УДК 323.2
Кубанкина Елена Сергеевна
аспирант кафедры политология Школы региональных и международныхисследований ДВФУ [email protected] Elena S. Kubankina
graduate student of chair of political science
the school of regional and international studies FEFU
Народный саммит: организационный аспект People's Summit: the organization aspect
Аннотация. В статье говорится, что современные глобальные проблемы на сегодняшний день вынуждают представителей гражданского общества объединяться по всему миру в поисках их разрешения. В то же время эта задача осложняется отсутствием у представителей формирующегося глобального гражданского общества общих позиций по основным вопросам человеческого развития, требующих их неотложного решения. Народный саммит за социальную и экологическую справедливость стал одной из попыток представителей гражданского общества по нахождению согласия по основным проблемам современности и преодолению их раздробленности.
Ключевые слова: гражданское общество, Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Народный саммит.
Annotation: Today's global challenges drive representatives of civil society to unite around the world in their solution. At the same time, this problem is compounded by the absence of common positions on major issues of human development requiring their urgent solutions among representatives of the emerging global civil society. People's Summit for Social and Environmental Justice was one of the most important attempts of the representatives of civil society to find a consensus on the major issues of our time and to overcome their fragmentation.
Keywords: civil society, the United Nations Conference on Environment and Development, the People's Summit.
Идея Народного саммита возникла в 2010 году, когда семь бразильских организаций, входящих в Международный совет Всемирного социального форума, опубликовали "Призыв к участию в Народном саммите по устойчивому развитию - Рио+20". Этот документ стремился "привлечь внимание мировой общественности к серьезности тупика, с которым столкнулось человечество, а также к неспособности доминирующей экономической, политической и культурной систем разрешить последствия
кризиса"[3]. Организационная ответственность за проведение Народного саммита была возложена на Бразильский комитет по содействию процессу проведения конференции "Рио+20", созданный в 2011 году[2]. Его учредительный комитет состоял из 20 организаций, которые ставили перед собой цель преодолеть фрагментацию и разобщенность.
В первую очередь, организаторы Народного саммита попытались укрепить статус планируемого мероприятия. Было решено отказаться от термина "форум" в его названии, заменив его понятием "саммит". Новое название встречи неправительственных организаций предполагало, что его цель должна заключаться не только в обсуждении насущных проблем, но и в выработке согласованных общих решений в виде итогового документа.
Чтобы привлечь как можно больше людей к участию в намечающемся мероприятии, организаторы саммита, в первую очередь, перешли к разработке общих информационных поводов. Основной упор здесь было решено сделать на важности конкретных действий в ситуации очевидной пассивности правительств в решении существующих проблем. О действенности подобного рода информационных поводов свидетельствовал заметный рост числа потенциальных участников Народного саммита. Так, в мае 2011 года о своем намерении поддержать данное мероприятие объявили уже 150 общественных организаций [5]. Тем не менее, этот факт не смог до конца развеять скепсис относительно возможности оргкомитета объединить большое количество людей на мероприятиях саммита. Поэтому большое количество усилий организаторов саммита в 2011 году было направлено на проведение мероприятий, решающих вопросы мобилизации населения (Рис.1). В результате чего мероприятия Народного саммита собрали около 50000 участников[7].
Рис. 1. Тематические мероприятия, проведенные за 2010 - 2012 гг., в рамках подготовки к конференции «Рио+20»
Не менее важным для организаторов Народного саммита вопросом являлось налаживание взаимодействия со СМИ (Рис.2). Внимание к нему было связано с тем, что порой средства массовой информации предпочитают давать собственную интерпретацию деятельности неправительственных организаций,
которая далеко не всегда соответствует их собственным намерениям и представлениям. Не случайно в 2012 году именно эта проблема обсуждалась чаще всех остальных.
Кроме того, на 2011 год приходится наибольшее количество подготовительных мероприятий к конференции "Рио+20", проводимых на базе Всемирного социального форума. Во многом это было результатом расширения числа и роста активности общественных организаций, пытающихся прийти к консенсусу по заявленным в повестке дня конференции "Рио+20" вопросам. Однако из-за множества идеологических разногласий данный процесс долгое время не сдвигался с мертвой точки. Прогресс стал наблюдаться только после проведения в январе 2012 года Тематического социального форума (ТСФ).
