Научная статья на тему 'Народная журналистика" и "депрофессионализация" СМИ'

Народная журналистика" и "депрофессионализация" СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
825
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная журналистика" и "депрофессионализация" СМИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 6

А.О. Алексеева

"НАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА" И "ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ" СМИ

По мере развития различных форм интернет-журналистики, потери интереса все большего числа читателей к традиционным СМИ и растущего стремления пользователей найти адекватные формы самовыражения в онлайне электронные медиа трансформируются и приобретают порой самые удивительные формы. В последние годы все большую популярность приобретает феномен, который в английском языке получил название "citizen journalism", "we media" или "participatory journalism".

Термином "citizen journalism" обозначают процесс написания медиатекста, в котором принимают участие не профессиональные журналисты, а обычные люди: они собирают и публикуют в Интернете и реже в печатных СМИ новости, глубоко волнующие их и чаще всего известные им не понаслышке. Данным словосочетанием также обозначают опубликованный материал, созданный таким образом.

В российских реалиях описываемое явление еще недостаточно изучено и, по всей видимости, существует только фрагментарно, поэтому ему еще не было дано какого-либо четкого, устоявшегося определения. Перевести на русский язык его можно как "народная журналистика", "общественная журналистика" или "журналистика участия". Сочетание "гражданская журналистика", которое на первый взгляд является наиболее точным переводом термина "citizen journalism", на проверку оказывается неточным, поскольку уже несет на себе иную смысловую нагрузку: имеется в виду журналистика, которая осознает свою гражданскую ответственность в обществе. Основу этого определения составил доклад Шейни Боуман и Криса Уиллиса "Мы — медиа: как аудитории формируют будущее новостей и информации". Авторы пишут о том, что "цель этого участия — предоставить независимую, достоверную, точную, многообразную и важную информацию согласно принципам демократии"1.

До сих пор, однако, нет устоявшегося мнения по поводу того, имеют ли право непрофессионалы называться журналистами. Например, Дэйв Уинер, гуру американского Интернета, считает:

1 Bowman S., Willes C. We Media: How Audiences are Shaping the Future of News and Information. The Media Center at the American Press Institut, 2003.

«Любитель не хуже профессионала. Просто это другой способ производства медиа. Слово "любитель" происходит от "любовь", а тот, кто работает по любви, и есть любитель. Тот же, кто работает за деньги, — профессионал. Любители чище профессионалов. У них реже возникают конфликты интересов, у них меньше причин скрывать правду, чем у тех, кто работает за деньги и по указке других»2.

С другой стороны, любители не могут полностью посвятить себя подготовке глубоких журналистских материалов, поскольку им приходится зарабатывать на жизнь, выполняя свою основную работу. За исключением крупных "народных" медиапроектов, таких, как, например, корейский "ОИтуИехуз", которые пишут оригинальные новости, более мелкие "народные" медиа специализируются на гиперлокальных новостях. Деятельность еще одной части подобных проектов сводится к комментированию новостей и мнений, опубликованных в СМИ. В силу этого профессиональные медиа отказываются признавать их как своих полноправных коллег. Конечно, многие из "народных журналистов" могут создавать качественный и самостоятельный контент, но какой им смысл делать это, если только они не хотят стать профессиональными журналистами и зарабатывать этим на жизнь?

Именно поэтому "народных репортеров" на данный момент (пока они не переросли в некое иное качество, если, конечно, такое в принципе возможно) логичнее всего было бы называть ди-летантствующими профессионалами. Это и интересно: отныне за внимание читателей, которое стоит все дороже, борются не только профессиональные масс-медиа, но и дилетанты, многие их которых рассматривают свои публикации в Сети только как хобби. Помимо этого основополагающие принципы журналистики далеко не всегда применимы к деятельности "народных репортеров":

"Объективность: блоги субъективны по определению.

Точность: блоггеры на самом деле не сообщают новостей, так при чем же здесь точность?

Доказательность: блоги и комментарии — это театры одного актера.

