Научная статья на тему '"НАРОДНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ 2017 ГОДА: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

"НАРОДНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ 2017 ГОДА: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ПОРЯДОК ВЫПУСКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ДЕПОЗИТАРНЫЙ УЧЁТ / ИНФЛЯЦИЯ / ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ПО ВКЛАДАМ / ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масюкова Л.В., Терешко З.А.

В статье представлены, обобщены и систематизированы исследования проблем РФ и кредитных организаций при проведении выпусков государственных облигационных займов для населения. Авторы подробно изучили исторический аспект выпуска государственных облигаций для физических лиц в СССР и постсоветский период. Раскрыли условия выпуска «народного» займа 2017 года. Остановились на деятельности кредитных организаций, привлечённых к размещению ОФЗ для населения. Выявлены особенности функционирования этих ценных бумаг, их преимущества и недостатки. Показаны проблемы и тенденции развития «народных» государственных ценных бумаг в РФ, в том числе и на рынке ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"NATIONAL" PUBLIC BONDED LOAN 2017: CONTENTS, HISTORICAL EXPERIENCE, PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPING

The article presents, summarizes and systematizes researching of problems made by Russian Federation and credit organizations, which are connected with issue of a public bonded loan for residents. Authors detailed study historical aspect of issue of a public bonded loan for private persons in USSR and post-Soviet period. Authors explore conditions of issuing national bonded loan of 2017. Authors examine activities of credit organizations, which are connected with federal bond for residents. The article underlines special aspects of bonds functioning, their advantages and disadvantages. The article indicates problems and tendency of development «national» federal bonds in Russian Federation and also on the market of bond papers.

Текст научной работы на тему «"НАРОДНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ 2017 ГОДА: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

разногласия относительно финансовых поступлений в общий федеральный бюджет.

Таким образом, основной отличительной стороной между зарубежным опытом формирования бюджетов муниципального образования и российским является лишь разница в уровне платежных поступлений, а также необходимостью вносить все муниципальные сборы в общероссийскую казну. По мнению большинства российских законодателей, данная практика применительно к России наиболее жизнеспособна и отличается высокой эффективностью. Но в соответствии с законодательными актами РФ, некоторые субъекты имеют особый статус, такие как республика Татарстан, Башкортостан, Якутия, Бурятия и некоторые другие государственные общности в составе России. Данные субъекты уже на протяжении семи-восьми лет внедряют передовые западные новации для формирования бюджетов муниципального образования на республиканском уровне в составе РФ.

Данная практика начала давать свои плоды. За основную модель проведения фискальной политики в отношении муниципалитетов принята система государственного управления на межрайонном уровне, которая функционирует во Франции и в ее подмандатных территориях внутри Сообщества африканских государств. По итогам налоговых и других видов поступления в число наиболее приоритетных направлений муниципального образования за 2015 год, необходимо признать, что опыт западных стран идет только на

пользу в ряде наиболее автономных единиц в составе РФ. Речь идет о значительном повышении уровня жизни, более высоком уровне сбора налогов, повышения заработной платы госслужащим, а также поддержания функционирования местных административных инструментов.

В итоге, французская, а в некоторой степени и китайская модель формирования бюджетов муниципалитетов дает положительный эффект во многих регионах РФ, а в скором будущем, возможно, внесет вклад и в систему повышения качества формирования бюджетов и в других частях России. По крайней мере, в ее финансово-экономической и технической направлениях.

Литература:

1. Афанасьев М. П., Алехин Б. И. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2014. № 3. С. 5-18.

2. Богачева О. В., Лавров А. М. Международный опыт программного бюджетирования // Финансы. 2012. № 12. С. 4-14.

3. Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 8. С. 68-71.

4. Ильин В. В. Повышение эффективности бюджетных расходов // Финансы. 2011. № 1. С. 14-17

5. Саранцев В. Н. Место аудита эффективности в сфере использования бюджетных средств // Финансы. 2010. № 1. С. 8-11.

«НАРОДНЫЙ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ 2017 ГОДА: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ _СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ_

Л.В. Масюкова,

канд. экон. наук, доц., доц. каф. банковского дела, Хабаровский государственный университет

экономики и права ЗА.Терешко,

канд. экон. наук, доц., доц. каф. бухгалтерского учёта, анализа

и экономической безопасности, Хабаровский государственный университет

экономики и права

«NATIONAL» PUBLIC BONDED LOAN 2017: CONTENTS, HISTORICAL EXPERIENCE, PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPING.

