Научная статья на тему 'НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ С.А. ЗВЕРЕВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ*'

НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ С.А. ЗВЕРЕВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ* Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ / СКАЗИТЕЛЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРА / НАСЛЕДИЕ / ОЛОНХО / ТОЙУК / ЗАПЕВАЛА / ЗАПИСЬ / ТЕКСТ / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илларионов Василий Васильевич, Илларионова Туяра Васильевна

В настоящей статье впервые рассмотрен творческий путь известного народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола. На основе тщательного изучения его биографии и репертуара выделены три этапа творчества; отражены разностороннее дарование и творческая активность С.А. Зверева. Благодаря этим качествам он был не только известным сказителем-импровизатором, но и замечательным артистом-самородком, организатором самодеятельных коллективов и ансамблей, что отличает его от других народных певцов саха. Впервые сделан акцент на освещении многогранной деятельности С.А. Зверева, его роли в сохранении, популяризации и возрождении этнокультурного наследия якутского народа. Особо отмечается, что народный певец, с раннего детства воспитывавшийся в атмосфере фольклорной среды, унаследовал дар сказителя от своих предков. Влияние знаменитых певцов-олонхосутов родного улуса, а также вилюйской локальной традиции способствовало становлению С.А. Зверева как одного из лучших исполнителей устного народного творчества. Многогранный талант, широкие познания позволили С.А. Звереву стать организатором и популяризатором этнокультуры и фольклора народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ С.А. ЗВЕРЕВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ*»

play an important role in the formation of the modern Yakut language. The study of the functioning of metaphors in different speech styles in the Yakut language would solve some questions of the functional and stylistic study (the language features of the material, their marking, etc.).

Keywords: metaphor, concept, cognitive linguistics, the Yakut language, Yakut poetry, the representation of the concept, language picture of the world, metaphorical models, metaphorical thinking, basic concepts, conceptual metaphors.

УДК 398.22:008(571.56)

В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова Народный певец С. А. Зверев: особенности творческой лаборатории*

В настоящей статье впервые рассмотрен творческий путь известного народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола. На основе тщательного изучения его биографии и репертуара выделены три этапа творчества; отражены разностороннее дарование и творческая активность С.А. Зверева. Благодаря этим качествам он был не только известным сказителем-импровизатором, но и замечательным артистом-самородком, организатором самодеятельных коллективов и ансамблей, что отличает его от других народных певцов саха. Впервые сделан акцент на освещении многогранной деятельности С.А. Зверева, его роли в сохранении, популяризации и возрождении этнокультурного наследия якутского народа.

Особо отмечается, что народный певец, с раннего детства воспитывавшийся в атмосфере фольклорной среды, унаследовал дар сказителя от своих предков. Влияние знаменитых певцов-олонхосутов родного улуса, а также вилюйской локальной традиции способствовало становлению С. А. Зверева как одного из лучших исполнителей устного народного творчества. Многогранный талант, широкие познания позволили С. А. Звереву стать организатором и популяризатором этнокультуры и фольклора народа саха.

Ключевые слова: народный певец, сказитель, творческий путь, импровизация, традиция, культура, наследие, олонхо, тойук, запевала, запись, текст, самодеятельность, театр.

В последние годы и в периодической печати, и в научно-популярных изданиях опубликовано достаточно много материалов о С.А. Звереве. В книге «Заветное слове об отце» («А^ам туhунан аман ес»), написанной его сыном Д. С. Зверевым, освещены основные вехи его жизни, описано начало творческой деятельности, приведена оценка его творчества учеными, писателями. Главным достоинством этой работы является то, что автор выразительным, живым слогом убедительно передал мысль о том, что искусство С. А. Зверева неразрывной нитью связывает поколения народа саха [Зверев, 1995].

К 100-летию С.А. Зверева К.Д. Уткин и Д.С. Зверев написали повесть об С.А. Звереве, основанную на письмах и рассказах о нем, -

«Уйэлэр CYГYPYЙэр киИилэрэ» («Человек, перед которым склоняются века»). Читая книгу, приходишь к мысли о том, что в этом произведении транслируется живое дыхание эпохи, в которой прошла жизнь народного певца, что магия его творчества выходит далеко за рамки жанра повести [Уткин, Зверев, 1999]. Создание подобных произведений, повествующих о таких известных якутских исполнителях, как Д.М. Горохов, Н.А. Абрамов-Кынат, Е.Е. Иванова, УГ. Нохсо-ров и другие, могло бы значительно помочь популяризации родной культуры среди молодежи.

