3. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы /Н.А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 382с.
4. Хлопенко О.В. Формирование конкурентоспособности предприятий розничной торговли: Моногра-фия/Н.А. Савельева, О.В. Хлопенко. - Ростов-н/Д., 2012. - 175с.
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ _И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
Чернецова Лада Владимировна
кандидат экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика» Институт развития бизнеса и стратегий «<Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»,
г. Саратов
Маштакова Татьяна Андреевна
студентка Бизнес-колледжа, специальность 43.02.10 «Туризм» Институт развития бизнеса и стратегий «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» г. Саратов
OUTDOOR ADVERTISING: CONSUMER EVALUATION OF MODERNIZATION EFFECTIVENESS AND DIRECTION Chernetcova Lada, Candidate of Economic Sciences, assistant professor of "Management and logistics" department, Institute of Business Development and Strategies of Saratov State technical university named after Y. A. Gagarin, Saratov Mashtakova Tatiana, Business College student, major 43.02.10 "Tourism" Institute of Business Development and Strategies of Saratov State technical university named after Y. A. Gagarin, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются и анализируются особенности, проблематика и отдельные бизнес-технологии наружной рекламы. На основе авторского маркетингового исследования получены объективные потребительские оценки экономической и имиджевой эффективности наружной рекламы в г. Энгельсе Саратовской области. Выделены отрицательные черты современной наружной рекламы и риски, связанные с ними. Сформулированы направления модернизации данного медиа ресурса с морально-этической и эстетической точек зрения.
ABSTRACT
The article considers and analyzes the characteristics, problems and separate business technology of outdoor advertising. Based on the author's marketing research the objective consumer assessment of outdoor advertising economic and image efficiency in the city of Engels of the Saratov region is stated. The negative aspects of modern outdoor advertising and the risks associated with them are highlighted. Directions of media resource modernization from the ethical and aesthetic points of view are formulated.
Ключевые слова: этика и эстетика наружной рекламы; полевое маркетинговое исследование; бизнес-технологии в наружной рекламе; правило «трех секунд»; потребительские оценки качества и эффективности «Out-of-
Home».
Keywords: ethics and aesthetics of outdoor advertising; field marketing research; business technology in outdoor advertising; the rule of "three seconds"; consumer evaluations of the quality and effectiveness of "Out-of-Home".
Креативность идеи в оптимальном сочетании с простотой и специфическим дизайном, характерным для наружной рекламы (О^-о^Ноте), в современных рыночных условиях хозяйствования, как показывает практика, далеко не всегда дает положительный и долговременный социальноэкономический эффект. К сожалению достаточно часто и рекламодатель, и рекламист, и дизайнер изначально рассматривают понятие эффективности рекламного продукта лишь с экономической точки зрения, игнорируя или специально акцентируя внимание потребителя на негативном аспекте, например, отдельном элементе рекламного обращения. Фактически неуважение к аудитории, благодаря оригинальным формам и типажу изложения информации, пытаются или игнорировать, или использовать как фактор раздражения и антипатии, наивно полагая, что именно негатив вызовет желание приобретать рекламируемый товар или услугу. Вполне возможно, что расчет на «упрощенного потребителя с заниженной самооценкой» и давал экономический эффект 10-15 лет
назад в России, однако, достоверных статистических данных, подтверждающих значительные результаты исследований подобного типа не существует. Логичнее предположить, что в сознании покупателя оставался лишь протест или насмешка в отношении увиденного, но никак ни желание приобрести товар или побывать в стенах торговой организации, рекламирующей в «аля-инновационном стиле» свой продукт. Вместе с тем, громадное количество рекламных текстов с намеренным искажением русского языка, использованием некорректных форм подачи информации, отражающих зачастую неуважительное отношение к национальным традициям народов, неэстетичных образов и неэтичных методов воздействия на психологию потребителя, применяемых в наружной рекламе, заполонили улицы, парки, скверы российских городов. Подобную «оригинальность» в наружной рекламе, будь то сити-формат (от англ. cityformat), билборд (от англ. billboard), призматрон (от англ. prismatron), брандмауэр (от нем. brandmauer), лайтбокс (от англ. lightbox),
растяжка, скроллер (от англ. scroller), павильон ожидания транспорта, штендер (от нем. stander) или обыкновенная вывеска, следует рассматривать не как инновационный подход к активизации продаж, или элементарную безграмотность, а как скрытую, замедленного действия угрозу общественному сознанию, истинным жизненным ценностям, о которых необходимо не просто говорить, привлекая весь современный медиа ресурс, но воспитывать на них поколения.
