Статья
Сравнительная дневная динамика показателей мозгового кровотока в вертебробазилярном бассейне (окципито-мастоидальное отведение РЭГ) у здоровых подростков и подростков с хр.ВБН. В группе здоровых подростков амплитуда РИ была ниже среднедневной в 9 ч (р=0,0038), 10 ч. (р=0,0104) и в 12 ч. (р=0,0044). Максимальное дневное значение РИ было зарегистрировано в 14 ч. (р=0,0497). Достоверных различий между показателями РИ в течение дня справа и слева выявлено не было. Значения коэффициента асимметрии были в рамках верхней границе нормы в течение всего дня. В группе подростков с хр.ВБН достоверных изменений РИ в течение дня по отношению к его средним значениям не было. Однако в 9 ч. пульсовое кровенаполнение было выше, чем в группе здоровых подростков, а в 14 часов - ниже (р<0,05). Практически не изменялись в течение дня показатели ДКИ и ДСИ: достоверных различий со среднедневным значением не было выявлено ни в одной временной точке в обеих группах. Значения мезора ДКИ и ДСИ в группе подростков с хр. ВБН были выше, чем в группе здоровых. Показатель ДКИ в группе подростков с хр.ВБН был выше такового в группе здоровых подростков во всех временных точках (р<0,05). В отличие от ДКИ показатель ДСИ в группе здоровых имел латеральные отличия. В 9 (р=0,0121), 10 (р=0,042) и 14 ч. (р=0,0031) регистрировалось достоверное превышение ДСИ справа по сравнению со значением ДСИ слева. Слева же ДСИ имел и достоверное превышение среднедневного показателя в 11
ч. (р=0,0055), а в 14 ч. оно было ниже такового (р=0,0394). Хотя все изменения регистрировались в рамках нормальных значений. В группе подростков с хр.ВБН латеральных отличий показателя ДСИ не было, но ДСИ слева превышал аналогичный показатель в группе здоровых в 9-10 ч., 14 ч. и 16 ч., а справа - в 16 ч. Изменения показателей гемодинамики сосудистых бассейнов головного мозга носили самостоятельный характер. Низкой была корреляция между изменениями РИ в БМ и ОМ (г=0,306), между изменениями ДСИ в БМ и ОМ (г=0,414) и несколько выше между колебаниями ДСИ в БМ и ОМ (г=640).
При сравнении хронограмм различных показателей РЭГ у здоровых и больных подростков было выявлено временное рассогласование ритма пульсового кровенаполнения в вертеброба-зилярном бассейне в 9, 14, 15 и 16 часов (рис. З.А.). Хронограмма ДСИОМ левого полушария у больных подростков имела расхождение с таковой у здоровых во все временные точки с 9 до 16 часов (рис. З.В.). Хронограмма ДКИ БМ у подростков с хр.ВБН имела уплощенный вид. Дневные колебания значений ДКИ БМ составили 3,7 % от уровня мезора (рис. З.Б.) в отличие от хронограмм здоровых подростков, где максимальное (в 12 ч.) и минимальное (в 15 ч.) значения достоверно отличались от мезора. Данный результат можно расценивать как уплощение кривой дневных колебаний ДКИ БМ, что свидетельствует о наличии у пациентов тяжелого десинхроноза [2]. Хронограммы остальных показателей отличались ходом отдельных отрезков кривых относительно фиксированных временных параметров: так хронограммы ДКИ ОМ у здоровых и больных имели разнонаправленный характер с 15 до 16 ч, хронограммы РИ БМ - с 9 до 10 ч.