В научной литературе о С.А. Звереве также написано немало. Первой стала небольшая работа о его жизни и творчестве литературоведа Г.К. Боескорова, который, исследуя творческую

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-000505 А. © В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова, 2017

деятельность С. А. Зверева, выделил два периода [Боескоров, 1956]. Первый период - это становление Кыыл Уола как лучшего исполнителя произведений устного народного творчества, талантливейшего певца всех улусов вилюйского региона. Второй - создание им произведений на советскую тематику. Также он проанализировал репертуар С.А. Зверева тех лет, его идейное и художественное своеобразие.

Фольклорист Г.М. Васильев, долгое время работавший с народным певцом, во вступительной статье к сборнику произведений С. А. Зверева «Мое сердце» [1953] и в монографии «Живой родник: об устной поэзии якутов» [1973] высказал ряд ценных замечаний относительно его творческой лаборатории и сложных проблем, возникающих в процессе перевода устных произведений в письменную форму.

Доктора филологических наук Н.Е. Петров и

B.В. Илларионов в своих научных работах и статьях осветили огромный вклад С.А. Зверева в развитие осуокая и увековечение традиций ысыаха, дали ему оценку как большому тойук-суту [Петров, 1994; Илларионов,1992].

Результатом совместной с С. А. Зверевым работы музыковеда Э.Е. Алексеева стали магнитофонная запись, сделанная в 1978-1979 гг. -«Ытык дабатыы», и издание пластинки. Кроме этого в монографии «Проблема формирования лада (на материале якутской песни)» Э.Е. Алексеев подверг научному анализу уникальный горловой кылысах и широту диапазона тойука

C.А. Зверева [Алексеев, 1976].

Одна из величайших заслуг С. А. Зверева заключается в том, что он увековечил уходящие в забвение древние ритуальные танцы саха. Благодаря исследователям якутского хореографического искусства, богатый репертуар Кыыл Уола был досконально изучен. Большая заслуга в этом принадлежит М.Я. Жорницкой, которая первой исследовала движения якутского танца. Именно поэтому в изданной в Москве книге «Народные танцы Якутии» содержится много эпизодов, связанных с именем С.А. Зверева [Жорницкая, 1966].

Заслуженный деятель культуры РФ и Республики Саха (Якутия), кандидат искусствоведения, педагог-хореограф А.Г. Лукина провела большую работу с участниками Ансамбля танца С. А. Зверева. В результате в своей книге «Танцы

саха» [Лукина, 1995] она описала танцы «Узор» и «Алгыс». В 1992 г. она написала предисловие к сборнику танцев С. А. Зверева-Кыыл Уола, где дала описание трех танцев [Алгыс..., 1992]. Также представляет интерес её монография «Традиционная танцевальная культура якутов» [1998].

Хореограф Р.П. Макарова, встретившись с Сергеем Афанасьевичем в период своей учебы, описала движения и фигуры его танцев и осветила результаты своей работы в книгах «История сценических танцев С.А. Зверева-Кыыл Уола» [1996], «АлааЬым ахтыщаннаах YнкYYлэрэ» («Танцы родного аласа») [1997].

Таким образом, мы можем говорить о том, что творческая деятельность талантливого народного певца достаточно широко освещена и по достоинству оценена литературоведами, фольклористами, музыковедами, этнохореогра-фами, журналистами и деятелями культуры, однако эта тема еще ждет специального научного исследования. Со временем ценность произведений С. А. Зверева будет только возрастать. Соответственно будут расширяться диапазон и глубина научных исследований. Не до конца расшифрованные магнитофонные записи с помощью цифровых технологий будут вводиться в широкий научный оборот, повысится уровень текстологического анализа. То, что кажется непосильным сегодня, будет решено завтра. Так и в отношении творческого наследия С.А. Зверева: сегодня перед нами стоят задачи осмысления его творческого наследия и всестороннего исследования, которые должны носить целенаправленный характер. Большую помощь в этом направлении могут оказать фольклористы, литературоведы, музыковеды и хореографы.

Начало творческого пути

С. А. Зверев как народный певец был чрезвычайно талантлив, а его талант многогранен: прекрасный голос тойуксута, яркие способности танцора, мастерство сказителя. Помимо этого его отличало действительно глубокое знание истории и культуры своего народа, его традиций, обычаев. Как отмечают в своих воспоминаниях его ровесники, все те, кому довелось находиться в близких отношениях с ним и работать, С.А. Звереву очень нравилось общаться с людьми, он был прекрасным рассказ-

чиком, которого хотелось слушать и слушать, а главное - одним из величайших тойуксутов нашего времени, унаследовавшим искусство, мастерство, все самое лучшее от талантливых рассказчиков, ярких тойуксутов и известных сказителей.

