Научная статья на тему 'НАСЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

НАСЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЫНОК ТРУДА / АГРАРНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баетова Динар Рахметуловна

Цифровизация, происходящая во всех отраслях экономики и на всех уровнях менеджмента, обуславливает переход к новому интеллектуальному сельскому хозяйству. Целью данной работы является рассмотрение эффектов и перспектив для сельских территорий и населения в контексте процессов цифровизации сельского хозяйства. В связи с многоаспектностью характера исследуемой проблематики были использованы системный и институциональный подходы, которые позволяют рассматривать сельские территории как систему взаимосвязанных элементов, а порождаемые процессами цифровизации новые институты оказывающими влияние на развитие сельских территорий и человеческого капитала.В статье представлена краткая количественная и качественная характеристика сельских территорий и сельского населения. Показаны основные направления цифровой трансформации сельского хозяйства и их влияние на жизнедеятельность сельского населения. При этом цифровизация сельского хозяйства не только способствует повышению качества жизни сельского населения, но и предъявляет к ним новые требования. В данном контексте население рассматривается как человеческий капитал, уровень развития которого должен соответствовать запросам цифрового сельского хозяйства. В его развитии заинтересованными сторонами являются собственно предприятия АПК, органы власти, образовательные учреждения и посредники, осуществляющие рекрутинговую деятельность на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL POPULATION AND DIGITALIZATION OF AGRICULTURE

Digitalization, taking place in all sectors of the economy and at all levels of management, leads to a transition to new intellectual agriculture. The purpose of this work is to consider the effects and prospects for rural areas and the population in the context of the processes of digitalization of agriculture. In connection with the multidimensional nature of the study, systematic and institutional approaches were used that allow rural areas to be considered as a system of interconnected elements, and new institutions generated by digitalization processes that influence the development of rural areas and human capital. The article presents a brief quantitative and qualitative description of rural areas and rural population. The main directions of digital transformation of agriculture and their impact on the life of the rural population are shown. At the same time, the digitalization of agriculture not only contributes to improving the quality of life of the rural population, but also imposes new requirements on them. In this context, the population is considered as human capital, the level of development of which must correspond to the needs of digital agriculture. In its development, interested parties are the enterprises of the agro-industrial complex itself, authorities, educational institutions and intermediaries engaged in recruiting activities in the labor market.

Текст научной работы на тему «НАСЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

V7TK" I rTliQN l©2022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

J M14 |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC ВY-NC 4.0 license

DOJ. j (j 57145/27128482 2022 11 02 02 lfcde3MI^Mhttps://creativecoinmons.org/licenses/by-nc/4.0/)

НАСЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

© Автор(ы) 2022

БАЕТОВА Динар Рахметуловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, бухгалтерский учет и финансовый контроль»

Омский государственный аграрный университет 644008, Россия, Омск, [email protected]

SPIN: 9753-6951

AuthorID: 539301

ResearcherID: AEW-2927-2022

ORCID: 0000-0003-3091-2169

Аннотация. Цифровизация, происходящая во всех отраслях экономики и на всех уровнях менеджмента, обуславливает переход к новому интеллектуальному сельскому хозяйству. Целью данной работы является рассмотрение эффектов и перспектив для сельских территорий и населения в контексте процессов цифровизации сельского хозяйства. В связи с многоаспектностью характера исследуемой проблематики были использованы системный и институциональный подходы, которые позволяют рассматривать сельские территории как систему взаимосвязанных элементов, а порождаемые процессами цифровизации новые институты - оказывающими влияние на развитие сельских территорий и человеческого капитала. В статье представлена краткая количественная и качественная характеристика сельских территорий и сельского населения. Показаны основные направления цифровой трансформации сельского хозяйства и их влияние на жизнедеятельность сельского населения. При этом цифровизация сельского хозяйства не только способствует повышению качества жизни сельского населения, но и предъявляет к ним новые требования. В данном контексте население рассматривается как человеческий капитал, уровень развития которого должен соответствовать запросам цифрового сельского хозяйства. В его развитии заинтересованными сторонами являются собственно предприятия АПК, органы власти, образовательные учреждения и посредники, осуществляющие рекрутинговую деятельность на рынке труда.

Ключевые слова: сельская территория, сельское население, цифровизация, человеческий капитал, рынок труда, аграрный вуз.

