Научная статья на тему 'Нашего полку прибыло (заметки об учебнике «Психолингвистика» под ред. Т. Н. Ушаковой)'

Нашего полку прибыло (заметки об учебнике «Психолингвистика» под ред. Т. Н. Ушаковой) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нашего полку прибыло (заметки об учебнике «Психолингвистика» под ред. Т. Н. Ушаковой)»

РЕЦЕНЗИИ

НАШЕГО ПОЛКУ ПРИБЫЛО (заметки об учебнике «Психолингвистика» под ред. Т.Н. Ушаковой)

Среди вышедших к настоящему времени учебников по психолингвистике вариант его, предложенный Т.Н. Ушаковой, выделяется своей четкой направленностью: он стремится к расширению круга знаний и понятий психолингвистики и представляет собой очень удачный учебный комплекс, позволяющий увидеть возможные связки с теми коллегами, которые также занимаются изучением вопросов взаимодействия языка и психики, их противоречивой коррелятивностью, обусловливающей невозможность понимания первого без второго и наоборот. Таким образом, это - стыковая работа. И это очень хорошо, ибо тесные и глубокие связи между психологами и лингвистами - давно назревшая потребность.

Расширение круга понятий психолингвистики опирается в учебнике на исходный принцип, предлагаемый для выделения работ психолингвистического характера : «использование в исследовании (явное или неявное) данных, позиций, подходов и психологии, и лингвистики с целью развития знаний в области природы речи и языка» (Психолингвистика, 2006, с.14). Этот принцип дает основание для того, чтобы раздвинуть границы рассматриваемой науки, открыть ее глубокую историческую ретроспективу, включить в область психолингвистики многие новые современные темы и факты. В соответствии с данным принципом находится основная структура учебника, который содержит три основные части: история - теория - практика.

Отсюда - солидный исторический очерк развития психолингвистики, а точнее, идей, которые в ХХ веке были оформлены в виде самостоятельного научного направления. Этот раздел вполне закономерен, поскольку предназначен не только для того, чтобы ввести современную психолингвистику в контекст истории развития научной мысли, начиная с античности, но и

должен помочь студентам-психологам компенсировать отсутствие в их программах таких дисциплин, как общее языкознание и историческое языкознание. А без языковедческих знаний, на наш взгляд, невозможно в полной мере овладеть и психолингвистическими знаниями.

Не менее интересным и солидным является обзор психолингвистических направлений (или школ) исследования в нашей стране. Пожалуй, это первая такая полная попытка представить всю палитру исследований, выполняемых под флагом психолингвистики, и в этом несомненная заслуга редактора и авторов учебника.

В разделе, посвященном теоретическим проблемам современной психолингвистики, с единых методологических и теоретических позиций рассмотрен механизм функционирования языковой способности человека, предстающий перед нами во всей своей сложности и внутренней целесообразности. Особенно интересна, на наш взгляд, концепция онтогенеза языковой способности, в частности, представления автора о прирожденных предпосылках психики младенца, обеспечивающих ему возможность общаться с окружающими буквально с первых дней его жизни и за очень короткий срок сформировать у себя все уровни языкового механизма.

Данные о ходе речевого онтогенеза согласуются с приведенными в учебнике новыми психогенетическими фактами,

свидетельствующими о включенности генетических влияний в развитие речи и языка. Эти факты находятся на острие нынешней психогенетики и придают тексту современный характер. Тот же стиль присутствует и в параграфе, посвященном теме отношения речеязыковой деятельности с мозговыми структурами.

Теоретический раздел содержит и другие содержательные параграфы: речеобра-

ABSTRACTS OF ARTICLES

181

зование и речевосприятие, модели речевой деятельности, семантики речи, данные о языке высших обезьян.

Раздел о прикладных аспектах психолингвистики занимает достаточно важное место в учебнике, свидетельствуя о включенности науки в жизненные отношения людей. Здесь приведены материалы по теме речевого воздействия, речевой диагностике, дефектах и недоразвитии речевой функции.

Завершает книгу краткий футурологический раздел, где автор рисует картину будущего психолингвистики и тенденции ее развития.

Учебник написан хорошим языком, логично выстроен и дает полное представление о психолингвистике как науке и практике в ее современном состоянии. Каждый

раздел учебника снабжен оптимальным списком литературы по теме. Можно отметить, однако, отсутствие одного значащего автора : это Э. Кассирер. Его «Философию символических форм» стоило бы использовать в книге, поскольку она рассматривает то, к чему до сих пор приглядывается научный мир.

В целом следует заключить, что учебник «Психолингвистика» под ред. Т.Н. Ушаковой может быть с успехом использован в учебном процессе для студентов-психологов и студентов-лингвистов, изучающих психолингвистику.

Д.ф.н., профессор Н.В. Уфимцева, Д.ф.н., профессорЮ.А. Сорокин

Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза:

Производное слово. Диалог. Экспериментальные исследования. М.: ИЯЗ РАН, 2006.

Книга Н.М. Юрьевой продолжает цикл исследований в области речевого онтогенеза, проводимых в русле деятельностного направления отечественной психолингвистической школы, и обращена к проблемам, которые в лингвистике традиционно изучались и продолжают изучаться в аспекте «лингвистики детской речи», опирающейся на метод наблюдения и описания языковых фактов в речи детей. Отличает книгу избранный автором подход к изучению процесса становления речи в детстве. С одной стороны, это положения теории речевой деятельности и деятельностного направления в изучении речевого онтогенеза, а с другой стороны - эксперимент, как метод получения материала, на котором строится исследование, сконцентрированное вокруг двух ключевых областей: словообразовательная номинация в

онтогенезе речи и диалоги детей-сверстников дошкольного возрастаа, образованные на основе их совместной деятельности. Выделенные предметные области являются важными ступенями речевого

онтогенеза и своего рода «узловыми моментами», отражающими не только собственно языковые особенности становления речи, освоение ребенком словаря и грамматики родного языка, но и процессы познания и осмысления окружающего мира, умения ребенка пользоваться языком.

Не отрицая в принципе описательный подход и наблюдение, автор ставит перед собой цель показать возможность и продуктивность применения к исследованию выделенных областей речевого развития основных положений отечественной психолингвистики и разработанного в психологии экспериментально-генетического метода (Л.С. Выготский, Л.И. Айдарова, А.Г. Лидерс и др.) как оптимального при изучении интеллектуального и речевого развития ребенка. Тем самым автор стремится не просто регистрировать последовательность появления тех или иных фактов в речи ребенка, а в эксперименте активно моделирует и воспроизводит стадии развития исследуемых явлений с целью выявления их сущностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.