Научная статья на тему 'Нарушения вербальной памяти и обучения у больных с цереброваскулярными заболеваниями и возможности их коррекции с помощью аргинин-вазопрессина'

Нарушения вербальной памяти и обучения у больных с цереброваскулярными заболеваниями и возможности их коррекции с помощью аргинин-вазопрессина Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
875
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VERBAL MEMORY / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КРИВОЙ ОБУЧЕНИЯ / MATHEMATICAL MODEL OF A LEARNING CURVE / ДИСЦИРКУЛЯТОРНЫЕ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ / DYSCIRCULATORY ENCEPHALOPATHY / ИНСУЛЬТЫ / STROKES / 1-ДЕЗАМИНО-8-D-АРГИНИН-ВАЗОПРЕССИН / 1-DEZAMINO-8-D-ARGININE-VASOPRESSIN

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Белокоскова Светлана Георгиевна, Степанов Игорь Игоревич, Цикунов Сергей Георгиевич

Мнестические расстройства самые частые нарушения у больных с цереброваскулярными заболеваниями. В отечественной нейропсихологии для оценки вербальной памяти чаще всего используют тест воспроизведения слов А. Р. Лурия. 10 слов в тесте А. Р. Лурия достаточно для оценки объема кратковременной памяти. Для оценки долговременной вербальной памяти необходим тест с большим количеством слов. В исследовании использовали модификацию теста А. Р. Лурия. Больным шесть раз предъявляли список из 15 слов. Результаты оценивали с использованием математической модели кривой обучения (Степанов И. И. и др., 2011). Выявлено снижение объема кратковременной и долговременной вербальной памяти и обучения у 25 больных с дисциркуляторными энцефалопатиями и 10 больных с инсультами по сравнению с 10 больными контрольной группы. С целью коррекции мнестических расстройств 9 больных с инсультами интраназально в субэндокринных дозах вводили аналог V2 рецепторов аргинин-вазопрессина, 1-дезамино-8-D-аргинин-вазопрессин, ДДАВП. Больные получили лечение в течение 10 дней с перерывом в 2 дня. Результаты исследования показали, что ДДАВП не влиял на память у больных с инсультами. Дальнейшие наблюдения отсроченных эффектов однократного курсового введения нейропептида и результатов повторных курсовых введений ДДАВП позволят оценить влияние нейропептида на вербальную память у больных с инсультами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Белокоскова Светлана Георгиевна, Степанов Игорь Игоревич, Цикунов Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disturbances of verbal memory and learning in patients with cerebrovascular diseases and the possibilities of their correction using arginine-vasopressin

Amnestic disorders are common disturbance in patients with cerebrovascular diseases. A. R. Luria's Test of words reproduction is used more often for assessment of verbal memory in domestically neuropsychology. 10 words in A. R. Luria's Test are quite enough for assessment of short-term of verbal memory. However it is necessary test composed more number of words for designate long-term of verbal memory. In this investigation we used modification of A. R. Luria's Test (Stepanov I. I., et al. 2011). There were revealed decrease of volume of short-term and long-term verbal memory in 25 patients with dyscirculatory encephalopathy and in 10 patients with strokes as compared with control group. 9 patients with stroke received intranasal subendocrine doses of analog of V2-type receptors of arginin-vasopressin, 1-desamino-8-D-arginin-vasopressin, DDAVP. Treatment was carrying out during 10 day with interval of 2 day. There were reviled that DDAVP was not influence on memory of patients with stroke. Further inquiry of ultimate effects of course doses of neuropeptide will determine effects of neuropeptide on verbal memory in patients with stroke.