RURAL POPULATION AND DIGITALIZATION OF AGRICULTURE

© The Author(s) 2022

BAETOVA Dinar Rakhmetulovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Economics, accounting and financial control" Omsk State Agrarian University 644008, Russia, Omsk, [email protected]

Abstract. Digitalization, taking place in all sectors of the economy and at all levels of management, leads to a transition to new intellectual agriculture. The purpose of this work is to consider the effects and prospects for rural areas and the population in the context of the processes of digitalization of agriculture. In connection with the multidimensional nature of the study, systematic and institutional approaches were used that allow rural areas to be considered as a system of interconnected elements, and new institutions generated by digitalization processes that influence the development of rural areas and human capital. The article presents a brief quantitative and qualitative description of rural areas and rural population. The main directions of digital transformation of agriculture and their impact on the life of the rural population are shown. At the same time, the digitalization of agriculture not only contributes to improving the quality of life of the rural population, but also imposes new requirements on them. In this context, the population is considered as human capital, the level of development of which must correspond to the needs of digital agriculture. In its development, interested parties are the enterprises of the agro-industrial complex itself, authorities, educational institutions and intermediaries engaged in recruiting activities in the labor market.

Keywords: rural territory, rural population, digitalization, human capital, labor market, agricultural university.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сельских территорий требует значительных финансовых ресурсов. Ориентиры по необходимости на практике перехода к новой экономической модели цифровизации АПК и к «интеллектуальному» сельскому хозяйству как ее неотъемлемому компоненту были обозначены в принятой в июне 2017 г. Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], разработанной в контексте реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, и ведомственном проекте МСХ РФ «Цифровое сельское хозяйство» [2]. Цифровизация сельского хозяйства и АПК необходима для повышения эффективности и устойчивости его функционирования посредством изменения качества управления технологическими процессами, процессов принятия решений. Процессы цифровизации должны быть реализованы на всех уровнях иерархии и основываться не только на современных способах производства, но и на использовании информации о состоянии и прогнозировании возможных изменений управляемых элементов и подсистем сельскохозяйственного производства, а также экономических условий в сельском хозяйстве. Однако в

любом инновационном процессе в производстве определяющим является не столько технологии, сколько та среда, в которой эти инновации должны реализовываться. Вопросы готовности среды к преобразованиям являются определяющими: наличие инфраструктуры информационно-коммуникационных сетей, покрытие мобильной сетью, наличие подготовленных к внедрению технологий кадров, качество человеческого капитала сельских территорий, который будет формировать инновационные кадры. Решению этих вопросов должно способствовать государство в лице муниципальных и государственных органов власти. В этом случае цифровизация сельского хозяйства как процесс будет способствовать улучшению уровня жизни на сельских территориях. Объективно происходящие процессы информатизации и цифровизации сельского хозяйства и использования информационных технологий в системе аграрного производства отражены в исследованиях В. Бутырина [3], О. Кусакиной [4], В. Меденникова [5; 6], В. Федоренко [7], Л. Хоружий [8]. Но большая часть исследований акцентируется либо на производственных аспектах цифрови-зации сельского хозяйства, либо на вопросах управления цифровым сельским хозяйством. Часть исследований, как, например, [9], коллектив авторов рассматри-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2022. Т. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8482

вает изменения в образовательном процессе аграрного вуза в контексте цифровизации АПК. Вопросы развития сельских территорий рассмотрены в работах А.Н. Адуковой [10], И.Г. Ушачева [11], И.Ф. Хицкова [12] и других. Развитие сельских территорий в контексте цифровизации рассматривали Е.Г. Коваленко [13; 14], Н.В. Мурашова [14; 15]. Человеческий капитал как экономическая категория был впервые выделен А. Смитом еще в XVIII в., а широко введен в оборот в научной литературе в 1960-е гг. Г. Беккером [16] и Т. Шульцем [17]. С позиции эволюции и содержательной характеристики дефиниции «человеческий капитал» вызывает интерес работа И.А. Данилова [18]. В условиях цифровизации появляются новые факторы, оказывающие влияние на изучение человеческого каптала. Данному вопросу применительно к сельскому хозяйству и сельским территориям посвящены работы Н.М. Габдуллина [19], С.А. Дятлова [20], Т.Т. Джикаевой [21], И.Г. Кузнецовой [22], М.В. Васюковой [23], Т.А. Тетеринец [24].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является рассмотрение эффектов и перспектив для сельского населения в контексте процессов цифровизации сельского хозяйства. Излагаемый материал может быть полезен при разработке мер по демографической и кадровой политике на сельских территориях, а также для дальнейшего изучения влияния цифровизации экономики на уровень жизни сельских территорий.