Сергей Зверев вырос в волшебной атмосфере устного народного творчества. И.И. Барашков говорил о нем: «Это человек, с молоком матери впитавший самый сок накопленного народом на протяжении веков мастерства, скази-тельства, народной песни» [Барашков, 1945]. Близкий родственник, ровесник С.А. Зверева М. П. Егоров вспоминал, что в его роду были певцы и тойуксуты. Прадед Кьйыл ойуун (Красный шаман), его дед Джапта Антон, Мын-дыр Алексей и бабушка Бюргэс Варвара - все они так или иначе являлись тойуксутами, ал-гысчытами, олонхосутами. Кроме того родной брат прадеда С.А. Зверева Кюегэйкээн, сын брата деда Чомпууса Силиппиэна Макар и близкий родственник Н.С. Анисимов (Тойук-таах Николай) тоже были известны своим мастерством в исполнении тойуков [Егоров, 2000, с. 14-20]. Таким образом, можно утверждать, что С. А. Зверев являлся потомственным тойук-сутом. Он тепло вспоминал Ырджанг Якова, которого считал своим учителем. В частности, И.И. Барашков [1945], Г.М. Васильев [1973] засвидетельствовали его слова, относящиеся к высказыванию учителя Сергея Афанасьевича об овладении репертуаром: «Только тот может считаться великим олонхосутом, тойуксутом, кто в совершенстве овладеет 11 разными олон-хо, песнями (ырыа-хо^он), всего 99 разновидностями» [Васильев, 1973]. Г.М. Васильев поясняет эти слова тем, что здесь имеются в виду безграничные знания тойуксута. Журналист В.П. Меркурьев опубликовал слова С. А. Зверева о своем учителе: «У старика Якова (Ыр-джанг Якова) был прекрасный нежный, почти девичий, тенор, это был тойуксут, не сравнимый с нами по знанию стихов, великий танцор» [Меркурьев, 1979]. Сергей Афанасьевич навсегда усвоил уроки своего наставника, ко -торый учил его мастерству запевалы осуокая, советовал ему наблюдать за танцующими людьми, перенимать движения, а в песнях и тойуках использовать все богатство изобразительных средств языка.

Общение с фольклористами, деятелями культуры и искусства

Первым из ученых-фольклористов, занимавшихся сбором, научным изучением фольклорных материалов и записавших произведения С. А. Зверева, был А. А. Саввин, участник Ви-люйской фольклорно-диалектологической экспедиции, специально встретившийся для этого с народным певцом. Экспедиция была организована по инициативе П. А. Ойунского, директора Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР. В составе этой экспедиции провел работу в четырех вилюй-ских улусах С.И. Боло. А.А. Саввин также побывал в этих улусах, задерживаясь в них лишь для специальной встречи с наиболее известными олонхосутами, тойуксутами, чтобы побеседовать с ними и записать их произведения. Иногда, останавливаясь ненадолго в том или ином населенном пункте, он поручал фиксацию, запись исполнения, например, учителям школ. Тот факт, что к С.А. Звереву он приезжал дважды, свидетельствует о сильном впечатлении, которое произвело его творчество на фольклориста-исследователя, поставившего цель сделать максимально полную запись части исполнительского репертуара. Сегодня мы говорим о большой заслуге А.А. Саввина, который увековечил в своих записях мастерство, талант народного певца, введя его произведения в широкий научный оборот. Так, им были записаны: песни-тойуки «Дьабака ырыата» («Песня шапки джабака»), «Сайын кэлиитэ» («Приход лета»), «Уот алгыИа» («Благословение огня»), «Этик тойуга» («Тойук грома»), «ХаЬаа ырыата», «Силлиэ» («Вихрь»), «Остуол тойуга» («Тойук стола»), «Кыталык ырыата» («Песня стерха»), «Ба$ах тойуга» («Песня ба^ах»); тойук зятя из «СуоИалдьыйа Толбонноох» («Суосалджыйа Толбонноох»); а также: «Ытык Дабатыы» «Жертвоприношение лошади» (ритуальный обряд саха), «Кэйээрин». В этих произведениях нашли отражение древняя жизнь якутов, душа народа и его незыблемая вера в лучшее будущее. Внимательное их прочтение позволяет убедиться в том, что С. А. Зверев обладал высокой степенью владения традиционными канонами устного народного творчества - от простых тойуков до разнообразных ал-гысов с их сложными эпитетами и т.д.

