УДК 316.334.3(470) ББК Ф3(2Рос),41
И.Ю. СЕМЕНОВА
НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Ключевые слова: социальная политика государства, народосбережение, качество жизни населения, благосостояние граждан, проблемы российского социума, единая государственная система народосбережения.
Статья посвящена народосбережению как одной из ключевых целей социальной политики в условиях укрепления российской государственности. Автор полагает, что эта политика должна иметь правильно сформулированные цели, быть адекватной сложившимся условиям жизнедеятельности и объективно отражать потребности общественного развития. По результатам исследования сделан вывод о том, что определение идеи народосбережения как основной цели социальной политики российского государства придает системный и смыслообразующий характер всей социальной политике, способствует устойчивому развитию российского социума в XXI в.
I SEMENOVA
CITIZENRY PRESERVING AS A FACTOR OF SOCIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN STATEHOOD CONSOLIDATION
Key words: social policy of the state, citizenry preserving, life quality of the population, welfare of citizens, problems of the Russian society, uniform state system of citizenry preserving.
The article is devoted to citizenry preserving as one of the key purposes of social policy in the conditions of the Russian statehood consolidation. The author believes that this policy should have correctly formulated purposes, to be adequate to the developed conditions of life activity and to reflect objectively the requirements of social development. Basing on the results of the study the conclusion is drawn that definition of the idea of citizenry preserving as the main objective of social policy of the Russian state gives a systematic and sense-making character to the social policy as a whole, it contributes to sustainable development of the Russian society in the 21st century.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в п. 1 ст. 7 закрепляет положение, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Проблемность создания условий для достойной жизни и свободного развития человека в правовом государстве требует разработки и реализации сильной социальной политики и надлежащего механизма ее реализации. Эта политика, на наш взгляд, должна иметь правильно сформулированные цели, быть адекватной сложившимся
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. № 237, 25 дек.
условиям жизнедеятельности и объективно отражать потребности общественного развития. Анализ выступлений первых лиц государства свидетельствует о том, что в последние годы именно социальное направление находится в числе приоритетов стратегии социально-экономического развития страны [2]. Об этом свидетельствует и эффективная работа российских парламентариев (приняты и успешно реализуются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года1, президентская программа «Десятилетие детства»2, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года3, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года4, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года5, национальные проекты России на период 2018-2021 гг. и др.). Благодаря инициативности и настойчивости российской общественности законодателем подготовлена эффективная нормативно-правовая база для решения насущных проблем XXI в.
Одним из направлений социальной политики в условиях укрепления российской государственности выступает народосбережение, представляющее собой комплекс мероприятий по сохранению населения, проживающего на территории современной России, включая все социальные группы, независимо от степени их значимости в трудовой и экономической жизни общества и выполняемой социальной роли.
Для достижения поставленных целей, на наш взгляд, необходимо провести мониторинг внутренних угроз, основных нерешенных социально-экономических проблем, угрожающих стабильному и безопасному социальному развитию нашей страны и волнующих общество. Речь идет, несомненно, о сокращении численности населения, невысокой продолжительности жизни россиян и достаточно высокой смертности мужчин трудоспособного возраста; также нельзя не отметить значительное число самоубийств, смерть от дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и т.д.
Особую озабоченность законодателя и широкой общественности вызывает ухудшение здоровья населения, вызванное табакокурением, наркотиче-
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. 10.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, 24 нояб. Ст. 5489.
2 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23, 5 июня. Ст. 3309.
3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 23, 48 июня. Ст. 3357.
4 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (в ред. 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 20007. № 42, 15 окт. Ст. 5009.
5 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р [Электронный ресурс] // КонсультантП-люс: информ.-прав. портал. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html.
ской зависимостью, СПИДом, алкоголизмом и набором заболеваний XXI в. (ожирением, депрессией, раковыми болезнями и др.). Ряд исследователей отмечает также недостаточную развитость положительных семейных форм до-суговых развлечений и неведение большинством россиян здорового образа жизни.
В последние годы ученые единодушно отмечают трансформацию семейных ценностей, кризисные процессы института семьи, духовно-нравственного воспитания молодежи, рост социального сиротства, широкое распространение неполных семей и иные социальные проблемы. Ряд исследователей в области педагогики и психологии утверждают, что в нашей стране число несовершеннолетних, которые имеют необратимые аномальные отклонения в области духовно-нравственного и психического здоровья либо просто не способны в силу различных причин к нормальной социальной адаптации, огромно и нуждается в помощи. Справедливым представляется утверждение о том, что «сегодня государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку» [3. С. 987]. Общеизвестно, что с 1995 г. 15 мая отмечается как Международный день семьи. В качестве положительного примера нельзя не отметить учреждение в России с 2008 года 8 июля Днем семьи, любви и верности.
В современной России происходящие системно политические и общественно-экономические потрясения значительно влияют на интенсивный процесс вымирания коренного населения, который, на наш взгляд, может остановить лишь молодежь, создавая семью.
Проведенный мониторинг позволяет сформулировать основные цели социальной политики. Первая такая цель - идея народосбережения. Это не только политика, направленная на выживание населения и поддержание высокого качества жизни, улучшение демографической и экологической ситуации, но и на осуществление исторической миссии России - сбережение каждого из её народов и каждой этнокультурной группы.
