Э.К. Хижный
Население, трудовые ресурсы и рабочая сила стран Западной Европы в начале Xxi в.: Проблемы и перспективы
Population, labour resources and labour force of West European countries at the beginning of the xXi century: Problems
and prospects
Введение
Страны ЕС вступили в XXI в. с неплохими достижениями в области экономики, в использовании трудовых ресурсов, в социальной защите своих граждан. Особенно преуспели они в последнем десятилетии истекшего века. Создание единого европейского рынка (ЕЕР) в 1 993 г. и унификация нормативных актов в этой области, введение единой валюты с 1999 г., расширение членского состава ЕС с 12 до 15 стран-участниц, осуществление серии реформ в социальной области - иллюстрация сказанному. Но вместе с достижениями самое крупное в мире интеграционное объединение сталкивается с большим числом проблем, требующих своего непростого решения. Эти проблемы, на наш взгляд, можно условно разбить на три большие группы. Первая относится к демографическим факторам, среди которых доминирующую роль играет и будет играть процесс старения населения со всеми вытекающими последствиями. Вторая группа факторов касается экономики в эпоху ее глобализации и господства информационно-коммуникационной технологии. И наконец, третья группа концентрируется вокруг проблем состояния
и реформирования национальных систем социальной защиты граждан стран ЕС.
В большинстве промышленно развитых стран (ПРС) мира, особенно в странах ЕС, происходит процесс старения населения вследствие как снижения коэффициента рождаемости, так и увеличения средней продолжительности жизни граждан. Это накладывает серьезный отпечаток на демографическую ситуацию в среднесрочной перспективе. Например, к середине XXI в. в странах ЕС ожидается существенный дефицит рабочей силы, не говоря уже о возросших социальных затратах на пожилых граждан этих стран.
Радикальные изменения происходят сейчас и на рынке труда ПРС в связи с интенсивным процессом глобализации экономики, либерализации торговли и распространения информационной технологии. Эти процессы предъявляют серьезные требования к рабочей силе, к работодателям, к правительствам. С одной стороны, требуется переподготовка кадров в режиме постоянного обучения специалистов в связи с меняющимися условиями работы и ее повышенной оплаты. А с другой - необходима существенная корректировка в подходе к проблеме себестоимости всех элементов производства, включая и рабочую силу, для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках сырья, продукции, рабочей силы и капитала. Страны ЕС располагают огромным потенциалом трудовых ресурсов (ПТР), но их надо разумно подготовить к трудовой деятельности и эффективно использовать, учитывая как внутренние резервы, так и внешние источники дополнительной молодой и образованной рабочей силы.
Несмотря на возросший уровень благосостояния населения стран ЕС, многочисленные перемены в области демографии, на рынке труда, в семейных структурах и образе жизни оказывают негативное влияние на социальную защищенность граждан ПРС. В этих странах, например, вероятность оказаться среди бедных для домашних хозяйств, возглавляемых матерью-одиночкой, в три раза выше, чем для хозяйств с двумя работающими родителями. Страны Северной Европы лучше других справились с указанной проблемой благодаря созданию хороших детских учреждений и возможностями для трудоустройства. По данным Международной орга-
низации труда (МОТ), доля детей, проживающих в домашних хозяйствах стран ЕС с денежным доходом ниже 50% от среднего, с поправкой на размер хозяйства, составляет 1,8% в Бельгии, 2,7 - в Швеции, 3,3 - в Дании, 4,1 - в Нидерландах, до 8,7 - в Германии и до 17% - в Великобритании (20, с. 6).
Проанализируем более подробно отмеченные выше три группы проблем, стоящих перед странами ЕС в ближайшие десятилетия XXI в.
Процесс старения населения и ожидаемый дефицит рабочей силы
Демографическая ситуация в Западной Европе с 90-х годов XX в. характеризуется существенными изменениями возрастной структуры населения. Это выразилось прежде всего в увеличении доли пожилых (старше 65 лет) в составе населения. За период 1960-2000 гг. удельный вес пожилых возрос в Португалии, Финляндии, Греции, Италии и Испании в два раза, во Франции, Австрии, Швеции, Нидерландах - в 1,5 раза. В остальных странах прирост пожилых был в пределах 30-40%. Лишь в Ирландии этот показатель остался без изменения.
Доля пожилых в 1960 г. оценивалась в диапазоне 7-12%, а средний показатель составил по 15 странам ЕС 10%. В 2000 г. усредненная величина доли людей старшего возраста в составе населения стран ЕС составила 15,6% с диапазоном 11-18%. К 2040 г., по оценке экспертов Евростата, средний удельный вес пожилых (в возрасте 65 лет и старше) увеличится до 27% с диапазоном 19-31% (1, с.184-198; 15, с.71).
Определенное представление об изменении возрастной структуры населения стран ЕС за 1980-2000 гг. и о предполагаемых изменениях в период 2000-2020 гг. дают данные табл. 1.
Таким образом, численность пенсионеров за 2000-2020 гг. возрастет на
19,1 млн. человек, а работоспособного населения (потенциальных и реальных плательщиков налогов и социальных взносов) снизится на 20,7 млн. человек. Следовательно, в начале XXI в. резко возрастет финансовая нагрузка на систему социальной защиты граждан ЕС. Это будет тем более ощутимо вследствие резкого увеличения лиц сверхпожилого возраста,
(т.е. 80-летних)1, социальные расходы по которым минимум на 1/3 выше, чем на лиц в возрасте 65 лет.
Таблица 1 (16, с.71) Изменение возрастной структуры населения 15 стран ЕС за 1980-2020 гг. (в млн. чел.)
Возрастные группы населения (в годах) Изменения за период (в млн. чел.)
1 980-2000 гг. (факт. данные) 2000-2020 гг. (прогнозные расчеты)
0-14 лет 1 5-29 лет 30-49 лет 50-64 года 65 лет и старше 80 лет и старше - 13,9 - 6,5
-7,6 - 8,9
+ 20,9 - 11,8
+ 10,3 + 17,9
+ 11,8 + 19,1
+ 5,2 +8,6
Основными причинами старения населения принято считать следующие три: снижение коэффициента фертильности, увеличение средней продолжительности жизни и внешнюю миграцию людей. За послевоенный период коэффициент фертильности (т.е. сколько человек останется жить после рождения на каждую женщину репродуктивного возраста -15-49 лет) в среднем по странам ЕС снизился с 2,6 человек. в 1960 г. до
2.0 в 1997 г Наибольшее снижение этого показателя произошло в Ирландии (с 3,8 до 1,9), Италии (с 2,4 до 1,2), Португалии (с 3,0 до 1,4) и Германии (с 2,4 до 1,4) (15, с.73).