Данное исследование опирается на системный подход, согласно которому сельская территория понимается как система взаимосвязанных элементов, оказывающих взаимное влияние: население, субъекты бизнеса, органы власти, ресурсы территорий и т.д. Предложения по роли органов власти в решении вопросов сельского населения как человеческого капитала в условиях цифровизации опираются на институциональный подход. При этом под институтами, в соответствии с концепцией Т. Веблен и У. Митчел, понимаются организации (государства, органы власти, фирмы) и исторически сложившиеся правила. В логике данного исследования молодое поколение сельского населения должно активно включаться в циф-ровизацию сельского хозяйства, поэтому был проведен анализ структуры сельского населения в разрезе возрастов. Существует ли потребность в сельском хозяйстве в кадрах с компетенциями для цифровой экономики устанавливалось посредством анкетирования и анализа наличия цифровой инфраструктуры. Далее была рассмотрена роль органов власти и образовательных учреждений в развитии человеческого капитала сельских территорий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сельские территории занимают значительную часть земель РФ и играют ведущую роль в обеспечении нашей страны продовольствием и иными ресурсами. Состояние сельских территорий зачастую характеризуется низким доходом, высоким уровнем безработицы, ограниченным набором социальных услуг и, несмотря на вовлечение села в различные социальные проекты и программы, экономический и социальный уровень продолжает желать лучшего. С развитием урбанизации и желанием людей жить в городах, доля населения, проживающего в сельской местности, сильно снижается. Ежегодно наблюдается значительно сокращение людей, живущих в селах, по всему миру. Численность мирового населения на 01.01.2022 года составляет порядка 7,91 млрд человек, а в среднем прирост за год составляет около одного процента. При этом около 57 % мирового населения обитают в городах, из чего следует, что остальная часть приходится на сельские территории. Численность сельского населения неминуемо сокращается. Так, в 2012 году численность городского населения Омской области составляла 1 414,4 тыс. человек, а сельского - 560,4 тыс. человек, а уже на начало 2022 года это число сократилось: городское население - 1 372,9 тыс. человек, а

сельское - 506,6 тыс. чел. [25]

По оценке федерального органа статистики численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2022 г. составила 145,6 млн человек. Большая часть населения проживает в городах: так, в 2018 году на долю городского населения приходилось 74,4 %, а в 2022 году - 74,8 %, прирост соответственно отмечен как незначительный за пять лет - 0,4 п.п. (таблица 1). Аналогичным образом варьировалась доля сельского населения: в 2018 году сельских жителей России было 25,6 %, в 2022 году - 25,2 %. Если соотнести долю сельского населения по России с Омской областью, то можно сказать, что доля сельских жителей в Омской области несколько больше - в 2017 году была 27,3 % против федерального уровня - 25,6 % , а на 01.01.2022 года - 27 % против 25,2 % на уровне страны.

Таблица 1 - Доля сельского населения России и Омской области в 2017-2021 гг., % (составлено автором по [25])

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, 2021г. к 2017 г., %

Доля городского населения России в обшей численности 74,4 74,59 74,7 74,74 74,8 100,54

Доля сельского населения России б обшей численности 25,6 25,41 25^ 25,26 25,2 98,44

Доля сельского населения Омской 273 27,2 27,1 27,07 27 98,90

С точки зрения обеспечения процессов цифрови-зации сельского хозяйства имеет значение не общая численность сельского населения, а наличие трудоспособного населения и молодежи. Сокращение населения трудоспособного возраста за анализируемый период составило 4 % (таблица 2).

Таблица 2 - Численность и структура сельского населения Омской области по возрастным категориям (составлено автором по [25])

Динамика.