Вопросы демократии
Проблемы образования
-Вопросы войны и
мира
Экономические вопросы
Взаимодействие со СМИ
Под гото в и тельные мероприя1ия
Рис. 2. Динамика изменения значимости обсуждаемых вопросов.
Именно ТСФ помог скоординировать гражданские инициативы таких движений, как "Возмущенные" (Испания), "Захвати Уолл-стрит" (США) и ряда других социальных проектов, родившихся в 2008 году. Его отличительной особенностью стала новая технология организации и проведения мероприятия. Впервые неправительственные организации были сгруппированы в несколько тематических групп на базе заранее подготовленных вопросов обсуждения. Новшеством стало и введение одной или нескольких организаций-модераторов, которые, впрочем, не обладали каким-либо особым статусом в обсуждениях[9]. Все это предпринималось с целью сделать проводимую встречу более организованной и продуктивной, поскольку в рамках форума было запланировано более 600 мероприятий, в которых принимало участие около 40000 человек[1]. Итогом деятельности ТСФ стала декларация, в которой участниками форума было заявлено об их согласованном намерении противостоять "причинам системного кризиса капитализма" [4].
По сути дела, декларация ТСФ стала определенным промежуточным итогом начавшегося процесса согласования интересов представителей глобального гражданского общества, заметно укрепив атмосферу солидарности между его участниками.
Сам же Народный саммит за социальную и экологическую справедливость проводился с 13 по 21 июня 2012 года. Он объединил в своих рамках около 40 официально запланированных мероприятий без учета многочисленных спонтанных и самоорганизующихся встреч [6]. Большая часть указанных мероприятия была направлена на решение следующих задач: 1) углубление диалога и сближение обсуждаемых вопросов; 2) поиск общих позиций в рамках нескольких тем и формирование основы для работы Народной ассамблеи в качестве органа, демонстрирующего единство в разнообразии общественных организаций, способный вести равный диалог в рамках официального процесса; 3) формирование общих позиций участников Народного саммита в рамках повестки дня конференции "Рио+20"; 4) укрепление глобального гражданского общества посредством объединения разных общественных сил и коррекции уже существующих программ борьбы за новое будущее [8].
В рамках программы Народного саммита были запланированы как митинги, так и круглые столы, которые объединяли в своей деятельности представителей различных общественных организаций (Рис.3).
19%
Г\]_____—^26%
4%
□ Исследовательские центры (2 400)
□ Окружающая среда (5 100)
□ Экономическое, социальное и общинное развитие (6 100)
□ Правозащитные и иные общественные организации (7 100)
□ Фонды, предоставляющие гранты (8 100)
□ Международная деятельность (9 100)
□ Религиозные конгрегации и ассоциации (10 100)
□ Профсоюзы (11 300)
■ Не отнесены к другим категориям (12 100)
Рис. 3. Доля отдельных групп в общем количестве организаций-организаторов Народного саммита (в скобках номер группы согласно Международной классификации НПО).
Несмотря на идеологические разногласия участников саммита, в ходе заседаний Народного саммита было выработано четыре документа: Итоговая декларация Народного саммита, Декларация голубого павильона: вода - наше общее достояние, Международная декларация коренных народов по вопросам самоопределения и устойчивого развития, а также Итоговая декларация лагеря "Свободные территории": правильная и здоровая жизнь. Несмотря на их различное содержательное наполнение, все эти документы объединяет стремление создать новую систему взаимоотношений между людьми, человеком и природой для достижения устойчивого развития.
Таким образом, организаторы Народного саммита за социальную и экологическую справедливость приложили немало усилий по повышению организационной эффективности общественной активности. Они попытались
определить четкие задачи, которые предполагалось реализовать. На мероприятиях появились модераторы, удерживающие ход дискуссий в рамках определенной повестки дня. И, поскольку подобные условия могли устраивать не всех, за рамками мероприятий саммита была оставлена свобода организации дополнительных встреч и обсуждений. По сути, разработанная методология деятельности Народного саммита помогла его участникам прийти к важным решениям, которые способны стать базой их совместной деятельности, способствующей формированию транснациональной идентичности глобального гражданского общества. И, хотя процесс преодоления его фрагментарности, безусловно, займет достаточно много времени, начало этому процессу, судя по всему, уже положено.