К началу XXI в. ни одна страна ЕС не воспроизводила полностью свое население, для чего требуется коэффициент фертильности на уровне
2.1 человека на каждую женщину репродуктивного возраста. Эволюция коэффициента фертильности обусловлена действием
многих демографических и социально-экономических, культурных и религиозных факторов. О некоторых из них свидетельствуют данные табл. 2.
1 Их численность прогнозируется по 15 странам ЕС на 2015 г в 20 млн. чел. (17, с.63).
Таблица 2 (20, с.33) Изменение структуры семей в ряде развитых стран, 1960-1990 гг.
а Страны Коэффициент разводов*1 Рождение детей у незамужних женщин**1 Доля семей с одним родителем в % к числу всех семей Коэффициенты смертности детей до 5лет (чел. на 1000 родившихся)
1960 1990 1960 1990 1960 1988 1960 1990
Великобритания 2 12 5 28 6 13 9 8
Дания 6 13 8 46 17 20 9 9
Италия 1 2 2 6 - - 9 8
Нидерланды 2 8 1 1 1 9 15 8 8
Франция 3 8 6 30 - - 9 8
ФРГ 4 8 6 11 8 14 7 6
Швеция 5 12 11 47 9 13 7 6
США 9 21 5 28 9 23 9 9
х) Коэффициент разводов определяется числом разводов на каждую тысячу замужних женщин. хх) Доля детей, родившихся у незамужних женщин в процентах ко всем родившимся.
Как показывают данные табл. 2, за период 1960-1990 гг. коэффициент разводов возрос вдвое в большинстве рассматриваемых стран, а в Нидерландах - в четыре раза, в Великобритании - в шесть раз. Доля детей, рожденных незамужними женщинами, увеличилась вдвое в ФРГ, втрое в Италии, в четыре раза в Швеции, в пять раз во Франции, в шесть раз в Дании и в одиннадцать раз в Нидерландах! Удельный вес семей с одним родителем увеличился за 30 рассматриваемых лет на 50-100%. Если в 1990 г. доля таких семей находилась в диапазоне 6-17%, то в 1990 г. - в пределах 12-20%. Повысился средний возраст женщин, вступающих в первый брак: с 22,7 года во Франции и в Великобритании в 1 965 г. до 23,9 и
25.5 года в 1989 г. Применительно к ФРГ эти данные составили соответственно 23,7 и 25,7 года, Италии - 24,5 и 25,4 и Нидерландов - 23,3 и
25.6 года (7, с. 108). В 90-е годы истекшего столетия указанные факторы и тенденции в промышленно развитых странах проявили себя еще четче. В 2000 г. на каждую тысячу жителей пришлось пять свадеб (в 1970 г. - 8).
Продолжал увеличиваться возраст лиц, вступающих в первый брак: в среднем в 15 странах ЕС с 26 лет у мужчин в 1980 г. до 30 лет в 2000 г. Соответствующие показатели у женщин составили 23 и 28 лет. Число разводов возросло вдвое: с 14 до 28%. Резко увеличилось число незарегистрированных браков, особенно среди молодежи (33% в 2000 г. против 8% в 1980 г.) и у семейных пар в возрасте старше 35 лет. Самый высокий показатель разводов среди молодежи отмечен в Дании (70%). И, как следствие, существенно возрос удельный вес детей у пар с незарегистрированным браком: с 6% в 1970 г. до 27% в 2000 г. В Великобритании, Дании, Финляндии и Франции этот показатель достиг 40% (17, с. 61).
Изменение структуры семей, повышение возраста вступающих в первый брак, увеличение доли семей с одним родителем, а также улучшение медицинского обслуживания в странах ЕС привели в конечном итоге к резкому (более чем вдвое) снижению коэффициента фертильности.
Параллельно с уменьшением коэффициента фертильности происходит увеличение средней продолжительности жизни, обусловленное прогрессом в области здравоохранения и уровня благосостояния людей (см. табл. 3).
В странах с низким коэффициентом смертности детей продолжительность жизни особенно велика: после достижения возраста 65 лет у японок она составила 20 лет, а у японцев - 16 лет. Страны ЕС близки к этим показателям. Согласно расчетам экспертов ЕС, в предстоящие годы средняя продолжительность жизни европейцев будет возрастать на один год за пятилетие (9, с. 47).
Изменение образа жизни в промышленно развитых странах, резкое снижение коэффициента смертности и увеличение средней продолжительности жизни ведут к тому, что население стран ЕС будет сокращаться и стареть (см. табл. 4).
Сокращение населения 15 стран ЕС за период 2000-2050 гг. в размере
13,5 млн. человек (-3,6%) связывают прежде всего с предполагаемым резким уменьшением населения Италии, Германии и Испании. Лишь во Франции и Нидерландах ожидается рост населения. Уменьшение численности населения и его старения напрямую скажутся на численности трудоспособных людей, рабочей силы и т.д.