2021гк-

2017 2015 2019 2020 2021 2017 г

Возрастная категория чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел %

моложе трудоспосооного 119606 22 117935 22 114995 22 112818 22 110320 22 -9286 92

тр удо спо соонын возр а ст 280105 52 271943 51 274000 53 268296 52 270209 53 -9896 96

старше трудоспосооного возраста 136038 25 138673 26 132787 25 134030 26 126071 25 -9967 93

Всего 535749 100 528551 100 521782 100 515144 100 506600 100 -29149 95

Отток населения трудоспособного возраста означает и уменьшение населения моложе трудоспособного возраста вследствие переезда совместно с семьей и детьми. Это же влечет снижение рождаемости на сельских территориях. Это привело к снижению населения моложе трудоспособного возраста на 8 %. Обратившись к данным таблицы 3 можно констатировать, что сокращение 8 % происходит по детям (от 0 до 14 лет), что объясняется последствиями эмиграции взрослого населения.

Таблица 3 - Численность и структура сельского населения Омской области по возрасту (составлено автором по [25])

Возрастная категория 2017 2018 2019 2020 2021 Динамика. 2021гк-2017 г

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел %

0-14 113373 27 111261 108596 27 106367 27 104023 27 -9350 92

15-19 26784 б 27206 28245 7 29173 ~ 29728 8 2944 111

20-24 29886 7 29303 : 28342 : 27018 : 26051 : -3835 87

25-29 27917 7 26426 6 25930 6 26980 7 28436 7 519 102

30-34 36665 9 34925 8 32522 8 30015 8 26475 7 -10190 72

35-39 36554 9 36075 9 35616 9 34809 9 34253 9 -2331 94

40-44 35549 8 35380 9 34871 9 34812 9 34338 9 -1211 97

45-49 32856 8 32839 8 33140 8 33075 8 33323 9 467 101

50-54 37569 9 34830 8 32974 8 31764 8 30915 8 -6654 82

55-59 47382 11 45830 11 43373 11 40290 10 37307 10 -10075 79

Всего 426582 100 416093 100 405628 100 396323 100 356870 100 -39712 91

Население в возрасте 15-19 лет увеличилось на 11 %, но продолжение образования в городе (где сосредоточены учреждения СПО и ВПО) приводит к оттоку в возрасте 20-24 года на 13 %. Примечательно, что в 20172019 г. наблюдается отток населения в возрасте 25-29 лет, но по итогам 2020-2021 г молодежь этого возраста

возвращается на село, что возможно связано с развитием цифровизации сельского хозяйства.

Цифровизация сельского хозяйства включает в себя следующие аспекты:

- цифровизация производства;

- цифровизация процессов реализации;

- цифровизация финансового обеспечения деятельности предприятия.

Все эти аспекты нацелены на повышение эффективности каждой операции, снижение затрат на её проведение. В производстве этому способствует цифровизи-рованная сельхозтехника, сенсоры, беспилотные летающие аппараты (программное обеспечение 1 уровня), программные комплексы по управлению производством (программное обеспечение 2 уровня) и программы предиктивной аналитики (программное обеспечение 3 уровня). При этом управление производственными процессами автоматизировано. Производство демонстрирует относительно высокую урожайность (высокий надой) при относительно низкой себестоимости. В реализации продукции АПК цифровизация реализуется посредством электронной коммерции (онлайн-платфор-мы B-2-B, B-2-C, C-2-C) и онлайн-площадок банковских экосистем. Цифровизация финансовой составляющей деятельности предприятий АПК включает цифровиза-цию источников финансирования, системы расчетов, страховых услуг, налогового администрирования и циф-ровизацию внутренних бизнес-процессов финансового менеджмента предприятия АПК.

При проведении бальной оценки анкетного опроса в разрезе сельскохозяйственных организаций муниципальных районов была проведена группировка сельскохозяйственных организаций по уровню технического оснащения и использования цифровых технологий. В результате 66 организаций (17 %) относится к группе с высоким уровнем технического оснащения. В этих предприятиях используется программное обеспечение 2 уровня - Простые решения, UNIFORM-Agri, DATAFLOW II, PigChamp и другие. К группе со средним уровнем относятся 83 предприятия (21 %). В этих сельскохозяйственных организациях цифровизированы отдельные процессы и используются программное обеспечение по составлению кормосмесей СЕЛЭКС, для сельскохозяйственной техники Автограф. К группе, имеющие плохую техническую оснащенность и низкий уровень использования цифровых технологий относится 236 сельскохозяйственных предприятий (60 %). В массиве анкетного опроса были вычленены вопросы, оценивающие уровень информационно-телекоммуникационных технологий и наличия, использования цифровых технологий, по которым была проведена средневзвешенная бальная оценка. Данная оценка позволила классифицировать сельскохозяйственные организации региона по уровню цифровизации в разрезе муниципальных районов. Следует отметить, что только Омский, Любинский, Азовский муниципальные районы Омской области имеют высокий уровень цифровой инфраструктуры и использования цифровых технологий, 12 районов (37,5 %) имеют средний уровень, остальные 17 районов (53,1 %) с низким уровнем цифровизации.

