Научная статья на тему 'Наше место: российское образование в контексте международных индикаторов'

Наше место: российское образование в контексте международных индикаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агранович Марк Львович

В декабре 2019 г. был опубликован аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Исследование содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. Доклад адресован широкому кругу читателей. Ниже приводим краткое изложение исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наше место: российское образование в контексте международных индикаторов»

GLOBAL ИЗ ДОКЛАДА

НАШЕ МЕСТО

Российское образование в контексте международных индикаторов

Марк Агранович

В декабре 2019 г. был опубликован аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов».

Исследование содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. Доклад адресован широкому кругу читателей. Ниже приводим краткое изложение исследования.

современном мире экономическое благосостояние страны и её граждан тесно связано с образованием, это подтверждается тем, что между величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на одного жителя и долей населения со средним профессиональным и высшим образованием, что соответствует третичному образованию по Международной стандартной классификации образования (МСКО11), имеется статистически значимая положительная связь. Население Российской Федерации - одно из наиболее образованных в мире: по доле населения с третичным образованием наша страна занимает второе место среди всех стран, уступая только Канаде.

Марк Львович АГРАНОВИЧ

к. э. н., руководитель Центра мониторинга и статистики образования,Федеральный институт развития образования РАНХиГС

(125319, РФ, Москва, Черняховского ул., 9, стр. 1). E-mail: agranovich-ml@ranepa.ru

С позиции мировои тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Тем не менее статистически значимая связь образования и подушевого ВВП указывает на то, что анализ особенностей системы образования нашей страны может позволить хотя бы частично объяснить, почему Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения. Сопоставительный анализ показателей российского образования с показателями образования стран - членов Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР), проведенный в данном докладе, позволил выявить ряд существенных отличий, которые позволяют частично ответить на этот вопрос.

Структура участия населения в образовании

Среди россиян, имеющих третичное образование, гораздо больше, чем в других странах, обладателей дипломов о среднем профессиональном образовании (СПО). В общей численности жителей нашей страны старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44 %, а бакалавры, специалисты и магистры — 55 %. Средние показатели по странам ОЭСР составляют соответственно 17 и 81 %. Кроме того, закончившие аспирантуру/докторантуру в общей численности обладателей дипломов третичного образования составляют в России 1 %, а в ОЭСР — 3 %. Этот перекос в сторону образования более низкого уровня, хотя и в меньшей степени, воспроизводится и сегодня: в 2017 году доля выпускников программ СПО в России в общей численности выпускников программ третичного образования составила 30 %, выпускников вузов — 69 %,

РОССИЯ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

аспирантуры — 1 % против 15,83 и 2 % в странах ОЭСР соответственно.

Среди лиц, имеющих третичное образование в нашей стране, доля женщин, по сравнению с другими странами, выше, одновременно уровень экономической активности женщин в России, как и в других странах, ниже, чем у мужчин. Это приводит к снижению средних показателей экономической активности населения с третичным образованием, то есть доли людей, которые выходят на рынок труда и участвуют в экономической деятельности (создании ВВП), повышая благосостояние страны.

Имеются и определенные отличия в структуре выпуска по специальностям. По сравнению

-

Владимир МАУ

д. э. и., профессор, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

редставленный читателю аналитический доклад уже шестой по счёту. Он содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются

в связке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. Здесь важно подчеркнуть, что в докладе нет рейтингов. Задача данного исследования — не выяснить, кто лучший или худший, а понять, чем система образования в России отличается от образовательных систем других стран и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах образования.

Ш

w

Марина БОРОВСКАЯ

д. э. н., заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации

билие информации, представленной в данном докладе,— от аналитических данных, касающихся отдельных территорий и семей, до фиксирования уровня социально-экономической активности соответствующих субъектов Российской Федерации — даёт возможность и диктует необходимость широкого и заинтересованного обсуждения материалов доклада.

Из приведённых данных следует, что высшее образование в России, как и в других развитых странах, обеспечивает гораздо более высокие показатели трудоустройства выпускников в сравнении с образованием других уровней и способствует повышению экономической активности молодых людей.

