Научная статья на тему 'НАРРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА'

НАРРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / КОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / НАРРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМООЦЕНКА / НЕУСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудзовская Алла Анатольевна

Личность одаренного ребенка обладает специфическими характеристиками. К ним относится представление человека о самом себе, его индивидуальная и социальная идентичность, отраженные в Я-концепции (Р.Бернс). Нарративная идентичность связана с контекстом взаимодействия, с намерениями, которыми индивид руководствуется, презентуя свой образ (Р. Харре, Ч.Тейлор). В экспериментальную группу исследования, направленного на выявление особенностей нарративной идентичности одаренных детей в возрасте 7-8 лет, включены 30 детей с неординарными способности, выраженной мотивацией к обучению, прошедших конкурсный отбор в гимназию. Контрольная группа: 102 ребенка из рядовых школ. Контент-анализ рассказа детей на тему «Я человек», являющийся аналогом методики М. Куна, позволил разделить текстовые категории на две группы, характеризующие коллективистскую (социальную) и индивидуалистическую ориентацию личности (Р.Нисбетт, Л. Росс, У. Кухнен). Одаренные учащиеся использовали в среднем 17 категорий (в контрольной -10). Категории, описывающие индивидуальность, составляют 77,6% от общего числа категорий (социальные характеристики -22,4%). Указывая социальные роли, дети давали дополнения, подчеркивающие индивидуальность: «Я человек, который любит играть в мяч», «Человек, отличающийся от других». В контрольной группе доля категорий, связанных с социальным функционированием, составила 35% Социальная идентичность представлена чаще семейными ролями. В рассказах одаренных заметно колебание самооценки, подчеркивание собственных недостатков: «К примеру, у меня есть друзья, и я их очень люблю, но я очень не сдерживаюсь, когда у меня что-то не получается», «Я нравлюсь маме, когда убираю за собой вещи, не нравлюсь, когда не убираю вещи», «Я, может быть, еще человек не с большой буквы, но я буду стремиться, чтоб стать им». Выявлено качественное своеобразие личности одаренных. Нарративная идентичность одаренных детей отличается большей сложностью, дифференциацией, индивидуализацией, сомнениями в самооценке. Лонгитюдное исследование (18 лет) позволило проследить динамику нарративной идентичности. Результаты исследования ставят проблему организации эффективного взаимодействия педагогов с одаренными детьми в дошкольных учреждениях, способствуя укреплению их самооценки, созданию атмосферы включенности в коллектив сверстников. Исследование проведено при поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10726.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Нарративная идентичность одаренного ребенка младшего возраста

Гудзовская Алла Анатольевна, ГБОУВО СО ''Самарская государственная областная академия (Наяновой)",

г. Самара (Россия)

Ключевые слова: одаренный ребенок, коллективистская ориентация, нарративная идентичность, социальная идентичность, самооценка, неустойчивая самооценка, я-концепция, когнитивная социальная психология.

Личность одаренного ребенка обладает специфическими характеристиками. К ним относится представление человека о самом себе, его индивидуальная и социальная идентичность, отраженные в Я-концепции (Р.Бернс). Нарративная идентичность связана с контекстом взаимодействия, с намерениями, которыми индивид руководствуется, презентуя свой образ (Р. Харре, Ч.Тейлор). В экспериментальную группу исследования, направленного на выявление особенностей нарративной идентичности одаренных детей в возрасте 7-8 лет, включены 30 детей с неординарными способности, выраженной мотивацией к обучению, прошедших конкурсный отбор в гимназию. Контрольная группа: 102 ребенка из рядовых школ. Контент-анализ рассказа детей на тему «Я человек», являющийся аналогом методики М. Куна, позволил разделить текстовые категории на две группы, характеризующие коллективистскую (социальную) и индивидуалистическую ориентацию личности (Р.Нисбетт, Л. Росс, У. Кухнен). Одаренные учащиеся использовали в среднем 17 категорий (в контрольной - 10). Категории, описывающие индивидуальность, составляют 77,6% от общего числа категорий (социальные характеристики -22,4%). Указывая социальные роли, дети давали дополнения, подчеркивающие индивидуальность: «Я человек, который любит играть в мяч», «Человек, отличающийся от других». В контрольной группе доля категорий, связанных с социальным функционированием, составила 35% Социальная идентичность представлена чаще семейными ролями. В рассказах одаренных заметно колебание самооценки, подчеркивание собственных недостатков: «К примеру, у меня есть друзья, и я их очень люблю, но я очень не сдерживаюсь, когда у меня что-то не получается», «Я нравлюсь маме, когда убираю за собой вещи, не нравлюсь, когда не убираю вещи», «Я, может быть, еще человек не с большой буквы, но я буду стремиться, чтоб стать им». Выявлено качественное своеобразие личности одаренных. Нарративная идентичность одаренных детей отличается большей сложностью, дифференциацией, индивидуализацией, сомнениями в самооценке. Лонгитюдное исследование (18 лет) позволило проследить динамику нарративной идентичности. Результаты исследования ставят проблему организации эффективного взаимодействия педагогов с одаренными детьми в дошкольных учреждениях, способствуя укреплению их самооценки, созданию атмосферы включенности в коллектив сверстников. Исследование проведено при поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10726.

Список литературы:

1. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. - 162 с.

2. Нисбетт, Р. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян; пер. с англ. М.С. Жамкочьян; под ред. В.С. Магуна. -Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 68 с.

3. Преображенская А. О. 2007. Реализация позиции субъекта в автобиографическом нарративе. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 4(1), 142-150.

4. Харре Р. 1996. Вторая когнитивная революция. Психологический журнал, 17(2), 3-16.

5. Kuhnen U., Hannover B., Schubert B. Procedural consequences of semantic priming: The role of self-knowledge for context-bounded versus context-independent modes of thinking. — Unpublished manuscript. — University of Michigan, Ann Arbor, 2000b.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.