Необходимо отметить, что в процессе письменной фиксации этих произведений А.А. Саввин строго придерживался требований фольклорной записи материалов устного народного творчества, то есть все фиксировалось именно так, как то или иное произведение исполнялось С.А. Зверевым, с характерными особенностями, своеобразием говора, пения, лексики. При этом указывалось, когда, от кого и кем произведена запись. В соответствии с этим каждая запись А. А. Саввина сопровождена пометкой о ее дате и месте, где она была сделана. Также имеются краткие примечания, комментарии, сделанные в процессе работы. Иногда после основного текста указано, от кого это произведение услышано исполнителем. Больше всего таких примечаний сделано во время записи «Ытык Дабатыы». Это объясняется тем, что лексика шаманского камлания, архаизмы требуют пояснений, как и диалектные слова, своеобразие говора и стиля исполнителя. Таким образом, записи А.А. Саввина имеют огромное научное значение.

Фольклорист поставил перед собой цель записать те произведения, которые были услышаны С.А. Зверевым еще в детстве и исполнялись им постоянно. Именно поэтому среди записей нет тех, в которых воспевается советская власть. В репертуаре народных певцов подобные произведения начинают появляться после Октябрьской революции, особенно после доклада Г.М. Васильева на 1-м съезде якутских писателей, где он говорил о задачах, стоящих перед советским фольклором, после чего в репертуаре народных певцов один за другим стали появляться тойуки, песни, восхваляющие новую власть, достижения колхозов. Народных певцов стали принимать в Союз писателей СССР. С.А. Зверева, несмотря на то, что он не являлся делегатом съезда, в 1939 г. заочно приняли в ряды писателей, признав его как тойуксута, пользующегося уважением во всех трех вилюй-ских улусах. С этого времени начинается второй период его творческой деятельности.

Принятие Сергея Афанасьевича в Союз писателей СССР весьма плодотворно повлияло на его творчество, воодушевило и вдохновило его. В 1941 г. он вошел в актерский состав второго колхозного театра - Нюрбинского и проработал там до 1946 г. Известно, что позднее он принимал участие в качестве консультанта в поста-

новке на сцене Якутского театра первой якутской оперы «Нюргун Боотур» и балета «Сир симэ$э» («Украшение земли»). Работа от природы талантливого певца с профессиональными артистами стала еще одной основой для развития его творческого дара.

В этот период состоялась первая творческая работа с одним из якутских писателей - Н.М. Заболоцким, который, будучи в составе фольклорной экспедиции Управления культуры ЯАССР, встретился с известным тойуксутом Кыыл Уола и записал от него 13 произведений, в том числе «Сэриигэ барааччы ырыата» («Песня солдата, отправляющегося на войну»), «А§а алгыИа» («Благословение отца»), «Кыайыах-пыт» («Мы победим»), «Улуу булгунньах», «Эбэ алгыИа» («Благословение матушки-реки»), «От хомууругар» («На сенокосе»), «Куех кеппе» («Лентяй»). М.Н. Жирковым тогда были записаны мотивы и мелодии 24 якутских народных песен, а балетмейстером И. А. Карениным - более 10 ранее неизвестных якутских танцев. Позднее в своей статье Н.М. Заболоцкий высоко оценит талант народного певца: «Материалы в основном были нами записаны от С. А. Зверева. Это человек с глубокими знаниями, певец, олонхо-сут, он превосходно знает древние народные игры, танцы, а также верования» [Заболоцкий, 1943, с. 10]. Таким образом, произведения, исполняемые С. А. Зверевым, в литературной форме были доведены до широкой читательской аудитории.

Здесь необходимо выделить три основных момента. Во-первых, была нарушена традиция устного бытования народного творчества и его трансляции именно в устной форме. Произведения народного певца стали распространяться в письменной форме именно как его авторские произведения. Даже если их исполняли другие исполнители, то они должны были ссылаться на С. А. Зверева, как на автора, и исполнять их без изменений. Во-вторых, он стал выполнять социальный заказ. В годы Великой Отечественной войны он создал произведения, основанные на вековой поэтической традиции и воспевающие героическое противостояние народа против врага. В-третьих, в его лирических песнях «Табыл-лыбатах таптал» («Безответная любовь»), «До^орум миэнэ, до^орум» («Милый друг»), «Сааныылаах сарсыарда» под влиянием пись-

менной поэзии стали встречаться строки с одинаковой слоговой структурой и даже рифмой.

