Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ М.М. СПЕРАНСКОГО В ЮРИДИЧЕСКОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "МЕТАДИСКУРСЕ" (К 250-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РЕФОРМАТОРА)'

НАСЛЕДИЕ М.М. СПЕРАНСКОГО В ЮРИДИЧЕСКОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "МЕТАДИСКУРСЕ" (К 250-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РЕФОРМАТОРА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.М. СПЕРАНСКИЙ / ЮБИЛЕЙ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА / МЕТАДИСКУРС / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / АКТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна, Лапшина Лариса Павловна

В статье осмысляется значение особой памятной - юбилейной - даты со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля, реформатора и правоведа Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Авторы показывают важность связанных с этим событием коммеморативных практик, имеющих немалый педагогический эффект, а также продолжаемых полемик по поводу реформы юридического образования. В силу непрерывности дискуссии о том, каким образом совершенствовать системную подготовку юридических кадров, устойчивости интереса к этой проблеме со стороны профессиональной корпорации, общества, государства, для характеристики полемик использована научная категория метадискурса. Последний, как показано в специальной литературе, является неотъемлемой частью научного и художественного дискурсов. Особое внимание авторами уделено ситуации вокруг истории политических и правовых учений - науки и учебной дисциплины, традиционно включавшейся в образовательные стандарты, а также вузовские и факультетские учебные планы. В рамках этой дисциплины, помимо иных историко-правовых и философско-правовых курсов, идеи М.М. Сперанского осмыслялись будущими юристами многие десятилетия. Продемонстрированы возможности внедрения в учебный процесс разных пластов наследия юбиляра, в том числе эпистолярного. Акцентируется внимание на проектах обучающихся, связанных с исследованиями Полного собрания законов Российской империи - одного из актов масштабной систематизации отечественного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зипунникова Наталья Николаевна, Лапшина Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERITAGE OF M. M. SPERANSKY IN LEGAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL "METADISCOURSE" (ON THE 250TH ANNIVERSARY OF THE GREAT REFORMER)

The article reflects on the significance of a special memorable - anniversary - date from the birthday of the outstanding Russian statesman, reformer and jurist Mikhail Mikhailovich Speransky (1772-1839). The authors show the importance of the commemorative practices associated with this event, which have a significant pedagogical effect, as well as the ongoing controversy over the reform of legal education. Due to the continuity of the discussion on how to improve the systematic training of legal personnel, the stability of interest in this problem on the part of a professional corporation, society, and the state, the scientific category of metadiscourse was used to characterize the controversy. The latter, as shown in the specialized literature, is an integral part of scientific and artistic discourses. The authors pay special attention to the situation around the history of political and legal doctrines - science and academic discipline, traditionally included in educational standards, as well as university and faculty curricula. Within the framework of this discipline, in addition to other historical-legal and philosophical-legal courses, the ideas of M.M. Speransky were comprehended by future lawyers for many decades. The possibilities of introducing different layers of Jubilee's heritage, including the epistolary one, into the educational process are demonstrated. Attention is focused on students' projects related to the research of the Complete Collection of Laws of the Russian Empire - one of the acts of large-scale systematization of domestic legislation.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ М.М. СПЕРАНСКОГО В ЮРИДИЧЕСКОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "МЕТАДИСКУРСЕ" (К 250-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РЕФОРМАТОРА)»

УДК 340(470)(091)(045)

Н.Н. Зипунникова, Л.П. Лапшина

НАСЛЕДИЕ М.М. СПЕРАНСКОГО В ЮРИДИЧЕСКОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ «МЕТАДИСКУРСЕ» (К 250-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РЕФОРМАТОРА)

