Научная статья на тему 'Народное образование и культурно-просветительная история и современность'

Народное образование и культурно-просветительная история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное образование и культурно-просветительная история и современность»

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ М. С.-Г. Албогачиева

Принятие Российского подданства народами Кавказа положило начало образовательному процессу горского населения края. Незнание или плохое знание русского языка служило огромным барьером на пути социального и политического продвижения, к которому стремилась наиболее прогрессивная часть населения.

В Ингушетии, как, впрочем, и в других районах Северного Кавказа, не было светских школ. Почти все население было неграмотным. Сведения об открытии школы непосредственно в Ингушетии имеются в материалах Эдинбургского миссионерского общества, основанного в 1802 г. между Железноводском и Пятигорском [1] возле абазинского аула Кар-рас. Одним из членов Шотландской миссии, занимавшимся проповеднической деятельностью среди населения галгаевского общества, Г. Блаем, была открыта в 1821 г. школа для ингушей, проживавших в местечке Назрань [2]. Детей предполагалось обучать русскому и ингушскому языкам и другим «предметам полезных познаний», имея в виду образование их и внушение евангельского учения [3]. Однако генерал А. П. Ермолов, узнав об этих намерениях, закрыл школу и выслал Г. Блая из Ингушетии снова в Каррас. После закрытия данной школы более 47 лет на территории Ингушского округа школ не было. Только в 1868 г. в Терской области в местечке Назрань было открыто первое училище. Ежегодно 2 или 3 ученика переводились в другие учебные заведения для получения дальнейшего обучения. Тем самым увеличивался общий процент молодых людей, которым открывалась возможность получать полноценное образование.

В конце первой половины XIX в. при Ставропольской гимназии был организован пансион, где получили образование известные просветители: Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров, Саадулла Ахриев, Асланбек Базоркин, Пшемахо Дахкильгов, Кураз Мальсагов, Сай Мальса-гов и др. Многие ингуши, окончившие Ставропольскую гимназию, продолжали учебу в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Тифлиса и других городов Российской империи и Европы [4].

Ингушское общество всесторонне поддерживало администрацию единственной школы и самих учащихся [5]. Активную помощь учащимся оказывали члены «Владикавказского общества вспомоществования

456

учащимся» в яйце X. Астемирова, И. Бекбузарова, X. Келематова, Т. Ми-состова и др. [6J. Общественность стремилась и собственными силами решать этот сложный вопрос. Она собирала средства на строительство школ, обращалась с ходатайствами в государственные инстанции и аульные общества, принимала соответствующие «приговоры». С 1883 г. в городе Владикавказе стало функционировать «Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области». Активными членами этого общества являлись ингуши: Ибрагим Базоркин, Пипе Базоркина, Саид Дарсигов, Гака Ужахов, Ибрагим Ужа-хов, Саадула Ужахов, Юнус Парчиев, Кони Алмазов, Бек-Султан Алмазов, Исса Парчиев, Изберт Оздоев, Сосланбек Долаков, Исмаил Долаков, Зубаир Ужахов, Фатима Джамбулатовна Базоркина, Магомед Джабаги-ев и др. [7]. Сознание в необходимости образования, росло с каждым днем не только на плоскости, но и в горной части Ингушетии. Об этом свидетельствует и такой факт, что местный писарь Джейраховского общества, по собственной инициативе, бесплатно, в свободное от работы время обучал детей разговорному русскому языку, грамоте и иисьму [8]. И. Пантюхов писал, что «ингуши любознательный, бойкий и умный народ, он более, чем какая-либо другая российская магометанская народность рвется к просвещению» [9].

В 1902 г. Н. Тульчинский, изучавший положение ингушей среди других горских народов Терской области, подчеркивал необходимость строительства школ, так как на 48 тысяч ингушей приходилась только одна школа [10]. Несмотря на многочисленные обращения местного населения к администрации, ситуация не менялось. Лишь в 1910 г. открылись два начальных училища - Привольпенское и Насыр-Кортское. До конца 1911 г. было открыто еще 9 начальных училищ, все во временных помещениях.