Masuikova L.V.

candidate of Economic Sciences, Associate Professor Khabarovsk State University of Economics and Law «Specialized departmentof accounting, analysis and economic security

Tereshko Z.A.

candidate of Economic Sciences, Associate Professor Khabarovsk State University of Economics and Law «Specialized departmentof accounting, analysis and economic security»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) #3 (30), 2017 25

АННОТАЦИЯ.

В статье представлены, обобщены и систематизированы исследования проблем РФ и кредитных организаций при проведении выпусков государственных облигационных займов для населения. Авторы подробно изучили исторический аспект выпуска государственных облигаций для физических лиц в СССР и постсоветский период. Раскрыли условия выпуска «народного» займа 2017 года. Остановились на деятельности кредитных организаций, привлечённых к размещению ОФЗ для населения. Выявлены особенности функционирования этих ценных бумаг, их преимущества и недостатки. Показаны проблемы и тенденции развития «народных» государственных ценных бумаг в РФ, в том числе и на рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: Государственные ценные бумаги для населения, экономический кризис, денежная масса, порядок выпуска государственного облигационного займа для физических лиц, депозитарный учёт, инфляция, облигации федерального займа, депозиты, купонный доход, процентные ставки по вкладам, формы и инструменты инвестирования денежных средств населением.

ANNOTATION.

The article presents, summarizes and systematizes researching of problems made by Russian Federation and credit organizations, which are connected with issue of a public bonded loan for residents. Authors detailed study historical aspect of issue of a public bonded loan for private persons in USSR and post-Soviet period. Authors explore conditions of issuing national bonded loan of 2017. Authors examine activities of credit organizations, which are connected with federal bond for residents. The article underlines special aspects of bonds functioning, their advantages and disadvantages. The article indicates problems and tendency of development «national» federal bonds in Russian Federation and also on the market of bond papers.

Key words: federal bonds for residents, economic recession, stock of money, order of issuing federal bonded loan for private persons, depositary accounting, inflation, federal bonded loan, bank deposit, coupon yield, interest rate on deposits, scheme and vehicle of investment money by residents.

Денежно-кредитное регулирование является одной из самых актуальных проблем любого государства, так как поддержание стабильности, и грамотное регулирование денежной массой, валютными средствами, объёмами кредитных вложений и, в конечном итоге, инфляционными процессами в стране - это одна из основных и приоритетных задач центральных банков мира. Данный постулат относится и к Российской Федерации. К институтам денежно-кредитного регулирования относится не только ЦБ РФ, но и Министерство финансов РФ, которое в соответствии с возложенными на него обязанностями выполняет в данном направлении следующие функции:

• разработку и реализацию единой финансовой, бюджетной и валютной политики в РФ;

• концентрацию всех финансовых ресурсов по приоритетным направлениям социально-экономического развития;

• разработку программ государственных заимствований и их реализацию от имени РФ; управление внутренним и внешним государственным долгом страны;

• разработку и реализацию единой политики в сфере развития финансовых рынков, в том числе рынка ценных бумаг, валютного рынка, рынка драгоценных металлов и т.д.;

С помощью вышеуказанных функций реализуется регулирование денежной массой, находящейся в обращении. стимулируется движение денежных средств в экономике, которое в свою очередь направлено на достижение целей денежно-кредитного регулирования.

Государственные облигации РФ, эмитентом которых выступает министерство финансов РФ, пользуются спросом, как у иностранных, так и у российских инвесторов на мировом и внутреннем рынках ценных бумаг. Исходя из условий нынешних экономики, Минфин принял решение расширить спектр заимствований у населения путём выпуска ОФЗ, которые могут приобретаться только физическими лицами.