В статье осмысляется значение особой памятной - юбилейной - даты со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля, реформатора и правоведа Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Авторы показывают важность связанных с этим событием коммеморативных практик, имеющих немалый педагогический эффект, а также продолжаемых полемик по поводу реформы юридического образования. В силу непрерывности дискуссии о том, каким образом совершенствовать системную подготовку юридических кадров, устойчивости интереса к этой проблеме со стороны профессиональной корпорации, общества, государства, для характеристики полемик использована научная категория метадискурса. Последний, как показано в специальной литературе, является неотъемлемой частью научного и художественного дискурсов. Особое внимание авторами уделено ситуации вокруг истории политических и правовых учений - науки и учебной дисциплины, традиционно включавшейся в образовательные стандарты, а также вузовские и факультетские учебные планы. В рамках этой дисциплины, помимо иных историко-правовых и философско-правовых курсов, идеи М.М. Сперанского осмыслялись будущими юристами многие десятилетия. Продемонстрированы возможности внедрения в учебный процесс разных пластов наследия юбиляра, в том числе эпистолярного. Акцентируется внимание на проектах обучающихся, связанных с исследованиями Полного собрания законов Российской империи - одного из актов масштабной систематизации отечественного законодательства.

Ключевые слова: М.М. Сперанский, юбилей, юридическое образование и наука, метадискурс, история политических и правовых учений, акты систематизации законодательства.

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-699-706

Юбилей как повод для размышлений. В январе текущего года выдающемуся российскому юристу и государственному деятелю Михаилу Михайловичу Сперанскому (1772-1839) исполнилось 250 лет. Наряду с такими крупными событиями, как 350 лет со дня рождения императора Петра Великого, 300-летие Прокуратуры России, 100-летие образования СССР и т. д., круглая памятная дата, связанная с именем М.М. Сперанского, является весьма заметным событием. Несмотря на разные оценки так называемой юбилеемании1, трудно отказать феномену юбилея в значительном потенциале важного социального действия - «будоражить умы». Вот и к нынешнему событию были организованы новые форумы, созидались новые книги. Так, П.В. Крашенинников, спустя четверть тысячелетия с рождения Михаила Михайловича, отмечает, что к «графу Сперанскому» ни он сам, ни его современники привыкнуть не успели, и что это - «скорее такой «бренд», оставшийся после великого гражданина и вмещающий в себя различные качества (все - с подразумеваемым эпитетом «великий»): государственный деятель, юрист, финансист, администратор и философ»2.

Вряд ли можно утверждать, что идеи М.М. Сперанского, его научные работы, реформы, проекты оказались в «дефиците» интерпретаций. Напротив, соответствующий историографический домен, формировавшийся с середины XIX в., является и солидным, и разнообразным. Только среди значи-

1 Евтушенко А.Г. Юбилей как ключ к пониманию духовных устремлений нации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (45). С. 93-96; Иванова Т.Н., Мягков Г.П. Юбилейные даты как стимул развития «университетологии» (Рец. на кн. «Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета Ф.М. Достоевского: очерки». Омск: Издат. дом «Наука», 2014 // Диалог со временем. 2015. № 52. С. 384-389; Калинина А.В., Гордик С.А., Еловиков Н.А., Ка-таргин М.В. Феномен юбилея в познании истории юридического вуза: исследовательские возможности и перспективы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. № 1. С. 134-163 // URL: electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/Музей.pdf (Дата обращения: 10.06.2022); Морозов О.В. Университетские юбилеи в России и Германии начала ХХ века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2016. 30 с.; Цимбаев К.Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала XX века // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98-108, др.

2 Крашенинников П.В. Семь жизней графа Михаила Сперанского. М.: Изд-во «Эксмо», 2021. С. 7. Графский титул М.М. Сперанский получил незадолго до ухода из жизни.

мых, на наш взгляд, работ о Сперанском, его жизни, творчестве, государственной деятельности важным представляется назвать исследования М.А. Корфа, В. Вагина, И.В. Катетова, М.В. Довнар-Запольского, В.Е. Якушкина, С.М. Середонина, А.Э. Нольде, С.А. Чибиряева, В.А. Томсинова, В.А. Федорова, И.В. Морозова, Д.И. Луковской, С.С. Гречишкина, С.В. Кодана, И.Д. Осипова, Н.В. Минаевой, С.И. Сперанского3. Ряд имен исследователей наследия Михаила Михайловича можно и нужно продолжать, особенно если акцентировать внимание на отдельных аспектах деятельности реформатора - систематизации российского законодательства, развитии юридического образования и науки и др. Особо ценными видятся публикации работ самого юбиляра нынешнего года - научных сочинений, проектов, бесед, эпистолярных источников, предпринятые в разные эпохи4. Среди них специально выделим издания 1961 и 2002 годов5. Интересны материалы, публикованные к 100-летию графа Сперанского и впоследствии6. Замечательным находим и новый сборник научных трудов серии «Историческое правоведение», подготовленный Президентской библиотекой к памятной дате. В нем