В Российской империи выделялись ассигнования из казны, которые преимущественно направлялись в районы с «инородческим» населением. За счет этих средств к 1914 г. были построены 22 школы в кабардинских селениях, 17 школ в осетинских, 15 школ в ингушских и 35 школ в чеченских селениях [11]. В 1915 году на совещании заведующих низшими начальными училищами и сельских старшин было принято решение о строительстве низших начальных училищ с целью скорейшего обучения всех мальчиков и девочек 8-11 летнего возраста [12]. До революции ситуация существенно не изменилась.

В 1920 г. 17 ноября была провозглашена Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в которую вошел и Ингушский округ. В Области на тот период насчитывалось 10 школ, где обучались

457

652 ученика. Обучение велось только на русском языке. Почти все ингуши усвоили русский язык и очень многие грамоту, но не было ингушской письменности [13].

Местная интеллигенция не осталась в стороне от решения насущной проблемы ингушского общества, желавшего пользоваться наравне с русской и ингушской письменностью. Доказывается это появлением нескольких проектов ингушского алфавита, разработанных параллельно. Это проекты Заурбека Мальсагова (латинский шрифт), Магомеда Джа-богиева (арабский шрифт), Магомеда Альтемирова (русско-усларовский алфавит) [14], Ф.И. Горепекина (русско-усларовский алфавит).

С переходом на латинизацию все работы были отклонены, кроме алфавита, составленного 3. К. Мальсаговым [15]. Несколько позднее

3. Мальсагов написал ингушскую грамматику на русской основе [16], которая функционирует по настоящее время.

В 1924 г. была образована Ингушская автономная область. За период с 1924-1928 гг. в Ингушетии было построено 20 новых школ. Даже в горной части Ингушетии в с. Пуй функционировала школа, которая закрылась только после принятия решения о строительстве школы и интерната в ауле Эгикал в 1928-1929 гг.

Как было отмечено выше, единственная ингушская газета «Серда-ло», печатавшаяся раньше на русском, стала издаваться на ингушском языке [17]. В период существования Ингушской автономной области ингуши получили наибольшую возможность повысить культурный потенциал народа. Впервые появилась возможность получать образование в учебных заведениях республики. Так в административном центре Ингушской автономной области - во Владикавказе - на 1926 г. находились: ингушские педагогический и индустриальные техникумы, опытнопоказательная школа, педагогические курсы, подготовительная группа Рабфака, ингушская Совпартшкола, ингушский деловой клуб [18].

К 1928 г. во Владикавказе функционировал Ингушский научноисследовательский институт краеведения, в Назрани открылась сельскохозяйственная школа, а в селениях Долаково, Насыр-Корт и в Базорки-но - женские профессиональные школы. Ингушская автономная область имела на тот период два детских дома, 36 пунктов по ликвидации неграмотности, избы-читальни, а в высших учебных заведениях и на рабочих факультетах в Баку, Ростове, Краснодаре, Новочеркасске и Владикавказе учились ингушские стипендиаты [19].

За период существования Ингушской автономной области значительно развилась сеть образовательных учреждений: на 1 октября 1932 г. на-

458

считывалось 48 начальных школ, в которых обучалось 13600 учащихся, т. е. обучались почти все дети школьного возраста [20].

Однако на рубеже 1920-1930-х годов политику предоставления относительно максимальной автономии национальным меньшинствам сменила политика форсирования этнических процессов административными методами. Так, в 1928 г. в ЦКВКН (6) рассматривался вопрос «о возможности объединения ингушей и чеченцев». В русле практического осуществления этой программы обсуждались перспективы создания единого литературного вайнахского языка. Хотя единый вайнахский язык не был создан, но в 1934 г. две автономные области объединили в одну, и это, как предполагалось, должно было привести к консолидации чеченцев и ингушей в единый этнос. Реально, при более чем четырехкратном преобладании чеченцев над ингушами, это означало растворение ингушского народа в чеченском, тем более, при создании специальных условий [21]. Однако этого не произошло. Ингуши пройдя искусственное объединение двух народов, депортацию и реабилитацию, сумели сохранить национальную самобытность и культуру.