Таблица 3 (15, с. 73-75) Эволюция коэффициента фертильности и средней продолжительности жизни человека
Страны Показатель и годы
Коэффи- циент фертиль- ности’0 Средняя продолжи- тельность хх) жизни Коэффициенты рождения (КР), коэффициенты смертности (КС) и коэффициенты естественного прироста детей (КЕП)
1970 1997
1970 1997 1970 1997 КР КС КЕП КР КС КЕП
Все страны ОЭСР, в том числе страны ЕС-15 2,5 2,0 70,9 77,2 17,9 9,7 8,2 12,1 8,6 3,4
Австрия 2,3 1,4 70,3 77,3 15,1 13,3 1,8 10,1 9,7 0,4
Бельгия 2,2 1,6 71,2 76,8 14,8 12,3 2,5 11,0 10,2 0,8
Велико- британия 2,4 1,7 71,7 77,1 16,2 11,8 4,4 11,9 10,9 1,0
Дания 2,0 1,8 73,3 75,3 14,4 9,8 4,6 12,8 11,3 1,5
Германия 2,0 1,4 70,5 76,7 13,5 12,6 0,9 9,6 10,4 -0,8
Греция 2,3 1,3 71,8 77,7 16,5 8,4 8,1 9,8 9,5 0,3
Ирландия 3,9 1,9 71,1 75,9 21,8 11,4 10,4 14,3 8,6 5,7
Испания 2,8 1,1 72,3 77,9 19,6 8,3 11,3 9,2 9,6 -0,4
Италия 2,4 1,2 71,9 78,2 19,8 9,7 7,1 9,4 9,8 -0,4
Люксем- бург 2,0 1,5 70,3 76,5 13,0 12,2 0,8 12,6 9,4 3,2
Нидерлан- ды 2,6 1,5 73,5 77,5 18,3 8,4 9,9 11,9 8,9 3,0
Португалия 2,8 1,4 67,4 75,0 20,0 10,3 9,7 11,4 10,5 0,9
Финляндия 1,8 1,9 70,3 76,9 14,0 9,6 4,4 11,5 9,6 1,9
Франция 2,5 1,7 72,0 78,1 16,8 10,7 6,1 12,4 9,1 3,3
Швеция 1,9 1,7 74,5 79,1 13,7 10,0 3,7 10,1 10,5 -0,4
х) Число детей на каждую женщину в репродуктивном возрасте, т.е. в возрасте 15-49 лет. хх) Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин.
107
Таблица 4 (1 7, с. 114)
Динамика численности населения стран ЕС за 1960-2000 гг. и прогноз на 2000-2050 гг. (в млн. чел.)
.а сц
о. ч сц
о. сц сц >, X с;
сц сц ю сц ю гсз гсз Ч сц
о X сц ч сц 2 с; 1- X сц
и-1 о. 1- ^ сц сц ГСЗ X X си о. >1 сц гг
1- -а 2 гг гсз гсз с; и си 1- с; X гг
1 и с; с; і X о. си с; с гсз ч о. X гсз си
и ш си си 03 ГСЗ си о. о. и 1- о о. ш
Ш < ьо со і— с! I I X X X с; X с в в =|
1960 г. 314,8 7,0 9,1 52,2 4,6 72,5 8,3 2,8 30,3 50,0 0,3 11,4 8,8 4,4 45,5 7,5
1980 г. 354,6 7,5 9,9 56,3 5,1 78,2 9,6 3,4 37,2 56,4 0,4 14,0 9,7 4,8 53,7 8,3
2000 г. 378,0 8,1 10,3 59,9 5,3 82,3 10,6 3,8 40,1 57,8 0,4 16,0 10,2 5,2 59,0 8,9
2010 г. 383,4 8,1 10,4 60,9 5,5 83,4 10,8 4,1 39,9 57,3 0,5 16,7 10,3 5,3 61,4 9,0
2015 г. 385,2 8,2 10,4 61,5 5,5 83,5 10,8 4,3 39,8 56,8 0,5 17,0 10,4 5,3 62,2 9,0
2020 г. 386,0 8,2 10,5 62,2 5,6 83,3 10,8 4,4 39,5 56,0 0,5 17,3 10,5 5,3 62,8 9,1
2050 г. 364,5 7,6 10,1 61,8 5,6 76,0 10,2 4,8 35,1 48,1 0,6 17,7 10,7 5,0 62,2 9,2
Измене-
ние за
2000-
2050 гг. -13,5 -0,5 -0,2 + 1,9 +0,3 -6,3 -0,4 +0,6 -5,0 -9,7 +0,2 + 1,7 +0,5 -0,2 + 3,2 +0,3
и* ч й) ^ а ч;
й) Ь Ь О I и о £
5< ф
гптз
0)
Тз
о
а
есурсы и рабочая
Потенциал трудовых ресурсов и степень его использования
Уменьшение численности населения стран ЕС в обозримом будущем скажется, естественно, на предложении рабочей силы на рынке труда. Ожидается дефицит в этой области. Гораздо сложнее обстоит дело с динамикой потенциала трудовых ресурсов (ПТР)2.
Сложность состоит в том, что процесс старения населения ведет, по существу, к повышению размера потенциала трудовых ресурсов, который определяется как все население страны без молодых в возрасте до 15 лет. Поскольку доля молодежи указанного возраста сейчас и в обозримом будущем будет неуклонно снижаться при росте численности трудоспособного населения и при постоянном увеличении количества лиц старше 65 лет, постольку происходит и увеличение ПТР стран ЕС. Но эти расчеты не учитывают ожидаемого сокращения населения ряда стран ЕС.
Во всяком случае снижение численности населения в предстоящие годы вызывает озабоченность у правительств, так как это связано с состоянием (по крайней мере) количественных параметров трудовых ресурсов, а значит и с национальной безопасностью каждой страны. Специалисты-демографы и экономисты-трудовики Запада предлагают не драматизировать ожидаемую перспективу на рынке труда. Дефицит рабочей силы можно устранить, по их мнению, за счет внутренних резервов и внешних источников пополнения кадров. Что касается внутренних резервов, то здесь есть большие возможности в следующих направлениях. Во-первых, по линии привлечения безработных на рынок труда с использованием политики «кнута и пряника». Под «пряником» подразумеваются меры по стимулированию людей к трудоустройству, меры социального характера, нацеленные на воспроизводство трудовых ресурсов, повышение их образовательного уровня и т.д. В качестве «кнута» будут использованы меры по ужесточению условий выдачи пособий по безработице как в отношении размера этих пособий, так и путем сокращения периода их выплат. Для трудоустройства безработных, равно как и для подготовки к работе ищу-
2 Более подробно см.: 1, с. 8, 181-183.
щих ее, должны быть организованы курсы профориентации и профподготовки под контролем государства. Во-вторых, более активное вовлечение взрослого населения, не только входящего в число трудоспособных граждан (т.е. лиц в возрасте 15-64 лет), но и за пределами этой категории3. Здесь имеется в виду весь потенциал трудовых ресурсов; особенно это касается женской части населения (см. табл. 5).
В предстоящие десятилетия ожидается сокращение численности лиц трудоспособного возраста (15-64 лет). По прогнозам экспертов ЕС, трудоспособное население прекратит свой рост в целом по ЕС к 2010 г. и будет снижаться в последующие 40 лет. В ряде стран (Германия, Греция и Италия) этот процесс уже идет. В других странах пик роста трудоспособного населения будет достигнут в 2023 г. (в Португалии) или в 2033 г. (в Ирландии) (см. табл. 5).
