Научная статья на тему 'Нарушение тайны голосования, как форма воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан'

Нарушение тайны голосования, как форма воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2236
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / НАРУШЕНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Наталья Николаевна

Предметом настоящей статьи выступают исследование уголовной ответственности в сфере избирательных прав граждан, нарушения тайны голосования, как форма воспрепятствования осуществления избирательных прав граждан Тема статьи посвящена вопросам определения особенностей противодействия преступлений в избирательной сфере, а так же особенности реализации принципов избирательного законодательства, такого как тайна волеизъявления граждан. Определение места нарушения тайны голосования, в диспозиции ст. 141 УК РФ. Целью настоящей статьи являются проблем реализации диспозиции ч. 1 ст. 141 УК РФ, определение места нарушения тайны голосования, как формы воспрепятствования осуществления избирательных прав граждан. Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы это проведение анализа нарушения тайны голосования, как способа воспрепятствования избирательных прав граждан, предложения по совершенствованию уголовного законодательства. Область применения результатов работы включает в себя сферу избирательного законодательства, противодействия совершению преступлений в избирательной сфере. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики применения уголовного законодательства в избирательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение тайны голосования, как форма воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан»

ф

Кузнецова Наталья Николаевна

Старший преподаватель кафедры административного и финансового права

Липецкого филиала РАНХиГС Е-mail: kuznetsova-nn@yandex.ru

НАРУШЕНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ, КАК ФОРМА ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

ГРАЖДАН

Аннотация.

Предметом настоящей статьи выступают исследование уголовной ответственности в сфере избирательных прав граждан, нарушения тайны голосования, как форма воспрепятствования осуществления избирательных прав граждан

Тема статьи посвящена вопросам определения особенностей противодействия преступлений в избирательной сфере, а так же особенности реализации принципов избирательного законодательства, такого как тайна волеизъявления граждан. Определение места нарушения тайны голосования, в диспозиции ст. 141 УК РФ.

Целью настоящей статьи являются проблем реализации диспозиции ч. 1 ст. 141 УК РФ, определение места нарушения тайны голосования, как формы воспрепятствования осуществления избирательных прав граждан.

Методологию данной работы составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы.

Результаты работы — это проведение анализа нарушения тайны голосования, как способа воспрепятствования избирательных прав граждан, предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Область применения результатов работы включает в себя сферу избирательного законодательства, противодействия совершению преступлений в избирательной сфере.

Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики применения уголовного законодательства в избирательной сфере.

Ключевые слова: избирательные правоотношения, избирательные права граждан, воспрепятствование осуществлению избирательных прав, нарушение тайны голосования.

Kuznetsova Natalia N.

Senior lecturer in Administrative and financial law Department at Lipetsk branch of RANEPA

Е-mail: kuznetsova-nn@yandex.ru

VIOLATION OF THE SECRECY OF VOTING, AS A FORM OF OBSTRUCTION OF ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Abstract.

The subject of this article is the study of criminal liability in the field of electoral rights of citizens, violations of the secrecy of voting, as a form of obstruction of the exercise of electoral rights of citizens.

The subject of the article is devoted to the determination of the peculiarities of combating crimes in the electoral sphere, as well as the peculiarities of the implementation of the principles of electoral legislation, such as the secret of the will of citizens. Determination of the place of violation of the secrecy of voting, in the disposition of Art. 141 of the criminal code.

The purpose of this article are the problems of implementation of the disposition of part 1 of article 141 of the criminal code, determining the place of violation of secrecy of voting as a form of obstruction of the exercise of electoral rights of citizens.

The methodology of this work consists of comparative, formal-legal, analytical methods.

The results of the work are the analysis of the violation of the secrecy of voting, as a way of preventing the electoral rights of citizens, proposals to improve the criminal law.

The scope of application of the results of the work includes the sphere of electoral legislation, combating the Commission of crimes in the electoral sphere.

The findings of the study can be used to further improve the legal regulation and practice of criminal law in the electoral sphere.