Примерно половина сельскохозяйственных предприятий Омской области в 3-летнем горизонте планируют к внедрению агроскаутинг комплексных цифровых решений «умное поле», использование космической съемки и беспилотных технологий для целей растениеводства и животноводства, облачных технологий и роботизации процессов.

Цифровизация сельского хозяйства должна способствовать росту рентабельности сельского хозяйства, росту уплачиваемых субъектами бизнеса налоговых платежей, что будет увеличивать доходы бюджетов муниципальных образований сельских территорий, которые в свою очередь будут расходованы муниципальными администрациями, в том числе на развитие инфраструкту-

ры сельских территорий и финансирование социальных расходов. Также обязательными для бизнеса являются страховые взносы, часть которых формирует будущую пенсию гражданина. Повышению уровня жизни сельского населения способствует развитие инфраструктуры сельских территорий, увеличение финансирования расходов бюджета по социальным направлениям (образование, здравоохранение и т.д.), а также увеличение располагаемого дохода. Увеличению располагаемого дохода сельского населения способствует цифровизация вследствие роста заработных плат, развития цифровой инфраструктуры сельских территорий. Последнее, в свою очередь, будет способствовать развитию электронной коммерции и альтернативной занятости на сельских территориях. В результате цифровизация сельского хозяйства должна способствовать повышению уровня жизни сельского населения (рисунок 1)

Рисунок 1 - Влияние цифровизации на повышение уровня жизни сельского населения.

В условиях цифровизации сельского хозяйства появляется новый рынок труда, регулирование которого является одной из задач органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в формировании и использовании человеческого капитала. Реализация данной задачи должна осуществляться при взаимодействии акторов развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства региона при инициирующей роли органов государственной и муниципальной власти как стороны, заинтересованной в социальном и экономическом развитии сельскохозяйственной отрасли и сельских территорий. В зависимости от группы, к которой относится муниципальный район, акцент в формировании и использовании человеческого капитала будет смещаться от формирования цифровой инфраструктуры до собственно выстраивания работы по формированию и развитию человеческого капитала (рисунок 2).

Рисунок 2 - Направления рекомендаций органов государственной и муниципальной власти по формированию и использованию человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства

Концептуальная модель взаимодействия органов государственной и муниципальной власти по формированию и использованию человеческого капитала с предприятиями цифрового сельского хозяйства и системой формирования и подтверждения компетенций включает инструментарий государственного регулирования взаимодействия системы образования региона и сферы труда в условиях цифровизации.

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2022. Т. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8482

При взаимодействии органов государственной (региональной) и муниципальной власти с предприятиями АПК, использующими цифровые технологии, по формированию и развитию человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства видятся следующие направления:

- создание платформы использования кадровых ресурсов цифрового АПК (возможно на базе Центра компетенций), которая позволит аккумулировать информацию о наличии кадров и вакансий цифрового АПК на данной территории, наличии образовательных программ, осуществляющих краткосрочную подготовку и подготовку по направлениям бакалавриата и СПО для цифрового АПК;

- создание базы высокотехнологичных предприятий АПК, использующих и/или активно внедряющих цифровые технологии и организация работы с ними;

- организация плановой работы по целевому обучению для цифрового АПК.

Платформа использования кадровых ресурсов цифрового АПК позволит эффективно управлять спросом и предложением предприятий-работодателей и сферы образования региона, а также синхронизировать информационные потоки внутри региональной социально-экономической системы и устранить цифровое неравенство в структуре человеческого капитала региона. Данная платформа должна аккумулировать информацию о специалистах цифрового АПК в регионе о вакансиях и ва-кантах, территории их проживания, об уровне образования и уровне квалификации, о трудоустройстве, возможности осуществления трудовых функций дистанционно (удаленное рабочее место), возможности совмещения трудовой деятельности таких специалистов и проведения ими консультирования в пределах своих компетенций, о трудовой миграции. Для этого необходимо обеспечить в рамках платформы реализацию следующих механизмов: прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям цифрового сельского хозяйства региона, практико-ориентиро-ванного образования, подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства региона, мониторинга трудоустройства выпускников [26].

