Научная статья на тему 'НАШ ЮБИЛЕЙ (30-ЛЕТИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФНИСЦ РАН )'

НАШ ЮБИЛЕЙ (30-ЛЕТИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФНИСЦ РАН ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ТЕНДЕНЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / МОДЕЛЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / СЦЕНАРИЙ / КОНСОЛИДАЦИЯ / КУРС / КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Вилен Николаевич

В статье нашли отражение основные фрагменты 30-летней истории Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, обозначены основные направления его научно-исследовательской деятельности и достигнутые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUR ANNIVERSARY (THE 30-TH ANNIVERSARY OF THE INSTITUTE OF SOCIO-POLITICAL STUDIES FEDERAL RESEARCH CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES)

The article reflects the main aspects of the 30-year history of Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS), identifies the main directions of its research activities and the results which were achieved.

Текст научной работы на тему «НАШ ЮБИЛЕЙ (30-ЛЕТИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФНИСЦ РАН )»

УДК 304

DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51550

В.Н. ИВАНОВ доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, первый замдиректора ИСПИ РАН (1991-2005 ), советник РАН

Наш Юбилей (30-летие Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН)

В статье нашли отражение основные фрагменты 30-летней истории Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, обозначены основные направления его научно-исследовательской деятельности и достигнутые результаты.

Ключевые слова: институт, тенденции, показатели, модель, устойчивое развитие, государство, власть, общество, сценарий, консолидация, курс, кризис, управление, пандемия, цифровизация, перспектива.

V.N. IVANOV Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, First Deputy. Director of the ISPIRAS (1991-2005), Advisor to the Russian Academy of Sciences

Our Anniversary

(The 30-th Anniversary of the Institute of SocioPolitical Studies Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences)

The article reflects the main aspects of the 30-year history of Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS), identifies the main directions of its research activities and the results which were achieved.

Keywords: institute, trends, indicators, model, sustainable development, state, power, society, scenario, consolidation, course, crisis, governance, pandemic, digitalization, perspective.

26 марта 1991 года Президиум АН СССР принял решение о создании в системе академической общественной науки нового исследовательского центра: Института социально-политических исследования АН СССР (ИСПИ АН СССР, в последующем ИСПИ РАН, ИСПИ ФНИСЦ РАН).

В состав вновь созданного Института вошли «отколовшиеся» от alma mater (Института социологии АН СССР) отделы, возглавляемые известными в стране учеными: Г.В. Оси-повым, В.Н. Ивановым, В.И. Чупровым, В.И. Староверовым, И.Б. Орловой, Л.Л. Рыбаковским, и некоторые «единоличники». С этой даты прошло тридцать лет.

Как принято, встречая юбилей, подводятся итоги сделанному за прошедшие годы. Перед созданным по решению Президиума АН СССР институтом была поставлена задача изучения социальной ситуации, складывающейся в стране в результате проводимых властями системных трансформаций, определение их последствий и возможных сценариев дальнейшего развития. В соответствии с нею были определены основные направления научно-исследовательской деятельности Института.

Первоначально центральной научной проблемой для коллектива Института было определение методологии подхода к решению исследовательских задач. На основе систематически проводимых обсуждений сложился единый взгляд как на саму социальную ситуацию (объект изучения), так и на способы анализа её составляющих. В его основе лежало представление о том, что последняя является производной не только от положения дел в экономике. Не меньшую роль в её детерминации играют собственно социальные и политические процессы, обладающие относительной самостоятельностью. Требуют обязательного учёта также факторы культурные, нравственные ,психологические, национальные и религиозные, составляющие в своей совокупности менталитет россиян. Многое значит и историческая память, актуализация которой оказывает серьёзное воздействие на массовое сознание и политическое поведение российских граждан.

Наряду с внутренними важную роль играют и внешнеполитические факторы, процессы и события, затрагивающие национальные интересы России.

