Научная статья на тему 'Наследие классической генетики. 100 лет хромосомной теории наследственности'

Наследие классической генетики. 100 лет хромосомной теории наследственности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие классической генетики. 100 лет хромосомной теории наследственности»

ф

3) модернизация здравоохранения, в рамках которой осуществляется информатизация отрасли, дает новые возможности для получения информации из базы данных ОМС.

Обработка базы данных ОМС с помощью программы

«SOC/PEDIATRIA-3» в свою очередь позволяет:

• получить информацию на одно лицо;

• отказаться от формы № 12 применительно к детскому населению, так как она несет явно недостаточный объем информации о заболеваемости;

• определить в каждом федеральном округе страны по 2-3 типичных территории, где 1 раз в 3 года отслеживать динамику заболеваемости детского населения. Предложенная методология изучения исчерпанной заболеваемости позволяет выявить тренды развития ситуации по заболеваемости применительно к различным возрастнополовым группам подросткового населения. Это может стать основой разработки сценариев развития медикоорганизационной помощи данному контингенту населения с учетом различных условий на территории нашей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роменский А. А. Основные показатели состояния здоровья населения и пути дальнейшего совершенствования комплексной методики их получения. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. — М., 1978. — 32 с.

2. Капитонов В. Ф. Заболеваемость на территории сельского врачебного участка // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2004; 2: 31-33.

3. Медик В. А. Заболеваемость населения: теория, современное состояние и методология изучения. — М.: Медицина, 2003. — 508 с.

4. Айвазова З. Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья подростков в условиях крупного города. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2007. — 26 с.

5. Модестов А. А., Бондарь В. И., Косова С. А. и др. Возможности инновационных технологий в оценке заболеваемости детского населения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 апреля 2011 г. «Демографическое развитие России: задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения». — М., 2011. — С. 169-175.

Из истории медицины

Наследие классической генетики.

100 лет хромосомной теории наследственности

Попытки понять природу передачи признаков по наследству от родителей детям предпринимались еще в древности. Размышления на эту тему встречаются в сочинениях Гиппократа, Аристотеля и других мыслителей. В XVII-XVIII вв., когда биологи начали разбираться в процессе оплодотворения и искать, с каким началом — мужским или с женским — связанна тайна оплодотворения, споры о природе наследственности положили начало великой науке — генетике (термин предложен английским ученым Уильямом Бэтсоном в 1905 г.)

Генетика — наука о наследственности и ее изменчивости — особенное развитие получила в начале XX в., после того как исследователи вновь обратили пристальное внимание на законы Грегора Менделя, открытые в 1865 г. За короткий срок генетика выросла в разветвленную биологическую науку с широким кругом экспериментальных методов и направлении.

100 лет назад положению о том, что носителем наследственности является не клет-

ка в целом, а именно хромосома, было суждено стать основной мыслью классической генетики.

Автором хромосомной теории наследственности стал американский зоолог и генетик Томас Хант Морган (25.09.18664.12.1945 гг.). Будучи уже адъюнкт-профессором биологии в Брин-Майров-ском колледже, профессором экспериментальной зоологии Колумбийского университета (США), Т. Х. Морган внезапно, как и весь научный мир, переключил свое внимание на работы Г. Менделя о наследовании признаков.

Коллеги из Колумбийского университета в 1908 г. были удивлены, когда он, получивший уже широкую известность как эмбриолог, решил заняться модной, но неустояв-

шейся наукой — генетикой.

Сначала он хотел проверить, справедливы ли выводы Г. Менделя: существуют ли в клетках наследственные факторы — гены, передающиеся от поколения к поколению в случайных комбинациях? Морган обычно работал с кроликами, но денег на содержание большого вивария ему не дали. Выбор объекта экспериментов — крошечной плодовой мушки дрозофилы — был, возможно, его величайшей удачей. Дрозофилу легко

Т.Х. Морган

разводить в лаборатории в пробирках на растертых бананах или манной каше с изюмом, за год она дает до 30 поколений и в каждом поколении до тысячи потомков! Усыпленных на время эфиром мушек легко изучать под слабым увеличением, отбирать изменившихся особей, а затем их скрещивать.