Таблица 5 (1, с. 181-193; 15, с. 76) Эволюция возрастной структуры населения стран ЕС, 1960-2040 г. (в %)
Страны Возрастные когорты
1960г 2000г 2040 г.
0—14 л. 15—64 г 65 л. и старше 0—14 л. 15—64 г 65 л. и старше 0—14 л. 15—64 г 65 л. и старше
Австрия 22,8 67,0 10,2 19,7 68,3 15,0 15,0 54,9 30,1
Бельгия 23,5 64,5 12,0 17,4 66,1 16,6 16,2 56,8 26,9
Великобритания 23,3 65,0 11,7 18,8 65,3 15,9 16,8 58,1 25,1
Дания 25,2 64,2 10,6 18,5 67,1 14,4 17,5 58,1 24,4
Германия 21,4 67,8 10,8 15,5 68,5 16,0 14,8 54,2 31,1
Греция 26,5 65,2 8,3 15,2 67,1 17,6 15,0 56,3 28,7
Ирландия 31,1 57,7 11,2 21,4 67,3 11,3 18,5 62,3 19,2
Испания 27,4 64,4 8,2 14,6 68,6 16,8 14,4 54,7 30,8
Италия 24,9 67,8 9,3 14,5 67,9 17,6 14,5 53,6 31,9
Люксембург н/д н/д н/д 18,6 67,2 14,4 17,0 57,5 25,9
Нидерланды 29,7 61,3 9,0 18,3 68,0 13,7 16,1 56,1 27,8
Португалия 29,1 62,9 8,0 17,0 66,9 16,2 16,0 57,6 26,4
Финляндия 30,4 62,4 7,2 19,7 65,0 15,3 17,4 57,7 24,9
Франция 26,4 62,0 11,6 18,7 65,6 15,7 16,8 57,7 25,6
Швеция 22,0 66,0 12,0 18,8 64,1 17,1 16,7 57,3 26,0
3 А их уже в 2000 г. насчитывалось 61 млн. человек, включая 14 млн. лиц в возрасте 80 лет и старше (17, с. 63).
Из данных табл. 5 видно, что за период 1960-2000 гг. во всех рассматриваемых странах (за исключением Швеции) происходил рост доли трудоспособного населения. Правда, величина этого роста была незначительна:,от 1 до 7% (в Ирландии - 17%). В последующие 40 лет ожидается
существенное сокращение трудоспособного населения. В пяти странах, по прогнозам, оно составит 20% (Австрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды), в других странах - в пределах 10-15%.
Для того чтобы исправить положение с основным резервом рабочей силы, а главное - с занятостью, предлагается принять меры по повышению коэффициента вовлечения трудоспособного населения в работу, особенно за счет лиц предпенсионного возраста, а также за счет самих пенсионеров. По мнению Д. Хоскинса, генерального секретаря Международной ассоциации социального обеспечения, чтобы решить эту проблему, страны ЕС должны наращивать уровень занятости на 1-2% в год (13, с. 18). А данный показатель сейчас находится на низком уровне. В 2000 г. коэффициент занятости лиц в возрасте 55-64 лет в целом по 15 странам ЕС (а их работало 16,5 млн. человек) оценивался в 37,5%, в том числе среди мужчин - 47,6%, а среди женщин - 27,7%. Диапазон этого показателя по странам велик: от 25% в целом (35,1% для мужчин и 15,4% для женщин) в Греции до 64,3% (67,0 и 61,7) в Швеции. Лишь в трех странах ЕС (Швеции, Дании и Великобритании) этот показатель превышает 50% и, следовательно, превосходит среднюю величину по ЕС. В шести странах (Бельгия, Италия, Австрия, Люксембург, Франция и Испания) этот показатель уступает сводной величине (17, с. 76). О том, как поднять экономическую активность пожилых людей, говорится в «Руководящих указаниях ЕС по занятости» (2000 г.) - «Улучшение условий для работы»: «Каждое государство - член ЕС будет проводить политику по активизации пожилых лиц, включая такие меры, как поддержание трудоспособности, проведение пожизненного обучения и другие меры по гибкому режиму работы, чтобы пожилые трудящиеся были в состоянии оставаться в составе занятых и вести трудовую деятельность» (17, с. 76).
По решению Европейского совета в марте 2000 г. перед странами -участниками Союза поставлена задача более полного использования потенциала трудовых ресурсов, в частности достижения в среднем 70% за-
________________________________ Население, трудовые ресурсы и рабочая
сила стран Западной Европы
нятости, в том числе - 60% для взрослых женщин4. Об амбициозности этого решения можно судить, сравнивая эту цель с реальным положением дел в области использования ПТР в 15 странах ЕС (см. табл. 6).
Таблица 6 (1, с. 181- 183; 19, с. 354) Показатель использования потенциала трудовых ресурсов стран ЕС, США и Японии в 1960, 1980, 1999 гг. (в %)
Страны Доля потенциала трудовых ресурсов, вовлеченная в занятость (в %'
1960х'г. 1990 г. 1 999 г.
Австрия 60,3 53,6 56,2
Бельгия 48,6 44,8 47,4
Великобритания 58,8 59,5 59,1
Дания 60,0 62,4 62,4
Германия 59,5 53,1 52,7
Греция 52,0 46,4 45,5
Ирландия 54,0 45,3 55,8
Испания 51,3 42,1 44,0
Италия 52,8 43,9 42,8
Люксембург н/д 49,2 50,1
Нидерланды*' 50,2 60,8 70,9
Португалия 53,8 58,5 58,3
Финляндия”' 64,7 67,0 60,7
Франция 58,3 49,7 48,2
Швеция”' 55,0 73,0 65,1
США н/д 62,8 64,2 (2000 г.'
Япония н/д 62,1 58,3 (2000 г.'
х) Под ПТР подразумеваются лица в возрасте 15-64 лет, т.е. трудоспособное население. хх) В 1990 и 1999 гг. под ПТР подразумеваются лица в возрасте 16-74 лет
Из данных табл. 6 видно, что ни одна страна ЕС не достигла 70% отметки в использовании потенциала трудовых ресурсов, в четырех странах этот показатель ниже 50%, а в остальных - в пределах 50-60%. Обнаде-
4 Это означает создание 17 млн. новых рабочих мест при ежегодном увеличении занятости в странах ЕС в среднем на 1,1% в год (4, с. 7-8).
