Научная статья на тему 'Народное представление православных постов (на материале тамбовских говоров)'

Народное представление православных постов (на материале тамбовских говоров) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ПОСТ / КРЕСТЬЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ / НАРОДНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРЯДЫ / CATEGORY OF TIME / LENT / PEASANT CALENDAR / PEOPLE'S SPIRITUAL CULTURE / RITES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махрачева Татьяна Владимировна

В статье дается фрагментарное описание одного из компонентов духовной народной культуры календаря, на примере однодневных и многодневных постов. Выбранный для анализа этнолингвистический подход позволяет привлекать наряду с лингвистическими и экстралингвистические данные. В качестве иллюстраций выбран полевой материал, собранный автором на территории Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Махрачева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA OF ORTHODOX LENTS REPRESENTED IN REGIONAL DIALECTS (TAMBOV)

The article gives a fragmentary description of the calendar one of the components of people's spiritual culture, periods of fasting of different length serving the illustration. Ethnolinguistic approach in the analysis allows reference to both linguistic and extralinguistic data. The authentic material has been selected on the territory of Tambov region.

Текст научной работы на тему «Народное представление православных постов (на материале тамбовских говоров)»

Т. В. Махрачева

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТАМБОВСКИХ ГОВОРОВ)

категория времени, пост, крестьянский календарь, народная духовная культура, обряды

В статье дается фрагментарное описание одного из компонентов духовной народной культуры - календаря, на примере однодневных и многодневных постов. Выбранный для анализа этнолингвистический подход позволяет привлекать наряду с лингвистическими и экстралингвистические данные. В качестве иллюстраций выбран полевой материал, собранный автором на территории Тамбовской области.

Исследования, посвященные изучению и описанию языка традиционной культуры, в настоящее время являются одними из востребованных и насущных, поскольку способствуют не только сохранению локальных традиций уходящей народной культуры, но и существенно расширяют и обогащают наши познания в области освоения картины мира в целом и ее отдельных компонентов как частей этого целого. Одним из таких важнейших компонентов картины мира любого этноса является темпоральность, которая строго регламентирует жизненный путь человека, его быт и досуг. Фактор времени тесно связывает человека с окружающим миром, включая его в цикл природных и социальных явлений. В народной культуре время субъективировалось, к нему вырабатывалось соответствующее отношение (ср. выражения: благоприятные/неблагоприятные дни, удачное время; сухие дни и т.д.), оно поддавалось особой градации, номинировалось [Агапкина 2002: 31-44]. Обратимся в качестве примера к полевым материалам, собранным в последние пятнадцать лет на территории Тамбовской области.

В народном календаре Тамбовской области устойчиво выделяется четыре многодневных и шесть однодневных постов. К многодневным традиционно причисляют Св. четыредесятницы, Петровский, Успенский и Рождественский. В однодневные включают два дня недели, среду и пятницу, и четыре дня, которые совпадают с праздниками: канун Рождества Христова, 25.12/07.01, и Богоявления, 6/19.01; день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29.08/11.09; Воздвижения Креста Господня, 14.09/27.09. Семантика постных дней заметно отличается от праздничной и тяготеет к будням, что отразилось в ориентации на трудовую деятельность в быту, умеренное или полное воздержание в еде, частичное или полное ограничение веселья и т.п. Микроструктура постов ха-

рактеризуется общей системой: запреты на выполнение некоторых видов деятельности, скоромную пищу, интимную близость; наказания; обрядовые действия. К специфическим чертам следует отнести лишь временную продолжительность и индивидуальное отношение к постам. Механизм номинации постов однотипен. Чаще всего он сводится к воспроизведению церковного аналога. Однако встречаются варианты, в основе которых репродуцируется имя святого, день празднования которого приходится на начало или окончание поста (см. ниже). В таком случае варианты представляют односоставные наименования и описательные конструкции (См. Сводную карту «Способы номинации постов»). Полевой этнолингвистический материал хотя и не даёт чёткого ареала, тем не менее убедительно свидетельствует в пользу продуктивности механизма и демонстрирует промежуточную стадию процесса формирования описательных конструкций в односоставные. Макроструктура постов находится в полном соответствии с общей структурой календаря.