На основе подобного, комплексного по своей сути подхода, учеными Института в ходе проведенных исследований был сделан вывод, что сложившаяся в стране ситуация чревата катастрофой, если не будет изменен курс реформ, навязанный стране либеральными демократами. Этот вывод был отражен в докладе директора Института академика РАН Г.В. Осипова Президиуму РАН (февраль 1992 г.) и в коллективной монографии «Реформирование России: мифы и реальность», положившей начало многотомному изданию «Летопись реформ», позволившему увидеть процесс трансформации социально-экономического уклада и политического строя России в его динамике и системной сложности. В основе каждой из этих книг лежали годовые отчеты Института, составленные на базе обобщенных данных социологических исследований, проводимых научными подразделениями Института по всероссийской выборке (проект «Как живешь, Россия?», руководитель д.с.н. В.К. Левашов) и региональным выборкам (проект «Россия: центр и регионы», руководитель член-корр. РАН В.Н. Иванов, проекты по другим направлениям исследований).

Разработанная учеными Института система предельно-критических показателей позволила количественно охарактеризовать происходящие под влиянием неолиберальных реформ процессы в различных сферах общественной жизнедеятельности.

Было обращено внимание, что у подавляющей части населения сложилось устойчивое негативное отношение к приватизации, большинство опрошенных считали себя обманутыми государством и выражали ему свое недоверие.

Следствием неудачного реформирования явилось резкое ухудшение демографической ситуации, выразившейся в частности в углублении процесса депопуляции.

Одним из негативных следствий реформ и ошибочной внутренней политики явилось усиление напряженности в межнациональных отношениях и рост противоречий во взаимодействии Цента и регионов. Проводимые регулярно массовые и экспертные опросы позволили выявить наиболее сложные и актуальные проблемы в этой сфере. Полученная информация была использована при разработке совместно с Министерством по делам национальностей концепции госу-

дарственной национальной политики (утвержденной указом Президента РФ).

Исследования показали, что кризисная ситуация тяжело сказалась на положении молодёжи. Обозначилась устойчивая тенденция ухудшения её социального положения, рост молодёжной безработицы приобрёл хронический характер, резко усилилась криминализация молодёжной среды.

Кризисное состояние общества обострило проблемы национальной безопасности. Институтом был разработаны в кратчайшие сроки проекты «Глобальные изменения и социальная безопасность», «Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса». Были опубликованы труды по экономической и экологической безопасности.

На основе созданной опросной сети систематически проводились в режиме мониторинга социологические исследования электорального поведения населения как в ходе парламентских, так и президентских выборов. Сделанные на их основе прогнозы оказались весьма близки к реальным результатам и получили высокую оценку Центризбиркома. С учетом специфики российских условий была развернута работа по созданию концепции и модели устойчивого развития общества, базирующаяся на разработанной системе социальных показателей и индикаторов.

В содружестве с учеными Института социально-культурных программ при Правительстве Москвы была разработана модель взаимодействия социологов и администрации на разных уровнях в процессе реализации комплексной целевой программы «Культура Москвы».

Мониторинг массового сознания населения России в регионах показал низкий уровень межличностного доверия, ато-мизированность политических установок и ориентаций, отстраненность многих групп населения от участия в общественной жизни и вместе с тем высокий рейтинг социальной справедливости, запрос на её восстановление.

Осуществленная учеными Института критика проводимый до прихода к власти В.В. Путина курса, сформулированные ими положения нового курса реформирования, обозначенные основные ресурсы и механизмы его реализации нашли своё отражение в рамках научно-исследовательской программы Отделения философии, социологии, психологии и права РАН «Социальная и социально-политическая трансформация российского общества на рубеже ХХ1 века», а также в ходе реа-

лизации программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» (руководители академики РАН Г.В. Осипов и В.А. Садовничий).

Накопленные в ходе реализации исследовательских программ опыт и знания создали необходимые предпосылки для совершенствования управления обществом на научной основе. Исследователи обратили внимание на то, что повышение роли научного знания в обществе автоматически не делает его более стабильным и безопасным, но оно расширяет возможности социального действия, расширяет спектр решаемых на основе науки управленческих задач.