3 Корф М.А. Жизнь графа М.М. Сперанского. В 2 т. СПб.: изд. Императорской публичной библиотеки; тип. II Отделения С.Е.И.В.К., 1861; Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год / собраны В. Вагиным. Т. 1. СПб.: тип. II Отделения С.Е.И.В.К., 1872. 801 с.; Катетов И.В. Граф Михаил Михайлович Сперанский как религиозный мыслитель. Казань: тип. имп. ун-та, 1889. 349 с.; Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. М.: изд. Товарищества И.Д. Сытина, 1905. 72 с.; Якушкин В.Е. Сперанский и Аракчеев. СПб.: тип. Альтшулера, 1905. 62 с.; Середонин С.М. Граф М.М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. СПб.: тип. товарищества «Общественная польза», 1909. 189 с.; Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989. 216 с.; Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. М.: Молодая гвардия, 1991. 336 с.; Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М.: Изд-во МГУ; Высшая школа; ЧеРо, 1997. 255 с.; Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. СПб.: Нестор, 1999. 238 с.; Луковская Д.И., Гречишкин С.С., Морозов В.И. Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии). М.-Augsburg: «Im-Werden-Verlag», 2001. 118 с.; Кодан С.В. Божьей милостью чиновник. М.М. Сперанский и Российское государство. Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2001. 183 с.; Осипов И.Д. Философия политики М.М. Сперанского. К 230-летию со дня рождения. СПб. [б. и.], 2002. 53 с.; Нольде А.Э. М.М. Сперанский: биография / вступит. ст. А.А. Га-поненкова. М.: Моск. школа полит. исслед., 2004. 298 с.; Минаева Н.В. М.М. Сперанский в воспоминаниях современников. Конец XVII - первая половина XIX веков: мемуары. М.: Собрание, 2009. 344 с.; Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о государстве и праве. М.: Ось-89, 2009. 224 с.

4 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. Сочинение графа Сперанского. СПб.: тип. II Отделения С.Е.И.В.К., 1845. 171 с.; О законах. Беседы графа М.М. Сперанского с Его Императорским Высочеством государем наследником цесаревичем великим князем Александром Николаевичем с 12 октября 1835 г. по 10 апреля 1837 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1881. Т. 30. С. 325-491; План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.). М.: изд. «Русской мысли, 1905. 359 с.; Сперанский М.М. Юридические произведения / под ред. и с биографическим очерком В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. 480 с., др.

5 Сперанский М.М. Проекты и записки / подгот. к печати А.И. Копанев и М.В. Кукушкина; под ред. и с пре-дисл. С.Н. Валка. М-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 244 с.; Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. СПб.: Наука, 2002. 680 с.; Сперанский, М.М. Проекты реформ / М.М. Сперанский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. 293 с.

6 В память графа Михаила Михайловича Сперанского. 1782-1872 / под ред. А.Ф. Бычкова. СПб.: Имп. Публ. Библиотека, 1872. 855 с.; Бычков И.А. К биографии графа М.М. Сперанского. Материалы. Заметки барона М.А. Корфа (Из бумаг академика А.Ф. Бычкова) // Русская старина. 1902. Т. 109, кн. 2, февраль. С. 283-306. В финале своей речи о М.М. Сперанском академик А.В. Никитенко в 1871 г. высказался так: «Воспоминание о Сперанском, как о нашем согражданине, отрадно нашему русскому сердцу; но оно также и поучительно для нас... Природа наделила его блистательными силами духа, но они могли бы возбуждать к нему удивление - не более. Великие дарования обязывают. Они обязывают того, кому даны возделать их и употребить во благо людям. Сперанский исполнил одно - строгим трудом мысли и воли, другое принесением в жертву всех сил своих пользам и величию отечества». См.: Воспоминание о М.М. Сперанском. Речь, произнесенная в годичном собрании Императорской Академии наук 29 декабря орд. академиком А.В. Никитенко. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1872. С. 15-16. В своем знаменитом дневнике в записи от 29 декабря 1871 г. (среда) Александр Васильевич Никитенко отметил: «Акт в Академии наук. Я держал речь по поводу столетнего юбилея Сперанского. Над речью этою я работал очень усердно, справлялся, между прочим, в бумагах его в Публичной библиотеке и проч. Эта великая личность меня очень занимала.». Приводится по: Никитенко А.В. Записки и дневник: В 3 т. Т. 3. М.: Захаров, 2005. С. 323.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2022. Т. 32, вып. 4

