Научная статья на тему 'Народная песня как основа национальной музыки'

Народная песня как основа национальной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЛОДИЙ / ФОЛЬКЛОР / FOLK SONG / FOLK MUSIC / COMPARATIVE STUDY / CLASSIFICATION OF MELODIES / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егеи Эмеше

Рассматривается один из аспектов творчества венгерских композиторов – поиски оснований венгерской музыки. Раскрываются представления о классификации народных песен. Обосновывается значимость сбора фольклорных материалов как условие сохранения самобытности этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Song as the Basis of National Music

It considers the search for the foundations of Hungarian music as an aspect of creativity of Hungarian composers. The article develops the idea of the classification of folk songs and proves the importance of collecting folk material as a condition of preservation of the ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Народная песня как основа национальной музыки»

Финно-угорский мир. 2013. № 2-

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Эмеше ЕГЕИ (Emese ЕвЕУ),

доктор философии, доцент кафедры уральских языков Западно-Венгерского университета (г. Сомбатхей, Венгрия)

Композиторы Бела Барток (Béla Bartok) и Золтан Кодай (Zoltân Kodâly), стремившиеся создать самостоятельный венгерский музыкальный язык, в поисках оснований венгерской музыки одновременно обратились к народной песне. Первые научно-поисковые экспедиции Кодая в 1905 и Бартока в 1906 году являются важной вехой в истории исследований музыкальной культуры в Венгрии. Исследования, начатые в духе романтизма в XIX веке, еще не интересовались подлинностью и ценностью народных песен. Кодай и Барток проанализировали имеющиеся коллекции и издания и пришли к выводу, что они неполны и не всегда достоверны, потому что в них встречается много вставок, отвечающих замыслам композиторов; кроме того, эти издания концентрировались главным образом на текстах. Затем они взялись сами за учет мелодического богатства крестьянской культуры, которая была в те времена еще целостной.

Любопытно отметить: мысль о том, что народная музыка должна стать фундаментом национальной музыки, появилась одновременно в Венгрии и Финляндии в работах самых выдающихся личностей. Жан Сибелиус (Jean Sibelius) в своем экзаменационном докладе в 1896 году говорил о том, что композиторская музыка эпохи переживает кризис, обновления можно ожидать только от народной музыки. Он предполагал, что композитор, который «пропитывается» народной музыкой своей страны, смотрит совсем другим взглядом на мир,

а в своих произведениях способен изобразить локальное, своеобразное [2]. Три десятилетия спустя ту же мысль высказал Барток в докладе «Влияние крестьянской музыки на композиторскую музыку последних времен»: недостаточно пользоваться мотивами народной музыки, надо перенести ее внутренний характер и дух в композиторскую музыку. «Что является условием интенсивного влияния крестьянской музыки? То, чтобы композитор познакомился в такой же мере с крестьянской музыкой своей страны, как со своим родным языком» [1].

По примеру языкознания в первые десятилетия XX века началось сравнительное исследование народных песен. Барток собирал музыку народов Карпатского бассейна. Так как в Венгрии в то время еще не было полных сборников народных песен, о сравнительном исследовании нельзя было и думать. Кодай и Барток подали в Общество Кишфалуди Проект нового всеобщего сборника народных песен, в котором подробно описали как предполагаемые методы сбора, так и свои представления о классификации и издании материала. Они планировали издать полные критические материалы, собранные фольклористом Бела Викаром (Ве1а "^каг) и ими самими. Композиторы поняли, что собирательскую деятельность нельзя закончить, однако издание уже имеющегося материала необходимо, чтобы искоренить ошибочные представления и чтобы зарубежные специалисты имели воз© Егеи Э., 2013

КРУГЛЫЙ СТОЛ

можность познакомиться с настоящей венгерской народной музыкой. Следуя образцу изданий Финского литературного общества Suomen Kansan Sävelmiä I-IV (Песни финского народа) и методу Илмари Крона (Ilmari Krohn), вместо классификации, базирующейся на текстах, они предложили классификацию на основе музыки, которая ставит рядом родственные мелодии, т. е. классификацию мелодий по заключительному звуку [3]. Кодай и в своих других работах, например в статье о сравнительном исследовании народных песен, ссылался на финских музыковедов: Илмари Крона и его учеников Армаса Лауниса (Armas Launis) и Армаса Отто Вяйсянена (Armas Otto Väisänen) [4].

Учет финского музыкального материала проводился с середины XIX века -вначале как сопровождающий момент фольклора, потом уже как самостоятельная цель. В этой деятельности существенную роль играли студенческие корпорации Университета Хельсинки, которые собирали студентов одного и того же региона. Многие будущие композиторы, будучи студентами, участвовали в работе экспедиций, поддержанных корпорациями. Это Илмари Крон, Армас Лаунис, А. О. Вяйсянен, Тоиво Куула (Toivo Kuula) и Леви Мадетойа (Leevi Madetoja). Организацией сбора, редактированием и изданием материалов с 1886 года руководило Финское литературное общество (SKS). Его роль сопоставима с ролью Академии наук в Венгрии. Общество с самого начала стимулировало собирательскую деятельность на всех финских территориях, давало стипендии для сбора народных песен родственных народов. Благодаря этому Общество приобрело как значительный архив фонограмм, так и богатый прибалтийско-финский, российско-карельский, поволжский, уральско-финно-угорский, финляндско-шведский и шведско-финский материалы.

Первоочередной задачей стала обработка музыкальной документации, нако-

Мысль о том, что народная музыка должна стать фундаментом национальной музыки, появилась одновременно в Венгрии и Финляндии в работах самых выдающихся личностей. Жан Сибелиус в своем экзаменационном докладе в 1896 году говорил о том, что композиторская музыка эпохи переживает кризис, обновления можно ожидать только от народной музыки. Эту же мысль высказал Барток в докладе «Влияние крестьянской музыки на композиторскую музыку последних времен».

пившейся в архиве общества. Затем была организована комиссия для организации и согласования дальнейших сборов. В ответ на ее обращение учителя, священники, студенты собирали и посылали народные песни. Накопленный материал был разделен на три группы: мелодии руно (как старейший слой), собственные народные песни и мелодии народных плясок. Исследование народных музыкальных традиций способствовало расцвету композиторской музыки народного духа.

Поступила 21.09.2012

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Bartók Béla: A parasztzene hatása az újabb müzenére. - In: BÓI 51. Szerk. Szollosi An-drás. Budapest, 1966: 675.

2. Erkki Salmenhaara: Suomen musiikin historia 2. Kansallisromantiikan valtavirta 18851918. WSOY Porvoo - Helsinki - Juva, 1996: 111.

3. Kodály Zoltán: Az új egyetemes népdalgyüjtemény tervezete. - In: Vissza-tekintés II. Ósszegyüjtótt írások, beszédek, nyilatkozatok. Szerk. Bónis Ferenc. Budapest 1982: 48-52.

4. Kodály Zoltán: Az ósszehasonlító népdal-kutatás elofeltétele. - In: Visszatekintés II. Ósszegyüjtótt írások, beszédek, nyilatkoza-tok. Szerk. Bónis Ferenc. Budapest 1982: 210-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.