Строгое соблюдение постов, их количество и временное распределение, сезонная приуроченность способствовали осмыслению их в системе календаря как неотъемлемой части и хорошей проработанности в языке. Для словообразования открытым оказывается как сфера церковной терминологии, так и ее народный аналог. Продуктивной и частотной здесь можно признать корни пост- и сух-1. Дериваты с корнем пост- представляют в большей степени нормативные варианты, тогда как слова с корнем сух- имеют хождение в народной среде. Будучи коррелятами, они репродуцируются в хрононимах: пост/сухоедный или входят как составная часть в конструкцию с определением - Великий пост, Пасхальный пост,

1 Обстоятельное описание семантических коррелят слав. *™х- дано в статье С.М. Толстой [Толстая 2004: 390391], см. также [Махрачева 2004: 46-47].

Постовые родители (поминальная суббота, приходящаяся на первую неделю поста): «Ну пост, пост бывает весенний вот пост. Я уж даже и не скажу, как его звать-то. А то бывает зимний пост. То пост бывает сухоедный. Чтобы сухое... сыромясный, это вот мясо едят, а то есть без мяса как, сухо... уж и не выговоришь. Вот без мяса, такой, постный. Постное ели всё постом» (Филимонова Варвара Дмитриевна, 1939 г.р., с. Семёновка, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.); указывают на статус и характер дня в календарной системе - постный/сухой день, постная/сухая пятница, постная/сухая неделя и т.п.: «[Почему в пятницу не разговляются?]. Потому что сухой день. [Поясните, пожалуйста, выражение сухой день]. Вот среда, пятница - не положено есть, ни жирного, ни молоко, ничего нельзя. Сухой день, не положено. [...]. Нет, вот в пятницу и среду люди не скоромятся» (Протаева Анна Ивановна, 1929 г.р., с. Тынково, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.); называют человека, который соблюдает пост - постник/сухоядец; а также само действие (соблюдение поста) - поститься, постовать, вести пост; используются при характеристике блюд - постное/сухое (о еде), постный! сухой стол (поминальный стол в день похорон, приходящийся на период поста): «Пост, семь недель сухое едят. Квас сварят, без мяса всё, ведь пост. И это значит без мяса - сухое» (Казьмин Василий Александрович, 1924 г.р., с. Митрополье, Бондарский р-н, зап. автора 1995 г.); при определении способа питания - есть по-постному/по-сухому .

Самым почитаемым и продолжительным постом является Св. четыредесятницы, который длится сорок дней. Народные названия этого поста, в отличие от названий остальных постов, характеризуются многообразием вариантов, которые образованы от хрононима (Пасха): Пасхальный пост (с. Вязовое, Жердевский р-н, зап. автора 2006 г.; с. Оголиновка, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Ковылка, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Ярославка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; д. Берёзовка, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.), имени персоналии, главного участника этого события: Христов пост (с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.), Спасителев пост (с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.); нередко содержат семы «тем-поральность» и «отношение» к посту: Великий (с. Прибытки, Бондарский р-н, зап. Кривенце-вой Д.Н. 2005 г.; с. Вязовое, Жердевский р-н, зап. автора 2006 г.; с. Кулевча, Инжавинский р-н, зап.

автора 2002 г.; с. Голынщина, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2005 г.; с. Знаменка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; с. Новоси-товка, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.; д. Берёзовка и с. Стёжки, с. Челнаво-Покровское Со-сновского р-на, зап. автора 2003 г.; с. Вишневое и с. Поповка Строюрьевского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Вольная Вершина и с. Нижний Шибряй Ува-ровского р-на, зап. автора 2004 г.), Большой (с. Песковатка, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Челнаво-Покровское, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.), Коренной (с. Поповка, Строюрьев-ский р-н, зап. автора 2006 г.). Будучи почитаемым и воспринимаемым как общеобязательный, пост Св. четыредесятницы употребляется и без определения: Пост (с. Митрополье, Бондарский р-н, зап. автора 1995 г.; с. Кишкино, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Ярок, Мичуринский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2004 г.; с. Кужное и р.п. Мордово Мордовского р-на, зап. автора 2002 г.; с. Знаменка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кёрша и с. Коптево, д. Плетни Рассказовского р-на, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.; с. Казанское, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.; с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.).

