Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ / ПСИХОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Емельянцева Т.А., Смычек В.Б.

Целью исследования стало изучение вклада нарушений психомоторных функций в формирование ограничений функционирования у детей с психическими расстройствами. В клиническом исследовании приняли участие 270 лиц (мальчики/девочки (М/Д)=212/58) с психическими расстройствами в возрасте с 2 до 18 лет: 72 (М/Д=63/9) - с синдром дефицита внимания и гиперактивности, 69 (М/ Д=53/16) - с аутизмом, 77 (М/Д=54/23) - с умственной отсталостью, 52 (М/Д=42/10) - со смешанным специфическим расстройством. Для оценки нарушений психомоторных функций и ограничений функционирования использовались наборы кодов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и разработанные параметры оценки нарушений психомоторных функций и других психических функций, а также ограничений активности и участия в формате: 0 - отсутствие нарушений или незначительные нарушения (до 4% утраты); 1 - легкие нарушения (5-24% утраты), 2 - умеренные нарушения (25-49% утраты), 3 - выраженные нарушения (50-95% утраты). Установлено, что нарушения психомоторных функций в различной степени тяжести встречаются при всех психических расстройствах развития нервной системы у детей. На примере лиц с аутизмом выявлены достоверно значимые взаимосвязи психомоторных функций с другими психическими функциями: побуждений и энергии (r=0,46, p<0,001), внимания (r=0,42, p<0,001), эмоций (r=0,65, p<0,001). Установлено, что нарушения психомоторных функций достоверно определяют трудности в вербальных коммуникациях (r=0,41, p<0,001), преодолении стресса и психологических нагрузок (r=0,45, p<0,001), в контроле собственного поведения (r=0,39, p<0,001), сложных межличностных взаимодействиях (r=0,49, p<0,001). Результаты проведенного исследования расширяют понимание психомоторных функций и их роли в патогенезе психических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Емельянцева Т.А., Смычек В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS

The aim of this study was to study the contribution of psychomotor dysfunctions to the formation of functional limitations in children with mental disorders. The clinical study involved 270 individuals (bоys/girls (B/G)=212/58) with mental disorders aged 2 to 18 years: 72 (В/G=63/9) with ADHD, 69 (В/G=53/16 ) with autism, 77 (В/G=54/23) with mental retardation, 52 (В/G=42/10) with mixed specific disorder. To assess psychomotor dysfunctions and functional limitations, the International Classification of Functioning, Disability and Health code sets and the developed parameters for assessing psychomotor and other mental disorders, as well as activity and participation limitations were used in the format: 0 - no impairments or minor impairments (up to 4% loss); 1 - mild disorders (5-24% loss), 2 - moderate disorders (25-49% loss), 3 - severe disorders (50-95% loss). It has been established that disorders of psychomotor functions in varying degrees of severity occur in all mental disorders of the development of the nervous system in children. On the example of persons with autism, significantly significant relationships of psychomotor functions with other mental functions were revealed: motives and energy (r=0.46, p<0.001), attention (r=0.42, p<0.001), emotions (r=0.65, p<0.001). It was found that psychomotor dysfunctions significantly determine difficulties in verbal communications (r=0.41, p<0.001), overcoming stress and psychological stress (r=0.45, p<0.001), in controlling one’s own behavior (r=0.39, p<0.001), complex interpersonal interactions (r=0.49, p<0.001). The results of the study expand the understanding of psychomotor functions and their role in the pathogenesis of mental disorders.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

Нарушения психомоторных функций у детей с психическими расстройствами

Емельянцева Т.А., Смычек В.Б.

Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, Минск, Беларусь

Yemelyantsava T., Smychek V.