Прозрачность: это блоггерам хорошо удается, когда они ссылаются на оригинальные материалы, но многие из них по-прежнему этого не делают.

Редакционный контроль: противоречит самой сути блогов"3.

2 Берк Джон. Народная журналистика против профессиональной I // Форум российских редакторов http://www.editorsweb1og.ru/narodnaya_7.burna1istika/425 narodnava zhurnalistika protiv professionalnov i#mo.

3 Ibid.

Первый всплеск "народной журналистики", который позволил серьезно заговорить об этом явлении на международном уровне, произошел по время южноазиатского цунами 2004 г., когда десятки и сотни отдыхающих на таиландском острове Пхукет стали свидетелями разрушительного бедствия и стремились поделиться информацией, которой в то время так не хватало СМИ. Туристы фотографировали происходящее на свои мобильные телефоны и посылали снимки в формате SMS на адреса крупнейших издательств. Таким образом, фотографии, снятые любителями, стали одним из самых достоверных источников информации для многих профессиональных журналистов.

Вторым важным признаком того, что "народная журналистика" — это серьезное общественное явление, стали свидетельства очевидцев во время взрывов в Лондоне в 2005 г., заснятые на камеру или просто изложенные в частных блогах. Здесь снова свидетельства непрофессионалов становились важнейшим источником информации для СМИ. То же самое произошло и во время наводнения в Новом Орлеане, когда многие сведения были почерпнуты СМИ из частных блогов американцев.

В мирной жизни народная журналистика продолжает активно развиваться на сайтах, созданных местными сообществами небольших населенных пунктов США. Вот некоторые из них:

Brattleboro.com. который с 2003 г. издают жители 12-тысячного городка Браттлеборо в штате Вермонт. На сайте — 900 зарегистрировавшихся читателей и минимум 3 тыс. уникальных посетителей в месяц. Для Вермонта это огромные цифры. Однако сайт не зарабатывает достаточно денег для того, чтобы платить заработную плату народным репортерам, а кроме того, здесь не очень удачная структура комментариев.

BlufftonTodav.com города Блаффтон — это бесплатная газета формата таблоида и одноименный интернет-сайт. Они издаются издательским домом Morris Communications Corp., при этом Bluf-ftonTodav.com интерактивен, читателей приглашают заглянуть на сайт газеты и оставить свои комментарии к статьям, создать собственный блог, вывесить фотографии и даже любимые кулинарные рецепты. Так сайт становится высокотехнологичным инструментом для актуального общения сообщества.

Backfence.com объединяет несколько пригородов вокруг Вашингтона. Основатели ресурса отдали все решения, касающиеся сайта, на откуп пользователям, вообще исключив возможность какого-либо вмешательства со стороны редакторов. Жители даже могут публиковать свои новости под "никами" — вымышленными псевдонимами. Однако сомнительно, что кто-либо захочет вести серьезные дискуссии о будущем города с человеком, который представился как "Деревянная палочка", и читать новости, опубликованные таким пользователем.

"WestportNow" издается жителями американского города Вест-порт. Главный редактор этого новостного ресурса Гордон Йоз-елофф, бывший сотрудник телекомпании Си-би-эс, предъявляет высокие требования к текстам "народных репортеров" и даже объясняет им каноны, по которым пишутся новости во всем мире. Кроме того, все сообщения перед опубликованием проходят редакторскую правку. Фотографии, публикуемые на сайте, так хороши, что их даже покупает "Нью-Йорк пост".

"High Plains Messenger", Пайке Пик, штат Колорадо, освещает события в регионе, публикуя расследования в журнальном стиле, последние новости от Ассошиейтед Пресс, соболезнования по поводу кончины домашних животных, подробные материалы о стиле жизни и досуге, бесплатную классифицированную рекламу. Редакционный совет публикует материалы и комментарии читателей, сохраняя некоторый контрольна сайтом. На главную страницу выносятся заголовки статей, которые, по мнению редакции, наиболее актуальны. На сайте есть раздел "Messenger Suggests" ("Messenger предлагает", в котором редакция сообщает читателям, какие из событий она считает наиболее важными).