История выпуска государственных облигаций для населения имеет негативные последствия для граждан нашей страны в разные периоды её истории. Первые государственные облигации в советский период развития государства начали выпускаться в начале двадцатых годов прошлого столетия. Облигации внутреннего государственного займа приобретались населением, получающим какой-либо доход, в отдельных случаях размещение производилось насильственным путём. В этот период времени государство запретило обращение всех ценных бумаг, и к 1930 году хождение имели только гособлигации. Данная схема «принудительных займов» производилась в

СССР неоднократно (в отдельных случаях причины были объективными, например, вторая мировая война и нехватка финансовых ресурсов для восстановления экономики). Однако, негативное отношение населения к данным выпускам связано с отсрочкой выплат на длительный срок. В 1970е годы государство приступило к выплате долга по ценным бумагам, но в размерах, не включающих громадные процентные доходы, накопившиеся за весь период их обращения. Граждане советского союза последний раз разместили свои временно свободные сбережения в 1982 году. Данный выпуск предполагал выплату по купону в три процента годовых, и номинальная стоимость облигаций составляла 25, 50 и 100 руб. Через десять лет после распада СССР гиперинфляция полностью уничтожила их доходность. В 1992 году ЦБ РФ предложил выкупить бумаги номиналом в 100 рублей за 160 рублей, что практически их обесценило, т.к. цены к этому времени увеличились в десятки раз.

Принятый еще 1999 году специальный федеральный закон гарантировал полную компенсацию обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР. Данные выплаты должны были быть выплачены в соответствие с покупательной способностью денежных средств. Министерство финансов РФ оценивает общий объем таких долгов в 25 трлн рублей, что превышает доходы государственного бюджета. Выплаты владельцам государственных ценных бумаг СССР отложены на 2016 год. Однако, в условиях длительного финансового кризиса и объявленных развитыми странами экономических санкций эти выплаты практически невозможны.

Первый облигационный выигрышный займ Российской Федерации был осуществлен в 1992 году. Переходный период нашего государства от плановой к рыночной экономике, так называемые «лихие 90годы» не позволили Минфину России реализовать условия выпуска и в мае 2009 года были полностью прекращены все обязательства государства по этому выпуску. А министерство финансов списало с государственного внутреннего долга оставшиеся непогашенными ценные бумаги на сумму 32,6 млрд руб.

Дефолт обесценил ОФЗ и в 1998 году, когда гражданам предложили вложиться в государственные краткосрочные облигации (ГКО) РФ. 17

августа 1998 года Россия объявила технический дефолт по ГКО, доходность по которым достигала 140% годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, а государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. И это вызвало недоверие к облигационным займам, в которых принимает участие население, и в постсоветское время.

Как установила комиссия Совета Федерации по расследованию обстоятельств дефолта 1998 года, «непосредственной причиной принятия решений стало отсутствие у правительства РФ средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО - ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов». Возникновение долгового кризиса связано с завышением доходности ГКО - ОФЗ, что привело к «пирамидальному» принципу обслуживания накапливаемого государственного долга: для погашения обязательств по уже размещенным ГКО - ОФЗ производилась эмиссия новых займов. Это привело к разрушению системы государственных заимствований и банкротству государства.

В настоящее время отдельные россияне, доверившие свои накопления государству в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, вынуждены возвращать их через Страсбургский суд.

Вышеизложенные исторические факты по эмиссии облигационных займов для населения позволило сделать вывод, что государство потеряло доверие у большинства граждан. Ни один внутренний денежный долг государства, за всю историю выпусков займов, не был погашен полностью, и только в некоторых выпусках был исполнен частично.

Таким образом, население довольно скептически относится к новым выпускам ОФЗ, включая решение министерства финансов РФ о новом выпуске внутреннего облигационного займа для физических лиц с апреля 2017 года.

Государственные ценные бумаги, которые будут выпущены в 2017 г., имеют срок обращения 3 года, их доходность выше, чем банковские вклады, средняя доходность по ОФЗ составит 8,5% . Каждые полгода ставка доходности будет повышаться на 0,5% [1].

В нижеприведённой таблице нами приведены положительные и отрицательные стороны ОФЗ, как средства сбережения:

Таблица 1 - Преимущества и недостатки облигационного займа для населения

Плюсы Минусы

Хороший заемщик (обеспечены государством) Обладают «неполноценной ликвидностью»

Купонный доход, независимо от других условий, с каждым годом повышается на 0,5% Реальная процентная ставка ниже, чем ставка по банковским вкладам

Высокий риск невыплат, опираясь на историю выпуска «народных» ценных бумаг в СССР и постсоветское время

Выпускаются в документарной форме - плата за хранение в банках, высокий риск повреждения ценной бумаги

«Неполноценная ликвидность» означает, что ОФЗ 2017 нельзя будет продать на вторичном рынке. Это огромный минус. В отличие от вкладов, которые можно изъять в любой момент. Практически все обращаемые на РЦБ облигации продаются на вторичном рынке с учетом накопленного купонного дохода. Продав облигации 2017 раньше срока, владелец получает лишь только номинал данной ценной бумаги, то есть 1000 руб.