живает то обстоятельство, что положение с занятостью в ЕС в последние годы, начиная с 1 995 г. улучшается. Так, за период 1995-2000 гг. общая численность занятых в странах ЕС возросла на 11 млн. человек, причем увеличение за 2000 г составило 1,7%, или 2,7 млн. человек (17, с. 75).
Наивысший показатель занятости трудоспособного населения среди 15 стран ЕС в 2000 г. достигнут в Дании (76,3%). В Нидерландах, Великобритании и Швеции этот показатель находится на уровне 70%, а в Португалии, Австрии, Финляндии, Ирландии, Франции, Люксембурге и Бельгии в пределах 60-68%, т.е. на уровне среднего показателя по всем странам (63,2%). Лишь три страны Южной Европы (Греция, Испания и Италия) не дотягивают до этого показателя. За период 1 995-2000 гг. среднегодовой прирост занятости составил 1,4% - от 0,4-0,8% во Франции, Австрии, Германии, Греции, Бельгии и Швеции до свыше 2% в Люксембурге, Великобритании, Финляндии, Испании и до 5,6% в Ирландии (17, с. 75). Правительства стран ЕС ставят перед собой цель обеспечить стабильность экономического роста в размере 1,5-2% в год, как это было в последнее тридцатилетие ХХ в., благодаря чему удалось повысить уровень жизни населения ЕС в два раза.
Особое внимание для повышения коэффициента занятости, и прежде всего среди пожилых, в ЕС уделяется использованию нестандартных форм трудоустройства (частичная занятость, временные работники и работники по самонайму) (см. табл. 7).
Таблица 7 (17, с. 121; 18, с. 38) Эволюция нестандартных форм трудоустройства и их доля во всей занятости в странах ЕС, 1973-2000 гг. (в %)
Страны Доля во всей численности занятык в %: с фиксированным сроком трудового договора
самостоятельно занятык частично занятык временно занятык
1973 г. 1993 г. 2000 г 1973 г. 1993 г. 2000 г 1973 г 1993 г. 2000 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Австрия 11,7 6,3 18,9 6,4 10,1 14,3 н/д н/д н/д
Бельгия 11,2 13,3 17,5 3,8 12,8 20,8 5,4 4,7 5,3
Великобри- тания 7,3 11,9 11,8 16,0 23,3 25,0 5,5 5,7 5,2
Продолжение табл. 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дэния 9,3 7,0 7,1 22,7х' 23,3 21,3 12,5 10,7 10,8
ГерманияҐ 9,1 7,9 10,3 10,1 15,1 19,4 9,9 10,2 10,3
Греция 31,0 28,2 44,3 н/д 4,3 4,5 16,2 9,3 16,5
Ирландия 10,1 13,0 18,1 5,1х' 10,8 16,4 6,1 9,0 8,5
Испания 16,3 18,7 16,5 н/д 6,6 8,0 15,6 32,0 29,8
Италия 23,1 24,2 26,2 6,4 5,3 8,4 6,6 5,8 5,2
Люксембург н/д н/д 6,4 н/д н/д 10,4 н/д н/д 3,4
Нидерланды 9,2 8,7 14,1 16,6х' 33,4 41,0 5,8 10,0 7,6
Португалия 12,7 18,2 27,4 7,8х' 7,4 10,8 13,1 8,6 18,3
Финляндия 6,5 9,5 11,6 6,7х' 8,6 12,3 н/д н/д н/д
Франция 11,4 8,8 7,4 5,9 13,7 16,7 3,3 10,0 16,4
Швеция 4,4 8,7 5,3 23,6х' 24,9 22,6 н/д н/д н/д
Справочно: США 6,7 7,7 н/д 15,6 17,5 н/д н/д н/д н/д
Япония 14,0 10,3 н/д 13,9 21,1 н/д 10,3 10,8 н/д
х) 1979 г
хх) До 1993 г - ФРГ
Как следует из данных табл. 7, в 2000 г. из 15 стран ЕС в четырех (Нидерланды, Ирландия, Греция, Португалия) доля лиц с нестандартными формами занятости была на уровне 60-70% рабочей силы, в девяти странах - в пределах 40% и лишь в двух - в диапазоне 20-30%. В основном работники с нестандартными формами трудоустройства (как правило, молодежь до 25 лет, женщины, инвалиды и пожилые) не охвачены профсоюзами и заключают трудовые соглашения с работодателями либо на индивидуальной основе, либо на уровне предприятия, учреждения. Для таких работников характерны индивидуальные режимы работы, объем трудовой нагрузки, условия и оплата труда.
Помимо внутренних резервов повышения эффективности использования потенциала трудовых ресурсов страны ЕС прибегают к привлечению иммигрантов. За период 1960-1994 гг. среднегодовой баланс приезда и отъезда мигрантов составил +253 тыс. человек. При этом показатель за 90-е годы возрос до 528 тыс. человек в год (1, с. 28). К началу 90-х годов истекшего столетия доля иностранцев в составе населения Европы оценивалась сле-
дующими цифрами: 1,4% - в Италии; 3,3 - в Великобритании; 6,4 - во
Франции; 8,8 - в Германии и 9,1% - в Бельгии (12а, с. 80). Считается, что
к 2020 г. положительное сальдо внешней миграции в ЕС составит от 250 тыс.
до 800 тыс. человек в год (10, с. 15). По оценке ООН, для того чтобы кома
пенсировать ожидаемое сокращение населения стран ЕС, потребуется приток в Западную Европу около 40 млн. иммигрантов (3, с.28). Иностранные работники прочно утвердились в составе рабочей силы стран ЕС. В Люксембурге на них приходилось в 1990 г. 45,2%, а в 1997 г. - 55,1% рабочей силы этой страны. В Швейцарии соответствующие данные равнялись 18,9 и 17,5%. По состоянию на 1997 г., доля иностранцев-иммигрантов в составе рабочей силы оценивалась в 9-10% в Австрии и Германии, в 6-7 - во Франции и Бельгии, в 3-4 - в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Швеции, в 1-2% - в Испании и Италии. Для сравнения отметим, что в рабочей силе США доля иммигрантов в 1997 г. была равна 10,8%, в Канаде - 18,5 и в Японии - 1% (19, с. 19). В табл. 8 даются расчеты двух основных источников динамики населения стран ЕС на 2000 г.