Текст научной работы на тему «Нарушения вербальной памяти и обучения у больных с цереброваскулярными заболеваниями и возможности их коррекции с помощью аргинин-вазопрессина»

�ельности установка на процесс деятельности

Контрольная Больные с ДЭ Больные с инсультами 14,0 ± 0,8** 14,2 ± 0,9** 14,6 ± 0,3* 6,0±0,8 5,7±0,9 5,3 ± 0,3 5,4 ± 0,5 7,5±0,3* 8,0 ± 0,6* 6,6 ± 0,7 5,8 ± 0,6 5,3 ± 0,3

М ± SEM — среднее значение и стандартная ошибка средней, * — p < 0,05, ** — p < 0,01 — межгрупповое сравнение отдельно по шкалам А и Б

■ Таблица 3. Количество воспроизведенных слов при трехкратном тестировании с использованием модификации теста А. Р. Лурия (М ± SEM)

Группы больных Предъявления списков слов

1 2 3 4 5 6

Контрольная группа 8,6 ± 0,4 12,8 ± 0,3 14,2 ± 0,3 15,1 ± 0,2 15,3 ± 0,2 15,7 ± 0,1

Больные с ДЭ 6,9 ± 0,2 9,8 ± 0,3 10,7 ± 0,3 11,4 ± 0,3 12,0 ± 0,3 12,8 ± 0,3

Больные с инсультами перед терапией ДДАВП 6,3 ± 0,3 8,7 ± 0,5 9,6± 0,4 10,5 ± 0,5 10,7 ± 0,6 11,3 ± 0,5

Больные с инсультами после терапии ДДАВП 6,4 ± 0,4 8,7 ± 0,5 9,4 ± 0,5 9,6 ± 0,5 10,4 ± 0,5 11,0 ± 0,6

М ± SEM — среднее значение и стандартная ошибка средней, 1-6 — последовательные предъявления списка слов, ДДАВП — 1-дезамино-8^-аргинин-вазопрессин

При анализе индивидуальных кривых вербальной памяти и обучения выявлено, что у каждого испытуемого контрольной группы наблюдалась некоторая вариабельность кривых при повторных тестированиях. Усреднение нескольких индивидуальных кривых более точно характеризовало состояние памяти и обучения. Усредненная кривая обучения испытуемых контрольной группы представлена на рисунке 1.

3 4

П редъ я вл е ния сл ов ■ Рисунок 1. Усредненная кривая обучения испытуемых контрольной группы

Среднее значение коэффициента В2 (± стандартная ошибка) в контрольной группе составило 0,9 ± 0,1; коэффициента В3 — 8,6 ± 0,2; коэффициента В4 — 16,1 ± 0,6 (табл. 4). Прежде всего, следует отметить, что кривая хорошо аппроксимирует исходные данные — среднее количество названных слов из списка, что следует из высокого значения коэффициента детерминации R2, а также соответствующих критериев для линейных и нелинейных моделей (табл. 4).

В контрольной группе коэффициент В3 = 8,6 ± 0,2 (табл. 4) совпадает со средним значением по выборке, равным 8,6 (табл. 3), коэффициент В4 = 16,1 ± 0,6 (табл. 4), что близко к среднему значению по выборке — 15,7 (табл. 3). Коэффициент В2 = 0,9 ± 0,1 (табл. 4), среднее значение по выборке — 0,92. Поскольку постоянная времени системы первого порядка равна 1/В2, то ее значение равно 1/0,92 = 1,09. Применительно к тесту на запоминание слов, постоянная времени — это количество повторов, требующихся для достижения 63 % от разницы между В3 и В4. Известно, что система первого порядка достигает 98 % своего асимптотического уровня за четыре постоянных времени. Таким образом, испытуемые контрольной группы практически достигают своего максимума за 1,09 • 4 = 4,88, то есть пример-

■ Таблица 4. Коэффициенты математической модели кривой обучения

Коэффициенты Группы испытуемых

Контрольная группа Больные с ДЭ Больные с инсультами до терапии ДДАВП Больные с инсультами после терапии ДДАВП

В2 0,9 ± 0,1 0,5 ± 0,1 0,7 ± 0,1 0,7 ± 0,05

В3 8,6 ± 0,2 7,0 ± 0,3** 6,4±0,2** 6,4 ± 0,4

В4 16,1 ± 0,6 12,9 ± 0,5** 12,5 ± 0,2** 11,7 ± 0,6

R2 0,9972 0,9835 0,9927 0,992

В2 — скорость обучения, В3 — число воспроизведенных слов после первого предъявления списка, В4 — максимальное количество слов из списка, которые запомнил и воспроизвел испытуемый, Я2 — коэффициент дифференциации; ДДАВП — 1-дезамино-8^-аргинин-вазопрессин, ** — р < 0,01 по отношению к контролю