Если проанализировать условия выпуска и учесть реальный уровень инфляции, то реальная процентная ставка по ОФЗ будет составлять около 3%. Возьмём купонный доход первого выпуска, который будет составлять 7,5%., учтём денежные средства взимаемые за обслуживание счетов «депо», инфляцию, которая по прогнозам ЦБ РФ, составит около 4,5% банковские комиссии в размере 1-1,5%% и плата за досрочное предъявление ценной бумаги к оплате в 1,5%. По-

Как видно из таблицы, средние процентные ставки практически не отличаются от купонного дохода по облигациям. При этом вложение денежных средств на депозит на трёх летний срок принесёт вкладчику повышенный доход.

этому досрочное погашение «народной» облигации в первый год очень невыгодно. Следует отметить, максимальный доход держатель данной ценной бумаги получит только при её хранении в течение всего срока обращения - трёх лет, что не выгодно, при условии необходимости возврата денег, и рискованно в сложившейся экономической ситуации.

При анализе нового облигационного займа для населения нельзя не остановиться на сравнении условий его обращения с самой распространённой формой сбережений населения - банковскими вкладами.

В первую очередь сравним доходность по этим двум формам сбережений. Выше мы останавливались на купонном доходе по облигациям, и напомним, что в среднем она составит около 8,5 процентов годовых за весь срок обращения. В таблице 2 приведены средние ставки по банковским вкладам в 2016 году.

В таблице 3 мы приводим другие сравнительные характеристики этих двух форм сбережений физических лиц.

Таблица 2 - Средние ставки по вкладам в 2016 году, процентов [3]

До 1 года, кроме ''до востребования'' От 1 года до 3 лет Свыше 3 лет

Январь 8,30 8,94 8,35

Февраль 7,75 8,65 7,99

Март 7,48 8,56 7,00

Апрель 7,80 8,70 8,57

Май 7,03 8,36 8,64

Июнь 6,88 8,16 8,70

Июль 6,81 7,85 8,34

Август 6,83 7,52 8,18

Сентябрь 5,95 7,66 7,75

Октябрь 6,04 7,20 7,93

Ноябрь 6,87 6,97 7,67

Декабрь 6,75 7,16 8,50

Таблица 3 - Сравнительная характеристика функционирования банковского вклада и ОФЗ

Классификационные признаки Банковский вклад ОФЗ

Срок Срочный; бессрочный 3 года

Процентная ставка (средняя за весь период), процентов 8 8,5

Страхование Присутствует Отсутствует

Условия вложения Большой выбор От 30000 руб. на срок не менее 1 года (меньше невыгодно)

Качественная характеристика Проверенный инструмент у населения Новый инструмент; имеет негативную историю выпуска

Проанализировав таблицу 3, можно сделать вывод: такой инструмент сбережения, как банковский вклад, выглядит намного надежнее и удобнее чем облигационный займ для населения 2017 года.

По условиям обращения ОФЗ продажа ценных бумаг будет осуществляться через банки, а в частности через ПАО «Сбербанк России» и ВТБ -24. В данном случае, кредитные организации выступают в роли посредника (агента) между государством и населением.

В процессе реализации данных государственных бумаг кредитные организации выполняют следующие функции:

• осуществляют проверку документов, подтверждающих право потенциального владельца на владение облигациями;

• производят открытие и обслуживание брокерского счёта и счёта «депо» владельца, используемых при осуществлении операций с облигациями;

• от имени и по поручению эмитента происходит размещение облигаций по закрытой подписке путём заключения договора купли-продажи облигаций с потенциальным владельцем;

• от имени эмитента и за свой счёт могут выкупать облигации, предъявленные владельцем к выкупу до истечения первого периода;

• предъявляют облигации, выкупленные у владельца до истечения периода 1, к выкупу эмитенту по истечении этого периода;

• по поручению и от имени эмитента обслуживают специальный раздел эмиссионного счёта эмитента в депозитарии, осуществляющем хранение глобальных сертификатов выпусков облигаций;

• контролируют соблюдение прав владельцев, исполнение ими своих обязанностей и выполнение ограничений, установленных условиями и соответствующими решениями о выпуске облигаций;

• предоставляют эмитенту предусмотренные соглашением сведения и отчёты о выполнении агентских функций;

• имеются и иные функции, определённые соглашением о выпуске.