Работа С.А. Зверева-Кыыл Уола в Нюрбин-ском театре - это время его вдохновенного творческого труда. Как отмечает К. Д. Уткин, в разных пьесах он был занят в 11 ролях, среди которых такие яркие образы, как шаман в «Айаале» Суоруна Омоллоона, выборный (члена якутской управы) в «Любви» А.И. Софронова, Сатараал в «Сайсары» Суоруна Омоллоона, пьяница в «Заре» Н.М. Заболоцкого, а в своем олонхо - богатырь Куллустай Бэргэн. Журналист А. Иванов вспоминал о творческих концертах С. А. Зверева со своим репертуаром следующее: «С каждым исполнением нового тойука, песни, слов танца или чабыргахов голос Сергея Зверева все больше раскрывается, наполняется силой, становится все более звучным. Одновременно он изменяется и внешне, как будто вырастая на глазах и становясь все более прекрасным. Все пространство нашего клуба заполнили эти громогласные звуки» [Иванов, 2000, с. 83]. Таким образом, мы может отметить, что хотя С.А. Зверев и достиг очень высокого уровня, широкой известности именно как народный певец, все же он отошел от традиционной среды бытования устного народного творчества, вступив на порог профессионального искусства.

В 1945 г. М.Н. Жирков привез С. А. Зверева в г. Москву, где в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского были записаны более 30 песен-тойуков, а в Государственном ансамбле танца СССР - движения семи танцев (в т.ч. танцы орла, берестяного сосуда-тордуйа, невода-ситим, стерха-кыталык), а также образцы круговых танцев - вилюйских, олекминских, эвенкийских. Московские профессионалы весьма высоко оценили талант якутского самородка: «Передача своих познаний тов. Зверева в народном танце, песне якутской молодежи имела бы огромное значение для развития новой якутской народной песни на основе возрождения забытых сегодня древних танцев» [Жирков, 1947]. Огромная заслуга С.А. Зверева-Кыыл Уола заключается в том, что именно ему выпало первым вывести якутский тойук, национальные песни и танцы с их неповторимым своеобразием на такой высокий уровень. Соответственно резко возросли его известность и популярность. О нем стали гово-

рить как о деятеле литературы, искусства, культуры. Степень его известности по сравнению с другими знаменитыми в то время тойуксутами, олонхосутами была очень высокой.

Поездка в Москву вдохновила его на создание «Тойука о великой Москве» - произведения, вошедшего в золотой фонд якутской литературы. Художественное своеобразие, идейно-эстетические особенности произведения достаточно широко освещены как в научных статьях, так и в воспоминаниях. Мы же отметим, что это ярчайший пример сближения устной и письменной литературы. С.А. Зверев мог, когда угодно и где угодно, в зависимости от того, когда и где на него нахлынет вдохновение, начать петь те песни-тойуки, которые запали ему в душу с раннего детства. Во многих воспоминаниях рассказывается о том, как слушатели очаровывались магией его пения, когда поэтические обороты, строфы, образные выражения причудливо нанизывались в его произведениях, словно бусы в ожерелье, в его неповторимом исполнении. В «Тойуке о великой Москве» С.А. Зверев применил совершенные, отшлифованные веками поэтические обороты, традиционные языковые образные средства, широко использовавшиеся в олонхо, народных песнях. Народный певец лишь сократил и адаптировал для современной аудитории витиеватые эпитеты, поэтические обороты, основанные на сравнении и анафоре. Так, при изображении людского потока, движущегося по улицам Москвы, он использовал сравнения, с помощью которых зримо передается огромное количество людей, скученность, то, как они передвигаются, и которых нет в произведениях устного народного творчества. Однако именно эти выражения и эпитеты создают дух устного народного творчества - «оИуор» («узорный»), «дьэрэкээн» («яркий»), «дьар^аалаах» («украшенный яркой каймой с национальным орнаментом в виде зигзага»). В данном произведении С. А. Зверева порой ощущается также и влияние письменной литературы. Определяющую роль в этом сыграла работа Г.М. Васильева, записавшего тойук, по совершенствованию и приданию ему литературной формы. Об этом фольклорист правомерно указал в книге «Живой родник». По его словам, С. А. Зверев, как истинный талант из народа, воспел то, что увидел собственными глазами, что запало ему в сердце

и произвело на него неизгладимое впечатление [Васильев, 1973, с. 200-250].