Продолжение см. на стр. 23

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 3

ф

функционирования» — 83,5 ± 18,3 и 83,8 ± 18,6 баллов, соответственно (р = 0,569).

Изучение качества жизни проводилось в динамике. Следует отметить, что у подростков с девиантным поведением на фоне оздоровления наблюдалось увеличение значений оценки как физического (с 79,8 ± 13,4 до 84,0 ± 12,3 баллов; р < 0,001), так и психологического компонентов здоровья (с 75,8 ± 15,0 до 80,2 ± 13,7 баллов; р < 0,001). Динамика суммарного показателя качества жизни у детей с девиантным поведением соответствовала изменениям его компонентов: на фоне проведенных оздоровительных процедур оценка качества жизни увеличилась с 77,7 ± 12,4 до 82,1 ± 11,6 баллов (р < 0,001).

Заключение

Качество жизни является важным критерием состояния здоровья, который обоснованно позволяет использовать его в качестве метода оценки эффективности оздоровительных мероприятий для подростков. На фоне оздоровления подростков с девиантным поведением в летних лагерях отмечается улучшение качества их жизни, связанное с положительными изменениями оценки таких параметров, как «физическое функционирование», «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием», «общее здоровье», «жизненная активность», «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», «психическое здоровье».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», 2002. — 320 с.

2. Винярская И. В., Альбицкий В. Ю. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. — 2007; 5: 54-56.

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., Валиуллина С. А. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. — 2007; 6 (3): 6-8.

4. Ravens-Sieberer U. Special aspects of the quality of life of children // Dtsch. Med. Wochen. — 2006; 131 (19): 27-30.

5. Давыдова В. М., Землякова Э. И., Балакер М. А. Характеристика показателей качества жизни подростков с некоторыми хроническими заболеваниями / Сб. материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2009. — С. 102.

6. Байтурина А. Т., Малиевский В. А., Валиуллина С. А., Виняр-ская И. В. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан // Вопросы современной педиатрии. — 2007; 6: 51-54.

7. Цыбульская И. С., Бахадова Е. В., Стерликов С. Н. и др. Медико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях (нормативы и отклонения). — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. — 52 с.

8. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 437 с.

9. Ware J. E., Kosinski М., Keller S. D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual. The Health Institute, New England Medical Center. — Boston, Mass., 1994. — 158 p.

Из истории медицины

Начало см. на стр. 15

Открытия не замедлили появиться. Работа ученого отличалась глубиной и математической точностью. Т. Морган подтвердил выводы Менделя, но существенно дополнил их. Были обнаружены признаки, которые наследовались, не расщепляясь, а комплексом, группой сцепления. Оказалось, что у дрозофилы три большие группы сцепления, объединяющие много признаков, и одна маленькая. Но столько же у нее и хромосом в половой клетке гамете. И как раз три больших и одна маленькая! Значит, группы сцепления генов это хромосомы. Далее Морган вместе с учениками, многие из которых также приобрели мировую известность, показал, что гены в хромосомах расположены линейно, как бусины на нитке. Он установил и порядок расположения генов в хромосомах.

И, наконец, правило сцепления оказалось не абсолютным. Хромосомы, как уже подметили цитологи, при мейозе образуют

пары, перекрещиваются и меняются частями. Это явление назвали кроссинговером (перекрестом). Так был выяснен цитологический механизм законов Менделя. Открытия Моргана привели к окончательному доказательству и завершению в основных чертах хромосомной теории наследственности.

Каждое такое открытие по праву можно назвать величайшим. Из лаборатории Моргана в конечном счете вышла в свет та генетика первой половины XX в., которую мы теперь называем классической. Морган дал генетике объект исследований и набор их методов, воспитал многочисленных учеников, пошедших по проторенному им пути.

Действительно, новая, современная генетика, развивает, детализирует те представления, те основы, которые были заложены классической генетикой и ее основоположниками. Но устои классической генетики не сокрушило ни одно открытие, ни одно достижение не противоречит тем взглядам, которые были высказаны

К|Щ

Шпиг 1

ш н

т Я

щ. щ а Шш ДВІ Ш

1

генетиками-классиками. В этом и есть их величайшая заслуга перед наукой и человечеством.

Материал подготовила Е. Кореченкова

Ф

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.