Нарочитое многообразие номинаций поста свидетельствует о повышенном интересе и ведущей роли, которая была отведена ему в народной календарной традиции области. Характеризуя этот период времени, информаторы подчёркивают особый статус поста: строгий (с. Голынщина и с. Ковылка Кирсановского р-на, зап. автора 2001 г.; с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.; с. Казанское и с. Троицко-Ивановское Староюрьевского р-на, зап. автора и Раковской Н.Г. 2006 г.), главный (с. Тынково, Петровский р-н, зап. автора

2002 г.; д. Берёзовка, Сосновский р-н, зап. автора

2003 г.), самый главный (с. Кёрша, Рассказовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.), большой (с. Правые Ламки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.), самый большой (с. Голынщина, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Ярославка, Никифоровкий р-н, зап. автора, 2002 г.; с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.), коренной (с. Поповка, Строюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.), годовой (д. Цыганок, Токарёвский р-н, зап. автора 2005 г.), гроный (д. Цыганок, Токарёвский р-н, зап. автора 2005 г.). Столь трепетное отношение к посту всецело детерминировано канонами христианской культуры, церковным уставом, в котором достойное место уделялось почитанию событий, связанных с именем Христа. Мотив мучени-

чества, самопожертвования, терпения, а также темы, отражающие высоконравственные духовные заповеди, буквально пронизывают канву целого комплекса празднеств, которые во временном отношении сопряжены с пасхальным периодом или испытали его влияние. Лучшим же средством в достижении духовных высот повсеместно признавался труд и отказ от плотских утех, веселья, скоромной пищи. Поэтому на протяжении всех сорока дней обязательным для женщин становились ткацкие работа, для мужчин заботы по хозяйству (повсем.). Старожилы ревностно следили за выполнением домашних работ и соблюдением ограничений в еде. Основными блюдами этого времени были щи без мяса, гороховый суп, гречневая каша, картошка и квас. Послабление в еде допускалось лишь два раза в год: на Благовещенье и в Вербное воскресенье.

Летний пост, который предшествует дню Петра и Павла, распространён в народной среде под официальным названием Петровский пост (с. Вязовое и с. Чикарёвка Жердевского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Кулевча и с. Оголиновка Инжа-винского р-на, зап. автора 2002 г.; с. Голынщина и с. Ковылка Кирсановского р-на, зап. автора 2001 г.; с. Старая Казинка, Мичуринский р-н, зап. автора

2004 г.; с. Ярославка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; с. Чернышёвка, Первомайский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кёрша, Рассказовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.; д. Берёзовка и с. Челнаво-Покровское Сосновского р-на, зап. автора 2003 г.; с. Казанское, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.; с. Вольная Вершина, Уваров-ский р-н, зап. автора 2004 г.). Наряду с ним на территории области бытует однословные номинации и описательные конструкции, производные от церковного названия: Петровка/и (с. Кулевча, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Ковылка, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Гаритово, Мичуринский р-н, зап. Чемерчёвой А.А. 2003 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н.

2005 г.; с. Песковатка, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кёрша, Рассказовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.; с. Первые Левые Ламки и с. Правые Ламки, с. Челнаво-Покровское Соснов-ского р-на, зап. автора 2003 г.; с. Вольная Вершина и с. Нижний Шибряй Уваровского р-на, зап. автора 2004 г.) и Петров пост (с. Вязовое и с. Чикаревка Жердевского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2005 г.; с. Ярославка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; д. Берёзовка и с. Стёжки, с. Челново-

Покровское Сосновского р-на, зап. автора 2003 г.). По сравнению с Пасхальным постом, Петровский пост признаётся более мягким, однако отношение к нему сохраняется уважительное.

Номинации осеннего поста на исследуемой территории широко представлены церковным вариантом Успенский пост (д. Фёдоровка, Бондар-ский р-н, зап. автора 1995 г.; с. Вязовое и с. Чикаревка Жердевского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Оголиновка и с. Кулевча Инжавинского р-на, зап. автора 2002 г.; с. Голынщина, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2005 г.; с. Пеньки, Мор-шанский р-н, зап. автора 2007 г.; с. Сычёвка и с. Ярославка Никифоровкого р-на, зап. автора 2002 г.; с. Тынково, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кёрша, Рассказовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.; д. Берёзовка и с. Стёжки, с. Челнаво-Покровское Сосновского р-на, зап. автора 2003 г.; с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.; д. Цыганок, Токарёвский р-н, зап. автора 2005 г.), а также народными названиями Спожинка/и (с. Кёрша, Рассказовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2003 г.; д. Берёзовка и с. Челнаво-Покровское Сосновского р-на, зап. автора 2003 г.; с. Казанское и с. Поповка Строюрь-евского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Вольная Вершина, Уваровский р-н, зап. автора 2004 г.), Пажинка (с. Кужное, Мордовский р-н, зап. автора 2002 г.), которые образуют изоглоссу. О возникновении поста, его содержании повествует этиологическая легенда, бытующая на территории края. В ней говорится о предсказании, которое было сделано Божьей Матери и о тщательной подготовке в течение трёх дней к предстоящему событию. В память о смирении и страданиях Божьей Матери, резюмируется в конце легенды, и был установлен этот пост, к которому следовало относится с почтением: «Этот пост, он надлежит Божьей Матери. Вот, вот в этот день она, значит, умирала, вот, её... а прежде, чем умиреть, ей было предсказано, что она через три дня умрёт. Вот, она к этому три дня готовилась. Вот по этому эти две недели, с четырнадцатого по двадцать седьмое - это пост. Пост эт считается стро... строгий. Потому что она житель-то была всё-таки, это, земная, не небесна. Вот, и по этому её очень це... ценили, за её все моления. У кого что стрясалось, молились ей, чтоб она помогла. Вот этот пост и этот день поэтому начинается так-то» (Шумилина Зоя Филипповна, 1932 г.р., с. Пеньки, Моршанский р-н, зап. автора 2007 г.). Строгость Успенского поста, не-