публикуются отдельные документы юбиляра, научные статьи и сообщения, а также представлена отнюдь не безынтересная «перекличка» упомянутого 100-летнего и нынешнего юбилеев Сперанского7.

Думается, что в нынешнем году уже состоялись, а впереди будет еще немало научных мероприятий и форумов иного рода, где планируется и предполагается обсуждение наследия М.М. Сперанского, его вклада в государственно-правовое развитие страны. Так, подобная дискуссия была включена в деловую программу юбилейной XV сессии Европейско-Азиатского правового конгресса (г. Екатеринбург, 9-10 июня 2022 г.)8. Вполне ожидаемы и новые публикации - статьи, монографические исследования, научно-популярные издания, а также публикация (републикация) разных пластов наследия юбиляра. И в этом видится важный «кумулятивный» коммеморативный эффект юбилея: вспоминая, наследники/потомки юбиляра активизируют разнообразные усилия, размышляют, полемизируют; образование и наука в числе других институтов социальной памяти способствуют передаче мировоззренчески значимой информации о прошлом через увековечивание определенных лиц и событий. Кроме прочего, разнообразные формы коммеморации, связанные с памятными, юбилейными датами, имеют и немалый педагогический эффект, который исследуется специалистами9.

К вопросу о метадискурсе и об условности понятия. Привлечение в этой работе категории «метадискурс», отнюдь не юридической и не историко-правовой, а коренящейся в лингвистических науках, связано с некоторым субъективным восприятием авторами ее полезности для соответствующего высказывания. Хотя, как видно из разнообразных специальных публикаций, в которых анализируются предложения как зарубежных, так и отечественных исследователей (Г. Кларка, А. Вежбицкой, К. Хайленда, А. Эдель, А. Голоднова, О. Федотовой и др.), единого, стройного «прочтения», понимания категории «метадискурс» не сформировалось. Как отмечается, «метадискурс», «метатекст» имеет место, когда высказывание о предмете переплетается нитями высказываний о самом высказывании, это способ понимания языка в использовании, представляющий попытки создающего текст автора помочь читателю лучше понять этот текст. Подчеркивается, что метатекст (дву-текст, двухголосье) созвучен, например, идее диалогичности текста М. М. Бахтина. Наряду с лингвистическими исследованиями в целом, метадискурс является неотъемлемой частью научного и художественного дискурсов10. Про исходный термин «дискурс» Е. С. Кубрякова пишет, что за ним стоит «такая разветвленная структура знания, непременными компонентами которой уже являются знания о речи и речевой деятельности, о том, что ее источником могут являться и одно лицо, и два, и еще гораздо большее количество участников, что она может и должна рассматриваться во всех социо-, культурно- и личностно-обусловленных прагматических условиях ее порождения, по ходу ее протекания, проявляя зависимость от указанных факторов, а также, что по мере осуществления речи строится за счет определенным образом выбираемых языковых средств новая данность, выражающая интенции ее отправителя и оказывающая воздействие на других участников коммуникативного акта, а также отражающая и порождающая особый мир (ментальное образование), который может быть репрезентативным в виде текста»11. Приведенная большая цитата важна для понимания, в том числе «подвижности» значений термина.

Активное обращение к дискурсу (характеризуемого, например, в качестве «одной из основополагающих категорий современного гуманитарного знания») и дискурсивности связано, видимо, с меж- и трансдисциплинарностью научного знания. На фоне «отсутствия единства в понимании и определении понятия дискурса», которое «не препятствует активному использованию данного термина в различных науках», А. В. Голоднов предлагает свое видение дискурса как виртуальной «открытой единицы»; установление ее границ в каждом конкретном случае обусловливается не только

7 Михаил Михайлович Сперанский в российской правовой и исторической науке: к 250-летию со дня рождения: сб. научн. трудов // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Историческое правоведение». Вып. 8: Н.В. Дунаева (отв. ред.) и др. СПб.: Президентская библиотека, 2021. 247 с.