Актуальной и важной темой для развития российского образования и усиления его роли в мировом масштабе является также схема экспорта отечественного образования. Аналитика доклада по данному вопросу отражает, с одной стороны, высокую активность России на мировом рынке образовательных услуг, с другой — указывает на специфические особенности российского экспорта образования. В связи с этим представляется важной аналитическая характеристика ниши, которую занимает Россия на мировом рынке образовательных услуг, анализ структуры контингента иностранных студентов, географии мест, из которых они приехали, а также распределения по уровню образовательных программ.

Результаты анализа, приведённые в докладе, несомненно, помогут точнее наметить цели и разработать меры по привлечению иностранных студентов.

Ещё одна важная тема — дополнительное образование взрослых. В докладе показано, что в России, в отличие от общемировых тенденций, чем старше становятся люди, тем меньше они участвуют в программах дополнительного образования. Это является следствием комплекса факторов -от национальных до социально-экономических. Видеть и понимать природу проблемы в этой сфере необходимо, так как вовлечение лиц старшего поколения в социально-экономическую деятельность является важным ресурсом для развития национальной экономики в целом.

Нами затронуты лишь немногие темы и проблемы российского высшего образования, аналитика по которым развёрнута в докладе и, соответственно, позволяет расширить и уточнить представление о формате проблемного поля затронутых вопросов. Это, в свою очередь, очень важно для формулирования и принятия управленческих решений.

Убеждена, что данный доклад вызовет активный интерес профессионального сообщества, стремление обсудить информацию и обменяться мнениями. Заинтересованное обсуждение профессиональным кругом широкой палитры представленных аналитических данных, а также сделанные выводы способны стать фактором дальнейшего развития и совершенствования российского высшего образования.

со сложившимися в странах ОЭСР моделями в нашей стране преобладают выпускники инженерных и строительных специальностей, а также специальностей, связанных с производством, а доля математиков, медиков и выпускников некоторых других специальностей существенно меньше.

На долю России приходится 6,8 % мирового рынка третичного образования (процент иностранных студентов, обучающихся в стране от общей численности иностранных студентов в мире). По этому показателю наша страна уступает только США, Соединенному Королевству и Австралии. Однако надо учитывать, что если в вузах стран ОЭСР студенты из других стран, входящих в эту организацию, составляют 27 %, то в России доля иностранных студентов из стран ОЭСР составляет только 1 %. Кроме того, большинство иностранных студентов в нашей стране обучаются по программам бакалавриата, в то время как в странах ОЭСР преобладающее количество иностранных студентов учится в магистратуре и аспирантуре.

Особенность российского среднего образования — ориентация на продолжение обучения. Подавляющая часть выпускников среднего образования не может выйти на рынок, поскольку

не обладает никакой профессиональной подготовкой. Профессиональную подготовку на уровне МСКО 3 (российское полное среднее образование и первые 2 курса СПО на базе среднего общего образования) получают 13 % населения соответствующего возраста, в то время как в странах ОЭСР доля выпускников среднего образования, имеющих документ о профессиональной подготовке, признаваемый на рынке труда, составляет 40 %.

Важным отличием России от других стран (в контексте рассматриваемого вопроса) является очень низкий уровень участия взрослых в образовании, особенно неформальном (повышение квалификации). По этому показателю Россия занимает одно из последних мест среди стран, по которым имеются данные. При этом между уровнем участия взрослого населения в образовании и экономическим развитием страны имеется статистически значимая положительная связь.

Ресурсы

Расходы на образование и в целом ресурсное обеспечение образования тесно связаны

w

Алексей МАЙОРОВ

д. пед. н., заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке

оклад поражает своей актуальностью. Здесь можно найти опыт решения целого ряда проблем и задач. Вопрос недофинансирования образования, который поднимается при формировании ежегодного бюджета, в данной работе приобретает необходимую доказательность и основательность.

Убедительно доказано, что характеристики образовательных систем связаны с экономическими показателями стран и социально-экономическими эффектами образования и что

с позиции мировой тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен быть существенно выше.