смотря на его непродолжительность, является нередким упоминанием информаторов и вне текстов легенды (с. Вязовое, Жердевский р-н, зап. автора 2006 г.; с. Голынщина, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Пеньки, Моршанский р-н, зап. автора 2007 г.): «Успенский самый короткий, но он строгий. Он приравнивается к пасхальному» (Филимонова Анна Петровна, 1937 г.р., с. Вязовое, Жердевский р-н, зап. автора 2006 г.).

Пост, который соблюдали накануне Рождества Христова, представлен названием, одноименным церковному празднику: Рождественский пост (с. Вязовое и с. Чикаревка Жердев-ского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Оголиновка, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Голын-щина, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Сычёвка, Никифоровкий р-н, зап. автора 2002 г.; с. Чернышёвка, Первомайский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Тынково, Петровский р-н, зап. автора

2002 г.; с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора

2003 г.; с. Казанское и с. Поповка Староюрьевского р-на, зап. автора 2006 г.; с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.; с. Вольная Вершина, Уваровский р-н, зап. автора 2004 г.). В некоторых районах области он получает дополнительное название, которое связывается с днём святого, датой, совпадающей с началом поста -Филипповский пост (с. Тынково, Петровский р-н, зап. автора 2002 г.), Филиппов пост (с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2005 г.), Филиппки (с. Правые Ламки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.), Ф/Хвилипповки (с. Кулевча, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Кужное, Мордовский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Черны-шёвка, Первомайский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Челнаво-Покровское, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.; с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.; д. Цыганок, Токарёвский р-н, зап. автора 2005 г.). Этиологическая легенда, дошедшая до наших дней, мотивирует появление в канве поста святого, судьба которого, по мнению крестьян, напоминает судьбу Спасителя: «...Вот осенью бывает пост - Филиппов. Это первый был апостол у Бога. В Евангелие пишут про него. Вот его потом повесили, как Ису... как Иисус Христа. Вот ему шесть недель поста. Вот с осени и пока до Рождества, Господь народился» (Кучеева Мария Алексеевна, 1927 г.р., с. Кужное, Мордовский р-н, зап. Кривенцевой Д.Н. 2005 г.). Рождественский пост роднит с Пасхальным временная протяжённость, которая нередко достигает сорока дней. Подобно Петровскому посту Рождественский расценивается как менее строгий.

Основным занятием девушек и женщин зимними вечерами становилась заготовка пряжи - верчь. Эта работа являлась важным показателем сноровки девушек и готовности их к будущей замужней жизни, коллективному труду. На значимость работы указывает тот факт, что количество и качество филипповской пряжи оценивалось неземным существом, Колядой, которое, выражаясь метафорически, осуществляло посредством тонкой нити космогоническую связь между календарными годами и древнейшими мифологическими представлениями о нити человеческой судьбы и жизни.

Из однодневных постов наибольший интерес представляют среда и пятница, которые последовательно соблюдаются в течение всего года. В некоторых районах области эти дни помимо эпитита сухой: сухая среда и сухая пятница (с. Тынково, Петровский р-н,, зап. автора 2002 г.; с. Рудовка, Пичаевский р-н, зап. Чемерчёвой А.А. 2004 г.; с. Казанское, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.), сопровождаются присловьем: пятница-голубятница (с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.), среда и суббота -бабина работа (с. Граждановка, Бондарский р-н, зап. автора 1995 г.). В народном сознании эти два дня семантически связаны с главным героем пасхального периода - Иисусом Христом. Сюжеты этиологических легенд, мотивирующие святость этих дней или их «продажность», выстраиваются в каждом конкретном случае с учётом акцента на предательстве главного героя его окружением или оказания ему содействия. В результате возникает целый ряд однотипных легенд, большинство из которых имеют общерусский, а иногда и общеславянский характер1. Из всего многообразия текстов легенд наиболее устойчивы три типа (группы).