8 https://lawcongress.ru/programma/delovaya-programma/ (дата обращения: 12.06.2022).

9 См.: Чуркина Н.И. Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 37-44; Шуб М.Л. Современные коммеморативные практики: образовательный и воспитательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3. С. 80-86.

10 Федотова О.С. Понятие метадискурса в современной лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (17). С. 203-206.

11 Кубрякова Е.С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность. Текст: Сб. статей к 70-летию Т.М. Николаевой / отв. ред. В.Н. Топоров. М.: Языки славянских культур, 2005. С. 31-32.

правилами формирования дискурса (самоограничение дискурса), но и субъективными целями исследователя. В свою очередь, под метадискурсом автором предлагается понимать гетерогенный дискурс, включающий в себя тексты (типы текстов), относящиеся к различным порядкам дискурса, но имеющие определенные общие коммуникативно-прагматические признаки; им также предлагается рассматривать метадискурс в четырех аспектах12.

Учитывая устойчивый интерес общества и государства к таким институциям культуры, как образование и наука, стремление к реформированию (улучшению/оптимизации) системы профессиональной подготовки юристов (от реформы - к реформе), а также преемственность юридико-образовательного дискурса как неотъемлемого свойства этой системы, полагаем возможной характеристику полемики о полемике как «метадискурса».

Познание идей, научного творчества и реформ М.М. Сперанского и возможности их включения в учебный процесс в современной ситуации. Как было показано выше, изучением и описанием жизни, творчества, деятельности Сперанского начали заниматься еще его современники и даже коллеги (например, барон М.А. Корф), интерес к этой исторической фигуре сохраняется на «высоком градусе». На протяжении длительного времени будущие юристы среди прочего познавали идеи и реформы Сперанского в учебных заведениях с помощью научного и учебного-методического инструментария историко-правовых курсов, в частности, российской государственно-правовой истории и истории политических и правовых учений. И если в рамках истории государства и права России внимание акцентируется преимущественно на реформах (и их проектах), особливо - на систематизации законодательства Российской империи, то осмысление идейного наследия реформатора осуществлялось благодаря такой важной и отнюдь не простой учебной дисциплине, как история политических и правовых учений. Последняя институционализировалась в образовательных стандартах и учебных планах постепенно, в том числе меняя названия, во многом коренясь в истории философии права, преподававшейся в университетах императорской России.

Так, в первом советском учебнике по истории политических учений (М., 1955), подготовленном «коллективом научных работников Института права Академии наук СССР и Московского Государственного университета», параграф о политических взглядах и проектах реформ М.М. Сперанского помещен в гл. XIX («Политические учения в России в период разложения и начала кризиса феодально-крепостнического строя»). Автором главы указан кандидат юридических наук В.С. Покровский. Вполне в духе времени Сперанский характеризуется в издании «идеологом верноподданической буржуазии, считавшей необходимым провести отдельные ограниченные реформы «сверху»», который по своим философским взглядам был «идеалистом и мистиком, приспосабливавшим идеи просветительной философии ХУШ века и буржуазной школы естественного права для теоретического обоснования либерализма с его программой умеренных реформ», а также проделавшим «характерный для буржуазного либерала путь от либеральных мечтаний до исполнителя палаческих поведений Николая I». При этом со ссылками на работу 1905 г. («План государственного преобразования графа М. М. Сперанского...») в учебнике излагаются основные идеи мыслителя и реформатора об «истинной монархии», основанной на твердых «коренных» или «непременных» законах, переход к которой от деспотии «Сперанский связывает с вопросом о постепенном изменении сословного деления». По мнению автора, «половинчатость проектов Сперанского позволила царизму взять из них все, что способствовало укреплению самодержавия», а стремление «угодить царизму» проявилось и в кодификационной деятельности13. В более поздних учебных изданиях, особливо последних десятилетий, идеи и проекты государственных преобразований М.М. Сперанского показаны более рельефно, обстоятельно, с педалированием глубокого теоретического обоснования замыслов реформатора14.