Надо отметить, что именно с публикации в газете «Правда» поздравлений москвичей с цитатами из «Тойука о великой Москве» усиливается работа писателей по увековечиванию творчества С.А. Зверева, по его письменной фиксации. В это время с ним встречаются Г. М. Васильев, А.Г. Кудрин-Абагинский, И. Д. Винокуров-Чагылган и записывают произведения из его репертуара. И названия, и содержание записанных материалов свидетельствуют о том, что народный певец воспел успехи и трудовые достижения своего времени: «Уйгу-быйан олохтон-но» («Счастливой жизни достигли»), «Мэнэлэр быИыттара» («Мегинские плотины»), «0йдYYбYт, до^оттоор» («Все мы помним, друзья»), «Ыччаттарбар» («Молодежи»), «Улуу Ле-нини уруйдуубун» («Славлю великого Ленина»), иногда импровизируя при этом. Эти произведения ярко характеризуют основной лейтмотив их содержания: совершенно закономерно и справедливо, что певец из народа, на собственном опыте познавший гнет баев, в своих сильных тойуках и песнях воспевал и восславлял советскую власть, трудовые достижения народа, его стремление к прекрасному, к духовному развитию и образованию. В небольшом произведении «Мое сердце» он описал свое призвание как певца и тойуксута.

В 1940-е гг. талант С. А. Зверева раскрылся особенно ярко в поэтическом своеобразии его стихов, песен. Вдохновенные песни-тойуки вошли в его книгу «Мое сердце», подготовленную Г.М. Васильевым [1953].

Здесь необходимо сказать, что в этот период огромную роль в развитии творчества С. А. Зверева сыграла его супруга Ф.И. Федорова. Сергей Афанасьевич со времени его работы в Нюр-бинском театре, а также поездки в Москву с головой ушел в процесс вдохновенного творчества. В это время он особенно отчетливо осознает необходимость фиксации и записывания того, что рождалось спонтанно, импровизировалось и возникало под влиянием поэтического вдохновения. Возможно, и в силу этого обстоятельства он решает оставить жену и детей и жениться на Ф.И. Федоровой, которая могла бы помочь решить эту задачу. О том, что желание Зверева было выполнено молодой женой, сви-

детельствуют многочисленные рукописные записи фольклорных материалов, хранящиеся в личном архиве и Архиве ЯНЦ СО РАН (ныне -рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН). Так, пометы «Записала Ф. Федорова» мы видим в таких материалах, как «Бутэй БYЛYY» («Глухой Вилюй»), «Дирбиэннээх-дарбаннаах 40 сыл туИулгэтэ» («Тюсюлгэ оглушительного 40-го»), «^н Ленини уруйдуубун» («Славлю Солнце-Ленина»), «Кынчаал» («Кинжал»), «Мирнэй ку-орат туИунан» («О городе Мирном»), «СебYЛэппэтэх» («Не понравился»), «УнкYY тыла» («Язык танца»), «Элбэх сурук» («Много писем»), «Аман ес» («Заветное слово»). Имя домашнего секретаря присутствует в таких книгах, как «Мин CYрэ$им» («Мое сердце»), «Аан-даан ырыата» («Песня хаоса»), «СуоИалдьыйа Толбонноох», «Манчаары хаайыыга олорон ыл-лаабыт ырыата» («Песня, которую Манчары пел в тюрьме»), «Манчаары тереебYт дойдутут-тан сы^арым арахсар ырыата» («Песня Манча-ры при расставании с родиной»), «Табаах ырыа-та» («Песня папиросы»), «Арыгы ырыата» («Песня водки»), «Сахам дьоно» («Мой народ»), «Уот Кудулу бай^ал» («Огненное море Куду -лу»). То, что первоначальная запись была сделана женой С. А. Зверева, несмотря на её дальнейшее редактирование, совершенствование и шлифовку сначала Г.М. Васильевым, а позднее Суоруном Омоллооном, четко проявляется во многих текстах. Иногда имя первого писца, который выполняет самую черновую и сложную работу, и вовсе утрачивается в процессе последующих переписываний и совершенствований. Восстановление всех этапов работы над текстами произведений - это задача, стоящая перед будущими исследователями-текстологами. А мы должны признать тот факт, что Ф.И. Федорова внесла огромный вклад, более того, посвятила свою жизнь служению таланту С. А. Зверева, его развитию от народного певца до поэта-импровизатора.