Россия имеет один из лучших в мире показателей по объёму и охвату населения образованием, но существенно проигрывает в реализации этого потенциала. Необходимо использовать доклад в контексте развития не только образования, но и экономики и социальной сферы. Надеемся, что выпуск подобных докладов станет систематическим.

Ш

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ВЫСОКАЯ ДОЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НЕОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

с уровнем экономического развития стран. При этом богатые страны тратят на образование больше не только в абсолютных показателях, но и в относительных. В частности, государство в экономически развитых странах берёт на себя большую долю расходов на образование.

По уровню расходов на образование наша страна отвечает общей закономерности: относительно невысокому уровню экономического развития соответствуют и низкие расходы на образование. Одновременно с этим обращает на себя внимание тот факт, что финансирование

третичного образования осуществляется в России на уровне своей доходной группы, в то время как относительные расходы на начальное и среднее образование являются одними из самых низких в сравнении с другими странами.

Организация обучения

Организация обучения в России также имеет свои особенности. Во-первых, дети в нашей стране начинают учиться в школе позже, чем в большинстве стран, и учатся 11 лет, в отличие от стран ОЭСР, где школьное образование начинается в 5-6 лет и продолжается минимум 12 лет. Во-вторых, академическая нагрузка и в часах в неделю, и (особенно) по количеству учебных недель в году в российской школе значительно ниже, чем в среднем в странах ОЭСР.

Важная особенность российского третичного образования — высокая доля студентов, обучающихся в неочной форме обучения. Доля таких студентов по программам бакалавриата

W

ВикторБАСЮК

д. п. н., заместитель министра просвещения Российской Федерации

не бы хотелось поблагодарить Марка Львовича за проделанную содержательную работу. Сбор данных, их верификация - кропотливый, трудоёмкий и очень сложный процесс, но ещё большая сложность после сбора данных — это их анализ и дальнейшая интерпретация. И это только часть серьёзной работы, которую сегодня РАНХиГС проводит в части международных процессов, в которые наша страна активно включена.

Мы понимаем, что зачастую преждевременное заявление о фактах, которые не подкреплены конкретным профессиональным анализом, вводит в заблуждение очень

многих жителеи нашей страны и не помогает, а мешает успешной реализации государственной политики, и в том числе в сфере образования.

Тем ценнее для нас представленные выводы, так как доклад носит комплексный характер и охватывает все уровни образования. В нём приведены сравнительные данные по участию населения в образовании, финансовой обеспеченности, организации учебного процесса и другим важным направлениям. Результаты этого анализа показывают наши проблемы с другого ракурса, позволяют по-новому ставить государственные задачи и определять пути их решения.

Ш

-

Виктор БОЛОТОВ

д. пед. н., научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

Если мы такие образованные, то почему мы такие бедные?» В монографии Марка Аграновича сделан ещё один подход, на мой взгляд, очень аргументированный, к поиску ответа на эту загадку. Используя российскую и международную статистику, автор сравнивает российское образование с образованием в странах ОЭСР на сопоставимых данных и получает достаточно нетривиальную картину. Отмечу лишь два момента. М. Агранович показал, что размер класса не влияет на средний балл страны в PISA, но наблюдается

статистически значимая связь между средним размером класса и долей школьников, показавших в этом обследовании низкие результаты. Любопытно также, что его анализ распределения полномочий, касающихся управления школой, по уровням власти показывает негативную связь между степенью централизации управления школой на национальном уровне и учебными результатами.

Уверен, что данная монография будет востребована не только исследователями, но и управленцами, которые проектируют программы развития российского образования.

Ш

в России составляет 49 % при среднем значении по странам ОЭСР 21 %.

Анализ других индикаторов образования, выявленные международные тенденции и модели и их сравнение с российскими показателями позволили идентифицировать ряд особенностей системы образования в нашей стране. К наиболее важным из них можно отнести следующие:

* В большинстве стран мира, в отличие от России, дети начинают обучение в школе в 5-6 лет и учатся 12 лет, в некоторых странах — 13 и даже 14 лет. Показатели России обеспечены высоким уровнем участия населения в программах профессионального образования, что компенсирует низкую для такой страны, как Россия, продолжительность среднего образования.

♦ Академическая нагрузка по количеству учебных часов в год у российских школьников существенно ниже, чем в других странах.

• В начальной школе российские школьники гораздо больше, чем их зарубежные сверстники, изучают родной язык и литературу и существенно меньше — иностранный язык

и социальные науки. В основной школе в России гораздо больше, чем за рубежом, уделяется времени на изучение естественных наук, а второй иностранный язык и искусство, в отличие от мировой практики, практически не изучаются.

• Размер класса не влияет на результаты, продемонстрированные учащимися той или иной страны (среднестрановой балл), в обследовании качества образования PISA, но наблюдается статистически значимая связь между средним размером класса и долей школьников, показавших в этом обследовании низкие результаты.

* В странах ОЭСР наибольшая доля решений принимается на уровне школы и национальном уровне, причем школа располагает максимальными полномочиями в вопросах организации учебного процесса. В целом анализ распределения полномочий по управлению школой по уровням власти показал негативную связь между степенью централизации управления школой на национальном уровне и учебными результатами.

-

Снежана ВОЗНЯ К

к. пед. н., первый заместитель директора департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

I анный аналитический доклад —

I очень важное событие, особенно

I сейчас, когда серьёзно меняют-

/ ся стратегии развития региональ-

/ ных систем образования в рамках

| национальных проектов «Образование» и «Демография». Исследование Марка Аграновича позволяет на основе международных данных оценивать предполагаемые

изменения с учётом текущего состояния системы, социально-экономических контекстов, а также уже сложившихся в мире моделей и тенденций развития. Грамотное использование данного документа в рамках проектного подхода к управлению позволит расставить акценты, распределить ресурсы, оценить и нивелировать имеющиеся риски. Очень надеюсь на системное продолжение данной работы.

Ш

00-

Тигран ШМИС

к. пед. н., руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка

□ оссия не только участвует в сборе и анализе международных статистических данных, но и поддерживает развитие статистических систем в других развивающихся странах мира. При этом Россия входит в десятку стран по качеству образования в индексе гармонизированных образовательных результатов (harmonized learning outcomes) Всемирного банка. За годы сбора информации и участия в международных сопоставительных исследованиях был накоплен

огромный массив данных, которые представляют ценность как для образовательной политики России, так и для других стран, стремящихся улучшить результаты своих образовательных систем. Представленная публикация позволяет лучше понять положение России относительно других стран, а также разобраться в эффективности разных образовательных политик. Данное издание вносит значительный вклад в знания о российской системе образования, а также может быть рекомендовано исследователям других стран.

Ш

• Невысокий уровень расходов на образование в нашей стране соответствует уровню ее экономического развития. Средняя величина расходов на 1 школьника по странам ОЭСР составляет 10 тыс. долл. в год на 1 ученика. В России этот показатель ниже более чем в два раза (4,2 тыс. долл.). При этом результаты обучения при расходах на 1 ученика свыше 10 тыс. долл. в год не зависят от величины этих расходов.

* Государство в богатых странах тратит на образование больше не только в абсолютном выражении, но и относительно, то есть берет на себя большую долю расходов.

♦ В России на финансирование образования направляется существенно меньшая доля государственных расходов, чем в странах не только первой и второй (своей) доходных групп, но даже и менее развитых. Наиболее значимое

отличие наблюдается на уровне начального и среднего образования.

* В экономически развитых странах на 1 преподавателя приходится меньше учеников, чем в менее богатых странах. Россия по этому показателю находится на уровне стран более бедных, чем наша страна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Средняя годовая заработная плата педагогов в развитых странах варьируется

от 15,1 тыс. долл. в Латвии до 108,7 тыс. долл. в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР — 42,9 тыс. долл. Заработная плата учителей в России составляла в 2016 г. 23,3 тыс. долл. Дальнейшие исследования позволят сформулировать рекомендации по корректировке образовательной политики, направленные на повышение отдачи от образования для человека, общества и экономики и эффективности использования ресурсов, вовлеченных в образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.