Keywords: electoral legal relations, electoral rights of citizens, obstruction of the exercise of electoral rights, violation of the secrecy of voting.

Свободное волеизъявление является основой демократического государства и гражданского общества. Свободные и периодические выборы являются трансформацией воли народа. Конституция РФ закрепила, что выборы и референдум — это прямая форма волеизъявления граждан. Государство призвано защищать права и свободы граждан от преступных посягательств, в том, числе и в области избирательных правоотношений. Законодатель выстраивает систему охраны избирательных прав граждан и устанавливает иерархию от более общественно опасным к менее общественно опасным. Хронология изложения, закрепленная в Уголовном кодексе Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав является одним из наиболее общественно опасных деяний. Анализируя преступления, которые посягают на избирательные права граждан, необходимо отметить, что вред причинен не только конкретным гражданам или неопределенному кругу лиц, но избирательной си-

стеме и избирательному процессу в целом, демократическому порядку формирования представительных органов, а также выборных должностных лиц. В советский период ряд ученых в том числе С.Г. Келина указывали на то, что непосредственный объект преступления, направленные против избирательных прав граждан гораздо шире родового объекта.1. Объектом преступления по воспрепятствованию осуществления избирательных прав, по мнению ряда исследователей, являются политические права и свободы граждан2, другие же исследователи приходят к мнению, что объектом преступления воспрепятствования необходимо считать свободное и беспрепятственное осуществление избирательных прав гражданами3.

При рассмотрении вопроса о воспрепятствовании избирательных прав важно определиться в терминологии. Толковый словарь определяет воспрепятствовать следующим образом — это не допустить кого-нибудь, сделать что-нибудь, помешать кому-нибудь в чем-нибудь, не допустить че-

1 Келина С.Г.Об уголовно-правовой защите политических и трудовых прав граждан // Сов. государство и право. 1963. №8. С. 66.

2 Советское уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. П. И. Гришаева, Б. В. Здравомыслова.— М.: Юрид. лит., 1988. С. 198.

3 Келина С.Г.Об уголовно-правовой защите политических и трудовых прав граждан // Сов. государство и право. 1963. № 8. С. 64.

го-нибудь»4. В словаре Ожегова воспрепятствовать определяется через препятствовать создавать препятствие, служить препятствием, не допускать чего-нибудь.5

В уголовном законе воспрепятствование используется в 14 составах преступлений, в некоторых воспрепятствование это цель совершения преступления.

В научном сообществе нет единого мнения, по вопросу о том, что понимать под воспрепятствованием, зачастую складывается подход, когда ученые в области уголовного права дают понятие воспрепятствования исходя из контекста диспозиции уголовно-правовой нормы. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что воспрепятствование избирательным правам граждан включает в себя действия нарушающие права избирательные граждан, а так же действия нарушающие нормальное функционирование избирательных комиссий. При этом в соответствии с диспозицией статьи 141 УК РФ, подразделяют на три группы, в первую группу входят деяния, направленные на воспрепятствование свободному волеизъявлению граждан, а так же осуществлению своих избирательных прав. Вторая группа деяний направленна а нарушение тайны голосования. Группа третья включает в себя деяния нарушающие работу избирательных комиссий. Данные деяния могут быть совершенны как в форме действия, так и бездействия6. Исходя из данной точки зрения можно привести пример, не включение гражданина в избирательные списки позволяет говорить о том что, воспрепятствование избирательному праву гражданина происходит в форме бездействия, тогда как включение умершего гражданина в списки

избирателей, а потом и выдача бюллетеня «умершему» гражданину есть активное действие.

В научной среде есть мнения, что воспрепятствование целесообразно определять как создание трудностей в выдвижении кандидатов, проведении избирательной кампании, участии в голосовании, а так же воспрепятствование работе избирательных комиссий, например создание препятствий в деятельности комиссий, составлению и уточнению списков избирателей, подсчету избирательных бюллетеней и иное7. В диспозиции ч. 1 ст. 141 воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей8.

Законодатель закрепил два фактически взаимосвязанных, но автономных состава преступления:

1. воспрепятствование

1.1) свободному осуществлению гражданином избирательных прав,

1.2)осуществлению работы избирательных комиссий и ее членов.