Даже если посмотреть запись Ф.И. Федоровой пяти вариантов тойука «Человек и камень», начатую с 1952 г., то поражаешься масштабам этой кропотливейшей работы, за которой, возможно, супруги проводили долгие зимние вечера. Позднее это произведение, видоизменившись, стало поэмой «Слава, айхал тебе, великая тайга». Она - свидетельство совместной твор-

ческой работы народного певца С.А. Зверева и образованного, эрудированного поэта Г.М. Васильева. Здесь необходимо отметить следующий момент: без Сергея Зверева это произведение никогда бы не появилось, а без Г.М. Васильева, как он упомянул в книге «Живой родник» [1973], проиграли бы, не обрели бы этой многогранной полноты идейно-тематическое содержание, богатство сюжета, поэтическое своеобразие. Объединение двух талантов в создании этого произведения позволило достичь поставленных целей. Это ярко проявляется в том, что поэма получила широкое признание и заняла первое место на республиканском конкурсе.

Позднее С.А. Зверевым совместно с писателем Суоруном Омоллооном были созданы поэмы «Уот Кудулу Байкал» («Огненное море Куду -лу»), «ОргуИуохтаах кыыс» («Девушка с коромыслом»), «Кини мин дьолбор тeрeeбYт» («Она родилась на мое счастье»). Народный писатель к юбилею Кыыл Уола подготовил и издал книгу «Аман ес» («Заветное слово»).

Таким образом, эти писатели сделали все, чтобы произведения С. А. Зверева в письменной литературной форме дошли до широкой читательской аудитории. Народное произведение, зафиксированное в письменной форме, далее претерпевало работу адаптационного характера: для того, чтобы сделать его читабельным, оно подвергалось воздействию законов литературного произведения. Этот факт и этот процесс также еще ждут своих исследователей.

С.А. Зверев - организатор художественной самодеятельности

Третий этап творчества С. А. Зверева начался с 1957 г. В эти годы народный певец обрел широкую известность: и как руководитель художественной самодеятельности, и как ее организатор, далеко за пределами республики.

В связи с проведением Первого фестиваля якутской молодежи (1957) руководство республики стало придавать важное значение организации художественной самодеятельности среди молодежи. Так, руководство Сунтарского района обратилось к С. А. Звереву, тогда жившему в отдаленном с. Ыгыатта, с просьбой поставить концерт на основе фольклора. Это стало возможностью для талантливого народного певца

реализовать свою давнюю мечту. Был поставлен танец «Узоры» силами танцоров, отобранных из числа молодых талантливых участников художественной самодеятельности. В 1957 г. этот танец в постановке С.А. Зверева удостоился диплома первой степени и чести участвовать в Международном фестивале молодежи и студентов в г. Москве. И на большой сцене международного фестиваля танец «Узоры» получил широкое признание публики, рукоплескавшей таланту якутского самородка. Об этом писали в периодической печати, этот факт освещался позднее в работах А.Г. Лукиной, Р.П. Макаровой. В том же году фольклорный ансамбль под руководством С. А. Зверева принял участие в Днях литературы и культуры Якутии в г. Москве. Эти события вдохновили Сергея Зверева на постановку других танцев, организацию и проведение фольклорных концертов. Но постановка оперы-балета по мотивам «Суосалджыйа Толбонноох» не встретила в те годы понимания публики.

С. А. Зверев как организатор художественной самодеятельности объединил вокруг себя талантливую молодежь из Нюрбы, Сунтара, приобщая ее к таинству творческой деятельности, обучая мастерству тойука, пения, танца. Например, среди его учеников, последователей были заслуженные деятели культуры РС (Я) Е.П. Захарова, М.И. Егорова, И.Ф. Васильев, Е.А. Григорьева (Нюрба), заслуженные учителя России и РС (Я) Е.М. Николаев, ветераны художественной самодеятельности Н.Е. Тимофеев, С.В. Па-хомов, В.П. Григорьева, Е.Н. Иванова (Нюрба) и многие другие, которые стали преданными пропагандистами якутской песни, тойука.