National Science and Practice Centre of Medical Assessment and Rehabilitation, Minsk, Belarus

Psychomotor disorders in children with mental disorders

Резюме. Целью исследования стало изучение вклада нарушений психомоторных функций в формирование ограничений функционирования у детей с психическими расстройствами. В клиническом исследовании приняли участие 270лиц (мальчики/девочки (М/Д)=212/58) с психическими расстройствами в возрасте с 2 до 18 лет: 72 (М/Д=63/9) - с синдром дефицита внимания и гиперактивности, 69 (М/ Д=53/16) - с аутизмом, 77 (М/Д=54/23) - с умственной отсталостью, 52 (М/Д=42/10) - со смешанным специфическим расстройством. Для оценки нарушений психомоторных функций и ограничений функционирования использовались наборы кодов Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и разработанные параметры оценки нарушений психомоторных функций и других психических функций, а также ограничений активности и участия в формате: 0 - отсутствие нарушений или незначительные нарушения (до 4% утраты); 1 - легкие нарушения (5-24% утраты), 2 - умеренные нарушения (25-49% утраты), 3 - выраженные нарушения (50-95% утраты). Установлено, что нарушения психомоторных функций в различной степени тяжести встречаются при всех психических расстройствах развития нервной системы у детей. На примере лиц с аутизмом выявлены достоверно значимые взаимосвязи психомоторных функций с другими психическими функциями: побуждений и энергии (r=0,46, p<0,001), внимания (r=0,42, p<0,001), эмоций (r=0,65, p<0,00l). Установлено, что нарушения психомоторных функций достоверно определяют трудности в вербальных коммуникациях (r=0,41, p<0,001), преодолении стресса и психологических нагрузок (r=0,45, p<0,001), в контроле собственного поведения (r=0,39, p<0,001), сложных межличностных взаимодействиях (r=0,49, p<0,001). Результаты проведенного исследования расширяют понимание психомоторных функций и их роли в патогенезе психических расстройств.

Ключевые слова: психические расстройства у детей, психомоторные функции, ограничения функционирования, Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья. Медицинские новости. — 2022. — №4. — С. 62—67.

Summary. The aim of this study was to study the contribution of psychomotor dysfunctions to the formation of functional limitations in children wtth mental disorders. The clinical study involved270individuals (bоys/girls (B/G)=212/58) wtth mental disorders aged 2 to 18 years: 72 (B/G=63/9) wtth ADHD, 69 (B/G=53/16 ) wtth autism, 77 (B/G=54/23) with mental retardation, 52 (B/G=42/10) with mixed specific disorder. To assess psychomotor dysfunctions and functional limttations, the International Classification of Functioning, Disabiiity and Health code sets and the developed parameters for assessing psychomotor and other mental disorders, as well as activity and participation limitations were used in the format: 0 - no impairments or minor impairments (up to 4% loss); 1 - mild disorders (5-24% loss), 2 - moderate disorders (25-49% loss), 3 - severe disorders (50-95% loss). It has been established that disorders of psychomotor functions in varying degrees of severity occur in all mental disorders of the development of the nervous system in children. On the example of persons with autism, significantly significant relationships of psychomotor functions with other mental functions were revealed: motives and energy (r=0.46, p<0.001), attention (r=0.42, p<0.001), emotions (r=0.65, p<0.001). It was found that psychomotor dysfunctions significantly determine difficulties in verbal communications (r=0.41, p<0.001), overcoming stress and psychological stress (r=0.45, p<0.001), in controlling one's own behavior (r=0.39, p<0.001), complex interpersonal interactions (r=0.49, p<0.001). The results of the study expand the understanding of psychomotor functions and their role in the pathogenesis of mental disorders. Keywords: mental disorders in children, psychomotor functions, imitations of functioning, the International Classification of Functioning, Disabiltty and Health. Meditsinskie novosti. - 2022. - N4. - P. 62-67.

История изучения психомоторных функций представляет сложную и запутанную последовательность сменявших друг друга парадигм и концепций.

Немецкий психиатр и невролог W. Griesinger (1817-1868) впервые представил концепцию «психомоторных нарушений» [6]. Его последователь, немецкий психиатр K. Kahlbaum (18281899) создал «психомоторную концепцию кататонии» [6], а французский невролог G. Tourette (1857-1904) под психомоторными нарушениями подразумевал «непроизвольные движения» [6]. В последующем немецкий невролог и психиатр K. Kleist (1879-1960) описал «двигательный психоз» как проявление циклоидного психоза со сменой гиперкинетического и акинетического состояния [6].

В современной психиатрии указанные клинические феномены трактуются как состояния психомоторного возбуждения с ажитацией, которые могут сменяться эпизодами двигательного застывания (каталепсии) и снижения умственной активности (ступора).