У здоровых и больных подростков показатели РЭГ (РИ, ДКИ, ДСИ) бассейнов позвоночных и сонных артерий в течение дня изменяются, и эти изменения носят колебательный характер. Экстремумы этих колебаний (максимальнные и минимальные значения показателей) достоверно отличаются от мезора только у здоровых детей. Показатели, характеризующие пульсовое кровенаполнение артериального (РИ) и резистивного (ДКИ, ДСИ) русла, имеют свою, самостоятельную динамику в течение дня, и, следовательно, различные механизмы организации этих колебаний. Показатели РЭГ здоровых и больных не имеют латеральных отличий, за исключением ДСИ в окципито-мастоидальном отведении. У подростков с хр. ВБН регистрируются достоверно большие значения ДКИ и ДСИ по сравнению со здоровыми детьми, что свидетельствует о более выраженных изменениях регуляции резистивного русла у больных с хр.ВБН. У подростков с хр.ВБН выявлен фазовый десинхроноз, который наиболее выражен по таким показателям РЭГ, как РИ ОМ в 9, 14, 15 и 16 ч; ДСИ ОМ слева с 9 до 16 ч; ДКИ БМ с 9 до 16 ч. Примененный новый способ диагностики [6] позволил выявить у подростков, имеющих хр.ВБН, сформировавшуюся на фоне перенесенной натальной травмы шейного отдела позвоночника, рассогласование дневных ритмов мозгового крообращения по показателям РЭГ, т. е. фазового десинхроноза. Это диктует необходимость
хронобиологического подхода при разработке лечения этих больных, что будет способствовать восстановлению дневных ритмов колебаний показателей мозгового кровотока и росту эффективности лечения.
Литература
1. Комаров Ф.И., Раппопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина.- М.: Триада-Х, 2000 г.
2. Оранский И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы.- М.: Медицина, 1988.
3. Оранский И.Е., Царфис П.С. Биоритмология и хронотерапия.- М.: Высшая школа, 1989.
4. Пат. 2219829RU. Способ диагностики хронической вер-тебробазилярной недостаточности у подростков, перенесших натальную травму шейного отдела позвоночника / Гончарова Е.А., Нечаева Е.И., Левицкий Е.Ф., Абдулкина Н.Г. // Официальный бюллетень Российского Агентства по патентам и товарным знакам «Изобретения полезные модели».- 2003.- N° 36.
5. Ратнер А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983.
6. Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985.
7. Реоэнцефалографические исследования: Руководство пользователя.- НПКФ Медиком МТД.- Таганрог, 2001 г.
8. Ронкин М.А, Иванов Л.Б. Реография в клинической практике.- М.: Научно-медицинская фирма МБН, 1997.
PECULIARITIES OF DAILY DYNAMICS OF CEREBRAL
CIRCULATYION INDICES IN TEENAGERS WITH CHRONIC VERTEBROBASILAR INSUFFICIENCY
N.G. ABDULKINA, E.A. GONCHAROVA, E.F. LEVITSKIY,
E.I. NECHAEVA
Summary
Cerebral circulation in children was investigated. Hemodynamics of cerebram was estimated by rheoencephalography. The daily rhythms of cerebral circulation in children with chronic vertebrobasilar insufficiency were affected. Those data serve as a basis to make use of chronobiological approaches in rehabilitation.
Key words: chronic vertebrobasilar insufficiency
УДК 616.323-007.61
НАРУШЕНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
КАК ФАКТОР РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АДЕНОИДИТА У ДЕТЕЙ
А.Ф. ВИНОГРАДОВ, Л.И. ПОНОМАРЁВА, Ю.А. АЛЕКСЕЕВА*
Одной из проблем детской оториноларингологии является патология лимфаденоидного кольца глотки, причём ведущая роль принадлежит аденоидным вегетациям и хроническому аденоиди-ту (ХА) [2]. Эти патологические состояния имеются у 45% дошкольников, обратившихся к оториноларингологу [1, 7].
Глоточная миндалина, являясь периферическим иммунным органом, обеспечивает местные защитные реакции слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух [4, 8]. Сохранение этой миндалины имеет большое значение для поддержания гомеостаза детского организма. Характерное для детского возраста сочетание повышения антигенных нагрузок с иммуннодефицитными состояниями ведет к росту функциональной активности лимфаденоидной ткани, а при истощении компенсаторных механизмов - к её патологическим изменениям, энергетической недостаточности [3]. Гипертрофия носоглоточной миндалины и ХА являются одной из причин развития воспаления околоносовых пазух, глотки, уха, заболеваний бронхолёгочной системы [6]. Предупреждение и прогнозирование развития ХА, ранняя его диагностика и лечение важны для сохранения здоровья.
* ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава, курс поликлинической педиатрии, кафедра военной и экстремальной медицины
Статья
Цель исследования - выявление высокоинформативных критериев риска формирования и ранней диагностики ХА.
Обследовано 110 детей с ХА и гипертрофией глоточной миндалины в возрасте от 3 до 8 лет (табл.). Базой исследования были детсад № 55, средняя школа № 10, ДГКБ № 1 г. Твери. Дети были разделены на группы в зависимости от уровня здоровья с градацией внутри групп по нозологической форме: 1-ю (контроль) группу составили 37 здоровых детей 1-11а группы здоровья; во 2-ю группу вошли 35 детей 11б группы здоровья с гипертрофией глоточной миндалины II степени; 3-я группа обследования включала 38 детей III группы здоровья с ХА. У детей 11б и III групп здоровья иная хроническая патология была исключена.
Сбор материала проводился путём составления единой разработанной карты обследования. Обследование включало оценку уровня здоровья (по приказу МЗ РФ № 60 от 14.03.1993 г.) и определение показателей энергетического и минерального обмена. Исследование метаболических показателей (лактата, ацилгид-роперекисей, калия, кальция, фосфора, натрия, магния, хлора) проводилось фотометрическим методом в аэрозоле выдыхаемого воздуха со стандартными наборами реактивов фирмы «Олвекс», по методу М.А.Борисовой, Ю.А.Алексеевой с соавт. (патент на изобретение № 2128159 от 21.10.2002г. ).
Обоснованием использования биохимического состава дыхательного аэрозоля в качестве диагностических критериев служили параллельные изучения нереспираторной функции лёгких, липидного, минерального и электролитного состава крови в норме и при различных заболеваниях, доказывающие сопряженность изменений на органном и организменном уровне [2]. Клиническим проявлениям любого патологического процесса предшествуют изменения метаболизма, наиболее объективными доклиническими критериями состояния здоровья являются биохимические показатели, отражающие нарушения на клеточном уровне. Исходя из этого, представляется целесообразным для объективной верификации уровня и прогноза здоровья исследовать ряд биохимических показателей, на основании которых можно судить о состоянии энергетической обеспеченности метаболизма. К ним относится содержание лактата, отражающего уровень гипоксичеких изменений, внеклеточное содержание ионов натрия, калия, кальция и магния, позволяющих косвенно судить о нарушении энергообеспечения и показателей, свидетельствующих об интенсификации перекисного окисления липидов - уровень диеновых конъюгат и ацилгидроперекисей.
Таблица
Биохимические показатели
Контроль (n = 37 ) Дети с гипертрофией носоглоточной миндалины (П = 35) Дети с ХА (n = 38)
Ацилгидроперекиси (усл.ед) 95,67±2,59 128,40±3,66* 131,0 ±2,99*
Кальций (ммоль/л) 0,058±0,0031 0,088±0,0029* 0.098±0,0019*
Магний (мкг/мл) 2,41±0,11 2,75±0,094* 2,32±0,071*
Калий (мкмоль/л) 268,22±+7,98 298,66±10,11 336,64±18,34*
Натрий (мкг/мл) 24,38±0,66 23,44±0,81 22,53±0,59
Лактат (мкмоль/л) 74,22±4,13 81,88±2,74 94,36±1,99*
Примечание: * - достоверность различия р<0,05.