Ингушский народ вновь обрел самостоятельность 4 июня 1992. Республика Ингушетия стала самым молодым субъектом Российской Федерации. Такие преобразования позволили народу с новыми силами возрождать еще не растерянный научно-культурный потенциал. Па сегодняшний день в республике функционируют высшие и средние учебные заведения, гимназии, лицеи, школы, детские сады, библиотеки, НИИ и другие образовательно-культурные учреждения.

Высшее и среднее специальное образование, как часть всего образовательного пространства республики, является приоритетным в политике руководства Ингушетии. В настоящее время в Ингушетии в высших и средних специальных учебных заведениях обучаются около 13 тыс. студентов, а более 600 детей ежегодно поступают на учебу в лучшие вузы России. Указом президента в течение последних лет наиболее успешно обучающимся студентам и аспирантам иногородних вузов, Ингушского госуниверситета, а также вузов республики выплачиваются именные президентские стипендии.

Главный вуз республики - Ингушский государственный университет является ведущим центром образования, науки и культуры республики, в нем на десяти факультетах уже обучается около 7000 студентов [22]. Университет в настоящее время готовит специалистов по 23 специальностям и направлениям. Ежегодно лучшие студенты Ингушского госуниверситета выезжают на стажировку в Германию, Францию, Велико-

459

британию и другие европейские страны. Все это вместе взятое позво-яи/го за столь непродолжительное время повысить культурно образовательный и научный потенциал народа.

Литература

1. ОльшевскийМ. Кавказ с 1841 по 1866 год. СПб., 2003. С. 153.

2. Празднование столетия в колонии Карасс // ТВ. 1906. №153.

3. РГИА. Ф. 797. Он. 2. Д. 8809. Л. 8 об.

4. Кодзоев П. История ингушского народа. Назрань, 2002. С. 34.

5. Публичный акт в Назрановской горской школе // ТВ. 1881. №26. Новое обозрение. 1897. №1730.

6. Местные известия // ТВ. 1880. № 11.

7. Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области.

// ТВ. 1910. №44, 45.

8. Г. М. 3. Местные известия // ТВ. 1879. № 40.

9. Паятюхов И. Ингуши // Известия кавказского отдела ими. Русского географического общества. 1900. Вып. 13. С. 76.

10. Тульчинский И. К. вопросу о положении ингушей среди горцев Терской области//ТВ. 1902. №35.

11. Грамотность в ТО // ТВ. 1914. № 130, 132.

12. Школьная жизнь // ТВ. 1915. №76.

13. ПФА РАН Ф. 800 Оп. 6. Д. 574. Л. 31.

14. ПФА РАН Ф. 800 Оп. 6. Д. 574. Л. 32.

15. ПФА РАН Ф. 800 Оп. 6. Д. 161. Л. 1об.

16. Чахкиев Б. Жизнь, отданная людям // Возвращение к истокам. Саратов, 2000. С. 370.

17. Тусиков М. Л. Ингушетия: экономический очерк. Владикавказ, 1926 С. 143.

18. Тусиков М. Л Ингушетия: экономический очерк. Владикавказ, 1926 С. 190-191.

19. Мартиросиан Г. К. Нагорная Ингушетия. Владикавказ, 1928. С. 124-125

20. Мальсагов О. А. Избранное Нальчик 1988. С. 97.

21. Карпов К). К). Образы насилия в новой и новейшей истории народов Северного Кавказа // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 239.

22. Кодзоев М. А. О некоторых вопросах культурного строительства в современной Ингушетии // Сборник научных трудов Ингушского государственного университета.. Магас, 2005. С. 307.

460

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.