Наиболее частым и очевидным диагнозом, включающим нарушение психомоторных функций у лиц с психическими и поведенческими расстройствами, является «Гиперкинетическое расстройство», F90 в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) [3]. Синоним указанного расстройства -синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Невнимательность, гиперактивность, импульсивность у лиц с СДВГ делает их недостаточно успешными в социальном функционировании

ввиду трудностей поведения и обучения в детском возрасте, а также недостаточно эффективной, дезорганизованной деятельности во взрослой жизни [7, 8].

В Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) СДВГ перемещен в группу расстройств развития нервной системы, наряду с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра [4].

В Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [5], предложенной ВОЗ в качестве партнера МКБ-10, психомоторные функции (код -Ь147) определяются как способность сдерживать спонтанные движения, речевую продукцию для обеспечения адекватного поведения; включают речевые и двигательные стереотипии, контроль

Клинический состав исследования

состояний возбуждения и ажитации, негативизм, эхопраксию (повторение увиденных мимики, жестов), эхолалию (повторение услышанных слов, фраз).

Таким образом, у детей с СДВГ нарушения психомоторных функций клинически проявляются не только двигательным беспокойством, неусидчивостью, но и неуместными выкриками с места, нелепыми высказываниями, гримасами (клоунским

поведением), а также негативизмом пассивным (отказом выполнять просьбы и требования), негативизмом парадоксальным (совершением действий, противоположных просьбам и требованиям), негативизмом речевым (отказом от речевого взаимодействия). Дети с СДВГ в состоянии сильного стресса и/или переутомления могут испытывать внезапное психомоторное возбуждение с агрессивными и аутоагрессивными действиями, впадать в состояние кратковременного ступора, мутизма (молчания). Описанное поведение связано с грубыми нарушениями функционирования головного мозга, но достаточно часто воспринимается окружающими как невоспитанное, наглое поведение.

По результатам современных исследований, коморбидность расстройств аутистического спектра и СДВГ составляет 5-20% [1].

Гиперактивность наряду со стерео-типиями может наблюдаться у лиц с умственной отсталостью [3].

В наиболее тяжелой степени нарушения психомоторных функций наблюдаются при кататонии.

Термин «кататония» (от греческого «katatonos» - «натянутый») ввел в 1868 году K. Kahlbaum, описав основные симптомы, включая чередование кататонического ступора и возбуждения, стереотипии, восковую гибкость, негативизм, гримасы, мутизм у пациентов с нейросифилисом и туберкулезом [6]. В настоящее время кататонию относят к тяжелым психоневрологическим расстройствам, так как около 20% «злокачественной» кататонии имеет смертельный исход.

Немецкий психиатр E. Hecker в 1871 году описал гебефрению, как признак шизофрении в подростковом возрасте, отметив, что у многих лиц с гебефренией отмечался кататонический синдром [6].

В 1899 году немецкий психиатр Е. Kraepelin выделил кататонию как demencia praecox (подтип деменции) [6]. А в 1908 году E. Bleuler переименовал demencia praecox в шизофрению [6]. В течение 100 лет кататония рассматривалась только в контексте шизофрении. И только в настоящее время сформировалось устойчивое мнение большинства

ОабЗиВаО Клинико-функциональная характеристика нарушений психомоторных функций с учетом степени тяжести и возрастных периодов

Нарушение психомоторных функций (Ь147 - код по МКФ)

Контроль психомоторных функций (речи, спонтанных движений), позволяющий обеспечить адекватное поведение, включает: функции психомоторного сдерживания, контроль состояний возбуждения и ажитации, кататонию, негативизм, амбивалентность, эхопраксию (повторение увиденных мимики, жестов) и эхолалию (повторение услышанных слов, фраз)

Незначительные нарушения до 3 лет Двигательное беспокойство, несогласованность движений, неусидчивость у ребенка проявляется только в состоянии крайней усталости и/или психического напряжения

3-5 лет У ребенка редко отмечается неуместное поведение: беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, не может усидеть, начинает бегать и карабкаться куда-то без учета социальных условностей. Отмечается несогласованность движений, неуместное веселье, «клоунское» поведение. Описанное поведение проявляется в состоянии крайней усталости и психического напряжения. Поддается коррекции