В результате проведённого исследования получены данные у детей 2-й группы с гипертрофией носоглоточной миндалины: по сравнению с контролем было повышение на 10-15% уровня ацилгидроперекисей, Са, М§, Р и хлоридов на фоне неизменных показателей К, К, молочной кислоты. Полученные данные говорят о том, что даже незначительные отклонения в организме ребёнка ведут к существенным сдвигам метаболических процессов. Повышенное содержание ионов кальция и магния в конденсате выдыхаемого воздуха указывает на компенсаторноприспособительную реакцию организма в ответ на активацию свободно-радикального окисления, так как ионы кальция способствуют восстановлению фосфолипидов клеточных мембран.
мембран. Дальнейший рост содержания кальция ведет к цитоде-тергентному эффекту. В ответ на повышение содержания кальция шло нарастание его функционального антагониста - магния, сдерживающего негативные последствия кальциево-зависимых реакций. У детей с ХА изменения большинства показателей имели однонаправленный характер с детьми 2-й группы обследования, но с более глубоким уровнем отклонения. Однако у этой группы детей было низкое содержание ионов магния и высокий уровень лактата по сравнению с детьми 2-й группы и с контролем.
Выявленные изменения содержания в аэрозоле ионов калия, кальция и магния, связаны с нарушением проницаемости клеточных мембран, снижением величины мембранного потенциала клеток, что позволяет косвенно судить об энергетической обеспеченности метаболизма. Рост уровня кальция при истощении магниевых ресурсов ведет к снижению уровня магния, а не к компенсаторному его повышению. Динамика уровня магния может служить индикатором течения хронического процесса. Снижение уровня магния, обусловливая изменения секреторной активности тучных клеток, ведет к неконтролируемому выбросу гистамина, могущий вызвать спад числа Е-РОК, что говорит о вовлечении в патологический процесс иммунной системы [7].
Для детей с патологией глоточной миндалины характерно изначальное нарушение кальциево-магниевого обмена, что приводит к активации ПОЛ и, вызывая нарушения иммунного гомеостаза, создаёт предпосылки для снижения уровня здоровья.
Если показатели 2-й группы (с гипертрофией глоточной миндалины) характеризовались нарушениями минерального обмена и активацией процессов ПОЛ, то в группе детей с ХА были более выраженные отклонения и присоединение энергетического дисбаланса. Причём критерием для ХА является наличие низкого уровня магния на фоне высоких показателей содержания кальция и лактата в конденсате аэрозоля выдыхаемого воздуха (приоритетная справка № 2005100483 от 11.01.2005 г.).
Наличие изменений минерального и энергетического обмена у детей с гипертрофией глоточной миндалины является фактором риска формирования ХА, а показатели уровня кальция и магния в конденсате выдыхаемого воздуха могут быть использованы в качестве маркёров доклинической диагностики ХА для проведения коррекционных мероприятий этой патологии.
Литература
1. Агаджанова С.Н., Цветков Э.А. // Новости оторинола-рингол. и логопатологии.- 2001.- № 2.- С. 4-8.
2. Богадельников И.В, Олексенко Л.А.//Мат-лы 1 Всесоюз. конгр. по болезням органов дыхания.- Киев, 1990.- С.34.
3. Борзов Е.В. // Новости оториноларингол. и логопатологии.- 2002.-№1.- С.3-8.
4. Борзов Е.В. //Рос. оторинолар.- 2002.- №2.- С. 11-14.
5. Быкова В.П. // Актуальная оториноларингол.- 2002.-№4.- С.2-11.
6. Гаращенко Т.И. // Росс. ринол.- 1999.- №1.- С.68-71.
7. Скальный А.В. Микроэлементозы человека ( диагностика и лечение).- М.,1999.- 96.с.
8. Цветков Э.А. и др. //Вест. оториноларингол.- 1996.-№6.- С.33-34.
9. Xiao Y.L. et al. // Acta Otolaringol. (Stocs.).-1998.-Vol.118.- P.124-130.
УДК 613.693
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В.В.АНДРИАНОВ, Н.А.ВАСИЛЮК*
Системный подход к анализу физиологических функций позволяет найти место информационным процессам, протекающим в центральной нервной системе [1]. Формирование поведе-
*
Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова