по сельской дороге от железнодорожного вокзала до газовых камер. Стоял солнечный августовский день. Сосны вдоль дороги возносили свои вершины к самому небу, казалось, что дорога уходит к солнцу. Дети спокойно шли за своим
учителем, доверчиво устремив на него свои взгляды, шли «Улицей в небо». И только учитель в тот момент понимал, что дальше только смерть... [4].
В 1910 году вышла в свет повесть Корчака о детях, в которой он по удивительному стечению обстоятельств описал именно эту улицу Химмельфартштрассе в Треблинке, назвав ее «Улицей в небо». Он часто там бывал с детьми на летних каникулах, там, в деревне они часто встречали рассветы в поле. Тогда он не мог и предположить, что именно эта дорога станет дорогой смерти.
Существует легенда о том, что Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, потому что друзья подготовили ему специальный пропуск в качестве слесаря канализационной сети. Он не допустил себе даже подобной мысли. Друзьям он сказал: «Не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности.
А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?» [5].
На Нюрнбергском процессе о зверствах фашизма свидетельствовал Самуэль Райзман, чудом бежавший из лагеря в Треблинке. В конце своей речи он сказал: «Подвиг учителя Я. Корчака предупреждает нашу цивилизацию о том, что нельзя забывать уроки прошлого и что нас ждет, если мы их будем забывать» [6]. Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Кор-чаке и детях, убитых в гетто.
Я. Корчак как врач близко стоял к физическим человеческим страданиям, поэтому был восприимчив к душевным переживаниям людей [7]. Он мечтал о гармонии и справедливости в мире, искал пути нравственного оздоровления общества, считая воспитание «преображением души», которое должно быть свободным ото лжи, суеты, безнравственности и штамповки. Эти вопросы Корчак раскрывал в своих книгах: «Как любить детей», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни» и др. Мудрость Корчак черпал в Библии, при этом часто говорил, что в ней воздается хвала не тому, который «берет город», а тому, который «управляет своим духом». Он считал, что человеку все надо познать в жизни — и радости, и печали. Человек жалок, если не разберется в себе, не найдет силы, чтобы идти куда следует.
В заключение хочется привести слова Молитвы воспитателя, которую составил Я. Корчак. Сегодня она звучит как напутствие всем тем, кто хочет воспитывать детей.
Молитва воспитателя
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи.
Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны.
Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу.
Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в милость.
Не прошу почестей.
Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса.
Слова мои не красочны и не благо -вонны — не цветисты.
Устал я, измучен.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.
Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.
Не легким путем их направил, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.koob.ru/korczak_ 5. http://www.lechaim.ru/ janush/ ARHIV/97/greenberg.htm
2. http://pomnipro.ru/ 6. Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Кн. memorypage16378/biography для учителя. М.: Просвещение, 1991.
3. Там же. 7. Соловейчик С. Лекарь Корчак
4. http://www.ijc.ru/humour/teatr/ / Здоровье детей. 1992. № 1—2. t2.html
REFERENCES
1. http://www.koob.ru/korczak_ janush/ (In Russ.).
2. http://pomnipro.ru/memorypage 16378/biography (In Russ.).
3. Tam zhe. (In Russ.).
4. http://www.ijc.ru/humour/teatr/ t2.html (In Russ.).
5. http://www.lechaim.ru/ARHIV/ 97/greenberg.htm
6. Kochnov V. F. Janusz Korchak: Book for the teacher. M.: Education, 1991. (In Russ.).
7. Soloveychik S. Lekar Korchak / Health of children. 1992. No. 1-2. (In Russ.).
Поступила 23.03.2015 г.