6-17 лет Беспокойное, неуместное поведение в виде неконтролируемых, несогласованных движений руками и/или ногами у ребенка проявляются в состоянии крайней усталости и психического напряжения. Иногда отмечается неуместное веселье, «клоунское» поведение. Поддается коррекции и самокоррекции. Не приводит к значительным нарушениям социального функционирования

Легкие нарушения до 3 лет Ребенок часто проявляет двигательное беспокойство, несогласованность движений, не может усидеть, часто неуместно начинает бегать и карабкаться куда-то. Поддается коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия

3-5 лет У ребенка часто отмечается неуместное поведение: беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, раскачивается, не может усидеть, начинает бегать и карабкаться куда-то. Часто отмечается несогласованность движений, беспричинный смех, «клоунское» поведение, неуместные выкрики с места, «глупые» высказывания. Указанное поведение возникает без учета социальных условностей. Возможны речевые стереотипии и эхолалии. Описанное поведение усиливается в состоянии усталости, психического напряжения, при выполнении рутинных, неинтересных, скучных для ребенка занятий. Поддается коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия

6-17 лет У ребенка часто отмечается неуместное поведение (без учета социальных условностей): беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, раскачивается, не может усидеть, может покидать свое место в классе. Часто не способен контролировать свое поведение. Могут отмечаться несогласованность движений, «кривляния», неуместное веселье, «клоунское» поведение. Возможны речевые стереотипии в виде неконтролируемых выкриков с места. Описанное поведение усиливается в состоянии усталости и психического напряжения. Иногда могут отмечаться кратковременные реакции психомоторного ступора: перестает реагировать на громкую речь, уходит от контакта, проявляет реакции пассивного негативизма (не выполняет просьбы и требования) и/или парадоксального негативизма (совершает действия, противоположные тому, что требуется), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы). Поддается коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия

Продолжение таблицы 1

Умеренные нарушения до 3 лет Ребенок постоянно проявляет двигательное беспокойство, неусидчивость, бегает неуместно, часто по кругу («манежный бег»), карабкается куда-то без страха и риска для жизни. Часто проявляются реакции пассивного негативизма (отказа выполнять просьбы и требования) или парадоксального негативизма (совершение действий, противоположных тому, что требуется), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы). Поддается частичной коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия

3-5 лет У ребенка постоянно проявляется неуместное поведение: беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, раскачивается, не может усидеть без внешней мотивации. Часто не способен контролировать свое поведение. Несогласованность движений, «кривляния», неуместное веселье, «клоунское» поведение проявляются без учета социальных условностей. Часто отмечаются речевые стереотипии, неконтролируемые выкрики с места. Часто отмечаются кратковременные реакции психомоторного ступора: перестает реагировать на обращенную речь, уходит от контакта, проявляет реакции пассивного негативизма (отказа выполнять просьбы и требования) и/или парадоксального негативизма (совершает действия, противоположные тому, что требуется), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы). Поддается частичной коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия, а также при использовании лекарственных средств

6-17 лет Ребенок часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, раскачивается, часто покидает свое место в классе. Несогласованность движений, «кривляния», неуместное веселье, «клоунское» поведение проявляются постоянно, без учета социальных условностей, в большей степени на уроках, когда ребенок устал, или при предъявлении ему чрезмерных требований. Часто отмечаются неуместные, «глупые» высказывания, неконтролируемые выкрики с места. Часто отмечаются реакции психомоторного ступора: перестает реагировать на обращенную речь, уходит от контакта, проявляет реакции пассивного негативизма (отказа выполнять просьбы и требования) и/или парадоксального негативизма (совершает действия, противоположные тому, что требуется), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы), что приводит к постоянным конфликтам. В большей части ребенок не способен контролировать свое поведение. Поддается частичной коррекции при применении мер психологического и педагогического воздействия, а также при использовании лекарственных средств