Наивысший показатель естественного прироста населения отмечен в Ирландии ( + 6,1%), затем в Люксембурге (+4,5%) и в Нидерландах (+4,1%). Наименьший показатель в Германии (-0,9%), затем в Швеции(-0,3%) и в Греции (-0,2%).
Самый высокий показатель прироста населения в 2000 г. за счет чистой миграции зафиксирован в Люксембурге ( + 8,3%), затем в Ирландии ( + 5,3%), в Швеции ( + 2,7%) и в Великобритании и Греции (по +2,3%), в Италии ( + 3,1%). По общему приросту населения на первом месте в 2000 г. были Люксембург (+12,8%) и Ирландия (+11,4%), на последнем месте - Германия (-0,4%).
Наряду с определенными достижениями в области занятости и параллельно к ним в странах ЕС были снижены масштабы и уровень безработицы. В восьми странах уровень безработных в 2000 г. был ниже 6% рабочей силы. Лишь в Испании и Италии он превысил отметку в 10%.
Правда, продолжает быть высоким уровень длительной безработицы (продолжительностью более одного года): в целом по 15 странам ЕС он снизился лишь с 47 до 44% в 2000 г. от численности всех безработных (17, с.84).
115
Таблица 8 (1 7, с. 114) Источники роста населения 15 стран ЕС за 2000 г. (в % на 10ОО чел. населения)
.а 1— .а к
с; к о. с[ к
О) П5 ^ о; о; к > X с;
1-1-1 к к I ^ к ю го го С[ к
щ и Ш О I X к с[ к 2 с; |_ X о;
го О с; т О- 1— ^ го к го X X си о. >% о; =г
ш О. <11 1- -О ^ 1- 2 =г го го с; и си 1- с; X =г
^ ^ и 1 и с; с; ^ X О. си с; п. го с[ О. X го си
О О- го и ей си Ф о. го си О. о. и 1- 2 о о. ей
X 1= X ш < 1.0 со ю I I с; X с= © © □
Всего 2,8 2,3 2,3 3,5 3,6 0,4 2,1 1 1,4 1,2 2,8 12,8 7,5 2,5 1,9 5,0 2,4
в том чис-
ле за счет
естествен-
ного при-
роста 1,0 0,2 1,1 1,2 1,7 0,9 0,2 6,1 0,7 0,3 4,5 4,1 1,4 1,4 4,1 0,3
чистой
миграции 1,8 2,1 1,2 2,3 1,9 1,3 2,3 5,3 0,5 3,1 8,3 3,3 1,1 0,5 0,9 2,7
и* ч й) ^ а ч;
й) Ь Ь О I и о £
5< гь
гптз
п
Тз
О
а
есурсы и рабочая
Экономическое развитие, глобализация,
информационные технологии и рынок труда
Третья промышленная революция на основе информационной технологии переживает период бурного развития в эпоху глобализации экономики и либерализации торговли. Информационная и коммуникационная технология предусматривает компьютерное накопление, обработку и распространение информации, столь необходимой для экономического роста и создания рабочих мест. Эти технологии служат фундаментом глобальной информационной инфраструктуры (Интернет), расширяют сферу информационного обслуживания населения, оказывают колоссальное влияние на стиль и характер производства, на образ мышления и поведения людей на производстве. Начиная с 80-х годов рынок информационной технологии (ИТ) - компьютеры и их компоненты, средства программного обеспечения и сфера услуг в этой области - расширяется беспрецедентными темпами: 8% в год. В 1995 г. стоимость продукции отраслей ИТ во всем мире оценивалась в 519 млрд. долл. 70% спроса на эту продукцию обеспечивали страны - члены ОЭСР. Главными потребителями продукции ИТ являются пять стран: США, Япония, Германия, Франция и Италия. По стоимости продаж на первом месте идут компьютеры и различные приставки к ним как промышленного, так и бытового назначения. На втором месте идет программное обеспечение и на третьем - многоцелевое обслуживание и ремонт. В 1995 г. в отраслях ИТ было занято более 1 млн. человек. Не менее впечатляющие успехи достигнуты в функционировании Интернет: если в 1984 г. сетью пользовалась 1 тыс. абонентов, то в 1989 г. - уже 100 тыс., а в 1995 г. -4,8 млн. Число ее пользователей насчитывало в 1995 г. 30 млн. человек, причем их количество увеличивается на 160 тыс. в месяц (1, с. 46-51).
Отрасли ИТ (равно как и процессы глобализации) предъявляют к рабочей силе, занятой в них, и к пользователям их продукции повышенные требования. Многие страны к этому еще не готовы и стараются заполучить нужные кадры путем «закупки мозгов» со стороны (из Индии, КНР, России и т.д.).
Об образовательном уровне трудоспособного населения в странах ЕС свидетельствуют следующие сводные данные. В 1999 г. в среднем по
15 странам ЕС 38% лиц в возрасте 25-64 лет имели образовательный уровень в объеме не выше средней школы. Разброс показателей по странам довольно велик: от 20% в Великобритании, Дании и Германии до 50-57 -в Греции, Испании и до 79% - в Португалии. Удельный вес лиц с образованием, выше средней школы, но меньше объема колледжей и вузов в целом по ЕС составлял в 1999 г. 43% с дифференциацией данного показателя от 12-15% (Португалия, Греция) до 50-65% (Великобритания, Дания, Германия и Австрия). Образовательный уровень в объеме законченного или незаконченного высшего учебного заведения имеют 20% лиц в возрасте 25-64 лет. Наименьший показатель отмечен в Австрии (8%), в Италии и Португалии (по 10%) и в Греции (17%). Наивысший показатель зарегистрирован в Финляндии (31%) и Швеции (29%).
В среднем, по 15 странам ЕС 62% мужчин и женщин имели уровень образования выше объема средней школы. Разница в образовательном уровне между мужчинами и женщинами невелика. Представляют интерес данные об охвате лиц возрастных категорий 25-64 лет курсами профподготовки в течение месячного периода до проведения обследования. В среднем по ЕС лиц со школьным образованием оказалось 3% (от 0 в Греции до 17% в Швеции); для лиц с образовательном уровнем ниже высшего средний показатель составил 10% (от 2% во Франции до 18-19% в Великобритании и Дании); а у лиц с образованием в объеме вузов средний показатель оценен в 16% (от 3% в Греции до 2% в Дании и до 3334% в Великобритании и Швеции) (16, с. 118).