Первая группа интерпретирует «чистоту, святость» животных-помощников Спасителя (с. Сергеевка, Петровский р-н, зап. Раковской Н.Г. 2007 г.; с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.): «[Почему пятница называется «голубятница»?]. Ну, вот там так назвали. Они ж, голубя, они святые. Они святые. Почему они святые-то? Ты не слыхала? Вот слухай. Теперь, когда Исус Христос распинали, иль как Его искали, теперь я вот-ты... Вот. И враги, враги Его искали, никак не найдут. Куры, вот эти вот грешные, вот голубя - святые. Теперь они так-то вот, голубята шумят. Они их ищат, их. А Он

'Достаточно полный перечень существ, наделённых «этимологически новыми признаками», приводится О.В. Беловой на общирном восточнославянском материале [Белова 2004: 348-366].

и в этом был, как её, где лошадья едят-то, в кормушке. Туда Его схоронили. Вот. А они, голубя-то: "Он у-у-у" - умер. Ты понимаешь, как они, ведь ты сама знаешь, как они: "У-у-у - умер". И вот. И теперь... А эти, куры... а воробьи, воробьи: "Чьи". Видишь, как они, воробьи: "Чьи" -живой. И вот они Его нашли. И вот они нашли Его, распинать. О-о! Эт страшно. Нашли, и вот, видишь, на кресте-т вот, как Ему руки, ноги эти-ты. [Кто спрятал Христа?]. Кто... кто Его спрятал-то? Голубята. Голубята Его, голубята Его туда. Сказали, а кто... ну, мать, кто ж, мать. Мать, как мать, по-моему, Анна, мать-то было звать. Анна, вот у мене сястра, Анна. Вот. И они, они Его искали-искали, искали-искали, и вот Его... и вот Его сами воробьи-т Его и продали. Вот нечистые, нечистые. Вот. Видишь? И нашли Его. И начали, начали распинать. Во как» (Копылова Марьяна Николаевна, 1915 г.р., с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.). В зависимости от поведения, поступка антропоморфные, зооморфные существа приобретают дополнительные возможности (привилегии) или подвергаются наказаниям1.

Вторая повествует о преследователях Христа, предательстве Иуды и мучительной кончине Спасителя. Эти легенды пользуются необычайной популярностью (с. Ковылка, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.; с. Старая Казинка, Мичуринский р-н, зап. автора 2004 г.; с. Серповские Выселки, Моршанский р-н, зап. автора 2007 г.; с. Коптево, Рассказовский р-н, зап. Кривенце-вой Д.Н. 2003 г.; с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.; с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.). Пересказывая излюбленный сюжет, информаторы нередко ссылаются на авторитетный, по их мнению, источник - Библию. Однако нарратив редко совпадает с первоисточником: «Оттого, что в Писании сказано, в среду был совет жидовский, убить Бога, Иисуса Христа. Для чего среду и пятницу поститься надо» (Бахтунова Зинаида Ивановна, 1924 г.р., с. Ковылка, Кирсановский р-н, зап. автора 2001 г.); «В пятницу, вот знаешь, в среду нельзя и в пятницу нельзя есть. Вот среда - это продажный был Июда. Продал Христа, его распяли в пятницу, в пятницу это распяли Христа, вот как раз это вот пятница и среда. Эт среда - продажная, а пятница это распяли Его. Июда какой, ведь был в ихай же вот партии вот двена..., вот тах-то, мои хорошие, дюжа не доверяйте, говорит това-

*О наказаниях см. подроб.: О.В. Белова [Белова 2004: 348-366].

рищ, подруга. Как у меня папаня скажет: "Друзья до чёрного дня"» (Ямщикова Татьяна Фёдоровна, 1933 г.р. и Ямщиков Василий Иванович, 1931 г.р., с. Стёжки, Сосновский р-н, зап. автора

2003 г.).

Третья группа этиологических легенд объясняет святость этих дней за счёт таинства рождения и крещения Христа (с. Беломестная Криу-ша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.; д. Фёдоровская, Токаревски р-н, зап. автора 2005 г.): «Это вроде говорят, что Иисус Христос в среду родился, а в пятницу крестился. Вот эти вот два дня постные. Их вообще нужно круглый год как поститься. Не кушать жирного ничего. Это постные дни называются» (Купченкова Валентина Дмитриевна, 1931 г.р. и Тынова Мария Дмитриевна, 1934 г., д. Фёдоровская, Токаревский р-н, зап. автора 2005 г.).