Выраженные нарушения до 3 лет У ребенка часто отмечается психомоторное возбуждение с агрессией и аутоагрессией и/или психомоторный ступор, негативизм (невыполнение просьб и требований) и/или парадоксальный негативизм (совершает действия, противоположные тому, что требуется). Поддается частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц

3-5 лет Нарушения психомоторных функций проявляются частым психомоторным возбуждением, которое может сменяться психомоторным ступором. Психомоторное возбуждение может быть резко выраженным, развиваться остро, сопровождаться хаотичной, нецеленаправленной двигательной активностью с агрессией, яростным сопротивлением, нанесением себе и окружающим телесных повреждений. В большей части при предъявлении просьб и требований отмечаются реакции пассивного негативизма (невыполнение просьб и требований) и/или реакции парадоксального негативизма (совершение действий, противоположных требованиям), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы, вплоть до мутизма -полного отказа от речевого общения). Указанное поведение частично компенсируется лекарственными средствами, поддается частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц

6-17 лет Нарушения психомоторных функций проявляются частым психомоторным возбуждением, которое может сменяться психомоторным ступором. Психомоторное возбуждение может быть резко выраженным, развиваться остро, сопровождаться хаотичной, нецеленаправленной двигательной активностью с агрессией, яростным сопротивлением, нанесением себе и окружающим телесных повреждений. В большей части при предъявлении просьб и требований отмечаются реакции пассивного негативизма (невыполнение просьб и требований) и/или реакции парадоксального негативизма (совершение действий, противоположных требованиям), речевого негативизма (отказа отвечать на вопросы, вплоть до мутизма - полного отказа от речевого общения). Не поддается самокоррекции. Частично компенсируется лекарственными средствами. Поддается частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц

специалистов, что необходимо отделять кататонию от «кататонической шизофрении». Данный факт подтверждается тем, что «кататоническая шизофрения» не лечится традиционными антипсихотическими лекарственными средствами, при этом хороший результат в лечении достигается применением транквилизаторов и электросудорожной терапии. Накоплено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что ката-тония, как проявление психомоторных нарушений, может наблюдаться у лиц с аутоиммунными энцефалитами [2].

Таким образом, клинические проявления нарушений психомоторных функций разнообразны, наблюдаются

при различных психических и неврологических расстройствах, что определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить вклад нарушений психомоторных функций в формирование ограничений функционирования у детей с психическими расстройствами.

Материалы и методы

Исследование выполнено в рамках задания «Разработать и внедрить метод медицинской экспертизы детей с психическими и поведенческими расстройствами» отраслевой научно-технической программы «Разработать и усовершенствовать технологии и методы медицинской экспертизы, реабилитации и оценки

качества оказания медицинской помощи населению на 2019-2023 годы».

В исследовании приняли участие 270 лиц (мальчики/девочки (М/Д)=212/58) с психическими расстройствами в возрасте от 2 до 18 лет: 72 (М/Д=63/9) -с СДВГ 69 (М/Д=53/16) - с аутизмом, 77 (М/Д=54/23) - с умственной отсталостью, 52 (М/Д=42/10) - со смешанным специфическим расстройством. Структура диагнозов представлена на рисунке 1.

Все пациенты (п=270) наблюдались у детских врачей-психиатров.

Лица с СДВГ (п=72 (М/Д=63/9)) были выбраны из клинического проспективного исследования (2008-2020) (п=471 (М/ Д=381/90)). Основным критерием отбора

ОаблИЕнЭ Показатели данных анамнеза у лиц с психическими расстройствами в исследовании

Анамнестические данные, свидетельствующие о нарушениях развития нервной системы Количество лиц с указанными данными/всего лиц клинической группы сравнения (%)

СДВГ аутизм умственная отсталость смешанные специфические расстройства развития

Проблемы беременности, родов 59/72 (81,9%) 40/69 (58,0%) 37/77 (48,1%) 41/52 (78,8%)

Низкий вес при рождении 17/72 (23,6%) 7/69 (10,1%) 19/77 (24,7%) 17/52 (32,7%)

Отставание в психомоторном развитии 23/72 (31,9%) 21/69 (30,4%) 54/77 (70,1%) 22/52 (42,3%)