Общие затраты государства на образование в 1997 г. равнялись (в % ВВП каждой страны): 3,2% - в Греции, 4,1-4,8 - в Италии, Люксембурге, Испании, Германии и Великобритании и свыше 5% - во всех других странах ЕС. Особенно велики расходы в Финляндии (6,7%), Швеции и Дании (соответственно 7,9 и 8,0% ВВП) (16, с. 118).
Процессы глобализации экономики с использованием информационной технологии усиливают неравенство партнеров на рынке труда, обостряют конкуренцию между ними. В подтверждение сошлюсь на следующие данные: за период 1987-1999 гг. стоимость сделок по слиянию и поглощению фирм в мире возросла со 100 млрд. долл. до 720 млрд. долл. (5, с. 35). В этих условиях особое внимание обращается на стоимость
рабочей силы, а этот показатель в странах ЕС невыгодно отличается от других промышленно развитых стран, не говоря уже об «азиатских тиграх» (см. табл. 9).
, Таблица 9 (6, с. 21)
Подоходный налог плюс взносы работника и работодателя в систему социального обеспечения (как процентная доля от стоимости рабочей силы), 1998 г.х
Страна” Подоход- ный налог Взносы в систему социального обеспечения Всегохххх Стоимость рабочей силыххххх
работника работодателя™
1 2 3 4 5 6
Бельгия 22 10 26 57 40.995
Германия 1 7 1 7 1 7 52 35.863
Швейцария 9 10 10 30 32.536
Италия 14 7 26 47 32.351
Нидерланды 6 23 14 44 32.271
Дания 34 10 1 44 32.214
Канада 20 5 5 32 32.21 1
Норвегия 19 7 1 1 37 31.638
США 1 7 7 7 31 31.300
Люксембург 10 1 1 12 34 31.102
Австрия 8 14 24 46 29.823
Швеция 21 5 25 51 29.768
Австралия 24 2 0 25 29.590
Финляндия 22 6 21 49 29.334
Великобри- тания 1 5 8 9 32 29.277
Франция 10 9 28 48 28.198
Япония 6 7 7 20 27.664
Ирландия 18 5 1 1 33 24.667
Испания 1 1 5 24 39 24.454
Новая Зеландия 20 0 0 20 24.332
Республика Корея 1 4 9 1 5 22.962
Исландия 20 0 4 25 22.545
Греция 2 12 22 36 1 7.880
Турция 21 8 1 1 40 1 5.825
Чешская Республика 8 9 26 43 1 5.781
Продолжение табл. 9
1 2 3 4 5 6
Португалия 6 9 19 34 13.903
Польша 1 1 0 33 43 12.696
Венгрия 12 8 32 52 9.916
Мексика 0 2 20 22 8.662
х По ставкам человека, не вступившего в брак и не имеющего иждивенцев, с доходом среднего работника производственной сферы.
хх Страны представлены в порядке снижения стоимости рабочей силы.
ххх Взносы работодателя в систему социального обеспечения включают налоги на фонд заработной платы.
хххх Из-за округлений общая сумма может отличаться на один процентный пункт от общих показателей в колонках по подоходному налогу и взносам в сферу социального обеспечения.
ххххх В долларах по паритету покупательной способности. Стоимость рабочей силы включает валовую заработную плату плюс обязательные взносы работодателей в систему социального обеспечения.
Успехи и проблемы в области социальной защиты населения стран ЕС
Важными элементами в стоимости рабочей силы стран ЕС являются вычеты из фонда зарплаты социальных взносов, налогов трудящихся и работодателей. На эти вычеты в Японии приходилось 20% от стоимости рабочей силы, в США - 31%, в Канаде - 32%, а в ведущих странах ЕС - от 32% (в Великобритании и Ирландии) до 34% (в Португалии и Люксембурге), до 35% (в Греции), до 44-49% (в Австрии, Дании, Нидерландах, Италии, Франции, Финляндии), до 52-57% (в Германии, Швеции, Бельгии).
Другими словами, удельный вес социальных выплат и налогов в стоимости рабочей силы стран ЕС в среднем оценивается в размере 43% от фонда зарплаты, в то время как в Японии этот показатель вдвое меньше (20%), а в Канаде и США меньше на 35-37%!
Оценивая подобную ситуацию, нобелевский лауреат в области экономики Г Беккер (США) сказал: «Социальная политика благосостояния, финансируемая за счет высоких налогов и дорогостоящих обязательств со стороны бизнеса, во многих случаях привела к чрезмерному росту безра-
ботицы в Европе за последние 15 лет. Эта "европейская болезнь" вряд ли может служить моделью для других стран» (11, с. 9).
Руководители ЕС, как и его государства-члены, придерживаются резко противоположной точки зрения. В Белой книге «Европейская социальная политика: путь к союзу» подчеркивалось: «Целью предстоящего периода должно стать сохранение и развитие европейской социальной модели по мере нашего продвижения к XXI в., для того чтобы дать народам Европы уникальное сочетание экономического благосостояния, социальной связующей ткани и высокого качества жизни, которое было достигнуто в послевоенный период» (12, с. 7).
Действительно, народам стран ЕС есть чем гордиться в социальной области. В 1999 г. социальные расходы на душу населения оценивались (в долларах по паритету покупательной способности) в среднем по 15 странам в 5793, в том числе: в Австрии - 6716; в Бельгии - 6573; в Великобритании - 5872; в Дании - 7440; в Германии - 6633; в Греции - 3648; в Ирландии - 3512; в Испании - 3416; в Италии - 5507; в Люксембурге -8479; в Нидерландах - 6902; в Португалии - 3588; в Финляндии - 5722; во Франции - 6385; в Швеции - 7116 (16, с. 123).
Социальные расходы в странах ЕС всегда росли гораздо быстрее, чем экономика, и сегодня они составляют в среднем (по 15 странам) 27,6% сводного ВВП с диапазоном от 14,7% ВВП в Ирландии до 32,9% ВВП в Швеции.
