Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 347.6
Потапова Л. В.
кандидат исторических наук Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
В настоящей статье автором проводится исследование проблемы насилия в образовательной среде — буллинга, который рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Данная проблема привлекает внимание не только общество, но и науку. По данным исследований можно резюмировать, что на данный момент проблема межличностных отношений с элементами насилия становятся общественной нормой.
Ключевые слова: ребенок, дети, школа, защита детей, права ребенка, насилие, буллинг.
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как в России, так и во всем мире. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей) [1].
В Конвенции о правах ребенка [2] и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [3] сказано, что соблюдение дисциплины в образовательном учреждении не должно быть связано с применением мер физического либо психического насилия в отношении обучающегося. Педагогические работники, допустившие по отношению к учащимся или воспитанникам применение мер физического или психического (эмоционального) насилия, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до расторжения трудового договора по инициативе администрации учреждения.
Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г., говорится о необходимости обеспечения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе с использованием информационно телекоммуникационных сетей.
Жестокое обращение с человеком в детстве не может пройти и не проходит бесследно. Ребенок, подвергавшийся в детстве насилию любых видов, с большей вероятностью вырастет таким же жестоким. Классик советской педагогики Антон Макаренко, настаивал, что авторитет, построенный на порке, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и одновременно воспитывает в ребенке жестокость. «Из забитых и безвольны детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры» [4, с. 167].
В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14-24 лет подвергаются насилию в той или иной форме [5]. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800 и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно) [6].
Для большинства людей школьные годы — это время, о котором на всю жизнь остаются только светлые воспоминания. Однако не для всех... Мы иногда забываем, что дети могут быть жестокими с теми, кто почему-то не может слиться с общей массой, кто
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
существенно выделяется на фоне сверстников. Оскорбления, унижения, драки, травля — это, к сожалению, реалии жизни в школе на сегодняшний день. Проблема насилия в школе становится все более актуальной.
Справедливости ради следует отметить, что эта проблема не появилась внезапно. Так, первые работы, посвященные этой проблеме, появляются еще в начале ХХ века. Сегодня же она исследуется во всех уголках нашей планеты. Психологи, педагоги, писатели, ученые во всем мире уделяют особое внимание проблеме насилия в школе.
Понятие «насилие» употребляется повсеместно, однако в научном сообществе этот термин не имеет однозначного толкования. Психологи определяют его как воздействие (физическое или психическое) с целью достижения каких-либо целей.
Физическое насилие — это буквальное применение физической силы к ученику.
Психическое насилие нельзя охарактеризовать настолько точно, но формами психического насилия, безусловно являются:
- оскорбление и унижение достоинства,
- угрозы по отношению к учащимся, их родителям и членам их семей,
- преднамеренная физическая или социальная изоляция учащегося, бойкотирование
его.
- систематическая, ни на чем не основанная критика ребенка, подростка, которая выводит его из душевного равновесия,
- демонстративное негативное отношение к учащемуся,
- шантаж ребенка или его родителей,
- ложь и невыполнение взрослым обещаний, намеренное настраивание класса или группы учеников против ребенка, предъявление к учащемуся требований, явно несоответствующих возрасту (часто такое поведение учителя сопровождается критикой ребенка),
- формирование у ребенка страха ошибки, когда ребенок боится предъявить неправильный ответ.
В конце ХХ века появляется специальный термин, который более точно отражает ситуацию насилия в образовательной среде — буллинг (школьная травля). Буллинг — это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в данной ситуации.
Проблема буллинга разрабатывается уже давно учеными из разных сфер знаний, в частности такими авторами, как: Агога С. М., Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасов Т. А., Ачитаева И. Б., Вишневская В. И., Кон И. С., Кутузова Д. А., Стрельбицкая А. А., Файнштейн Е. И. и др.
Согласно результатам исследований ученых, буллинг является сложной проблемой, которая приводит жертву в состояние, при котором человек теряет равновесие и не может защититься от отрицательных воздействий.
Буллинг может принимать различные формы: оскорбление, вымогательство, порча имущества, физическое насилие, распространение слухов, угрозы и другое. А с развитием технологий появляются новые формы буллинга, например, кибербуллинг — травля с помощью электронных сообщений.
Физический буллинг включает в себя толкание, удары ногой, кулаком, нападение или избиение жертвы. Буллинг не так часто проявляется в форме физического насилия. Более распространенным является психологический (эмоциональный) буллинг, который проявляется как вербальное унижение, презрительное отношение, обзывание, непринятие, изоляция («бойкот»), а также распространение неправдивых сплетен. Такой буллинг является даже более травмирующим, чем физический.
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
Все эти деяния приводят к унижению жертвы и доставляют удовольствие обидчику. Цикл насилия не прекращается, а только усиливается, что еще раз доказывает необходимость вмешательства извне.
Буллинг рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Люди, пострадавшие от него, становятся тревожными, у них снижается самооценка. Поэтому деятельность по предупреждению насилия в школьной среде является чрезвычайно необходимой и актуальной.