Создание базы высокотехнологичных предприятий АПК, использующих и/или активно внедряющих цифровые технологии, и организация работы с ними позволит начать выстраивать целенаправленную работу органами власти:

- по включению их в работу платформы использования кадровых ресурсов цифрового АПК;

- по изучению и обобщению опыта их деятельности с целью разработки рекомендаций для других предприятий АПК;

- по использованию их потенциала в процессе развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства региона.

В данном направлении взаимодействия органов власти и предприятий цифрового сельского хозяйства ключевым фактором будет являться нахождение точек соприкосновения интересов хозяйствующих субъектов и органов власти. Однако при наличии у специалистов предприятий цифрового сельского хозяйства компетенций, мотивации, проактивности такое взаимодействие будет являться продуктивным для всех участников процесса.

Система подготовки кадров для АПК региона включает в себя механизм целевого обучения, как за счет бюджетных ассигнований, так и форму контрактного обучения. На современном этапе данный механизм работает ситуативно и не в достаточной степени отвечает потребностям региона. Планирование может осуществляться как на основе данных платформы использования кадровых ресурсов цифрового АПК о наличии вакансий, так и по заявкам предприятий цифрового АПК.

Взаимодействие органов государственной (регио-

нальной) и муниципальной власти с образовательными учреждениями может быть организовано по следующим направлениям:

- инициирование (совместное проведение) исследования рынка труда цифрового АПК, формирование атласа профессий цифрового АПК;

- формирование государственного (регионального) и муниципального заказа по реализации краткосрочных образовательных программ и программ переподготовки;

- организация плановой работы по целевому обучению для цифрового АПК.

Совместное проведение исследования рынка труда цифрового АПК и формирование атласа профессий цифрового АПК позволит органам власти иметь объективное представление об уровне цифровизации сельского хозяйства и его влиянии на человеческий капитал, осуществлять планирование целевого обучения в условиях цифровизации сельского хозяйства, а также принимать активное участие в совершенствовании образовательных программ по подготовке кадров для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.

Реализация этих направлений в региональной и муниципальной кадровой политике позволит синхронизировать и интегрировать деятельность образовательных учреждений и предприятий АПК, использующих цифровые технологий, посредством подготовки кадров для цифрового АПК, в том числе с использованием механизмов целевого и контрактного обучения и позиционирования таких предприятий как стажировочных площадок. При этом работодатель, как заказчик кадров, в условиях цифровизации сельского хозяйства будет принимать активное участие в формировании человеческого капитала еще со школьной скамьи с использованием механизма целевого обучения, в том числе при отсутствии бюджетных КЦП по направлению подготовки контрактного обучения. Участие передовых в условиях цифровизации предприятий АПК в работе платформы использования кадровых ресурсов цифрового АПК, региональных исследованиях рынка труда цифрового АПК позволит:

- более осознанно и мотивированно направлять сотрудников на программы переподготовки и повышения квалификации как за счет грантовой поддержки (при наличии государственного/муниципального заказа на реализацию образовательных программ) так и на основе контрактного обучения;

- повысит заинтересованность работодателя выступить как обучающая, стажировочная площадка, как в ходе производственных практик, так и создавая свои стажировочные программы.

Система формирования и подтверждения компетенций включает не только образовательные учреждения подготовки кадров для АПК, но и Национальная систему квалификаций (НСК).

Принимая во внимание особенности поколения 2, Национальная система квалификаций может являться возможностью, которая позволит временно решить вопросы кадрового обеспечения цифрового сельского хозяйства. НСК через центры оценки квалификации и экзаменационные центры позволяет подтверждать наличие компетенций для реализации трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. Данный механизм является альтернативой традиционной системе образования и позволяет подтверждать компетенции, сформированные в процессе самообразования. Однако в этом направлении имеются объективные сложности: в перечне кода ПС 13 «Сельское хозяйство» на данный момент не разработаны профессиональные стандарты по тем профессиям и должностям, которые возникают в условиях цифровизации сельского хозяйства (что обуславливает актуальность проведения исследования рынка труда цифрового АПК) [27].