Временная лаконичность однодневных постов с лихвой компенсировалась строгостью в соблюдении запретов, их насыщенностью. Первостепенным следует признать запрет на употребление скоромной пищи. Его нарушение повсеместно воспринималось как проявление неуважения к Иисусу Христу, поэтому всячески порицалось: «А мы никогда среду и пятницу не едим, нет. Среду, пятницу, её не едят никогда. [Почему?]. Нет, Спаситель даже в этот день грудь не сосал, да, грудь не сосал. Поэтому сделали так вот. Сам Спаситель даже у грудей был у материных, говорит, даже грудь не сосал» (Вереникина Евдокия Павловна, 1916 г.р., с. Челнаво-Покровское, Сосновский р-н, зап. автора 2003 г.). Актуальными, особенно для пятницы, являлись запреты на работы в целом, особенно связанные с прядением и ткачеством (с. Ярок, Мичуринский р-н, зап. автора 2004 г.; с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.), а также стиркой белья (с. Нов. Тарбеево, Мичуринский р-н, зап. Чемерёвой А.А.

2004 г.). В народной памяти не сохранилось прямых указаний на связь этих запретов с христианским божеством Параскевой Пятницей, которая в народе известна как покровительница пряжи и льна [МНМ 1992: 357]. Тем не менее, наказание за нарушение установленных норм традиционно соотносится с сакральными существами и оно (наказание) типично для подобных случаев - это прежде всего болезнь, в нашем случае болезнь рук: «Ну, по праздникам у нас вообще-т стараются не работать. Эт так вот, а вот по средам нет, так я не знаю, только так вот говорят, что в среду и пятницу стирать не надо. [Как объяснить запрет на домашние дела в среду и пятни-

цу?]. Вроде не... не надо. Ну, в среду как там, Иисус Христос, ну, вроде в пятницу распяли Его, а в среду то ж что-т с Христом связано. Ну вроде стирать не надо, а то руки болят. Ну кто-т не стирает, а кто-т стирает» (с. Нов. Тарбеево, Мичуринский р-н, зап. Чемерчёвой А.А. 2004 г.). Страх перед божеством, присутствие которого мыслилось в эти дни на земле, заставлял отказаться от каких бы то ни было сельскохозяйственных работ. Среда и пятница объявлялись неблагоприятными и тяжёлыми (с. Ярок, Мичуринский р-н, зап. автора 2004 г.; с. Серповские Выселки, Моршанский р-н, зап. автора 2007 г.) для возделывания почвы.

Связь с сакральными силами придает однодневным постам необычайно высокий статус, формируя в крестьянской среде соответствующее отношение к ним: почтительные (с. Оголиновка, Инжавинский р-н, зап. автора 2002 г.; с. Вишневое, Староюрьевский р-н, зап. автора 2006 г.), великие (с. Старая Казинка, Мичуринский р-н, зап. автора 2004 г.), дорогие (с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н, зап. автора 2003 г.) дни.

Таким образом, появление и соблюдение многодневных и однодневных постов закономерно и обусловлено в народном календаре их функциональной нагрузкой. Сезонное расположение многодневных постов расценивалось в народной среде как возможность плодотворно осуществлять трудовую деятельность, а мифопоэтическая сторона обеспечивала им занимаемый статус, соз-

давая характерную систему запретов и наказаний. Лексическая сторона постов открыта для словообразования, продуктивными можно признать корни пост- и сух-, которые являются семантическими коррелятами.

Список литературы

Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002.

Белова О.В. «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой; Отв. ред. В.Я. Петрухин. М.: Индрик, 2004.

Махрачева Т. В. Ещё раз к вопросу о дистрибуции корня сух-/суш- в парадигме духовной культуры (на примере южнорусских территорий в темах народного календаря, метеорологии и знахарства) // Лексический атлас русских народных говоров: Мат-лы и исследования. 2001-2004 / Ин-т лингв. исслед. СПб.: Наука, 2004.

МНМ - Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2.

Толстая С.М. Семантические корреляты слав. *sux- // Язык культуры: Семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / Отв. ред. С М. Толстая. М.: Индрик, 2004.

