Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА'

НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА»

073-074

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" МЗ РФ, Санкт-Петербург, Россия

zhabina.ekaterina@icloud.com

Желудочковые аритмии (ЖА) являются наиболее значимым маркером внезапной сердечной смерти и симптомом сердечно-сосудистых заболеваний с прогностически неблагоприятным исходом. Особенно это касается желудочковых эктопий, индуцированных физической нагрузкой (ФН), которые остаются наименее изученными и систематизированными несмотря на то, что по мнению многих ученых являются более опасными, чем ЖА покоя.

Цель. Изучить клинико-электрокардиографические особенности и определить клиническую значимость ЖА, провоцирующим фактором в возникновении и прогрессировании которых является ФН.

Материал и методы. В исследование включено 80 пациентов с дневным типом распределения ЖА по данным хол-теровского мониторирования (ХМ), независимо от их суточного количества. Главный критерий — воспроизводимость и прогрессирование ЖА во время тредмил-теста (ТТ). Из клинико-электрокардиографических характеристик ЖА при ТТ оценивались: симптомность, гемодинамическая значимость, морфология и комплексность аритмии, частота сердечных сокращений (ЧСС) синусового ритма, при которой она возникала.

Результаты. По результатам тщательного обследования пациентов удалось разделить на группы: I (15 человек, возраст от 45 до 70 лет, средний возраст 58,1) — с ЖА, связанными с транзиторной ишемией миокарда; II (65 человек) — с ЖА, не связанными с транзиторной ишемией миокарда, из них IIA — с гипертонической болезнью (25 человек, 2672 года, средний возраст 53,6), IIB — с малыми аномалиями развития сердца (21 человек, 25-65 лет, средний возраст 34,4), IIC — с идиопатическими ЖА (19 человек, 28-52 года, средний возраст 34,4).

При детальном анализе данных нагрузочной пробы удалось выявить клинико-электрокардиографические особенности ЖА у пациентов разных групп. Так, у большинства пациентов I и IIA групп отмечено появление нового типа эктопии во время ТТ. В группах I и IIB наблюдалось постепенное прогрессирование ЖА, тогда как в IIA и IIC регистрировались случаи внезапного развития устойчивой желудочковой тахикардии без предшествующих одиночных и парных желудочковых эктопических комплексов. Выявлена обратная зависимость между средним возрастом в группах и толерантностью к ФН и прямая — между хронотропным резервом и ЧСС, на которой возникали аритмии.

При проспективном наблюдении 4 пациентам из IIC группы удалось установить диагноз аритмогенной кардиомио-патии/дисплазии правого желудочка, 1 — катехоламинэрги-ческую желудочковую тахикардию, а 8 пациентам из НА — ишемическую болезнь сердца.

Заключение. Нагрузочное тестирование значимо дополняет результаты ХМ у пациентов с симпатозависимыми ЖА. Клинико-электрокардиографический анализ ЖА во время ТТ позволяет выявить более прогностически опасные аритмии. В случаях не диагностированного заболевания сердца пациентам с индуцированной нагрузкой ЖА должны быть рекомендованы тщательное обследование, а также проспективное наблюдение.

073 ВЛИЯНИЕ ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ НА НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА УДЕТЕЙ

Зурначева Э. Г., Галимова О. И., Кузнецова И. Г., Федько Н. А., Иваницкая Е. В.

Государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия

elinline@mail.ru

На сегодняшний день трудно представить какую-либо сферу деятельности без использования достижений совре-

менного технологического процесса. Современные технологии и гаджеты стали неотъемлемой частью жизни людей всех возрастных категорий. Практически у каждого ребенка к 6-7 годам имеется собственный мобильный девайс. Следует отметить, что сравнительно недавно в МКБ-11 было внесено изменение, касающееся вопроса чрезмерного проведения времени за электронными носителями, а именно игромании.

Цель. Изучение влияния экранного времени на нарушения ритма сердца у детей различной возрастной категории.

Материал и методы. Исследуемую группу составили 46 детей в возрасте от 11 до 17 лет с диагнозом нарушение ритма сердца. У всех детей анализировали ЭКГ, ЭхоКГ, суточное мониторирование ЭКГ. Контрольную группу составили эти же дети на фоне терапии созревания в течение 3 мес без коррекции экранного времени.

Результаты. Проведенный анализ данных продемонстрировал, что все дети нарушали повседневную норму экранного времени, и в среднем проводили за экраном более 3 часов, имели компьютерную зависимость. Избыточное экранное время оказывает негативное влияние на психику, и может быть причиной аритмий у детей. 2. "Экшн" игры и РПГ оказывают более выраженное влияние на психику детей, нежели "Квест" игры, игры стратегии и головоломки. При превышении экранного времени в 2 раза изменения ЧСС наблюдаются в 87% случаев, изменения ритма — 43%, изменение проводимости — 48%, изменение пауз — 65%, изменение ОТ интервала 73%, экстрасистолия у 53%.