В условиях выпуска также предусмотрено, что соглашение может быть расторгнуто по следующим причинам:

1. По решению одной из сторон, о чем принявшая такое решение сторона обязана письменно уведомить другую не менее чем за три месяца до даты расторжения соглашения;

2. В случае лишения агента одной или нескольких лицензий, необходимых для исполнения функций, возложенных на него настоящими условиями и соглашением.

Осуществляя эмиссию ОФЗ для населения, министерство финансов РФ выступает конкурентом кредитным организациям по привлечению денежных средств, т.е. имеет возможность сокращать ресурсы банков. Вместе с тем имеются положительные тенденции для коммерческих банков, привлечённых к размещению этих займов.

Основными плюсами для банков в выпуске ОФЗ являются:

• привлечение денежных средств населения при осуществлении покупки этих ценных бумаг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дополнительные комиссии за покупку и обслуживание счетов «депо», увеличивающих доходы.

ОФЗ будут выпускаться в документарном виде, именно поэтому банки могут выступать не только в роли посредника между Министерством финансов РФ и населением, но и в роли депозитария. Банк будет предоставлять услуги по хранению данных ценных бумаг, также брать комиссию за эту услугу «депозитария», соответственно, данная плата будет прямо пропорционально зависеть от суммы ценных бумаг вкладчика. Так как инструмент новый для населения, и привлекателен своей процентной ставкой, но рискован, с точки зрения, хранения ОФЗ на руках у владельцев, то услуга «депозитария» будет пользоваться большим спросом. Банк будет выплачивать «неполный» процент вкладчику, так как будем взы-маться плата за услугу депозитария, именно за счёт этого кредитные организации будут увеличивать свои доходы.

В свою очередь, распространение ОФЗ для населения банками будет помогать развитию привлекательности финансового рынка РФ, в частности облигационного рынка, у населения.

Минусы для банков в выпуске ОФЗ можно обозначить следующим образом:

• приоритетной задачей становится продажа не собственных услуг по вкладам и ценным бумагам, эмитируемым кредитными организациями, а облигаций федерального займа;

• высокая вероятность того, что ОФЗ не будут пользоваться спросом у населения, глядя на исторический опыт;

• отсутствие возможности использования «народных» ОФЗ в качестве залога. Данная ценная бумага подкреплена денежными средствами

ее держателя, но в тот же момент она не имеет никакой ценности в качестве залога, по условиям выпуска ОФЗ.

В заключении мы возвратимся к интересам государства, связанным с выпуском облигационного займа для населения.

Одной из главных цель Министерства финансов РФ - уменьшить количество денежной массы в обороте, в частности рубля. На рисунке 1 представлены внутриэкономические показатели, при которых был выпущен выпуск ОГСЗ 1995-1998. Выпуск данных ценных бумаг был направлен на стабилизацию экономики страны. Проанализировав данные диаграммы, можно увидеть, что с началом роста доходов бюджета (отчасти это привлечение средств населения с помощью выпуска ОГСЗ, соответственно уменьшается количество

денежной массы в обороте) падает и инфляция

2500 2000 1500 1000 500 0

Бюджет 1995-2000

1995

1996 1997 1998

Расходы Доходы

1999

2000

140 120 100 80 60 40 20 0

Инфляция 1995-2000

1995

1996

1997 1998

Инфляция

1999

2000

Рисунок 1

Внутриэкономические показатели РФ, при выпуске ОГСЗ 1995-1998гг. [2]

Главной целью Центрального Банка РФ на инфляции растут доходы бюджета, а обогащение

ближайшее время - это сократить уровень инфляции до 4%.

Сравнив ситуацию в экономике РФ 1995-2000 гг. с периодом 2012-2016 гг., можно заметить похожие тенденции движения кривых: с падением

бюджета и уменьшение инфляции происходит в связи с выпуском облигаций, и соответственно с привлечением денежных средств населения.