О каком же гражданском, эстетическом воспитании через бизнестехнологии в рассматриваемом ракурсе может идти речь, если молодые родители, гуляя со своими детьми, вместо возможности развивать и закреплять попутно детские навыки в чтении текстов наружной рекламы, вынуждены менять маршрут прогулки. Если говорить о подростках, то отдыхая с друзьями где-нибудь в пешеходной зоне любимого города, наткнувшись на «грязную» рекламу, они в лучшем случае просто промолчат, а в худшем «вмиг дорисуют остальное», как писал А.С. Пушкин в «Каменном госте». А вот большинству взрослого населения явно не хватает государственной поддержки, для того, чтобы действительно на деле проявить свою гражданскую позицию и реально воздействовать на ситуацию с наружной рекламой. На деле торговая, эстетическая и воспитательная функция наружной рекламы фактически подменяется каким-то морально-этическим сурро-
Рисунок 1. Сити-
гатом с претензией на инновационность в рекламном бизнесе. Ведь правило «трех секунд» в дизайне профессионально выполненной наружной рекламы работает безукоризненно. Вместе с тем, результаты проведенного исследования качества и эффективности наружной рекламы в г. Энгельсе Саратовской области, выявили необходимость более действенного государственного вмешательства в регулирование использования средств и методов данного вида рекламирования товаров и услуг. По всей видимости, ошибка была допущена в нашей стране еще в начале 90-х годов, когда на рекламу смотрели просто как на инструмент продвижения продуктов на рынке, и не более того. Недостаточный госконтроль качества применяемых рекламных продуктов и технологий позволил отдельным предприятиям торговли, сферы услуг и рекламщикам превратить наши города в сверкающее лоскутное одеяло, дизайн которого в большинстве случаев далек от совершенства.
Превалирование целей и задач торговли без учета фактора товарного соседства, технической стороны вопроса при изготовлении и размещении уличной рекламы над моралью и художественным вкусом привело не к улучшению качества жизни населения и эстетики городов (рисунки 1,2), а к дешевым эмоциональным эффектам, определенному дискомфорту, и даже деформации образа жизни многих россиян.
г. Энгельса
В данном случае речь идет и о нарушениях, связанных с неуместным выбором месторасположения различных конструкций наружной рекламы с определенной тематикой (рисунок 3), а так же несоблюдением дистанций между рекламными установками и жилыми комплексами, наличием неотрегулированного механизма управления, звукового фона выше 75 децибел (дБ), искажениями в лексике и грамматике рекламных текстов, нарушениями правил безопасности эксплуатации, навязыванием ложных демократических ценностей через рекламные
инструменты и, наконец, негативном воздействием на психику человека и его гражданские чувства.
Результаты полевого маркетингового исследования, проведенного авторами в 2015 году в г. Энгельсе, постоянное население которого составляет 256 тысяч человек [1], подтвердили уже известные теоретические выкладки, характеризующие привлекательность и эффективность наружной рекламы. Специалисты рекламных агентств активно используют, например: разнообразные конструкционные формы (60% опрошенных против 40%
геометрических форм); крупные размеры рекламных конструкций (50% опрошенных против 30% средних и 20% конструкций маленьких размеров); двухцветное исполнение (40% опрошенных против 35%, предпочитающих многоцветный и 25% одноцветный вариант исполнения); крупные и четкие шрифты и константы (60% опрошенных против 30% и 10% жителей, считающих достаточными средний и мелкий шрифты), которые оказывают определенное психологическое воздействие на потенциальных потребителей, и, к сожалению, не всегда положительное. И здесь следует обратить особое внимание на стилистику текстов наружной рекламы, к которой необходимо предъявлять особые требования. Интересно выглядит градация изображения, вызывающего доверие энгельсцев. Так,
изображение товара, его пользователя и результата использования товара оказывает одинаковое воздействие на аудиторию, - 30% на каждую позицию (другое 10%), и этот факт следует учесть в разработке дизайна наружной рекламы. 49% опрошенных считают 36% всей щитовой рекламы в г. Энгельсе «информационным мусором». 44% горожан предлагают ответственным сотрудникам Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Энгельс усилить контроль (разработать линейку штрафных санкций) не только за размещением рекламных конструкций, но и за их содержанием с точки зрения этики и стилистического исполнения в рамках утвержденного городского дизайна.
Рисунок 2. Некорректный текст рекламодателя
Рисунок 3. Некорректное расположение билборда
Таким образом, гибкая модернизация, предполагающая гармоничное сочетание месторасположения, формы, размера, цвета, самого содержания и эстетики текста/рисунка, наличие оригинальных, не перегружающих общий фон, деталей, характеризующих специфику рекламируемого товара/услуги, основанное на четкой гражданской позиции и истинных морально-этических
принципах жизнедеятельности, обеспечит современному предпринимателю успешность в бизнесе.
Список литературы 1. Самые острые новости региона - режим доступа к изд.: http:// prosaratov.
org/2015 /03 /v-saratovskoj-oblasti- prodolzhaetso-krashhatsya-chislennost-naseleniya/.
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ _ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Эльгукаева Луиза Ахметовна
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО ГГНТУ им М.Д.
Миллионщикова, Эльгукаев Мансур Идрисович
Студент 3-го курса, факта «Экономики и финансов» ФГБОУ ВПО Чеченский государственный
университет
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные проблемы воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду. О необходимости создание экономических механизмов, стимулирующих производителей разрабатывать и внедрять новые технологии по утилизации отходов. Предлагаются рекомендации по вопросам оздоровления окружающей среды, инновационный вариант решения данной проблемы.
Ключевые слова: уровень качества жизни населения, охрана окружающей среды, экологические проблемы, внедрение новых технологий, утилизации твердых бытовых отходов, полное использование ресурсов.
Для принятия поэтапных мер восстановления экономики Чеченской Республики первоочередным должно стать создание условий для трудоспособного населения к
занятию учёбой, спортом, наукой, предпринимательством и т.д.
В результате разрушения структур в области охраны окружающей среды, нанесён серьёзный ущерб.