12 См. подробнее: Голоднов А.В. Риторический метадискурс как интегративный тип дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. 2009. № 104. С. 77-87.

13 История политических учений / под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. М.: Гос. изд-во юрид. литературы, 1955. С. 4-5, 415-420.

14 История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 371-381; История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е / под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Изд. группа НОРМА-Инфра^М, 1998. С. 431-435; Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: уч. пос. М.: Проспект, 2010. С. 248-252; Омельченко О.А. История политических и правовых учений. Учебник. 2-е изд., испр. М.: Эксмо, 2011. С. 321-325; Мачин, И.Ф. История полити-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2022. Т. 32, вып. 4

Постепенный «исход» самостоятельной учебной дисциплины истории политических и правовых учений из образовательных стандартов разных уровней подготовки и вузовских учебных планов актуализирует вопрос об историко- и философско-правовом прочтении наследия М.М. Сперанского в ходе формирования профессиональной личности будущего юриста. Помимо размышлений о будущем истории политических и правовых учений, разворачиваемых в рамках межличностной коммуникации ученых и педагогов, во внутривузовских беседах в широком контексте научных и методических форумов важной видится реализация идей о продвижении этого наследия «здесь и сейчас», при имеющихся возможностях учебного процесса.

Значительный потенциал в этой связи сохраняют лекционные, семинарские (практические) занятия, все виды творческой и самостоятельной работы обучающихся по государственно-правовой истории, в частности отечественной. Так, могут и должны показываться представления юбиляра (о государстве, праве, коренных законах, Конституции, Государственной думе, др.), изучение им государственно-правового опыта России и иных стран, что расширит возможности интерпретаций стратегического мышления ученого и государственного деятеля, диапазон его взглядов на рецепцию, преемственность. Помимо теоретических работ, проектов реформ и записок, отнюдь не бесполезным видится вовлечение в учебный процесс, научно- и учебно-исследовательскую деятельность студентов писем Сперанского. Письма публикуются, становятся все более доступными заинтересованным читателям. Их адресатами были разные лица (императоры Александр I и Николай I, государственные деятели, священнослужители и др.). Осмысление и их содержания (например, «сибирского опыта» адресанта), и их значения как оригинального источника представляется весьма значимым15. Например, в письме князю Д.В. Голицыну 23 мая 1833 г. автор пишет: «К Своду законов, который я имел честь вашему сиятельству доставить, составлено мною на русском языке, напечатанное на сих днях "Краткое историческое его обозрение". Для иностранцев оно переведено на французский и немецкий языки. Немецкий перевод печатается, а французский экземпляр при сем прилагаю»16.

В рамках истории государства и права России либо, если таковые включены в учебный план, в курсах по истории юридического образования и науки возможно уделить значительное внимание роли М.М. Сперанского в развитии системы подготовки профессиональных юридических кадров и правоведения. В 1808 г. им была подготовлена для монарха записка «Об усовершенствовании общего народного воспитания», где главными средствами воздействия правительства на народное воспитание были названы доставление способов к просвещению, а именно устройство училищ, библиотек и подобных публичных заведений, а также побуждение и «некоторая моральная необходимость общего образования»17. «Экзамен на чин» и создание при университетах подготовительных курсов для чиновников и экзаменных комитетов18, продвижение юридического университетского, ведомственного и лицейского образования, «школа профессоров Сперанского»19 - в числе крупных мероприятий, к которым был причастен юбиляр и каковые должны быть вплетены в ткань занятий со студентами. Важно помыслить вместе с ними значительную обусловленность «образовательного стан-

ческих и правовых учений: учебное пособие для вузов / И.Ф. Мачин. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. С.289-294; История политических и правовых учений: учебник для вузов / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко, В.К. Цечоев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. С. 161-164.

15 Закономерно сохраняется высокий интерес к так называемым эго-источникам, носителям информации субъективного толка. Частная переписка является разновидностью «личностно-коммуникационных источников изучения жизни и деятельности мыслителя», будучи «личным обращением автора к одному или нескольким адресатам, содержащим и отражающим широкий спектр личных оценок и суждений, мотивов, ценностей, принципов, убеждений, потребностей, интересов, эмоций, чувств, переживаний и настроений автора». См.: Кодан С.В. Классификация источников изучения истории политических и правовых учений: основания, типы и виды носителей информации // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 6. С. 24 // http://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BD.pdf (дата обращения: 10 июня 2022 г.).

