Научная статья на тему 'Народные консерватории как феномен музыкального образования в дореволюционной России'

Народные консерватории как феномен музыкального образования в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
642
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / НАРОДНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соседкина Г.В., Ефимова И.В.

История возникновения Народной консерватории, её организаторы; цели, задачи, построение учебного процесса, методика. Историческое значение деятельности Народной консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные консерватории как феномен музыкального образования в дореволюционной России»

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

© Соседкина Г.В.*, Ефимова И.В/

Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

История возникновения Народной консерватории, её организаторы; цели, задачи, построение учебного процесса, методика. Историческое значение деятельности Народной консерватории.

Ключевые слова музыкальное образование в России, Народная консерватория.

Появление Народных консерваторий в России в первом десятилетии XX века (в Москве - 1906 год, в Петербурге - 1908 год) неслучайно. Почва для этого была уже подготовлена, чему во многом способствовали и рост музыкального просвещения на протяжении XIX века, и деятельность таких учреждений, как БМШ (1862), Общедоступные музыкальные классы Педагогического музея (1881), Бесплатная детская музыкальная школа им. Глинки (1906). Неоценимый вклад в развитие общего музыкального образования внесли педагоги-подвижники С.В. Смоленский, А.Н. Карасев, А.И. Пу-зыревский, Д.Н. Зарин и другие. В своем собственном опыте эти люди проверяли идеи, которые были положены в основу концепции такого оригинального учебного заведения, как Народная консерватория.

Так, Степан Васильевич Смоленский (1848-1909), занимаясь музыкальным воспитанием детей, пришел к выводу, что наиболее плодотворным средством подъема музыкальной культуры в народной школе является хоровое пение. Впервые в истории школьного образования С.В. Смоленский поставил проблему единства воспитания и обучения на уроках пения. В своей статье «Заметки об обучении пению» он выделяет три главные задачи: воспитательную - «формирование духовной культуры», образовательную - «знание русской музыкальной литературы» и развивающую - «обучение приемам пения». Для осуществления этих задач Смоленским были разработаны определенные методические приемы развития слуха учеников в начальных классах народной школы, среди которых, в частности, - музицирование по слуху в течение 1,5-2 месяцев с целью формирования навыка слухового восприятия и чувства ансамбля. Смоленский был убежденным сторонником возрастного подхода к подбору репертуара, исходя из психологических особенностей детей и взрослых. Результатом педагогической деятельности С.В. Смоленского

* Аспирант кафедры Истории музыки.

* Профессор кафедры Истории музыки, кандидат искусствоведения.

стал «Проект Программы музыкального образования в народной школе» (1880), где, обобщая свой собственный опыт, этот ученый и педагог сформулировал важнейшие проблемы народного образования и просвещения, выдвигая на первый план принцип единства воспитания и обучения в музыкально-педагогическом процессе, отразивший своеобразие русской музыкальной педагогики в целом.

В теорию и практику преподавания хорового пения существенный вклад привнес Алексей Николаевич Карасев (1854-1914). Как и Смоленский, этот педагог придавал обучению воспитательное значение и считал, что обучение пению должно быть последовательным и систематичным. На этих принципах зиждется система преподавания, разработанная Карасевым и изложенная им в «Программе по обучению пению в начальных народных училищах».

Идею музыкального воспитания в школе на базе хорового пения по-своему осуществлял Алексей Ильич Пузыревский (1855-1917). В своей педагогической деятельности он исходил из того, что пение способствует всестороннему развитию ребенка. Важное место в своей методике преподавания музыки Пузыревский уделяет вопросу о последовательности, систематичности процесса обучения. Среди его трудов особую ценность представляют «Методические заметки по преподаванию пения в народных школах» (1891).

Дмитрий Зарин также ставил хоровое пение во главу угла в развитии и пробуждении эстетического чувства. В своей «Методике школьного пения в связи с практическим курсом» (1907) он выстраивает курс занятий в два этапа: сначала - обучение с голоса, затем - изучение нотной грамоты. И то и другое должно опираться на певческий репертуар высокого художественного уровня.

Идеи и перспективные методические наработки этих педагогов нашли свое претворение в деятельности Народных консерваторий, перед которыми была поставлена задача распространения и развития общих и специальных знаний учащихся в музыке на основе народно-песенного репертуара и хорового пения, чтобы таким путем преодолеть отрыв профессионального образования от народа.