■ Таблица 5. Клинические характеристики больных с дисциркуляторной энцефалопатией

№ Психоневрологические нарушения Абс. число больных

1 легкие мнестические расстройства 25

2 легкие эмоционально-личностные нарушения 20

3 астенический синдром 20

4 вестибуломозжечковый синдром 3

5 диффузная мелкоочаговая неврологическая симптоматика 20

6 псевдобульбарный синдром 1

7 паркинсонический синдром 2

но за пять повторов. Иными словами, данным испытуемым достаточно 5 повторов или 6 предъявлений списка. Этот факт подтверждает правильность выбора 6 предъявлений списка слов для обучения.

Больные с ДЭ. У пациентов с ДЭ I стадии (21 пациент) отмечались легкие когнитивные нарушения нейродинамического типа: замедление и инертность интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость, колебания внимания, легкие мнестические и эмоционально-личностные нарушения, астенический синдром, диффузная мелкоочаговая неврологическая симптоматика (в том числе пирамидный синдром), которые не вызывали нарушения социальной адаптации больных (табл. 5). У 6 больных с ДЭ II стадии эти симптомы были более отчетливыми, и выявлялся не грубо

16-1 1514-

6543210-1-1-1-1-1-1-1-

1 2 3 4 5 6

Предъявления слов ■ Рисунок 2. Усредненная для группы больных с ДЭ кривая обучения

I е-

420-1-1-1-1-1-!-1-

1 2 3 4 5 6

Предъявления слов ■ Рисунок 3. Сравнение кривых обучения у больных с ДЭ и испытуемых контрольной группы. Вверху — кривая обучения контрольной группы, внизу — кривая обучения больных с ДЭ

выраженный, но доминирующий синдром (вести-буломозжечковый, паркинсонический или псевдо-бульбарный).

Нейродинамические нарушения у 4 больных с ДЭ II стадии дополнялись дизрегуляторными: отмечались элементы неспособности планировать свои действия в сочетании с признаками профессиональной и социальной дезадаптации.

При исследовании вербальной памяти с помощью модифицированного теста А. Р. Лурия все больные с ДЭ часто повторяли уже воспроизведенные слова, ошибок воспроизведения не замечали, и их не исправляли. Отмечалось воспроизведение «лишних» слов. Динамика запоминания списков слов часто носила зигзагообразный характер, что свидетельствовало о неустойчивости внимания.

Средние значения количества воспроизведенных слов из предъявленного списка приведены в таблице 3, пункт II. Как видно из таблицы число воспроизведенных слов из списка при первом предъявлении составило 6,9 ± 0,2 и к концу тестирования увеличилось до 12,8 ± 0,3 слова. По динамике запоминания слов больные с ДЭ на всем протяжении теста при каждом предъявлении списка слов запоминали меньше слов, чем испытуемые контрольной группы (ANOVA для независимых выборок, post hoc тесты Tukey, Bonferroni, Sidak, Dunnett T3, Games-Howell, p < 0,001). Усредненная кривая обучения больных ДЭ представлена на рисунке 2.

У больных с ДЭ по сравнению с испытуемыми контрольной группы выявлено достоверное снижение значения коэффициентов В3 и В4, p = 0,006 и p = 0,014 соответственно (табл. 4). В то же время различий значений коэффициентов B2 в обеих группах не было (p = 0,061). Сравнение кривых обучения у больных с ДЭ и испытуемых контрольной группы показано на рис. 3.

