1-Я НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОНЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ (РАПНЭ)
контроля есть в группах Г-10, М-13 и М-18. По общему числу наблюдаемых нервных грумингов у животных достоверные отличия от контроля есть в группах Г-10, 2-2374 Г-18 и М-13, а по общему количеству поз, принимаемых животными, достоверные отличия есть только у группы М-13. Достоверные отличия опытных групп от контрольной есть лишь по количеству раз пересечения центра поля — Г-10, М-13 и М-18.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что модификация активности центральной М- и Н-холинергической системы в пренатальном периоде приводит к отдаленным поведенческим нарушениям у взрослых потомств.
Нарушения менструальной функции и состояние адаптационных механизмов у молодых женщин, проживающих в условиях Среднего Приобья
Попов А.Д., Шенгальцова О.А.
Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
Окружная клиническая больница; Ханты- Мансийский государственный медицинский институт
Неинфекционная патология человека в экономически развитых странах приобретает характер эпидемии и включает более молодые слои населения. Миграционные потоки в Российской Федерации, связанные с освоение северных территорий, определили проблему дезадаптивных расстройств, возникающих под действием экстремальных климатических условий высоких широт. В таких условиях качественные параметры адаптационных механизмов, возможности реализации репродуктивного потенциала изменяются. Концепция функциональных систем академика П.К. Анохина определяет методологию исследования единства психоэмоциональных и нейроэндокринных механизмов для достижения полезного приспособительного результата.
Нарушения менструальной функции (НМФ) в структуре гинекологических заболеваний занимают одно из ведущих мест, их частота в структуре общей гинекологической заболеваемости составляет от 10до 18 %.
Традиционные методы клинического обследования 112 молодых женщин с расстройствами менструальной функции различной этиологии и 21 здоровых женщин были дополнены морфометрическими исследованиями для оценки массы тела и характера распределения подкожной жировой клетчатки, индекса массы тела. Состояние вегетативной нервной системы оценивалось при помощи функциональной компьютерной кардио-интервалографии и спектрального анализа сердечного ритма (ТР, VLF, LF, Н^ LF|HF), путем анкетирования с применением «Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений» и «Схемы исследования для выявления признаков вегетативных нарушений».
Полученные результаты подвергнуты статистическому анализу с применением параметрических, непараметрических и корреляционных методов.
В структуре нарушений менструальной функции у женщин, проживающих на территории Среднего Приобья, наиболее частыми причинами являются сочетан-ные нейроэндокринные расстройства и воспалительные заболевания.
Состояние нейрогуморальной регуляции у здоровых женщин в первую фазу цикла определяется высоким уровнем вагальных, симпатических и церебральных эрготропных (гуморально-метаболических) влияний в модуляции сердечного ритма. Влияние всех отделов вегетативной нервной системы сбалансировано. При проведении ортостатической пробы у пациенток этой группы происходит нарастание общей мощности спектра за счет увеличения составляющей компонента низкочастотных волн. Показатель LF|HF, отражающий баланс симпатического и парасимпатического отделов ВНС адекватно возрастает. Аналогичные результаты были получены при оценке вегетативного статуса организма здоровых женщин методом анкетирования с применением «Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений» и «Схемы исследования для выявления признаков вегетативных нарушений». Сумма баллов, полученная в ходе исследования, была равна 21,0 • 2,12, что не превышает допустимых величин.
У пациенток групп исследования исходная общая мощность спектра нейрогуморальной модуляции снижена. Состояние нейрогуморальной регуляции характеризуется низким уровнем вагальных и умеренными симпатическими и гуморально-метаболическими (церебральными эрготропными) влияниями в модуляции сердечного ритма. В балансе отделов вегетативной нервной системы преобладает активность симпатической нервной системы, в то время как реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы во время ортостатической пробы в пределах нормы. Вегетативное обеспечение деятельности характеризуется избыточной активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы. Сумма баллов при анкетировании составила 29,0-3,41 (р < 0,05),
После курса лечения наблюдается увеличение общей мощности спектра нейрогуморальной модуляции до умеренных величин. Наблюдается высокий уровень гуморально-метаболических влияний в модуляции сердечного ритма. В балансе отделов вегетативной нервной системы преобладает парасимпатическая активность. Реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при проведении орто-статической пробы остается сниженной, характерна избыточная активация симпатического отдела.
Таким образом, у женщин с НМФ различной этиологии регистрируется иное функциональное состояние вегетативной нервной системы, характеризующееся напряжением систем адаптации. При всех вариантах НМФ регистрируется сдвиг энергии в область медлен-новолнового спектра частотной шкалы колебаний, происходит смена приоритетов регуляции, когда вместо затрат энергии на высокочастотную регуляцию доминируют более энергоемкие колебания в медленно-волновом спектре.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24-26 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА
Планирование лечебных и реабилитационных мероприятий с учетом состояния адаптационных механизмов позволяет повысить эффективность преконцеп-ционной подготовки и реализации репродуктивного потенциала популяции, проживающей в условиях высоких широт.