Инициаторами создания Народной консерватории в Москве являлись С.И. Танеев, Б.Л. Яворский, Е.Э. Линева, Н.Я. Брюсова, М.А. Дейша-Сиониц-кая, Л.В. Собинов, А.Т. Гречанинов, Ю.Д. Энгель. В организационную комиссию входили Д.И. Аракчиев, Е.В. Богословский, А.Т. Гречанинов, Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.А. Карасев, Е.Э. Линева, А.Л. Маслов, С.И. Танеев, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский. Плодотворность деятельности Народной консерватории определялась, прежде всего, высоким профессионализмом ее педагогического состава. Здесь вели педагогическую работу композиторы И.С. Танеев, А.Д. Кастальский, Вик. Калинников, Н.К. Метнер; музыковеды Н.Я. Брю-

сова, Н.Д. Кашкин, Е.Э. Линева, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский; дирижеры Н.М. Данилин, К.С. Сараджев, П.Г. Чесноков; пианисты А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Николаев, певцы Л.В. Собинов. М.А. Дейша-Сионицкая, а также С.В. Смоленский, Г.Э. и Ю.Э. Конюс и др.

Еще в первые годы своего существования Народная консерватория влилась в Московское общество народных университетов в качестве музыкальной секции, на автономных началах. В декабре 1906 года на общем собрании этого Общества было избрано бюро секции, в которое вошли на правах членов Е.В. Богословский, А.Т. Гречанинов, М.А. Дейша-Сионицкая, Ю.Д. Энгель; секретарем была избрана Е.И. Линева; Яворский возглавил секцию как ее председатель.

Для обеспечения финансирования консерватории помимо помощи со стороны Общества народных университетов, привлекали владельцев нотных магазинов, Литературно-художественный кружок. Кроме того, проводились платные концерты силами преподавателей, в которых участвовали Е. Азер-ская, М. Букиник, К. Вилькомирский, М. Дейша-Сионицкая, Л. Собинов, Б. Яворский. Позже в платных и бесплатных концертах стали участвовать учащиеся З.Ф. Савелова, А.В. Свешников (классы Яворского и Власова), ставшие уже на втором году обучения преподавателями, обучающими вновь поступивших. Исходя из этого, можно судить о высоком уровне подготовки учащихся, которые выступали на одной сцене со своими маститыми преподавателями.

В 1906 году Яворским по поручению оргкомитета были составлены: план Народной консерватории, Записка о методике занятий, Программа курса хорового обучения и курса теории. Совместно с оргкомитетом планы были доработаны и утверждены бюро.

В частности, обратим здесь внимание на базовую историко-теоретиче-скую разработку Яворского, в соответствии с которой проводились занятия в стенах консерватории. Ее содержание отражено в следующих тезисах: «О последовательном развитии музыкального изложения: Человеческие интонации, развившиеся в мелодии; соединение мелодий - полифония. Ритм -шаг, движение, ритм в шествиях, танцах. Стремление к точности интонации и возможности отдыха побудили к изобретению примитивного сопровождения. Окружающая природа вызвала звукоподражание (пастушеский наигрыш и др.). Развитие мелодии в сложном виде полифонии. Соединение мелодии и моторности создало инструментальную музыку. Сопровождение -первоначальная опора голосу - разнообразится звукоподражанием и отделяется от голоса в самостоятельное звучание. Включение наигрыша в мелодический процесс...» [1, с. 236].

Труды методической комиссии не только служили методической основой классных занятий; предполагалось, что со временем они должны быть изданы как учебные пособия, адресованные различным учреждениям общего музыкального образования.

Примечательно, что каждое заседание комиссии заканчивалось исполнением музыки, с тем, чтобы затем повторить эту «концертную программу» для учащихся.