2. нарушение тайны голосования.

В пп. 1, 2 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях...» закреплено, гражданин РФ участвует в выборах на основании всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании9. В литературе отмечают, что тайна голосования — это основопола-

4 Толковый словарь русского языка / под ред. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935. С. 371.

5 Ожегов С.И.Словарь русского языка Изд.6-е, стереотипное, Издательство «Советская энциклопедия», М.: 1964. С. 234.

6 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» постатейный под ред. А.И.Чучаева «КОН-ТРАКТ»,2009. С. 123.

7 Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан и права на участие в референдуме/ под. ред. С. М. Шапиева; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. 2016. С. 23.

8 Уголовный Кодекс Российской Федерации: федер. закон. Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от. 29 дек. 2017 г.)// Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. Ст. 2954.

9 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. 01 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2002. № 24 Ст. 2253.

гающий принцип избирательного права, который получил законодательное закрепление. «Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности, ст. 81 Конституции Российской Федерации, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации, ст. 2 и 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация данного принципа требует создания ряда законодательных и организационных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме» 10. Так же данный принцип получил дальнейшую конкретизацию в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...» где закреплено, что голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В некоторых работах проведен анализ условий противодействия совершению данного преступления. «Представляется, что тайность голосования обеспечивается при соблюдении следующих условий: — каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах (референдуме), голосует лично, голосование за других лиц не допускается; — заполнение бюллетеня для голосования на выборах (референдуме) производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина; — если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться

в получении бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума, зарегистрированных кандидатов, членов инициативной группы по проведению референдума, уполномоченных представителей избирательных объединений, уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, доверенных лиц кандидатов (избирательного объединения) и наблюдателей, включая международных наблюдателей, т.е. лиц, которые могут повлиять на волеизъявление участника референдума в тех или иных интересах; — в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю (участнику референдума). Таким образом, оказавшее такую помощь лицо перестает быть анонимным, и тем самым существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление избирателя (участника референдума) или искажения его воли»11. Представляется целесообразным учесть данные условия при проведении мероприятий по противодействию совершений преступлений в избирательной сфере.

Вышеуказанное позволяет нам прийти к выводу, что нарушение тайны голосования, есть одна из форм воспрепятствования осуществления свободного волеизъявления граждан. Необходимо отметить, что законодатель отдельно не закрепил, что нарушение равенства граждан при выборах, является отдельным составом преступления ст. 141 УК РФ. Исходя из этого нецелесообразно выделять отдельно нарушение тайны голосования. Исходя из выше сказанного диспозиция ч. 1 ст. 141 УК РФ должна быть сформулирована следующим образом:

10 Бычкова Е.И.Анализ объективных признаков нарушения тайны голосования // Юридический мир. 2014. № 5. С. 30-32.

11 Бычкова Е.И.Анализ объективных признаков нарушения тайны голосования // Юридический мир. 2014. № 5. С. 30-32.

«Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, а также воспрепятствование работе избира-

тельных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей»

Библиографический список

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации: федер. закон. Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от. 29 дек. 2017 г.)// Собр. Законодательства Рос. Федерации 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. 01 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2002. № 24 Ст. 2253.

3. БычковаЕ.И.Анализ объективных признаков нарушения тайны голосования // Юридический мир. 2014. № 5. С. 30-32.

4. КелинаС.Г. Об уголовно-правовой защите политических и трудовых прав граждан // Сов. государство и право. 1963. № 8. С. 64.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» постатейный под ред. А. И. Чучаева «К0НТРАКТ»,2009. С. 123.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка Изд. 6-е, стереотипное, Издательство «Советская энциклопедия», М.: 1964. С. 234.

7. Советское уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. П.И.Гришаева, Б. В. Здравомыслова.— М.: Юрид. лит., 1988. С. 198.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935. С. 371.

9. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан и права на участие в референдуме/ под. ред. С. М. Шапиева; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. 2016. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.