Больные с ишемическими инсультами. В 3-й группе больных давность инсульта составила от нескольких месяцев до 11 лет, средняя — 2,8 ± 1,0 год. Таким образом, исследование проводили в большинстве случаев в периоде отдаленных последствий инсульта при отсутствии общемозговых проявлений (табл. 6). У 4 пациентов очаговое поражение мозга локализовалось в каротидном бассейне, у 4 — в вертебрально-базилярном бассейне,у 2 — в обоих сосудистых бассейнах (табл. 6). У больных этой группы дополнительно к жалобам, предъявляемым пациентами с ДЭ, выявлялись признаки очагового

■ Таблица 6. Клинические характеристики больных

Показатели Абс. число,

больных

Давность инсульта

• менее 1 года 2

• более 1 года 8

Локализация инсульта (сосудистый бассейн)

• каротидный 4

• вертебрально-базиллярный 4

• каротидный и вертебрально-базиллярный 2

Клинические синдромы

• гемипарез 10

• гемигипестезия 8

• гемианопсия 1

• вестибуломозжечковый 3

• постинсультная депрессия 2

что нарушение мозгового кровообращения не вызвало прогрессирующего ухудшения памяти по сравнению с состоянием этой функции у больных с ДЭ.

При сравнении кривых обучения у 9 больных с инсультами до и после курса терапии ДДАВП динамики слухо-речевой памяти не было (post host тесты, p > 0.2; табл. 3, рис. 6). Таким образом, ДДАВП

поражения мозга. У всех больных с инсультами диагностированы гемипарезы (в большинстве случаев легкие) и центральные нарушения чувствительности. Вестибуломозжечковый синдром выявлен у 3 больных, гемианопсия — у 1, постинсультная депрессия — у 2 пациентов.

При исследовании вербальной памяти постинсультные больные так же, как пациенты с ДЭ повторяли уже воспроизведенные и «лишние» слова, при этом ошибок воспроизведения не замечали, и их не исправляли. Отмечалась неустойчивость внимания.

Средние значения количества воспроизведенных слов из предъявленного списка приведены в таблице 3, пункт III. Как видно из таблицы, число воспроизведенных слов из списка при первом предъявлении составило 6,3 ± 0,3 и к концу тестирования увеличилось до 11,3 ± 0,5 слов. Оказалось, что больные с инсультами на всем протяжении теста запоминали меньше слов, чем здоровые испытуемые контрольной группы (ANOVA для независимых выборок, post hoc тесты Tukey, Bonferroni, Sidak, Dunnett T3, Games-Howell, p < 0,001). Вместе с тем больные этой группы запоминали примерно такое же количество слов, как больные с ДЭ (ANOVA для независимых выборок, post hoc тесты Tukey, Bonferroni, Sidak, Dunnett T3, Games-Howell, p > 0,2). Сравнение кривых обучения у больных с инсультами и испытуемых контрольной группы приведено на рисунке 4.

У больных с инсультами по сравнению с испытуемыми контрольной группы значения коэффициентов B2, В3 и В4 были достоверное ниже (p = 0,0331, p = 0,0001 и p = 0,0001 соответственно; табл. 4). Различий коэффициентов у больных с ДЭ и с инсультами не было (p > 0,05). Обе кривые представлены на рисунке 5.

Таким образом, у больных с ДЭ и инсультами по сравнению с испытуемыми контрольной группы выявлено достоверное ухудшение кратковременной и долговременной слухо-речевой памяти при сохранной скорости обучения. С другой стороны, отсутствие различий в выраженности нарушений вербальной памяти у больных с ДЭ и инсультами указывает на то,

о с;

и

о ^

и

S

1 2 3 4 5 6

Предъявления слов ■ Рисунок 4. Сравнение кривых обучения у больных с инсультами и испытуемых контрольной группы. Вверху — кривая обучения в контрольной группе, внизу — кривая обучения в группе больных с инсультами

о

и

о

и S Т

2 3 4

Предъявления слов

■ Рисунок 5. Сравнение кривых обучения больных сДЭ и инсультами. Вверху — кривая обучения больных с ДЭ, внизу — кривая обучения больных с инсультами

1 2 3 4 5

Предъявления слов

■ Рисунок 6. Сравнение кривых обучения у больных с инсультами до и после терапии ДДАВП. Вверху — кривая обучения больных с инсультами после терапии, внизу — перед терапией ДДАВП