Литература:
1. Лехтман, А. Всемирный социальный форум: за устойчивое развитие без капитализма. [Электронный ресурс]. URL: www.sensusnovus.ru/news/2012/02/14/12766.html/print/ (дата обращения: 22.07.2013).
2. Bjork, T. Movement initiatives towards Rio+20. [Электронный ресурс]. URL: openfsm.net/projects/rio20/movement-initiatives-towards-rio-20 (дата обращения: 27.06.2013).
3. Call for Participation for the Peoples Summit for Sustainable Development - Rio+20. [Электронный ресурс]. URL: www.inesc.org.br/news/2010/dezember/ call-for-participation-for-the-peoples-summit-for-sustainable-development-rio-20-1 (дата обращения: 27.06.2013).
4. Declaration of Social Movements Assembly during the 2012 Thematic Social Forum. [Электронный ресурс]. URL: rio20.net/en/documentos/declaration-of-social-movements-assembly-during-the-2012-thematic-social-forum/ (дата обращения: 22.07.2013).
5. Duarte, L. Civil society announces the People's summit. [Электронный ресурс]. URL: www.ciranda.net/fsm-dacar-2011/article/civil-society-announces-the-people (дата обращения: 27.06.2013).
6. Focus at Rio+20. [Электронный ресурс]. URL: focusweb.org/pdf/focusrio20.pdf (дата обращения: 19.07.2013).
7. McDonald, M. U.N. Report from Rio on Environment a 'Suicide Note'. [Электронный ресурс]. URL: rendezvous.blogs.nytimes.com/2012/06/24/u-n-report-from-rio-on-environment-a-suicide-note/ (дата обращения: 19.06.2013).
8. Registration and methodology of the Peoples Summit by Brazilian Civil Society Facilitating Committee for Rio+20. [Электронный ресурс]. URL: rio20.net/en/iniciativas/registration-and-methodology-of-the-peoples-summit. (дата обращения: 23.01.2014).
9. Thematic Social Forum Porto Alegre 2012. [Электронный ресурс]. URL: www.forumsocialmundial. org. br/noticias_01 .php?cd_news=3402&cd_language =2 (дата обращения: 11.05.2013).
Literature:
1. Lekhtman, A. World Social Forum: for sustainable development without capitalism. URL: www.sensusnovus.ru/news/2012/02/14/12766.html/print/ (accessed: 22.07.2013).
2. Bjork, T. Movement initiatives towards Rio+20. URL: openfsm.net/projects/rio20/movement-initiatives-towards-rio-20 (accessed: 27.06.2013).
3. Call for Participation for the Peoples Summit for Sustainable Development - Rio+20. URL: www.inesc.org.br/news/2010/dezember/ call-for-participation-for-the-peoples-summit-for-sustainable-development-rio-20-1 (accessed: 27.06.2013).
4. Declaration of Social Movements Assembly during the 2012 Thematic Social Forum. URL: rio20.net/en/documentos/declaration-of-social-movements-assembly-during-the-2012-thematic-social-forum/ (accessed: 22.07.2013).
5. Duarte, L. Civil society announces the People's summit. URL: www.ciranda.net/fsm-dacar-2011/article/civil-society-announces-the-people
(accessed: 27.06.2013).
6. Focus at Rio+20. URL: focusweb.org/pdf/focusrio20.pdf (accessed: 19.07.2013).
7. McDonald, M. U.N. Report from Rio on Environment a 'Suicide Note'. URL: rendezvous.blogs.nytimes.com/2012/06/24/u-n-report-from-rio-on-environment-a-suicide-note/ (accessed: 19.06.2013).
8. Registration and methodology of the Peoples Summit by Brazilian Civil Society Facilitating Committee for Rio+20. URL: rio20.net/en/iniciativas/registration-and-methodology-of-the-peoples-summit. (accessed: 23.01.2014).
9. Thematic Social Forum Porto Alegre 2012. URL: www.forumsocialmundial. org. br/noticias_01 .php?cd_news=3402&cd_language=2 (accessed: 11.05.2013).