Отставание в речевом развитии 53/72 (73,6%) 65/69 (94,2%) 72/77 (99,4%) 45/52 (86,5%)

Судорожные приступы в анамнезе 4/72 (5,6%) 3/69 (4,4%) 6/77 (7,8%) 3/52 (5,8%)

ОабЗОВни Показатели частоты нарушений психомоторных функций с учетом степени тяжести у лиц с психическими расстройствами в исследовании

Психические расстройства Количество лиц в клинических группах сравнения (п) Частота нарушений психомоторных функций с учетом степени тяжести

незначительные n (%) легкие n (%) умеренные n (%) выраженные n (%)

СДВГ 72 52 (72,2%) 20 (27,8%) - -

Аутизм 69 2 (2,9%) 15 (21,7%) 38 (55,1%) 14 (20,3%)

Умственная отсталость 77 12 (15,6%) 27 (35,1%) 25 (32,5%) 13 (16,9%)

Смешанные специфические расстройства 52 44 (84,6%) 8 (15,4%)

являлась нуждаемость в получении образования на дому для освоения содержания образовательной программы основного образования на уровне общего среднего образования (п=41 (М/Д=3б/б)), а также в создании специальных условий в виде программ специального образования (п=31 (М/Д=27/4), из них: 23 (М/Д=19/4) обучались по специальной программе для детей с трудностями в обучении, 3 (М/Д=3/0) - по специальной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 (М/Д=3/0) - по специальной программе для детей с нарушениями слуха, 2 (М/Д=2/0) - по специальной программе для детей с нарушениями зрения).

У всех пациентов (п=270) проводился анализ информации, содержащейся в медицинских и других документах; медицинский осмотр с целью определения состояния их здоровья, возникших нарушений психических функций и функций других органов и систем организма, включающий сбор и оценку жалоб с их детализацией; сбор и оценку анамнеза жизни и анамнеза заболеваний, в том числе,

посредством опроса родителей: определение факторов риска развития психического расстройства с анализом особенностей протекания беременности, родов, веса ребенка при рождении; особенностей психомоторного развития до 3 лет; особенностей речевого развития; особенностей поведения в учреждении образования (детском дошкольном учреждении, школе); особенностей коммуникаций с другими детьми и взрослыми, трудностей в социальном функционировании, включая все сферы жизни (в семье, учреждении образования, других общественных местах).

Для оценки нарушений психомоторных функций, других психических функций и ограничений функционирования использовались наборы кодов МКФ и параметры оценки, которые были разработаны нами при выполнении задания для возрастных периодов: до 3 лет, 3-5, 6-17 лет (табл. 1).

Степень выраженности нарушений психических функций и ограничений активности и участия оценивалась в формате: ххх.0 - незначительные нарушения (0-4% утраты); ххх.1 - легкие нарушения

(5-24% утраты); ххх.2 - умеренные нарушения (25-49% утраты); ххх.3 -выраженные нарушения (50-95% утраты). Знак ххх соответствует коду МКФ. Абсолютных нарушений (96100% утраты) у лиц с психическими и поведенческими расстройствами не выявлялось.

Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью программы SPSS Statistics 22. Использовались метод описательной статистики, метод ранговой корреляции Спирмана.

Результаты и обсуждение

По результатам проведенного анализа анамнестических данных (табл. 2), проблемы беременности и родов наиболее часто отмечалась у лиц с СДВГ (81,9%), наименее часто - у лиц с умственной отсталостью (48,1%). Указанные проблемы у пациентов со смешанными специфическими расстройствами и лиц с аутизмом отмечались более чем в половине случаев (78,8% и 58,0% соответственно).

Низкий вес при рождении наиболее часто имели дети со смешанными специфическими расстройствами (32,7%). У лиц с аутизмом низкий вес при рождении был наиболее редко (10,1%). Низкий вес при рождении отмечался приблизительно у 1/4 детей с умственной отсталостью, СДВГ (24,7% и 23,6% соответственно).

Отставание в психомоторном развитии на ранних возрастных этапах наиболее часто отмечалось у лиц с умственной отсталостью (70,1%), наименее часто - с аутизмом (30,4%) и СДВГ (31,9%). У детей со смешанными специфическими расстройствами отставание в психомоторном развитии имелось в 42,3% случаев.