Большие социальные затраты в странах Западной Европы, бесспорно, приводят к значительной социальной защищенности их граждан, уменьшают риск оказаться за чертой бедности (см. табл. 10).
Согласно данным табл. 10, риск оказаться за чертой бедности после получения социальных пособий уменьшился в 1998 г. в Дании в 3 раза, в Ирландии, Люксембурге, Нидерландах и Австрии - в 2 раза, на 70% - в Великобритании и на 35-45% в Бельгии, Германии, Испании, Франции. Доля социальных пособий в улучшении благосостояния жителей Греции и Италии незначительна, а в Португалии она равна 20%.
Представляет интерес сама динамика социальной зависимости трудоспособного населения ПРС (см. табл. 11).
121
Таблица 10 (1 б, с. 9)
Удельный вес населения стран ЕС с доходом ниже 60% средней величины по стране до и после получения социальных пособий, 1996 г.
1 |_ .а к
Уд. вес о. с[ о;
населения о. к к > X с;
с доходом к к ю к ю та та с[ к
менее 60% о X к с[ к 2 с; I— X о;
средней О- 1— * к о; та X X си о. >% о; =г
величины 1- .а 2 =г та та с; и <и I- с; X =г
по стране и с; с; а X О- си с; п. та с[ о. X та си
и ей си Ф ГС та си О. о. и I- 2 о О. ей
ш < 1.0 со н I I с; X X © © □
До
получения
социальных 26 24 28 32 30 23 23 33 29 22 24 24 22 н/д 27 н/д
пособий
После
получения
социальных
пособий 17 13 17 19 11 16 21 18 18 19 12 12 27 н/д 16 14
трудовые ресурсы и рабочая
Таблица 11 (16, с. 9) Динамика коэффициента социальной зависимости^ трудоспособного населения ряда промышленно развитых стран за 1980-1997 г
Страна 1 980 г. 1 985 г. 1 990 г. 1 995 г. 1 997 г.
Страны Западной Европы, в том числе: Австрия 43 45 45 48 48
Бел ьгия 42 58 59 58 56
Великобритания 27 37 32 42 39
Германия 32 40 36 42 48
Дания 35 39 42 46 43
Испания 1 7 28 27 30 26
Нидерланды 32 44 42 42 38
Франция 29 42 44 50 51
Ш веция 26 27 28 43 38
США 25 22 21 22 21
Япония н/д н/д 29 32 34
х) Коэффициент социальной зависимости определяет долю трудоспособного населения, получающего какие-либо социальные пособия.
Показатель социальной зависимости трудоспособного населения ПРС свидетельствует, с одной стороны, о степени социальной защиты этой части населения, а с другой - о финансовом бремени для бюджета этих стран.
Указанный показатель в определенной степени соответствует данным списка ранжирования национальных систем социальной защиты 172 стран мира. Согласно этому списку, наиболее прогрессивная национальная система социальной защиты создана в Австралии, которая и занимает первое место. В первой десятке - семь стран Западной Европы (Швеция, Франция, Дания, Финляндия, Австрия, Испания, Германия). Во второй десятке пять стран также являются западноевропейскими (Бельгия, Люксембург, Португалия, Норвегия, Швейцария). Другие страны Западной Европы занимают: Ирландия и Италия - 23-е место, Нидерланды и Греция -
_______________________________ Население, трудовые ресурсы и рабочая
сила стран Западной Европы
33-е место, Великобритания - 37-е место, Российская Федерация занимает 6-е место, Белоруссия - 11-е, Украина - 12-е место. У Японии -20-е место, а у США - 62-е место (8, с. 119-122).
Список литературы
1. Занятость и безработица в Западной Европе: Эволюция политики занятости / РАН. ИНИОН. -М., 2002. - 200 с. - (Актуал. пробл. Европы; № 3.)
2. Нестандартные формы занятости в промышленно развитых странах / РАН. ИНИОН. - М., 1999. - 191с. - (Актуал. пробл. Европы; № 4).
3. Никольская ГК. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Труд за рубежом. - М.: НИИ труда, 2001. - № 4. - С. 17-32.
4. Исаченко ТМ. Основные принципы формирования европейской стратегии занятости // Там же. - С. 3-16.
5. Исаченко ТМ. Факторы формирования стратегии управления трудовыми ресурсами в странах Европейского союза // Там же. - № 2. -С. 27-41.
6. Социальное обеспечение: Вопросы, задачи и перспективы: Докл. IV на 89 сесс. Междунар. конф. труда. - Женева, 2001. - V, 101 с.
7. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия / РАН. ИНИОН. - М., 1999. - 148 с.
8. Dixon D. A global ranking of national social security systems // Intern. social security rev. -Geneve: ISSA, 2000. - Vol. 53, N 1. - P 109-1 22.
9. European economy: Ann. econ. rep. for 1994 / Europ. Commisson. - Luxembourg, 1994. - N 56. -V, 225 p.
10. European economy: Rep. a. studies / Europ. Commisson. - Luxembourg, 1996. - N 3: Ageing a.
pension expenditure prospects in the Western world. -X, 199 p.
11. Ibid. - 1997 - N 4: The wellfare state in Europe - challenges a. reforms. - 393 p.
12. European social policy: A way forword for the Union: A White paper / Europ. Commisson. -Luxembourg, 1994. - 70 p.
12a. Gastles S., Miller M. The age of migration: Intern. population movements in the modern world. -L.; Basingstoke: Macmillan, 1993. - X, 306 p.
13. Hopskins D. Thinking about ageing issues // Intern. social security rev. - Geneve; ISSA, 2002. -Vol. 55, N 1. - P 13-20.
14. Key indicators of the labour market, 20012002. - Geneve: ILO, 2002. - XII, 887 p.
15. Spieria V The graying population: A wasted human capital or just a social liability? // Intern. labour rev. - Geneve, 2002. - Vol. 141, N 1/2. -P. 71-114.
16. Social situation in the European Union / Europ. Commisson. - Luxembourg, 2001. - 130 p.
17. Ibid. - 2002. - 1 31 p.
18. World employment 1996/97: Nat. policies in a global context. - Geneve: ILO, 1996. -XIX, 212 p.
19. World employment report 2001: Work in the information economy. - Geneve: ILO, 2001. -XVII, 371 p.
20. World labour report 2000: Income security a. social protection in a changing world. - Geneve: ILO, 2000. - XIV, 321 p.