УДК 374.73
Е.И. Королева (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 36-01-45, e-mail frfd [email protected]
«Народные чтения» - одна из форм дополнительного образования в кон. XIX - нач. XX вв. в Тульской губернии
Статья посвящена одной из форм внешкольного образования в России в кон. XIX — нач. XX вв. — общедоступным народным чтениям. Проанализирована большая организационная работа предшествовавшая открытию чтений: на общероссийском уровне была создана законодательная информационная методическая база этого вида деятельности.
Ключевые слова: Реформа образования, народные чтения, «световые картины», волшебный фонарь.
Отмена крепостного права в России и последовавшая за этим серия реформ, в том числе и реформа образования, дали импульс совершенствованию внешкольного образования. Развитие страны в конце XIX в. требовало распространения в обществе общеобразовательных, прикладных, профессиональных знаний среди полных социальных групп населения.
Одним из общедоступных источников получения этих знаний стояла система народных публичных чтений. Нужно отметить, что в России с успехом использовался опыт европейских государств. В Германии, например, к концу XIX века существовало более 800 местных отделений, насчитывающих 160 000 членов. В последствии на основе этого движения сложилась европейская система публичных чтений, ежегодно странствующими лекторами читалось до 10 000 лекций [1, 595]. Российская интеллигенция, поддерживающая народные чтения считала, что эта система поможет распространению университетского образования в стране. Основой для возникновения народных чтений в России стал Закон 1863 года, по которому право разрешать лекции и чтения было предоставлено попечителям учебных заведений по согласованию с руководителями губерний.
В 1871 году после доклада санкт-петербургского обер-полицмейстера, генерал-адъютанта Ф.Ф. Трепова была создана особая комиссия из министра внутренних дел, военного министра, министра народного просвещения, главного начальника III отделения, главного начальника военно-учебных заведений. Комиссия приняла решение о создании народных чтений с целью отвлечения народа от разгула и пьянства. Первоначально чтения проводились в музее Главного управления военно-учебных заведений с серьезными ограничениями (читать по заранее утвержденному тексту, ни в кое случае не говорить, а только читать без отступлений и дополнений, не позволять устраивать такие чтения каким-либо обществам или частным лицам). Затем, в 1876 году, были опубликованы «Правила для устройства народных чтений в губернских городах», и только в 1894 году были разрешены чтения в селениях и уездных городах, но и в этих документах особо обговаривалось, что на фабриках, промышленных заведениях чтения происходить не могут.
Успех дела затрудняло множество согласований для устройства чтений, что вполне объяснимо для России, ведь это был первый опыт общественных чтений. Первоначальные требования к системе устройства чтений были следующими:
1. точные указания, кто именно предполагает устроить чтения (обязательное одобрение личности устроителя местным административным и духовным начальством);
2. обязательное разрешение со стороны министра народного просвещения, министра внутренних дел, обер-прокурора Святейшего Синода;
3. обязательное удостоверение благонадежности лиц, проводивших чтения, а также на местах непосредственное наблюдение за чтениями возлагалось на представителей духовного или учебного ведомства [2, 156].
На полное выполнение этих требований могли уйти годы, но «Правила» 1888 года ситуацию несколько упростили: с этого момента организовывать чтения мог приходской священник с ведома ближайшего духовного начальства в помещении храма или школы. На этом этапе развития чтения в большинстве случаев носили религиозно-нравственный характер. Эти же «Правила» поощряли присутствие на этих чтениях, если они проводились для школьников, их родителей, а также указывалось, что чтения могут устраиваться обществами трезвости, как способ нравственного воздействия на рабочих. С 1894 года правила устройства народных чтений стали согласовываться с уставами «Попечительств о народной трезвости». Цель этих попечительств -предоставить взрослому населению возможность проводить свободное время вне питейных заведений. К началу 90-х годов чтения могли устраивать постоянные комиссии, общества народного образования, общества трезвости, благотворительные общества, общества врачей, народные училища.
В распространении знаний были заинтересованы и российские предприниматели, что подтверждается ходатайствами II съезда русских деятелей по профессиональному и техническому образованию (1895 год), нижегородского торгово-промышленного съезда (1896 год) об облегчении устройства профессиональных чтений по сельскому хозяйству, медицине, гигиене и т.д. В ответ на ходатайство общества санитарных врачей г. Саратова медицинский департамент министерства внутренних дел разрешил для участия в чтениях все издания по медицине и гигиене, которые были допущены в бесплатные народные библиотеки, такой же опыт существовал и в деятельности тульского общества врачей.