На третьем заседании оргкомитета, в 1906 году, Линевой и Яворским были предложены два типа школы. Первый из них - музыкально-общеобразовательные курсы: «хоровые классы и на их основе - элементарная теория, сольфеджио, краткая история музыки, начала гармонии, понятие о форме и некоторые другие предметы, как теория звука в связи с музыкой» [1, с. 239]. Другой тип - специальные курсы: пение (соло, ансамбли, сцены из опер, отрывки из ораторий), обучение на инструментах, высшая теория, регентские и дирижерские классы. При этом «за 2 года районные школы должны давать полный цикл предметов - музыкально-образовательный минимум, обязательный для всех учащихся. Специальные классы - сообразно потребностям данного района для лиц с выдающимися способностями» [1, с. 239].

Эта идея о двух уровнях общего музыкального образования со своими специальными задачами была поддержана большинством учредителей Народной консерватории. По словам Д.И. Зарина, «Народная консерватория должна стремиться к тому, чтобы дать знания народу, а не только отдельным лицам» [2, с. 58], и потому он настаивал на обязательности для всех учащихся общего музыкального образования и добровольности специального образования. Подобную мысль высказывал и С.И. Танеев. Суть ее состоит в том, что для начала нужно открыть не концертные - собственно консерваторские классы по сольному пению, существование которых необходимо для выдающихся талантов, а музыкальные училища (курсы, классы) в разных местах города для всех желающих получить общие знания в музыке.

Итак, в Народной консерватории преподавались хоровые, сольные, теоретические дисциплины, энциклопедия (так назывался тогда цикл музыкально-теоретических дисциплин), история музыки, а также игра на инструментах. Программа хоровых классов была рассчитана на 3 года: занятия по 5 часов в неделю с обязательным их посещением всеми учащимися без исключения. С 1908 года открылся специальный теоретико-композиторский класс. В него могли попасть те учащиеся, которым предоставлялась возможность дополнительного третьего года обучения, т.е. это были своего рода «высшие курсы», предназначенные для особенно одаренных учащихся, успешно прошедших двухгодичный курс обучения.

Необходимо подчеркнуть, что учащимися Народных консерваторий были молодежь и взрослые из трудовых слоев (рабочие, ремесленники, учителя, мелкие служащие).

Желающим поступить раздавались брошюры с разъяснением цели и задач Народной консерватории: «Под общим музыкальным образованием Народная консерватория разумеет умение сознательно слушать и читать музыкальные произведения. Такое общее музыкальное образование достигается,

прежде всего, изучением строения музыкальной речи... Затем по возможности полное и подробное изучение материала, из которого строится музыкальная речь. Умение исполнять музыкальные произведения хором также входит в программу.» [1, с. 240].

Учащиеся принимались с минимальными требованиями. Испытанию подвергались слух, общее музыкальное развитие, голос. При плохом слухе ученики все же принимались условно с тем, чтобы выяснить уже по ходу обучения, насколько способен их слух к развитию и не будут ли они тормозить развитие остальных учащихся. Как правило, большинство абитуриентов становились постоянными учащимися консерватории. Плата за занятия была установлена настолько низкая, чтобы она не могла служить препятствием к поступлению в Народную консерваторию.

Помимо учебной деятельности, Народная консерватория должна была проводить платные и бесплатные концерты с участием солистов и коллективов; музыкальные курсы общего и специального музыкального образования с выездом; организовывать музыкально-педагогические, музыкально--этнографические комиссии и экспедиции; издавать брошюры, ноты, книги и другие пособия. Эта обширная программа музыкального просветительства отчасти была выполнена в дореволюционное время.

Несмотря на сравнительно краткий срок своего существования, Народные консерватории оставили значимый след в истории отечественного музыкального образования. Из стен этих учебных заведений вышли такие талантливые ученики, как Е.А. Степанова, А.В. Свешников, З.Ф. Савелова, Л.А. Генкина, А.А. Введенский, С.С. Дроздов, Д.М. Мелких и др. Свой опыт работы в Московской Народной консерватории Б. Яворский перенес в Киевскую Народную консерваторию, которую он и возглавил.

Главный же итог заключается в том, что методические разработки педагогов Народной консерватории заложили фундамент для построения системы общего музыкального образования в школе в послереволюционное время. Тем самым была обеспечена преемственность последней по отношению к опыту, накопленному в предыдущее, XIX столетие.

Список литературы:

1. Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма. Т. I. - М.: Музыка, 1964. -670 с.

2. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

3. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи о Русской музыке. - М.: Советский композитор, 1971. - 525 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.