16 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. С. 621.

17 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. С. 329.

18 См. подробнее: Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 119-122.

19 Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург: УрАГС, 2005. С. 284-296, 299-303; Кодан С.В. Школа профессоров российского права М.М. Сперанского // Государство и право. 2003. № 9. С. 88-95.

дарта», введенного Общим уставом российских императорских университетов 1835 г. для юридических факультетов20, структурой и содержанием составленного Сперанским и его коллегами по Второму отделению императорской канцелярии Свода законов Российской империи. О ходе подготовки учебных книг для руководства в познании гражданских и военных законов, на основании высочайших предписаний, Михаил Михайлович сообщал в своем письме от 3 ноября 1833 г. военному министру графу А.И. Чернышеву. Из него, в частности, следует, что составление учебных книг - труд значительный «не столько по обширности его, сколько по строгой точности и ясности тут необходимой», что прежде завершения работ над Сводом законов осуществить такую работу не представлялось возможным, «потому, что учебная книга должна быть не что иное, как систематический вывод главных правил из законов, приведенных уже в ясный и окончательный порядок»21. Такой авторский комментарий Сперанского об учебных книгах видится принципиальным.

Акты систематизации законодательства Российской империи: актуализация учебно-исследовательской деятельности. Безусловно, не могут оставаться без должного внимания в учебном процессе результаты огромной по масштабам работы по систематизации российского законодательства, предпринятой в «университетском» XIX в. Несмотря на то, что, по крайней мере, Полному собранию и Своду законов Российской империи и в учебной литературе, и в научных полемиках уделено значительное внимание, и что наряду с прочими актами систематизации законодательства они

22

справедливо интерпретируются в качестве опорных точек периодизации истории русского права , вряд ли можно утверждать, что для обучающихся простым делом является пояснить, какова природа этих актов и в чем их различия. Замечательно, когда в вузовской библиотеке имеются хотя бы отдельные тома тех или иных изданий Полного собрания и Свода, и к ним есть доступ обучающихся. Чаще всего такой возможности нет.

В этой связи особое значение имеет возможность обратиться к цифровым образам всех томов Полного собрания законов Российской империи первого, второго и третьего изданий, содержащихся на веб-портале Российской национальной библиотеки23. Доступность этого акта систематизации законодательства - важнейшего в программе М. М. Сперанского - делает возможными разнообразные учебно-исследовательские проекты будущих юристов, причем как индивидуальные, так и групповые.

Вполне успешно зарекомендовали себя предлагавшиеся в рамках курсов истории государства и права России и системы источников права24 задания по Полному собранию законов, когда студенту или группе предлагалось изучить узаконения за определенный период времени, выявив при этом формы законов (манифесты, указы, учреждения, регламенты, уставы, высочайше утвержденные доклады, грамоты, др.), их отраслевую принадлежность, особенности юридической техники, содержания и др., а в конечном итоге, насколько это возможно, и приоритеты законодателя. Формальные результаты представлялись в виде таблиц, диаграмм, графиков, при этом важными были обсуждения полученных результатов. Задания могут быть и на сравнение узаконений одной формы (например, манифестов) либо на выявление типических свойств, скажем, высочайше утвержденных докладов. Выявление в широком спектре нормативных правовых актов сепаратных указов или, напротив, крупных узаконений с существенными элементами систематики текстов (как упомянутый выше Общий устав российских императорских университетов), как думается, способствует расширению интерпретаций студентами сущности и роли закона в правовой системе России императорского периода.

Исследовательские «прогулки» по Полному собранию законов Российской империи полезны и с иных точек зрения: у обучающихся складывается мнение о системности законодательства, об особенностях узаконений, об их связанности историческим социокультурным контекстом, о специфике законодательного процесса в целом. Кроме прочего, формируется более точное представление о хронологической инкорпорации законодательства, об официальной публикации нормативных правовых актов в XIX в. Последнее особенно важно, поскольку обращение к текстам изучаемых уза-

20 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 10. № 8337.

21 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. С. 622.