При превышении экранного времени в 3 раза изменения ЧСС наблюдаются у 95% исследуемых детей, изменения ритма — 74%, изменение проводимости — 72%, изменение пауз — 69%, изменение ОТ интервала 78%, суправентрику-лярная экстрасистолия у 67%.

Мальчики более уязвимы для компьютерной болезни, особенно, в возрастном периоде 9-14 лет. Наибольшее экранное время проводят за играми на телефоне и ПК, а в возрасте 15-18 лет помимо игр, предпочтение также отдается платформе Тик-Ток, Ютуб. У девочек в возрасте 11-14 лет площадкой выбора является Лайк, Тик-Ток, в 15-18 лет — Инстаграм, Ва-цап. У половины детей с компьютерной зависимостью отмечается нарушение водителя ритма, ночная брадикардия с увеличением мах допустимых пауз, у 20% преходящие СА и АВ блокады 1 и 2 степеней.

Экстрасистолии наблюдаются у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек в возрасте 11-14 лет что также, вероятно, связано с отдачей предпочтения видеоиграм, вызывающие возбуждение центра ритма.

Заключение. Результаты исследований доказали, что коррекция экранного времени и соблюдение режима дня позволяет добиться значимых улучшений по восстановлению водителя ритма, уменьшения частоты нарушений ритма сердца и проводимости, улучшению неврологической симптоматики.

074 НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА

У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА

Зурначева Э. Г., Иваницкая Е. В., Галимова О. И., Федько Н. А.

СтГМУ, Ставрополь, Россия

Elinline@mail.ru

Нарушения ритма сердца и проводимости, наряду с врожденными пороки сердца (ВПС) являются самыми частыми диагнозами в детской кардиологии.

Цель. Определить частоту нарушений ритма у детей 1 года жизни на фоне ВПС.

Материал и методы. Группа наблюдения (п=61) была разделена на 3 подгруппы по тяжести нарушений гемодинамики. Первая подгруппа (I) — 20 детей с тяжелыми цианотическими ВПС (тетрада Фалло, транспозиция магистральных сосудов, синдром гипоплазии правого сердца, тотальный аномальный дренаж легочных общий артериальный ствол вен, аномалия Эбштейна, двойное отхождение сосудов от правого же-

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

075-076

лудочка); вторая подгруппа (II) — 21 ребенок с тяжелыми ацианотическими ВПС (большой дефект межжелудочковой перегородки, коарктация аорты, стеноз аортального клапана, атриовентрикулярный канал); третья подгруппа (III) — 20 детей с ВПС средней и легкой степени тяжести (дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток, малый дефект межжелудочковой перегородки, умеренные стеноз легочной артерии). Оперативное вмшательство было проведено 34 детям: 16 из I и 18 из II подгруппы. ЭКГ контроль проводился в 3, 6, 12 месяцев.

Результаты. При тяжелых ВПС, в сравнении с III подгруппой, отмечена большая частота вегетативной дисфункции: брадикардии (39% и 16%, соответственно, p<0,006) и синусовой аритмии (37% и 17%, p<0,03). Нарушения сердечной проводимости (НСП) чаще наблюдались при тяжелых ВПС (44% и 13%, p<0,001). Среди НСП в группе тяжелых ВПС преобладали блокады ножек пучка Гиса (БНПГ), АВ-блокады, к году встречаясь, по ЭКГ — у 45% детей (13% — в III подгруппе, p<0,05), по ХМ-ЭКГ — у 29% (0% — в III подгруппе, p<0,03). В I подгруппе частота БНПГ по ХМ-ЭКГ увеличилась с 11% в 3 месяца до 38% к 12 месяцам, во II подгруппе — с 11% до 21%; частота атриовентрикулярной блокады — с 0% до 15% и с 12% до 29%.

Заключение. Дети с тяжелыми ВПС на 1 году жизни чаще демонстрировали вегетативную дисфункцию и имели большую частоту НРС.

075 ХОЛТЕРОВСКОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИАРИТМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С ГИПОТИРЕОЗОМ Кардашевская Л. И., Михайличенко Е. С. ГОО ВПО "Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького", Донецк, Донецкая народная республика

dr.kardashevska@mail.ru

Цель. Оценить антиаритмическую эффективность комбинации аллапинина с соталолом в профилактике пароксизмов фибрилляции предсердий (ПФП) у пожилых пациентов с гипофункцией щитовидной железы.

Материал и методы. 38 больных (м/ж 12/26) в возрасте 6873 лет с гипофункцией щитовидной железы, ПФП. Учитывая отсутствие эффекта от лечения антиаритмическими препаратами пропафеноном и этацизином, мы назначали аллапи-нин в дозе 25 (50) мг 2 раза в день в комбинации с соталолом в дозе 40 мг 2-3 раза в день. Больные также получали заместительную терапию эутироксом в дозе 50-100 мг в день. Всем пациентам проводили многосуточное (в течение 2-3-х суток) холтеровское мониторирование ЭКГ (ХМ ЭКГ). Исследование проводилось исходно, через 1 и 6 месяцев на фоне антиаритмической терапии (ААТ).