Высокий процент нарушений речевого развития (на год и более) на ранних возрастных этапах отмечалось

Вклад нарушений психомоторных функций в формирование ограничений функционирования у лиц с аутизмом

Ь 1400 способность

поддерживать

внимание

Ь 1401 переключать внимание Ь 1402 разделять внимание

Ь 1520 адекватность эмоций

Ь 1521 эмоциональная

лабильность

Ъ 1522 спектр эмоций

при всех психических расстройствах: 73,6% - при СДВГ 94,2% - при аутизме, 86,5% - при смешанных специфических расстройствах, 99,4% - при умственной отсталости.

Судорожные приступы в анамнезе у лиц с психическими расстройствами наблюдались приблизительно с одинаковой частотой (4,4-7,8%).

Указанные факты требуют дальнейшего изучения, но подтверждают правомочность рассмотрения всех указанных психических расстройств, включая СДВГ в группе расстройств развития нервной системы в МКБ-11 [4].

Согласно проведенному исследованию, нарушения психомоторных функций в значительной степени (легкой, умеренной, выраженной) отмечались при всех указанных психических расстройствах (табл. 3).

Выраженные нарушения психомоторных функций отмечались у лиц с аутизмом в 20,3% случаев, у лиц с умственной отсталостью - в 16,9% случаев. Умеренные нарушения психомоторных функций у лиц в указанных клинических группах сравнения встречались значительно чаще (в 55,1% и 32,5% случаев соответственно).

Следует отметить, что у лиц с СДВГ и со смешанными специфическими расстройствами легкие нарушения психомоторных функций, способные вызвать ограничения жизнедеятельности, встречались достаточно часто (27,8% и 7,8% соответственно).

С учетом того, что нарушения психомоторных функций различной степени тяжести (незначительной, легкой, умеренной, выраженной) наиболее часто встречались у лиц с аутизмом, в дан-

ной клинической группе были изучены взаимосвязи психомоторных функций с другими психическими функциями, а также трудностями активности (при выполнении определенных задач в соответствии с возрастным периодом развития) и трудностями участия в жизни общества в соответствии с кодами МКФ (рис. 2).

По результатам исследования, на примере лиц с аутизмом выявлены достоверно значимые взаимосвязи психомоторных функций Ь 147 с другими психическими функциями: функциями побуждений и энергии Ь 130 (г=0,46, р<0,001), функциями внимания Ь 140 (г=0,42, р<0,001), функциями эмоций Ь 152 (г=0,65, р<0,001).

Согласно результатам исследования, на примере детей с аутизмом нарушения

психомоторных функций Ь 147 достоверно определяют трудности в вербальных коммуникациях с1 310 (г=0,41, р<0,001), в преодолении стресса и психологических нагрузок С 240 (г=0,45, р<0,001), в контроле собственного поведения С 250 (г=0,39, р<0,001), в сложных межличностных взаимодействиях с 720 (г=0,49, р<0,001).

Заключение

Текущее исследование продемонстрировало, что нарушения психомоторных функций различной степени тяжести встречаются при всех психических расстройствах развития нервной системы у детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психомоторные функции имеют достоверно значимые (р<0,001) взаимосвязи с другими психическими функциями: побуждений и энергии, внимания, эмоций.

Нарушения психомоторных функций у детей достоверно (р<0,001) определяют трудности в вербальных коммуникациях, преодолении стресса и психологических нагрузок, трудности в контроле собственного поведения и сложных межличностных взаимодействиях.

Нарушения психомоторных функций следует оценивать при проведении медико-социальной экспертизы при всех психических расстройствах у детей, связанных с расстройствами развития нервной системы. Разработанные параметры оценки позволят уменьшить число экспертных ошибок.

В целом результаты проведенной исследовательской работы расширяют понимание психомоторных функций и их роли в патогенезе психических расстройств.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Емельянцева Т.А. // Здравоохранение. - 2017. -№11. - C.31-39.

2. Carvalho A.F, et al. // International Journal of Clinical Neurosciences and Mental Health. - 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scirp.org.

3. International Classification of Diseases of the 10th revision. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb-10.com.