Первоначально материальными источниками для организации народных чтений были: частные пожертвования, взносы членов комиссий, сборы с посетителей (от 2-х до 40 копеек), а иногда и ассигнования со стороны городов и земских собраний. Например, в 1896-1897 гг. в Тульской губернии ни губерния, ни уездные земства самостоятельных чтений не устраивали, но участвовали «ассигнованиями по 200 рублей в пользу «Комиссий по устройству народных чтений в Туле» [2, 158].
В Туле работа комиссии по организации чтений началась в 1884 году. У истоков ее деятельности стояли: врач Ю.П. Цейтлин, директор коммерческого училища П. А. Верещагин, преподаватель мужской гимназии Н.А. Цветков.
Чтения предполагали использование значительного наглядного материала в том числе и тематических картин, в последствии они стали называться «световыми картинами», т.к. для их показа использовался волшебный фонарь. В тульской губернии имелся склад картин для организации народных чтений, что позволяло использовать картины в различных уездах по очереди. В 1897-1898 учебном году комиссия обладала складом картин на сумму около 2000 рублей, имела в своем распоряжении 94 чтения и 110 картин. Этот объем наглядного материала позволял ежегодно удовлетворять 150 требований различных уездов. С распространением технических средств перед уездными земствами встала задача покупки хороших «волшебных фонарей».
К началу XX века в России сложилась централизованная система подготовки народных чтений. При Петербургском Военно-педагогическом и Московском политехническом музеях имелись склады картин, которыми можно было воспользоваться в случае необходимости. Существовали и комиссии по световым картинам, программа деятельности которых предполагала:
1. Составление коллекции световых картин с раскрашиванием в определенные тона;
2. Подбор пригодных для иллюстраций книг и чтений, или составление объяснительного текста к определенной группе картин;
В комиссии существовали специализированные группы - литературная (подбор текстов, художественных и научных), гравюрная (подбор иллюстраций в журналах, картинных галереях, в журналах «Нива», «Север», в частных библиотеках), группа фотографическая, группа раскраски, техническая группа, занимающаяся исследованиями различных систем «волшебных» фонарей. Общее собрание всех групп принимало решение о качестве собранного иллюстративного и литературного материала.
На местах народные чтения проходили, в основном, под руководством священнослужителей или учителей местных школ. Например в 1898/1899 учебном году в Каширском уезде Тульской губернии были проведены чтения в 14 школах. Сохранился отчет об организации чтений в Руновской школе Каширского уезда 18 марта 1898 года. Здесь были показаны световые картины, означающие главные события из французской войны 1812 года. Картины эти произвели сильное впечатление как на учеников, так и на взрослых. По окончании чтения ученики и все бывшие в школе искренне благодарили главного председателя, присутствовавшего здесь за доставленное удовольствие и тут же заговорили: «все теперь сойдемся, уж есть о чем поговорить, отрадясь не только что видать, даже и не слыхивали о таком» [3, 28].
В «Кратком обзоре состояния начального народного образования в Тульской губернии в 1897-98 учебном году» отмечалось, что использование световых картин в школе можно использовать как «средство для лучшего запоминания общеполезных сведений для крестьян», а также отмечается, что для того, чтобы «грамотность упрочивалась на всю жизнь питомцев необходимо дать возможность воспитанникам школ и по окончании школы продолжать чтение, а следовательно и самообразование, необходимо устраивать школьные библиотеки, библиотеки-читальни, книжные склады, воскресные школы [4, 19]. Материалы, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют отметить, что наибольшее развитие чтения в 90-ые гг. XIX в. получили в Богородицком, Каширском, Ефремовском уездах Тульской губернии. Тематика чтений была достаточно разнообразной: "житийные" чтения; путешествия по святым местам и русским монастырям; чтения по географии и естествознанию; русские путешественники и путешествия, общепозновательные чтения и т.д. В чтениях принимали участие иногда до 250 человек. В губерниях и уездах чтениями отмечались юбилеи писателей, в том числе С.Л. Надсона, А.Н. Островского, Н.Н. Никитина, юбилей исторических событий, например, юбилей войны 1812 года.