Список населенных пунктов, представленных в картах

1 - с. Новотомниково, Моршанский р-н

2 - с. Чернитово, Моршанский р-н

3 - с. Мезинец, Староюрьевский р-н

4 - с. Троицко-Ивановское, Староюрьевский р-н

5 - с. Казанское, Староюрьевский р-н

6 - с. Заворонежское, Староюрьевский р-н

7 - с. Большая Дорога, Староюрьевский р-н

8 - с. Поповка, Староюрьевский р-н

9 - с. Грачёвка, Пичаевский р-н

10 - с. Солчино, Пичаевский р-н

11 - с. Липовка, Пичаевский р-н

12 - с. Правые Ламки, Сосновский р-н

13 - с. Канищево, Пичаевский р-н

14 - с. Вишневое, Староюрьевский р-н

15 - с. Старосеславино, Первомайский р-н

16 - с. Третьи Левые Ламки, Сосновский р-н

17 - с. Вирятино, Сосновский р-н

18 - с. Покрово-Васильево, Пичаевский р-н

19 - с. Чернышёвка, Первомайский р-н

20 - с. Большой Ломовис, Пичаевский р-н

21 - с. Рудовка, Пичаевский р-н

22 - с. Стёжки, Сосновский р-н

23 - с. Хоботово, Первомайский р-н

24 - с. Фёдоровка, Бондарский р-н

25 - с. Берёзовка, Сосновский р-н

26 - с. Митрополье, Бондарский р-н

27 - с. Пахотный Угол, Бондарский р-н

28 - д. Шилово, Бондарский р-н

29 - с. Максимовка, Бондарский р-н

30 - с. Граждоновка, Бондарский р-н

31 - пос. Советский, Бондарский р-н

32 - с. Сычёвка, Никифоровский р-н

33 - с. Знаменка, Никифоровский р-н

34 - с. Челнаво-Покровское, Сосновский р-н

35 - с. Усово, Бондарский р-н

36 - с. Прибытки, Бондарский р-н

37 - с. Куровщина, Бондарский р-н

38 - с. Ярославка, Никифоровский р-н

39 - с. Старая Казинка, Мичуринский р-н

40 - с. Ярок, Мичуринский р-н

41 - с. Стар. Тарбеево, Мичуринский р-н

42 - с. Сабуро-Покровское, Никифоровский р-н

43 - с. Ольшанка, Гавриловский р-н

44 - с. Гаритово, Мичуринский р-н

45 - с. Новосёлки, Мичуринский р-н

46 - с. Озерки, Никифоровский р-н

47 - ст. Селезни, Тамбовский р-н

48 - с. Плетни, Рассказовский р-н

49 - с. Чуповка, Гавриловский р-н

50 - с. Беломестная Криуша, Тамбовский р-н

51 - с. Кёрша, Рассказовский р-н

52 - с. Донское, Тамбовский р-н

53 - с. Ленинское, Кирсановский р-н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54 - с. Мосоловка, Петровский р-н