В новых условиях ХХ1 столетия продолжая мониторинг социально-политической ситуации, ученые Института сделали вывод о возрастании роли государства в регулировании всей системы общественных отношений, включая рыночные. Предложили меры по укреплению доверия населения к власти, меры по оптимизации налоговой политики, распределению материальных и финансовых ресурсов страны, способные снизить социальную поляризацию и связанные с нею риски и повысить уровень социальной консолидации и интеграции.

Возможные варианты развития страны в исторически новых условиях получили отражение в разработанных учеными Института сценариях. В качестве наиболее предпочтительного представлен сценарий социальной солидарности, предполагающий объединение усилий всего общества в преодолении кризисного состояния и выход на путь устойчивого развития.

В практику работы Института прочно вошло систематическое информирование о результатах научных исследований властных структур: Администрации президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Комитетов Государственной Думы, Совета Безопасности, Правительства Москвы, а также через СМИ широкую общественность.

Ученые Института неоднократно выполняли научно-исследовательские работы по заказу российских министерств и ведомств, участвовали в работе экспертных комитетов и групп по разработке государственных программ и проектов.

В разные годы директор Института, его заместители и другие сотрудники входили в состав Научного Совета при Совете Безопасности, экспертные Советы Госдумы и Совета Федерации, министерств и ведомств.

За минувшие 30 лет своего существования Институт добился полноценной интеграции в международное научное сообщество. Сотрудники Института регулярно участвовали в международных научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, в реализации международных научных программ. Составной частью международных контактов Института явилась плодотворная деятельность Международной кафедры ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам, созданной в 1993 г. на основе соглашения, заключенного Институтом с ЮНЕСКО. Наряду с активным участием в проведении целого ряда международных мероприятий кафедра организовала лекционные курсы для аспирантов, докторантов и стажеров с привлечением к ним видных зарубежных ученых.

Ученые Института поддерживали регулярные научные контакты с учеными Белоруссии, Германии, Франции, Казахстана, Китая, Югославии, Израиля, Ирана, США, Таджикистана.

Значительное внимание было уделено изучению процессов интеграции в рамках СНГ, особенно на двусторонней основе. Особое место заняли проблемы всестороннего сближения России и Белоруссии, создания единого Союзного государства.

Учитывая возрастающее влияние на все страны процессов глобализации ученые Института активизировали научные поиски в области проблем нового мирового порядка, культурно-цивилизационных трансформаций, противоречий и конфликтов.

В истории Института достойное место занимает сотрудничество с Российской академией социальных наук, членами которой стали многие ведущие ученые Института.

Институт уделял постоянное внимание популяризации научных знаний и своих исследований в том числе. Значительную роль в этой связи сыграл (и продолжает играть) созданный в 1995 г. общественно-политический журнал «Наука Культура. Общество». В его издании в разное время принимали участие ученые из различных научных центров столицы. Более других - ученые Института психологии РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, Государственного университета нефти и газа имени М.И. Губкина, Московского института социально-культурных программ при Правительстве г. Москвы.

Получили признание научной общественности фундаментальные труды Института (энциклопедии, словари, учебники, коллективные монографии).

В Институте все эти годы успешно работали докторантура, аспирантура и Диссертационные советы, сыгравшие положительную роль в подготовке социологов и политологов высокой квалификации.

Ряд ученых Института были удостоины государственных наград, наград Президиума РАН, общественных организаций (Г.В. Осипов, ,В.Н. Иванов, Л.Л. Рыбаковский, В.К. Левашов (ныне директор ИСПИ ФНИСЦ РАН), А.Т. Хлопьев, В.В. Серебрянников, В.В. Локосов (ныне директор Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН), В.Г. Смолянский, Г.Л. Бондаревский, Р.Г. Яновский, С.В. Рязанцев (ныне директор Института демографических исследований ФНИСЦ РАН), В.В. Мартыненко, В.И. Староверов, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Г.И. Осадчая, Т.К. Ростовская, Л.С. Рубан, Х.В. Дзуцнев).