Еще один интересный ресурс, который, однако, заметно отличается по своей идеологии и принципам создания от локальных новостных узлов наподобие High Plains Messenger, — это южно-корейский портал "ОумайНьюз". Появившись около пяти лет назад, он бросил вызов традиционным корейским новостным СМИ, обогнав по популярности многие из них. По данным OhmyNews, его международная корреспондентская сеть насчитывает 39 тыс. "народных репортеров" — вряд ли таким количеством собкоров могут похвастаться многие национальные СМИ в мире.

В своей автобиографии основатель и руководитель корейского проекта Oy Йон Хо рассказывает, что идея создания интернет-газеты, в которой бы работали народные репортеры, возникла у него еще в 1999 г. Деньги на издание дали пятеро корейских бизнесменов, выступавших за прогрессивное развитие страны. Заразившись идеей народной журналистики, активисты по всему миру способствовали продвижению "ОумайНьюз" на международном медийном рынке. В мае 2004 г. стала выходить англоязычная версия издания. Она создается силами корреспондентов-международников и штатных сотрудников "ОумайНьюз интернэшнл" (OhmyNews International — OMNI)) — международной компании, объединившей тех, кого вдохновляет идея "народной журналистики" по всему миру.

По мнению Oy Йон Хо, каждый человек может стать репортером. Неправильно считать, что журналисты — это какая-то экзотическая порода людей. Любой может рассказывать о событиях, описывать их и распространять. Однако эта очевидная истина, как считает Хо, была скрыта от общества, когда журналистика стала

считаться привилегированной профессией. "ОумайНьюз" — это "новостной альянс новостных партизан", которые борются с традиционными, привилегированными медиа. Под партизанами Хо понимает "членов небольших нерегулярных вооруженных группировок, которые знают позиции врага". «"Народные корреспонденты" имеют право называться партизанами, поскольку они непрофессионалы в СМИ и работают нерегулярно»4.

"ОумайНьюз" впервые стал приносить прибыль в 2003 г. Сегодня 70% прибыли газета получает от рекламы, 30% — от продажи контента другим СМИ. Однако топ-менеджеры стремятся к тому, чтобы соотношение стало 50% на 50%: это свидетельствовало бы о стабильном экономическом развитии. При этом "народным корреспондентам" выплачивают гонорары: от 2000 до 20000 вонов (примерно от 14 до 140 долл. США).

Ежедневно в редакцию интернет-газеты корреспонденты присылают 200—250 новостей, из них публикуется около 70% (сайт обновляется несколько раз в день).

В соответствии с типами "народных" медиа можно выделить и несколько групп "народных репортеров": обладатели смартфона с фотокамерой, которые освещают события, происходящие на их глазах (цунами, автокатастрофу); непрофессиональные корреспонденты, которые рассказывают о последних событиях "на местах" и ориентируются на конкретную аудиторию; активисты, принимающие участие в той или иной кампании посредством ведения блога; наконец, четвертая группа — репортеры, тяготеющие к профессиональному диалогу с журналистами и ведущие странички на сайтах профессиональных СМИ.

Любителям и энтузиастам предстоит долгий путь к настоящей, профессиональной журналистике, а когда они его пройдут, перестанут быть любителями. Так что СМИ не стоит сильно беспокоиться о растущей конкуренции со стороны новых медиа, хотя следует признать: они активно теснят традиционные масс-медиа на информационном рынке, где главная ценность — внимание, помноженное на время, которое читатель уделяет тому или иному типу медиа. Из-за этого ряд американских газет, в числе которых и "Вашингтон пост", уже запретил своим сотрудникам отвлекаться на поддержание других медийных проектов, в том числе веблогов.

Поступила в редакцию 05.07.2006

Hauben Ronda. OhmyNews and 21st Century Journalism // OhmyNews. Sept.9, 2005. http;// engish.Qhmynews.CQm/articleview/article view,a§p?artick,class==8&no= 246787 &rel no=le.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.