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, необходимо констатировать отток населения сельских территорий, что не только снижает

долю трудоспособной части сельского населения, но и уменьшение детей и молодежи на селе. Цифровизация сельского хозяйства может стать драйвером возврата молодежи на село. На территории Омской области функционирует 385 сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствований. Среди них часть предприятий активно используют цифровые технологии, но часто это зависит от уровня инфраструктуры в муниципальном районе. Цифровизация сельского хозяйства имеет и сопутствующие эффекты для сельских территорий: развитие инфраструктуры, развитие альтернативных форм занятости, повышение уровня дохода сельского населения, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, развитие сельского населения как человеческого капитала. При наличии востребованности новых кадров с цифровыми компетенциями в сфере сельского хозяйства необходимо осознанно подходить к рассмотрению сельского населения как человеческого капитала. В условиях цифровизации сельского хозяйства органам государственной и муниципальной власти необходимо выстроить взаимодействие по направлениям деятельности с предприятиями цифрового АПК и образовательными учреждениями региона, что позволит синхронизировать и интегрировать деятельность образовательных учреждений и предприятий АПК, использующих цифровые технологии, синергетическим эффектом которого станет формирование, развитие и использование человеческого капитала для цифрового сельского хозяйства.

В развитии выделенных эффектов должны быть заинтересованы все общественные институты: органы местного самоуправления, государственные власти, субъекты бизнеса, учреждения образования и само население. Разработка данной проблематики как, например, изучение механизмов и разработка практических рекомендаций для всех стейкхолдеров, несомненно, будут актуальными и востребованными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government. ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 31.07.2022).

2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. — 48 с.

3. Бутырин, В. В. Совершенствование системы управления агробизнесом в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства / В. В. Бутырин, Ю. А. Бутырина, А. Ю. Усанов // Доклады ТСХА : Международная научная конференция, посвященная 175-летию К.А. Тимирязева, Москва, 06-08 декабря 2018 года. Том Выпуск 291, Часть IV. — Москва: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, 2019. - С. 7-10. - EDN UGXEPF.

4. Кусакина, О. Н. Цифровая трансформация сельского хозяйства и проблемы формирования человеческого капитала / О. Н. Кусакина, Н. В. Банникова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2019. — № 12. — С. 71-73. — DOI 10.31442/0235-2494-2019-0-12-71-73. — EDN CTXWQQ.

5. Меденников, В. И. Цифровые технологии для национальной платформы «цифровое сельское хозяйство» / В. И. Меденников // Хроноэкономика. — 2020. — № 5(26). — С. 12-17. — EDNKQAWRR.

6. Системный взгляд на цифровую трансформацию АПК / В. И. Меденников, И. М. Кузнецов, М. В. Макеев, М. И. Горбачев // Управление рисками в АПК. — 2020. — № 2(36). — С. 34-43. — DOI 10.53988/241365732020-02-05. — EDN HXXYHT.

7. Федоренко, В. Ф. Тенденции цифровизации и интеллектуализации сельского хозяйства / В. Ф. Федоренко // Инновации в сельском хозяйстве. — 2019. — № 1(30). — С. 231-241. — EDNIKJJHN.

8. Хоружий, Л. И. Цифровые двойники в межорганизационной системе управленческого учета агроформирований / Л. И. Хоружий, Ю. Н. Катков, А. А. Романова //Бухучет в сельском хозяйстве. — 2021. — № 7. — С. 6-14. — DOI 10.33920Ш-11-2107-01. — EDNIKPYYZ.

9. Архипова, А. И. Цифровые технологии подготовки к обучению в аграрном вузе /А. И. Архипова, С. П. Грушевский, Е. В. Луценко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. — 2022. — № 95. — С. 25-31. — DOI 10.21515/1999-1703-95-25-31. — EDN QWNJTQ.

10. Кадровая база села: механизмы развития и эффективного использования / Р. Х. Адуков, А. Н. Адукова, Р. В. Захаров [и др.]. — Москва : Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, 2020. — 170 с. — ISBN 978-5-93098-093-6. — EDN KONBJW.