22 Кодан С.В. Акты систематизации законодательства как опорные точки в периодизации истории русского права (IX - начало XX в.) // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 2 (10). С. 105-110.

23 https://nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 10 июня 2022 г.).

24 «Система источников права» включена в вузовскую часть учебного плана бакалавриата (первый учебный семестр) Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яколева.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2022. Т. 32, вып. 4

конений в учебном процессе осуществляется преимущественно через сборники документов (хрестоматии). Роль последних сложно переоценить25, однако, начиная с Уложения 1649 г., начинающий исследователь вполне может обращаться к соответствующим изданиям Полного собрания законов, апеллируя к полным официальным текстам нормативных правовых актов.

В заключение еще раз подчеркнем, что большие юбилеи таких ярких государственных деятелей, реформаторов, правоведов, как М.М. Сперанский, способствуют развитию разнообразных ком-меморативных практик, а также многослойной полемики, полилога (дискуссии о дискуссии, метадис-курса) вокруг юридического образования и науки. Сохранение памяти, с одной стороны, и творческое продолжение большого разговора о том, как эффективно «обустроить» систему подготовки профессиональных юристов, плодотворно комбинируя фундаментальность и практикоориентирован-ность - с другой, видятся значимыми эффектами юбилейных и праздничных дат. Масштабное наследие графа Сперанского, творчески осмысляемое в юридической, исторической науках и иных отраслях социогуманитарного знания, а также на протяжении длительного времени вплетавшееся в учебный процесс, в частности в юридических вузах, не позволяет, как думается, снять с актуальной повестки вопрос об истории политических и правовых учений. В то же самое время рамка действующих образовательных стандартов и существующих университетских, академических и факультетских учебных планов сохраняет разнообразные возможности познания этого наследия. Среди прочих условиями успеха его осмысления видятся креативное отношение к юридико-образовательной действительности, методические искания, а также непрерывность правоведческого полилога.

Поступила в редакцию 05.07.2022

Зипунникова Наталья Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права, доцент ФГБОУ ВО «УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева» 620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 E-mail: [email protected]

Лапшина Лариса Павловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, доцент ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: [email protected]

N.N. Zipunnikova, L.P. Lapshina

HERITAGE OF M. M. SPERANSKY IN LEGAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL "METADISCOURSE" (ON THE 250TH ANNIVERSARY OF THE GREAT REFORMER)

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-699-706

The article reflects on the significance of a special memorable - anniversary - date from the birthday of the outstanding Russian statesman, reformer and jurist Mikhail Mikhailovich Speransky (1772-1839). The authors show the importance of the commemorative practices associated with this event, which have a significant pedagogical effect, as well as the ongoing controversy over the reform of legal education. Due to the continuity of the discussion on how to improve the systematic training of legal personnel, the stability of interest in this problem on the part of a professional corporation, society, and the state, the scientific category of metadiscourse was used to characterize the controversy. The latter, as shown in the specialized literature, is an integral part of scientific and artistic discourses. The authors pay special attention to the situation around the history of political and legal doctrines - science and academic discipline, traditionally included in educational standards, as well as university and faculty curricula. Within the framework of this discipline, in addition to other historical-legal and philosophical-legal courses, the ideas of M.M. Speransky were comprehended by future lawyers for many decades. The possibilities of introducing different layers of Jubilee's heritage, including the epistolary one, into the educational process are demonstrated. Attention is focused on students' projects related to the

25 См., например: Ящук Т.Ф. Рецензия на книгу «История государства и права России: хрестоматия: в 3 т. / отв. ред. А.С. Смыкалин. М.: ИНФРА-М, 2021» // История государства и права. 2021. № 10. С. 43-48.

research of the Complete Collection of Laws of the Russian Empire - one of the acts of large-scale systematization of domestic legislation.

Keywords: M.M. Speransky, anniversary, legal education and science, metadiscourse, history of political and legal doctrines, acts of systematization of legislation.

Received 05.07.2022

Zipunnikova N.N., Candidate of Law, Associate Professor at Department of History of State and Law

USLU named after V.F. Yakovlev

Komsomolskaya st., 21, Yekaterinburg, Russia, 620137

E-mail: [email protected]

Lapshina L.P., Candidate of Law, Associate Professor at Department of Theory and History of State and Law,

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.