Нарушение психофизического развития ребёнка Азизова Т. А.
Азизова Татьяна Ашотовна /Azizova Tatiana Ashotovna - студент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей.
Ключевые слова: дети, психофизическое развитие, умственная отсталость, патологии, диагностические критерии.
Обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психофизического развития, имеет целью всестороннее изучение ребенка, определение причин нарушения его психофизиологического развития, нахождение возможных путей его лечения и психо лого-педагогической коррекции [1].
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности [2]. У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.
Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция». Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер [4]. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями [3].
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
- легкую (IQ в пределах 40—69);
- умеренную (IQ в пределах 35—49);
- тяжелую (IQ в пределах 20— 34);
- глубокую (^ ниже 20).
В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости:
- Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
- Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).
- Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.
Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости:
- клинический (наличие органического поражения головного мозга);
- психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);
- педагогический (низкая обучаемость).
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому [4]. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления» [3]. В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения.
Литература
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
2. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. // Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
4. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003.