На весь период обучения в разных населенных пунктах избиралась разная тематика. Например, в 1909-1920 учебном году в с. Бутырки Епифанского уезда рассматривались вопросы истории Руси, в с. Троицкое того же уезда - чтения по Новому Завету, в г. Епифань, по инициативе госпожи Князевой проходили чтения светского характера в том числе "Восхождение на Шпицберген" с использованием 5 картин природы северного края. Отмечается, что всегда чтения заканчивались заинтересованным обсуждением, причем, чтения по Святому писанию чаще всего дополняли старики, по истории России - школьники. Интересны были и чтения на общеобразовательные темы: "О чае", "О грозе", "Каменный уголь", "О землетрясениях и горах огнедышащих", "Пить до дна - не видать добра!" и т.п. В Туле существовали формы коллективного абонемента - дворянское собрание, гимназии, тульское региональное училище, детские приюты, приходские училища, частные школы. Например, в 1909 году при 83 училищах ведомства народного просвещения, в частных
комитетах попечительства о народной трезвости в Епифанском уезде Тульской губернии было проведено 396 чтений [5, 20]. Число посещений чтений со световыми картинами в 1909-1910 гг. в Алексинском и Белевском уездах насчитывает - 9995 человек взрослых, 15048 человек детей. Однако, в "Отчете" о деятельности организации чтений за 1907 год отмечалось, что попытка выдать абонентам статистические листки успехом не увенчалось, так как в школах их просто не заполняли. Проводили чтения в основном священнослужители и учителя местных школ. Начало чтений совпадало с зимним временем, например, в с. Бобрики Епифанского уезда в 1896-97 учебном году "...читают учителя каждый воскресный день до Пасхи, в 5 часов вечера ... слушатели от 50 до 200 человек ... преимущественно крестьянские дети ... есть взрослые ... женщин больше, чем мужчин ..." [6, 160]. Длились чтения не более полутора часов, использовалось в основном 5-6 картин для иллюстрации материала.
Можно отметить, что за 25 лет существования Тульского общества народных чтений их количество значительно выросло: в 1885 году насчитывалось всего 15 чтений, в 1902 году - 171 чтение, в 1913 году уже 317 чтений. Расцвет деятельности общества приходится на 1903-1904 гг., новая волна интереса к ним в 1912-1913 гг. К концу 1910-х годов появились новые формы работы: городские воскресные чтения для взрослых, организация для участников чтения осмотра музеев города, а в некоторых случаях и поездки в Москву. В Туле наибольшей популярностью пользовались чтения при сахарном заводе, по имеющимся данным за 1912 год их посетили более 700 человек. Таким образом, можно отметить, что чтения стали средством дополнительного, внешкольного образования не только для детей, но и взрослых.
В предвоенный период появляются упоминания о нехватке денег у Тульского губернского правления для найма помещений для организации чтений, в годы войны деятельность общества постепенно прекращается, выполнив свою просветительскую функцию.
Литература
1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL.: http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz efron/ (дата обращение 1.08.2013 г.)
2. Краткий очерк состояния начального народного образования в Тульской губернии 1897-1898 учебном году. Тула: [б.и.], 1900 (Типография И.Д. Фортунатова). 27 с.
3. Краткий обзор положения начального образования в Тульской губернии за 1909 год. Тула: [б.и.], 1910 (Типография Е.И. Дружининой). 19 с.
4. Дружинин Н. Начальное народное образование в Тульской губернии 1896-1897 учебном году. Тула: Издание Тульского губернского земства, 1898 (Типография И. Д. Фортунатова). 115 с.
E.I. Koroleva
"NATIONAL READINGS" — ONE OF FORMS OF ADDITIONAL EDUCATION IN A GAME. XIX — THE HEAD OF THE XX CENTURIES IN THE TULA PROVINCE
Article is devoted to one of forms of out-of-school education in Russia in a game. XIX — the head of the XX centuries — to public national readings. Big organizational work preceding opening of readings is analysed: at the all-Russian level the legislative information methodical base of this kind of activity was created.
Keywords: Education reform, national readings, "light pictures ", magic lamp.