не влиял на вербальную память у больных с инсультами. Плацебо-эффекта не было. Вместе с тем при осмотре 2 больных с инсультами через 0,5 года после окончания 1 курса терапии нейропептидом отмечалось улучшение долговременной памяти.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При использовании модифицированного варианта теста А. Р. Лурия у больных с ЦВЗ (с ДЭ и с инсультами) выявлено достоверное уменьшение объема кратковременной и долговременной вербальной памяти по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Выраженность нарушений слухоречевой памяти у больных с ДЭ и инсультами не отличалась. Для объяснения полученных данных следует иметь в виду, что этиологическими факторами ДЭ I, II стадии и ишемических инсультов у обследованных больных были гипертоническая болезнь и/или атеросклероз сосудов головного мозга. Известно, что на морфологическом уровне у больных с ДЭ выявляются диффузные двухсторонние поражения белого вещества мозга (лейкоареоз или лейкоангио-энцефалопатия) и/или лакунарные множественные мелкоочаговые поражения [10, 14, 17]. У больных с ишемическими инсультами дополнительно к этим нарушениям развиваются более крупные очаговые поражения мозга [10, 14, 24]. Эти морфологические перестройки приводят к функциональным расстройствам: нарушению связей между корой и подкорковыми структурами, что является причиной формирования патологических синдромов, в том числе мнестических расстройств[8, 24].

Отсутствие различий в степени выраженности нарушений слухоречевой памяти у больных с ДЭ и с инсультами свидетельствовало о том, что очаговое поражение мозга у больных с инсультами не приводило у последних к более выраженному нарушению вербальной памяти. Эти результаты могут быть обусловлены рядом факторов: 1) все обследованные больные с инсультами перенесли ограниченные локальные поражения мозга; 2) обследование проводили у больных в основном в периоде отдаленных последствий инсульта, то есть при отсутствии у них общемозговых проявлений; 3) нарушения мозгового кровообращения развились у больных в областях мозга, не являющихся стратегически важными для процессов памяти. К таким зонам относят лимбическую систему, префронтальную кору, медиальные отделы височной и теменной долей, зрительный бугор, базальные ганглии и т. д. [17, 24].

Использование краткой шкалы оценки психического статуса позволяет выявлять отчетливые когнитивные расстройства [2, 30]. Однако особенно важна диагностика нарушений памяти на ранних стадиях ЦВЗ. Применение модифицированного теста А. Р. Лурия позволяет обнаружить легкие расстройства слухо-речевой памяти и своевременно назначить больным соответствующую фармакотерапию.

Применение списков, состоящих из 16 слов, что превышает число слов в тесте А. Р. Лурия, позволяет оценить состояние кратковременной и долговременной вербальной памяти как у здоровых испытуемых, так и у больных. Это особенно важно, поскольку большинство психологических исследований предполагает необходимость такого сравнения. В исследовании выявлена высокая информативность модифированного теста А. Р. Лурия в оценке состояния вербальной памяти и обучения у здоровых и в диагностике начальных ее нарушений при ЦВЗ.

Нами ранее обнаружено позитивное влияние ДДАВП на речь, внимание, мозговой кровоток у больных с инсультами, редукцию нейропепти-дом постинсультной депрессии и симптомов паркинсонизма [3, 4, 5, 22, 43]. Вместе с тем нами не выявлено влияния ДДАВП, вводимого интра-назально в субэндокринных дозах, на вербальную память и обучение у больных, перенесших инсульт. По данным литературы, применение ДДАВП у больных с гипомнезиями вследствие инсультов в вертебрально-базилярном бассейне в суточной дозе, более чем в 200 раз превышающей использованную в настоящем исследовании, улучшало кратковременную память и обучение у больных с инсультами, но вызывало побочные эффекты [1, 12]. Следовательно, ДДАВП не может использоваться в этом дозовом диапазоне.

Учитывая то, что мы наблюдали улучшение слухо-речевой памяти у 2 больных с инсультами через полгода после окончания курсового лечения нейропептидом, можно предположить, что в основе эффектов ДДАВП на память у больных, перенесших инсульт, могут быть не только функциональные, но и морфологические (цитоархитектонические) изменения ЦНС. В этой связи целесообразно проследить отсроченные эффекты ДДАВП на память как после однократного курсового введения нейропептида, так и после повторного курсового лечения.

ВЫВОДЫ

1. Модифицированный вариант теста А. Р. Лурия высоко информативен в оценке нарушений вербальной памяти и обучения, в том числе на ранних стадиях ЦВЗ.