11. Ушачев, И. Г. Сельские территории: новая парадигма социально-экономического развития. Часть 1 / И. Г. Ушачев // Стандарты и

качество. - 2021. - № 7. - С. 72-77. - DOI 10.35400/0038-9692-2021-772-77. - EDN NLYWKY.

12. Хицков, И. Ф. Взаимодействие труда, предпринимательства и власти как фактор устойчивого развития сельской территории и человеческого потенциала /И. Ф. Хицков, В. Е. Петропавловский, Г. И. Чогут //АПК: экономика, управление. - 2019. - № 4. - С. 74-87. - DOI 10.33305/194-74. - EDN SBSYEE.

13. Коваленко, Е. Г. Проблемы инвестирования в развитие инфраструктуры сельских территорий региона / Е. Г. Коваленко, А. А. Князькина // Экономика и менеджмент в условиях цифровых перемен.

- 2019. - № 1(4). - С. 62-67. - EDNRORDHV.

14. Коваленко, Е. Г. Цифровизация и информатизация как факторы устойчивого развития территорий / Е. Г. Коваленко, Н. В. Мурашова //Вестник НГИЭИ. - 2020. - № 10(113). - С. 119-128. - DOI 10.24411/2227-9407-2020-10100. - EDNDNPLWN.

15. Мурашова, Н. В. Концепция цифровой трансформации сельских территорий / Н. В. Мурашова, Е. Г. Коваленко // Экономика сельского хозяйства России. - 2022. - № 1. - С. 99-103. - DOI 10.32651/22199. - EDN JIUSFW.

16. Becker G. Human capital. A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., Columbia University Press, 1964.

17. Schultz T. Investment in human capital: The role of education and of research. N.Y., TheFree Press, 1971. 272 p.

18. Данилов, И. А. Эволюция содержания и сущности понятия «человеческий капитал» в России и за рубежом / И. А. Данилов, М. А. Фирсова // Общество. - 2019. - № 1(12). - С. 29-34. - EDNRJCZDG.

19. Габдуллин, Н. М. Эффективное использование человеческого капитала в условиях цифровизации Российской экономики / Н. М. Габдуллин, И. А. Киршин //Журнал экономической теории. - 2019. - Т. 16. - № 2. - С. 225-233. - DOI 10.31063/2073-6517/2019.16-2.5. - EDN KEPESK. О.Б. Главатских, И.А Данилов, И.И. Дзямулич,

20. Дятлов, С. А. Особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике / С. А. Дятлов, А. Ю. Ханхунова //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 2(116). - С. 1417. - EDN IZEWJQ.

21. Джикаева, Т. Т. Потенциальные и реальные риски цифро-визации для будущего человеческого капитала / Т. Т. Джикаева // Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы : Материалы VIII ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Москва, 03 июня 2021 года. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2021. - С. 106-112. - EDN NJPPBF.

22. Кузнецова, И. Г. Траектория развития человеческого капитала в условиях цифровизации сельского хозяйства / И. Г. Кузнецова // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - Т. 11. -№ 1. - С. 55-65. - DOI 10.20913/2618-7515-2021-1-15. - EDN YUXZTR.

23. Васюкова, М. В. Человеческий капитал в условиях цифровиза-ции экономики и АПК/М. В. Васюкова, Н. Д. Скосырева, А. В. Зинич // Финансовая экономика. - 2022. - № 2. - С. 103-106. - EDNRQYTUF.

24. Тетеринец, Т. А. Управление человеческим капиталом в условиях цифровизации сельского хозяйства / Т. А. Тетеринец // Экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты современных агротехнологий : материалы III международной научно-практической конференции, Рязань, 18 апреля 2019 года. -Рязань: ИП Жуков В.Ю., 2019. - С. 468-471. - EDN TFQDRF.

25. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https:// rosstat.gov.ru/(дата обращения: 20.09.2022)- Текст: электронный.

26. Запольский, А. Д. Развитие человеческого капитала региона в условиях цифровизации экономики : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / А. Д. Запольский. - Курск, 2019. - 162 с. - EDN LDGRNP.

27. Профессиональные стандарты. Сельское хозяйство. - Москва.

- URL: https://fgosvo.ru/docs/index72/13 (дата обращения: 20.09.2022)-Текст: электронный.

Received date: 06.10.2022 Revised date: 28.10.2022 Accepted date: 10.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.