Результаты. Исходно при анализе данных ХМ ЭКГ, кроме ПФП, которые встречались у всех исследуемых, другие нарушения ритма регистрировались у 36 больных (94,7%), нарушения проводимости — у 2-х (5,3%). Наджелудочковые экстрасистолы (НЖЭ) регистрировались у 29 (76,3%), групповые НЖЭ — у 25 (65,8%), желудочковые экстрасистолы (ЖЭ) в патологическом количестве — у 8 (21%) пациентов, преимущественно 2 и 4b класса по Ryan. Через 1 месяц ПФП зафиксированы у 2 (5,3%) больных. При анализе данных ХМ ЭКГ отмечено уменьшение НЖЭ на 68%, короткие ПФП регистрировались у 8 (21%) больных, количество ЖЭ уменьшилось на 72%. У 1 (2,6%) больного отмечено удлинение QT до 0,60 мс. Из побочных эффектов: у 4-х пациентов в первые дни приема аллапинина отмечалось головокружение. Через 6 мес. отмечено значимое уменьшение наджелудочковой эктопической активности. Короткие ПФП регистрировались у 4 (10,5%) больных, НЖЭ уменьшились на 82%, ЖЭ — на

88%. Не выявлено аритмогенных эффектов. Появление у 2-х пациентов АВ-блокады 1-2 степени обоснованно привело к уменьшению дозы соталола. Дозу аллапинина мы не уменьшали.

Заключение. Аллапинин, обладающий адренергической активностью и усиливающий автоматическую функцию синусового узла, в комбинации с соталолом в небольших дозах, обладающего свойствами неселективного ß-адреноблокатора и активностью антиаритмика класса III, показал высокую антиаритмическую эффективность у пожилых больных с гипофункцией щитовидной железы на фоне заместительной гормональной терапии в профилактике пароксизмов фибрилляции предсердий.

076 ИССЛЕДОВАНИЕ

АНТИАРИТМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРОПРАНОЛОЛА, ВЕРАПАМИЛА И АМИОДАРОНА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ АДРЕНАЛОВОЙ АРИТМИИ НА ФОНЕ ГИПЕРХОЛЕСТЕРИНЕМИИ И ГИПЕРГЛИКЕМИИ

Артемьева О. В., Зорькина А. В., Козлов Е. Д.

ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва", Саранск, Россия

dr.kozlov@yandex.ru

Приближение условий эксперимента к наблюдающимся в клинике позволяет прогнозировать риск развития осложнений и изменение эффективности лекарственных препаратов. Целью работы явилась оценка антиаритмического действия пропранолола, верапамила и амиодарона при моделировании адреналовой аритмии у животных с нарушениями липидного и углеводного обмена.

Эксперименты проведены на белых нелинейных крысах. Все манипуляции, причиняющие боль, осуществлялись под общей анестезией. Использовались три модели: 1 — гипер-холестеринемия (ГХ) (Есина М. В., Хоронеко С. Е., 2002); 2 — гипергликемия (ГГ) (Мадянов И. В., 1997; Волчегор-ский И. А., 1997); 3 — аллоксан-холестериновая дислипиде-мия (АХД) — сочетание гиперхолестеринемии и гипергликемии (Артемьева О. В., Зорькина А. В., 2005). Нарушение ритма сердца вызвалось введением адреналина (Moore E. N., Spear J. F., 1984). ЭКГ записывали во II стандартном отведении на протяжении всего опыта. Верапамил (2,5 мг/кг), про-пранолол (1 мг/кг) или амиодарон (25 мг/кг) вводились внутривенно за 2-3 мин до моделирования аритмии. Для оценки результатов использовался критерий х2.

Особенностью течения адреналовых аритмий на фоне метаболических нарушений явился рост нарушений проводимости: 10 случаев из 10 при ГХ (р<0,001), 7 из 10 при АГ (р<0,05), 6 из 10 при АХД (р<0,05). При моделировании адреналовой аритмии у животных без метаболических нарушений введение верапамила, пропранолола и амиодарона в изученных дозах полностью предотвращало развитие нарушений сердечного ритма и гибель подопытных животных, нарушений проводимости при этом не регистрировалось.

При моделировании адреналовой аритмии в условиях метаболических нарушений антиаритмический эффект верапа-мила снижался. Препарат не предотвращал нарушений ритма (аритмии развивались при ГХ в 3 случаях из 12, при АГ — в 4 из 10, при АХД — в 5 из 10). При этом доля нарушений проводимости достоверно возрастала при АГ до 4 случаев из 10 (р<0,05), при АХД — до 8 из 10 (р<0,001). Антиаритмический эффект амлодипина также снижался. Введение препарата на фоне ГХ не предотвратило развитие нарушения ритма в 7 случаях из 10, в условиях АХД — в 8 случаях из 10. При этом нарушения проводимости регистрировались соответственно в 3 и 2 случаях. При моделировании адреналовой аритмии в условиях АГ амлодипин предотвращал развитие аритмий, но нарушения проводимости регистрировались в 4 случаях из 10 (р<0,05). Антиаритмический эффект пропранолола при моделировании адреналовой аритмии в условиях метаболи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.