Течение и исход беременности у самок крыс при гиперкортицизме
Попова Т.В., Губарева Л.И.
Ставропольский государственный университет; Пушкина ул., 1, Ставрополь, 355009
Химическое загрязнение окружающей среды, психоэмоциональный стресс на фоне социально-экономических условий жизни могут стать причиной женского бесплодия, а также ставят под угрозу здоровье беременных женщин и детей.
Целью нашего исследования было изучение влияния хронического стресса, моделью которого является гиперкортицизм, на течение и исход беременности у матерей и их потомства.
Исследования проводились на самках белых беспородных крыс. Гиперкортицизм матерей вызывали путем внутримышечного введения синтетического АКТГ1-24 (синактен-депо, Швейцария). Ранее И.А. Држевецкой (1985) и Л.И. Губаревой (2001) было установлено, что введение АКТГ1-24 в дозе 5 ед/кг вызывало увеличение концентрации 11-ОКС, характерное для действия кортикотропина, а также в условиях воздействия различного рода стресс-факторов.
Согласно полученным данным беременность, протекавшая на фоне гиперкортицизма, обусловленного введением АКТГ1-24 в дозе 5 ед/кг, вынашивалась, однако генеративная способность самок крыс существенно снижалась. Так, при отсутствии достоверно выраженных сдвигов в оплодотворяемости самок (р >0,1) значительно, в 6,8 раза, повышалась пост-имплантационная гибель плодов, что приводило к снижению величины помета в 6,7 раза.
У самок 1-го поколения, полученных от матерей с гиперкортицизмом, отмечали еще большее снижение репродуктивных возможностей. Так, количество мест имплантации составило 3,5 ± 0,8 на одну самку (р < 0,001), что в 3,1 раза меньше, чем в контроле и в 1,4 раза меньше, чем у самок материнского поколения. Внутриутробная гибель плодов составила 40,2 ± 0,8 %, что в 7,2 раза больше, чем у самок контрольной группы и в 1,1 раза больше, чем у самок материнского поколения. Количество выживших плодов на одну самку у потомков 1-го поколения, полученных от матерей с гиперкортицизмом, было в 4,9 раза меньше, чем у самок контрольной группы и в 1,3 раза меньше, чем у самок материнского поколения.
Таким образом, гиперкортицизм приводит к нарушению имплантации, к увеличению процента внутриутробной гибели плодов и уменьшению числа выживших крысят у матерей и их потомков. В итоге хронический
стресс матери в период беременности может привести к бесплодию не только в ближайших, но и в отдаленных поколениях потомства и, как следствие, регрессу популяции. 2-2375
Гормональный статус лидеров и отверженных, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды
Потапенко В.В., Ахвердова О.А., Губарева Л.И.,
Ставропольский государственный университет; Пушкина ул., 1, Ставрополь, 355009
Ранее нами было показано, что процесс становления соотношения лидеров и отверженных имеет возрастную динамику и подвержен влиянию химического загрязнения окружающей среды (Л.И. Губарева, В.В. Потапенко, 2006). Представляет интерес изучение механизмов нарушения соотношения лидеров и отверженных в условиях экологического неблагополучия.
Объектом эмпирического исследования послужили 240 школьников (123 мальчика и 117 девочек), проживающих в химически загрязненном районе (опытная группа) и в экологически благополучном (контрольная группа) в возрасте 11-17 лет. У школьников 11-17 лет иммуноферментным методом определяли уровень половых гормонов — тестостерон (Т), эстрадиол (Э) и глюкокортикоидных — кортизол (К), а также рассчитывали соотношение Т/Э (индекс андрогенизации) и К/Т.
Нами установлено, что в 11-13 лет в контрольной группе у лидеров уровень К в слюне выше, чем у отверженных как у мальчиков, так и у девочек.
В 14 лет у мальчиков-лидеров уровень К снижается, а у девочек — растет. У отверженных сходная динамика, однако абсолютные величины уровня кортизола были ниже, чем у лидеров. У мальчиков-лидеров опытной группы в 14 лет уровень К в 2,0 раза превышал таковой показатель у мальчиков-лидеров контрольной группы (Р < 0,05), в 16-17 лет — в 1,2 раза, а у девочек-лидеров был ниже. Уровень Т в химически загрязненном районе у мальчиков был существенно ниже, чем у мальчиков, проживающих в условиях экологического благополучия, как у лидеров, так и у отверженных. Достоверно выраженные отличия регистрировали в 12 лет (Р < 0,05).
Кроме того, у подростков опытной группы наблюдали значительный прирост уровня Э у мальчиков-лидеров с 14 лет (Р < 0,001), что вполне объяснимо в условиях хронического воздействия химического загрязнения, поскольку Э обладает мощным стресс-протективным действием. Начиная с периода полового созревания — критического периода онтогенеза — у мальчиков опытной группы отмечали преобладание К над Т. У девочек-лидеров опытной группы к 16-17 годам преобладал Т, что обусловливает их высокую агрессивность.