4. International Classification of Diseases 11th Revision. The global standard for diagnostic health information. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en.

5. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). 2001. WHO. Geneva. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apps.who.int/ iris/handle/10665/42417.

6. Northoff G., Hirjak D., Wolf R.C. // Mol Psychiatry. -2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1038/s41380-020-0814-5.

7. Scholtens S., Rydell A., Wallentin F // Scand. J. Psychol. - 2013. - Vol.54. - P.205-212.

8. Staikova E., Gomes H., Tartter V // Child Psychol. Psychiatry. - 2013. - Vol.54. - P.1275-1283.

Поступила 21.12.2021 г.

Терапия и госпитальная летальность пациентов с COVID-19: метаболическая эффективность Тиотриазолина

Саливончик Д.П.1, Худяков И.А.2, Меньшакова М.Н.2, Кравцова Н.В.2, Саливончик С.Д.2, Лукашенко Е.Г.2, Саливончик Е.И.1

11омельский государственный медицинский университет, Беларусь

2Гомельская городская клиническая больница №3, Беларусь_

Salivonchyk D.P.1, Khudyakov I.A.2, Menshakova M.N.2, Kravtsova N.V.2,

Salivonchyk S.D.2, Lukashenko E.G.2, Salivonchyk E.I.1

Gomel State Medical University, Belarus 2Gomel City Clinical Hospital N3, Belarus

Therapy and hospital mortality of the COVID-19 patients: metabolic effectiveness of Thiotriazoline

Резюме. Индивидуализация терапии пациентов с пневмонией со среднетяжелой, тяжелой клинической формой заболевания при инфекции COVID-19 позволила увеличить выживаемость с 84,6% в контрольной до 94,8% в основной группе, %2=14,820, р=0,0001. Использование лечебных (промежуточных) доз антикоагулянтной и оптимальной ГКС терапии с учетом коморбидности, ранней кислородотерапии, постельного режима у пациентов высокого риска неблагоприятного исхода при COVID-19 позволяет увеличить выживаемость с 71,1% в контрольной до 94,7% в основной группе, y2=23,902, р=О,о0о1. Метаболическая эффективность применения Тиотриазолина у пациентов с инфекцией COVID-19 на стационарном этапе проявляется в уменьшении повреждения клеток (органов) со снижением уровня лактат-дегидрогеназы в основной группе с 1166,4±525,6до 698,8±252,2 Ед/л (-467,6 Ед/л) против динамики данного маркера от 904,8±410,5 до 689,1±270,6Ед/л (-215,7 Ед/л) в контрольной группе, р=0,0001. Таким образом, эффективность применения Тиотриазолина у стационарных пациентов с пневмонией со среднетяжелой, тяжелой клинической формой течения инфекции COVID-19 является абсолютно обоснованной. Ключевые слова: пневмония, COVID-19, Тиотриазолин, лактат, выживаемость.

Медицинские новости. — 2022. — №4. — С. 67—71. Summary. Individualization of therapy for patients with pneumonia with moderate to severe clinical form of the disease with COVID-19 infection increased survival from 84.6% in the control group to 94.8% in the main group, y2=14.820, p=0.0001. The use of therapeutic (intermediate) doses of anticoagulant and optimal corticosteroid therapy, taking into account comorbidity, early oxygen therapy, bed rest in patients with a high risk of adverse outcome with COVID-19, can increase survival from 71.1% in the control group to 94.7% in the main group, y2 =23.902, p=0.0001. Metabolic efficacy of Thiotriazoline in patients with COVID-19 infection at the stationary stage is manifested in a decrease in cell (organ) damage with a decrease in the level of lactate dehydrogenase in the main group from 1166.4±525.6 to 698.8±252.2 U/l (-467.6 U/l) against the dynamics of this marker from 904.8±410.5 to 689.1±270.6 U/l (-215.7 U/l) in the control group, p=0.0001. So, the effectiveness of using Thiotriazoline for hospital patients with sever and moderate forms of COVID-19 complicated with pneumonia is absolutely justified. Keywords: pneumonia, COVID-19, thiotriazoline, lactate, survival. Meditsinskie novosti. - 2022. - N4. - P. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.