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

14 12 10

Бюджет 2012-2016

2012

2013

2014

2015

2016

■Доходы

Расходы

Инфляция 2012-2016

2012

2013

2014 Инфляция

2015

2016

8

6

4

2

0

Рисунок 2

Внутриэкономические показатели РФ 2012-2016гг, при выпуске «народных» облигаций [2]

По нашему мнению, выпуск облигаций федерального займа для населения, в настоящее время не вызовет большого интереса. Во-первых, спрос будет сдерживаться эффектом новизны данной формы инвестирования и отрицательным историческим опытом, особенно 90х годов. Поэтому РФ в лице всех участников планомерно в течение длительного периода времени надежно эмитировать в обращение государственные ценные бумаги для населения. Мы на сегодняшний день придерживаемся мнения экономистов, которые

считают, что заметными преимуществами по сравнению с обычными облигациями предложение Минфина не обладает, а ставка по ОФЗ слишком низкая, чтобы они могли конкурировать с банковскими депозитами [2].

На новый инструмент будут другие взгляды и мнения, если подкорректировать некоторые условия выпуска, например: повысить купонный доход на 2-3% к процентному доходу банковского вклада; включить условия досрочного погашения без потери накопленного дохода. На финансовом

рынке существует множество ценных бумаг - государственные и частные, которые по своим условия привлекательнее, чем выпуск «народных» облигаций. Безусловно, это будет хороший опыт для нашей экономики, но чтобы этот инструмент, действительно, заработал государству нужно предоставить такие условия выпуска, при которых ОФЗ будут выглядеть намного привлекательнее остальных ценных бумаг.

Литература 1. Проект Приказа Минфина России "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа для физических лиц"

(по состоянию на 22.02.2017) (подготовлен Минфином России).

2. URL: http://www.Investfunds.ru.

3. URL: http://www.rcb.ru.

Sources:

1. The project of Order of Ministry of Finance of Russian Federation «Conditions of emission and circulation of federal bonded loan for private persons » (date: 22.02.2017, prepared by Ministry of Finance)

2. URL: http://www.Investfunds.ru.

3. URL: http://www.rcb.ru.

ТАМОЖЕННАЯ ЛОГИСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ _ПРОЕКТОВ БРИКС_

Чернышов Максим Александрович

Аспирант экономических наук Кубанский государственный аграрный университет

Г.Краснодар

CUSTOMS LOGISTICS AS A DIRECTION OF LOGISTICS PROJECTS BRICS

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается логистика как одна из приоритетных отраслей по вложению средств, по данным восьмого саммита стран БРИКС. Акцентируется внимание на эффективном функционировании транспортной системы и необходимости её совершенствования для международной торговли и интеграции в глобальные производственные процессы. В целях формирования и укрепления потенциала БРИКС, автор предлагает уделить свое внимание такому направлению деятельности как таможенная логистика. Раскрывается необходимость освоения таможенной логистики и её основных направлений. Рассмотрено несколько перспективных логистических проекта БРИКС, где отражены цели, проблемы, а также пути взаимодействия стран по реализации данных инфраструктурных проектов. Обуславливается многостороннее сотрудничество и принятие решений стран-партнеров-участниц, при поддержке Нового Банка Развития БРИКС в данных логистических проектах.

ABSTRACT

This article discusses logistic as one of the priority sectors for investment, according to the Eighth Summit of BRICS. The attention is focused on the efficient functioning of the transport system and the need for its improvement to international trade and integration into the global production processes. In order to build and strengthen the capacity of the BRICS, the author proposes to devote its attention to such line of action as "customs logistic". It reveals the need to develop customs logistics and its main destinations. We consider several promising logistics projects of BRICS, which reflects the objectives, challenges and ways of cooperation between the countries on the implementation of infrastructure projects. This article is conditioned by multilateral cooperation and decision-making partners of the participating countries, with the support of the New Development Bank of BRICS in these logistics projects.

Ключевые слова: БРИКС, таможенная логистика, инфраструктура, перспектива, Новый Банк Развития

Keywords: BRICS, rastoms logistics, infrastructure, perspective, the New Development Bank.

Логистика - одна из важнейших тем в условиях становления рыночной экономики. Фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Для рационального

размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоении территорий.

15 и 16 октября 2016 в Индии, в городе Гоа прошел 8 саммит БРИКС. «Большая пятерка» великих держав Евразии, Африки и Латинской Америки, несмотря на трудности, все увереннее заявляет о себе как об основе альтернативного существующему многополярного миропорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.