2. У больных с ДЭ и инсультами выявлено достоверное ухудшение кратковременной и долговременной памяти по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

3. Различий в выраженности нарушений вербальной памяти и обучения у больных с ДЭ и инсультами не выявлено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. 1 -дезамино-8^-аргинин-вазопрессин при однократном курсовом введении в субэндокринных дозах не влияет на вербальную память и обучение у постинсультных больных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахарев В. Д. Клиническая нейрофизиология регуля-торных пептидов. — Свердловск. Из-во Уральского Университета, 1989. — С. 35-42.

2. Белова А. Н. Шкалы, тесты и опросники в неврологии и нейрохирургии. Руководство для врачей и научных работников. — М.: Самарский дом печати, 2004.

3. Белокоскова C. Г., Цикунов С. Г. Агонист V2 рецепторов вазопрессина, 1-дезамино-8^-аргинин-вазопрессин, редуцирует симптомы паркинсонизма // Обзоры по клин. фармакологии и лекарств. терапии, 2013. — Т. 11, № 4. — С. 63-68.

4. Белокоскова С. Г., Степанов И. И., Цикунов С. Г. Агонист V2-рецепторов вазопрессина редуцирует депрессивные расстройства у постинсультных больных // Вестник РАМН. — 2012. — № 4. — С. 40-44.

5. Белокоскова С. Г., Цикунов С. Г., Клементьев Б. И. Нейропептидная индукция компенсаторных процессов при афазиях // Вестник РАМН. — 2002. — № 9. — С. 28-32.

6. Дамулин И. В., Сонин А. Г. Деменция: диагностика, лечение, уход за больным и профилактика. — М.: Мерц Фарма, 2013.

7. Зарубина И. В., Павлова Т. В. Функционально-метаболические нарушения в головном мозге при хронической ишемии и их коррекция нейропептидами // Обзоры по клин. фармакологии и лекарств. терапии, 2007, — Т. 5, № 2. — С. 20-33.

8. Захаров В. В., Яхно Н. Н. Нарушения памяти. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер,

2011. — С. 378-388.

10. Левин О. С. Диагностика и лечение деменции в клинической практике. — М.: МЕДпресс-информ, 2012.

11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных повреждениях мозга. — М.: Изд-во МГУ, 1962.

12. Медведев В. И., Бахарев В. Д., Гречко А. Т., Незави-батько В. Н. Влияние на память человека вазопресси-на и фрагмента адренокортикотропного гормона АКТГ 4-7 // Физиология человека. — 1980. — Т. 6, № 5. — С. 771-775.

13. НаследовА. Д. SPSS: профессиональный статистический анализ данных. — СПб.: Питер, 2008.

14. Неврология: Национальное руководство/под ред. Е. И. Гусева и др. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

15. Сапронов Н. С., Степанов И. И., Лосев Н. А., Шабанов П. Д. Фармакологическая коррекция нарушения памяти у больных алкоголизмом: анализ результатов с приложением новой математической модели // Мед. Акад. Журнал — 2011. — Т. 11, № 4. — С. 97-102.

16. Сапронов Н. С., Шабанов П. Д., Степанов И. И., Ефремов О. М. и др. Восстановительное лечение нарушения памяти у больных наркоманией и алкоголизмом с использованием акупунктуры // Мед. Акад. Журн. — 2010. — Т. 10, № 4. — С. 229-234.

17. СкоромецА. А. Нервные болезни. — М.: МЕДпресс-информ, 2007.

18. Степанов И. И. Приближенный метод оценки параметров кривой обучения // Физиология человека. — 1983. — Т. 9, № 9. — С. 686-689.

19. Степанов И. И., Даниловский М. М., Ефремов О. М., Майданов Н. П. Информативность математической модели процесса обучения // Информационно-управляющие системы. — 2011. — № 1. — С. 34-40.

20. Степанов И. И., Гаврилова И. В., Лосев Н. А., Сапронов Н. С. и др. Методология изучения памяти при фармакологической коррекции ее нарушений у больных алкоголизмом, перенесших черепно-мозговую травму // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии. —

2012. — Т. 10, № 1. — С. 39-46.

21. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М.: УМК «Психология», 2002.

22. Цикунов С. Г., Белокоскова С. Г. Роль вазопрессина в регуляции функций ЦНС // Мед. акад. журн. — 2010. — Т. 10, № 4. — С. 218-228.

23. ШмидтЕ. В. Классификация сосудистых поражений головного и спинного мозга // Журн. невропатол. и психиатр. — 1985. — Т. 85, № 9. — С. 1281-1288.

24. Яхно Н. Н., Левин О. С., Дамулин И. В. Сопоставление клинических и МРТ-данных при дисциркуляторной энцефалопатии. Сообщение 2: когнитивные нарушения // Невролог журн. — 2001. — № 3. — С. 10-19.

25. Beckwith B. E., Petros T. V., Bergloff P. J. et al. Failure of posttrial administration of vasopressin analogue (DDAVP) to influence memory in healthy, young, male volunteers // Peptides. — 1995. — Vol. 16, N 8. — P. 1327-1328.

26. De Wied D. Long term effect of vasopressin on the maintenance of a conditioned avoidance response in rats // Nature. — 1971. — Vol. 232, N 5305. — P. 58-60.

27. De Wied D., Diamant M., FodorM. Central nervous system effects of the neurohypophyseal hormones and related peptides // Front Neuroendocrinol. — 1993. — N 14. — P. 251-302.

28. Delis D. C., Kramer J. H., Kaplan E., Ober B. A. California Verbal Learning Test Second edition: Adult version manual. — San Antonio, TX: The Psychological ^rpora-tion. 2000.

29. Draper N. R., Smith H. Applied regression analysis. — New York: John Wiley and Sons, Inc., 1981.

30. Folstein M. F., Folstein S. E., McHugh P. R. 'Mini Mental State': A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician // J. Psychiatr. Res. — 1975. — N 12. — P. 189-198.

31. Guard O., Marchal G., Graule A. et al. Effects of vasopressin and desmopressin on memory. A double-blind study in 40 healthy volunteers // Neuropsychobiology. — 1986. — Vol. 15, N 2. — P. 80-83.

32. Himmelblau D. M. Process analysis by statistical methods. — New York: John Wiley and Sons. Inc. 1970.

33. Jenkins J. S., Mather H. M., Coughlan A. K. Effect of desmopressin on normal and impaired memory // J Neurol Neuro-surg Psychiatry. — 1982. — Vol. 45, N 9. — P. 830-831.

34. Laczi F., van Ree J. M., Wagner A. et al. Effects of des-glycinamide-arginine-vasopressin (DG-AVP) on memory processes in diabetes insipidus patients and non-diabetic subjects. Acta Endocrinol (^penh). — 1983. — Vol. 102, N 2. — P. 205-212.

35. Le Boef A., Lodge J., Eames P. G. Vasopressin and memory in Korsakoff's syndrome // Lancet. — 1978. — N 11. — P. 1370.

36. Millar K., Jeffcoate W. J., Walder C. P. Vasopressin and memory: improvement in normal short-term recall and reduction of alcohol-induced amnesia // Psychol Med. — 1987. — Vol. 17, N 2. — P. 335-341.

37. MillerG. A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information // Psychological Review. — 1956. — Vol. 63, N 2. — P. 81-97.

38. Stegen S., Stepanov 1.1., Cookfair D., Schwartz E. et al. Validity of the California Verbal Learning Test-II in multiple sclerosis // din Neuropsychol. — 2010. — Vol. 24, N 2. — P. 189-202.

39. Stepanov 1.1., Abramson Ch. I. The application of the first order system transfer function for fitting the 3-arm radial maze learning curve // J. Math. Psychol. — 2008. — Vol. 52, N 5. — P. 309-319.

40. Stepanov 1.1., Abramson Ch. I., Hoogs M., Benedict R. H. B. Overall Memory Impairment Identification with Mathematical Modeling of the ^Li-II Learning ^ree in Multiple Sclerosis // Mult Scler Int. — 2012. — Vol. 2012. article ID 312503. 17 pages.