Наряду с постановкой проблемы и признанием ее актуальности в научной и педагогической литературе все чаще появляются материалы о механизме предупреждения буллинга [7, с. 212], особое внимание уделяется при этом роли социального педагога [8; с. 321, 9, с. 374].
В 2013-2014 гг. было проведено исследование «Школа: обыденность насилия». В качестве экспертов выступили директора школ, учителя, социальные педагоги и психологи. Почти все респонденты (36 человек) признали актуальность проблемы насилия. В ходе исследования были выделены несколько «зон напряжения»: отношения между самими школьниками (между одноклассниками, между старшеклассниками и младшеклассниками); насилие учителей над школьниками; школьников над учителями; родителей по отношению к детям, причем не только к своим; родителей и учителей. Результаты исследования свидетельствуют, что учителя не только не внедряют, а зачастую и не знают о существовании программ по предупреждению насилия (буллинга) в школе. Они говорили о том, что вопросы предупреждения буллинга рассматриваются в рамках или специальных предметов (например, обществознания, права, ОБЖ), или комплексных программ, реализуемых в школах (например, «Подросток», «Семья») [10, а 46].
Ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства, уважительное отношение персонала образовательного учреждения по отношению к себе. Он имеет право на собственную индивидуальность, вполне может оценивать уровень своих знаний относительно других учеников и понимать, что такое плохое поведение, талантливый он или нет, и т. д.
Поддержание дисциплины в образовательном учреждении должно происходить на основе взаимного уважения между педагогами, учениками, воспитанниками. Не допускается применение методов психического и ли физического насилия для установления дисциплины.
С целью повышения эффективности предупреждения буллинга в школе необходимо при планировании и реализации работы в данном направлении учитывать следующие принципы:
- обязательное совместное планирование и взаимодействие психолога, педагогов, классных руководителей и родителей;
- ориентация на предупреждение возникновения ситуации буллинга;
- последовательность и систематичность сбора и систематизации информации об отношениях в школьной среде;
- обязательное изучение динамики и оценка эффективности проведенной работы.
На наш взгляд, для эффективного решения проблемы буллинга в образовательной сфере необходимо привлекать школьное сообщество к выполнению совместной работы в свободное время (подготовка стенгазет, театральные выступления, спортивные командные соревнования и т.д.). Кроме того, необходимо обучить учителей раннему распознаванию проблемы буллинга, а еще лучше — методам ее предупреждения. Еще одним направлением предотвращения насилия в школе может быть создание специального школьного комитета по предупреждению буллинга, в состав которого должны входить учителя, родители и школьники, а его функциями должна быть разъянительно-просветительская деятельность, организация систематических бесед с учениками с целью формирования навыков
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
конструктивного реагирования в конфликте, а также организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников (обидчиков и жертв).
Консультацию и помощь по поводу ущемления или нарушения прав ребенка можно получить в местном Управлении социальной защиты населения, Управлении образования районной, городской администрации, Городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных организациях, позвонив по Общероссийскому детскому телефону доверия. Если действительно серьезная проблема не решается на локальном уровне учитель — завуч — директор — Министерство образования, можно и нужно обращаться в прокуратуру, в суд, в государственные и негосударственные организации, защищающие права человека [11, с. 165].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема насилия (буллинга) в школе становится все более актуальной и распространенной, что подтверждает необходимость ее дальнейшего научного исследования с целью поиска новых эффективных форм и методов ее предупреждения. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.
Литература
1. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/ violencestudy/reports.html (дата обращения: 30.05.2015).
2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года // Сборник международных договоров СССР. — М., 1993. — Вып. XLVI.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
4. Потапова Л. В. Освещение проблем домашнего и семейного насилия //Российское государство и право: исторический опыт, проблемы и альтернативы развития Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Пермь, 27 ноября 2014 г. / Пермский филиал РАНХиГС. — Пермь: Изд-во «Аборигены», 2014.
5. Шереги Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками. 2011. URL: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/2012/nasilie_v_shkole.pdf — (дата обращения: 15.01.2015).
6. Информация о тематике обращений на детский телефон доверия за период 2012-2014 годы / По данным отчетности, предоставляемой субъектами РФ.URL:http://www.fonddetyam. ru/detskiy telefon doveriya/otch ety o deyatelnosti detskogo telefona doveriya (дата обращения 27.06.2015).
7. Романова Е. Н. Опыт использования европейскими странами программ профилактики насилия в школах // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011. — № 9. — С. 212-218.
8. Лукина Т. Н. Система работы школьного социального педагога по профилактике насилия и жестокости // Известия Смоленского государственного университета. — 2009. — №3. — С. 321-326.
9. Сизова И. Л. Социологическая теория о причинах насилия в школе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. — 2012. — № 6 (1). — С. 374-380.
10. Кутявина Е. Е., Курамшев А. В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 4 (32).
11. Потапова Л. В. Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов и организаций в сфере защиты прав ребенка // Вопросы гражданского права в деятельности правоохранительных органов: материалы 2-й Международной научно-практической конференции — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. — С. 163-172.