Таким образом, С. А. Зверев расширил круг исполнения фольклорных произведений, вывел их на сцену художественной самодеятельности, придав им тем самым высокую общественную значимость. В этом ему помогли его многогранный талант, организаторские способности, широкие познания, которые оказались востребованы временем, благодаря чему блеснули ярко и мощно. Этому непростому делу он отдавал все свои силы, знания, душу. Изучение жизни и основных этапов творческой деятельности С.А. Зверева позволяет утверждать, что с юности и до последних дней своей жизни он посвятил себя организации культурного досуга людей, как импровизатор-

поэт, деятель культуры, вышедший из народа, содействуя развитию и популяризации духовной культуры народа саха. Его богатое наследие - песни-тойуки, танцы - как достояние бессмертной национальной культуры будет жить до тех пор, пока жив наш народ.

Литература

Алгыс. Якутские народные танцы / предисловие А.Г. Лукиной. - Якутск, 1992. - С. 3-5.

Алексеев Э.Е. Проблема формирования лада (на материале якутской народной песни). - М.: Музыка, 1976. - 287 с.

Барашков И.И. Народный певец // Кыым. -1945. - 6 апр. - На якут. яз.

Боескоров Г.К. Якутский народный певец С. А. Зверев. Очерк о жизни и творчестве. - Якутск: ЯКГИЗ, 1956. - 63 с.

Васильев Г.М. Живой родник: Об устной поэзии якутов. - Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 300 с.

Жирков М.Н. Как писалась музыка балета «Сир симэ^э» // Соц. Якутия. - 1947. - 2 марта.

Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. - М.: Наука, 1966. - 168 с.

Заболоцкий НМ. Песни Зверева // Хотугу сулус. -1943. - № 5. - С. 10-16. - На якут. яз.

Зверев Д. С. А^ам туhунан аман ес («Заветное слове об отце»). - Якутск: Смоленский полиграфиз-дат, 1995. - 176 с. - На якут. яз.

Зверев С.А.. Мин CYPэ5им («Мое сердце») / сост. и авт. вступ. ст. Г.М. Васильев. - Якутск, 1953. -На якут. яз.

Егоров М. Сергей Зверев - мой земляк, родственник // Айыылартан айдарыылаах. - Якутск: Бичик, 2000. - С. 14-20. - На якут. яз.

Иванов А. Редкий талант от природы // Там же. -С. 83-85.

Илларионов В.В. Сергей Зверев - запевала. - Сун-тар: рай. типография, 1992. - 14 с. - На якут. яз.

Лукина А.Г. Танцы саха. - Якутск: Кн. изд-во,

1995. - 104 с.

Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 1998. -175 с.

Макарова Р.П. История сценических танцев С. А. Зверева-Кыыл Уола.- Якутск: Сахаполиграфиздат,

1996. - 160 с.

Макарова Р.П. Алаа^ш ахтыл^аннаах YнкYYЛэрэ («Танцы родного аласа»). - Якутск, 1997. - 160 с. -На якут. яз.

Меркурьев В.П. Тойуксут, не имеющий равного среди якутов // Огни Ильича (Сунтарский улус): газета. - 1979. - На якут. яз.

Петров Н.Е. Великий запевала, лучший певец-тойуксут: из жизни С.А. Зверева-Кыыл Уола. -Якутск: Полиграфист, 1994. - 346 с. - На якут. яз.

Уткин К.Д., Зверев Д.С. Yйэлэр CYГYPYЙэр к^илэрэ («Человек, перед которым склоняются века»). - Якутск: Смоленский полиграфкомбинат, 1999. - 228 с. - На якут. яз.

V.V. Illarionov, T.V. Illarionova Creative way folk singer S.A. Zverev

In the present article first described the creative way of the famous folk singer S.A. Zverev-Kyyl Uola. Based on a careful study of his biography and repertoire identified three stages of creativity; reflects the diverse talent and creative activity S.A. Zverev. Because of these qualities, he was not only a famous storyteller, improviser, but also a wonderful artist-nugget, organized amateur groups and ensembles, which distinguishes his from other folk singers of Sakha. For the first time focuses on the multifaceted activities of S.A. Zvereva, his role in the preservation, promotion and revival of ethno-cultural heritage of the Yakut people.

It was specifically noted that folk singer since early childhood was brought up in the atmosphere of a folk environment, inherited the gift of the storyteller from their ancestors. The influence of famous singers-olonkho tellers from native ulus and also the Vilyui local traditions contributed to the formation of S.A. Zverev as one of the best performers of folklore. A multifaceted talent, wide knowledge allowed S.A. Zverev became the organizer and promoter of ethnic culture and folklore of the Sakha people.

Keywords: folk singer, storyteller, creative way, improvisation, tradition, culture, heritage, Olonkho, toyuk, leading singer, recording, text, amateur, theatre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.