41. Stepanov 1.1., Abramson Ch. I., Wolf O. T., Convit A. The application of the first order system transfer function for fitting the California Verbal Learning Test learning curve // J. Int. Neuropsychol. Soc. — 2010. — Vol. 16, N 3. — P. 443-452.

42. Stepanov 1.1., Abramson Ch. I., Yates K. F., Convit A. The application of a mathematical model to the CVLT learning curve for patients with type 2 diabetes mellitus/In L. V. Ber-jardt (Ed.), Advances in Medicine and Biology (vol. 31, pp. 1-53). New York: Nova Science Publishers, Inc. 2011.

43. TsikunovS. G., Belokoskova S. G. Psychophysiological analisis of the influence of vasopressin on speech in patients with post-stroke aphasias // Span. J. Psychol. — 2007. — Vol. 10, N 1. — P. 178-188.

44. Wechsler D. Wechsler Memory Scale — Third Edition: Administration and scoring manual. — San Antonio, TX: The Psychological Corporation. 1997.

45. Wiengartner H., Gold P., Ballenger J. C. et al. Effect of vasopressin n human memory function // Science. — 1981. — Vol. 211, N 4482. — P. 601-603.

DiSTURBANCES OF VERBAL MEMORY AND LEARNING iN PATiENTS WiTH CEREBROVASCULAR DiSEASES AND THE POSSiBiLiTiES OF THEiR CORRECTiON USiNG ARGiNiNE-VASOPRESSiN

Belokoskova S. G., Stepanov 1.1., Tsikunov S. G. ♦ Summary: Amnestic disorders are common disturbance in patients with cerebrovascular diseases. A. R. Luria's Test of words reproduction is used more often for assessment of

verbal memory in domestically neuropsychology. 10 words in A. R. Luria's Test are quite enough for assessment of short-term of verbal memory. However it is necessary test composed more number of words for designate long-term of verbal memory. In this investigation we used modification of A. R. Luria's Test (Stepanov I. I., et al. 2011). There were revealed decrease of volume of short-term and long-term verbal memory in 25 patients with dyscirculatory encephalopathy and in 10 patients with strokes as compared with control group. 9 patients with stroke received intranasal subendocrine doses of analog of V2-type receptors of arginin-vasopressin, 1-desamino-8-D-arginin-vasopressin, DDAVP. Treatment was carrying out during 10 day with interval of 2 day. There were reviled that DDAVP was not influence on memory of patients with stroke. Further inquiry of ultimate effects of course doses of neuropeptide will determine effects of neuropeptide on verbal memory in patients with stroke.

♦ Key words: verbal memory; mathematical model of a learning curve; dyscirculatory encephalopathy; strokes; 1-dezami-no-8-D-arginine-vasopressin.

♦ Информация об авторах

Белокоскова Светлана Георгиевна — к. м. н., старший научный сотрудник. ФГБУ «Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины» СЗО РАМН. 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, д. 12. E-mail: belokoskova.s@yandex.ru.

Belokoskova Svetlana Georgiyevna — PhD (Medicine). Institute of Experimental Medicine, NWB RAMS. 197376, St. Petersburg, Acad. Pavlov St., 12, Russia. E-mail: belokoskova.s@yandex.ru.

Степанов Игорь Игоревич — д. м. н., ведущий научный сотрудник. ФГБУ «Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины» СЗО РАМН. 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, д. 12. E-mail: igorstep@is12044.spb.edu.

Цикунов Сергей Георгиевич — д. м. н., зав. лабораторией психофизиологии эмоций, профессор. ФГБУ «Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины» СЗО РАМН. 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, д. 12. E-mail: secikunov@yandex.ru.

Stepanov Igor Igorevich — Doctor of Medical Sciences, Leading researcher. Institute of Experimental Medicine, NWB RAMS. 197376, St. Petersburg, Acad. Pavlov St., 12, Russia. E-mail: igorstep@is12044.spb.edu.

Tsikunov Sergey Georgiyevich — Doctor of Medical Sciences, professor, Head of the Laboratory of Psychophysiology of emotions. Institute of Experimental Medicine, NWB RAMS. 197376, St. Petersburg, Acad. Pavlov St., 12, Russia. E-mail: secikunov@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.