Все 30 лет своей истории Институт активно сотрудничал со многими научными академическими центрами и в первую очередь с близкими ему по профилю научной деятельности. Но в 2019 г. это сотрудничество приобрело новые организационные формы. Согласно указу Министерства высшего образования и науки Российской Федерации ИСПИ РАН вошел в состав Федерального научно-исследовательского центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) объединяющего пять близких по профилю и тематике исследований институтов. В связи с этим были уточнены основные направления его работы, усовершенствована структура научных подразделений.

Сегодня, подводя итоги тридцатилетней деятельности Института, есть достаточно оснований утверждать, что проведенные исследования позволили не только получить новые эмпирические данные о состоянии российского общества, но и систематизировать их должным образом и, что самое главное, эти данные осмыслить и сделать необходимые выводы на перспективу.

Чтобы убедиться в этом достаточно обратится к содержанию одного из последних по времени издания томов многотомной «Летописи реформ», названного «Стратегия прорыва и цифровая реальность России». На основе анализа объективных социально-экономических, демографических и субъективных социально-политических показателей развития российского общества в условиях радикальных реформ исследователи пришли к выводу, что ситуацию в стране в XXI столетии определяло противоборство двух основных социально-

политических тенденций. Первая из них определялась совокупным действием тех социальных и политических сил, которые отражали стремление во что бы то ни стало продолжать курс радикального реформирования. За этой тенденцией стояла относительно небольшая по численности часть общества: крупная буржуазия и новая бюрократия, обслуживающая и защищающая неолиберальные реформы как таковые. Исследователи отмечали , что на практике курс радикальных реформ выразился в переделе общественной собственности в интересах узкого слоя крупных собственников и создании привилегий для круга лиц, допущенных к управлению, владению и распоряжению экспертно-сырьевыми отраслями экономики. Усилия радикальных реформаторов серьёзно затормозили движение России по пути экономического и социального прогресса, поставили её в неравноправное положение по отношению к другим экономически развитым странам , создав к тому же им преимущества за счёт дискриминации национальных политических и экономических интересов России. Это был курс на создание периферийной сырьевой экономики, закрепляющий неоколониальный модус существования нашей страны , открывающий конкурентам российские рынки и отдающий иностранным инвесторам промышленный и интеллектуальный потенциал страны, создающий неограниченные возможности для вывоза дешевого сырья и использования в своих корыстных целях научного потенциала нашей страны и квалифицированной рабочей силы.

Этой пагубной для страны тенденции противостояла другая, ориентирующая общество (и соответственно правящий политический класс) на принятие иного пути развития, учитывающего интересы большинства российского общества, выход на траекторию устойчивого развития и защиты национально-государственных интересов России. Эта тенденция предполагала выход страны из зоны кризисного социально-экономического развития и создание принципиально новой модели социального развития. Авторы подчеркивали, что создание подобной модели возможно на основе комплекса сознательных усилий, мобилизующих ресурсы общества для реализации целей устойчивого социально-политического развития, отражающего интересы большинства населения страны.

Реализация неолиберального курса (первая тенденция) объективно привела к состоянию отчуждения между обществом и государственной властью, без преодоления которого

совершить ощутимый прорыв в социально-экономическом развитии весьма проблематично.

Анализируя опыт реформирования в нашей стране и других странах, авторы пришли к выводу, что существуют фундаментальные социополитические принципы устойчивого развития общества, соблюдение которых с учетом национальных особенностей способно привести к успеху. Речь идёт о таких принципах, как принцип обязательного государственного регулирования рыночных отношений, принцип социальной справедливости, обеспечивающий оптимальное распределение общественного продукта, принцип рациональной экономической свободы, на основе которого формируется смешанная экономика, принцип социального партнерства государства, наёмного труда и работодателей , принцип демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающий необходимый уровень социальной солидарности.