По справедливому замечанию исследователей, с данной миссией историческая Россия справлялась всегда. Но в XXI в. в условиях глобализационных процессов наша страна сталкивается с большими трудностями, в числе которых принудительная культурная унификация, навязывание нетрадиционных ролевых функций и моделей асоциального поведения в качестве норм и образцов для подражания. Речь идет, например, о навязывании стереотипного представления о том, что молодая семья должна обязательно проживать отдельно от своих родителей, бабушек и дедушек. Многие исследователи, наоборот, считают, что западный стандарт независимых отношений между родственными поколениями чужд национальным традициям россиян. Исторический опыт различных народов напоминает о сохранении памяти о предках, почитании старших, что способствует укреплению связи между поколениями. Старшие члены семьи могут многому научить младших, они опытнее, могут предостеречь, сохранить, обладают огромной любовью к внукам, се-
мейной теплотой. Без преемственности поколений не будет будущего у нации, и все новшества, заимствованные из иной социокультурной среды, не отражающие национального своеобразия России и традиций ее народов, вряд ли будут прогрессивными.
История мировых цивилизаций подтверждает мысль о том, что никакие «экономические достижения государств и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовно-нравственного развития общест-ва»1. Как справедливо отмечено в Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей, «именно на основе прочного культурного фундамента духовно-нравственных ценностей и традиций складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность»2 в условиях новых цивилизационных вызовов. Исторический опыт уже не раз доказал, что «нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается безза-щитной»3 в условиях глобализации. Несомненно, сегодня нельзя переоценить сложившуюся ситуацию, свидетельствующую о возрастании рисков и угроз основам самобытной российской цивилизации.
Историки, политологи, правоведы и иные исследователи единодушны в том, что настоящее и будущее российской государственности определяются духовно-нравственным развитием народа, бережным сохранением и развитием его культуры, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и правил общественной жизни, сохранением культурного достояния всех наций и народностей России. Историей не раз доказано, что развитие человеческой цивилизации возможно и успешно лишь тогда, когда в качестве основы выступают такие непреходящие ценности бытия, как труд, семья и духовная культура. Общество как категорию невозможно рассматривать отдельно от его населения, как и население нельзя рассматривать по отдельным социальным группам в решении такой задачи, как народосбереже-ние. Именно поэтому необходимо создать единую целостную концепцию на-родосбережения, охватывающую все социальные группы и сферы жизнедеятельности российского общества [1]. Несомненно, без учета духовно-нравственной составляющей народосбережение как основная цель социальной политики не выполнит своей миссии. Особую роль в данной миссии необходимо отвести институту семьи, так как именно она сохраняет и способна передавать из поколения в поколение традиции, культурные, духовно-нравственные и религиозные ценности, накопленный историей опыт сбережения земель российских. Духовная атмосфера в семье является решающей составляющей воспитательно-образовательного процесса. Именно семья создает человеческое общество и определяет его будущее.
1 Проект Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.1soc.ru/pages/view/76.
2 Там же.
3 Там же.
Сформулированная цель позволяет скорректировать социальную политику и сосредоточиться на решении ряда приоритетных задач:
- создание материальных условий для повышения продолжительности жизни и воспроизводства населения, повышения рождаемости, укрепления здоровья жителей страны;
- мотивирование ведения здорового образа жизни россиян;
- всемерное укрепление института семьи, возрождение семейных национальных традиций и ценностей; укрепление духовно-нравственного облика современной молодежи;
- поддержание достойного уровня и максимально высокого качества жизни населения с учётом отдаленности отдельных административно-территориальных единиц;
- «осуществление долгосрочной национальной стратегии, направленной на укрепление гражданской и культурной идентичности народов России, сохранение и приумножение культурного и духовного наследия всех этнических групп, исторически представленных на территории Российской Федерации»1;
- «содействие становлению и развитию институтов гражданского общества, которое способно не только принять полноценное участие в выработке государственной социальной политики, но и взять на себя значительную часть коллективной ответственности за поддержание социальной инфраструктуры, учитывающей специфику региональных и национальных укладов жизни»2;
- обеспечение социальной, в том числе и продовольственной безопасности всех социальных групп, регионов, субъектов РФ;
- создание условий для активной жизнедеятельности будущих поколений россиян, что выступает критерием стратегии устойчивого развития общества в целом;
- защита окружающей среды и ответственное управление природными и энергетическими ресурсами как в интересах всего общества, так и местного населения.
Таким образом, определение идеи народосбережения как основной цели социальной политики российского государства придает системный и смыс-лообразующий характер всей социальной политике, способствует консолидации общества и устойчивому развитию российского социума в условиях укрепления новой российской государственности.
Литература
1. Потапова О.Н. Обоснование концепции народосбережения России [Электронный ресурс]. URL: http://potan.socionet.ru/files/concept.doc.
2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в ред. 10.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, 24 нояб. Ст. 5489.
2 Там же.
3. Семенова И.Ю. Государственная семейная политика как фактор укрепления стратегии народосбережения в современной России // Исследование различных направлений современной науки: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (29 января 2016 г.). М.: Олимп, 2016. С. 984-988.
References
1. Potapova O.N. ObosnovaniekontseptsiinarodosberezheniyaRossii [Substantiation of the concept of national economy of Russia]. Available at: http://potan.socionet.ru/files/concept.doc.
2. Putin V.V. Stroitel'stvospravedlivosti.Sotsial'nayapolitikadlyaRossii [Building justice. Social policy for Russia]. Komsomol'skayapravda, 2012, Feb. 13.
3. Semenova I.Yu. Gosudarstvennaya semeinaya politika kak faktor ukrepleniya strategii narodosberezheniya v sovremennoi Rossii [The state family policy as a factor of strengthening strategies. in modern Russia]. Issledovanie razlichnykh napravlenii sovremennoi nauki: materialy VIIIMezhdunar. nauch.-prakti. konf. (29yanvarya 2016g.) [Proc. of VIII Int. Sci. and Pract. Conf. «The study of various branches of modern science» (29 Jan 2016)]. Mosow, Olimp Publ., 2016, p. 984-988.
СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMENOVA INNA - Senior Teacher of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.