55 - с. Екатериновка, Кирсановский р-н

56 - с. Дмитриевщина, Рассказовский р-н

57 - с. Стеньшино, Петровский р-н

58 - с. Семёновка, Петровский р-н

59 - с. Решетовка, Петровский р-н

60 - с. Голынщина, Кирсановский р-н

61 - с. Новоситовка, Петровский р-н

62 - г. Рассказово, Рассказовский р-н

63 - д. Трофимовка, Кирсановский р-н

64 - с. Новогородовка, Рассказовский р-н

65 - с. Эксталь, Тамбовский р-н

66 - с. Свищёвка, Кирсановский р-н

67 - с. Верхнеспасское, Рассказовский р-н

68 - с. Алексеевка, Рассказовский р-н

69 - с. Крутое, Петровский р-н

70 - с. Песковатка, Петровский р-н

71 - с. Тынково, Петровский р-н

72 - с. Фоновка, Петровский р-н

73 - с. Рамза, Кирсановский р-н

74 - с. Коптево, Рассказовский р-н

75 - с. Берёзовка, Умётский р-н

76 - с. Воронцовка, Знаменский р-н

77 - с. Знаменка, Знаменский р-н

78 - с. Покрово-Марфино, Знаменский р-н

79 - с. Перикса, Сампурский р-н

80 - с. Никольское, Знаменский р-н

81 - с. Кишкино, Инжавинский р-н

82 - с. Текино, Сампурский р-н

83 - с. Павловка, Сампурский р-н

84 - с. Красивка, Инжавинский р-н

85 - с. Кулевча, Инжавинский р-н

86 - с. Богданово, Ржаксинский р-н

87 - с. Пущино, Ржаксинский р-н

88 - с. Николино, Инжавинский р-н

89 - д. Цыганок, Токарёвский р-н

90 - с. Ольгино, Ржаксинский р-н

91 - с. Натальевка, Ржаксинский р-н

92 - п.г.т. Ржакса, Ржаксинский р-н

93 - с. Оголиновка, Инжавинский р-н

94 - д. Фёдоровская, Токарёвский р-н

95 - с. Гладышево, Токарёвский р-н

96 - с. Абакумовка, Токарёвский р-н

97 - с. Гавриловка, Ржаксинский р-н

98 - с. Черняевка, Мордовский р-н

99 - с. Берёзовка, Токарёвский р-н

100 - с. Пановы Кусты, Сампурский р-н

101 - с. Отшивка, Мордовский р-н

102 - с. Ниж. Шибряй, Уваровский р-н

103 - п.г.т. Мордово, Мордовский р-н

104 - с. Шмаровка, Мордовский р-н

105 - с. Кужное, Мордовский р-н

106 - с. Туголуково, Жердевский р-н

107 - с. Моисеево, Уваровский р-н

108 - с. Вязовое, Жердевский р-н

109 - с. Верхнее-Чуево, Уваровский р-н

110 - п.г.т. Жердевка, Жердевский р-н

111 - с. Вольная Вершина, Уваровский р-н

Нумерация городов, сел, поселков и деревень по районам Тамбовской области

Бондарский р-н

37 Куровщина

29 Максимовка

26 Митрополье

30 Граждановка

27 Пахотный Угол 36 Прибытки

31 Советский 35 Усово

24 Фёдоровка

28 Шилово

Гавриловский р-н

43 Ольшанка 49 Чуповка

Жердевский р-н

108 Вязовое 110 Жердевка 106 Туголуково

Знаменский р-н

76 Воронцовка

77 Знаменка

80 Никольское

78 Покрово-Марфино

Инжавинский р-н

81 Кишкино

84 Красивка

85 Кулевча 88 Николино 93 Оголиновка

Кирсановский р-н

60 Голынщина

55 Екатериновка

53 Ленинское

73 Рамза

66 Свищёвка

63 Трофимовка

Мичуринский р-н

44 Гаритово

45 Новосёлки

39 Старая Казинка

41 Стар. Тарбеево

40 Ярок

Мордовский р-н

105 Кужное

103 Мордово 101 Отшивка 98 Черняевка

104 Шмаровка

Моршанский р-н

1 Новотомниково

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Чернитово

Никифоровский р-н

33 Знаменка

46 Озёрки

42 Сабуро-Покровское 32 Сычёвка

38 Ярославка

Первомайский р-н

15 Старосеславино 23 Хоботово

19 Чернышёвка

Петровский р-н

69 Крутое

54 Мосоловка 61 Новоситовка

70 Песковатка 59 Решетовка 58 Семёновка 57 Стеньшино

71 Тынково

72 Фоновка

Пичаевский р-н

20 Большой Ломовис

9 Грачёвка 13 Канищево 11 Липовка

18 Покрово-Васильево

21 Рудовка

10 Солчино

Рассказовский р-н

68 Алексеевка 67 Верхнеспасское

56 Дмитриевщина 14 Вишневое

51 Кёрша 6 Заворонежское

74 Коптево 5 Казанское

64 Новгородовка 3 Мезинец

48 Плетни 8 Поповка

62 Рассказово 4 Троицко-Ивановское

Ржаксинский р-н Тамбовский р-н

86 Багданово 50 Беломестная Криуша

97 Гавриловка 52 Донское

91 Натальевка 47 Селезни

90 Ольгино 65 Эксталь

87 Пущино

92 Ржакса Токарёвский р-н

96 Абакумовка

Сампурский р-н 99 Берёзовка

83 Павловка 95 Гладышево

100 Пановы Кусты 94 Фёдоровская

82 Текино 89 Цыганок

79 Перикса

Уваровский р-н

Сосновский р-н 109 Верхнее-Чуево

25 Берёзовка 111 Вольная Вершина

17 Вирятино 107 Моисеево

12 Правые Ламки 102 Ниж. Шибряй

22 Стёжки

16 Третьи Левые Ламки Умётский р-н

34 Челнаво-Покровское 75 Берёзовка

Староюрьевский р-н

7 Большая Дорога

T.V. Mahrachyova

NATIONAL IDEA OF ORTHODOX LENTS REPRESENTED IN REGIONAL DIALECTS (TAMBOV)

category of time, lent, peasant calendar, people's spiritual culture, rites

The article gives a fragmentary description of the calendar - one of the components of people's spiritual culture, periods of fasting of different length serving the illustration. Ethnolinguistic approach in the analysis allows reference to both linguistic and extralinguistic data. The authentic material has been selected on the territory of Tambov region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.