Серьёзным фактором, ограничивающим возможности устойчивого социально-экономического развития, является сложившаяся в стране демографическая ситуация, определяемая динамикой численности населения, соотношением уровней рождаемости и смертности, половозрастной структурой, качественными характеристиками населения. Как отмечают исследователи значение основных демографических показателей весьма различны на региональном уровне, что весьма затрудняет реализацию национальных проектов, направленных на формирование демографического будущего России.

Для населения России в целом характерны процессы старения населения. Остается достаточно высоким, особенно по сравнению с развитыми странами, уровень смертности в том числе и от внешних причин (отравление алкоголем, убийства, самоубийства, транспортные травмы с летальным исходом и т.п., обусловленные социальными причинами).

Среди изучаемых негативных явлений в жизни современного российского общества особое внимание уделяют исследователи борьбе с коррупцией, масштабы которой остаются весьма значительными. Вместе с тем отмечается, что в массовом сознании россиян сложилось достаточно противоречивое отношение к: её осуждение соседствует с отношением к ней, как к неизбежному «минимальному уровню зла». Особое внимание в этой связи уделяется молодому поколению с целью формирования антикоррупционного сознания.

Обращает на себя внимание сделанный авторами акцент на духовно-нравственной сфере, защиту традиционных социокультурных ценностей. Продвижение общества по пути устойчивого развития предполагает в качестве необходимого условия его социальную консолидация, отход от конфронта-ционных идеологий, придающих конфликтам хронический характер. Социальная консолидация позволяет добиться реализации стратегических целей и задач развития Российской Федерации, обозначенных в Национальных проектах федерального масштаба и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: увеличение численности населения, повышение продолжительности, качества и комфортности проживания, раскрытие таланта каждого человека , ускорение технологического развития и внедрение цифровых технологий, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий, оптимизации рынка труда.

Оставаясь на позиции научно критического реализма авторы концептуально обосновывают стратегический курс развития страны на ближайшее будущее.

Социологические исследования последнего времени позволили увидеть новый класс проблем, возникших перед российским обществом в связи с принятием на основе всенародного обсуждения поправок в Конституцию Российской Федерации и изменений в законодательстве, а также в связи нахлынувшей на нашу страну, как и на всю планету, пандемией коронавируса и предложить пути их оптимального решения.

Анализируя актуальные проблемы социального бытия российского общества, исследователи всегда учитывали, что Россия развивается в стремительно меняющемся мире, перманентно рождающем новые вызовы и угрозы. При этом в меняющимся мире есть весьма могущественные силы заинтересованные в ослаблении России, покушающиеся на её самостоятельность и суверенитет, использующие для реализации своих корыстных целей не только экономические санкции, но допускающие прямое вмешательство во внутреннюю жизнь России. По существу против России коллективным Западом развязана гибридная война. Об этом обстоятельно рассказано в трудах ученых Института, подготовленных в преддверии 75-ой годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Происходящие в мире изменения связаны и с появлением новых центров силы, переформатированием трансрегионального, регионального и глобального влияния, Возникает опасность одностороннего глобального доминирования той или иной державы (или союза держав). Изменения в характере глобального взаимодействия требует неослабевающего внимания не только властных государственных структур , но и научного сообщества.

Анализ проделанной учеными Института за минувшее тридцатилетие научно-исследовательской работы позволяет сделать вывод, что на всех этапах её отличала масштабность охваченных проблем, обоснованность и доказательность сделанных выводов и обобщений, реалистичность практических рекомендаций. Вызывает уважение и гражданская позиция ученых.

Юбилейный для Института 2021 год открывает новое двадцатилетие в истории страны. Каким оно будет - время покажет. Хочется верить, что впереди новые достижения и свершения коллектива Института на фоне серьёзных позитивных сдвигов в развитии страны, в укреплении её экономического и оборонного могущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.